Научная статья на тему 'Познавательный компонент экологического образования'

Познавательный компонент экологического образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
776
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGY / ECOLOGICAL APPROACH / ECOLOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Захарова Елена Юрьевна

Познавательный компонент экологического образования, прежде всего, должен включать в себя общую теорию экологии, биологическую, географическую, социальную и антропологическую экологию. В основе общей теории экологии лежит экологический подход. По своему объёму содержание познавательного компонента экологического образования совпадает со сферой экологического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive Component of Ecological Education

Cognitive component of ecological education, in the first place, should include general theory of ecology, biological, geographical, social and anthropological types of ecology. Ecological approach is the basis of general theory of ecology. The content of cognitive component of ecological education coincides with the sphere of ecological knowledge.

Текст научной работы на тему «Познавательный компонент экологического образования»

ББК 411 УДК 577.4

Е. Ю. Захарова г. Чита, Россия

Познавательный компонент экологического образования

Познавательный компонент экологического образования, прежде всего, должен включать в себя общую теорию экологии, биологическую, географическую, социальную и антропологическую экологию. В основе общей теории экологии лежит экологический подход. По своему объёму содержание познавательного компонента экологического образования совпадает со сферой экологического знания.

Ключевые слова: экологическое образование, экология, экологический подход, экологическое взаимодействие.

Ye. Yu. Zakharova Chita, Russia Cognitive Component of Ecological Education

Cognitive component of ecological education, in the first place, should include general theory of ecology, biological, geographical, social and anthropological types of ecology. Ecological approach is the basis of general theory of ecology. The content of cognitive component of ecological education coincides with the sphere of ecological knowledge.

Keywords: ecological education, ecology, ecological approach, ecological interaction.

Прежде чем приступить к специальному рассмотрению познавательного компонента экологического образования, необходимо отметить, что любое образование выступает учебной моделью соответствующей науки и имеет своей целью освоение её фундаментальных принципов. Однако до сих пор остается открытым вопрос о том, каким должно быть содержание экологического образования в школе и вузе, какие области науки должны определить его основу. Разноаспект-ность и сложная дифференцированность современного экологического знания ставит серьёзные вопросы перед системой образования: что должно быть отобрано в качестве основ в программах школ, педвузов и других учебных заведений; в какой мере должны владеть экологической проблематикой специалисты разного профиля и по каким аспектам - социальным или биологическим - и чему долж-

ны быть отданы приоритеты. Единства взглядов по этим вопросам нет. В результате в настоящее время в школах и вузах реализуются разные подходы.

Экологическое образование должно быть концептуально оформлено. Воспитательные аспекты экологического образования важны, но они должны опираться на научную основу, только тогда они будут по-настоящему эффективными. Экологическое образование может быть сфокусировано на любой проблеме - от обмена веществ до национальной безопасности, но часто оно не систематизировано, фрагментарно. Полностью преодолеть это можно лишь на основе выработки чёткого представления об объекте и предмете экологии.

Термин «экология» был введен в научный оборот в 60-е гг. XIX в. немецким биологом-эволюционистом Эрнстом Геккелем. Под экологией он понимал сумму

© Захарова Е. Ю., 2011

знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической. И, прежде всего, его дружественных или враждебных отношений с теми животными или растениями, с которыми они прямо или косвенно вступают в контакт. Одним словом, экология - это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Ч. Дарвин назвал условиями, порождающими борьбу за существование, то есть под экологией Геккелем понималась наука о взаимоотношениях животных с их органической и неорганической средой [3]. Позже такое понимание экологии получило название биологической экологии, которая стала изучать отношения растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Самоопределение экологии как науки началось в лоне биологии под влиянием идей Ч. Дарвина. В этом случае экология определяется как наука, которая изучает отношение живых существ к среде своего обитания, а также взаимодействие их между собой и влияние среды на них [3].

Взаимосвязи живых организмов с окружающей их средой на пространствах разных природных зон были впервые изучены В. В. Докучаевым. Он установил связи природной зональности с климатическими факторами, составил таблицу, в которой связал воедино почвы, растительный мир, фауну и прочие компоненты биосферы для каждой природной зоны [4].

В работах В. И. Вернадского были созданы основы учения о биосфере как единой системе, развитие которой в значительной мере определяется жизнедеятельностью живых организмов. В. И. Вернадский предполагал возможность постепенного перехода биосферы в новое состояние под воздействием человеческой деятельности. Это состояние он определял как ноосферу, сферу разума [2]. В дальнейшем понятие «эко-

логия» эволюционирует и расширяется, удаляясь от представления, ограниченного рамками биологии.

В настоящее время выделяют следующие разделы экологии: биологическую, географическую, социальную экологию, экологию человека. Также принято к разделам экологии относить глобальную экологию. Например, Н. М. Мамедов выделяет глобальную экологию в один из разделов экологии [7]. А. С. Мамзин определяет глобальную экологию как взаимодействие природы и общества [8]. Однако, как отмечают А. В. Быховский и В. А. Ко-былянский, термин «глобальный» скорее отражает количественную характеристику, масштабность проблем, чем их интегративный характер, и, наоборот, употребляется в сопряжении с терминами «региональный», «локальный» [1; 5]. Именно поэтому выделение глобальной экологии как одного из разделов экологии вряд ли целесообразно.

Впрочем само включение экологии человека и социальной экологии в экологию подвергается сомнению. Д. Ж. Маркович в своем фундаментальном труде «Социальная экология» прослеживает становление экологии человека («гуманной экологии») [9]. Он отмечает, что эта молодая дисциплина возникла в двадцатых годах XX в. и термин «экология человека» впервые упоминается американскими учеными Берджессом и Парком. Вначале экология человека существовала как медицинская дисциплина. Возникновение экологии человека связано с пониманием того, что экологическая наука должна изучать природу структуры сообществ и отдельные перемены в их рамках. Так как поведение человека существенным образом отличается от поведения других живых существ в окружающей среде, то возникновение экологии человека вполне естественное явление. Автор утверждает, что экология изучает биосферу не с позиции особенностей человека как природнообщественного существа, а в природном аспекте. Тогда экология человека пред-

стаёт в виде отрасли экологии, которая изучает место человека в экологической системе, взаимовлияние человека и экологической системы, а также перемены, обусловленные этим влиянием. Исследователь констатирует, что основными темами экологии человека являются население, среда, технология и организация. Нельзя не согласиться с его положением о том, что перенос биологических законов на объяснение отношений человека и его среды недопустим. Антропоэкологи-ческие проблемы существуют в контексте общественных отношений. Однако категории и методы, которые применяются в экологии человека, взяты из естественных наук и не адаптированы, по мнению исследователя, к специфике экологии человека как социального существа.

Попытка исправить этот недостаток привела к возникновению социальной экологии, в русле которой стали изучаться отношения человека и среды его обитания с учётом человека как «природнообщественного существа». Д. Ж. Маркович определяет социальную экологию как отраслевую социологию, предметом изучения которой являются специфические связи между человеком и окружающей средой; влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиции её сохранения для его жизни как естественно-общественного существа». Иная точка зрения на проблему существует у Г. В. Стадницкого и А. И. Родионова [12]. Определяя экологию как науку о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания, авторы понимают экологию человека как комплексную дисциплину, исследующую общие законы взаимодействий биосферы и антропосистемы (структурных уровней человечества, его групп и индивидуумов), влияние природной среды (в ряде случаев и социальной) на человека и группы людей. Так как приоритет отдается влиянию природной среды, то авторы приходят к выводу,

что между экологией (взаимодействием со средой группы людей) и социальными проблемами нельзя ставить знак равенства, а природопользование - предмет отдельной области знаний, отнюдь не являющейся частью экологии и тем более её синонимом. Безусловно, экология есть научная база природопользования, она влияет и на социальные проблемы, но словосочетание «социальная экология», в сущности бессмысленно.

Столь резкое различие позиций свидетельствует о том, что проблема содержания понятия «экологии» до сих пор не решена. Когда экология оставалась областью биологии, она занималась изучением взаимоотношений растительных или животных организмов со средой, имея целью выявить принципы, управляющие этими отношениями. Однако на современном этапе становится практически невозможным изучение связей между организмами и средой вне человеческого влияния, которое приобретает глобальный характер. Антропогенные воздействия на биосферу играют всё возрастающую роль. Всё глубже различия между пониманием экологии как области биологии и как самостоятельной науки, включающей целый ряд научных направлений. Представляется ценным наблюдение о том, что экологов можно разделить на две группы, высказывающие крайние точки зрения понимания экологии [5].

1. Представители первой группы ведут исследования природы без учета воздействия человека и рассматривают его в качестве нового царства, наряду с минералами, растительным и животным миром. То есть, экология представляется как наука биологическая, либо биологи-зированная.

Однако специфика современной экологии состоит в том, что она из строго биологической науки превратилась в цикл знания, который включает в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики, даже теологии. Дело в том, что сов-

ременная экология - биологизированная (как и географизированная, математизированная и т. д.), биоцентричная наука, но не сводится полностью к биологии. Её предмет - сохранение функциональной и структурной целости того центрального объекта, который вычленяется в процессе исследования.

В настоящее время экология, несомненно, выходит за рамки биологии, хотя не все согласны с такой точкой зрения. Например, Ю. Одум отмечает, что «экология относится к числу фундаментальных подразделений биологии, изучающей надорганизменный уровень организации. Всем уровням организации жизни соответствуют известные биологические системы» [11, c. 10]. Однако биоцентрический подход не может являться методологической основой экологического образования, так как в этом случае в структуре научного знания не остаётся места для географической, социальной экологии, экологии человека. Хотя, несомненно, мы должны учитывать, что экология начала развиваться из биологии и позиция, что экология - это и биологическая экология, имеет право на существование.

2. Представители второй группы учёных включают Ното sapiens с его деятельностью в сферу исследований экологии. Экология становится не просто естественной наукой, а включает в себя социологию, право, экономику и прочие дисциплины. При этом возникает ситуация, когда любое экоориентированное взаимодействие (взаимодействие «центрального» объекта с «экосредой») включается в сферу экологической науки. При таком подходе не только биологическое, а всё научное знание так или иначе становится экологическим.

Дело в том, что проблемы, интересующие одного специалиста, отличаются от проблем, интересующих другого. У биолога, социолога, медика, географа и т. д. свои объекты изучения. Поэтому, когда все они начинают рассуждать об экологии, каждый из них придаёт до такой сте-

пени различное значение этому термину, что неспециалист перестаёт понимать, что же такое экология вообще.

В 70-е гг. произошла экоориентация естествознания и значительной части человекознания, которая дала толчок к развитию не менее 50 различных отраслей экологии: глобальной, медицинской, радиационной, атмосферы, гидросферы и т. д. То есть очень многие направления в науке стали считаться экологическими. Хотя от использования экоориентирован-ного подхода они не становятся разделами наук собственно экологического цикла. Например, в середине 90-х гг. в педагогике и психологии возникли такие направления, как экологическая педагогика и экологическая психология. От использования экоориентированного подхода они не становятся разделами собственно экологического цикла, а остаются соответствующими разделами педагогики и психологии.

Одну из попыток создать экологию как целостную научную дисциплину делает

А. В. Быховский [1]. Все экологические дисциплины (а их великое множество) он рассматривает как единую научную базу для целенаправленной деятельности по оптимизации или гармонизации взаимоотношений между природой и обществом. В соответствии с выделенными главными аспектами охраны окружающей среды (философским, методологическим, экологии природных систем, медицинским, техническим, социально-экологическим) комплексную экологию А. В. Быховский представляет как целостную систему. Эта система состоит из соответствующих взаимосвязанных разделов - общей экологии, экологии природных систем, медицинской экологии, технической экологии и социальной экологии. Он считает, что, несмотря на усиленную разработку общих философских и методологических принципов взаимодействия общества и природы, учёными заложен лишь фундамент системы рассматриваемого знания, но не сформирован её каркас. В попыт-

ках создания рядом авторов этого каркаса с опорой на термины «глобальная экология», «социальная экология», «экология человека» А. В. Быховский видит определенные методологические трудности: понятие «экология» отягощено грузом взаимоотношений «между организмом и окружающей средой».

Таким образом, на наш взгляд, столь различное применение термина «экология» свидетельствует, с одной стороны, о неразработанности понятийного аппарата экологической науки, возникшей на стыке нескольких отраслей познания, с другой -о сложности и многообразии научных объектов, подходов, методов, привлекаемых для исследования системы взаимодействия «природа - человек - общество».

В современной литературе редко встречаются целостные концепции содержания экологического образования, а также единство мнений по поводу объекта и предмета исследования экологии. Наиболее интересными и проработанными, на наш взгляд, являются концепции В. А. Ко-былянского, Н. М. Мамедова [5; 7].

Н. М. Мамедов делает попытку концептуального осмысления содержания экологического образования. Он указывает, что основу всех экологических дисциплин составляет то или иное представление об экосистеме и экологический подход (центрированный вариант системного подхода). Экосистемы относятся к централизованным системам, где один из компонентов находится в центре. Разделяются экосистемы на: биоэкосистемы, геоэкосистемы, социоэкосистемы, антропоэкосистемы. Выделяются основные, ключевые понятия, которые описывают экосистему. К таким понятиям автор относит: эковзаимодействие, экопротиворечие, экоразвитие и экоустойчивость.

Названные понятия, по мнению

Н. М. Мамедова, позволяют не только последовательно описать любую экосистему, усиливать на каждом последующем этапе мотивацию учения, но и обеспечить взаимосвязи теоретического и практи-

ческого уровня познания и деятельности.

А. Д. Урсул также отмечает, что подобная (онтологическая) схема развертывания логики вполне приемлема, и она так или иначе, может быть не столь строго, но реализуется в ряде учебных пособий по экологии [14].

В. А. Кобылянский на основе анализа этой и предшествующих концепций, не отвергая их, приходит к выводу о том, что экосистема - это общенаучное понятие, которое может быть применимо в рамках различных наук. При этом добавляет, что экологические системы являются особой разновидностью экосистем, в которых взаимодействующие «центральный» объект и экосреда занимают качественно различные («высший и низший») уровни. Строго говоря, именно экологические системы, заключая в себе сферы собственно экологических отношений и экологического взаимодействия, непосредственно выступают адекватной моделью исследования экологических проблем [5]. На основе этого делается вывод о том, что само по себе отношение «центрального» объекта и экосреды - это экоориентированный подход, а не экологический, как его определяли в 70-е гг. А. А. Минц и В. С. Преображенский, выявившие специфику экологического подхода на примере соотношения понятий - «геосистема» и «экосистема» [10]. В геосистеме - «равенство всех элементов друг перед другом и перед лицом целого». В экосистеме - «элементы подразделяются на две крупные подсистемы: «хозяин» и «дом». Аналогичной позиции придерживается Н. М. Мамедов [7]. Он отмечает, что по мере развития экологии формируется экологический вариант системного познания, или экологический подход. Особенность экологического подхода определяется тем, что в представление об экосистеме входят 2 крупные подсистемы: «центральный» объект и окружающая среда.

Ю. П. Трусов представляет экологический подход как исследование взаи-

модействия некоторого произвольного «центрального», «главного» объекта «Х» с окружающей средой в рамках системы «центральный» объект (или элемент, подсистема) - экосреда» то есть совокупность определенных объектов (элементов, подсистем), с которыми взаимодействует «центральный» объект в рамках экосистемы в целом [13]. Другими словами, экологический подход как центрально ориентированный вариант системного подхода представляет рассмотрение всей комплексной системы (которая при этом выступает как экосистема) с точки зрения «интересов» некоторого «центрального», «главного» объекта (элемента, подсистемы). Таким образом, многие учёные выявляют экологический подход как определённый - центрально ориентированный вариант системного подхода.

Учитывая предшествующие концепции, В. А. Кобылянский приходит к выводу о том, что применение экоориенти-рованного подхода само по себе не есть достаточное основание для формирования особой экологической науки. Необходимо различать экоориентированный и экологический подходы. Не всякий экоориентированный подход следует называть экологическим. В. А. Кобылянс-кий отмечает, что экоориентированный подход - это центрально ориентированный вариант системного подхода, при котором выделяется «центральный» объект, экосреда и их взаимодействие друг с другом, осуществляющееся на одном и разных уровнях. Экологический же подход - это экоориентированный подход к исследованию особых сфер действительности - особых экосистем, в которых «центральный» объект и «экосреда» имеют качественно неоднородный характер [5]. В итоге В. А. Кобылянский приходит к выводу о том, что экологический подход исследует не просто экоориентиро-ванные взаимодействия, а экологические взаимодействия.

В. А. Кобылянский предлагает разграничивать экоориентированное и эко-

логическое взаимодействие. Экоориен-тированное взаимодействие - это любое взаимодействие «центрального» объекта и соответствующей ему экосреды, оно охватывает собой одноуровневые и ме-журовневые взаимодействия. Экологическое же взаимодействие - это особое (межуровневое) экоориентированное взаимодействие. Таким образом, именно экологические взаимодействия являются объектом изучения экологических наук. С этим выводом можно согласиться, так как все знания по экологии выстраиваются в одну стройную концепцию, а определения понятий различных направлений экологии даются на одной методологической основе. Например, биологическая экология - наука о взаимодействии косного и живого; географическая экология - наука о взаимодействии географического и негеографического; социальная экология - наука о взаимодействии природы и общества. Таким образом, если объектом изучения экологии рассматривать экологическое взаимодействие, то все знания по экологии будут иметь единую методологическую основу.

Очень важно, чтобы экологическое образование имело единую, общую методологическую основу, на базе которой проводилось бы изучение всех разделов экологии, в том числе и социальной, которая должна составлять основу социоэко-логического образования. Однако следует отметить, что в современной литературе встречается различное определение социальной экологии. Зачастую социальную экологию определяют как комплексную науку о системе «природа - общество», которая, с одной стороны, изучает зависимость общества от природы, с другой - природы от общества.

Социальная экология, несомненно, должна учитывать специфику развития социальных и природных процессов. В этом смысле можно утверждать, что социальная экология - это комплексная наука, но это не простая интеграция

наук. Такого рода исследование требует конкретизации понимания системы «общество-природа» с целью выделения в ней качественно особой области взаимодействия природы и общества - очеловеченной природы, являющейся зоной перехода природы в общество и общества в природу. До тех пор, пока в качестве объекта изучения не выступает само взаимодействие природы и общества как относительно самостоятельный процесс (или отдельные стороны, аспекты этого взаимодействия как целого), осмысление воздействия общества на природу, как и воздействия природы на общество, не нуждается в особой природно-общественной науке и вполне может быть осуществлено в рамках «чистого» естествознания или «чистого» обществоведения. Социальная экология - наука о взаимодействии природы и общества, имеющая целью оптимизацию указанного взаимодействия. Общая социоэкология выступает основой формирования экологической культуры общества.

В свете сказанного именно «Общая теория экологии» должна стать сердцевиной экологической подготовки, и от неё,

как круги по воде, должны расходиться направления актуальной прикладной тематики. Если есть методология, то становится не обязательным запоминать огромное количество материала. Особое внимание на это должны обратить педагоги, преподающие экологию. Поэтому, если мы хотим серьёзно и грамотно создавать основу непрерывного экологического образования, мы обязаны вводить в базовой школе курс (в любой форме) достаточный по объёму учебного времени для изложения основ общей теории экологии.

Таким образом, познавательный компонент экологического образования, прежде всего, должен включить в себя общую теорию экологии, в основе которой лежит экологический подход, биологическую, географическую, социальную и антропологическую экологию. То есть, по своему объёму содержание познавательного компонента экологического образования совпадает со сферой экологического знания. Но при этом следует обратить внимание на то, что указанные знания должны быть определённым образом концептуально организованы для более эффективного усвоения в учебном процессе.

Список литературы

1. Быховский А. В. Экология как комплексная научная дисциплина // Вопросы философии. 1979. № 8. С. 150-158.

2. Вернадский В. И. Биосфера. Л., 1926. 258 с.

3. Геккель Э. Борьба за эволюционную идею. СПб. : Санкт-Петербургская кн. экспедиция, 1909. 345 с.

4. Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. СПб.: Наука, 2001. 568 с.

5. Докучаев В. В. Учение о зонах природы. М., 1948. 235 с.

6. Кобылянский В. А. Философия экологии. М. : Академический проект, 2010. 384 с.

7. Мамедов Н. М. Экология, культура, образование. М. : Наука, 2006. 265 с.

8. Мамзин А. С. Биология в системе культуры. СПб. : Лань, 1998. 268 с.

9. Маркович Д. Ж. Социальная экология. М. : Академический проект, 2005. 310 с.

10. Минц А. А., Преображенский В. С. Актуальные и дискуссионные проблемы системной ориентации в географии // Известия АН СССР. Сер. геогр. 1971. №6. С. 110-123.

11. Одум Ю. Экология. М., 1986. Т. 1. 235 с.

12. Стадницкий Г. В., Родионова А. И. Экология. СПб., 2007. 198 с.

13. Трусов Ю. П. Экологический подход и проблемы становления ноосферы. Пущино, 1980. 119 с.

14. Урсул А. Д. Государство в стратегии устойчивого развития. М. : РАГС, 2000. 256 с.

Рукопись поступила в редакцию 10.03.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.