Е.В. Рыбникова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СТИЛИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Когнитивные стили и стили кодирования информации девушек и юношей в возрасте 16—21 года имеют свои особенности. Девушки и юноши показывают отличия в следующих стилях: поле-зависимость/поленезависимость, импульсивность/управляемость, узкий/широкий диапазон эквивалентности, ригидность/гибкость познавательного контроля. Когнитивные стили и стили кодирования информации имеют свою специфику в зависимости от обучения на естественно-научной или гуманитарной специальностях.
Для характеристики индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности, понимаемых как индивидуально-своеобразные способы переработки информации, используется понятие когнитивных стилей. Когнитивный стиль - это индивидуально-своеобразные способы получения и хранения информации, характеризуется двумя противоположными полюсами. Он стабильно проявляется на различных уровнях интеллектуальной деятельности. Для когнитивного стиля не приемлемы оценочные суждения. В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описания около двух десятков когнитивных стилей [2].
Если считать, что когнитивные стили и стили кодирования информации указывают на различные подходы личности в сферах интеллектуальной деятельности, то предполагается, что стили имеют свою особую специфику в зависимости от пола и возраста. Проводилось исследование стилей: полезависимость/поленезависимость (методика «Включенные фигуры»), импульсивность/управляемость (психодиагностическая методика В.Н. Азарова), ригидность/гибкость познавательного контроля (опросник Р. Нигневицкого, Калифорнийский опросник); импульсивность/ рефлексивность, узкий/широкий диапазон эквивалентности, визуальный/вербальный и сенсорный/интуитивный стили (методика «Стилевые параметры обучения»).
В исследовании принимали участие ученики физико-математических и гуманитарных классов школ города Ярославля, студенты физического, математического и исторического факультетов Ярославского госуниверситета. Всего в исследовании приняло участие 325 человек. Участниками исследования были школьники десятых классов и студенты первого и вторых курсов. Студентов физического факультета было 58 человека (47 юно-
шей и 11 девушек), студентов исторического факультета - 54 человека (14 юношей и 40 девушек), студенты математического факультета - 76 человек (43 юноши и 33 девушки), школьников физико-математических классов было 65 человек (39 юношей и 26 девушек), школьников из гуманитарных классов - 72 человека (10 юношей и 62 девушки).
Для того чтобы найти различия между независимыми группами использовалась программа «Статистика-5», для подсчета непараметрического и критерия Манна-Уитни, который позволяет находить различия между группами выборки. Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Между сравниваемыми группами юношей (153 чел.) и девушек (172чел.) обнаружены значимые различия. Самое существенное отличие между девушками и юношами - разница в выраженности стиля по регулированию личностью собственного поведения (р<0,001). Исследование показало, что юноши в возрасте от 16 до 21года являются более самоуправляемыми по сравнению с девушками.
Существенное отличие выявлено также между девушками и юношами при исследовании стиля полезависимости/поленезависимости (р<0,001). При диагностики данного когнитивного стиля юноши относятся ближе к полюсу поленезави-симости, а девушки больше проявляют себя как личности, зависящие от внешнего поля. Полученные данные согласуются и с исследованиями М.А. Холодной, которая утверждает, что девочки и женщины по сравнению с мальчиками и юношами оказываются более полезависимыми во всех возрастных группах и разных типах культуры. Более выраженная полезависимость женщин может объясняться как биологическими (специализация у женщин и мужчин по своим биологическим функциям в виде консервативного или исследовательского поведения), так и социального детерминантами [2].
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Е.В. Рыбникова
Исследование показало, что существенные различия наблюдаются между девушками и юношами по стилю узкий/широкий диапазон эквивалентности (р=0,01012). По полученным результатам теста можно сказать, что девушки ближе относятся к полюсу аналитиков, юноши же успешно используют оба стиля в обучении.
Отличие между юношами и девушками получилось при выявлении у них стилей восприятия и переработки внешней информации. При диагностике кодирования информации стиля сенсорный/интуитивный в обучении юноши и девушки отличаются друг от друга (р=0,0108). Полученных данные указывают, что девушки при восприятии информации об окружающей полагаются на органы чувств, а юноши могут успешно использовать при обучении не только данный стиль, но и собственную интуицию. Оба пола могут хорошо воспринимать информацию извне, как визуально, так вербально, различий между ними нет.
Существенное отличие между девушками и юношами наблюдается по когнитивному стилю ригидный/гибкий познавательный контроль (р=0,02133). Результаты девушек ближе относятся к полюсу флексибильности, а юношей - к полюсу ригидного когнитивного контроля (см. табл. 1 и 2). Аналогичные результаты были получены в исследовательских работах Г.В. Залевского [1].
Исследование с использованием теста ИМП/ РЕФ когнитивный стиль обучения показало, что нет различий между девушками и юношами при быстроте принятия решений (р>0,1).
Диагностика показала, что для девушек в возрасте от 16 до 21 года свойственна полезависи-мость, импульсивность в поведении, в стилях обучения проявляют себя как аналитики, относятся к полюсу гибкого когнитивного контроля. Юноши показывают независимость от внешнего поля, являются самоуправляемыми по поведению, в стилях обучения могут быть одновременно и аналитиками и синтетиками, расположены к полюсу ригидного когнитивного контроля. Независимо от пола в юношеском возрасте индивидами быстро принимаются решения, и внешняя информация воспринимается как визуально, так и вербально.
Далее проводилось исследование когнитивных стилей и стилей кодирования информации в зависимости от пола и выбранной специальности. Каждая группа, объединенная по полу, например,
девушек, состоит из 5 подгрупп: школьницы физико-математических и гуманитарных классов, студентки физического, исторического и математических факультетов. Группа юношей разделена аналогично. При обработке результатов использовался также и критерий Манна-Уитни. Результаты приведены в таблицах 1 и 3.
Исследование показало, что при сравнении результатов школьниц из физико-математических классов с результатами ровесников из гуманитарных классов, студенток физического и математического факультетов значимых различий не наблюдалось (р>0,1). Можно сделать предположение, что при переходе от среднего образования к высшему когнитивные стили у школьниц-физиков сохранились.
При аналогичных сравнениях у юношей есть значимые различия. Юноши-школьники из физико-математических классов отличаются от сверстников из гуманитарных по стилю зависимости от внешнего поля (р=0,022) и по стилю импульсивности/рефлективности (р=0,080). При сравнении их со студентами физического факультета различий нет (р>0,1), также их нет и при сравнении со студентами математиками, кроме стиля по регулированию собственного поведения (р=0,005). Это говорит о том, что юноши-физики при переходе от среднего образования к высшему сохраняют свои когнитивные стили при выборе естественно-научной специальности, но при этом могут изменять стиль регулирования собственного поведения, смещаясь в сторону к полюсу импульсивности.
Однако когда происходит сравнение уже в группе одной специальности, но между полами, то наблюдается следующая ситуация. Девушки и юноши физико-математического класса имеют различные когнитивные стили (см. табл. 1 и 3). Отличия наблюдаются в стилях: импульсивный/ рефлексивный (юноши расположены ближе к стилю рефлексивности (р=0,087)), импульсивный/ управляемый (юноши являются самоуправляемыми по поведению (р=0,006)), ригидный/гибкий когнитивный контроль (юноши расположены ближе к полюсу ригидности (р=0,034)).
При сравнении значений по тестам девушек и юношей физического факультета обнаружилось, что значимых различий между их когнитивными стилями и стилями хранения информации нет. Существенных различий не наблюдается, поэтому, можно сделать предположение, что стили
Значимые различия между девушками и юношами среди исследуемых и контрольных групп
школьн. студенты
нет р азличий
пмпводш ИМП/РИФ
(0,0811) РИПГИБ (0*10229)
нет различий НЕТ различии
юноши школьн.
ф из,-мат.
РЕФ/ ИМП
юноши школьн. гу манит.
ПЗЯШЗ (0,0858)
нет различии
кзт разхичии
Примечания:
1 Ячейка, показывающая, что сравнение между этим группами провести невозможно.
2 Ячейка, показывающая, что сравнение между этим группами не проводилось, так как они не эквивалентны по дополнительному признаку.
девушек претерпевают изменения и их стили становятся приближенными к стилям юношей. Иначе говоря, обучение на физическом факультете от девушек требует новых когнитивных стилей, по сравнению с тем, что были у них в школе. Можно предположить, что формирование их происходит спонтанно.
Исследование показало, что при сравнении результатов школьниц из гуманитарных классов с результатами студенток исторического факультета существуют значимые отличия. При сравнении тех же групп и у юношей наблюдается различие только по стилю зависимости от поля. Это говорит о том, при переходе от среднего образования к высшему при изучении гуманитарных дисциплин когнитивные стили претерпевают изменения.
Когнитивные стили и стили кодирования информации сохраняются у юношей не зависимо от выбранной специальности при переходе от среднего образования к высшему, у девушек есть различия. В группах гуманитарных специальностях при переходе от среднего образования к высшему стили в большей степени претерпевают изменения.
В результате проведенного анализа выяснилось, что девушки и юноши физико-математического классов в возрасте 16-17 лет имеют различные когнитивные стили. При сравнении внутри групп девушек и юношей физического факультета между собой получилось, что значимых различий между их когнитивными стилями и стилями кодирования информации нет. При смене формы обучения от девушек требуются новые сформирование когнитивные стили, по сравнению с тем, что были у них в школе. Формирование стилей у девушек происходит спонтанно. Юноши, продолжающие обучение по естественно-научной специальности, свои когнитивные стили сохраняют. В результате проведенного исследования можно отметить, что девушки и юноши гуманитарных специальностей при переходе от среднего образования к высшему стили изменяются в большей степени.
В школе у учеников физико-математических, гуманитарных, биологических классов есть весь набор предметов и естественно-научного и гуманитарного циклов. При исследовании когнитивных стилей физиков при переходе от одной формы обучения к другой не обнаружено существенных отличий. Это можно объяснить тем, что на физическом факультете при организации обу-
чения используются по сути те же самые формы, что и в школе: в вузе - лекция, в школе - урок объяснения нового материала, в вузе - практическое семинарское занятие, в школе - урок решения задач, в вузе - физический практикум, в школе - фронтальные и лабораторные работы. Естественно по времени и по количеству излагаемого материала занятия стали больше, но и по своей сути, по своему содержанию совершенно не изменились. На гуманитарных специальностях при смене формы организации обучения, когда школьник поступает в вуз, увеличивается объем вербальной информации, лекции, семинарские занятия происходят в устной форме (студенты слушают преподавателя, сами выступают с докладами, рефератами, дискутируют по темам занятий). Самостоятельная подготовка у студентов исторического факультета, например, требует изучения большого количества литературы. У студентов гуманитарной специальности при получении высшего профессионального образования преподавание предметов по естественно-научным дисциплинам сведено к минимуму по сравнению с физиками. Таким образом, у студентов гуманитарной специальности по сравнению со школьниками и со студентами физиками изменяются когнитивные стили и стили хранения информации, так как изменяется и сама форма организации обучения, и ее содержание.
Значимые отличия выявлены при сравнении результатов студенток исторического факультета и их сверстниц с математического факультета (см. табл. 3). Полученный результат может свидетельствовать только о том, что разные специальности требуют разной сформированности когнитивных стилей у девушек. Аналогичное предположение можно сделать и для юношей. Результаты, полученные при диагностировании, свидетельствуют о том, что студенты исторического факультета отличаются от сверстников математического по стилям зависимости от внешнего поля и узости /широты диапазона эквивалентности (см. табл. 3). При сравнении группы студенток физического факультета со студентками историками и математиками значимых отличий нет. При аналогичных сравнениях групп юношей также не наблюдается различий в когнитивных стилях и стилях кодирования информации. В других группах студентов и школьников различия между стилями девушек и юношей наблюдаются (см. табл. 3).
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Ю.В. Смирнова
Полученные результаты указывают на индивидуально-психологическую особенность девушек и юношей в возрасте от 16 до 21 года. Дальнейшее изучение специфики стилевых характеристик интеллектуальной деятельности позволит создать полную картину о когнитивной сфере в юношеском возрасте.
Библиографический список
1. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. - Иркутск: Восточно-Сибирской изд-во, 1976. - 192 с.
2. ХолоднаяМ.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. Учебное пособие -М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.
Ю.В. Смирнова
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье обозначены проблемы национального и интернационального воспитания детей в школе. Для их решения выделены взаимосвязанные принципы построения системы воспитания на основе социальных и нравственных образов. Подчеркивается роль гуманитарных дисциплин в сочетании с естественными для формирования личности учащегося.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей и идеологический вакуум оказывают негативное влияние на сознание детей и молодежи. Стала заметной утрата нашим обществом национальных и интернациональных традиций. Педагогическая наука все чаще поднимает вопрос о национальном воспитании. Это связано, прежде всего, с обострением отношений на национальной почве. Причиной многих трагические событий в наши дни являются межнациональные конфликты. Поскольку общеобразовательная школа отражает все события современности, то национальные вопросы не обходят ее, и мы наблюдаем конфликты среди учащихся разных национальностей.
Желание людей сохранить свои этнические корни, вполне понятно и оправдано. Поддержание и развитие национальных традиций разных народов является движущей силой развития общества. Этот аспект крайне важен в условиях распространяющейся глобализации, характеризующейся едиными образовательными стандартами, подходами, учебными планами в разных странах мира. На первый план в нашей стране выходят вопросы, связанные с «воспитанием патриотов России, граждан правового государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям
и культуре других народов» [4]. Тенденциями мирового развития выступают расширение масштабов межкультурного взаимодействия, факторы коммуникабельности и толерантности.
Национальное и интернациональное воспитание учащихся определяет приоритетные направления работы по патриотическому воспитанию на современном этапе, обогащает содержание патриотического воспитания и усиливает патриотическую направленность в курсах социально гуманитарных дисциплин. Воспитание должно быть направлено на формирование патриота России, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении ценностей других культур; стремящегося сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; терпимого к другим людям и их ценностям.
Исследователями отечественной и зарубежной науки усматривается тесная связь между такими фундаментальными понятиями, как: образование, культура, национальное самосознание, гражданственность, патриотизм, компетентность. Путь к возрождению России лежит через воспитание, усвоение личностью общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей.
Структурообразующие принципы системы воспитания детей. Необходима педагогически обоснованная система воспитательной работы во всех звеньях общества. При этом роль образовательных учреждений особенно велика. В них необходимо создавать непрерывную систему, ос-