Научная статья на тему 'Познавательные потребности аудитории как жанрообразующий фактор в журналистике'

Познавательные потребности аудитории как жанрообразующий фактор в журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
372
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР В ЖУРНАЛИСТИКЕ / ТЕОРИЯ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ АУДИТОРИИ / ЖАНРООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР / GENRE IN JOURNALISM / THEORY OF GENRES OF JOURNALISM / COGNITIVE NEEDS OF THE AUDIENCE / GENRE FACTOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Людмила Викторовна

Многообразие научных представлений о категории жанра в журналистике создает серьезные трудности для преподавателей вузов, порождая проблему методическую. Назрела необходимость нахождения точек соприкосновения в различных теориях жанров. В новых условиях существования журналистской профессии необходимо уделять особое внимание познавательным потребностям аудитории как ведущему жанрообразующему фактору. Описание жанров как моделей текстов, в которых закреплены определенные познавательные операции, будет иметь не только теоретическую, но и методическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE NEEDS OF AUDIENCE AS A GENRE FACTOR IN JOURNALISM

The variety of scientific concepts in genre categories in journalism creates serious difficulties for university teachers and creating the problem methodically. There is an urgent need to find a common ground for the various theories of genres. In the new conditions of existence of journalism need to pay special attention to the cognitive needs of the audience as the leading factor in the genre. Description of genres as models of texts that contain the specific cognitive operations, will have not only theoretical but also methodological significance.

Текст научной работы на тему «Познавательные потребности аудитории как жанрообразующий фактор в журналистике»

УДК 070

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ АУДИТОРИИ КАК ЖАНРООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР В ЖУРНАЛИСТИКЕ

© 2013

Л.В. Иванова, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Журналистика и социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Многообразие научных представлений о категории жанра в журналистике создает серьезные трудности для преподавателей вузов, порождая проблему методическую. Назрела необходимость нахождения точек соприкосновения в различных теориях жанров. В новых условиях существования журналистской профессии необходимо уделять особое внимание познавательным потребностям аудитории как ведущему жанрообразующему фактору. Описание жанров как моделей текстов, в которых закреплены определенные познавательные операции, будет иметь не только теоретическую, но и методическую значимость.

Ключевые слова: жанр в журналистике; теория жанров журналистики; познавательные потребности аудитории; жанрообразующий фактор.

В новом федеральном образовательном стандарте по направлению подготовки «Журналистика» (031300, квалификация «бакалавр»), введенном в России в 2009 г., дисциплину «Основы творческой деятельности журналиста» заменила дисциплина «Основы журналистской деятельности». Корректировка названия и, частично, содержания дисциплины связаны, по всей видимости, с необходимостью готовить студентов к осуществлению своих профессиональных обязанностей в условиях рыночной экономики, в условиях, когда от журналистики все больше требуется медийности и все меньше творчества. Начинать знакомство студентов с профессией в рамках дисциплины «Основы журналистской деятельности» предлагается с темы «Массовая информация как средство разрешения системных потребностей человека и общества». В дальнейшем суждение о том, что журналисты, производящие массовую информацию, могут влиять на характер и эффективность повседневной деятельности людей, на их активность в различных сферах общественной жизни, если производимая ими информация удовлетворяет определенные информационные потребности человека и общества, проходит «красной нитью» через весь процесс обучения. В сознание будущих журналистов активно внедряется мысль о том, что создание журналистских материалов для СМИ не инициатива автора, а его ответ на информационные потребности аудитории. Мысль, не имеющая принципиальной новизны, получает новый статус, перевешивая такой привлекательный для многих студентов-журналистов тезис профессора Воронежского государственного университета Л.Е. Кройчика, выдвинутый еще в начале «нулевых» годов XXI в.: «Современная публицистика все отчетливее персонифицируется. Автор перестает быть обезличенным ретранслятором передаваемой информации - он все явственнее становится ее интерпретатором»

[1].

Программа подготовки будущих журналистов вполне соответствует вызовам времени. В списке требований, предъявляемых работодателями к медиаспециалистам «завтрашних медиа», на первом месте располагаются такие ключевые компетенции, как «умение селектировать информацию, релевантную информационным потребностям аудитории», «понимание системы ценностей целевой аудитории: содержательные, стилевые предпочтения, причастность к определенным сообществам».

Новый образовательный стандарт и запросы журналистской практики требуют внесения корректировок в теорию, преподаваемую студентам-журналистам. В частности, специфику журналистского текста следует раскрывать через представленную по-новому иерархию типов его отношений с действительностью: во главу угла необходимо ставить не структурный, а функциональный (внешний) аспект. Это поможет осознать студентам тот факт, что именно прагматические отношения текста обуславливают стратегическое целеполагание и конкретные творческие задачи, в соответствии с которыми осуществляется деятельность журналиста, направленная на создание произведения для СМИ, то есть что прагматика 18

обуславливает внутреннюю сущность (семантическую и синтактическую) журналистского материала.

В теории жанров журналистики необходимо менять акценты при раскрытии сущности процесса жанрообра-зования, углубляя представления об аудиторном факторе.

Плюрализм мнений и противоборство суждений всегда являлись и остаются обязательным условием развития научной мысли. Многообразие позиций, точек зрения на природу жанра и процесс жанрообразования, создание современными учеными (Л.Е. Кройчиком, В.Д. Мансуровой, А.А. Тертычным и др.) логически обоснованных и последовательных концепций, несомненно, обогатили теорию жанровой системы журналистики. Благодаря существованию альтернативных точек зрения у теоретиков и практиков журналистики есть широкое поле для выбора модели «жанровидения» (термин А.А. Тертычного). В то же время, у исследователей жанров журналистки есть ряд концептуальных положений, которые могут стать базовыми для нахождения точек соприкосновения в их теориях. Так, большинство теоретиков жанров сходятся на том, что существует ряд признаков, которые обуславливают объединение многочисленных журналистских текстов в типы, впоследствии именно эти признаки помогают описывать жанры и выбирать их для отражения действительности. Еще в 1998 г. А.А. Тертычный написал об этом в учебном пособии «Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход»: они (признаки) «возникают либо относительно произвольно, либо в результате определенных творческих усилий автора. Но в любом случае эти характеристики будут повторяться у ряда текстов»

[2]. Профессор ВГУ Л.Е. Кройчик, в свою очередь, отметил, что эти признаки детерминированы «объективными свойствами анализируемого или описываемого факта; конкретными задачами, решаемыми данным изданием и данным автором; мировоззренческими и индивидуально-психологическими особенностями личности журналиста» [3]. Следуя логике указанных теорий, для правильного выбора жанра следует помнить о том, какой предмет, с какой целью и на каком уровне обобщения необходимо разрабатывать. Однако в этом алгоритме не представлен «шаг», позволяющий осознать, что в каждом жанре закреплена модель познавательной деятельности, позволяющая реализовывать не только авторское намерение, но и познавательные потребности того сознания, на которое ориентирована познаватель-но-отражающая деятельность, то есть в каждом конкретном жанре закреплены познавательные операции, в осуществлении которых может испытывать потребность аудитория, когда сталкивается с конкретным явлением действительности.

В этой связи при характеристике такого жанрообразующего признака как целевая установка следует принимать во внимание аудиторный фактор. Публицистический текст - это, прежде всего, акт коммуникативный, практический, имеющий целью снятие неопределенности в отношении к конкретному факту Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4

у конкретной группы читателей, и формулировка творческой задачи, стоящей перед журналистом, должна производиться с учетом информационных и познавательных потребностей аудитории. Об этом писал Л.Е. Кройчик, глубоко исследовавший проблему соотнесения текста и жанра: «Коммуникативные признаки публицистического дискурса реализуются в актуализации трех взаимодействующих пространств - пространства реальности, пространства автора и пространства аудитории. Общий знаменатель здесь - функционирование публицистического текста как жанра» [4]. Однако в ряде теорий недостаточно четко обозначена роль аудиторного фактора в процессе жанрообразования и жанроопи-сания. Например, у А.А. Тертычного, по учебному пособию которого большинство студентов-журналистов изучают жанры периодической печати, в качестве жанрообразующих факторов называются:

• «предмет выступления;

• способ отображения действительности (существуют: фактографический, основанный на фиксации неких внешних очевидных характеристик; аналитический, нацеленный на проникновение вглубь, в суть предмета, на выяснение взаимосвязей; наглядно-образный, опирающийся на эмоционально-образное обобщение познанного, способы);

• функции конкретного издания;

• творческие задачи, подчиненные предопределяющим функциям: зафиксировать общественные феномены, исследовать их, выявить и описать их суть, исследовать передовой опыт решения всевозможных задач, выработать свое отношение к миру посредством эмоционально-образной типизации, обобщения отображаемых явлений;

• методы познания (эмпирические, теоретические, методы наглядно-образного познания)» [5].

Аудиторный фактор в его списке представлен лишь в завуалированной, требующей специальной расшифровки форме. Мы считаем, что процесс жанрообразования (а, следовательно, и последующего описания жанров) необходимо рассматривать через соотнесение всех компонентов массово-информационного процесса, то есть выделение и характеристика жанра должна осуществляться на пересечении трех отношений: семантических (что из внешнего мира исследует человеческое сознание), прагматических, синтаксических. А значит, жанр

- это форма решения творческой задачи, поставленной в соответствии с особенностями предмета, функциями издания, представлениями автора и сочетанием информационных и познавательных потребностей аудитории. Говоря о потребностях аудитории, мы имеем в виду, прежде всего, познавательные потребности аудитории. При их характеристике за основу могут быть приняты работы психологов, в которых обосновывается, что познавательная деятельность человека проходит ряд этапов: эмоционально-чувственное восприятие, эмпирическое обобщение, теоретическое обобщение. А значит, при постановке творческой задачи журналист должен четко представлять, на удовлетворение какой познавательной потребности должны быть направлены его усилия.

Возможно, именно необходимость отвечать на познавательные потребности аудитории в эмоциональном переживании факта вызвала к жизни жанр реплики. Как известно, новая форма отображения действительности может появиться только при условии сочетания ряда факторов: нового предмета, назревшей потребности познающего сознания в информации определенного типа и возможностей журналистики «ответить» на эту потребность. В постсоветский период сложились благоприятные условия для появления нового жанра оперативного комментирования. В социальной практике появилось большое количество новых реалий, требующих осмысления и отражения. Психологи (в частности, Н.И. Семечкин [6]) отмечают, что быстрее и активнее всего человеческое сознание фиксирует что-то необычное, от-

личающееся, выступающее из общего ряда, а сильные эмоции человек испытывает в противоречивой ситуации, то есть когда поступающая к нему информация не соответствует его биологическим и психологическим потребностям, интересам, ожиданиям, мировоззренческим установкам. Новизна и противоречивость ряда социальных феноменов (в первую очередь, действия властей и новой экономической элиты, явления массовой культуры) породили ситуацию, в которой оказались востребованы тексты, отражающие спонтанную реакцию человека, столкнувшегося с непонятным, неизвестным или неприемлемым для него фактом. Столкновение противоположных установок всегда влечет за собой выплеск эмоций и не может разрешиться простым приемом информации к сведению, а значит, непременно приводит к активизации чувственных переживаний граждан. В результате сочетания всех факторов релевантной оказалась такая форма текста, которая фиксировала соответствующую технологию работы с информацией и способствовала удовлетворению потребности аудитории в эмоционально-чувственном переживании фактов. Данная потребность усиливалась в связи с переходом большей части СМИ на репродуктивно-фактологический способ отображении действительности, а также в связи с тем, что люди, вынужденные жить в ускоряющемся, постоянно «набирающем обороты» мире, стали нуждаться в предельно лаконичной и емкой форме подачи информации.

На удовлетворение познавательной потребности в эмоциональном переживании и эмпирическом обобщении направлена колонка оперативного отклика, ее диалогизм способствует актуализации чувственноэмоциональной и познавательной реакции. К жанрам, предъявляющим результат эмпирического обобщения, могут быть отнесены корреспонденция (и совершенно справедливо отнесение Л.Е. Кройчиком этого жанра к группе исследовательско-новостных жанров), аналитический отчет. В форме теоретического обобщения представляется аудитории проблемная ситуация в жанрах статьи, колонки, обозрения.

Таким образом, на наш взгляд, говоря о целевой установке как жанрообразующем признаке, необходимо делать акцент на взаимосвязи собственно авторской интенции (или задачи, поставленной редакцией) и познавательных потребностей аудитории, которые, в свою очередь, соотносятся с предварительной информированностью аудитории (о причинах, состоянии ситуации, ее оценке, прогнозе и программе выхода).

Нам видится возможность и необходимость развития современной теории жанров журналистики в направлении выявления и описания моделей познавательных операций, закрепленных (в зависимости от предмета и познавательной потребности) в конкретном жанре. Это будет иметь не только теоретическую, но и методическую значимость.

В качестве гипотезы мы предлагаем строить методику преподавания теории жанров студентам-журнали-стам в два «этапа»: во-первых, характеризуя жанр как тип текста, исторически закрепивший определенный набор познавательных операций, в которых может испытывать потребность познающий субъект, сталкиваясь с конкретным типом предмета и оказавшийся перед решением конкретной задачи по отображению этого предмета. При этом следует подчеркнуть, что объективно в каждом конкретном жанре закреплен наиболее эффективный «порядок осмотра мира». И этот «порядок» основывается на общих основаниях. Второй этап - описание конкретных жанров с опорой на существующие теории, истинность которых необходимо оценивать сточки зрения принципов научного знания.

Студентам необходимо объяснить, что каждый жанр вписан в матрицу системы и уже обладает определенным набором признаков. Задача научной теории - на основе анализа эмпирического материала выявить и

описать эти признаки. И именно этим и занимаются современные теоретики жанров (М.Н. Ким, Л.Е. Кройчик и его ученики, В.Д. Мансурова, А.А. Тертычный, М.И. Шостак и другие). Задачей журналиста при написании текста является правильно определить ситуацию (в зависимости от предмета, информационных запросов аудитории, основанных на предварительной информированности, на актуальных потребностях, а также на том, какие познавательные потребности необходимо актуализировать) и из готовой матрицы выбрать тот жанр, который является наиболее адекватным способом решения творческой задачи. Далее - для достижения успеха журналисту необходимо следовать тем признакам, которые присущи жанру. Ситуативный подход к выбору жанров не будет ставить журналистов ситуацию «прокрустова ложа», потому что объективные потребности, выявленные и осознанные, будут способствовать адекватному выбору жанра. Но, конечно, при условии знания матрицы жанров!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров / Л.Е.

Кройчик II Основы творческой деятельности I Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб., 2000. - С. 127

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход I А.А. Тертычный.

- М.: Гендальф, 1998. - С. 200

Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров I Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» I Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб. Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.

- 272 с. - С. 138

Кройчик Л.Е. Жанровые метаморфозы современной российской прессы I Л.Е. Кройчик II Эволюция жанров в истории российской журналистики: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 15-16 марта 2007г. - Самара: Универс групп, 2007. - 100 с. - С. 77

Тертычный, А.А. Жанры периодической печати : учебное пособие I А.А. Тертычный. - изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 320 с. - С. 13-53

Семечкин, Н.И. Социальная психология : Учебник I Н.И. Семечкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 608 с. - С. 12.

COGNITIVE NEEDS OF AUDIENCE AS A GENRE FACTOR IN JOURNALISM

© 2013

L.V. Ivanova, candidate of philological sciences, associate professor of the chair «Journalism and Sociology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The variety of scientific concepts in genre categories in journalism creates serious difficulties for university teachers and creating the problem methodically. There is an urgent need to find a common ground for the various theories of genres. In the new conditions of existence of journalism need to pay special attention to the cognitive needs of the audience as the leading factor in the genre. Description of genres as models of texts that contain the specific cognitive operations, will have not only theoretical but also methodological significance.

Keywords: genre in journalism; theory of genres of journalism; cognitive needs of the audience; genre factor.

УДК 101.1.316

К ВОПРОСУ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

© 2013

В.И. Коновальчук, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии

Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников,

Черкассы (Украина)

Аннотация: Статья посвящена проблеме философского осмысления творческого развития личности на основании философского анализа взаимосвязи творческой деятельности человека и развития его личности, определении роли объективных условий, в частности, образовательного пространства, и субъективных - психических - механизмов личности, детерминирующих ее жизнедеятельность, в частности, творческую реализацию

Ключевые слова: творчество, творческая личность, источник творчества, развитие, познание, образовательное пространство, психические механизмы личности.

На пути культурно-исторического развития человечества существуют явления, интерес к которым не только не исчерпывается, а возрастает на очередном витке развития человеческого познания. К категории таких явлений относится проблема творчества, природа которого считалась, как и все трудно постижимое, божественной, а попытки научного познания сосредотачивались на вопросах источников и смысла творчества, критериев творческого процесса, природы гениальности, соотношение познания и творчества, личности и творчества.

В качестве источника творчества в античный период признавали «мистический дух», в средневековой философии - «божью искру», активное сознание, внутренняя противоречивость усматривал И. Кант, активность «Я», стремление субъекта к расширению собственных границ, противоречия, возникающие в процессе познания называл Гегель, стремление к истине - М. Хайдеггер, диалог человека с миром (Г. Батищев, М. Бахтин), стремление души к слиянию с миром - П. Флоренский, томящая душу неосуществленная энергия - Н. Бердяев, стремление к самоопределению, к самореализации внутреннего мира - А. Потебня, Д. Овсянико-Куликовский,

Б. Райнов.

Сложность и многомерность явления выразилось

в вариативности трактовок творчества мыслителями: как высшей формы деятельности человека (И. Кант); как космического принципа мира, имманентного человеку (В. Соловьев, Н. Бердяев); как «синонима жизни» (А. Бергсон); как «самораскрытия смысла бытия» (Н. Бердяев); как «выражения законов вселенной» (Н. Рерих). В связи с этим и смысл творчества видится философами в решении практических задач, в необходимости самореализации заложенных в человеке потенций, воспевании красоты (романтики), в познании, в соединении с абсолютным духом, самодвижении «Я», полагании истины, преодолении действительности, гармонизации мира, преображение личности человека, испытание себя, гармонизация мира, «восхождении к всеединству, в полагании смысла, в борьбе со злом, осуществлении смысла, познании, самореализации внутреннего мира, понимании, нравственном развитии личности, изживании избыточной энергии.

Особую актуальность проблема творчества приобретает в 21-ом столетии, в условиях распада прежних ценностно-нормативных ориентиров и неопределенности новых, кризиса традиционного и формирования нового социокультурного пространства, в условиях стремительных изменений мира исключительно способность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.