ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2014. № 1
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ
В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
А.В. Старикова
(аспирантура географического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected])
В статье рассматривается преподавание социально-экономической географии в вузе в рамках концепции познавательных барьеров, приводятся примеры таких барьеров и предлагаются практические рекомендации по их профилактике и коррекции, подчеркивается важность этапа разработки учебных материалов. Технология выявления и преодоления познавательных барьеров представлена автором с помощью анализа текста главы учебника по социально-экономической географии зарубежного мира путем выделения фрагментов — источников познавательных затруднений и определения соответствия учебной информации категориям содержательной корректности и насыщенности.
Ключевые слова: познавательные барьеры, технология выявления познавательных барьеров.
Восприятие студентами учебного материала и применение ими полученных знаний во многом зависит от влияния на процесс обучения различных познавательных барьеров. Значение понятия "барьер" впервые отметил З. Фрейд, который считал, что поведение человека и все присущие ему психодинамические процессы разворачиваются в результате взаимодействия внешних и внутренних инстинктов и барьеров [1]. В отечественной психолого-педагогической литературе понятие "барьер" впервые появляется в трудах К.Д. Ушинского [2] и Б.М. Кедрова [3, 4] в процессе описания воздействия психологического барьера на развитие личности. На основе понятия "познавательно-психологический барьер" получила развитие теория проблемного обучения [5], а в конце 1970-х гг. предпринимались попытки через понятие "барьер" осмыслить теорию деятельности [6]. На современном этапе концепция познавательных барьеров в обучении (развиваемая в работах А.И. Пи-липенко, В.А. Попкова, А.В. Коржуева, Л.А. Геращенко, Н.В. Мара-ховской, Р.Х. Шакурова и др.) утверждает, что учебная деятельность не может осуществляться без систематического предупреждения и преодоления таких барьеров.
Один из ведущих исследователей данной проблемы — А.И. Пи-липенко — определяет познавательные (интеллектуальные) затруднения как "большое число трудностей и ловушек", которые находятся на познавательном пути обучаемых и приводят к типичным ошибкам и заблуждениям, следствием чего являются негативные результаты процесса обучения [7: 43].
Во многих работах отмечается неоднозначность роли познавательных барьеров в системе высшего образования: они могут выступать как факторы, тормозящие учебный процесс, или же являться неотъемлемым средством формирования самостоятельного и творческого мышления у студентов, способствовать их личностному и профессиональному росту, так как деятельность по преодолению познавательных барьеров имеет развивающий эффект и выступает как имитация будущей профессиональной деятельности [8—10].
В.А. Попков, А.В. Коржуев и их соавторы выделяют два подхода к пониманию обозначенной проблемы [7]: в первом случае познавательные барьеры обусловлены слабым исходным уровнем знаний студентов, а также трудностями, связанными с некорректной подачей в различных источниках содержания учебного материала; во втором случае познавательные барьеры возникают в процессе самостоятельного решения учебно-познавательных задач (из-за неумения корректно осуществлять операции логического характера, пользоваться теми или иными познавательными технологиями и т.п.).
Вопросами диагностики и своевременного предвидения различных типов1 познавательных барьеров в процессе обучения (т.е. технологиями выявления этих барьеров) и условиями их преодоления занимаются многие исследователи, однако в учебно-педагогической литературе эта тема освещена недостаточно.
Проблема познавательных барьеров практически не разработана и в практике преподавания в вузе географии. В работах по данной тематике затрагиваются либо вопросы, связанные с изучением дисциплин естественно-научного блока в целом [11—13 и др.], либо познавательные барьеры при изучении географии упоминаются в рамках простого перечисления различных видов барьеров. В качестве наиболее распространенного примера познавательного барьера при изучении географии (по крайней мере, на начальном этапе) в педагогической литературе обычно приво-
1 В работах по данной тематике встречаются различные типологии познавательных барьеров в обучении [8, 13—16].
дят интеллектуальное затруднение, связанное с однобоким пониманием факторов формирования различных типов климата на Земном шаре [14]. Обучаемые часто считают, что "чем севернее, тем холоднее", и не учитывают влияния удаленности территории от морей и океанов, ее высоты над уровнем моря, господствующего направления ветров и др.
Работ, в которых с позиций концепции познавательных барьеров рассматривается обучение социально-экономической географии, автором не найдено, что определяет актуальность изучения познавательных барьеров и разработки практических рекомендаций для преподавателей и студентов-географов. Учитывая важность качественного преподавания социально-экономической географии, в данной статье рассматриваются примеры различных видов познавательных барьеров, возникающих у студентов, и предлагаются практические рекомендации по их преодолению. Условия преодоления познавательных барьеров при изучении географии в вузе (как и в других дисциплинах) базируются на описании таких барьеров, их прогнозировании, профилактике и коррекции в процессе совместной деятельности преподавателей и студентов.
Один из принципиальных примеров познавательных барьеров в области социально-экономической географии — когда студенты не могут четко определить сходства и различия объекта и предмета экономической географии и региональной экономики, что вызывает критику курсовых и дипломных работ из-за их недостаточной "географичности" и превалирования экономики над географией.
Данный барьер может возникнуть из-за наличия у студентов пробелов в усвоении учебного материала (несформированность понятий "объект" и "предмет науки") или относится к барьерам самостоятельного действия (неумение применять знания к реальным задачам обучения). Устранению этих барьеров способствует четкое представление о целях и взаимосвязи экономической географии и региональной экономики: если экономическая география в комплексе географических наук изучает географическое размещение производства, условия и особенности этого размещения в различных странах и районах, пространственные процессы и формы организации жизни людей, то региональная экономика представляет собой самостоятельную отрасль экономики и изучает хорошо знакомые студентам общеэкономические категории (национальный доход, валовой внутренний продукт, темпы развития хозяйства и т.д.) с точки зрения законов экономической науки и в приложении к единицам административно-территориального деления (АТД).
Преподаватель должен добиться понимания студентами того, что экономическая география исследует системы объективно существующих территориальных сочетаний производительных сил (которые не всегда совпадают с границами АТД), возникающих в процессе освоения географической среды, и занимается в значительной степени фундаментальными научными вопросами в отличие от региональной экономики — прикладной научной дисциплины, задачей которой является изучение механизма экономического регулирования размещения производства и повышения на практике экономической эффективности развития единицы АТД (например, с помощью разработки и реализации программ экономического и социального развития).
В процессе обучения студенты должны осознать, что, занимаясь исследованием одного объекта — территориальной организации общественной деятельности человека, — эти научные дисциплины имеют разные предметы исследования: региональная экономика охватывает всю совокупность экономических явлений в пространственном аспекте, а в экономической географии упор делается на раскрытие уже существующих особенностей размещения хозяйства и его территориальной организации.
Профилактика возникновения рассмотренного познавательного барьера связана с глубоким пониманием специфики своей дисциплины, поэтому важной задачей преподавателя (особенно в курсах, связанных с введением в специальность) является контроль сформированности у обучаемых: понятий "объект" и "предмет науки", понимания их логической взаимосвязи и умения осознанно применять эти понятия. Преодоление этого барьера формирует профессионализм будущих географов, так как специалисту необходимо знать, чем область его деятельности принципиально отличается от смежных профессиональных областей и других областей научного знания.
Специфика географической терминологии может стать основой развития у обучаемых такого распространенного барьера, как психолого-лингвистический, который требует внимательного отношения к изложению учебного материала. Значения терминов часто неоднозначны, имеют смысловые оттенки, о которых студенты могут не знать из предшествующих курсов. Например, к непростым для усвоения в социально-экономической географии относятся понятия "промышленный район" и "район промышленности", "территориально-производственный комплекс" и "кластер", "подвижность населения" и "миграция" и др. Помочь студентам
преодолеть эти познавательные затруднения может акцентирование преподавателем внимания на сущностных различиях процессов и явлений.
Барьеры самостоятельного действия у студентов-географов часто связаны с использованием в учебных работах специальных методов географического исследования (классификации, типологии, районирования и др.). Например, составляя типологии стран и регионов, студенты часто упускают важное отличие методов: для построения классификации обычно используется количественная характеристика какого-либо социально-экономического показателя, а типология строится на выявлении схожих элементов выбранных территорий на основе качественных и количественных характеристик нескольких социально-экономических показателей.
В процессе обучения социально-экономической географии также встречаются познавательные барьеры исторического типа. Так, изучая историю развития географии, студенты знакомятся с концепциями географического детерминизма (наиболее известная из них предложена Шарлем де Монтескье в труде "О духе законов", где говорится о климате, рельефе и характере почвенного покрова как о важнейших силах, определяющих характер общественного строя [17]). Современная география отошла от позиций крайнего детерминизма и от определения отдельных элементов географической среды как главной силы развития человеческого общества. Но в то же время не следует полностью отрицать влияния природных условий (которое часто проявляется косвенным путем, например как один из факторов размещения производства), что и должен подчеркнуть преподаватель. Включение исто-рико-научного знания в содержание учебных курсов способствует пониманию студентами процесса становления и развития научного знания [8: 111], а также осмыслению ими научных концепций и гипотез (например, связанных с географическим детерминизмом, размещением населения и др.). Это поможет адекватному восприятию учебной информации и преодолению познавательных барьеров такого вида.
Приведенные примеры наиболее часто возникающих познавательных барьеров отражают специфику различных тем в социально-экономической географии, а подробное описание этих барьеров позволяет перейти к характеристике действий, направленных на их преодоление.
Прогнозирование и профилактика познавательных барьеров возможны уже на этапе разработки учебных программ, пособий и учебников благодаря проработке фрагментов учебного материала,
которые потенциально являются источником возникновения познавательных затруднений. Это даст возможность преподавателям предусмотреть в плане занятий: где обязательно должны быть расставлены акценты внимания, какие понятия сформированы, какие искаженные представления необходимо предотвратить. В процессе разработки учебных курсов важно предложить студентам варианты специально подобранных заданий, позволяющих преподавателю контролировать познавательные барьеры различного вида в процессе усвоения учебного материала.
Также важны действия самих обучаемых по осмыслению собственных ошибок (совершенных и потенциально возможных). В задачи процесса обучения входит не простая передача учащимся набора правильных знаний, а развитие качеств, которые позволят студентам в будущей профессиональной деятельности при отсутствии готового решения проанализировать различные решения, оценить их эффективность и последствия и выбрать вариант, наиболее соответствующий ситуации. Таким образом, речь идет о стратегиях и технологиях, связанных с рефлексией и критическим стилем мышления [18]. Вовлечение студентов в оценочно-рефлексивную деятельность входит в обязанности преподавателя и сочетается с разработкой специальных задач и упражнений (в том числе на разрешение сконструированных преподавателем противоречий), включением в учебные курсы историко-методологических фрагментов и т.д.
Коррекция познавательных барьеров основывается на взаимодействии преподавателей и студентов в ходе учебного процесса. При этом необходимо понимать, что возникающие ошибки нельзя считать досадным фактом, умалчивая их наличие, а степень педагогического мастерства преподавателя определяется разумной толерантностью к непониманию учебного материала студентами и готовностью многократно прорабатывать с ними трудные фрагменты. С другой стороны, нельзя решать за студентов поставленные перед ними задачи, так как в этом случае процесс обучения будет представлять собой деятельность, не требующую усилий, и студенты будут освобождены от необходимости мыслить самостоятельно, а значит, не смогут качественно развивать свои профессиональные навыки.
Как было сказано выше, одно из основных условий профилактики и коррекции познавательных барьеров — это меры, принимаемые на этапе разработки учебных материалов. Эффективной технологией выявления и преодоления познавательных барьеров
является анализ учебного текста на наличие фрагментов, которые могут стать источником различных видов познавательных затруднений, и определение соответствия учебной информации категориям содержательной корректности и насыщенности [8, 14]. Учебник как один из ключевых [19] широкодоступных компонентов образовательного процесса должен быть огражден от наличия неверных и искаженных знаний и представлений, а содержащаяся в нем информация максимально понятна студентам, быстро ими осознана и усвоена [8]. Наряду с построением текста в виде "учебной проекции" научного знания учебник должен отвечать основным закономерностям интеллектуального развития личности в процессе обучения, т.е. в современном учебнике предметно-центрический подход должен сочетаться с психодидактическим подходом, что делает закономерным и применение концепции познавательных барьеров.
Разбор текстов, предлагаемых в учебниках для студентов вузов по курсу экономической и социальной географии зарубежного мира, показывает, что каждая тема содержит аспекты, которые должны быть учтены авторами и преподавателями для профилактики познавательных затруднений. Нами рассмотрен текст главы "Население: важнейший объект и субъект общественной географии" учебника по социально-экономической географии зарубежного мира2 и на его примере применена технология выявления и преодоления познавательных барьеров с помощью анализа текста и определения соответствия учебной информации категориям содержательной корректности и насыщенности. В результате анализа были составлены таблицы, в которых предложены практические рекомендации по профилактике и коррекции познавательных барьеров при обучении социально-экономической географии.
Для педагога-географа анализ познавательных барьеров требует пристального изучения, так как такие барьеры могут быть использованы для улучшения результатов и повышения эффективности процесса обучения студентов.
Предложенные в статье варианты описания различных типов познавательных барьеров и проведенный анализ учебного текста на предмет соответствия критериям содержательной корректности
2 Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского. М.: Дрофа, 2005. С. 104—119. Учебник является одним из фундаментальных по данному курсу, подготовлен ведущими специалистами по социально-экономической географии с учетом традиций школы И.А. Витвера, соответствует современным тенденциям в развитии географии и используется во многих вузах для студентов, обучающихся по географическим специальностям.
и насыщенности информации являются необходимым этапом подготовки лекций и семинаров. На наш взгляд, это та часть подготовительной работы, выполнение которой преподавателями вуза обеспечит высокий уровень подготовки будущего специалиста.
Список литературы
1. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. 446 с.
2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика, 1974. 439 с.
3. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике (научно-популярные очерки для молодежи). М.: Молодая гвардия, 1987. 192 с.
4. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика М.: Педагогика, 1976. 278 с.
5. BrunerJ.S. On perceptual readiness // Psychol. Rev. 1957. Vol. 64. N 2. P. 123—152.
6. Никуленко О.А. Некоторые проблемы теории деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 121—126.
7. Коржуев А.В., Попков В.А., Рыбак Е.В. Симметрия и асимметрия в теории обучения в высшей школе // Педагогика. 2004. № 5. С.40—45.
8. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. Московский государственный университет. Серия "Классический университетский учебник". М.: Академический проект, 2010. 452 с.
9. Фридман Л.М. Дидактические основы применения задач в обучении: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 1971. 56 с.
10. Шакуров Р.Х. Об эмоциональном компоненте ориентировочного рефлекса // Вопросы психологии. 1962. № 1. С. 156—165.
11. Воронов В.К., Геращенко Л.А., Ким Де Чан. Проблема познавательных затруднений студентов вузов в изучении цикла математических и естественно-научных дисциплин // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2009. № 3. С. 52—57.
12. Геращенко Л.А, Падаманов Я.А. Значимость естественных наук в современном высшем образовании // Тр. Братского гос. тех. ун-та. Сер. Гуманитарные и социально-экономические проблемы развития регионов. Братск: ГОУВПО "БрГУ", 2004. С. 366.
13. Пилипенко А.И. Развитие человеческого капитала в системе экономического образования: аспект психолого-познавательных барьеров // Вопросы экономики и права. 2011. № 34. С. 85—90.
14. Коржуев А.В. Познавательные затруднения в учении школьников // Педагогика. 2000. № 1. С. 27—31.
15. Белянина И.Н., Лесникова С.Л.Преодоление студентами познавательных барьеров как условие их успешной адаптации к обучению в вузе // Вестн. Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. 2011. № 17—1. С. 159—165.
16. Розов Н.Х., Попков В.А., Коржуев А.В. Практическая педагогика высшей школы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 160 с.
17. Монтескье Ш. Избранные произведения М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. 570 с.
18. Попков В.А. Критическое мышление как атрибут субъекта и объекта высшего профессионального образования // Естественно-научное образование: вызовы и перспективы / Под ред. В.В.Лунина, Н.Е. Кузь-менко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. С. 205—216.
19. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384с.
COGNITIVE BARRIERS IN UNIVERSITY TEACHING
A.V. Starikova
In this article we consider teaching of social and economic geography in graduate education in terms of the cognitive barriers concept. Examples of such barriers and practical recommendations for their prevention and correction are provided. We emphasize the grate role of accurate learning materials development in the process of the barriers elimination. Technology of identifying and elimination the cognitive barriers out of the textbook is applied via detection of such barriers sources and via determination of compliance of educational information to "correctness" and "saturation" categories.
Key words: cognitive barriers, technology of identifying cognitive barriers.
Сведения об авторе
Старикова Александра Вячеславовна — аспирант географического факультета МГУ, выпускница факультета педагогического образования МГУ по программе "Преподаватель высшей школы". E-mail: [email protected]