Научная статья на тему 'ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПЕРЫ « ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОР» ТАН ДУНА В ОЗНАКОМЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ С КИТАЙСКИМИ ТРАДИЦИОННЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ'

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПЕРЫ « ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОР» ТАН ДУНА В ОЗНАКОМЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ С КИТАЙСКИМИ ТРАДИЦИОННЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Tan Dun / opera «Birinchi imperator» / tembrning o’ziga xosligi / xitoy an’anaviy cholg’u asboblari / Тан Дун / опера «Первый император» / тембровая самобытность / традиционные китайские музыкальные инструменты.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Раджабова Зарина Алимовна

Maqolada DSHMI o’quvchilarning Xitoy an’anaviy cholg’u asboblari bilan tanishtirish nuqtai nazardan Tan Dunning « Birinchi imperator» (2006 )opera haqida so’z boradi. Maqola muallifi Xitoy an’anaviy cholg’u xosligiga e’tiborqaratgan bo’lib, bu bolajak musiqachilarning ijodiy rivojlanishini boyitadi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

В статье рассматривается опера «Первый император» (2006) Тан Дуна, в аспекте ознакомления учащихся ДШМИ с китайскими традиционными музыкальными инструментами. Автор статьи сосредотачивает внимание на тембровой самобытности китайских традиционных музыкальных инструментах, что обогащает творческое развитие будущих музыкантов.

Текст научной работы на тему «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПЕРЫ « ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОР» ТАН ДУНА В ОЗНАКОМЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ С КИТАЙСКИМИ ТРАДИЦИОННЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПЕРЫ « ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОР» ТАН ДУНА В ОЗНАКОМЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ С КИТАЙСКИМИ

ТРАДИЦИОННЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Раджабова Зарина Алимовна

Детская школа музыки и искусства №4 zarina. radj abova.99@mail. ru

ANNOTATSIYA

Maqolada DSHMI o'quvchilarning Xitoy an'anaviy cholg'u asboblari bilan tanishtirish nuqtai nazardan Tan Dunning « Birinchi imperator» (2006 )opera haqida so'z boradi. Maqola muallifi Xitoy an'anaviy cholg'u xosligiga e'tiborqaratgan bo'lib, bu bolajak musiqachilarning ijodiy rivojlanishini boyitadi.

Kalit so'zlar: Tan Dun, opera «Birinchi imperator», tembrning o'ziga xosligi, xitoy an'anaviy cholg'u asboblari

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается опера «Первый император» (2006) Тан Дуна, в аспекте ознакомления учащихся ДШМИ с китайскими традиционными музыкальными инструментами. Автор статьи сосредотачивает внимание на тембровой самобытности китайских традиционных музыкальных инструментах, что обогащает творческое развитие будущих музыкантов.

Ключевые слова: Тан Дун, опера «Первый император», тембровая самобытность, традиционные китайские музыкальные инструменты.

ABSTRACT

The article analyzes the opera « The First Empirator» (2006) by Tan Dun in the context of introducing Chinese traditional musical instruments to studends of Youth Schools of Music and Arts. The author focuses on the timber originality of Chinese traditional musical instruments, which enriches the creative development of future musicians.

Keywords: Tan Dun, opera « The First Empirator», timbre originality, Chinese traditional musical instruments.

Опера «Первый император»(2006) Тан Дуна(1957), отличается вокальным своеобразием, сочетающем итальянское bel canto и китайское традиционное пение. Столь же своеобразен и оперный оркестр который который соединяет

европейские и китайские инструменты. Её либретто составлено самим

композитором в содружестве с китайско-американским поэтом и прозаиком Ха

Джином. Премьера спектакля состоялась в 2006 году в Метрополитен-опера

под руководством кинорежиссера Чжан Имоу. Дирижером оперы выступил сам

композитор. Главную роль исполнил Пласидо Доминго.

Сюжет оперы, основанн на событиях из жизни правителя династии Цинь - Цинь Ши Хуана, который в 221 году до н. э. объединил отдельные провинции и тем самым положил начало централизованному китайскому государству. С одной стороны, этот император вошел в историю как великий правитель, с другой - как жесткий тиран.

Следует отметить особенности композиционного строения оперы. Она состоит из двух действий , где первое дкйствие включает три сцены, а второе -две. При этом сцены второго действия следуют без перерыва, плавно перетекая одна в другую. Композитор также реализует идею концерта в опере. Так, во время каждого антракта и в моменты поднятия/опускания занавеса оркестр продолжает играть, подчеркивая происходящее действие. Делая акцент на вокальной интонации, Тан Дун исключает из оперы речитатив, ссылаясь на то, что он замедляет музыкальное развитие. Сквозное строение полотна обусловило отсутствие отдельных номеров, хотя в опере условно выделяются сольные эпизоды, дуэты и ансамбли, вплетенные в общую структуру.

Главными действующими лицами являются - Император, его дочь Юэ-Янг, музыкант Гао- Цзянь Ли и генирал Ван Цзюн. Сюжет оперы насыщен мезансценами обьединяемые между собой инструментальными интерлюдиями. Одной из важнейших сюжетных линий оперы является идея создания гимна которой одержим император. Для осуществления свой идеи император приглашает из одной провинции талантлтвого музыканта Гао-Цзянь Ли, и поручает ему сочинение гимна. В финале реализуется символика, восхождение Императора на трон под гимн написанный музыкантом.

Такая тема, как отмечает, вполне органична для китайского исторического сознания. Действительно, с древнейших временив Китае музыка играла важную роль в общественной жизни. Философское осмысление места музыки в государстве Древнего Китая, как важного средства общественного воспитания и государственного управления, приписывают Конфуцию и его последователям, взгляды на музыку которых изложены в трактате «Юэ-Цзи» (3, 15). В этой истории, раскрываются отношения Императора с музыкой, его поиски и открытие музыки, метафорически олицетворяющие его путешествия по своей судьбе.

Композитору удалось объединить романтический музыкальный язык с китайскими традиционными инструментами, авангард и классику, хроматическую тональность и недетерминированную высотную систему. Помимо этого, в опере одновременно сосуществуют два языка и две манеры пения, а простота вокального стиля сочетается со сложностью оркестровки.

Мелодические линии основных партий оперы представляют собой синтез европейских и китайских интонаций. Тан Дун черпал вдохновение в древних китайских культурных традициях - известно, что перед написанием оперы он отправился в Сиань, чтобы изучать древний китайский вокальный стиль цинь-цян, возникший во времена династии Чин(1,170). Композитор не использовал ни одной оригинальной народной мелодии в угоду традициям классического оперного пения.

Композитор наполняет европейскую оперную формулу интонационными архетипами китайской музыки, используя, в том числе, прямое цитирование подлинных звукообразов Китая. Прежде всего, это проявляется в особенном инструментальном составе, где помимо инструментов симфонического оркестра используются традиционные китайские: ударные инструменты -тибетские чаши, водяной гонг, большой бронзовый колокол, большие китайские барабаны, керамические перезвоны, гигантский колокол на сцене и пары камней и струнно-щипковые инструменты - 15-струнный чжэн гужен, каменные скрипки. Если традиционный западный оперный оркестр занимает свое положение в оркестровой яме, то восточные инструменты выносятся на сцену. В первом действие, в ритуальном эпизоде у Великой китайской стены, на сцене располагаются тринадцать барабанов; в начале второго действия -чжен гужен, на котором играет девушка, чжен гужен вторят сходные по акустическим свойствам арфы. Следует обратить внимание, что китайский струнно-щипковый инструмент чжен гужен обнаруживает черты общности с узбекским традиционным инструментом кануном и корейским традиционным инструментом каягым.

Сочетание различных групп инструментов создает самобытный контраст с оперным оркестром и китайскими традиционными музыкальными инструментами - другой тембр, формирующий иное ощущение пространства. Самая яркая музыкальная особенность «Первого императора» - абсолютное преобладание диегетической музыки, то есть принадлежащей миру, сконструированному внутри оперного действия, которую могут слышать персонажи. Китайская символика проявляется в игре на ударных инструментах. Коллектив музыкантов не только аккомпанирует певцам, но и часто участвует в музыкально-драматическом развертывании.

Cholg'u ijrochiligida musiqiy ta'lim uzviyligini ta'minlash Providing the integrity of music education in instrumental performance

В углу сцены размещен старинный китайский колокол, который в определенном смысле становится участником событий. Перед последней сценой в оркестре три раза звучит устрашающий залп медных духовых в духе Р. Вагнера, к которым присоединяется погребальный звон большого колокола на сцене. К колоколу обращается император в сцене инаугурации - удар в колокол символизирует трагическую точку в развитии драмы.

Таким образом, «Первый император» Тан Дуна представляет собой оперу, в которой естественным образом соединились европейские традиции bel canto с китайской традиционной музыкой. Композитор обращается к симфоническому инструментальному составу, использует пентатонические линии, основанные на диатоническом звукоряде, параллельные квинты и кварты, отражающие европейские клише в музыке Китая. Вместе с тем, он тонко перерабатывает интонационный материал традиционной китайской музыки и, не прибегая к цитированию, делает попытку воссоздания оригинального звукового мира Древнего Китая средствами европейских композиционных техник.

Список литературы:

1. Лю Бицян Веристский строй оперного творчества Тан Дуна. Вюник HAKKKiM, 2014. - № 3. -С. 170-175.

2. У Ген-Ир. История музыки Восточной Азии: Китай, Корея, Япония. Лань., 2010. - 541 с.

3. У Ген-Ир. Шедевры традиционной музыки в странах Восточной Азии (Китай, Корея, Япония). Санкт- Петербург.,2017.-44 с.

4. Sheppard W. Blurring the Boundaries: Tan Dun's Tinte and The First Emperor. The Journal of Musicol-ogy, 2009. - № 26(3). - P. 285-326.

5. Zhang N. Neo-orientalism in the operas of Tan Dun: D.M.A. diss. / Nan Zhang; Dalhousie University Halifax (Canada). Nova Scotia, 2015. - 99 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.