описанием природы (то есть переключается с одной картины на другую, как, например, смена повествовательного описания оценочным).
Помимо перечисленных функциональных типов концовок, в современных исследованиях текста также выделяются концовка - проблемный вопрос, концовка - риторический вопрос, концовка - прогноз.
Несмотря на объективно существующую функциональную разницу между зачинами и концовками, и начальные, и конечные предложения во многом сходны между собой по значению и структуре: зачины и концовки текста представляют собой устойчивые структурно-семантические модели предложений. Это объясняется общей организующей ролью начальных и конечных предложений в определении границ ССЦ как смыслового целого.
Подводя итог, отметим, что обучение коммуникативному письму зависит от: 1) правильного определения основополагающих лингвистических понятий; 2) анализа языковых единиц, их грамматических особенностей, способствующих не только взаимосвязи изучения единиц
языка разных уровней, но и позволяющих дать характеристику тексту, его признакам; 3) последовательной подачи материала.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Филиппов К. А. Лингвистика текста. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 336 с.
2. Уракова Ф.К. Текст как средство обучения русскому языку в национальной школе // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 53. С. 406-411.
3. Москальская О. И. Проблемы системного описания синтаксиса. М.: Высш. шк., 1981. 154 с.
4. Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие. М.: Логос, 2004. 280 с.
5. Уракова Ф. К. Сквозные и опорные понятия, способствующие обучению построению текста // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 229-237.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-СОСТЯЗАТЕЛЬНАЯ ИГРА КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
COGNITIVE-COMPETING GAME AS THE FORM OF STUDENTS' CREATIVE WORK
Г. С. Климова, Н. В. Малинин, Е. А. Светова
Данная статья рассматривает возможности использования такой формы внеаудиторной работы, как познавательно-состязательная игра в рамках компетентностной модели обучения. Авторы полагают, что такая форма образовательного процесса позволяет решить целый комплекс задач, стоящих перед преподавателем, реализующим государственные стандарты третьего поколения. В статье приведены варианты заданий и организационные рекомендации для проведения игры (на основе междисциплинарного синтеза истории и английского языка).
G. S. Klimova, N. V. Malinin, E. A. Svetova
This article examines the opportunities of such form of the extracurricular work as cognitive-competing game within the competence-based education. The authors consider that this form of the educational process can solve the complex of problems arising in front of the teacher working with the third-generation state standards. The article includes variants of tasks and recommendations for the game holding (on the basement of interdisciplinary synthesis of History and English).
Ключевые слова: познавательно-состязательная игра, компетентностная модель обучения, творческая работа, внеаудиторная работа.
Keywords: cognitive-competing game, competence-based education model, creative work, extracurricular work.
В быстро меняющемся мире XXI в., как признают мировые специалисты в области образования, традиционная модель обучения, основанная на академических принципах и отвечающая запросам индустриального общества, все чаще не соответствует по-
требностям современной общественной жизни. Подспудно главной целью образования считается экономическое назначение: снабжать студентов необходимыми навыками, которые помогут им зарабатывать на жизнь. Отсюда - характерное стремление к более высокому
уровню эффективности и производительности, при котором на периферии внимания остаются те человеческие факторы, от которых зависит творческое и новаторское отношение к работе и жизни, особенно ценные в современном (информационном, постиндустриальном) обществе. Как считает всемирно признанный авторитет в сфере образования и развития творческих способностей сэр Кен Робинсон, роль современного образования должна определяться не только экономическим назначением, но в первую очередь - индивидуальным и культурным аспектами, которые могут содействовать развитию личности студентов, проявлять их восприимчивость и таланты, а также способствовать глубокому пониманию мира [1].
В этой связи совершенно особое значение в образовательном процессе приобретает воспитательная работа. Для развития навыков творческой деятельности и уверенности в своих силах, воспитание должно отвечать следующим задачам:
• выявление творческих способностей студентов;
• формирование и поддержка активных творческих групп;
• поощрение рассмотрения новых идей и выдвижения гипотез;
• развитие понимания роли интуиции и эстетического восприятия;
• содействие экспериментам и готовности совершать ошибки.
Такие задачи требуют поиска адекватных форм образовательной и воспитательной работы, одной из которых может стать познавательно-состязательная игра.
В начале XXI в. в России в молодежной среде широкую популярность получили командные игры по городскому ориентированию, где целью участников является поиск и достижение за кратчайшее время заданных организаторами контрольных точек. В отличие от классического спортивного, городское ориентирование располагает несколькими способами задания контрольных пунктов. Это могут быть адреса, местные названия и ориентиры, присущие городскому ландшафту, условные схемы и фотографии, комбинированные описания и городские загадки. Остальные правила зависят от самого соревнования. Популярность таких соревнований, как «Бегущий город», «Схватка», "Encounter" и прочих, свидетельствует об интересе молодежной, в частности, студенческой аудитории к командным познавательно-состязательным играм.
Феномен городских игр не остался незамеченным. Опыт их организации и проведения нашел положительный отклик как среди философов-теоретиков, так и педагогов-практиков. В контексте современного изучения проблем урбанистки ученые, в частности, признают, что «современный город нужно устроить так, чтобы каждый житель чувствовал не только неудобства и не только комфорт, но и свою нужность». И одним из первых шагов в этом направлении являются городские игры в реальном времени [2]. В то же время педагогами признается важная
роль городских игр как элемента социальной адаптации детей и подростков [3].
Нужно учитывать, что современное поколение молодежи, особенно молодые жители крупных городов, проводят времени на улице значительно меньше, чем их сверстники 10-20 лет назад. И городские игры - это прекрасная возможность для студентов познакомиться как с историей, так и с повседневной жизнью города, в котором они живут, посмотреть на него с другого ракурса. В отличие от более привычных и традиционных форм внеучебной работы, например экскурсий, городская игра позволяет участникам работать в команде, самостоятельно принимать решения, а не просто выступать в роли пассивных слушателей, что безусловно является хорошим стимулом к работе.
Очевидно, что как элемент образовательного процесса городские игры представляют собой яркий пример принципов интерактивной педагогики. Сегодняшнее внимание к этому направлению педагогической мысли сопряжено как с ростом влияния коммуникативистики в научном пространстве, так и с возможностями данного подхода в условиях информационного общества. Можно согласиться с отечественным методистом М. А. Петренко, что ключевым моментом в интерактиве является понимание того, что творческая активность личности является основой успешного взаимодействия [4]. Именно этот аспект интерактивной педагогики позволяет решить поставленную ранее задачу воспитательной работы о выявлении творческих способностей студентов. Важно также отметить, что, как пример педагогического интерактива, городские игры способствуют реализации современных государственных стандартов высшего образования, ориентированных на компетентности. Познавательно-состязательные игры создают прекрасные условия для формирования, например, таких компетенций как:
• способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (то есть умение действовать в рамках поставленных задач);
• готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (то есть умение согласовывать свои действия с действиями партнера).
Также необходимо отметить, что групповая работа в форме познавательно-состязательных игр позволяет объединить студентов разных курсов и факультетов в одной команде, что, очевидно, способствует развитию студенческого сообщества как в рамках факультета, так и университета. Подобные мероприятия могут стать основой для выхода на совместные студенческие проекты, в том числе и профессиональные.
На наш взгляд, опыт организации подобных городских соревнований может быть успешно использован в контексте преподавания иностранных языков. Такие игры отвечают двум важным аспектам в обучении языкам - ситуативности и спонтанности. Ситуативность -необходимость применять английский здесь и сейчас в искусственно созданной, но увлекательной ситуации. Спонтанность важна, так как является непременным
фактором преодоления языкового барьера. В образовательном плане подобные соревнования помогут студентам актуализировать и применить на практике знания по профильным дисциплинам (истории, социологии, литературе, истории искусства и т. д.), расширить кругозор, а также использовать свои знания иностранного языка. Таким образом, городские познавательно-соревновательные игры позволяют реализовать еще одно из основных направлений современной педагогики - междисциплинарность.
Также необходимо отметить, что существующая на данный момент балльно-рейтинговая система позволяет официально вписать познавательно-состязательные игры в процесс обучения и наглядно продемонстрировать преимущества данной формы работы. Важно, что в ее условиях выставление поощрительных баллов может стать дополнительной мотивацией для студентов.
Как мы видим, познавательно-состязательные городские игры позволяют применить на практике следующие направления современной педагогики:
• воспитательная работа;
• деятельностный и компетентностный подход;
• интерактивность;
• междисциплинарность.
Все это свидетельствует о высоком педагогическом потенциале такой формы организации учебного процесса.
Приложение 1. Методические рекомендации к проведению познавательно состязательной игры.
Суть игры заключается в том, что команда должна пройти определенный маршрут по городу, двигаясь от объекта к объекту и выполняя игровые задания. Игра состоит из нескольких этапов - контрольных точек, связанных между собой единым сюжетом. Задача участников -используя задания-подсказки, которые даются на изучаемом языке, отыскать все контрольные точки на маршруте, после чего добраться первыми до конечного пункта.
За несколько дней до игры в специально созданных группах в социальных сетях публикуется предварительная информация, из которой можно узнать о том, какому именно сюжету будет посвящена игра (поиски пропавших артефактов прошлого, историческое расследование, разгадка краеведческих тайн и т. п.). За день до соревнования на обязательном организационном собрании участникам раздается первое задание, в котором зашифрована первая контрольная точка маршрута.
В день игры все команды одновременно собираются в университете и отправляются на первую контрольную точку, месторасположение которой им нужно отыскать самостоятельно, сделав первое задание.
На контрольных точках участников ожидают волонтеры из числа старших студентов или магистрантов, которые регистрируют прибывшие команды, кратко расска-
1
Historical walk around Moscow of 1812
Napoleon's treasure
Lieutenant Napo served under the supervision of the King of Naples. Napo pointed that he spent most part of Moscow autumn in the remarkable mansion with his marshal before he moved to Pea-green field. This marshal, "Dandy king" and "First horseman in Europe", was noble enough not to blow up his temporary shelter as Napoleon had ordered.
In his diary Lt. Napo wrote:
The house was notfarfrom the bank of the Yausa, where the ground rises into a small
hill called Vshivaya gorka. I shall never forget a picturesque view down the hill - all the other houses were burnt down and a beautiful blue belfry dominated the area.
You have to find out the position of the headquarter and be there to get next clue.
/¿?/2
2
Historical walk around Moscow of 1812
Napoleon's treasure
Lt. Napo's diary:
I've escorted His Majesty when he visited a Russian officer today. We r
the river looking at the burned down houses. But the building, we were going to, was almost safe. Its long façade, almost 400 meters, dominated the whole place of fire... The Great Chinese Wall a la Russe was nearby.
/3/2
3
Historical walk around Moscow of 1812
Napoleon's treasure
*
Lt. Napo's diary:
My horse hurt its leg. So I had to bok for another one. The stable was o; a small church. The street was called after beautiful female name which I couldn't remember. It sounded to me like barbarous spirit of Moscow... The church was
also called the same name.
/S/2
5
Historical walk around Moscow of 1812
Napoleon's treasure
Lt. Napo's diary:
After the great fire the Kremlin was surrounded with blackened remains of many
solid houses. I remember well the biggest one that stood right opposite the Kremlin wall. Its central part was no more than a skeleton but left and right wings survived and overlooked the street. I entered the backyard of the house in order to find a
quiet place where I could temporary hide some precious things I had seized the day before. No living soul was in the neglected yard. There stood an old-fashioned
house and several unexpected tombs were aside. I decided to put my treasures under a tombstone...
Leon Napo managed to find the house his great-grandfather had
mentioned. He was surprised that many buildings which survived after the fire of 1812 were demolished in the 20th and the very beginning of the 21st century. One of them was the house in the backyard described by the lieutenant. Having seen it Leon realized that the nowadays house was only a replica. But the tombstone remained where it used to be.
Leon took photo of this building and was amazed that its current address contained the name of Moscow main street, though the latter is rather far from the spot. To find out the house number you should count the quantity of fingers and thumbs of one hand and add the second letter of Russian equivalent of "surrender".
/S/2
4
Ifctorical walk around Moscow of 1812
Napoleon's treasure
Moscow was burnt into ashes in 1812. But glory of the city was soon reestablished. New buildings appeared, old rivers disappeared. Look for the birth of new Moscow on the place of ancient one. The river has become a ghost, but the stone bridge still exists.
/Я/2
л
6
(fctorical walk around Moscow of 1812
Napoleon's treasure
Lt. Napo's diary:
When I had the most of my new treasures hidden, I went to the theatre. Yes, we have a kind of typical French theatre here in Moscow. I don't remember how I got it. It was dark when I left the gloomy backyard. As I didn't know where to go, near a monastery I asked a young soldier to show me the way. Despite it was late, the street was quite busy - several mansions were still burning, the locals were wandering hither and thither, some nuns were going back to their burnt convent. Everything diverted my attention from the way we were going. Finally we reached the theatre. Only my love who performed that day on the stage was on my mind. She was so charming. When we met tête-à-tête I presented the antiquity to my precious ... Unfortunately almost every performance in the Moscow French theatre is followed by a great razzle-dazzle. That day officers started singing the Emperor's praises and shooting before the show was over, so we had to escape and hide the gem in the walls of the estate.
Leon Napo is confused about very similar (as he thought) streets and lanes of Moscow center. To recall the way to the French theatre he used several tips.
1. The monument of the composer is the first tip. He is sitting just in front of the temple of music in the street you're looking for.
2. Along the street you should come up to a lane which name Leon kept in mind with the combat way of the Great army:
Battle of Leipzig Battle of Jena
Battle of Eckmühl Battle of Elchingen Battle of Ocaña Battle of Vauchamps
Battle of the Nile Battle of Smolensk
Battle of Trafalgar B attle of Katzbach.
And of course he didn't forget about Maloyaroslavets that was roughly translated as small Yaroslavl.
3. The most significant and memorable tip is about the building of the theatre. There (as the carpet-shop-assistants state) at night one can still hear the sounds of vaudeville.
/3/2
зывают о месте контрольной точки и раздают задания для следующего этапа. Получив задание, участникам, в свою очередь, необходимо прочитать английский текст, найти правильный ответ и отправиться к очередной контрольной точке.
В заданиях контрольные точки могут быть зашифрованы по-разному: непосредственно в повествовании, которое продолжает развивать общий сюжет ("The house was not far from the bank of the Yausa, where the ground rises into a small hill called Vshivaya gorka. I shall never forget a picturesque view down the hill - all the other houses were burnt down and a beautiful blue belfry dominated the area"); с использованием различных игр со словом - шарад, ребусов и т. д. (например, в одном из заданий название улицы Варварка и церкви Св. Варвары было зашифровано следующим образом: "The street was called after beautiful female name which I couldn't remember. It sounded to me like barbarous spirit of Moscow... The church was also called the same name"); с помощью картинок с небольшими сопроводительными комментариями; кроме того, подсказками могут выступать сами контрольные точки.
В зависимости от уровня владения языком задания можно усложнять: включать разговорную речь (в частности, инсценировать диалоги), использовать аудиоматери-алы и т. д.
Приложение 2. Образцы материалов для проведения игры.
В 2012 г. был отмечен 200-летней годовщиной Отечественной войны 1812 г. Представленные ниже варианты заданий для игры "Napoleon's treasure" были подготовлены в рамках юбилейных мероприятий на базе исторического факультета Московского педагогического государственного университета.
Вся предварительная информация - тема, сюжет игры и основная проблема - содержится в разделе "Background information".
NAPOLEON'S TREASURE. Background information
At dawn of October 19th, 1812, Napoleods troops were leaving the nearly burnt to the ground Moscow. Over five creeks before that, they had been looting not only th^ citizens' private houses but also th^ Kremlin and Moscow numerous churches. Having collected a lot of gold аnd silver items, candlesticks, icon frames and jewelry, th^ French even removed th^ gilded cross from th^ Russian capital's famous Ivan th^ Great Belltower. When leaving Moscow, each of Napoleon's soldiers appeared as nothing but a walking treasure, svith at least 10 kilograms of stolen valuables on him. The transportation of th^ emperor's loot alone required 200 horse-drawn vehicles.
The load of treasures looted from Moscow prevented th^ French from moving faster аnd forced them to hide th^ gold аnd th^ gems anywhere around to come back one day to find them. Emperor Bonaparte was compelled to part with his treasure as well. At least, th^ mentioned 200 horse-drawn vehicles never managed to reach France аnd were said to have been concealed somewhere in Russia. Since then, these
have been a lot of attempts to discover them, especially on th^ part of French treasure hunters.
Bonaparte's most informed aide Philippe-Paul De Segur published his memoirs about th^ Russian Campaign in 18241829: "From Gzhatsk to th^ Mikhailovskaya village, between Dorogobuzh аnd Smolensk, th^ imperial convoy met nothing remarkable, except that we had to throw th^ entire Moscow pillage into th^ Semlev Lake: cannons, ancient guns, Kremlin jewelry and Ivan th^ Great cross. Trophies, fame - all th^ blessings for which we had sacrificed everything - became a burden for us. Nom we only thought about how to save our lives." All th^ traces led to the Berezina аnd a lot of attempts to discover the treasures have been made since th^n. But none of th^m succeeded.
Not long ago French pharmacist Leon Napo found his great-grandfather's diary in the family archive. His ancestor, who served in Napoleon's army during the Russian Campaign, left not only memoires to his descendants, but a clue to great adventure. Having read the diary Leon discovered that his great-grandfather was involved in disappearance of unique gem from Napoleon's string of carts. Being in Moscow lieutenant Napo fell in love with an actress Louise Fleury. He was determined to win her, which was obvious from his diary. Louise was fascinated by the elegance of Old Russian jewelry, so Napo decided to present her one. All of valuable ancient remnants were taken to the Emperor's collection. But young lieutenant was desperate enough to steal an item. He presented it to her and got an agreement to his proposal. Leaving Moscow none of them could take it to France and the treasure was hidden under the ashes. The lieutenant left several clues and tips but Moscow has changed greatly since then and Leon Napo asks you to help him in this quest.
В заданиях зашифрованы шесть точек, которые составили маршрут игры "Napoleon's treasure": 1) Усадьба И. Р. Баташова (Яузская ул., 9-12); 2) Воспитательный дом (Москворецкая наб., 7); 3) Храм Великомученицы Варвары (ул. Варварка, 2); 4) Мост через реку Неглинную (Александровский сад); 5) Ректорский дом Московского университета (Тверская ул., 5а); 6) Театр Позднякова (Большая Никитская ул., 26/2).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Робинсон К. Образование против таланта. М., 2012.
2. Макаров А. Город как текст // Культиватор. 2012. № 4. С. 63.
3. Винокуров И. О., Тимшина Е. Ю. Проведения городских игр как элемент социальной адаптации детей школьного возраста // Молодой ученый. 2012. № 6.С.431-433.
4. Петренко М. А. Развитие творческой активности личности в условиях педагогической интеракции // Культура. Наука. Интеграция. 2009. № 3-4. С.36-42.