Научная статья на тему 'Познавательная деятельность и специфика ее осуществления учащимися старших классов'

Познавательная деятельность и специфика ее осуществления учащимися старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8222
730
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ / УЧАЩИЕСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ. COGNITION / COGNITIVE ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY AS PROCESS / COGNITIVE ACTIVITY AS SYSTEM / COGNITIVE ACTIVITY AS VALUE / COGNITIVE ACTIVITY AS RESULT / HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаджиев Сайдхасан Магомедович

Раскрыты сущность познавательной деятельности и особенности ее осуществления на старшей ступени школьного образования. Познавательная деятельность как явление и феномен рассмотрена в процессуальном, системном, ценностном и результативном аспектах. Выявлена взаимосвязь познавательной деятельности со структурой процесса обучения и общей структурой деятельности. Определены возрастные особенности учащихся старших классов и показаны пути повышения эффективности осуществления познавательной деятельности в старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive Activity and the Specific of Its Implementation in High School

The author discloses the essence of cognitive activity and features of its implementation in the senior level of school education. Cognitive activity as the fact and the phenomenon is observed in process, system, value aspects. The relationship between cognitive activity, the structure of educational process and the overall structure of activity is identified. The author determines age features of high school students and describes the ways of increasing efficiency of implementation of cognitive activity in high school.

Текст научной работы на тему «Познавательная деятельность и специфика ее осуществления учащимися старших классов»

УДК 37.032

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Хаджиев С.М.

Аннотация. Раскрыты сущность познавательной деятельности и особенности ее осуществления на старшей ступени школьного образования. Познавательная деятельность как явление и феномен рассмотрена в процессуальном, системном, ценностном и результативном аспектах. Выявлена взаимосвязь познавательной деятельности со структурой процесса обучения и общей структурой деятельности. Определены возрастные особенности учащихся старших классов и показаны пути повышения эффективности осуществления познавательной деятельности в старших классах.

The author discloses the essence of cognitive activity and features of its implementation in the senior level of school education. Cognitive activity as the fact and the phenomenon is observed in process, system, value aspects. The relationship between cognitive activity, the structure of educational process and the overall structure of activity is identified. The author determines age features of high school students and describes the ways of increasing efficiency of implementation of cognitive activity in high school.

Ключевые слова: познание, познавательная деятельность, познавательная деятельность как процесс, познавательная деятельность как система, познавательная деятельность как ценность, познавательная деятельность как результат, учащиеся старших классов.

Cognition, cognitive activity, cognitive activity as process, cognitive activity as system, cognitive activity as value, cognitive activity as result, high school students.

Система формируемых у учащихся старших классов знаний, умений и личностных качеств должна быть «открытой», т.е. обеспечивать им способность к пополнению и трансформации этих знаний и умений, а также продуктивному мышлению. Совершенно очевидно, что успешное решение этой задачи может быть достигнуто за счет направленность образовательного процесса в школе на активизацию по-

знавательнои деятельности учащихся старших классов. Поэтому в данной статье мы раскроем сущность познавательной деятельности вообще и специфику ее осуществления учащимися старших классов в частности.

Акцентирование внимания на различных сторонах осуществления познавательной деятельности позволяет рассматривать ее в различных аспектных характеристиках, а именно: «познавательная деятельность как процесс», «познавательная деятельность как система», «познавательная деятельность как ценность» и «познавательная деятельность как результат».

Процессуальный характер познавательной деятельности раскрывает феномен «познание», который определяется в научной литературе как «процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; усвоение чувственного содержания переживаемого или испытываемого с целью нахождения истины; взаимодействие субъекта и объекта, в результате которого появляется новое знание» [8, с. 476]. По существу, познание представляет собой процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение человеком знаний. Познание осуществляется посредством таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, представление, память, мышление, воображение и речь. В процессе познания являются задействованными такие формы мыслительной деятельности, как предвидение, воображение, интуиция, которые основываются на накопленных знаниях и дают возможность предугадать дальнейшее развитие предметов и явлений окружающей действительности.

В научной литературе существуют различные подходы к определению познавательной деятельности; мы ограничимся лишь теми из них, в которых в качестве субъекта познавательной деятельности рассматривается учащийся. Полагаем, что наилучшим образом содержание термина «познавательная деятельность» раскрыто в учебном пособии В. А. Сла-

стенина. Он, в частности, пишет: «познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений ... (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественноэстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметнопрактических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.)» [9, с. 147].

Процессуальный аспект познавательной деятельности очень точно подмечает В. С. Мухина. При этом она рассматривает познавательную деятельность ребенка как «изменение самого себя». Она акцентирует внимание на следующем: «Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний. Ребенок ориентирует себя на самоиз-менение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений. Самое существенное в процессе познавательной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений» [6, с. 327-328].

Процессуальная сторона в понимании познавательной деятельности учащегося характерна и для Г.С. Абрамовой. Она рассматривает познавательную деятельность учащегося в двух аспектах: как процесс «распредмечивания», т.е. раскрытия учеником в предметах зафиксированных в них общественно выработанных способов действия, и как процесс «опредмечивания», т.е. овладения новыми способами действий, выработки активного отношения к ним, становления в ходе этого самого ученика как субъекта деятельности и как индивидуальности [1, с. 198].

Процессуальный аспект познавательной деятельности П.И. Пидкасистый обнаруживает в том, что школьники не только усваивают конкретные знания и умения, но и овладевают конкретными способами деятельности в отношении усваиваемого содержания. При этом он выделяет следующие компоненты познаватель-

ной деятельности как процесса: выделение школьником познавательной задачи, общей и частных (умение в структуре учебной ситуации выбрать цель, увидеть задачу); подбор, определение и применение адекватных способов действий, ведущих к решению задачи (умение выбрать пути и средства ее решения); выполнение операции контроля (слежения) за тем, решается ли поставленная задача найденными и примененными способами (умение применить усвоенные знания и навыки в процессе практической реализации решения задачи) [7, с. 261].

Итак, процессуальный аспект познавательной деятельности заключается в существовании здесь мыслительных процессов, с помощью которых учащиеся регулируют в ходе обучения практические действия в соответствии с поставленными целями. Будучи осознанными и целенаправленными по своей природе, эти мыслительные процессы выражают активное отношение учащихся к овладению знаниями, умениями и способами действий. Иными словами, познавательная деятельность может рассматриваться как ход мышления, проявляющийся при решении учебной задачи и протекающий в определенной последовательности.

Познавательная деятельность учащегося -это учебное познание, механизмом которого является, в первую очередь, мышление. Сам процесс учебного познания осуществляется с помощью таких операций, как анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация и обобщение. Понятия, суждения и умозаключения составляют основные формы мышления в учебном познании учащихся. Подбор специальных действий и операций, необходимых для решения реальных учебных задач, осуществляется в соответствии с конкретными условиями осуществления познавательной деятельности.

Рассмотрение познавательной деятельности учащихся с позиции системного подхода позволяет выявить ее системный аспект. Познавательная деятельность учащихся состоит из таких основных компонентов, как мотивы, цели, учебные задачи, учебные действия, контроль и оценка. Причем, по убеждению Е.О. Емельяновой, познавательную деятельность нельзя свести ни к одному из указанных компонентов (в том числе и к действию). Полноценная познавательная деятельность, считает она, всегда есть единство и взаимопроникнове-

ние всех этих компонентов, которые могут превращаться друг в друга. В этих превращениях и заключается динамика познавательной деятельности как системы [3, с. 51].

Важнейшим компонентом познавательной деятельности являются мотивы, т.е. побуждения, которыми пользуются учащиеся, включаясь в учебное познание и осуществляя те или иные познавательные действия. В научной литературе вопрос о мотивах познавательной дея -тельности представлен достаточно обстоятель -но. Отметим лишь, что среди многообразия мотивов, имеющих отношение к предмету познавательной деятельности, наиболее значимыми являются познавательные интересы и потребности. Среди них можно выделить следующие: непосредственный интерес к содержанию учебного предмета; интерес к характеру той мыслительной деятельности, которой требует предмет; интерес, основанный на удаче, успехе в изучении предмета, склонностях к его изучению; опосредованный интерес, вызываемый связью предмета с будущей деятельностью; интерес, основанный на положительном влиянии личности учителя.

Регулирование познавательной деятельности учащимися осуществляется на основании поставленных целей. В качестве целей познавательной деятельности следует рассматривать получение и интерпретацию информации об объекте познания, которая находит отражение в знаниях учащихся, освоенных способах деятельности, учебных приемах, опыте учебного познания и т.д. Исследования Г.И. Щукиной показывают, что цели, сложные и далекие от непосредственного опыта учащегося, им не осознаются, а сам учащийся не является их носителем [11].

Решение учебных задач также является неотъемлемым компонентом познавательной деятельности учащихся. Важной характеристикой учебной задачи является овладение учащимися обобщенными способами решения некоторого класса учебных задач, решение которых осуществляется посредством осваиваемых действий и операций.

В качестве еще одной структурной составляющей познавательной деятельности как системы исследователи выделяют действия контроля и оценки. В педагогике и психологии обосновано, что любое действие становится

регулируемым только при наличии соответствующих механизмов контроля и оценки. Причем контроль выполнения действий и операций выступает средством обратной связи в общей структуре познавательной деятельности.

Познавательная деятельность как система имеет вполне определенную структуру и содержание, которые определяют ее специфику. Мы не будем касаться этого аспекта проблемы. Подчеркнем лишь, что он подробно изложен в педагогической литературе.

На существование ценностного аспекта познавательной деятельности учащихся указывают многие авторы. Например, по мнению Г.И. Щукиной, ценностная сторона познавательной деятельности проявляется в осуществляемых ею функциях. В соответствии с этим она выделяет такие функции познавательной деятельности: вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками; содействие формированию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развитие их познавательных сил, личностных образований, самостоятельности, познавательного интереса; выявление и реализация потенциальных возможностей учащихся; приобщение к поисковой и творческой деятельности [11].

Некоторые авторы, среди которых И.М. Кантор, обнаруживают ценностный аспект познавательной деятельности в формировании у учащихся ценностных ориентаций. По мнению данного автора, ценностные ориентации в обучении формируются при усвоении конкретных предметов и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других свойствах и качествах личности. В структуре познавательной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами [5].

И.А. Зимняя считает, что ценность познавательной деятельности учащихся состоит в том, что она нацелена на освоение глубоких системных знаний, которые являются средствами этой деятельности и затем применяются в разнообразных жизненных ситуациях [4].

Соглашаясь во многом с позицией выше указанных авторов, В.А. Сластенин и И.Ф. Исаев выделяют в ценностях познавательной деятельности три уровня: личностный, групповой и социальный. Личностная ценность познавательной деятельности выступает как соци-

ально-психологическое образование, в котором отражаются цели, мотивы, установки, идеалы и другие мировоззренческие характеристики субъекта познавательной деятельности, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентаций. Групповые ценности они представляют в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих познавательную деятельность учащихся в рамках определенных учебных предметов. Социальная ценность познавательной деятельности, по мнению данных авторов, отражает характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании [9].

Итак, ценностный аспект познавательной деятельности проявляется в том, что, включаясь в процесс учебного познания, учащиеся овладевают социальным опытом, знаниями и умениями, у них формируются взгляды, мировоззрение и убеждения. В результате этого у них изменяются поведение, свойства и качества личности. Иными словами, происходящее в процессе познавательной деятельности развитие существенным образом трансформирует личность учащихся, обеспечивает их социализацию.

Результативный аспект познавательной деятельности проявляется в том, что она фиксирует факт появления психических новообразований в личности учащегося. В наиболее общем плане в качестве основного результата познавательной деятельности учащихся следует считать материализованные цели, предметные действия, операции, способности и возможности личности. Результатом познавательной деятельности является также внутренние новообразования психики и деятельности в мотивационном, смысловом и ценностном планах. Кроме того, само поведение учащегося, проявляющееся в устойчивом интересе, позитивных эмоциях и включенности в учебное познание, также следует считать результатом познавательном деятельности.

В этом плане целесообразно обратиться к Е.О. Емельяновой, которая рассматривая познавательную деятельность как результат, вполне точно подмечает, что «знания, умения, навыки, способы действий выступают как продукты, результаты этой деятельности, создающие условия для последующего осуществления

познавательной деятельности». И далее: «по мере накопления знаний расширяется кругозор учащихся, понимание ими мира, возрастает возможность осуществлять познавательную деятельность со знанием дела, то есть планомерно, целенаправленно и эффективно; ... по мере усвоения учащимися содержания предмета познавательной деятельности улучшается ее результат» [3, с. 70].

Однако следует обратить внимание на следующую деталь, которую важно учитывать при анализе результативного аспекта познавательной деятельности. Речь идет о том, что результаты познавательной деятельности не всегда могут быть ощутимы учащимися. В этом и заключается специфика познавательной деятельности. Эта особенность «неосязаемости» результатов познавательной деятельности налагает особую ответственность на учителя, осуществляющего вовлечение учащихся в процесс учебного познания. Здесь большое значение имеет роль учащихся в осмыслении своих предметных действий для того, чтобы понять и ощущать проявления промежуточных показателей результатов своей деятельности и видеть их значение в познавательной деятельности более высокого уровня.

Итак, результативный аспект познавательной деятельности учащихся проявляется в формировании внутренних новообразований в психическом и деятельностном планах. Соответствующие результаты могут оцениваться на педагогическом уровне и выступать в форме знаний, умений и способов деятельности, а также обнаруживаться в виде мировоззренческих и поведенческих качеств. Кроме того, результаты познавательной деятельности могут быть представлены опосредованно, иметь «неосязаемый» характер и присутствовать на уровне нравственного и интеллектуального состояния личности.

Таким образом, познавательная деятель-ность представляет собой целостный процесс, который находится в отношении взаимосвязи со структурой процесса обучения и общей структурой деятельности. Как ведущая форма познания познавательная деятельность представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практических действий учащихся. В познавательной деятельности учащихся реализуются знания о

предмете познания: его сущности, целях, задачах, методах, приемах и способах организации. Успешность познавательной деятельности обеспечивается личностными особенностями и соответствующими умениями учащихся.

Целостное представление о познавательной деятельности учащихся обеспечивается ее рассмотрением в четырех аспектах («познавательная деятельность как процесс», «познавательная деятельность как система», «познавательная деятельность как ценность» и «познавательная деятельность как результат»), каждый из которых акцентирует внимание на различных сторонах ее осуществления. В соответствии с этим познавательную деятельность определим как мотивированную деятельность учащихся, направленную на усвоение предметного содержания, овладение общими и специфическими приемами познания и обеспечивающую умственное и нравственное развитие учащихся, формирование их как активных субъектов процесса познания.

Специфика осуществления познавательной деятельности на старшей ступени школьного образования определяется возрастными особенностями учащихся старших классов, а также закономерностями и динамикой их личностного развития. Раскрывая эти особенности, следует сказать о том, что старший школьный возраст рассматривается как самостоятельный период развития личности. Новые условия жизни и деятельности существенно меняют положение старших школьников в обществе: к ним предъявляются практически те же требования, что и к взрослым людям. В этом возрасте у школьников активно развиваются способности, определяется характер, мировоззрение. В значительной мере нивелируются внутренние конфликты, которые были связаны с противоречиями подросткового возраста. Вместе с тем, появляются проблемы, обусловленные серьезными личностными преобразованиями, изменениями в запросах, интересах, устремлениях и кругозоре учащихся старших классов. Совершенно очевидно, что это отражается и на эмоциональной стороне жизни старшеклассника.

Характерным для старшего школьного возраста является систематичность и критичность мышления. Проявляется это, в частности, в том, что старшеклассники требуют доказательства и обоснования утверждений, которые выдвигают

учителя и окружающие. Для них свойственно стремление включиться в спор, увлечение остроумными выражениями, красивыми фразами и оригинальной формой выражения мыслей.

Причиной тому, по утверждению психологов, является совершенствование памяти старших школьников, значительное изменение способов запоминания. Считается, что познавательные способности старшего школьника становятся более избирательными и устойчивыми, а мотивы учения определяются не столько ус -ловиями школьной жизни, сколько перспективами их интересов.

Особое значение для старшего школьного возраста приобретают ценностные ориентации. Находясь на пороге самостоятельной жизни, в ситуации осмысления жизненного разнообразия, старшеклассники особо нуждаются в установлении доверительных, искренних отношений, позволяющих воспользоваться транслируемым опытом для построения плана своей дальнейшей жизнедеятельности. Реализуя интенсивное познание окружающего мира, старшеклассники стремятся найти в этом поиске помощников и единомышленников, которым можно довериться и получить от них адекватную оценку. Вместе с тем, отмечают исследователи, старшеклассники еще не обладают завершенной Я-концепцией. Поэтому они характеризуются повышенной настороженностью, тревожностью, особой ранимостью, восприимчивостью к оказываемым влияниям. Все это обусловливает возникновение у них повышенной критичности к кругу возможных межличностных контактов [цит. по 2, с. 11].

Отношения со сверстниками приобретают новые, по сравнению с подростковым возрастом, особенности. Основанием для их возникновения являются:

1) интеллектуальные и духовные потребности;

2) ориентированность на исповедальный, доверительный характер;

3) повышенная избирательность в выборе субъекта доверия.

Особенности личностного развития учащихся старших классов обусловлены их профессиональным самоопределением, как во внутреннем плане, например, в виде мечты, так и в плане реального выбора. Старшеклассник готовится к реализации своей мечты: он плани-

рует продолжить образование в высшем учебном заведении, ставит цель получить определенную профессию, найти место в сфере бизнеса или обслуживания. Другими словами, он готовится занять достойное, по его мнению, место в обществе. Показательными в этом плане являются слова Н.А. Чурилина, который, определяя специфичные черты старшеклассников, подчеркивает: «...для старшеклассников приобретает характер та деятельность, которая способствует формированию общественнополезных, профессиональных интересов личности. Именно старшеклассники, в силу специфики их учебной и трудовой деятельности, включаются в поиск межнаучных связей, переносят знания из одного предмета в другой и комплексно их применяют» [10, с. 34].

Для учащихся старшего школьного возраста характерно также формирование личностной идентичности, чувство индивидуальной само-тождественности, преемственности, единства, открытие собственного «Я». В результате фор -мирующим видом деятельности для учащихся данного возраста становится рефлексия и самосознание. Поэтому старшеклассники стремятся узнать что-то новое о себе и о своих способностях.

Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере старших школьников. В этом возрасте сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, эмоции сменяются от экзальтации к депрессии. Повышается сензи-тивность к внешней оценке своей внешности и своих способностей; улучшается коммуникативность, самостоятельность, уравновешенность, саморегуляция.

Для старших школьников чрезвычайно значимым продолжает оставаться межличностное общение со сверстниками, при этом оно приобретает более интенсивный и глубинный характер. К этому следует добавить, что у старшеклассников осуществляется перестройка взаимоотношений со взрослыми. Причем на характер таких взаимоотношений влияют образовательный уровень родителей, особенности отношений в семье, стиль отношений с родителями.

Итак, ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте является самоопределение учащегося как практика становления, связанная с конструированием возможных образов буду -

щего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории. Важно отметить, что учение для старшеклассника приобретает большую ценность, чем раньше. Приобретение знаний связывается учащимся с проектированием планов на будущее. Осуществляется активный поиск себя через различные роли, а перспективы соотносятся с собственными возможностями.

Совершенно очевидно, что возрастные особенности, а также закономерности и динамика личностного развития учащихся старших классов оказывают определяющее влиянию на характер осуществления познавательной деятельности. В результате проведенного нами анализа реальной практики познавательной деятельности на старшей ступени школьного образования было установлено, что познавательная деятельность обладает существенным потенциалом для формирования и развития личности учащихся старших классов. Учащийся становится активным субъектом познания, если данный процесс осуществляется в условиях личностно-ориентированной системы образования, признающей цели и ценности учащегося, осуществляющего познавательную деятельность. Нами было выявлено, что в целях повышения эффективности познавательной деятельности используемые средства ее осуществления должны непременно соотноситься с представлениями о ведущей деятельности в старшем школьном возрасте, а достигаемые в процессе ее осуществления результаты - с проектированием учащимися старших классов перспектив и планов на будущее.

Важное значение имеет построение конструктивных отношений между субъектами познавательной деятельности, основанные на доверии и взаимном уважении. Это обусловливается свойственным для старшего школьного возраста стремлением найти помощников и единомышленников, которым следует доверять и от которых можно получить адекватную оценку. Используемые способы и приемы решения познавательных задач должны приводить к объективным и обоснованным утверждениям, что опять же согласуется с характерной для старшеклассников систематичностью и критичностью мышления.

Итак, познавательная деятельность является важнейшей составляющей учебной деятель-

ности учащихся старших классов. Успешность ее осуществления обеспечивается личностными особенностями учащихся и соответствующими умениями. Поэтому при организации познавательной деятельности на старшей ступени школьного образования необходимо учитывать возрастные особенности учащихся старших классов, а также закономерности и динамику их личностного развития.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Индивидуальные особенности формирования учебной деятельности [Текст] / Г.С. Абрамова // Формирование учебной деятельности школьников; под ред. В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1982. - С. 197-201.

2. Аветян, А.М. Особенности ценностносмысловых центраций старшеклассников в полиэтнической образовательной среде [Текст] : автореф. дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.13 / А.М. Аветян. - Ростов-н/Д., 2011. - 23 с.

3. Емельянова, Е.О. Познавательная деятельность учащихся в процессе обучения химии [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Е.О. Емельянова. - Липецк, 2005. - 362 с.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. -изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: изд. корпорация ЛОГОС, 2000. - 384 с.

5. Кантор, И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-

методологические проблемы [Текст] / И.М. Кантор; предисл. М.Н. Скаткина. - М.: Педагогика, 1980. - 157 с.

6. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. вузов [Текст] / В.С. Мухина. - 12-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 637 с.

7. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

8. Психологический словарь [Текст] / под общ. науч. ред. П.С. Гуревича. - М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.

9. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

10. Чурилин, Н.А. Межпредметные связи как фактор формирования познавательных интересов старшеклассников в учебной деятельности (на материале гуманитарных предметов) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ленинград, 1984. - 234 с.

11. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студ. пед. институтов [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.