Научная статья на тему 'Познавательная активность младшего школьника в свете терминологического анализа'

Познавательная активность младшего школьника в свете терминологического анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активность / познание / познавательная активность / младший школьник / познавательная активность младшего школьника / activity / cognition / cognitive activity / junior student / cognitive activity of a junior student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Николаевна Разливинских, Ана-Мария-Луиза Губа, Ольга Алексеевна Басаргина

В условиях стремительно развивающегося мира, повлекших необходимость воспитания подрастающего поколения, способного успешно входить в социум, возрастает потребность развития у детей младшего школьного возраста познавательной активности. Материалы имеющегося научно-педагогического фонда свидетельствуют о том, что традиционные формулировки данного понятия слабо ориентированы на младший школьный возраст. Уточнение определения понятия «познавательная активность младшего школьника» возможно на основе терминологического анализа, который в данном исследовании обусловлен изучением цепочки логически выстроенных и взаимосвязанных понятий (понятийного поля исследования) «активность», «познание», «познавательная активность», «младший школьник». Такой поход позволяет синтезировать результаты осуществленного вида анализа и представить авторскую формулировку понятия «познавательная активность младшего школьника» как личностное интегративное образование ребенка 6-7-10-11 лет, осваивающего содержание основной образовательной программы 1-4 класса, характеризующее его стремление к познанию себя и окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terminological analysis of a junior student’s cognitive activity

Nowadays it is necessary to educate the younger generation capable of successfully entering society. The necessity for the development of junior students’ cognitive activity is increasing. The materials of the existing scientific and pedagogical fund indicate that the traditional formulations of this concept are poorly oriented to the junior students. The authors analyze the concepts “activity”, “cognition”, “cognitive activity”, “junior students” in order to clarify the concept “cognitive activity of a junior student”. The approach allows us to synthesize the results and to present the authors’ interpretation of the concept “cognitive activity of a junior student” as a personal integrative education of a 6-7-10-11 years old child mastering the content of the main educational program of grades 1-4 characterizing his desire to know himself and the surrounding reality.

Текст научной работы на тему «Познавательная активность младшего школьника в свете терминологического анализа»

УДК 373.3 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_64

Ирина Николаевна Разливинских, Ана-Мария-Луиза Губа, Ольга Алексеевна Басаргина

г. Шадринск

Познавательная активность младшего школьника в свете терминологического

анализа

В условиях стремительно развивающегося мира, повлекших необходимость воспитания подрастающего поколения, способного успешно входить в социум, возрастает потребность развития у детей младшего школьного возраста познавательной активности. Материалы имеющегося научно-педагогического фонда свидетельствуют о том, что традиционные формулировки данного понятия слабо ориентированы на младший школьный возраст. Уточнение определения понятия «познавательная активность младшего школьника» возможно на основе терминологического анализа, который в данном исследовании обусловлен изучением цепочки логически выстроенных и взаимосвязанных понятий (понятийного поля исследования) «активность», «познание», «познавательная активность», «младший школьник». Такой поход позволяет синтезировать результаты осуществленного вида анализа и представить авторскую формулировку понятия «познавательная активность младшего школьника» как личностное интегративное образование ребенка 6-7-10-11 лет, осваивающего содержание основной образовательной программы 1-4 класса, характеризующее его стремление к познанию себя и окружающей действительности.

Ключевые слова: активность, познание, познавательная активность, младший школьник, познавательная активность младшего школьника.

Irina Nikolaevna Razlivinskikh, Anna-Maria-Louise Guba, Olga Alekseevna Basargina

Shadrinsk

Terminological analysis of a junior student's cognitive activity

Nowadays it is necessary to educate the younger generation capable of successfully entering society. The necessity for the development of junior students' cognitive activity is increasing. The materials of the existing scientific and pedagogical fund indicate that the traditional formulations of this concept are poorly oriented to the junior students. The authors analyze the concepts "activity", "cognition", "cognitive activity", "junior students" in order to clarify the concept "cognitive activity of a junior student". The approach allows us to synthesize the results and to present the authors' interpretation of the concept "cognitive activity of a junior student" as a personal integrative education of a 6-7-10-11 years old child mastering the content of the main educational program of grades 1 -4 characterizing his desire to know himself and the surrounding reality.

Keywords: activity, cognition, cognitive activity, junior student, cognitive activity of a junior student.

Введение. События, происходящие в современном мире, а также социально-экономические, и ряд других условий, стали новым ориентиром для специалистов в сфере образования на всех его уровнях и ступенях для своевременного раскрытия индивидуальности и формирования социально активной личности обучающихся. При этом государством ставится задача формирования конкурентоспособности и стремления адекватного вхождения в социум.

Формирующаяся активно в ходе освоения содержания образовательного процесса в школе личность ребенка должна не только овладеть результатами, прописанными в федеральных государственных образовательных стандартах, но и базовыми навыками XXI века, среди которых самостоятельность, инициативность, способность повышать свой культурный уровень и др. Однако решение данной задачи невозможно без развития познавательной сферы младшего школьника и активизации проявления всех ее качеств: познавательной самостоятельности, познавательного интереса, познавательной активности и т.д. В этой связи весьма

актуальным становится изучение проблемы развития познавательной активности как качества личности учащихся начальной школы, обеспечивающее им успешное вхождение в социум.

Психолого-педагогические основы развития познавательной активности личности раскрыты в работах С.В. Герасимова, Д.Б. Годовикова, Ю.Н. Калюткина, А.В. Качалова, Е.В. Коротаевой, М.И. Лисиной, A.M. Матюшкина, Н.Г. Морозовой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

Научная новизна исследования заключается в определении авторской трактовки понятия «познавательная активность младшего школьника», которое может быть представлено как личностное ин-тегративное образование ребенка 6-7-10-11 лет, осваивающего содержание основной образовательной программы 1-4 класса, характеризующее его стремление к познанию себя и окружающей действительности.

Исходя из возможностей использования результатов проведенной работы может быть определена практическая значимость ее результатов, которые могут быть применимы: в расширении пред-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2542-0291

ставлений научного фонда о феномене познавательной активности младшего школьника; в профессиональной деятельности учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО 2021 года, одной из задач которого является развитие познавательной активности учащихся младших классов и т.д.

Цель статьи состоит в характеристике последовательности применения метода терминологического анализа для изучения понятия познавательной активности младшего школьника.

Исследовательская часть. Применение метода терминологического анализа в контексте нашей работы обусловлено изучением цепочки логически выстроенных и взаимосвязанных понятий (понятийного поля исследования) «активность»,

«познание», «познавательная активность», «младший школьник».

Первым понятием представленной цепочки является термин «активность». Данный термин является предметом изучения разных наук: философии, психологии и психиатрии, педагогики и т.д. Для демонстрации разнообразия трактовок определения понятия «активность» нами изучены большое количество исследований из разных сфер научного знания: философии (П.В. Алексеев [2]); психологи и психиатрии (И.А. Фурманов, А.В. Ра-кицкая [19]; В. А. Жмуров [6]; С.Л. Рубинштейн [15]); педагогики (С.М. Вишнякова [3]; Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин [1]; Р.К Миньяр-Белоручив [12]) и др. (рис. 1).

1 Сфера научного знания Автор (-ы) Трактовка определения понятия «активность»

Философия 1 П.В. Алексеев -универсальное: всеобщее свойство материи. выступающее в одних случаях «мерой направленного действия; -возбужденное состояние объекта^ обусловливающее обратное воздействие на действие»; - способность материальных объектов вступать во взаимодействие с другими объектами» [21.

1 И.А. Фурманов: A.B. Ракицкая - процесс активного взаимодействия человека (субъекта) с окружающим миром [19].

Психология и В. А. Жмуров - способность человека совершать произвольные движения и действия [6].

психиатрия

С.Л. Рубинштейн - генеральный признак человека^ играющий важную роль компонента который позволяет взаимодействовать между деяниями личности и требованиями общества ПЯ '

С.М. Вишнякова - качество личности, выраженное в усиленной деятельности; во внешнем проявлении взглядов и убеждений. Социальный смысл активности определяется ее направленностью и мотивами [3].

Педагогика Э.Г. Азимов: А.Н. Щукин - один из дидактических принципов; предусматривающих активное усвоение знаний формирование навыков и умений; а также активное участие обучаемых на занятиях; -важнейшая черта личности человека^ способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями; взглядами: целями и проявляющаяся в энергичной; интенсивной деятельности в труде: в учении: в общественной жизни и т. д. [1].

Р.К Миньяр-Белоручив - один из дидактических принципов. предусматривающий активное усвоение знаний и активное участие обучаемых в учебном процессе [12].

Рис. 1. Активность как предмет исследования разных наук

Таким образом, из рисунка 1 видно, что в большинстве случаев активность понимается учеными как качество личности, выраженное в усиленной деятельности, основными характеристиками которого являются обусловленность внутренним состоянием, произвольность, выход за пределы первоначальных целей, постоянство деятельности в отношении принятой цели и т.д.

Следующим понятием, представленным в цепочке понятийного поля нашей работы, является «познание». Как и «активность», познание долгие годы является предметом многочисленных дискуссий ученых-представителей разных наук, что отразилось на появлении большого количества источников литературы, отражающих сущность и специфику данного понятия. Изучив большое количество трактовок определения понятия «познание» [17; 14; 13; 16; 10], мы составили рисунок 2.

Г-1

Сфера научного

Словарно-энцикл on едич ески е источники

Источники по психологии

Источники по философии

Источники по педагогике

Трактовка определения понятия «познание»/ Автор (-ы)

-приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира (С.И. Ожег ов) [14].

-процесс психического отражения и восприятия объективного мира, в сознании, результатом которого является новое знание о его многопорядковой сущности (ЯИ_ Конюхов) [10].

— категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаков о-симв одических систем, опосредующих взаимодействие человека, с миром и др. (A.A. Ивин) [17].

-процесс приобретения знаний. Он включает в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и: возможно, интуицию (A.M. Новиков) [13].

- процесс получения человеком объективно новых сведений об объективной реальности; деятельность, обеспечивающая получение людьми ранее неизвестных сведений о природе, обществе, технике, способах деятельности (И.Ю. Устинов) Г161.

Рис. 2. Основные трактовки понятия «познание» в различных источниках литературы

Итак, из рисунка 2 видно, что познание представлено в ряде источников как процесс приобретения знаний, результатом которого является новое знание о мире.

Далее обратимся к рассмотрению определения понятия, интегрирующего в себе сущность рассмотренных выше дефиниций, каковым является «познавательная активность».

Феномен познавательной активность может быть представлен учеными в разных ракурсах:

1) в ракурсе психического состояния познающего субъекта, его личностного образования, выражающего эмоциональный отклик на процесс познания (Г.И. Щукина) [22];

2) в ракурсе качества личности, личностного образования, характеризующего активное «Я» субъекта, систему отношений, ориентацию и смысловых образований, регулирующих выход его поведения, из исходных планов которое выражается в отношении человека к деятельности (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий) [11];

3) в ракурсе мотивационной движущей силы, естественного стремления человека к познанию, характеристики деятельности, ее интенсивности и интегрального личностного образования (Т.И. Зуб-кова) [7];

3) в ракурсе вида деятельности, при котором познавательная активность есть совокупность определенных человеком движущих моментов, обеспечивающих формирование, реализацию, развитие и видоизменение деятельности накладывающего определенный отпечаток на её цель, средства ее достижения и результат (Т.И. Шамова) [21];

4) в ракурсе процесса преодоления личностью противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает она в данный момент (В.С. Ильин) [8].

В своей работе мы придерживаемся точки зрения, согласно которой познавательная активность представляет личностное интегратив-ное образование, характеризующее стремление человека к познанию.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2542-0291

Развитие познавательной активности в нашей работе рассматривается применительно к младшему школьному возрасту - периоду от 6-7 до 1011 лет, на который приходится получение ребенком начального общего образования в 1-4 классах школы.

Младший школьный возраст характеризуется началом кардинальной смены деятельности ребёнка с момента поступления в школу, сопровождающегося кризисом семи лет изменением соци-

альной ситуации его развития. Длительность данного периода продолжается на протяжении четырёх лет. В это время ребёнок приобретает и осваивает роль школьника, которая влияет на развитие его самосознания и приводит к смене ценностей.

Изучив материалы ряд исследований, касающихся психофизиологических и социально-психологических особенностей развития ребенка на протяжении обучения в начальной школе [4; 5; 8; 18; 20], мы составили их краткий перечень (рис. 3).

Психофизиологические особенности развития ребенка младшего школьного возраста

закладка фундамента нравственного поведения

- постепенное изменение соотнош гния процессов возбуждения и торможения

преобладание наглядно-образного типа мышления и наглядно-образной

памяти, с которыми связано обращение внимания на всё яркое

- доверчивое подчинение авторитету учителя,

повыш енная в осприимчив ость, послушание, конформизм и подражательность

развитие аналитико-систематической функции коры головного мозга

- появление познавательной активности, проявление

внутреннего стремления к саморазвитию и интереса к учебной деятельности,

приобретают ей Ьольш ее

значение

- усложнение высшей нервной деятельности, перемещение её на новую, высшую ступень развития, поскольку именно этот возрастной период является качественно новым этапом психологического

развития личности

- формирование адекватной самооценки в случае успешной учебной деятельности и развитие комплексов неполноценности (иногда даже синдрома хронической неуспеваемости)

- в случае неуспеха

- перестройка восприятия, принятие им характера целенаправленной и

управляемой деятельности

легкость и прочность запоминания небольшого по объему языкового материала и быстрое его

воспроизведение

- эмоциональность, острота и свежесть, созерцательная любознательность, неточность и ошибочность в дифференцировке при

восприятии сходных

объектов и т.д.

формирование и закрепления новой системы отношений к людям, коллективу, к учению

слабость внимания

произв ольног о

Рис.3. Психофизиологические особенности развития ребенка младшего школьного возраста

Учитывая выделенные нами на основе результатов изучения исследований, касающихся психофизиологических и социально-психологических особенностей развития ребенка на протяжении обучения в начальной школе, понятие «младший школьник» для нас социально-психологическая характеристика ребенка 6-7 - 10-11 лет, осваивающего содержание основной образовательной программы 1-4 класса, развитие которого носит стремительный и интенсивный характер в биологическом, физическом и психологическом аспектах.

Итогом интеграции содержания рассмотренных выше понятий «активность», «познание», «познавательная активность», «младший школьник» является понятие «познавательная активность младшего школьника».

Итак, познавательная активность младшего школьника представляет личностное инте-гративное образование ребенка 6-7-10-11 лет, осваивающего содержание основной образовательной программы 1-4 класса, характеризующее его стремление к познанию себя и окружающей действительности.

Характеризуя структуру познавательной активности младшего школьника, З.И. Калмыкова [9] считает, что её основой являются специфические компоненты, характеризующиеся через когнитивную, эмоциональную и деятельностную составляющие.

Завершающим этапом проводимого нами терминологического анализа является представление механизма получения содержания понятия «познавательная активность младшего школьника», который графически отражен на рисунке 4.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Активность - качество личности, выраженное в усиленной деятельности, основными характеристиками которого являются обусловленность внутренним состоянием, произвольность, выход за пределы первоначальных целей, постоянство деятельности в отнош ении принятой цели и т.д.

Познание — процесс

приобретения знаний.

результатом которого

является новое знание о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мире.

V

Познавательная активность —

личностное интегративное

образов ание, х арактеризу ющ ее

стремление человека к познанию.

Младший школьник - социально-психологическая характеристика ребенка 6-7 - 1011 лет, осваивающего содержание основной образовательной программы 1-4 класса, развитие которого носит стремительный и интенсивный характер в биологическом, физическом и психологическом аспектах.

Познавательная активность младшего школьника - личностное интегративное образование ребенка 6-7-10-11 лет. осваивающего содержание основной образовательной программы 1-4 класса, характеризующее его стремление к познанию себя и окружающей действительности.

Рис.4. Механизм получения содержания понятия «познавательная активность младшего школьника»

Из рисунка 4 ясно, что для получения содержания понятия «познавательная активность младшего школьника» мы синтезировали результаты проведенного теоретического анализа понятий «активность», «познание», «познавательная активность», «младший школьник», показав данный механизм графически.

Заключение. Подводя итоги проведения исследования, выделим ряд положений, отражающих его основные результаты:

Применение метода терминологического анализа для изучения понятия познавательной активности младшего школьника подтвердило целесообразность использования данного метода. Причем

последовательность использования данного метода задана изучением цепочки логически выстроенных понятий «активность», «познание», «познавательная активность», «младший школьник».

Синтезирование результатов проведенного терминологического анализа позволяет дать авторскую формулировку понятия «познавательная активность младшего школьника», представленную как личностное интегративное образование ребенка 6-7-10-11 лет, осваивающего содержание основной образовательной программы 1-4 класса, характеризующее его стремление к познанию себя и окружающей действительности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2010. - 446 с. - Текст : непосредственный.

2. Алексеев, П.В. Теория познаний и Диалектика / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - Москва, 2019. - 293 с. - Текст : непосредственный.

3. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование : словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - Москва : НМЦ СПО, 1999. - 538 с. - Текст : непосредственный.

4. Гацоев, Д.В. Развитие познавательной активности / Д.В. Гацоев. - Текст : непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 1 (1). - С. 17-19.

5. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / И.С. Гессен. - Москва : Школа-Пресс, 1995. - 376 с. - Текст : непосредственный.

6. Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии / В.А. Жмуров. - 2-е изд. - Москва : Джангар, 2012. - 864 с.

- Текст : непосредственный.

7. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. - Екатеринбург, 1993. - 21 с. - Текст : непосредственный.

8. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. - Москва : Педагогика, 1984.

- 144 с. - Текст : непосредственный.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2542-0291

9. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. - Москва : Педагогика, 1981. - 200 с. - Текст : непосредственный.

10. Конюхов, Я.И. Словарь-справочник по психологии / Н.И. Конюхов. - Москва, 1996. - 154 с. - Текст : непосредственный.

11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости : учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва : Сфера, 2001. - 463 с. - Текст : непосредственный.

12. Миньяр-Белоручив, Р. К. Методический словник / Р.К. Миньяр-Белоручив. - Москва : Стелла, 1996. - 144 с. -Текст : непосредственный.

13. Новиков, А.М. Педагогика : слов. системы основ. понятий / А.М. Новиков ; Рос. акад. образования, Ин-т теории и истории педагогики. - Изд. 2-е, стереотип. - Москва : Эгвес, 2013. - 267 с. - Текст : непосредственный.

14. Ожегов, С.И. Словарь русского языка : ок. 60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов ; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - Москва : Оникс, 2008. - 1328 с. - Текст : непосредственный.

15. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 512 с.

- Текст : непосредственный.

16. Устинов, И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы : учеб.-метод. пособие. -Воронеж : ВАИУ, 2010. - 80 с. - Текст : непосредственный.

17. Философия : энцикл. слов. / под ред. А.А. Ивина. - Москва : Гардарики, 2004. - 1072 с. - Текст : непосредственный.

18. Фураева, О.Г. Развитие познавательной активности младшего школьника / О.Г. Фураева. - Текст : непосредственный // Академия профессионального образования. - 2015. - №11 (53). - С. 62-65.

19. Фурманов, И.А. Психология активности и поведения : курс лекций / И.А. Фурманов. - Минск : БГУ, 2012. -188 с. - Текст : непосредственный.

20. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В. Чикишева.

- Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь : Меркурий, 2012. - С. 90-92.

21. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - Москва : Педагогика, 1982. - 208 с. - Текст : непосредственный.

22. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - Москва : Педагогика, 1971. - 351 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Azimov Je.G., Shhukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponjatij: (teorija i praktika obuchenija jazykam) [A new dictionary of methodological terms and concepts: (theory and practice of language teaching)]. Moscow: IKAR, 2010. 446 p.

2. Alekseev P.V., Panin A.V. Teorija poznanij i Dialektika [Theory of Knowledge and Dialectics]. Moscow, 2019. 293 p.

3. Vishnjakova S.M. Professional'noe obrazovanie: slovar', kljuchevye ponjatija, terminy, aktual'naja leksika [Vocational education]. Moscow: NMC SPO, 1999. 538 p.

4. Gacoev D.V. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti [Development of cognitive activity]. Pedagogika. Voprosy teorii iprak-tiki [Pedagogy. Questions of theory and practice], 2016, no. 1 (1), pp. 17-19.

5. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuju filosofiju [Fundamentals of Pedagogy. Introduction to Applied Philosophy]. Moscow: Shkola-Press, 1995. 376 p.

6. Zhmurov V.A. Bol'shaja jenciklopedija po psihiatrii [7he Great Encyclopedia on Psychiatry]. Moscow: Dzhangar, 2012. 864 p.

7. Zubkova T.I. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti slabouspevajushhih uchashhihsja nachal'nyh klassov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of cognitive activity of low-achieving primary school students. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Ekaterinburg, 1993. 21 p.

8. Il'in V.S. Formirovanie lichnosti shkol'nika: celostnyj process [Formation of a student's personality: a holistic process]. Moscow: Pedagogika, 1984. 144 p.

9. Kalmykova Z.I. Produktivnoe myshlenie kak osnova obuchaemosti [Productive thinking as the basis of learning]. Moscow: Pedagogika, 1981. 200 p.

10. Konjuhov Ja.I. Slovar'-spravochnik po psihologii [Dictionary-handbook of Psychology]. Moscow, 1996. 154 p.

11. Kulagina I.Ju., Koljuckij V.N. Vozrastnaja psihologija. Razvitie cheloveka ot rozhdenija do pozdnej zrelosti: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. spec. ucheb. zavedenij [Age psychology. Human development from birth to late adulthood]. Moscow: Sfera, 2001. 463 p.

12. Min'jar-Beloruchiv R.K. Metodicheskij slovnik [Methodical dictionary]. Moscow: Stella, 1996. 144 p.

13. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij [Pedagogy]. Moscow: Jegves, 2013. 267 p.

14. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka: ok. 60000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij [Dictionary of the Russian language]. In L.I. Skvorcova (ed.). Moscow: Oniks, 2008. 1328 p.

15. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the world]. Sankt-Peterburg: Piter, 2003. 512 p.

16. Ustinov I.Ju. Opredelenija osnovnyh terminov didaktiki vysshej voennoj shkoly: ucheb.-metod. posobie [Definitions of the basic terms of didactics of the higher military school]. Voronezh: VAIU, 2010. 80 p.

17. In Ivina A.A. (ed.) Filosofija: jencikl. slov. [Philosophy]. Moscow: Gardariki, 2004. 1072 p.

18. Furaeva O.G. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti mladshego shkol'nika [Development of cognitive activity of a younger student]. Akademija professional'nogo obrazovanija [Academy of Professional Education], 2015, no. 11 (53), pp. 62-65.

19. Furmanov I.A. Psihologija aktivnosti i povedenija: kurs lekcij [Psychology of Activity and Behavior]. Minsk: BGU, 2012. 188 p.

20. Chikisheva O.V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti detej mladshego shkol'nogo vozrasta [Psychological and pedagogical features of primary school children]. Problemy iperspektivy razvitija obrazovanija: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', maj 2012 g.) [Problems and prospects of education development]. Perm': Merkurij, 2012, pp. 90-92.

21. Shamova T.I. Aktivizacija uchenija shkol'nikov [Activation of the teaching of schoolchildren]. Moscow: Pedagogika, 1982. 208 p.

22. Shhukina G.I. Problema poznavatel'nogo interesa v pedagogike [The problem of cognitive interest in pedagogy]. Moscow: Pedagogika, 1971. 351 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

И.Н. Разливинских, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: Razlivinskikh@yandex.ru.

А. Губа, учитель начальных классов, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №80», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: gu8aana@yandex.ru.

0.А. Басаргина, студентка 4 курса, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: basrgina.olga77@gmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

1.N. Razlivinskikh, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: Razlivinskikh@yandex.ru.

A. Guba, Primary School Teacher, Secondary School No. 80, Yekaterinburg, Russia, e-mail: gu8aana@yandex.ru. O.A. Basargina, 4th Year Student, training direction "Pedagogical education", profile "Primary education", Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: basrgina.olga77@gmail.com.

УДК 371.016:91 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_70

Людмила Николаевна Семенова, Вероника Викторовна Карпова, Татьяна Евгеньевна Кусакина

г. Санкт-Петербург

Метапредметные результаты в обучении истории: учительские пробы построения метапредметных заданий (на примере 6 класса)

В данной статье поднимается проблема достижения метапредметных результатов в обучении истории. Достижение метапредметных результатов наряду с личностными и предметными результатами является одним из показателей качества отечественного образования. За последние годы накоплен определенный педагогический опыт в организации учебного процесса в школе на основе системно-деятельностного подхода, направленного на достижение требований ФГОС. Однако сам образовательный процесс и его элементы вызывают вопросы, связанные с отсутствием методических рекомендаций и пособий по осуществлению и обеспечению таких требований стандарта, как метапредметные результаты. В условиях дефицита необходимых ресурсов учителя самостоятельно пытаются разрабатывать метапред-метные задания для учащихся разных возрастов. В данной публикации представлен опыт создания метапредметных заданий по одной из тем курса истории в 6 классе.

Ключевые слова: стандарт образования, системно--деятельностный подход в обучении, урок истории, управление знаниями на уроке, метапредметные результаты.

Lyudmila Nikolaevna Semenova, Veronika Viktorovna Karpova, Tatyana Evgenevna Kusakina St. Petersburg

Meta subject results in teaching history: teachers' tests of constructing meta-subject

tasks (on the example of 6th grade)

This article raises the problem of achieving meta subject results in teaching history. The achievement of meta subject results along with personal and subject results is one of the indicators of the quality of domestic education. In recent years, certain pedagogical experience has been accumulated in the organization of the educational process at school on the basis of a system-activity approach aimed at achieving the requirements of the Federal State Educational Standard. However, the educational process itself and its elements raise questions related to the lack of methodological recommendations and manuals for

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 70_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.