Научная статья на тему 'Познание экономики на моделях: опыт обучающего и обучаемого'

Познание экономики на моделях: опыт обучающего и обучаемого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарева Альбина Фаниловна, Пугановская Тамара Ивановна, Галямин Александр Викторович

Авторы представляют результаты многолетнего опыта применения компьютерных имитационных моделей при обучении студентов-экономистов. Приводятся как положительные стороны от использования модельно-игрового тренажера для изучения экономических дисциплин, так и основные пути развития данного направления на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KNOWLEDGE ECONOMY ON MODELS: EXPERIENCE of teacher AND STUDENT

The authors present the results of long experience in the use of computer simulation models in teaching Economics students. Given how the positive aspects from the use of a model-game simulator for the study of economic disciplines and the basic ways of development of this direction in the future.

Текст научной работы на тему «Познание экономики на моделях: опыт обучающего и обучаемого»

УДК 338.1+338.31 А.Ф. Золотарева Т.И. Пугановская А.В. Галямин

ПОЗНАНИЕ ЭКОНОМИКИ НА МОДЕЛЯХ: ОПЫТ ОБУЧАЮЩЕГО И ОБУЧАЕМОГО

Аннотация. Авторы представляют результаты многолетнего опыта применения компьютерных имитационных моделей при обучении студентов-экономистов. Приводятся как положительные стороны от использования модельно-игрового тренажера для изучения экономических дисциплин, так и основные пути развития данного направления на перспективу.

Ключевые слова: имитационное моделирование, модельный тренажер, компьютерные деловые игры, имитационные игровые занятия.

Albina Zolotareva Tamara Puganovskaya Alexandr Galyamin

THE KNOWLEDGE ECONOMY ON MODELS: EXPERIENCE OF TEACHER AND STUDENT

Annotation. The authors present the results of long experience in the use of computer simulation models in teaching Economics students. Given how the positive aspects from the use of a model-game simulator for the study of economic disciplines and the basic ways of development of this direction in the future.

Keywords: simulation modeling, model simulator, business simulation games, simulation game sessions.

Уже несколько лет многими отечественными экономистами выдвигается положение о необходимости модернизации высшего экономического образования, позволяющего максимально интенсифицировать учебный процесс. Особое внимание к экономике объясняется тем, что без теоретических знаний и практических навыков в данной научной области очень сложно, а порой невозможно сформировать российский корпус эффективных менеджеров. На данный момент в российских высших учебных заведениях успешно используются в учебном процессе компьютерные имитационные модели, которые по своей эффективности превосходят традиционные методы обучения студентов-экономистов [2; 4]. Ввиду того, что результаты внедрения компьютерного имитационного моделирования в практику преподавания экономических дисциплин публикуются достаточно редко, авторы представляют собственный опыт, который они наработали на базе университета «Дубна» в процессе индивидуального и коллективного обучения студентов экономическому менеджменту на компьютерных имитационных моделях под общим названием «Модест», который был разработан при финансовой поддержке РГНФ (проект «Модельный комплекс для сценарного прогнозирования, исследования поведения и подготовки менеджеров» № 12-02-00261).

Имитационные модели для студентов-экономистов являются, по своей сути, модельным тренажером, который достаточно правдоподобно имитирует практику социально-экономического управления в современных экономических условиях России. В учебном процессе обучающемуся предлагается, управляя условным предприятием М в условиях изменяющейся внешней среды Е, перевести его из заданного исходного, условно плохого, состояния М0 в лучшее, с точки зрения студента, состояние Мт за ограниченное число шагов Т и не обанкротиться. Банкротство предприятия наступает в случае отсутствия/недостатка денежных средств на расчетном счету для погашения взятых обязательств в течение трех последовательных периодов (тактов). Управление модельным предприятием предполагает принятие обучающимся только самостоятельных решений. Важно отметить, что в использовании модельного тренажера главное - не имитация конкретной управленческой деятельности, а стимулирование активного исследовательского процесса у студентов.

Основной целью применения модельного тренажера в образовательном процессе является минимальным количеством модельных средств предельно правдоподобно и просто для понимания

© Золотарева А.Ф., Пугановская Т.И., Галямин А.В., 2015

93

обучающихся отображение важнейших для управления предприятием экономических понятий и связи между ними. По многолетнему опыту преподавания поставленные цели наиболее эффективно достигаются с помощью нескольких последовательных этапов на базе комбинации теоретического материала из различных дисциплин и результатов экспериментальной практики (см. рис. 1). На первом этапе обучающимся проводится лекция, содержащая теоретический материал по тематике обучения на компьютерных имитационных моделях.

Рис. 1. Схема теоретико-практического обеспечения процесса обучения на модельном тренажере в режиме

«карьера на предприятии»

Затем по данному теоретическому материалу для осмысления взаимосвязей и взаимозависимости между различными функциями на предприятии студентам приводятся экономико-математические поставки задач по исследованию операций, более всего подходящих к соответствующей теме занятий и тем управленческим ситуациям, в которых обучающиеся могут оказаться в процессе общения с модельным тренажером. В процессе использования модельного тренажера обучающимся предлагается увидеть в конкретной практической ситуации условия задачи оптимизации определенного типа, которую необходимо поставить в корректной форме, грамотно подобрать метод ее решения и интерпретировать итог в собственных управленческих действиях. Заключительным этапом перед работой студента в модельном тренажере является практическое применение существующего математического аппарата к решению поставленных оптимизационных задач.

Многолетний опыт использования модельного тренажера показал, что студенты, использующие экономико-математическое моделирование определенных процессов предприятия, имеет более высокую скорость адаптации к сценарным условиям, а их предприятия более эффективны. К сожалению, с годами доля студентов, применяющих математический аппарат в процессе обучения, падает: с 60 % от общего количества обучающихся в 2008/2009 учебном году до 40 % от общего количества обучающихся в 2014/2015 учебном году. Причиной возникновения данной тенденций может быть изменение отношения студента к взаимодействию с модельным тренажером, выражающегося в желании быстрее достигнуть результата (пройти сценарий) с наибольшим упрощением понимания сущности экономического субъекта (бизнес-процессов современного предприятия). Также имеет место то, что имитационная модель, даже относительно простая для понимания, все-таки слишком сложна для применения быстрых расчетов в ходе игры, и студенты выбирают «игровое» экспериментирование.

Основным учебным действием является «прогон» обучающимися модели условного предприятия из некоторого исходного состояния в некоторое, лучшее за отведенное число шагов, пользуясь доступными рычагами управления. По результатам обучения на модельном тренажере можно сказать, что для изучения темы оптимальным может считаться набор из 3-5 сценариев. При этом каждый сценарий в составе темы имеет свои особенности: в одном критична динамика цены на продукт, а в другом - ограниченность инвестиционных возможностей и т.д. Такая схема имитационных экспериментов предполагает осознание у студентов экономических зависимостей специфичных для тех или иных рыночных условий. Привыкание студентов к непривычным для них обстоятельствам деятельности в рамках функционирования в определенных сценарных условиях происходит за определенное время [1; 5]. Поэтому целесообразно предоставить обучающему инкубационный период, за который он сможет не только ознакомиться с интерфейсом модельного тренажера, его возможностями, но и построить собственную теоретическую базу для практического применения. Только после этого необходимо проводить реально оцениваемые имитационные эксперименты. С одной стороны, скорость адаптации студентов к новым условиям практической деятельности имеет некоторые пределы. С другой стороны, проверка собственных устоявшихся теоретических знаний и наработанных практических навыков в различных имитационных условиях приводит к расширению проблемных областей. По результатам опроса студентов в 2014/2015 учебном году 60 % от опрошенных обучающихся на модельном тренажере адаптировались к нему за период от 1 до 3 последовательных банкротств, 20 % - от 6 до 25 тактов сценария, 15 % - до 5 тактов сценария, 5 % - свыше 3 последовательных банкротств.

Важную роль при освоении практических навыков управления экономическими объектами играет эффективно установленная с ними обратная связь[3; 6]. Обычно она формируется с помощью предварительно выбранного комплекса критериев, отражающих определенные динамические или статистические сущностные характеристики экономического объекта. В модельных экспериментах обучающиеся, как правило, на первых порах при управлении определенной функциональной областью, ориентируются по одному-трем показателям: средняя чистая прибыль, средняя заработная плата, доля на рынке продукции и т.д. В дальнейшем, при достаточно большем объеме полномочий (комплексное управление предприятием в целом), студенты переходили к формированию многокритериальной оценки, состоящей из несколько групп показателей: показатели производственной интенсификации, показатели рентабельности, показатели деловой активности и т.д. По данным группам показателей обучающиеся, как правило, отслеживают текущие значения, а также с помощью различных методов прогнозирования разрабатывают будущие значения в зависимости от изменений внешней среды деятельности предприятия.

Можно отметить что, по мнению авторов, основной эффект модельно-игровых экспериментов

проявляется не столько в полученных результатах обучающихся, а в оценке последствия принятых ими управленческих решений. При управлении предприятием студент нуждается в инструментарии многокритериальной оценки качества менеджмента. Как правило, он применяется на достаточно поздних стадиях обучения, когда обучающиеся свободно и в полной мере освоили технику управления моделью в разных сценариях. Очевидно, только на этой стадии начинает «работать» присущий каждому студенту механизм целеполагания и декомпозиции целей. В модельном тренажере встроен механизм оценки качества менеджмента, который формируется следующим образом. По итогам игрового сеанса из всего множества оценочных показателей (несколько десятков) обучающемуся предлагается выбрать немногие наиболее важные с его точки зрения (сначала это 3-4, затем 6-7, но не более 10). По выбранным показателям и полученным в игре данным формируется множество альтернатив (как правило, Парето-оптимальных, для чего некоторые альтернативы корректируются или генерируются заново), на попарных сравнениях которых обучающийся высказывает свои предпочтения. В результате формируется его индивидуальная функция полезности, которая трактуется как критерии качества управления [3]:

F () = кЛ ) + к2 х2 () +... + кпхп (), (1)

где 7 - такт модельного времени (7 = 1, 2,.. .,25); к - коэффициент значимости показателя 7 (7 = 1, 2, ..., п); п - количество выбранных показателей; х1(0 - значение показателя 7 в такте времени 7 .

На заключительном этапе оценки, после использования фактических результатов, достигнутых в процессе эксперимента, для обучающегося может быть сформирован график функции полезности, отображающий динамику критерия качества управления по всем тактам игрового сценария. По форме графика функции полезности получается скалярная (балльная) оценка качества управления так, что все траектории с монотонным улучшением от шага к шагу получают наивысший балл в заданном масштабе, допустим 10 в 10-бальной шкале и 0, если улучшений не было вообще. Наличие графика индивидуальной функции полезности позволяет обучающемуся легко увидеть, где и какие ошибки он совершил в динамике игры или, наоборот, какие правильные действия он предпринял, а преподавателю дает ценную информацию для анализа его управленческого поведения. Во-первых, появляется обоснованный повод обсудить с обучающимся этику поведения менеджера: упорядочить в его сознании иерархию оценочных показателей, уяснить их взаимосвязь (вначале студенты часто выбирают малозначащие или сильно связанные показатели), обосновать соответствие выбора показателей реальным желаниям обучающегося и экзогенной ситуации в игровом сеансе и т.п. Во-вторых, «провалы» траектории функции полезности дают повод для детального совместного анализа поведения обучающегося именно в эти критические моменты и, как результат, получение им дополнительных теоретических знаний и практических навыков. Авторы могут отметить, что практическое использование формализованного способа оценки качества управления оказалось очень эффективным. Оценка, выставленная компьютером по показателям качества и предпочтениям, выбранным и осмысленным самим обучающимся, с наглядной демонстрацией траектории движения производит на обучающегося впечатление полной объективности и неоспоримости, что позволяет стимулировать студента на улучшение уже достигнутого положительного результата.

Интересной особенностью обучения на компьютерных имитационных моделях является формирование устойчивого диалога между обучающимися. Так, например, по результатам опроса студентов 2014/2015 учебного года более 85 % от общего числа опрошенных признали факт коллективного обсуждения прохождения определенных сценариев, а 60 % от общего числа опрошенных указали на то, что обсуждение проблемной ситуации с коллегой является действенным инструментом в случае, если результаты деятельности предприятия ухудшаются от такта к такту. Кроме роли ката-

лизатора субъективных (экспертных) аналитических и прогнозных суждений, занятия на компьютерных имитационных моделях содействовали поляризации и увеличению конструктивизма мнений студентов в ходе коллективных обсуждений. Основной темой диалога между обучающимися является стратегия прохождения сценария в целом (75 % от общего числа опрошенных студентов 2014/2015 учебного года), что предполагает возникновения инвариантности в управленческих действиях обучающихся.

По результатам вышеизложенного авторы признают наличие положительного эффекта от внедрения компьютерных имитационных моделей в процесс обучения студентов-экономистов. На ряду с этим отмечают необходимость его совершенствования по направлениям повышения качества попутно предлагаемого теоретического материала, насыщения моделируемых объектов и связей между ними в компьютерной имитационной среде.

Библиографический список

1. Балдин, К. В. Информационные системы в экономике / К. В. Балдин, Б. В. Уткин. - 5-е изд. - М. : Дашков и К°, 2008. - 395 с. - ISBN 978-5-91131-658-7.

2. Ефимов, В. М. Имитационная игра для системного анализа управления экономикой / В. М. Ефимов. - М. : Наука, 1988. - 256 с.

3. Житков, В. А. Экономический менеджмент на модельном тренажере «Модест» : руководство пользователя / В. А. Житков [и др.]. - М. : ЦЭМИ РАН, 2013. - 100 с.

4. Зарукина, Е. В. Активные методы обучения : рекомендации по разработке и применению : учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. - СПб. : СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.- ISBN 978-59978-0051-2.

5. Комаров, В. Ф. Управленческие имитационные игры / В. Ф. Комаров. - Новосибирск : Наука. Сиб. отделение, 1989. - 268 с. - ISBN 5-02-029146-3.

6. Красовский, Ю. Д. Мир деловой игры. Опыт обучения хозяйственных руководителей / Ю. Д. Красов-ский. - М. : Экономика, 1989. - 174 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.