Научная статья на тему 'ПОЗИЦИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОЛЬШИ НА ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ'

ПОЗИЦИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОЛЬШИ НА ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
361
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ПОЛЬША / ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА / ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОЛЬШИ В ИЗГНАНИИ / КОММУНИЗМ В ПОЛЬШЕ / ПОЗИЦИЯ ПОЛЬШИ / POTSDAM CONFERENCE / WORLD WAR II / POLAND / POLISH PEOPLE’S REPUBLIC / PROVISIONAL GOVERNMENT OF NATIONAL UNITY / GOVERNMENT OF POLAND IN EXILE / COMMUNISM IN POLAND / POSITION OF POLAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сакаев В. Т., Норбоев Б. Н.

Цель. Изучение с помощью польских исторических материалов времён Второй мировой войны позиции Временного правительства национального единства Польши и правительства в изгнании на Потсдамской конференции, а также современная позиция Польской Республики к событиям Второй мировой войны и послевоенного времени. Методы. Проводится исследование польского вопроса во время Ялтинской и Потсдамской конференции, польских газет тех времён и их оценка к этим событиям. Результаты. В данной статье исследована позиция современной Польской Республики, которая не исследована в российской науке, кроме того отношения Польши к событиям Потсдамской конференции, и к деятельности СССР на её территории после Второй мировой войны. Научная новизна. Эта проблематика все ещё относится к числу недостаточно исследованных проблем в российской литературе. При этом в российской литературе не рассматривается польская точка зрения к событиям Второй мировой войны. Историческая правдивость является тяжелой для точного обоснования результатов Второй мировой войны, так как взгляды Польши и России противоречат друг другу в некоторых событиях. Автор особое внимание уделил точку зрения Современной Польской Республики к событиям послевоенного периода. Практическая значимость. Предлагаемая статья читателю показывает различные позиции Польских правительств, которые были легитимными и нелегитимными на её территории к событиям послевоенного времени, отношения Польши к этим событиям после падения коммунизма и нынешняя позиция Польши ко Второй мировой войне и её результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITION OF THE PROVISIONAL GOVERNMENT OF THE REPUBLIC OF POLAND AT THE POTSDAM CONFERENCE

Objective. Objective. Studying the position of the Provisional Government of National Unity of Poland and the government in exile at the Potsdam Conference with the help of Polish historical materials from the Second World War, as well as the current position of the Polish Republic towards the events of World War II and after the war. Methods. A study of the Polish question during the Yalta and Potsdam conferences, Polish newspapers of those times and their assessment of these events are being carried out. Results. This article examines the position of the modern Polish Republic, which has not been studied in Russian science, in addition to the attitude of Poland to the events of the Potsdam Conference, and to the activities of the USSR on polish territory after the World War II. Scientific novelty. This issue is still one of the insufficiently studied problems in Russian literature. At the same time, the Russian literature does not consider the Polish point of view on the events of the World War II. Historical veracity is difficult to accurately justify the results of World War II, since the views of Poland and Russia contradict each other in some events. The author paid special attention to the point of view of the Modern Polish Republic towards the events of the post-war period. Practical significance. The article shows the reader the various positions of the Polish governments that were legitimate and illegitimate on polish territory towards the events of the post-war period, Poland’s attitude towards these events after the fall of communism and the current position of Poland towards World War II and its results.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОЛЬШИ НА ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ»

УДК: 327.8 JEL: N94, Z38, F54

ПОЗИЦИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОЛЬШИ НА ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского федерального университета,

Казань, Россия Сакаев Василь Тимерьянович ORCID: 0000-0002-9921-3799 Web of Science Researcher ID: O-7810-2015 Author ID: 57189332622 [email protected]

Студент

Института международных отношений Казанского федерального университета,

Казань, Россия Норбоев Бехзод Норматович

bekzatnarbay@gmail. com

Аннотация

Цель. Изучение с помощью польских исторических материалов времён Второй мировой войны позиции Временного правительства национального единства Польши и правительства в изгнании на Потсдамской конференции, а также современная позиция Польской Республики к событиям Второй мировой войны и послевоенного времени.

Методы. Проводится исследование польского вопроса во время Ялтинской и Потсдамской конференции, польских газет тех времён и их оценка к этим событиям.

Результаты. В данной статье исследована позиция современной Польской Республики, которая не исследована в российской науке, кроме того отношения Польши к событиям Потсдамской конференции, и к деятельности СССР на её территории после Второй мировой войны.

Научная новизна. Эта проблематика все ещё относится к числу недостаточно исследованных проблем в российской литературе. При этом в российской литературе не рассматривается польская точка зрения к событиям Второй мировой войны. Историческая правдивость является тяжелой для точного обоснования результатов Второй мировой войны, так как взгляды Польши и России противоречат друг другу в некоторых событиях. Автор особое внимание уделил точку зрения Современной Польской Республики к событиям послевоенного периода.

Практическая значимость. Предлагаемая статья читателю показывает различные позиции Польских правительств, которые были легитимными и нелегитимными на её территории к событиям послевоенного времени,

отношения Польши к этим событиям после падения коммунизма и нынешняя позиция Польши ко Второй мировой войне и её результатам.

Ключевые слова: Потсдамская конференция, Вторая мировая война, Польша, Польская Народная Республика, Временное правительство национального единства, Правительство Польши в изгнании, коммунизм в Польше, позиция Польши.

Конфликт интересов: авторами не заявлен.

POSITION OF THE PROVISIONAL GOVERNMENT

OF THE REPUBLIC OF POLAND AT THE POTSDAM CONFERENCE

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of International Relations, World Politics and Diplomacy, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

Sakaev Vasil Timeryanovich ORCID: 0000-0002-9921-3799 Web of Science Researcher ID: O-7810-2015 Author ID: 57189332622 [email protected]

Student of the Institute of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russia Norboev Bekhzod Normatovich [email protected]

Abstract

Objective. Objective. Studying the position of the Provisional Government of National Unity of Poland and the government in exile at the Potsdam Conference with the help of Polish historical materials from the Second World War, as well as the current position of the Polish Republic towards the events of World War II and after the war.

Methods. A study of the Polish question during the Yalta and Potsdam conferences, Polish newspapers of those times and their assessment of these events are being carried out.

Results. This article examines the position of the modern Polish Republic, which has not been studied in Russian science, in addition to the attitude of Poland to the events of the Potsdam Conference, and to the activities of the USSR on polish territory after the World War II.

Scientific novelty. This issue is still one of the insufficiently studied problems in Russian literature. At the same time, the Russian literature does not consider the Polish point of view on the events of the World War II. Historical veracity is difficult to accurately justify the results of World War II, since the views of Poland and Russia contradict each other in some events. The author paid special attention to the point of view of the Modern Polish Republic towards the events of the post-war period.

Practical significance. The article shows the reader the various positions of the Polish governments that were legitimate and illegitimate on polish territory towards the events of the post-war period, Poland's attitude towards these events after the fall of communism and the current position of Poland towards World War II and its results.

Keywords: Potsdam Conference, World War II, Poland, Polish People's Republic, Provisional Government of National Unity, Government of Poland in exile, communism in Poland, position of Poland.

Conflict of Interest: No conflict of interest is declared by the authors.

Введение

Во Второй мировой войне Польша понесла большие потери. Погибло почти 6 миллионов граждан Польши, в том числе 3 миллиона польских граждан еврейской национальности. Поляки сражались на всех фронтах Второй мировой войны: на западе, на востоке, они сражались под землей, в партизанской войне, гибли в концентрационных лагерях и лагерях для военнопленных, расстреливались на улицах городов, их заключали в тюрьмы, подвергали пыткам. Это было ужасное время для Польши и польской нации. Польша исчезла с карт на 6 лет - сначала она была захвачена нацисткой Германией и позже советские войска вошли на её территорию. После окончания войны, Польша действительно появилась на карте мира, но не как полностью свободное государство, не как полностью суверенное государство. Она оказалась в советской сфере влияния под марионеточным правительством, но в то же время правительство Польши в изгнании просуществовало до 1990 года и смогло вернуться в Польшу [1]. После Ялтинской конференции, как говорят в современной Польше, было сформировано марионеточное коммунистическое правительство Сталиным, которая просуществовало до падения коммунизма в Польше. Современная Польская Республика и её нынешние руководители со времён падения коммунизма в Польше много раз оспаривали события, которые происходили во время Второй мировой войны, а также события на Потсдамской конференции и послевоенного времени.

Основная часть

В ходе переговоров Большой тройки на Потсдамской конференции, сторону Временного правительства Польши представляли Эдвард Осубка-Моравский, Болеслав Берут, Станислав Грабский, Станислав Миколайчик, Винценты Жимовский, Зыгмунт Модзелевский и Михал Рома-Жимерский. Среди них были как коммунисты, так и будущие члены марионеточного правительства.

В Польше не было единого правительства в период Второй мировой

войны. Уже в ночь с 31 декабря и на 1 января 1944 года в Варшаве была

создана Крайова Рада Народова, в противовес Польскому правительству

в изгнании, которое находилось в Лондоне. Казалось бы, двухпартийная

организация, фактически представляла только Польскую рабочую партию

и союзную Рабочую партию польских социалистов и Народную партию «Воля

Народа». Одновременно была преобразована Народная гвардия в Народную

армию, в состав которого должны были войти войска 1-го корпуса. 9 января

1944 года был создан Совет Национального Единства, во главе которого стоял

60

председатель Польской социалистической партии - Свобода, Равенство, Независимость - Казимеж Пужак [2]. Созданная в июле 1944 года Национальный Совет Министров как неотъемлемая часть правительства Польши в изгнании должен был захватить власть в стране в момент окончания немецкой оккупации.

Когда первые части Красной Армии вошли в Польшу 3 января 1944 года, польское правительство в изгнании во главе со Станиславом Миколайчиком подверглось давлению со стороны союзников с целью признания линии Керзона, восточной границы будущей Польши. Это привело к предложению Миколайчика (от 15 февраля 1944 г.) установить польско-советскую демаркационную линию к востоку от Львова и Вильнюса и отложить обсуждение на более позднее время. Переговоры между Миколайчиков и Рузвельтом ни к чему не привели, а переговоры премьер-министра со Сталиным даже не состоялись. В июле 1944 года, Крайова Рада Народова была официально признана Сталиным за то, что тот представлял польский народ, это окончательно развеяло все иллюзии относительно возможности установления дипломатических отношений между СССР и польским правительством в изгнании.

Тем временем в стране наступала Армия Крайовой, которая начала подрывную акцию под кодовым названием «Буря». Её целью был захват власти в крупных польских городах из рук немецких оккупантов. Операция, которая началась в феврале 1944 года, достигла больших военных успехов, часто в сотрудничестве с Армией Крайовой, но после того, как бои окончились и НКВД распустил части Армии Крайовой, некоторые солдаты были завербованы в Армию Людову, а офицеры арестованы. В результате части Армии Крайовой перестали проявлять себя, и командование создало организацию NIE, что означало «независимость».

В Москве 21 июля 1944 года был создан Польский комитет национального освобождения под председательством лидера Польской социалистической партии Эдуарда Осубка-Моравского, несмотря на его участие в правительстве Народной партии, он был полностью подчинен коммунистами. На следующий день был опубликован манифест Польского комитета национального освобождения к польскому народу, который фактически был подписан и утвержден Сталиным, а затем же объявлен. В манифесте говорилось, что единственным легальным источником власти в Польше является Крайова Рада Народова. В манифесте указывалось, что Польское правительство в изгнании, которое находилось в Лондоне, являлось «самопровозглашённой и нелегальной властью», а Конституция 1935 года -«незаконной». Кроме того в манифесте утверждалось, что наряду с освобождением страны, должен быть создан правовой центр власти, который будет направлять борьбу нации. Поэтому, как было заявлено, было учреждено «законный временный исполнительный орган» [3]. В Манифесте было признано, что Крайова Рада Народова и Польский комитет национального освобождения действуют на основе конституции 1921 года как «единственная действующая юридическая конституция, принятая на законных основаниях». Ее основные принципы должны были действовать в освобожденной стране до избрания Законодательного Сейма, который должен был принять новую Конституцию. 31 декабря 1944 года Сталин

преобразовал Польский комитет национального освобождения во Временное правительство Республики Польша. Новое правительство с помощью НКВД организовало аппарат безопасности под руководством Министерства безопасности со Станиславом Радкевичем, который включал в себя Отделение Общественной Безопасности и Гражданскую милицию. 15 августа в Польше была объявлена всеобщая мобилизация, а 24 августа все подпольные организации получили приказ о роспуске.

В июне 1945 года во исполнение решений Ялтинской конференции на конференции в Москве (проходившей одновременно с показательным судебным процессом над шестнадцатью лидерами Польского подпольного государства, арестованными в марте 1945 года НКВД под предлогом после Ялтинских переговоров) было создано Временное правительство национального единства, которое фактически было сформировано Станиславом Миколайчиком, с группой связанных с ним политиков Временного Правительства Осубки-Моравского. Это правительство должно было представлять позицию Польши на Потсдамской Конференции, которые были написаны под Советским руководством, а также функционировать до проведения свободных парламентских выборов в Польше и позже получило признание США и Великобритании, которые, как следствие, 4-5 июля 1945 года до начала Потсдамской конференции отменили признание правительства Польши в изгнании.

Как Временное правительство национального единства они издали меморандум относительно западной границы Польши, который стал отправной точкой для позиции Польши на Потсдамской конференции. В нем перечислены следующие аргументы в пользу территориальных изменений:

Во-первых, главным образом это компенсация - моральная компенсация за отношение ко всей стране как к обществу сельскохозяйственных рабочих и материальная компенсация за разграбление и уничтожение национальной собственности;

Во-вторых, демографические потребности Польши. Указывалось, что Польша не может нормально развиваться, если её гражданам придется эмигрировать, поэтому принимая во внимание: высокий уровень рождаемости, постулат от отказа эмиграции и необходимость принимать реэмигрантов, Польша указывала что должна иметь территорию, соответствующую потребностям ее населения, то есть на конференции Временное правительство указывало на перенос границы через реки Одра и Нейсе, чтобы это давало возможность удовлетворить самые важные демографические потребности польской нации. Включая в это и сельское хозяйство, указывалось, что Польша является самой перенаселённой страной в Европе. В результате территориальных изменений это перенаселение могло бы быть уменьшено, за счёт включения бассейна рек Одра и Нейсе;

В-третьих, временное правительство указывало, что на территориях Восточной Германии были населены поляки и они являлись большинством. Говорилось, что с 1918 года по 1939 году были большие потери польского населения на этих территориях. Кроме того говорилось об исторической принадлежности этих территории, с X века Польша твердо стояла на реке Одра, в некоторые периоды даже превышала значительно. Только с XIII века Польша начала терять свои западные границы под давлением Германии;

В-четвертых, указывалось на географическое положение и геополитические отношения западных территорий с Польшей. Польша намеревалась взять на себя роль посредника в Европе между Западом и Востоком, Югом и Севером. Польша стремилась к своим естественным границам, а именно: на юге Судеты и Карпаты, на севере Балтийское побережье и на западе Одра и Нейсе. Обозначенная таким образом территория образовала бы компактную географическую единицу;

В-пятых, говорилось об экономических связях западных территорий с Польшей. Экономический потенциал польского населения продолжал снижаться под влиянием пристрастной прусской политики. Восточная Пруссия и Силезия, искусственно отделенные от Польши - не могли развиваться нормально. Силезия, Одра и Щецин, отрезанные от Познани и Померании с 1918 года, также не могли развиваться. По этой причине вся территория Восточной Германии была зоной эмиграции. Соединение этих земель с Польшей позволило бы задействовать сельское население в промышленности и с другой стороны предоставит обширный рынок сбыта [4].

В дополнение ко всему вышесказанному, Станислав Миколайчик на Потсдамской конференции выступил с речью в поддержку территориальных изменений. Он утверждал, что немецкая нация, лишенная своей промышленной мощи, не сможет восстановить свой империализм.

С окончанием боевых действий Советская Армия получила приказ не преследовать гражданское население Германии. Некоторые военачальники распространили эти директивы также на территорию Польши. Вопрос немцев на территории Польши было ясным - поляки говорили, Польша для поляков, от рядового гражданина и до президента и это не подлежит к обсуждению. Все немцы должны были покинуть территорию Польши до единого. Поляки говорили что Германия должна заплатить за все ужасы, которая она совершила во времена войны и должна уйти подальше от польских земель [5].

18 июля на Потсдамской конференции обсуждались главные вопросы Польши. Именно тогда Советский Союз представил свое видение решения так называемого «польского вопроса». В этом проекте Советский Союз сделал выбор в пользу: а) разрыва всех отношений с правительством Арцишевского; б) оказание помощи Временному правительству национального единства Польши в возвращении утраченного польского имущества; в) поставить Польские вооруженные силы на Западе под контроль Польского правительства национального единства. Несмотря на первоначальные возражения британского премьер-министра, особенно в отношении разрыва отношений с правительством Арцишевского, этот проект получил позже поддержку [6].

Как итог, на Крымской конференции были решены восточные границы Польши, а на Потсдамской конференции были решены западные границы. Стоит отметить, что на бывших восточных территориях Польши жили более 1 млн. поляков, но они не являлись большинством. В конце концов, 1 августа 1945 года позиция Временного правительство было принято и являлось единогласным решением Большой тройки.

Народная демократия должна была стать переходным этапом для новой Польши. Советский Союз запланировал путь перехода к социалистической системе в Восточной и Центральной Европе. Введение такого нового порядка

осуществлялась руками порабощенных Красной Армией народов. Сталин умело руководил этими событиями, не используя свои силы, он только пользовался поддержкой коммунистов в этих государствах. В новой Польше процесс нового порядка был чрезвычайно сложным и долгим, так как поляки, привыкшие к демократическим ценностям и традиционной свободе, сопротивлялись действиям Советского Союза. В конце концов, полякам так и не удалось приобщиться к новому порядку, а сам Сталин считал это невыполнимой задачей и тоже самое было в Центральной Европе. Сначала были созданы коммунистические партии, которые затем в период нацисткой оккупации вели подпольную деятельность. Однако спустя время с применением силы и политического давления партийные структуры коммунистических партий были расширены и польский народ был подчинен коммунистам. Ведь откуда-то появились члены Польской рабочей партии, Гражданской полиции и Службы безопасности. Большинство людей пытались найти себя в новом порядке и воспользоваться шансом занять высокие и руководящие должности в новой административной структуре [7].

На территории Новой Польской Республики Временное правительство национального единства быстро приступило к социальным, экономическим и административным реформам. После Потсдамской Конференции территория Польши значительно уменьшилась, но в то же время морская граница увеличилась. Остро стоял вопрос национальных меньшинств, а точнее немцев, которые проживали на территории Новой Западной Польши. Миграция немцев началась уже в 1945 году, но своего апогея достигла в 1946 году, когда более 1,6 миллионов немцев были перемещены с западных территорий, а их жилье и имущество занимали поляки. Кроме этого происходила миграция также миллиона поляков с территории Западной Украинской ССР и Западной Белорусской ССР, так как до войны эти территории находились в Польше [8].

В Польше на политической сцене царила неразбериха. По решению Потсдамской конференции в Польше должны были пройти первые демократические выборы и они прошли в 1947 году, однако эти выборы были сфальсифицированы при поддержке Советского Союза. Кроме парламентских выборов, годом ранее прошёл референдум, где рассматривались три вопроса -упразднение Сената, земельная реформа, западные границы, как и парламентские выборы, этот референдум также был сфальсифицирован. После парламентских выборов оппозиционная Польская народная партия была ликвидирована, кроме того были ликвидированы вооруженные подполья Свобода и Независимость, Национальные вооружённые силы и Национальный военный союз. На политической арене среди коммунистов растёт роль Владислава Гомулки, который продвигал свой Польский путь к социализму, и в Польше усилилась диктаторская система правления (сталинизм). Потенциальные и реальные противники правительства были устранены, усилился террор Министерства общественной безопасности, были усилены связи с блоком стран, в которых доминировал СССР (членство в Совете экономической Взаимопомощи в 1949 году и в Варшавском договоре в 1955 году) [9].

Польские коммунисты в партнерстве с Советским Союзом начали строительство Польской Народной Республики, которая должна была стать

социалистическим государством по образцу Советского Союза. В результате в Польше до 1990 годов устанавливается коммунистический режим правления. Как показало время, экономические, социальные и политические реформы оказались неудачными, и уровень жизни польского общества не повысился в соответствии с ожиданиями коммунистических плановиков. Польша дистанцировалась от цивилизованных стран Запада, которые пережили беспрецедентный экономический бум, основой которого было мирное сотрудничество и миллионы долларов, закачанных в соответствии с планом Маршалла.

В 1950 году после образования Германская Демократическая Республика подписала с Польской Народной Республикой Згожелецкое соглашение, где Германия признала западную границу Польши, а Федеративная Республика Германия подписала признание границ только в 1970 году.

Постоянно ухудшающая экономическая ситуация в Польше в конце 1980-х вызвали протесты в разных городах, которые быстро распространились по всей Польше. В 1989 году коммунизм в Польше приходит в упадок. В Польше была объявлена Третья Республика и в дальнейшем правительство выбирает путь Евроатлантической интеграции, став одним из членов Организации Североатлантического договора и Европейского Союза. В правительстве Польши с 1990 года и до наших дней будут руководить правые и крайне правые партии.

После падения коммунизма у Польши и у России возникают крайне серьезные споры по поводу исторической правды, так Польша начинает демонтирование советских памятников и запрещает коммунистическую идеологию на своей территории. Кроме этого Польша начинает информационную войну с Россией, оспаривая события Второй мировой войны, требуя компенсации за долгую оккупацию её территории, а также компенсацию у Германии, за оккупацию её территории во время Второй мировой войны. Несмотря на это, Третья Республика добивается больших экономических успехов и в отличии от других стран Европейского Союза у неё не будет серьезных демографических проблем и миграционного кризиса. В последнее время, как показали президентские выборы 2020 года польское общество разделено, так как происходит война идеологии на её территории и Польша разделена на Запад и Восток, если на западе страны живут люди либеральных взглядов, то на востоке крайне консервативных и тех, которые скептически относятся как Европейской интеграции, так и к России.

Заключение

Таким образом, по итогам Потсдамской конференции нельзя сказать что были рассмотрены интересы польского народа, так как те позиции и манифест, опубликованный Временным правительством Польши были сформированы Советским правительством. Судьба Польши находилась исключительно в интересах Советского Союза, а правительство Польши считалось марионеточным. Рассматривая Ялтинско-потсдамскую систему можно сказать, что Польская Народная Республика, которая была образована после Второй мировой войны вместо Временного правительства Польши за 40 лет не добилась успехов и вызвало гнев у польского народа, что привело

к падению коммунизма и к построению новой капиталистической страны -Третьей Республики Польша, которая добилась больших успехов после вступления в НАТО и в ЕС.

Список литературы

1. Wyst^pienie Prezydenta RP w Warszawie podczas obchodow 80. Rocznicy wybuchu II WS. - URL: https://www.prezydent.pl/aktualnosci/wypowiedzi-prezydenta-rp/wystapienia/art,795,wystapienie-prezydenta-rp-w-warszawie-podczas-obchodow-80-rocznicy-wybuchu-ii-ws-.html/ (дата обращения: 30.10.2020)

2. Roszkowski, W. Historia Polski // 1995. Сс. 127-129

3. Manifest Polskiego Komitetu Wyzwolenia Narodowego [Текст] / Polski Komitet Wyzwolenia Narodowego. 1944. 22 июля. С. 1.

4. 17 lipca 1945, czyli powrot Sl^ska do macierzy. - URL: http://www.szlachta.wroclaw.pl/archiwum/2112,17-lipca-1945-czyli-powrot-Slaska-do-macierzy,news.html (дата обращения: 30.10.2020)

5. Niemcy pojd^ precz, Stalin, Truman i Churchill w Poczdamie [Текст] // Gazeta Robotnicza. 1945. 16 июля. № 105. С. 1.

6. Konferencje w Jalcie i Poczdamie. Rz^d Polski na Emigracji. - URL: http://www.sww.w.szu.pl/index.php?id=polska_konferencj a_w_j alcie_i_pocz damie/ (дата обращения: 30.10.2020)

7. Normalizacja stosunkow [Текст] / Gazeta Robotnicza. 1945. 13 августа. № 133. С. 1.

8. Pierwsze lata powojenne. Polska po II wojny swiatowej. - URL: https://www.sww. w.szu.pl/index.php?id=polska_po_ii_wojnie_swiatowej/ (дата обращения: 30.10.2020)

9. Praca zbiorowa: Czarna Ksi^ga Komunizmu. Warszawa: Pruszynski // 1999. Сс. 353-355.

References

1. Address by the President in Warsaw during the commemorations of the 80th anniversary of the outbreak of World War II. - URL: https://www.prezydent.pl/aktualnosci/wypowiedzi-prezydenta-rp/wystapienia/art,795,wystapienie-prezydenta-rp-w-warszawie-podczas-obchodow-80-rocznicy-wybuchu-ii-ws-.html/ (access date: 30.10.2020) (In Polish)

2. Roszkowski, W. History of Poland // 1995. Pp. 127-129

3. The Manifest of the Polish Committee of National Liberation [Text] / The Polish Committee of National Liberation. 1944. 22 июля. P. 1.

4. July 17, 1945, the return of Silesia to the motherland. - URL: http://www.szlachta.wroclaw.pl/archiwum/2112,17-lipca-1945-czyli-powrot-Slaska-do-macierzy,news.html (access date: 30.10.2020) (In Polish)

5. The Germans will go away, Stalin, Truman and Churchill in Potsdam [Text] // Gazeta Robotnicza. 1945. July 16. № 105. P. 1. (In Polish)

6. Conferences in Yalta and Potsdam. The Polish Government in Exile. - URL: http://www.sww.w.szu.pl/index.php?id=polska_konferencja_w_jalcie_i_pocz damie/ (access date: 30.10.2020) (In Polish)

7. Normalization of relations [Text] / Gazeta Robotnicza. 1945. August 13. № 133. P. 1. (In Polish)

8. The first post-war years. Poland after World War II. - URL: https://www.sww.w.szu.pl/index.php?id=polska_po_ii_wojnie_swiatowej/ (access date: 30.10.2020) (In Polish)

9. Collective work: The Black Book of Communism. Warsaw: Pruszynski // 1999. Pp. 353-355. (In Polish)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.