Научная статья на тему 'ПОЗИЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ'

ПОЗИЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
внешняя торговля / продовольственный рынок / интеграция / экспорт / foreign trade / agrifood market / integration / export

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимжан Зарина Азимбаевна, Аленова Карлыгаш Толеубаевна

в статье рассматривается позиция Республики Казахстан в ведущих мировых рейтингах, оценивающих международную торговлю. Затрагивается вопрос укрепления позиций государства на мировом рынке путем расширения ассортимента экспортных товаров. Проводится анализ разнообразия экспортной корзины страны. Изучаются возможности развития внешней торговли агропродовольственными товарами. Анализируется роль правительства в регулировании внешнеэкономической деятельности и основные меры по поддержке производителей-экспортеров продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSITION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN INTERNATIONAL TRADE

the article examines the position of the Republic of Kazakhstan in the leading world ratings that assess international trade. The issue of strengthening the position of the state in the world market by expanding the range of export goods is touched upon. The analysis of the diversity of the country's export basket is carried out. The possibilities of developing foreign trade in agrifood products are being studied. The role of the government in the regulation of foreign economic activity and the main measures to support manufacturers-exporters of products are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ»

ECONOMICS

THE POSITION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

IN INTERNATIONAL TRADE 1 2 Akimzhan Z.A. , Alenova K.T. (Republic of Kazakhstan)

Email: Akimzhan579@scientifictext.ru

1Akimzhan Zarina Azimbayevna - Master's Student;

2Alenova Karlygash Toleubayevna - Doctor of Economic Sciences, Professor, DEPARTMENT OF MANAGEMENT, S. SEIFULLIN KAZAKHAGROTECHNICAL UNIVERSITY, NUR-SULTAN, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article examines the position of the Republic of Kazakhstan in the leading world ratings that assess international trade. The issue of strengthening the position of the state in the world market by expanding the range of export goods is touched upon. The analysis of the diversity of the country's export basket is carried out. The possibilities of developing foreign trade in agrifood products are being studied. The role of the government in the regulation of foreign economic activity and the main measures to support manufacturers-exporters of products are analyzed.

Keywords: foreign trade, agrifood market, integration, export.

ПОЗИЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В МЕЖДУНАРОДНОЙ

ТОРГОВЛЕ

Акимжан З.А.1, Аленова К.Т.2 (Республика Казахстан)

1Акимжан Зарина Азимбаевна - магистрант;

2Аленова Карлыгаш Толеубаевна - доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, г. Нур-Султан, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается позиция Республики Казахстан в ведущих мировых рейтингах, оценивающих международную торговлю. Затрагивается вопрос укрепления позиций государства на мировом рынке путем расширения ассортимента экспортных товаров. Проводится анализ разнообразия экспортной корзины страны. Изучаются возможности развития внешней торговли агропродовольственными товарами. Анализируется роль правительства в регулировании внешнеэкономической деятельности и основные меры по поддержке производителей-экспортеров продукции. Ключевые слова: внешняя торговля, продовольственный рынок, интеграция, экспорт.

В 50-х годах прошлого века началась новая эпоха в развитии экономических отношений между государствами, которую можно представить как «эра интеграции». Вовлекая больше стран и углубляя международные разделение труда и кооперацию, процесс сотрудничества и слияния стал трендом в современной мировой экономике [1].

Вместе с этим возрастает значение государственной функции вовлечения национальной экономики в глобальные экономические отношения. Данная функция реализуется в построении и укреплении международных экономических связей в различных отраслях, участием государства в организациях сотрудничества, созданием законодательной основы развития межстрановых отношений и т.д. Несмотря на относительно молодой возраст, Республика Казахстан вовлечена в процесс глобализации и реализует свои задачи по развитию и регулированию внешнеэкономических отношений. Главным образом этот

процесс проявляется в участии во внешнеторговых операциях, которые соответственно отражают место страны на международных торговых рынках [2].

Для оценки уровня вовлеченности государства в мировой рынок применяются разные комплексные показатели. В их числе одним из популярных индикаторов является оценка конкурентоспособности от Международного института развития менеджмента. Общий рейтинг государства выводится на базе нескольких показателей, объединенных в группы. Всего этих групп четыре: экономическая деятельность, эффективность работы правительства, эффективность бизнеса и инфраструктура. Отдельному рассмотрению подлежит пункт участия в международной торговле, входящий в группу факторов экономической деятельности [3].

По полученным результатам 2020 года Казахстан занимает 42 позицию в общем рейтинге, показатели же развития международной торговли поставили республику на 60 место. Для сравнения, в 2018 году страна стояла на 38 месте по уровню конкурентоспособности и 56 - по подфактору торговли на международном уровне [4].

Еще одним авторитетным рейтингом, впервые появившемся в 2003 году и с тех пор публикуемым Всемирным Банком каждый год, является Doing Business. Как подсказывает название, цель данного рейтинга - отразить, в каких странах благоприятнее условия для управления бизнесом. Среди десяти индикаторов, составляющих общую оценку страны, имеется и показатель международной торговой деятельности [5].

Казахстан располагается на 25 строчке среди 190 государств, представленных в рейтинге. Высокие баллы получили оказываемая инвесторам правовая защита, соблюдение условий соглашений и открытие своего дела. В то же время уровень международной торговли оценивается не так высоко: по этому фактору страна занимает 105 место [6].

Полагаясь на выше представленные оценки, становится очевидным, что интеграция Казахстана в международную торговлю имеет слабые стороны, однако при грамотном подходе к управлению этим направлением деятельности возможно улучшение не только позиции республики на мировом рынке, но и состояния внутренней экономики.

Незначительная диверсификация товаров, отправляющихся на внешний рынок, является одной из ключевых проблем в расширении внешнеторгового сотрудничества. На мировом рынке Казахстан, можно сказать, зарекомендовал себя как поставщика преимущественно минерального сырья. Тому подтверждение статьи экспорта, где продукты горнодобывающего комплекса занимают более 70% объема. Направляются они в большинстве на территорию дальнего зарубежья. Продукты перерабатывающих комплексов вывозятся в страны Содружества, благодаря чему экспортная корзина республики пополняется товарами, имеющими высокую добавленную стоимость [7].

Всемирной торговой организацией было проведено исследование, направленное на изучение разнообразия экспортных наборов стран мира. В результате работы, опубликованной в 2017 году, государства были сгруппированы по категориям, в зависимости от количества видов товаров, участвующих в экспорте. Казахстан вошел в категорию с показателями от 501 до 2000 видов продуктов. Помимо этого, специалисты ВТО изучили динамику диверсификации экспорта и сформировали четыре группы, опираясь на тренды в расширении ассортимента экспортируемых товаров. В этой классификации Казахстан был отнесен к странам со средним темпом роста разнообразия экспорта.

Проведенное исследование затронуло также диверсификацию рынков, с которыми определенная страна ведет торговлю. В этом отношении были сформированы кластеры стран, объединяющим признаком для которых выступил уровень расширения географии экспорта. Республика Казахстан стала частью категории стран, в течение девятнадцати лет рассмотренного периода не изменивших направления экспортных поставок [8].

Потенциальным решением вопроса диверсификации экспортной корзины может стать развитие международной торговли товарами агропродовольственного сектора. На данный момент доля сельскохозяйственных товаров в структуре экспорта составляет почти 6%. Некоторые товары имеют хорошие позиции на мировом сельскохозяйственном рынке.

Например, страна входит в десятку экспортеров пшеницы: согласно статистическим сводкам в 2020 году Казахстан занимал седьмую строчку [9].

Структуру экспорта следует совершенствовать не только в расширении товарного ассортимента, но и в увеличении в его составе продуктов переработки аграрного комплекса. Казахстан располагается на 68 месте по экспорту переработанных продуктов сельского хозяйства. К этим продуктам относятся мука, масла растительного происхождения, продукты переработки молока и кондитерские изделия. Технологическая сложность, оцениваемая по сложности производства и количеству стран-производителей определенного продукта, у перечисленных товаров имеет невысокий индекс. Поэтому следующая задача для развития экспортного потенциала продовольственных товаров состоит в совершенствовании технологической базы АПК [10].

Казахстан рассматривает возможности расширения и укрепления своего положения на мировом рынке торговли агропродовольственными товарами. Государственными органами разрабатываются инструменты поддержки отечественных экспортеров, например, дорожные карты; совершенствуется меры таможенного регулирования внешнеторговых операций и создаются программы по развитию внутреннего аграрного производства.

Вовлечение Республики Казахстан в мировую систему торговли имеет положительный эффект в интеграции страны в международное сообщество, также как и в развитии национальной экономики. Эффективная организация производственных процессов, современная инфраструктура, поддержка предпринимателей и другие практики перенимаются в процессе международного обмена. Результаты интеграции могут иметь различные проявления и касаться не только экономических выгод. Поэтому важная роль в деятельности государства отводится поддержке и регулированию внешнеторговых отношений.

Список литературы /References

1. Экономическая интеграция. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/ (дата обращения: 05.03.2021).

2. Утебаева А.Б. Анализ позиций Казахстана во внешней торговле в международных рейтингах // Вестник КазЭУ. Алматы, 2016.

3. Рейтинг глобальной конкурентоспособности стран мира по версии IMD. / Гуманитарная энциклопедия: Исследования. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2021 (последняя редакция: 30.01.2021). Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/imd-world-competitiveness-ranking/ (дата обращения: 05.03.2021).

4. Competitiviness ranking Kazakhstan. [Электронный ресурс] // International Institute for Management Development, 2020. Режим доступа: https://worldcompetitiveness.imd.org/countryprofile/KZ/wcy/ (дата обращения: 05.03.2021).

5. Рейтинг стран Doing Business 2020 в таблице. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.kz/turbo/tyulyagin.ru/ (дата обращения: 05.03.2021).

6. Доклад Всемирного Банка Doing Business 2020. Economy profile Kazakhstan.

7. Исаев Т. В мировой экономике Казахстан - внизу пищевой цепочки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://forbes.kz/ (дата обращения: 05.03.2021).

8. Доклад ВТО Specific topic: Export diversification, 2017.

9. Мировой Атлас данных - Сельское хозяйство - Торговля - Объем экспорта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/topics/ (дата обращения: 05.03.2021).

10. Толебаева М. Сельское хозяйство в Казахстане. Часть 2. [Электронный ресурс] // Center for research and consulting, 2020. Режим доступа: https://crcons.com/rus/ (дата обращения: 06.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.