Научная статья на тему 'Позиция КПК КНР по реформированию культурной сферы (конец хх начало ХХI В. )'

Позиция КПК КНР по реформированию культурной сферы (конец хх начало ХХI В. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
792
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМЫ КУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЫ / КУЛЬТУРНЫЙ РЫНОК / CULTURAL POLICY / CULTURAL SYSTEM REFORM / CULTURAL MARKET

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Турушева Наталья Владимировна

Рассматривается культурная политика Коммунистической партии Китая в период модернизации, анализируются основные документы, отражающие позицию КПК в сфере культуры, задачи и приоритеты в области культурной политики в конце ХХ начале ХХI в.; прослеживается трансформация политики КПК в отношении культурного строительства; характеризуются особенности развития культуры в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming Chinas cultural sphere: position of the Communist Party of China (late 20th early 21st centuries)

The article discusses the cultural policy of the Communist Party of China (CPC) in the late 20th early 21st centuries. Analysis and comparison of each of the three stages of reforms in China's cultural system is based on core documents. The first stage (1978-1992) saw the formulation of goals of the cultural system reform and inception of three major initiatives: reorganization of professional performance companies, establishment of contract-based responsibility for cultural institutions and introduction of "dual-track" approach to reform. In essence, one "track" was suggested for support to state-sponsored institutions and another for community-supported creative units. During the second stage of the cultural system reform (1993-2002), CPC put forward further objectives and set new directions, one of them being the introduction of the concept of "cultural industry", which marked the Party's recognition of the role and place of cultural industry in the country's market economy. A distinctive feature of this period was close attention to legalization of cultural activities and strengthening of legislation. The third phase began after the 16th Party Congress (2003) when CPC embarked on deepening the reform of the entire cultural system. The main difference between this stage and the previous two lies mainly in the starkly different background the cultural reforms are set against. While earlier reforms were carried out first in the context of planned economy, and later at the initial stages of transition to socialist market economy, in the third phase market economy was already fully operational. Finally, the analysis of the Guidelines of China's 11th Five-Year Plan for Cultural Development is given. The Program can be regarded as the framework document for cultural development aimed to form a society of modest prosperity (xiaokang shehui), build socialism and attain social harmony (hexie shehui). Thus, the author concludes that the present Chinese leadership is trying to create an updated ethical system appropriate to the socialist market economy by advancing the agenda of moral governance, which is not feasible without reforming China's cultural tradition.

Текст научной работы на тему «Позиция КПК КНР по реформированию культурной сферы (конец хх начало ХХI В. )»

Н.В. Турушева

ПОЗИЦИЯ КПК КНР ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

(КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО XXI в.)

Рассматривается культурная политика Коммунистической партии Китая в период модернизации, анализируются основные документы, отражающие позицию КПК в сфере культуры, задачи и приоритеты в области культурной политики в конце ХХ -начале ХХ1 в.; прослеживается трансформация политики КПК в отношении культурного строительства; характеризуются особенности развития культуры в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: культурная политика; реформы культурной системы; культурный рынок.

Китай после третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва в декабре 1978 г. вступил в новую эпоху реформ открытости, социалистической модернизации и строительства, что означало начало реформ экономической, политической и культурной сфер жизни общества.

Рассматривая проведение реформы в культурной области, китайские авторы подразделяют ее на три этапа [1. С. 235]. На первом этапе (1978-1992 гг.) в сфере культуры осуществлялся переход от парадигмы классовой борьбы к новой парадигме, в центре которой стояли экономические преобразования. Главным на тот момент было воссоздание культурной системы, предшествовавшей «культурной революции». Ее обновление предполагало обращение к опыту, который был приобретен в 40-50-е гг. ХХ в. Но необходимо было учитывать новые обстоятельства. Во-первых, тогда она формировалась в период новодемократической революции на основе культурной системы, установившейся в освобожденных районах. Во-вторых, в процессе установления этой системы изучалась в основном советская модель развития. В-третьих, эта система соответствовала социалистической плановой экономической системе того времени.

Хотя в тот период культура переживала оживление и небывалый расцвет, но старые подходы к ее восстановлению уже не соответствовали реформам в экономической системе и новым требованиям ее развития.

В октябре 1979 г. на IV съезде Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства в своем приветственном слове Дэн Сяопин выдвинул ряд руководящих указаний по развитию культуры и искусства Китая на новом этапе, разграничил вопросы политики и культуры, а также определил общие направления реформы всей системы. Так как ситуация требовала принятия конкретных мер, в 1983 г. в «Рабочем докладе правительства» Госсоветом КНР были сформулированы задачи реформы культурной системы: «...реформа должна стимулировать расцвет социалистической литературы и искусства, повышать идейное и художественное мастерство писателей и деятелей искусств, а также повышать идейное и художественное качество произведений» [2]. В этот период основные шаги были предприняты в практической реализации реформы. Во-первых, в 1985 г. канцелярия ЦК КПК и канцелярия Госсовета утвердили документ «Соображения о реформе художественно-исполнительских коллективов», в котором говорилось о необходимости реформирования слишком большого количества профессиональных художественно-исполнительских коллективов ввиду их нерационального использования. Предлагалось проводить сокращение их количества путем объединения

или упразднения. Во-вторых, копируя опыт реформирования экономической системы, в культурных организациях было предложено вводить систему ответственности на основе подряда. В-третьих, предлагалось проведение реформы по «двум колеям». В утвержденном в 1988 г. Госсоветом КНР документе Министерства культуры «Суждения об ускорении и углублении реформ системы художественно-исполнительских коллективов» и в документе ЦК КПК 1989 г. «Некоторые мнения о дальнейшем подъеме культуры» разъяснялось положение о сущности этой реформы. Одна «колея» предназначалась для государственной поддержки малого количества коллективов, у которых сохранялась народная форма собственности, а другая - для творческих коллективов которые базировались на разных формах собственности. Количество творческих коллективов с государственной формой собственности должно было сокращаться, но при этом повышалось их качество: они должны были представлять государственный и национальный художественный уровень, или разрабатывать экспериментальные направления, или содержать ценные элементы исторического наследия. К ним также относились коллективы из регионов, где проживают национальные меньшинства. Большинство остальных коллективов с различными формами собственности должны были поддерживаться общественностью.

В этот период главное направление реформирования культурной системы заключалось в развитии рынка культуры и определении его места. Вследствие углубления реформ экономики, а также увеличения культурных функций и их разнообразия в культурной сфере ясно возникли рыночные атрибуты. Например, коммерческие танцевальные и музыкальные клубы завоевывали культурный рынок. В условиях плановой экономики подобных явлений в культуре не было, а если и были, то существовали незаконно. В 1987 г. Министерство культуры, Министерство общественной безопасности и Управление торгово-промышленной палаты опубликовали «Сообщение об улучшении управления танцевальными мероприятиями». Таким образом, было официально разрешено заниматься коммерческой танцевальной и музыкальной деятельностью. В 1989 г. появилось «Сообщение об усилении работы по управлению рынком культуры», подготовленное Министерством культуры и Управлением торгово-промышленной палаты, тем самым была официально закреплена концепция культурного рынка и определены масштабы, задачи, принципы и общий курс управления рынком культуры. Это означало, что в Китае «рынок культуры» получил официальное признание и занял свое место в экономике страны. В 1989 г. Госсовет КНР ут-

вердил специальный орган — Управление культурным рынком при Министерстве культуры, что стало начальным моментом строительства всекитайской системы регулирования рыночных отношений в культуре.

Второй этап реформ культурной системы (1993— 2002 гг.) совпал со вступлением КНР в новый период реформ «открытости» и модернизации государства. Углубление реформ, расширение открытости, развитие социалистической рыночной экономики — все это заложило основу для развития культуры и стимулировало реформы самой культурной системы.

В этот период повышалось осознание важности и необходимости реформ в культурной сфере. «Поддерживать движение по пути реформ открытости, активно продвигать реформы дела культуры» — этот принцип стал основным в курсе развития культуры. В 1996 г. в принятом 6-м пленумом 14-го созыва «Решении ЦК КПК по некоторым важным вопросам усиления строительства социалистической духовной культуры» были выдвинуты задачи и ряд направлений по дальнейшему реформированию культурной системы. В «Решении...» говорилось, что «реформа культурной системы — это основной выход в подъеме и развитии дела культуры. цель реформ состоит в том, чтобы укреплять жизненные силы дела культуры, в полной мере поднять активность работников культуры, чтобы появлялось больше выдающихся произведений, чтобы появлялось больше выдающихся людей». Подчеркивалось, что реформы в данной области должны различаться в зависимости от ситуации, необходимо организовать руководство, отрегулировать связи между государством, организациями и отдельными людьми, постепенно сформировать основные принципы государственных гарантий, поощрять общество в создании структур для развития культурной сферы. Данный документ полностью отражал уровень понимания руководством КПК сущности реформирования китайской культурной системы.

Характеризуя реформы культурной системы этого периода, необходимо упомянуть еще о двух показательных документах. Первый — опубликованное в октябре 2000 г. «Предложение ЦК КПК об утверждении 10-го пятилетнего плана развития экономики и общества». В этом документе впервые официально была выдвинута концепция «индустрии культуры», требовавшая усовершенствования политики, направленной на развитие культурной индустрии, укрепление рынка культуры и совершенствование его управления, стимулирование производств, связанных с культурой. Выдвижение концепции «культурной индустрии» ознаменовало признание КПК роли и места культурной индустрии в рыночной экономике страны и ее значения в преобразовании культурной системы в целом.

Второй документ «Некоторые мнения об углублении реформ в деле информации, издательского дела, радиовещания, кинематографии и телевидения», был утвержден в 2001 г. Отделом пропаганды ЦК КПК, Главным государственным управлением радиовещания, кинематографии и телевидения и Управлением КНР по делам печати и издательств. В документе обобщались итоги реформирования культурной системы последних лет, отражались основные понятия и

идеи культурной политики КПК. Центральной темой данного документа являлось положение о дальнейшей реформе культурной системы, призыв к упорядочению ее структуры и интенсивному строительству. Для укрепления реальной мощи и повышения конкурентоспособности предлагалось активно проводить новейшие исследования в пяти областях: в системе макроконтроля, механизмах микрофункционирования, системе политического законодательства, рыночной среде, условиях обстановки открытости. Подчеркивалась необходимость усиления партийного руководства реформами в сфере информации, издательского дела, радиовещания, кинематографии и телевидения, предлагалось, наконец, «взять в свои руки» право по разработке стратегии по важным делам, право контроля за распределением капитала, право на пропаганду, право смещать и назначать работников на важные руководящие посты.

Реформы культурной системы этого периода имели еще одну отличительную особенность, а именно: пристальное внимание к легализации культурной деятельности и укреплению законодательства. Это было обусловлено тем, что в Китае процветали пиратские издания книг и компакт-дисков. Любые новинки иностранного кино и музыки были доступны китайцам по низким ценам, что снижало эффективность контроля властей по выпуску в кинопрокат зарубежных фильмов. Благодаря «пиратам» китайцы также могли смотреть не получившие цензурного разрешения отечественные фильмы или читать вызвавшие недовольство властей книги. «Пиратство» приводило к снижению доходов легальной индустрии культуры страны, наносило огромный экономический ущерб.

После XVI съезда, т.е. с 2003 г., был взят курс на углубление реформирования всей культурной системы. Главное отличие этого этапа реформ от двух предыдущих заключается в следующем: сильно различается фон, на котором осуществляются реформы культурной системы. Прежние реформы проводились сначала на основе плановой экономики, а затем на начальном этапе перехода к социалистической рыночной экономической системе. Реформы же культурной системы на новом этапе - это реформы на базе «начала строительства рыночной экономической системы, где за основу берется государственная и коллективная собственность на средства производства, когда уже установлена система экономики с различными формами собственности, когда практически создана многоуровневая система открытости внешнему миру по всем направлениям и во всех областях» [1. С. 242].

Масштабы и значение реформ разных этапов также неодинаковы. Прежние реформы носили локальный характер: реформировались отдельные отрасли или учреждения. Реформы культурной системы данного этапа - это проведение политики в культурной сфере на основе научного рассмотрения внутренней и внешней ситуации, всестороннего освоения тенденций современного мирового культурного развития, глубокого анализа ситуации в КНР и его стратегических задач на международной арене.

В связи с этим появилось несколько документов, в которых реформы культурной системы так или иначе были затронуты, например: «Решение ЦК КПК по не-

которым вопросам усовершенствования социалистической рыночной экономической системы», принятое на 3-м пленуме 16-го созыва, «Постановление ЦК КПК об усилении руководящего потенциала КПК», принятое на 4-м пленуме 16-го созыва, «Предложение ЦК КПК о составлении одиннадцатого пятилетнего плана экономического и социального развития», принятое на 5-м пленуме 16-го созыва. В сентябре 2006 г. канцелярия ЦК КПК и канцелярия Госсовета издали «Программу-план развития культуры страны на 11-ю пятилетку». В ней четко сформулированы руководящие идеи, принципы курса, целевые задачи строительства социалистической культуры. «Программа» стала основным документом по согласованному развитию культуры и экономики, политики и общества. Ее можно рассматривать как главный документ культурного строительства, которое направлено на построение общества малого достатка (сяокан шехуэй), социализма и гармоничного общества (хэсе шехуэй).

Основополагающие принципы, сформулированные в документе, заключаются в том, чтобы «брать развитие за основу, брать реформу как движущую силу, брать обновление структурных механизмов за отправную точку, проводить углубление реформы культурной системы, одной рукой держаться за общественнополезное дело культуры, а другой рукой - за менеджмент культурной индустрии, непрерывно повышать реальную силу и конкурентоспособность китайской культуры».

Не обошел проблему места культуры в современном китайском обществе Ху Цзиньтао. В докладе на XVII съезде КПК (октябрь 2007 г.) он выдвинул несколько направлений развития культуры в современ-

ном Китае: во-первых, необходимо создавать систему основных ценностей социализма, повышать притягательность и цементирующую силу социалистической идеологии; во-вторых, создавать гармоничную культуру, культивировать цивилизованные нравы и обычаи; в-третьих, поднимать на щит китайскую культуру, создавать общий духовный очаг китайской нации; в-четвертых, стимулировать инновацию культуры, наращивать живительные силы культурного развития [3]. Таким образом, определилось значение культуры в идеологии и экономике китайского общества.

В дореформенном Китае понимание значения, места и роли культуры было вписано в систему социалистических преобразований. Под культурой подразумевалось «дело культуры» и «культурная работа». Культура относилась к форме сознания, это были «голос», «позиция», инструмент системы образования, форма развлечения. Начавшаяся в конце 70-х гг. ХХ в. модернизация Китая потребовала пересмотра места и роли культуры в обновляющемся китайском социуме. Следствием экономических преобразований стало выдвижение концепции «индустрии культуры» в условиях рыночных отношений. Такой подход отражал позицию партийных и государственных органов Китая о том, что культура, кроме вышеперечисленных и сохраняющихся атрибутов, выполняет коммерческие функции и подчиняется рыночным законам. Современное китайское руководство пытается создать обновленную этическую систему, соответствующую социалистической рыночной экономике, выдвигая лозунг управления государством с помощью морали, что невозможно без реформирования многовековой культурной традиции Китая.

ЛИТЕРАТУРА

1. Han Yongjin. Xin wenhua zijue. Beijin, 2008. (Хань Юнцзинь. Новое культурное самосознание. Пекин, 2008).

2. Zhenfu gongzuo baogao, 1983. (Рабочий доклад правительства Госсовета КНР, 1983 г.). URL: http://www.gov.cn/test/2006-02/16/content_

200823.htm (дата обращения: 08.04.2011 г.).

3. Ху Цзиньтао. Доклад на XVII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая 15 октября 2007 г. URL: http://russian.china.org.cn/

china/archive/shiqida/2007-10/25/content_9120930.htm (дата обращения: 10.03.2011 г.).

Статья представлена научной редакцией «История» 17 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.