Научная статья на тему 'Позиция Германии по реформированию Совета Безопасности ООН'

Позиция Германии по реформированию Совета Безопасности ООН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
319
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН / ООН / РЕФОРМА ООН / UNITED NATIONS SECURITY COUNCIL / UNITED NATIONS / UN REFORM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гребенюк Е. В.

В статье анализируются основные этапы реформирования Совета Безопасности ООН и возможные последствия для Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позиция Германии по реформированию Совета Безопасности ООН»

Гребенюк Е.В. ©

Студент, факультет мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского

университета «Высшая школа экономики»

ПОЗИЦИЯ ГЕРМАНИИ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН

Аннотация

В статье анализируются основные этапы реформирования Совета Безопасности ООН и возможные последствия для Германии.

Ключевые слова: Совет Безопасности ООН, ООН, реформа ООН.

Keywords: United Nations Security Council, United Nations, UN Reform.

В связи со значительными изменениями в мировой политике в конце XX века прекратила своё существование биполярная система мира. Появились новые ведущие страны в мировой политике, чьи интересы необходимо было учитывать при принятии решений на международной арене. К тому времени главной международной организацией стала Организация Объединённых Наций (ООН), к 1990г. членами которой являлись 159 стран по сравнению с 51 странами-основателями в 1945г [1]. Уже с середины 90-х активно обсуждается вопрос о реформировании ключевого органа ООН - Совета Безопасности (СБ), нацеленного на поддержание международного мира и безопасности.

Фактически реформирование СБ подразумевает включение новых постоянных членов, которых в настоящее время только 5: Китай, Россия, США, Франция и Великобритания. С одной стороны, расширение круга постоянных членов позволит учитывать мнение новых ведущих экономик мира в выработке мировой политики и при поддержании мировой безопасности. В то же время, количественное увеличение числа членов можно расценивать лишь как формальность.

Первые попытки по реформированию СБ со стороны Германии были предприняты ещё в 1992г, когда на одном из выступлений Клаус Клинкель предложил предоставить Германии статус постоянного члена.[6] Но тогда этот вопрос не получил должного рассмотрения и более не поднимался в течение некоторого времени. В 1997г. малазийский дипломатом Разали Исмаилом был предложен первый конкретный план расширения членства в СБ, который включал в себя создание дополнительных 5 постоянных и 4 непостоянных членов - расширение СБ до 24 мест. Предполагалось, что новыми постоянными членами станут Германия, Япония, а также по одной стране из Азии, Африки и Латинской Америки [8]. Однако этот проект не получил одобрения, в частности США были против расширения более чем до 22 членов.

Основной план реформирования был предложен в 2004г. группой высокого уровня, которая выдвинула 2 возможные модели изменений.[7] Обе модели предусматривали расширение до 24-х членов, а также давали возможность учесть интересы стран Азии, Африки и Латинской Америки, страны которых ранее не были широко представлены в СБ. Модель А: дополнительные 6 постоянных и 3 непостоянных члена, все без права вето.

Модель B: предполагает создание дополнительного уровня (8 новых членов с четырёхгодичным сроком полномочий без права вето) и 1 непостоянный член. Преимущества обеих моделей -проведение границы между новыми и старыми постоянными членами (в модели B их вообще нет, а в A они не обладают правом вето). Такой шаг кажется разумным, поскольку не допустит избыточного влияния со стороны недавно появившихся членов.

Для западноевропейских государств было зарезервировано лишь 1 постоянное место при реализации модели А, и хотя возникали идеи отдать это место всеми Европейскому Союзу в целом, наиболее значимой кандидатурой остаётся Германия, как ведущая экономика ЕС. Недостаток модели А заключается в том, что африканские страны не смогли выбрать 2

©° Гребенюк Е.В., 2014 г.

кандидатуры на места в СБ из 3х стран [10]. При этом даже одно новое место для страны из ЕС создает ощутимый перевес в Совете Безопасности в сторону европейских стран, у которых будет сразу 3 постоянных места из 11 - это может нарушить принцип справедливого регионального представительства в органе. Однако Министерство иностранных дел Германии не видит угрозы, а считает такое распределение справедливым в соответствие с финансовыми взносами стран (на ЕС приходится порядка 39% всего финансирования ООН).

Тогда в 2005г. страны G-4 (Бразилия, Индия, Япония и Германия) высказались за предоставление 6 новых постоянных мест без права вето (по 2 для Азии и Африки и по 1 для Латинской Америки и Европы) и 4 непостоянных места (по 1 для Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы). Естественно, в этом случае подразумевалось, что страны G-4 сами займут часть предложенных постоянных мест. Такое реформирование не устраивало многие страны, в том числе Россию и США, которые сразу высказались за возможное блокирование предложения стран G-4 в случае его выдвижения. Поэтому ряд стран в скором времени выдвинули свои концепции реформирования СБ ООН. Африканский союз, будучи второй по размеру региональной группой в ООН, предложил создание дополнительных 6 постоянных мест с правом вето и 5 непостоянных с условием предоставления в каждом из уровней по 2 места странам Африки [1]. В этом случае количество членов Совета Безопасности сразу возрастало до 25, из которых 11 стран обладали бы правом вето, что может в дальнейшем значительно затруднять принятие решение - поэтому такой план реформ тоже не был одобрен.

Тем не менее Германия твердо стоит на позиции необходимости проведения реформ и введения дополнительных членов СБ. На 2014 Германия занимает 4-е место по объёму членского взноса в ООН, предоставляя около 7,2% всего финансирования (больше только Япония, Франция и США) [5]. Германия участвовала в создании Совета по правам человека или комиссии по миростроительству при ООН, а в 2003-2004гг. и 2011-2012гг. выбиралась непостоянным членом СБ ООН, и за эти 4 года смогла добиться значительных успехов. По состоянию на 2013 год около 5000 солдат Бундесвера участвовали в миротворческих миссиях, а миротворческие силы Германии в Косово и Афганистане принадлежат к числу крупнейших [4].

Уже с 2004г. политики Германии заявляли о готовности страны взять на себя обязанности и ответственность с вступлением в постоянные члены СБ. Герхард Шредер требовал не только предоставления членства для Германии, но и автоматического права вето, чтобы не допустить дискриминации по сравнению с ранними постоянными членами [9]. В связи с нерешенной ситуацией относительно введения реформ до сих пор, страны G-4 всячески пытаются напоминать об обязательствах мирового сообщества по проведению реформ СБ. Ожидалось, что до 2015г. будет выработан конкретный план реформирования и принятия новых членов. Однако вступление изменений в силу требует ратификации со стороны 2/3 членов, среди которых должны быть все 5 постоянных членов [3].

В то же время важно отметить, что не все немцы считают необходимым вступление Германии в СБ ООН. По словам Роберта Ляйхта, 3 места в постоянных члена СБ для ЕС -слишком много, ведь ЕС представляет интересы менее чем 5% населения мира [2]. Важнее для Германии было бы развитие внешнеполитических отношений с Францией, через которую можно достаточно успешно представлять свои интересы в Совете Безопасности.

Несомненно, Германия за годы активного участия в работе различных органов ООН доказала свою надежность в качестве будущего постоянного члена СБ ООН. В целом очевидно, что политика Германии нацелена на усиление своей роли в ООН, что в дальнейшем может стать удобным инструментом продвижения выгодной для Германии политики в мире. За последние годы Германия являлась активным членом при урегулировании международных конфликтов и напрямую участвовала в решении иранской ядерной программы. Во время членства в СБ ООН в 2011-2011 Германия играла ведущую роль в решении вопроса по Сирии и «арабской весне», тем самым смогла выделиться среди других стран-участниц ООН. Таким образом, вступление Германии может сыграть дополнительную интегрирующую роль и пойдет на пользу СБ. Однако быстрое проведение реформ Совета Безопасности ООН маловероятно, пока хотя бы 5 постоянных членов СБ не достигнут единого решения. При этом вполне понятно, что при проведении реформ Германия будет одной из первых стран, принятых в ряды постоянных

членов в силу своей экономической мощи и уровню политического влияния. Поскольку Германия не обладает ядерным оружием в отличие от действующих постоянных членов, вступление Германии позволит повысить легитимность и станет показателем для мировой общественности, что обладание ядерным оружием не гарантирует статус мировой державы. На сегодняшний день главным вопросом остается даже не столько вопрос реформирования СБ ООН, сколько наделения постоянных членов правом вето. И в этом вопросе пятерка лидеров будет активно отстаивать позиции отмены вето для новых членов, поэтому для Германии особенно важно активизировать свои дипломатические ресурсы и медленно, но верно продвигать свои интересы в Совете Безопасности ООН.

Литература

1. Afrika macht Weg frei fur groBeren Sicherheitsrat // Handelsblatt [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.handelsblatt.com/politik/international/hoffhung-auf-staendigen-uno-sitz-afrika-macht-weg-frei-fuer-groesseren-sicherheitsrat/2522788.html

2. Deutschland braucht keinen standigen Sitz im Sicherheitsrat // Die Zeit [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.zeit.de/politik/ausland/2014-02/Sicherheitsrat-Deutschland-Sitz

3. Deutschland fordert Reformen und standigen Sitz // Handelsblatt [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.handelsblatt.com/politik/international/un-sicherheitsrat-deutschland-fordert-reformen-und-staendigen-sitz/8855476 .html

4. Internationale Friedensmissionen der Vereinten Nationen mit deutschem Engagement // Auswartiges Amt [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.auswaertiges-amt.de/DE/Aussenpolitik/Friedenspolitik/ VereinteNationen/Friedensmissionen/Friedensmissionen-D_node.html

5. Member States' Assessed Share of the UN Budget// Global Policy Forum [Электронный ресурс]. -Режим доступа www.globalpolicy.org/un-finance/tables-and-charts-on-un-finance/member-states-assessed-share-of-the-un-budget.html

6. Mit allen zwolfen durchs Ziel // Der Spiegel [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.spiegel.de/ spiegel/print/d- 13855437.html

7. Reform des Sicherheitsrats - Fragen und Antworten // Auswartiges Amt [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.auswaertiges-amt.de/DE/Aussenpolitik/Friedenspolitik/VereinteNationen/ReformVN/ ReformSR-Fragen_node.html

8. Uno-Sicherheitsrat: Schroder fordert Vetorecht fur Deutschland // Spiegel [Электронный ресурс]. -Режим доступа www.spiegel.de/politik/ausland/uno-sicherheitsrat-schroeder-fordert-vetorecht-fuer-deutschland-a-331876.html

9. Перспективы приобретения ФРГ статуса постоянного члена совета безопасности // ПОЛИТЭКС [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.politex.info/content/view/732/30/

10. Рост численности членов ООН с 1945 года // Организация Объединённых Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.un.org/ru/members/growth.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.