Научная статья на тему 'Позиционирование университета через принадлежность к категории «Университет мирового класса»'

Позиционирование университета через принадлежность к категории «Университет мирового класса» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
360
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОГО КЛАССА / КОНКУРЕНЦИЯ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / БРЕНД / WORLD-CLASS UNIVERSITY / COMPETITION / POSITIONING / BRAND

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прохоров А.В.

Статья посвящена позиционированию университетов через принадлежность к категории университетов мирового класса. Обобщаются стратегии становления университетов мирового класса, критерии принадлежности университета к данной категории. Особое внимание уделяется сущности мировых рейтингов университетов как информационной основе выделения университетов мирового класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University positioning through belonging to the “World-class University” category

The article is devoted to the issues of universities positioning through belonging to the category of world-class universities. It summarizes the strategies of world-class universities formation, the criteria for university belonging to this category. Particular attention is paid to the essence of world universities rankings as an information basis of world-class universities determination.

Текст научной работы на тему «Позиционирование университета через принадлежность к категории «Университет мирового класса»»

А.В. Прохоров A.V. Prokhorov

Позиционирование университета через принадлежность к категории «университет мирового класса»

University positioning through belonging to the "World-class University" category

о

<N

= Z

Pi H H

H £

Аннотация, abstract: Статья посвящена позиционированию университетов через принадлежность к категории университетов мирового класса. Обобщаются стратегии становления университетов мирового класса, критерии принадлежности университета к данной категории. Особое внимание уделяется сущности мировых рейтингов университетов как информационной основе выделения университетов мирового класса.

The article is devoted to the issues of universities positioning through belonging to the category of world-class universities. It summarizes the strategies of world-class universities formation, the criteria for university belonging to this category. Particular attention is paid to the essence of world uni-

versities rankings as an information basis of world-class universities determination.

Ключевые слова, keywords: университет мирового класса, конкуренция, позиционирование, бренд, world-class university, competition, positioning, brand.

Автор, author: Прохоров Андрей Васильевич - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, кандидат филологических наук, доцент, proh_and@rambler.ru

Prokhorov, Andrey V. - Tambov State University, Ph.D., associate professor, proh_ and@rambler.ru

УДК 378.4

Статья поступила: 21.09.2015 Статья принята к печати: 27.09.2015 © А.В. Прохоров, 2015

Особое значение в позиционировании бренда университета приобретает его положение в глобальных рейтингах вузов. Рейтинг как совокупность критериев позволяет определить место конкретного университета в конкурентной среде, увидеть, насколько позиционирование вуза подкрепляется его реальным положением. Кроме того, занимаемое место в глобальных рейтингах определяет степень признания вуза мировым сообществом. Если раньше процесс получения статуса элитного вуза опирался на его репутацию, то в настоящее время вузы не могут заявить о своей принадлежности к элитной группе университетов мирового класса (университетов-флагманов) «путем самодекларации»1. Статус элитного университета требует подтверждения со стороны мирового сообщества, на основе международного признания. К примеру, Оксфорд и Кембридж всегда считались элитными университетам, но не было никаких объективных оценок для обоснования их статуса.

В настоящее время характеристика «университет мирового класса» легла в основу позиционирования брендов ведущих вузов мира, подтверждением статуса которых служат ведущие мировые рейтинги университетов, основанные на определенной критериальной базе.

С развитием процессов глобализации растет конкуренция за самых талантливых и способных студентов и выпускни-

1 Салми Д. Создание университетов мирового класса. М.: Весь мир, 2009.с. 15.

ков не только внутри страны, но и между национальными системами образования. Поэтому глобальные рейтинги также способствуют привлечению иностранных студентов, высококлассных преподавателей и исследователей, обеспечивают национальной системе образования приток как финансовых, так и человеческих ресурсов. Составлением рейтингов занимаются специализированные исследовательские организации, которые доводят информацию до самой широкой общественности через средства массовой ин-формации2.

Относительно короткая история существования глобальных рейтингов вузов показывает, что данный информационный аналитический инструмент постепенно превращается в один из значимых элементов конкурентной борьбы. Рейтинги университетов несут определенную информационную нагрузку для аудитории. Они необходимы для обеспечения своевременной и надежной информацией о многообразной работе вуза, и для понимания его положения в мировой системе образования, определения щ самых сильных и самых слабых сторон и деятельности учебного заведения3. и

П

В то же время, университеты на глобаль-

т

ном уровне зачастую решают разные задачи: если одни ведут борьбу за выжива- 0

2 Ефимова И.Н. Имидж российских вузов в миро- . вом образовательном пространстве // Высшее об- щ разование сегодня. 2013. №8. С. 10-18. |—'

3 Ефимова И.Н. Имидж российских вузов в миро-

вом образовательном пространстве // Высшее об- 55 разование сегодня. 2013. №8. С. 12.

ние, то другие решают задачу вхождения в категорию «университетов мирового класса». Другая группа университетов уже заняла свое место в категории «университетов-флагманов» и уверенно защищают свои позиции. Проблема построения университетов мирового класса в последние годы активно обсуждается теоретиками и практиками высшего образования, так как именно такие университеты призваны готовить кадры, отвечающие высоким требованиям современной экономики, основанной на знаниях, специалистов, исследователей, способных генерировать новые знания и разрабатывать инновационные технологии4.

Правительства европейских и азиатских стран все чаще выражают беспокойство по поводу положения университетов в мировых рейтингах. Это связано с общим признанием того, что экономический рост и конкурентоспособность страны на глобальном уровне все больше зависят от знаний и что университеты играют клю-

4 Салми Д., Фрумин И.Д. Российские вузы в конку-^ч ренции университетов мирового класса // Вопросы ^ образования. 2007. № 3. С. 5-45; Салми Д. Создание ^ университетов мирового класса. М.: Весь мир, 2009; Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. ^ 2013. №1. С. 25-68; Чубик П.С., Могильницкий С.Б. ^ Могут ли российские вузы войти в группу университетов мирового класса? // Федеральный справоч-W ник. URL.: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/ Н Tom%207/IV/O7_Chubik.pdf; Deem R., Ka Ho Mok, Lu-^ cas L. Transforming Higher Education in Whose Image?

Exploring the Concept of the 'World-Class' University in 56 Europe and Asia // Higher Education Policy. 2008. No. 21. p. 83-97.

чевую роль в этом контексте5. Как показывает практика, достижение университетом статуса университета мирового класса возможно только при поддержке правительства страны. В России к мерам поддержки можно отнести, например, присвоение особого статуса МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ, а также развитие сети федеральных университетов, предполагающие соответствующую финансовую поддержку.

Основной стратегией движения к большей глобальной конкурентоспособности российских вузов стали меры по объединению и модернизации существующих вузов. Такая стратегия используется в большинстве государств, решающих аналогичные задачи, хотя в некоторых странах (Гонконг, Казахстан, Саудовская Аравия, Сингапур) с этой целью были созданы новые университеты. В России единственным примером основания нового университета, который сразу ориентируется на высшие мировые стандарты, стал Сколковский институт науки и технологий (вкоГТесЦ, основанный в 2011 г., задача которого -заполнить пробелы в существующем спектре критически важных для России компетенций и технологий6.

5 Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. №1. С. 6.

6 Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. №1. С. 27.

Международный опыт позволяет выявить три основные стратегии, которые способствуют формированию университетов мирового класса:

- правительство может выбрать несколько из существующих вузов, имеющих потенциал для превращения их в передовые учебные заведения и оказать им существенную поддержку (отбор победителей);

- правительство может стимулировать существующие вузы к слиянию и трансформации в новый университет, который мог бы обеспечить синергизм присущий учреждению мирового класса (формула гибрида);

- правительство создает новый университет мирового класса с нуля (подход «чистой доски»)7.

Исследователи высшего образования пытаются выработать критерии университета мирового класса, которые помогли бы уточнить содержание самого понятия «университет мирового класса». Последние десять лет термин «университет мирового класса» ассоциируется не только с высоким качеством учебной и научной деятельности в системе образования, но и с высоким потенциалом для успешной конкуренции на мировом рынке образовательных услуг, а также в области создания и распространения передовых знаний8.

7 Салми Д. Создание университетов мирового класса. М.: Весь мир, 2009. С. 8-9.

8 Салми Д., Фрумин И.Д. Российские вузы в конку-

ренции университетов мирового класса // Вопросы

образования. 2007. № 3. С. 7.

Сложность определения понятия «университет мирового класса», согласно мнению видного теоретика высшего образования Филиппа Альтбаха, заключается в том, что «все хотят одного, но никто не знает, чего именно и как это получить»9. Ф. Альтбах при этом предлагает критерии университета мирового класса: высочайший уровень научных исследований, академическая свобода, условия (среда) для интеллектуальной деятельности, внутреннее самоуправление представителей академической сферы по основным вопросам академической жизни, соответствующая инфраструктура и финансирование.

Дэвид Уотсон, бывший вице-канцлер университета Брайтон, считает, что осознание того, что же такое университет мирового класса, приходит только тогда, когда вы его видите10. Статус университета мирового класса (элитного университета, университета-флагмана) - это не вопрос позиционирования себя учебным заведением, а вопрос его признания мировым сообществом. Университетами

мирового класса в последнее время вос- n

и

принимаются Иельский университет и t

и

Гарвард и в США, Оксфорд и Кембридж n в Великобритании, Токийский универ- u ситет в Японии. .

--о

9 Altbach P.G. The Costs and Benefits of World Class Universities // Academe. 2004. January / February. . URL.: www.aaup.org n

10 Deem R., Ka Ho Mok, Lucas L. Transforming Higher i—' Education in Whose Image? Exploring the Concept of

the 'World-Class' University in Europe and Asia // High- 57 er Education Policy. 2008. No. 21. p. 83-97.

Разрабатываются различные методики классификации университетов мирового класса, предлагаются критерии для формирования рейтингов вузов (рейтинг университетов мира «Таймс», Академический рейтинг университетов мира Шанхайского университета, Рейтинг QS (QS World University Rankings) агентства Quacquarelli Symonds).

В сфере высшего образования отношение к подобным рейтингам зачастую скептическое, тем не менее, специалисты рассматривают их в качестве набора критериев, «единых правил игры» при ранжировании вузов. Э. Графтон о рейтингах вузов высказывается следующим образом: «...и хотя в основном эти рейтинги не более чем развлечение для административных работников и выпускников вузов, кое о чем они все-таки говорят»11.

Подобные рейтинги составляются на основе объективных и субъективных данных, получаемых от самих университетов или из общедоступных источников информации. «Таймс» отбирает и ранжирует 200 лучших университетов мира. ^ч Впервые такой рейтинговый список был ^ представлен в 2004 г. Базовым критери-^ ем ранжирования является международ-^ ная репутация, для оценки которой используются результаты опросов работо-Р дателей о том, выпускников каких вузов ^ они предпочитают, а также количествен-^ ные показатели, включая численность S^ иностранных студентов и преподавате-

11 Графтон Э. Университеты Америки: почему они 58 терпят поражение? // Вопросы образования. 2012. №2. С. 274.

лей и авторитетность преподавательского состава, оцениваемую по ссылкам на их научные работы12.

Шанхайский рейтинг составляется с 2003 г. с помощью методики, основанной на более объективных показателях учебной и научной работы преподавательского состава, выпускников и штатных сотрудников: количестве публикаций, ссылок и эксклюзивных международных наград, таких как Нобелевская премия или Филдсовская медаль. Первоначально рейтинг составлялся для того, чтобы выяснить разрыв между китайскими вузами и университетами мирового класса.

Шанхайский рейтинг формируется иначе, чем рейтинг «Таймс»: составляется ранжированный список 100 лучших вузов, а остальные 400 вузов попадают в кластеры примерно по 50 или 100 университетов (101-152, 153-202, 203-300 и т.д.), в каждом из которых они перечислены в алфавитном порядке.

Россия в Шанхайском рейтинге представлена лишь Московским государственный университет имени М. В. Ломоносова (2004 - 66 место, 2005 - 66 место, 2006 - 70 место, 2007 - 76 место, 2008 - 70 место, 2009 - 77 место, 2010 - 74 место, 2011 - 112 место, 2012 - 80 место, 2013 - 79 место, 2014 - 86 место).

Анализ международных рейтингов показывает, что университеты, входящие в

12 Салми Д., Фрумин И.Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 5-45. Салми Д. Создание университетов мирового класса. М.: Весь мир, 2009.

двадцатку или тридцатку лучших, имеют ряд общих характеристик. К таковым относятся: высокая концентрация таланта (большой процент талантливых преподавателей и студентов), достаточная обеспеченность ресурсами для создания качественных условий для обучения и проведения передовых исследований и система управления, позволяющая вузам стратегически применять инновационные и гибкие подходы, принимать решения и управлять ресурсами без излишней бюрократии.

Учеными было выделено ряд отличий университета мирового класса от обычного вуза: высокая квалификация преподавательского состава, выдающиеся результаты исследований, качественное преподавание, большие объемы финансирования из государственных и негосударственных источников, наличие студентов из-за рубежа и очень талантливых студентов, академическая свобода, четко определенные самостоятельные структуры управления и хорошо оснащенные помещения для обучения, исследовательской деятельности, административной работы и жизни студентов13.

Стремление университетов к повышению статуса наблюдается не только в странах, традиционно являющихся «законодателями моды» в сфере высшего образования. Азиатские университеты стали уделять пристальное внимание к международному бенчмаркингу, т.е. изучению

13 Салми Д., Фрумин И.Д. Российские вузы в конку-

ренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 5.

и заимствованию положительного опыта зарубежных, прежде всего, европейских стран. К этому их подталкивает желание приблизиться к лидирующим позициям в рейтингах мировых университетов, поднять свой престиж и т.д.

Так, в Индии высшее образование рассматривается в качестве основы инновационного развития экономики страны. Заметные темпы экономического роста стали возможны благодаря инвестициям в подготовку высококвалифицированных кадров, в исследовательскую деятельность. В частности, привлекаются ведущие ученые из стран Европы и США, разрабатываются наиболее актуальные научные направления14.

В российском высшем образовании проблема формирования категории университетов-флагманов также актуальна. 2 декабря 2009 г. Российская экономическая школа провела круглый стол, посвященный методикам и технологиям создания «университетов мирового класса». В работе круглого стола приняли участие ректоры федеральных и национальных исследовательских университетов Рос- Щ сии, представители правительства РФ, и зарубежные специалисты. Речь на кру- ^ глом столе шла, в том числе, о привлече- Щ нии зарубежных преподавателей, обсуж- .

дались приемы и методы интернациона- 2

о

лизации университетов; стимулирование 1 исследований вообще и публикаций в .

--П

14 Шкунов В.Н. Экономическое развитие и роль |—'

высшей школы в Индии на пути к статусу новой сверхдержавы // Современные проблемы науки и 59 образования. 2011. №6.

международных реферируемых журналов в частности; методика повышения квалификации преподавателей; современные методы управления университетом; приемы взаимодействия с научной диаспорой; технологии найма преподавателей за пределами вуза, в том числе на международном рынке.

Таким образом, стремление к принадлежности к категории университетов мирового класса предполагает соответствие следующим характеристикам:

- привлечение лучших учащихся, в том числе из-за рубежа;

- привлечение авторитетных академических кадров;

- надлежащее финансирование;

- международное признание научных исследований;

- проведение исследований в соответствии с запросами бизнес-среды;

- следование тенденциям интернационализации высшего образования и др.

Указанные критерии являются ключевыми для становления университетов мирового класса, а также ориентиром для развития вузов, стремящихся конкурировать на глобальном рынке образовательных услуг. В то же время, очевидно увеличение разрыва между университетами мирового класса и остальными вузами.

Литература

Графтон Э. Университеты Америки: почему они терпят поражение? // Вопросы образования. 2012. №2. С. 273-284.

Ефимова И.Н. Имидж российских вузов в мировом образовательном пространстве // Высшее образование сегодня. 2013. №8. С. 10-18.

Жуков Д.С., Лямин С.К. Нелинейные модернизационные эффекты в социально-историческом и политическом развитии России // Философские традиции и современность. 2013. № 1 (3). С. 107-115.

Налетова И.В., Русанов Д.В. Глобально-локальные приоритеты развития отечествен-^ ной системы высшего образования // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2009. Вып. 3. С. 198-203.

о

£

н н

н £

Налетова И.В., Прохоров А.В. Академическая культура как идея университета // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12.

Прохоров А.В. Имидж университета в условиях глобализации // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3-4 (25-26). С. 458-461.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прохоров А.В. Модели университета в условиях глобализации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 3 (27). С. 56-66.

Прохоров А.В. Модель инновационного университета как основа брендинга // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. №1 (129). С. 114-118.

Салми Д., Фрумин И.Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 5-45.

Салми Д. Создание университетов мирового класса. М.: Весь мир, 2009.

Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. №1. С. 25-68.

Шкунов В.Н. Экономическое развитие и роль высшей школы в Индии на пути к статусу новой сверхдержавы // Современные проблемы науки и образования. 2011. №6.

Чубик П.С., Могильницкий С.Б. Могут ли российские вузы войти в группу университетов мирового класса? // Федеральный справочник. URL.: http://federalbook.ru/files/ FSO/soderganie/Tom%207/IV/O7_Chubik.pdf

Altbach P.G. The Costs and Benefits of World Class Universities // Academe. 2004. January/ February. URL.: www.aaup.org

Deem R., Ka Ho Mok, Lucas L. Transforming Higher Education in Whose Image? Exploring the Concept of the 'World-Class' University in Europe and Asia // Higher Education Policy. 2008. No. 21. p. 83-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.