Научная статья на тему 'ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ (НА ПРИМЕРЕ LINKEDIN)'

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ (НА ПРИМЕРЕ LINKEDIN) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зырянов Богдан Владимирович

Страница в профессиональной социальной сети рассматривается в статье как документ в жанре «резюме», погруженный в систему ранжирования связей. Иерархия включения пользователей LinkedIn представлена в виде логической модели, которая демонстрирует, что пользователи выступают в роли функциональных узлов такой сети, а «слабые» связи провоцируют участников сообщества правильно расставлять акценты в описании профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIONING OF THE USER OF A PROFESSIONAL SOCIAL NETWORK (EXEMPLIFIED BY LINKEDIN)

In the article, an account on a professional social network, such as LinkedIn, is considered as a document in the CV genre placed in a system where social ties are ranged as stipulated in the works of an American sociologists M. Granovetter and R. Burt. Interviews with HR specialists confirm our hypothesis: while the resume genre dictates certain style parameters, the self-presentation on professional social network is regulated by internal rules of etiquette which are not always obvious; even a small detail matters in the opinion of a potential recruiter. For successful conversion, featuring one’s skills in the profile is particularly important. Professional skills are confirmed by other members and/or with certificates and act as keywords or hashtags for recruiters. So-called soft skills should be included in the general text of self-presentation according to rules of storytelling. Additionally, the requirements vary between professional fields and are generally stricter for candidates who wish to fill a position that requires frequent interaction with clients.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ (НА ПРИМЕРЕ LINKEDIN)»

Позиционирование пользователя профессиональной социальной сети

(на примере LinkedIn) Богдан Зырянов

Страница в профессиональной социальной сети рассматривается в статье как документ в жанре «резюме», погруженный в систему ранжирования связей. Иерархия включения пользователей LinkedIn представлена в виде логической модели, которая демонстрирует, что пользователи выступают в роли функциональных узлов такой сети, а «слабые» связи провоцируют участников сообщества правильно расставлять акценты в описании профилей. Ключевые слова: LinkedIn, резюме, социальные сети, социальные медиа, самопрезентация.

© Зырянов Богдан Владимирович

выпускник аспирантуры факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

Тема профессиональной самопрезентации в пространстве социальных сетей в отечественной науке

По данным опроса фонда «Общественное мнение», социальными сетями пользуется не менее 87% пользователей Рунета, при этом 24% из них «получают информацию, решают вопросы, связанные с профессиональной деятельностью, работой»1.

Как объект исследования сайт L'mkedIn, самая популярная деловая социальная сеть в мире, фигурирует в ряде работ по экономике (Тронин, 2015; Трофименко, Чер-нышова, 2013; Злобина, Завражина, 2015) и педагогике (Ульянова, 2010; Воронкин, 2014; Харач, 2016). Школу факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова при разработке настоящей проблемы представляют исследователи М.И. Макеенко (2010) и В.В. Игнаткина (2012).

В рамках медиаисследований LinkedIn часто упоминается в одном ряду с сайтами общей направленности, такими как Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Мой мир» (см., напр., Архангельская А., Архангельская И., 2013). Удивительно, но LinkedIn часто находится за рамками научного интереса даже в тех случаях, когда предметом исследования значится карьерная самопрезентация в сети (см., напр.,

Селиванова, 2012). Исследователь отдает предпочтение Facebook и «ВКонтакте», ссылаясь на их популярность среди пользователей Рунета. На наш взгляд, это не позволяет детально рассмотреть специфику LinkedIn как сайта, который изначально задумывался как сугубо профессиональная социальная сеть со своей системой норм; в нашем предыдущем исследовании мы установили, что, как минимум, на визуальном уровне позиционирование в деловой социальной сети отличается от самопрезентации в сети общего плана (напр., Facebook) или сервисе онлайн-знакомств наподобие Tinder (Зырянов, 2017).

Мы убеждены, что пользовательская страница в деловой социальной сети представляет собой резюме, погруженное в систему ранжированных связей. Для повышения конверсии пользователю необходимо осознавать, как устроена иерархия связей в LinkedIn, а затем выделить свой профиль из числа прочих, правильно расставив акценты. Анализу резюме как жанра официально-деловой коммуникации посвящены работы исследователей О.В. Той-киной (2011) и С.А. Ярцева (2012 (а, б)). Их наработки мы используем в настоящей статье в совокупности с данными, полученными в ходе глубинных интервью со специалистами по рекрутингу с экспертами, которые по долгу службы практически каждый день оценивают пользовательские страницы в социальных сетях.

Методология исследования

Методология, применяемая в рамках настоящей статьи, включает концептуальный анализ с применением правил математической логики (построение логической модели представления знаний) и глубинные интервью с четырьмя экспертами, которые были выбраны благодаря превосходным профессиональным рекомендациям. В числе опрошенных:

• Галима Ахмадулина, карьерный консультант и основатель Galima HR;

• Игорь Горельников,руководитель группы подбора департамента исследований и разработки ЗАО «Лаборатория Каспер-ского»;

• Дарья Петряева, менеджер проектов Atsearch Crowd Recruitment;

• Татьяна Левшина, руководитель группы обучения и развития персонала ПАО «Сбербанк».

Общение проходило как при личной встрече, так и по телефону; средняя продолжительность каждого интервью -60 минут.

Опросный лист для глубинных интервью с HR-специалистами:

1. Насколько активно вы используете LinkedIn в своей работе?

2. Как вы находите релевантные профили специалистов?

3. На какие параметры профиля в LinkedIn вы обращаете внимание в первую очередь (фото, описания, рекомендации, навыки и т.д.)?

4. Укажите «красные флаги», которые сигнализируют о том, что специалист вам не подходит.

5. Что благоприятно характеризует специалиста в LinkedIn? Какие сигналы сообщают вам о том, что специалисту, возможно, следует сделать оффер?

6. Какие ошибки чаще всего совершают пользователи LinkedIn, оформляя свой профиль?

7. Какие советы вы могли бы дать пользователям этой соцсети, чтобы увеличить конверсию по офферам (рекомендации по оформлению, по формулировкам, по подбору контактов для references и т.д.)?

8. Расскажите об интересных/необычных/ запомнившихся профилях, которые привлекли ваше внимание как рекрутера (положительный и отрицательный опыт). Были ли случаи расхождения онлайн-образа с реальным человеком?

9. Как вы выходите на связь с понравившимся специалистом (пишете личное сообщение, отправляете письмо на указанный адрес email, звоните)?

10. Обращаете ли вы внимание на профили соискателей в других соцсетях, помимо LinkedIn? Если да, то в каких именно? На что смотрите в первую очередь? Если нет, поясните, почему.

Сила «слабых» связей и структурные пробелы

Любой интернет-сервис, который позиционирует себя как социальная сеть, строится на возможности пользователей добавлять друг друга в «друзья». На практике это означает увеличение количества полезных контактов - расширение собственной сети знакомств2.

Один из создателей современной экономической социологии М. Грановеттер (1973) отводит таким «легким знакомствам» главенствующую роль в решении социальных задач. «Слабые» связи, о которых идет речь, - это поверхностные, непродолжительные, нерегулярные контакты (коллеги по работе, однокурсники, соседи). Они противопоставлены «сильным» связям -сравнительно более стабильным контактам, формирующим круг ближайшего общения (члены семьи, друзья)3. Важность открытия Грановеттера заключается в том, что «слабые» связи зачастую оказываются во много раз эффективнее «сильных»; одной из возможных причин этого является информационная избыточность последних. Проведя опрос среди трудоустроенных жителей района Бостона, Грановеттер обнаружил, что 56% респондентов получили работу не благодаря агентствам по трудоустройству или доскам объявлений, а путем активации «слабых» связей. В век цифрового общения многие специалисты трудоустраиваются благодаря «френдам» в социальных сетях, которые публикуют горячие вакансии.Влиятельный техноло-

гический портал Mashable называет цифру 90%, когда речь заходит о доле кадровых специалистов, использующих для поиска кандидатов социальные сети4.

Идеи Грановеттера получили закономерное развитие в работах социолога Р. Бёрта (1992), который представил свою структурную теорию конкуренции. Центральным понятием теории Бёрта стала идея структурных пробелов (англ. structural holes) -отсутствие связи между двумя эгоакто-рами. Грановеттер считал невозможной ситуацию, в которой контакты B и C, имеющие сильные индивидуальные связи с эго-актором A, не были бы связаны друг с другом (см. рис. 1).

С

Рисунок 1. «Запрещенная триада» М. Грановеттера

Он называл ее запрещенной триадой (англ. forbidden triad) и утверждал, что между индивидами B и C непременно существует связь, «слабая» или «сильная». Как справедливо отмечает автор блога «Сетевое общество» (ориг. англ. The Networked Society), вероятно, в жизни каждого студента найдется место для множества таких триад - как правило, компания новичка в университетском кампусе редко бывает знакома с его друзьями школьных лет5. Р. Бёрт не только опроверг это положение теории своего балтиморского коллеги, но и создал на его основе идею структурных

пробелов, которая отчетливо проявляется в условиях несовершенного рынка (т.е. реальной ситуации). В тесных, замкнутых сообществах наблюдается эффект информационной избыточности, когда одни и те же (циркулирующие) сведения поступают к актору из разных источников, создавая информационный шум. В случае, если в сети наблюдается разобщение (пробел), это позволяет снизить вероятность повторений и способствует притоку новых данных, свежих идей. Потому, как бы парадоксально это ни звучало, чем больше в сети структурных дыр, тем большую полезность она несет для эгоактора.

«Сильные» и «слабые» связи в деловой социальной сети (на примере Linkedln)

На практике структурная теория конкуренции лежит в основе самой крупной профессиональной соцсети в мире - сайте Ипкв/Мп. Ранжирование связей присутствует в архитектуре ГасвЬоок, воод1е+, «ВКон-такте» и других сетевых сообществ, однако в ИпкедП оно выходит на качественно новый уровень - установление связи с новым пользователем возможно только через общего знакомого, при этом связи ранжируются по степени близости (1-й и 2-й круги, «сильные» и «слабые» связи соответственно)6. Иерархию включения пользователей ИпкедП можно представить в виде логической модели. В основе логических моделей представления знаний лежит понятие формальной теории, задаваемое кортежем: Я = < В, F, А, R >, где: В - счетное множество базовых символов (алфавит); F - множество, называемое формулами; А - выделенное подмножество априори истинных формул (аксиом); R - конечное множество отношений между формулами, называемое правилами вывода. В целях визуализации структуры LinkedIn состав компонент Б выглядит следующим образом:

В = < I, т, L = {I, [2.....1п}, М = {т, т2.....т} >

F = < 11 с I, L2 с I, М1 с М, М2 с М > А = < L1u L2 = ^ М1иМ2 = М, I * т > R = < т е L1 - М с L2>

Расшифровка логической модели

Сеть контактов пользователя I представлена множеством L, которое включает в себя подмножества L1 (контакты первой степени, «сильные» связи) и L2 (контакты второй степени, «слабые» связи). Когда I добавляет в «друзья» пользователя т, то последний включается в его круг первого порядка: т е L1. При этом его контакты, то есть множество пользователей М = {т1, т„.., т }, включаются в L1. Пользователь I

2' ' п'' 2

может отправить каждому из е М персонализированный запрос на добавление в «друзья» (т.е. на включение в круг первого порядка) с ограничением в 300 печатных символов. Окно чата между двумя участниками не активируется до тех пор, пока пользователь не примет запрос и не перейдет со второго круга (из подмножества L2) на первый (в подмножество L1) в личной сети контактов пользователя I. То есть действие отправителя является односторонним до подтверждения получателя, при подтверждении образуется новая связь (см. рис. 2).

Функциональными узлами LinkedIn выступают пользователи; самые успешные из них выполняют роль посредника в запрещенной триаде (эгоактор А), через которого проходит основной массив разнородной информации. Преимущество посредника, которого Бёрт, по аналогии с представителем на рынке ценных бумаг, называет брокером, кроется в том, что он, просеивая информационный поток, имеет возможность изменять данные перед последующей ретрансляцией или даже скрывать некоторые из них. Так «слабые» связи и формирующиеся вокруг них структурные дыры становятся основными носителями социального капитала.

/ / \ / ' ' 1 - -

1-й круг ••••••

/ 111111

! /'■ г«-, А\ \

' .' ,' / ~ * ^ \ Ч - V

I 'С-''- ' ' Г..

,/' / / \ ______

2-й круг

2-й круг

Рисунок 2. Иллюстрация логической модели: сеть пользователя делится на два уровня («круга»), при этом взаимодействие с участниками второго круга ограничено одним сообщением в 300 символов. Этого хватает, чтобы представиться и обозначить цель обращения, но не более того («слабая» связь). Таким образом, решение об установлении «сильной» связи с отправителем остаётся за адресатом сообщения.

Таким «социальным брокером» выступает хедхантер и карьерный консультант Галима Ахмадуллина. Ее ресурс вакансий в сфере креативных индустрий Galima HR сводит работодателей с соискателями, при этом консультации для последних проводятся бесплатно. Специалист в полной мере реализует силу «слабых» связей и в виртуальной, и в реальной жизни: Галима знакомится с людьми в профессиональных целях как в антракте спектакля, так и на марафонской трассе. Даже сервис он-лайн-знакомств Tinder она приспособила для рабочих задач: «Некоторые люди, которых я там нашла, стали моими клиентами. Это представители иностранных компаний»7.

Из всех существующих профессиональных социальных сетей именно LinkedIn больше всего способствует выстраиванию деловых связей. У пользователя-новичка может возникнуть соблазн добавлять в список контактов всех подряд, чтобы побыстрее обзавестись новыми связями. Однако следует знать меру и не забывать о том, что общение в деловых социальных сетях регулируется внутренними прави-

лами этикета. «Если вы отправите запрос 30 пользователям, а 70% из них укажут, что не знают вас, LinkedIn может заблокировать ваш аккаунт, - предупреждает руководитель группы подбора департамента исследований и разработки «Лаборатории Касперского» Игорь Горельников, который использует LinkedIn в работе вот уже 10 лет. - Этикет заключается в следующем: если вы пересекаетесь с человеком в профессиональной сфере, вы можете отправить ему запрос в LinkedIn. Исключение составляют те люди, которые указывают в описании профиля: "Если мы с вами не знакомы, пишите на email", - то есть дают понять, что не будут рады запросам. Однако это в каком-то смысле противоречит замыслу LinkedIn, который заключается в том, что при добавлении человека в друзья вы получаете доступ к его сети контактов - сервис располагает к тому, чтобы расширять сеть профессиональных контактов»8.

Эксперт также выделяет важный момент, который следует иметь в виду активным пользователям LinkedIn. Ситуация, которая может привести к недопониманию со

стороны кадровика, выглядит следующим образом: Если пользователь a, сотрудник компании X, добавляет в «друзья» пользователя c, который является рекрутером компании Y, то пользователь b, рекрутер компании X, может получить уведомление об этом у себя в ленте.

По мнению эксперта, подобная ситуация может быть неоднозначно воспринята «случайным свидетелем» в лице пользо-вателя-рекрутера b, который представляет текущего работодателя пользователя-сотрудника a, компанию X. На наш взгляд, это пример внутреннего этикета, свойственного деловому общению в пространстве профессиональных социальных сетей, правила которого могут быть неочевидны для всех участников сообщества.

Социальная сеть LinkedIn на сегодняшний день - самый эффективный инструмент для поиска специалистов среднего звена, менеджеров и руководителей, подтверждает менеджер проектов в консалтинговом агентстве Atsearch Crowd Recruitment Дарья Петряева. Альтернативы LinkedIn - «Мой Круг» и Xing - устроены схожим образом, основное различие заключается в целевой публике. По словам эксперта, в настоящее время «Мой Круг» используется преимущественно в IT-индустрии, а немецкая соц-сеть Xing еще не достигла большой популярности в нашей стране (в ней зарегистрированы в основном иностранные граждане и резиденты РФ, желающие трудоустроиться за рубежом).

«Для поиска профиля кандидата, который лучше всего подойдет открытой вакансии, используется множество методов. Первый и самый простой - поиск по параметрам. Среди них: название [текущей. - Б.З.] должности соискателя, навыки, опыт работы, локация и т.д. Также очень часто осуществляется поиск по релевантным компаниям, в которых может быть занят перспективный кандидат. Кроме того, LinkedIn при демонстрации конкретного

профиля предлагает похожие страницы других кандидатов в виде всплывающих подсказок, что также значительно упрощает поиск»9.

В ситуации, когда простой поисковый запрос открывает адресату сообщения, т.е. рекрутеру, тысячи однотипных продающих текстов, основная задача, с которой сталкивается пользователь, - правильное позиционирование, которое позволит выделить его профиль и сделает его заметным.

Позиционирование пользователя профессиональной социальной сети

Основу профиля LinkedIn составляет такой жанр официально-делового стиля, как резюме. Также известное как CV (от лат. curriculum vitae - «ход жизни»), резюме -это совокупность «сведений об образовании, профессиональных навыках, опыте, которые сообщает претендующий на работу»10, «составленный по определенным правилам набор сведений о претенденте на работу»". Исследователи (Тойкина, 2011; Ярцев, 2012 (б)) сходятся во мнении, что коммуникативная цель резюме заключается в налаживании первичного контакта между участниками делового общения. Исследователь С. Ярцев указывает, что CV реализует «контактоустанавливающую, информационную и воздействующую функции» и далее сообщает, что «в настоящее время навык написания резюме, способного адекватно презентовать его автора с профессиональной точки зрения, у носителей русского языка выработан в недостаточной степени». Автор предполагает, что это обусловлено отсутствием универсальной модели резюме.

«В 2007 году, когда я начинал рекрут-мент, резюме не были похожи друг на друга, - вспоминает эксперт «Лаборатории Касперского» Игорь Горельников. - Job.ru отличался от HeadHunter, а HeadHunterотличался от SuperJob.ru. Раньше я даже видел

CV, сделанные в Excel, очень странные по структуре. Не говоря уже о том, как и где указывалось образование и в каком порядке приводились места работы. Сейчас все пришло к универсальной форме. Вид профиля в HeadHunter, LinkedIn и SuperJob.ru структурно одинаков. Стандартизация произошла благодаря LinkedIn: резюме американца, европейца и русского выглядят структурно одинаково. Единственное, в России нет развитой культуры написания сопроводительного письма - то, что у европейцев и американцев есть по умолчанию. Я получаю сопроводительное письмо от двух-трех человек из 100, которые откликаются»12.

Однако, по словам Горельникова, это не значит, что рекрутерам, которые используют соцсети для подбора персонала, следует запрашивать сопроводительное письмо в обязательном порядке для всех соискателей. «Это может быть полезно для специалистов в области продаж и маркетинга, но не для технических профессий; вводить его для последних значит отсекать порядка 60% откликов. Как показала статистика, которую мы собирали по итогам общения с соискателями, именно сильные технари чаще всего отказываются от этого. Они не практикуют [активную. -Б.З.] самопрезентацию, не любят лишние встречи и видеозвонки. Запрашивать сопроводительное письмо для технических специальностей нет смысла»^.

Менеджер Atsearch Crowd Recruitment Дарья Петряева уточняет: «Первый и самый важный совет: по тому, как составлен ваш профиль, очень часто оценивают ваше возможное отношение к работе. Очевидно, что тщательно составленная, подробная, структурированная страница получит намного больше откликов от работодателей, чем небрежный, сумбурный, нечитаемый текст»!4.

На какие параметры профиля рекру-тер обращает внимание в первую оче-

редь? По словам эксперта, все зависит от конкретной вакансии и требований работодателя. При этом у соискателя также должно быть четкое понимание, что является ключевым фактором для занятия желаемой им должности. Дарья поясняет: «Например, если желаемая позиция предполагает работу с клиентами, встречи, то соискатели с корпоративным фото имеют намного больше шансов быть рассмотренными на позицию, чем их коллеги с селфи в профиле или совсем без фото. С другой стороны, для позиции разработчика ПО фото в профиле совсем не критично, гораздо важнее опыт, образование, skills [навыки. - Б.З.]. В профиле потенциальных стажеров важно отобразить успехи в образовательном процессе(средний балл, олимпиады, курсы, диплом, прохождение практики)»^.

В целом, как утверждает Петряева, наиболее важными составляющими страницы в профессиональной социальной сети, на которые обращают внимание HR-специа-листы, являются следующие элементы:

• Фото. Эксперт рекомендует корпоративное фото. Под этим подразумевается фотография официального (делового) характера, выполненная в рамках фотосессии, которая организуется работодателем для всех сотрудников компании. Такие снимки характеризуются выдержанной стилистикой и часто размещаются на корпоративном портале в разделе «Контакты».

• Образование. Помимо того, что кандидат указывает вуз, из которого он выпу-стился, важно уточнить тип полученного образования: профильное/непрофильное, законченное/незаконченное.

• Пройденные курсы, заработанные сертификаты. Стремление к обучению всегда является плюсом.

• Опыт работы. Рекрутера интересует не только то, в каких компаниях кандидат работал ранее, но и каков был период занятости на каждом месте, названия за-

нимаемых должностей и перечень долж- HR-специалиста состоит в том, чтобы най-ностных обязанностей. ти и разглядеть в профиле кандидата те

• Владение иностранными языками. Экс- составляющие, которые могут послужить перт «Лаборатории Касперского» Игорь основанием для рассмотрения или отказа»17. Горельников уточняет: требования к фото По мнению эксперта, среди прочих профиля выше для специалистов в области равных соискателей выбор может быть продаж и маркетинга и для соискателей, сделан не в пользу того, в чьем профиле: которые претендуют на управленческие • присутствуют многочисленные грам-позиции - такой человек должен своим ви- матические ошибки; дом внушать доверие и симпатию, транс- • отсутствует большой блок информа-лировать уверенность. Для технического ции (например, опыт или образование); специалиста, чья работа не предполагает • фото не соответствует профессио-общения с людьми, требования ниже («даже нальной сети; фото как на паспорт подойдет»). «Есть еще • есть негативные рекомендации. один момент, который отпугивает многих Также, отмечает Петряева, существуют рекрутеров, - признается Горельников. - «факторы риска», которые, скорее всего, Когда на вакансию разработчика, систем- вызовут дополнительные вопросы со сто-ного администратора или тестировщика роны представителя работодателя. Сре-откликается человек с внешностью специ- ди них:

алиста по продажам: костюм, правильная • большие временные пробелы между

прическа, ретушь Photoshop - рекрутер трудоустройством;

чувствует подвох. Фотография должна со- • частая смена места работы (на каждом

ответствовать конкретной должности, на месте менее 1,5-2 лет);

которую претендует соискатель»!6. • отсутствие высшего образования, ли-

Дарья Петряева из Atsearch Crowd Recruit- бо незаконченное высшее; ment считает дополнительным плюсом на- • кардинальная смена деятельности; личие положительных рекомендаций от • несоответствие образования опыту коллег и прошлых работодателей. Кроме работы.

того, для некоторых работодателей важ- Однако, как пояснила специалист, стра-но, чтобы страница была оформлена на ница оценивается комплексно, и перечи-английском языке - в этом случае следу- сленные выше пункты, как правило, не ет позаботиться о соблюдении языковых могут послужить единственным основа-норм. Если уровень иностранного языка нием для отказа.

соискателя не позволяет составить резю- Какие ошибки чаще всего совершают ме грамотно, лучше оформлять профиль пользователи LinkedIn,оформляя свой про-на родном языке. филь? По словам специалиста Atsearch Crowd

«Зачастую мы не можем судить о кан- Recruitment, многие соискатели указыва-дидате, опираясь только на его профиль ют свою текущую позицию без описания в соцсети, - подчеркивает Петряева. - До- должностных обязанностей. Это не позво-пустим, соискатель был рекомендован на ляет рекрутеру, который изучает профиль, позицию, однако его страница не инфор- определить зону ответственности канди-мативна. Конечно же, это не будет являть- дата. Вместе с тем не стоит указывать од-ся основанием для отказа кандидату. На ни и те же должностные обязанности для сегодняшний день далеко не каждый со- позиций в разных компаниях. «Создается искатель понимает важность грамотно впечатление, что страница составлена на составленного резюме. Поэтому задача скорую руку, это не способствует благо-

приятному впечатлению о кандидате, -поясняет Петряева. - Важно отметить, что страница социальной сети - документ неофициальный, хотя и существуют определенные правила и рекомендации по его написанию. Поэтому не обязательно переписывать в нее точное описание позиции из трудовой книги и должностные инструкции. Гораздо важнее отразить суть всей работы наиболее емко и информативно, перечислить результаты и достижения за время трудоустройства»^.

Слова эксперта подтверждают текущие научные изыскания. Так, исследователь Ярцев (2012 (а): 115-116) бутверждает: «Жанр резюме пока может квалифицироваться как проходящий стадию становления, его формуляр <...> не имеет единой структуры», «форма и содержание [резюме. - Б.З.] устанавливаются пока конвенционально, а не путем кодификации» (Ярцев, 2012 (б)).

Представитель консалтинга Atsearch Crowd Recruitment выделяет еще одну специфическую ошибку, которую, по ее словам, допускают многие соискатели: в названии должности они отражают формальное название, указанное в трудовой книжке. Опасность заключается в том, что слишком расплывчатая формулировка, например «главный специалист», не несет достаточной смысловой нагрузки для рекрутера, который будет просматривать резюме. В свою очередь, эксперт «Лаборатории Касперского» считает, что эта проблема представляет собой скорее частный случай для рекрутера и легко решается внимательным изучением содержимого страницы. Однако для соискателя она может привести к негативным последствиям, т.к. из-за абстрактной формулировки профиль соискателя может просто не попасть в поисковую выдачу рекрутера.

Еще один излюбленный трюк некоторых находчивых соискателей - «подогнать» свой профиль под желаемую позицию. Эксперты двух компаний сходят-

ся во мнении, что несоответствие опыта заявленной позиции выясняется на первом же интервью с HR-специалистом или нанимающим менеджером. Однако в целом это говорит о естественном желании соискателя привлечь внимание к своему профилю.

При заполнении профиля в профессиональной сети следует также обращать внимание на соблюдение четкой структуры. Не следует дублировать информацию в разных разделах профиля, это делает его раздутым, предупреждает Дарья Петряева. Отдельное внимание следует уделить разделу Skills, который предполагает перечисление знаний, умений и навыков (ЗУН), которыми владеет кандидат. Новаторство LinkedIn заключается в системе подтверждения ЗУН: каждое указанное умение становится активным тегом, рядом с которым высвечивается знак «+». Нажав на него, контакты 1-го круга могут подтвердить знание/умение/навык своего знакомого. Если навык подтвердили n контактов, рядом с тегом будет высвечиваться соответствующее число, которое сообщает о том, что пользователь действительно располагает этим умением. Кроме того, LinkedIn поощряет загрузку в систему электронных сертификатов, которые подтверждают владение ЗУН. Например, владение английским языком на профессиональном уровне подтверждает высокий балл TOEFL и IELTS. Технические специалисты и разработчики ПО указывают на свои навыки с помощью сертификата MCP (Microsoft Certified Professional), который выдается при успешном прохождении квалификационного экзамена.

Как сообщила нам руководитель группы обучения и развития персонала ПАО «Сбербанк» Татьяна Левшина, в рамках делового завтрака, организованного «Сбербанком» на международном экономическом форуме в Давосе весной 2017 г.,

эксперты предложили систематизировать ЗУН следующим образом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Профессиональные (professional skills): маркетинг, финансы, HR, юридические, навыки продаж, знание иностранных языков.

• Надпрофессиональные навыки (soft skills): навык решения проблем (problem solving), умение работать в команде (т.н. кол-лаборативность), эмоциональный интеллект (EQ), эмпатия, грамотное распределение ресурсов (energy management), муль-тикультурная диверсификация.

• Цифровые навыки (digital skills): анализ «больших данных» (big data analysis), программирование, проектирование ÍT-систем, навыки кибербезопасности19.

Согласно спикерам форума, soft skills -это главное во всех категориях лидерства (личное, корпоративное, государственное), именно они обеспечивают эффективность. «Мягкие» навыки должны быть определяющими для управленца,потому что такие лидеры вызывают симпатию у подчиненных и партнеров по бизнесу, вдохновляют, объединяют и мотивируют людей. Характеристики, которые больше всего влияют на эффективность лидерства: ориентированность на результат, инновационность и диверсификация, командообразова-ние и problem solving - все они относятся к soft skills. По оценкам специалистов, человек, который владеет этими навыками, с 89% вероятностью будет эффективным лидером20.

Очевидно, что важность soft skills сложно переоценить. Однако с позиций нашего исследования мы сталкиваемся с проблемой оценки ЗУН при самопрезентации онлайн. Если профессиональные и цифровые навыки возможно подтвердить сертификатами о прохождении соответствующих курсов или с помощью результатов независимых тестирований, то как отразить в профиле профессиональной соцсети «мягкие» навыки, такие как инновационность, эмпатия или эмоциональный интеллект?

По словам эксперта «Лаборатории Кас-перского», владение soft skills считывается из основного текста профиля. «В описании каждого выполненного проекта должно быть четкое разграничение того, что сделал кандидат, а что сделала команда. Это касается и достижений, - говорит Горель-ников. - Соискатель, который понимает собственный вклад в проект и свою роль в нем, выражает опыт в виде связного текста, который говорит сам за себя. Ключевые слова, на которые я как рекрутер обращаю внимание в данном случае: "коммуникация", "проведение встреч", "компромисс" и так далее. Все это в совокупности говорит о том, что автор страницы владеет soft skills в достаточной степени»21.

Таким образом, в идеальном продающем тексте самопрезентации в деловой сети soft skills вплетаются в канву повествования о проделанной работе и достижениях. Профиль соискателя строится по правилам сторителлинга22; при этом расстановка акцентов варьируется в зависимости от сферы деятельности кандидата и желаемой позиции. Как отмечает Горель-ников, не каждое рабочее направление требует перечисления достижений в том виде, который диктует тактика убеждающего текста:

«Разработчики-тестировщики не расписывают, как они помогли поднять проект. В своих профилях они пишут: "Использую в работе следующие технологии" - и дальше просто перечисляют их. Рекрутер смотрит на связку технологий и понимает, как этот опыт в совокупности может быть полезен для открытой вакансии. В раздел Summary (подведение итогов), где обыкновенно резюмируется все вышеописанное, RSD-специалист включает то, что не указал в основном разделе - например, если он изучал язык программирования "для себя" и не использовал его на предыдущих местах работы. Технический специалист воспринимает этот раздел не как

подведение итогов, а как место, где можно указать дополнительную информацию, которая выделит его среди прочих соискателей, он понимает, что профиль будет смотреть не только рекрутер, но также и непосредственный потенциальный руководитель»23.

Наконец, в ситуации делового общения каждая деталь, которая на первый взгляд может показаться незначительной, имеет большое значение. Как отмечает Дарья Петряева, адрес электронной почты с «несерьезным» названием (пример: [email protected]) может вызвать сомнение у принимающей стороны. Профессиональный адрес рекомендуется делать стилистически нейтральным: латинизированные фамилия и инициалы, плюс год рождения, либо другое значимое число.

Профиль должен быть профессиональным. Текст резюме, фото, контактные данные (почта, Бкуре), рекомендации на вас, а также те рекомендации, которые даете вы другим людям (они видны на вашей странице на LinkedIn), должны быть выдержаны в деловой стилистике, заключает Петряева.

Выводы

Профиль пользователя деловой социальной сети представляет собой продающий текст в жанре резюме, который конкурирует с другими подобными текстами в системе ранжирования связей. Для того, чтобы преодолеть ограничения «слабых» связей, пользователю необходимо

правильным образом расставить акценты в своем профиле, тем самым обеспечив удачное позиционирование для соответствия желаемой вакансии.

По мнению экспертов, пользователя профессиональной социальной сети, такой как LinkedIn, благоприятно характеризуют: фото в деловом стиле; подробное описание деятельности, в котором, помимо указания занимаемой позиции, также значатся должностные обязанности и перечисляются проекты, в которых сотрудник принимал участие, указываются его результаты и достижения; наличие высшего (желательно - профильного) образования; опыт работы во влиятельных компаниях; факт прохождения обучающих курсов и тренингов (в т.ч. языковых) подтверждается сертификатами; опыт соискателя, релевантный открытой позиции; стабильный опыт работы без продолжительных перерывов; наличие требуемых навыков и знаний. При этом логика сторителлин-га варьируется в зависимости от сферы деятельности: например, требования к техническим специалистам отличаются от требований к соискателям, чья работа предполагает общение с людьми.

Указание этих данных в профиле, соблюдение норм делового общения и правильная расстановка акцентов обеспечивают успешную самопрезентацию в пространстве деловой социальной сети, способствуют расширению профессиональной сети знакомств участника и повышают конверсию по предлагаемым вакансиям.

Примечания

1 Онлайн-практики россиян: социальные сети // ФОМ, 2016. Режим доступа: http:// fom.ru/SMI-i-internet/12495

2 Разумеется, наилучший эффект достигается при условии не менее активной деятельности офлайн - посредством общения и социальных взаимодействий.

3 Важно различать «слабые» и «отсутствующие связи»: последние, также называемые «сверхслабыми», характеризуются почти полным отсутствием эмоцио-

нальной составляющей и не играют большой роли в решении социальных задач. В русском разговорном языке такие знакомства именуются «шапочными».

4 Swallow E. (2011). How Recruiters Use Social Networks to Screen Candidates. Mashable. Режим доступа: http://mashable.com/2011/10/23/how-recruiters-use-social-networks-to-screen-candidates-infographic/ (дата обращения: 19.04.2017).

5 Forbidden Triads (2011) The Networked Society. Режим доступа: http:// thenetworkedsociety.blogspot.ru/2011/01/forbidden-triads.html (дата обращения: 19.04.2017).

6 Речь идет о бесплатной версии сервиса. Возможность отправлять неограниченное число сообщений всем пользователям сети предоставляется по подписке на тарифный план LinkedIn Premium Career, который обойдётся пользователю в 29,99 долл. США ежемесячно.

7 Интервью с Г. Ахмадуллиной, 2017.

8 Интервью с И. Горельниковым, 2017.

9 Интервью с Д. Петряевой, 2017.

10 Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб: Норинт, 1998. С. 1114.

11 Энциклопедический словарь экономики и права, 2005. Режим доступа: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/13369

12 Интревью с И. Горельниковым.

13 Там же.

14 Интервью с Д. Петряевой.

15 Там же.

16 Интервью с И. Горельниковым.

17 Интервью с Д. Петряевой.

18 Там же.

19 Интервью с Т. Левшиной, 2017.

20 Там же.

21 Интервью с И. Горельниковым.

22 Сторителлинг - маркетинговый прием, широко используемый специалистами в сфере пиар и рекламы, который заключается в том, что факты о продвигаемом объекте (товаре, услуге, организации, персоне) презентуются в формате цельной истории, которая обладает большим медийным потенциалом, чем составляющие ее сообщения по отдельности.

23 Там же.

Библиография

Архангельская А.С., Архангельская И.Б. Социальные сети как площадка для бизнес-

коммуникаций // Вестн. ННГУ. 2013. № 4-2. С. 186-189.

Воронкин А.С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ // ОТО. 2014. № 1.

С. 650-675.

Злобина Н.В.,Завражина К.В. Маркетинг в социальных сетях: современные тенденции и перспективы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургск. гос. политех. ун-та. Экономические науки. 2015. № 6 (233). С. 166-172.

Зырянов Б.В. Фото профиля в социальных сетях: фактор восприятия // МедиаАль-манах. 2017. № 3. С. 21-29.

Игнаткина В.В. Социальные сети в современном рекрутинге // Медиаскоп. 2012. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1093

Макеенко М.И. Индустрия социальных медиа: возможности и сложности создания (на примере США) // Медиаскоп. 2010. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope. ru/node/677

Селиванова Л.И. Карьерная самопрезентация в интернет-сообществе посредством аккаунта в социальных сетях // Вестн. КГУ. 2012. № 6. С. 219-223.

Тойкина О.В. Резюме как жанр официально-делового дискурса // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. 2011. № 10 (225). С. 154-158.

Тронин В Г. Профессиональные социальные сети LinkedIn и академия Google// Вестн. УлГТУ. 2015. № 3 (71). С. 34-36.

Трофименко Е.Ю., Чернышова Е.В. Использование социальных сетей в коммуникационной политике организации // Вестн. ЮУрГУ. Сер.: Экономика и менеджмент. 2013. № 3. С. 133-137.

УльяноваА.И. Социальные сети как инструмент управления // Вестн. Казанск. технолог. ун-та. 2010. № 8. С. 125-128.

Харач О.Г. Социальные сети Профессионалы.ги и LinkedIn.com как инструмент обучения и аттестации в рамках компетентностного подхода // ЭСГИ. 2016. № 3 (11). С. 104-112.

Ярцев С.А. (a) Влияние ролевых характеристик автора резюме на успешность решения коммуникативной задачи (на примере информации об образовании автора) // Изв. Южн. федеральн. ун-та. Филол. науки. 2012. № 3. С. 115-121.

Ярцев С.А. (б) Резюме как жанр деловой коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2012. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ rezyume-kak-zhanr-delovoi-kommunikatsii (дата обращения: 19.04.2017).

Burt R.S. (1992) Structural Holes: The Social Structure of Compétition. Cambridge: Harvard University Press.

Granovetter M. (1973) The Strength of Weak Ties. American Journal of Sociology 78 (6): 1360-1380. Режим доступа: https://sociology.stanford.edu/sites/default/files/publications/ the_strength_of_weak_ties_and_exch_w-gans.pdf (дата обращения: 19.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.