Научная статья на тему 'Позиционирование пляжно-купального туризма в Китае'

Позиционирование пляжно-купального туризма в Китае Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
311
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ПЛЯЖНЫЙ ТУРИЗМ И ОТДЫХ / ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ТУРИЗМЕ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мартышенко Н. С., Ильин А. Е.

Последние годы Китай начал активно развивать международный пляжно купальный туризм. Сейчас в Китае на острове Хайнань реализуются крупнейшие туристские проекты мира, связанные с этим видом туризма. Традиционные пляжи и санатории на побережье также увеличивают прирост туристских потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позиционирование пляжно-купального туризма в Китае»

Новый университет. 2012. № 4(14).

ISSN 2221-7347

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА

УДК 338.486

Н. С. Мартышенко, А. Е. Ильин

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПЛЯЖНО-КУПАЛЬНОГО ТУРИЗМА В КИТАЕ

Последние годы Китай начал активно развивать международный пляжно - купальный туризм. Сейчас в Китае на острове Хайнань реализуются крупнейшие туристские проекты мира, связанные с этим видом туризма. Традиционные пляжи и санатории на побережье также увеличивают прирост туристских потоков.

Ключевые слова: Китай, туристский поток, пляжный туризм и отдых, организация управления в туризме, программы развития туризма.

В последние годы туристская индустрия Китая развивавалась стремительными темпами и в 2011 году страна стала третьим по величине туристским центром. По словам главы московского представительства Государственного управления по делам туризма КНР Лю Цязньминв, 2011 году количество иностранных туристов, посетивших Китай, составило 27,11 миллиона, что на 3,77% больше, чем годом ранее, а количество китайских граждан (включая туристов из Гонконга, Макао и Тайваня), выезжавших за рубеж в этом же году, составило 70,25 миллиона человек - рост на 22,42% [1].

Развитие туризма в КНР носит централизованный характер. Именно благодаря поддержке со стороны государства туристская индустрия Китая развивается столь высокими темпами. Во многих провинциях и городах она занимает доминирующее положение по вкладу в местную экономику. Развитие туристской индустрии привело к улучшению инвестиционного климата, совершенствованию структуры национальной экономики, повышению открытости страны, углублению экономического сотрудничества между ее регионами, росту качества жизни населения, а также повышению взаимопонимания между китайским народом и народами других стран.

Основным органом управления сферой туризма в Китае является Государственное управление по делам туризма, подчиняющееся Госсовету КНР. Оно является административноуправленческим ведомством, курирующим весь китайский туризм. Управление разрабатывает концепцию, политику и стратегию развития туризма, составляет перспективные и годовые планы по туризму, организует рекламу и презентации за рубежом, публикует информацию для туристов, контролирует и проверяет состояние выполнения политики и планов отрасли. Филиалы управления созданы во всех провинциальных центрах, городах^центрального подчинения и автономных районах, открыты представительства в Токио, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Москве, Франкфурте-на-Майне. Отдельные крупные потоки туристов находятся в ведении специализированных организаций. Китайское международное бюро туризма «Интурист» специализируется на приеме иностранных туристов. Китайское бюро путешествий и Китайское бюро путешествий по обслуживанию китайских эмигрантов принимают китайских эмигрантов, соотечественников с Тайваня, из Сягана и Аомэня, а также китайцев иностранного гражданства, приезжающих в качестве туристов или для посещения родственников. Китайское бюро моло-

© Мартышенко Н. С., Ильин А. Е., 2012.

58

ISSN 2221-7347

Экономика и право

дежного туризма обслуживает молодых иностранных туристов, молодых китайских эмигрантов и китайцев, принявших иностранное подданство, молодежь из Сянгана, Аомэня и Тайваня. Кроме этих туристических организаций, приемом иностранных граждан занимаются Китайская международная компания спортивного туризма. Китайское общество культурного туризма, неправительственная Международная компания путешествий, Китайское общество женского туризма и т. д.

Помимо развития международного туризма, китайское правительство уделяет большое внимание внутреннему туризму. В КНР китайцев, как правило, в течение рабочего года отсутствуют отпуска, поэтому власти учредили специальные каникулы, приурочив их к основным праздникам, стимулируя таким образом внутренний туризм. Теперь у китайских жителей появилось три «золотые недели», когда они могут официально отдыхать и путешествовать. Первая неделя начинается с первого дня китайского нового года (праздник Весны), вторая - 1 мая. а третья - 1 октября, когда вся страна отмечает День образования КНР. В эти золотые недели цены на билеты и отели взлетают в несколько раз, и даже самые отдаленные уголки Китая посещает много туристов.

В настоящей работе мы хотим обратить внимание на самый молодой, но очень перспективный вид туризма в структуре позиционирования турпродуктов Китая - это пляжно - купальный туризм. Этот вид туризма, в основном, ориентируется на въездной туризм.

В Китае есть только одна крупная дестинация круглогодичного пляжно-купального туризма - курорты острова Хайнань. Центральный курорт Хайнаня - это самый южный китайский город Санья. Вблизи этого города расположены наиболее известные бухты (бухта Дадунхай -Dadonghai, бухта Ялуньвань Yalong Bay, бухта Санья - Sanya Bay).

Пляжный вид туризма начал развиваться на острове Хайнань всего несколько лет назад, поэтому эта зона еще не вошла в лидирующую группу пляжного отдыха в мире. Но власти Китая предпринимают невероятные усилия, чтобы сделать этот курорт одним из самых лучших международных курортов в мире. Проект по развитию курорта получил название «Хайнань-Восточные Гавайи». В соответствие с пятилетним планом развития инвестиции будут затрачены на реализацию 144 новых крупных туристических проектов. Если взять основные страны мировых курортов в 2010 году, то по итогам 2010 года на острове Хайнань было инвестировано в 1,76 раз средств больше, чем в 2010 году было инвестировано в Таиланд, Египет, Кубу, Доминиканскую республику и Вьетнам вместе взятые, а по масштабам проектов на ближайшие 5 лет Хайнань почти в 11 раз опережает все эти курорты по масштабам инвестиций [2].

В 2010 и 2011 годах на острове достигнуты крупнейшие в мире результаты по строительству инфраструктуры международного курорта - введена в строй высокоскоростная железная дорога Хайкоу-Санья, ведется строительство новых отелей, стадионов, парков, аквапарков, международных выставочных центров, пляжной и городской инфраструктуры курортных городов. Строительство и оснащение современных отелей на острове Хайнань осуществляется по самым высоким международным стандартам. Управлять отелями, как правило, приглашают менеджеров из Гонконга и Европы. Вблизи территорий пляжей, сегодня построены здания небывалого футуристического дизайна с установленной светодиодной подсветкой стоимостью почти в 100 миллионов долларов. До сих пор нигде в мире не было такого строительства и таких инвестиций в курортную индустрию.

Туристский поток на остров Хайнань ежегодно возрастает на 20-25%. Туристский комитет провинции сообщил, что в 2011 году на Хайнань прибыло более 800 000 зарубежных туристов, что на 21% больше по сравнению с 2010 годом. Но власти Китая не удовлетворены сегодняшними темпами роста туристского потока и планируют принять ряд мер, направленных на его увеличение Предусматривается ввести ряд льгот для туристов. Среди ряда таких мер можно отметить запрет завышения цен для иностранных туристов, хотя и сейчас большинство пляжных услуг предоставляется бесплатно.

Количество россиян, посетивших китайский остров Хайнань за 11 месяцев 2011-го года, увеличилось на 52%, составив 200 тыс. человек, сообщает китайское информационное агентство «Синьхуа». Таким образом, туристы из России заняли первое место во въездном турпотоке на Хайнань по результатам этого года. Доходы от туристской отрасли на Хайнане достигли в 2011 году 32 млрд. юаней (более $5 млрд.) [3].

Но Ханань или, как чаще говорят, Санья не единственный пляжно-купальный курорт Китая. Остальные курорты больше известны у жителей Дальневосточных регионов России. Это традиционные курорты Желтого моря: Далянь, Байдахэ, Вэйхай, Циндао, Янтай. Эти курорты начали посещать жители Дальнего Востока гораздо раньше, чем Санью.

59

Новый университет. 2012. № 4(14).

ISSN 2221-7347

Почему же у дальневосточников пользуются популярностью эти некруглогодичные пляжные курорты.

Во-первых, и на Хайнане сезон - сезону рознь - есть более благоприятные сезоны для пляжного отдыха, а есть менее. Наиболее благоприятный сезон длится с середины декабря до конца мая. В июне и июле на Хайнане сезон дождей (идёт небольшой дождик, а потом погода «расходится» и опять появляется солнце), а главное, летом достаточно жарко для россиян. С середины августа, октябрь и ноябрь - сезон тайфунов и если не повезет, то вся поездка может пойти насмарку.

Во-вторых, конечно цена. Перечисленные выше города на много ближе к России, и поэтому транспортные расходы для жителей Дальнего Востока намного ниже. На Хайнань из России можно долететь только самолетом, а в эти города даже лучше ехать на поезде.

В-третьих - длительность отдыха. Поездка в Санью продолжается, как правило, от 12 до 15 дней. Сейчас далеко не все могут выделить такое время на отдых. Большое количество дальневосточников могут выкроить на отдых от недели до 12 дней.

В-четвертых, посещение этих курортов может быть частью тура из нескольких городов и пляжный отдых является только часть программы. Санья - это специализированный пляжный отдых и не комбинируется с посещением других городов. На Хайнане создаются условия для развлечения, разнообразящих турпоездку, но пляжный отдых остается основой путешествия.

В-пятых, большинство курортов используется не только с целью отдыха, но и для лечения. Здесь традиционно развито доступное медицинское обслуживание. Для лечения на эти курорты прибывает гораздо больше людей, чем для отдыха на пляжах.

В-шестых, туристы часто ищут новые впечатления и действуют по принципу - «там я уже был, а здесь еще не был».

И наконец, туристские структуры в этих городах не бездействуют и моментально реагируют на спрос потребителей туруслуг, поэтому им удается не только сохранять поток туристов, но и постоянно его увеличивать. Во всех курортных городах уделяется большое внимание экологии и чистоте, поэтому развитие пляжно-купального отдыха развивается устойчивыми темпами [4].

Заключение. Сегодня Китай создает мощный международный туристский кластер пляжнокупального отдыха и туризма. Наибольшее количество туристов из России прибывает в Китай из Дальневосточных регионов и Сибири. Приморский край также в последние годы позиционирует пляжно-купальный туризм, ориентированный на жителей Приморского края и соседние с ним регионы России [5]. В отличие от Китая, развитие пляжно-купального туризма в Приморском крае носит стихийный характер. Неконтролируемое развитие этого вида туризма уже сейчас имеет целый ряд негативных последствий. Туристский продукт, предлагаемый на территории края, уступает аналогичному продукту Китая по соотношению цена - качество. Для повышения конкурентоспособности отечественного турпродукта необходимо изучать структуру предложения турпродукта в соседних странах.

В странах, лидирующих по темпам развития туризма, этот бизнес имеет мощную государственную поддержку. Развитию пляжно-купального отдыха и туризма в Приморском крае должно быть уделено особое внимание, поскольку этот вид туризма является самым массовым, при использовании концепции устойчивого развития в управлении этот вид туризма может стать локомотивом развития туристской индустрии края. Для решения проблемы необходимо проводить комплексные исследования, изучающие структуру спроса и предложения на пляжнокупальный отдых и туризм, как в самом Приморском крае, так и в ближайших регионах. Этот вид туризма должен как можно быстрей преодолеть фазу перехода от дикого туризма к индустриальному.

Библиографический список

1. Лю Цязньмин: Россия вошла в тройку основных поставщиков туристов в Китай. URL:http://travel.ria.m/opimon/20120209/225787193.html (дата обращения 17.03.2011).

2. Статистика туризма на острове Хайнань. URL:http://www. hainan wel. com/ forum/viewtopic. php?p=9499 (дата обращения 17.03.2011).

3. Россияне заняли первое место во въездном турпотоке на Хайнань URL:http://www. interfax. rn/tourism/tourisminf. asp?id=224517&sec=1466 (дата обращения 17.03.2011).

4. Мартышенко, Н. С. Эволюция рынка туристских услуг выездного туризма из Приморского края в Китай / Н. С. Мартышенко, А. Е. Ильин // Российское предпринимательство. - 2011. - № 2. - С. 153159.

60

ISSN 2221-7347

Экономика и право

5. Мартышенко, Н. С. Оценка пространственного распределения туристов в Приморском крае в высокий сезон / Н. С. Мартышенко // Практический маркетинг. - 2011. - № 8 (174). - С. 17-25.

Статья поступила в редакцию 13.03.2012.

МАРТЫШЕНКО Наталья Степановна - кандидат экономических наук, профессор кафедры Маркетинга и коммерции, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.

ИЛЬИН Андрей Евгеньевич - аспирант, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.