СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА
Научная статья УДК 378.2; 330; 347.78
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-236-245 EDN: https://elibrary.ru/WPASRP NIION: 2007-0083-3/23-333 MOSURED: 77/27-005-2023-03-533
Позиционирование интеллектуального капитала научного руководителя в ходе исследовательской деятельности аспиранта
Юлия Александровна Лозина1, Александр Николаевич Литвиненко2
1,2 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В условиях реформирования системы подготовки научных кадров и повышения требований к качеству выполняемых диссертационных работ, не ослабевает внимание научно-педагогического сообщества к феномену научного руководства как особому процессу, оказывающему существенное влияние на защиту аспирантом диссертации.
В статье использован междисциплинарный подход исследования статуса научного руководителя, который позволил синтезировать имеющиеся знания разных отраслей и расширить предметную область исследования.
Авторами сделан вывод о том, что способности научного руководителя - это часть человеческого капитала, который влияет на конкурентоспособность организации. Выделенная форма вклада научного руководителя - его интеллектуальный капитал - подлежит лишь частичной идентификации. С юридической точки зрения экспертное сопровождение диссертации (научного произведения) руководителем исследования позволяет оценить содержание работы на наличие элементов новизны и соответствие уровню кандидатской (докторской) диссертации, что предполагает классификацию объектов авторского права по признаку новизны. Авторами предложен комплекс организационных, экономических и юридических мер, стимулирующих процесс научного руководства в системе подготовки научно-педагогических кадров.
Ключевые слова: способности научного руководителя, человеческий капитал, нематериальные активы, авторское право, научное произведение, диссертация, новизна
Для цитирования: Лозина Ю. А., Литвиненко А. Н. Позиционирование интеллектуального капитала научного руководителя в ходе исследовательской деятельности аспиранта // Криминологический журнал. 2023. № 3. С. 236-245. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-236-245.
Original article
Positioning of the intellectual capital of the supervisor in the course of the research activities of the postgraduate student
Yulia A. Lozina1, Alexander N. Litvinenko2
1,2 Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Saint Petersburg, Russia
Abstract. In the conditions of reforming the system of training scientific personnel and increasing the requirements for the quality of dissertations performed, the attention of the scientific and pedagogical community to the phenomenon of scientific leadership as a special process that has a significant impact on the defense of the thesis by a graduate student does not weaken.
The article uses an interdisciplinary approach to research the status of a supervisor, which allowed synthesizing the existing knowledge of different industries and expanding the subject area of research.
© Лозина Ю. А., Литвиненко А. Н., 2023 236_ - Криминологический журнал
The authors conclude that the abilities of a supervisor are part of the human capital that affects the competitiveness of an organization. The selected form of the supervisor's contribution - his intellectual capital - is subject to only partial identification. From a legal point of view, expert support of the dissertation (scientific work) by the head of the study allows you to assess the content of the work for the presence of novelty elements and compliance with the level of the candidate's (doctoral) dissertation, which implies the classification of copyright objects on the basis of novelty. The authors propose a set of organizational, economic and legal measures that stimulate the process of scientific leadership in the system of training scientific and pedagogical personnel.
Keywords: scientific supervisor's abilities, human capital, intangible assets, copyright, scientific work, dissertation, novelty For citation: Lozina Yu. A., Litvinenko A. N. Positioning of the intellectual capital of the supervisor in the course of the research activities of the postgraduate student. Criminological Journal. 2023;(3):236-245.(In Russ.). https://doi. org/10.24412/2687-0185-2023-3-236-245.
Введение. Среди национальных целей развития Российской Федерации до 2030 г., поставленных Президентом Российской Федерации в одноименном указе [22], отмечается важность научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы вузовского и послевузовского образования.
Анализ статистических данных свидетельствует о снижении привлекательности трудоустройства в научную среду [8], что вызвано реформированием системы послевузовского образования и изменением требований к научно-педагогическим кадрам. Нововведения ужесточили требования к публикационной активности, что частично предопределило их качество. Цифровизация образования и переход на дистанционное обучение сказались на качестве полученных знаний и навыков, практика введения временных контрактов для научно-педагогического состава с обязательным увольнением в конце года [1; 6] демоти-вирует занятие научным трудом, впрочем, как и незначительное количество программ и грантов поддержки молодых научных кадров. Среди важных последствий реформирования особо следует отметить сокращение численности научных кадров в возрасте до 29 лет и возрастной группы 50-59 лет [23].
В сложившейся ситуации актуализируется проблема обеспечения эффективности деятельности института научной подготовки кадров в части достижения каждым аспирантом основной цели - защиты диссертации. При этом под эффективностью корректно понимать не только результат в виде количества успешных защит, но и его соотношение со всеми видами ресурсных затрат (материальных и нематериальных активов) в процессе функционирования образовательной организации, ведущих к достижению цели.
Выделим комплекс проблем, влияющих на нормальное функционирование этого института: ценностно-смысловые (низкая мотивация аспирантов, конфликт между реальными и декларируемыми целями обучения) [9]; экономические (недостаточность финансирования науки, грантов, низкие стипендии аспирантов, невысокие зарплаты научных руководителей) [6]; отбора студентов, имеющих способности к занятию научной деятельностью [12]; материально-техни-
ческие (обеспечение научной деятельности в части отсутствия базы для совместной работы, лабораторий).
На прошедшем в мае 2023 г. всероссийском научно-методическом семинаре «Научный руководитель в системе выполнения диссертационного исследования и аттестации научно-педагогических кадров» [24] эксперты говорили о необходимости возрождения класса научных руководителей (НР). Их нельзя научить, невозможно подготовить в аудитории. Речь идет только о людях, способных к накоплению знаний и опыта, встроенных в цепочку преемственности поколений ученых, имеющих репутационную ответственность за качество своего труда. Участники дискуссии отмечали, что для аспиранта написание диссертации является новым видом деятельности, поэтому роль НР состоит не только в сопровождении исследовательской работы аспиранта, но и в обучении этой деятельности.
Метод. В статусе самостоятельной области для междисциплинарного анализа позиционируем научное руководство как значимый фактор подготовки аспирантов [10; 12; 15]. При этом позиционирование в рамках данного исследования означает определение статуса научного руководителя в отношениях, складывающихся между аспирантом и руководителем в ходе исследовательской деятельности. Авторы используют экономический термин «позиционирование», который в разных отраслях права подразумевает понятия «роль», «статус», «место» и определяют, что объектом данного исследования является позиционирование интеллектуального капитала научного руководителя как самой важной его способности. В рамках настоящей статьи анализ будет опираться на два исходных посыла:
• интеллектуальный капитал научного руководителя - это реальные и потенциальные творческие способности, заключающиеся в умении генерировать и оценивать приносящие новый результат инновации;
• интеллектуальный капитал научного руководителя применяется в ходе научно-исследовательской деятельности аспиранта, под которой имеется в виду деятельность, направленная на получение и применение новых знаний [25].
Гипотезой исследования является предположение
о возможности позиционирования интеллектуального капитала научного руководителя в процессе подготовки диссертационного исследования для его организационно-экономической оценки и юридической охраны.
Феномен научного руководства не имеет однозначного толкования, концептуально не исследован, хотя является актуальным для всех научных областей, поэтому примененный в статье междисциплинарный подход определяет ее новизну.
РезультатыМеждисциплинарный анализ процесса научного руководства.
В литературе понятие «научное руководство», как правило, заменяется на субъекта - научного руководителя. И все же «научное руководство» понимается как «процесс реализации основных функций управления научными исследованиями» [19, с. 9], который осуществляется в сцепке научный руководитель -аспирант. Представляется возможным выделить в процессе научного руководства три составляющих:
• организационную - это руководитель, обладающий способностями наставника, который отвечает за управление и организацию написания диссертации на всех этапах программы подготовки аспиранта (адъюнкта): научный компонент, образовательный компонент, итоговая аттестация;
• педагогическую - это авторитетный педагог, обеспечивающий качественную подготовку научно-педагогических кадров в профильной области научных знаний, несущий ответственность за результаты своей деятельности;
• научную - это ученый, который проводит экспертную оценку и обеспечивает выполнение соискателем критериев, предъявляемых к диссертационным исследованиям, представляя результат деятельности своего соискателя - диссертацию - на экспертизу диссертационного совета [10].
К настоящему времени в рамках функционирования института НР требует разрешения целый ряд противоречий, сложившихся между: требованиями вуза к статусу научного руководителя и результатами положительных защит его аспирантов; интеллектуальным капиталом НР и подходами к его оценке; недооцененным статусом научного руководителя и его вкладом в эффективность научной деятельности организации; определением объема труда научного руководителя и его оплатой; разделением научного вклада аспиранта и научного руководителя в каждой совместной работе.
Психолого-педагогический подход. Психологи анализируют статус научного руководителя через его способности, выделяя среди качеств руководителя широкий кругозор, эрудированность, возможность генерировать идеи, систематизировать знания, развивать навыки и умения [13]. Имеющиеся исследования
в области социальной психологии позволили выделить ряд особенностей или качеств руководителя. Существует подход [3], при котором, опираясь на письма, записи, дневники учеников и коллег знаменитых ученых, - путем контент-анализа - предложена модель способностей руководителя научного коллектива, с выделением четырех групп: умственные, организаторские, педагогические и творческие.
Умственные способности характеризуются эрудицией, наблюдательностью, умением обобщать и анализировать, видеть суть проблемы, развивать ее, углублять. Консолидация, умение работать слаженно над одной идеей, лидерские качества характеризуют организаторские способности руководителя. Выдающиеся лекторские способности, умение общаться с любой, даже неподготовленной аудиторией, личное общение, консультирование, высокие моральные качества составляют педагогические способности руководителя. Творческие способности связаны с понятием «креативность», пытливость ума, возможностью создавать новое знание, с тем, что сегодня в научном мире называют «новизна». Именно последние имеют наибольшее значение в научной среде и формируют интеллектуальный капитал научного руководителя.
Интеллект - междисциплинарный термин, в переводе с латинского «познание», «понимание» (некоторые исследователи считают синонимом интеллекта мышление). Анализируя известные концепции, посвященные данному феномену, представляется возможным отметить, что интеллект научного руководителя определяет качество мышления или познания проблемы в ходе работы аспиранта над диссертацией. И именно поэтому так важно определить вклад руководителя в рамках исследовательской деятельности. Существуют две точки зрения на этот счет. Первая - руководитель организует и контролирует процесс написания исследования, а вторая - осуществляет ее экспертное сопровождение, работая совместно над выбором темы, ее обоснованием и т. д. Недостаточно организовать этот процесс. Очень часто требуется и научить аспиранта работать на нужном научном уровне. В этом смысле важным представляется совпадение интеллектов НР и аспиранта, соотношение их личных качеств, уровень культуры.
В настоящее время отмечается недостаточная подготовленность аспирантов к осуществлению научно-исследовательской деятельности. Данный факт подтверждается и результатами анкетирования, полученными в среде аспирантов. Они показывают необходимость внесения изменений в план подготовки научных кадров, в образовательную программу аспирантуры, в т. ч. включение дополнительных курсов, направленных на расширение и углубление теоретико-методологической подготовки по написанию диссертации, способствующей повышению качества исследования [15].
Кроме того, молодые ученые указывают на несоответствие «ожиданий» аспирантов и «реальности», с которой они сталкиваются в ходе работы над диссертацией: навязывание НР темы работы, расхождение во взглядах на предметную область будущего исследования, бескомпромиссность руководителя по построению гипотезы или выбору методов исследования. В материалах анкетирования отмечается низкое качество научного руководства [20].
Из числа организационных предложений считаем неприемлемым закрепление обязанности за НР по определению совета для защиты будущей диссертации, ведущей организации и оппонентов [26], что противоречит не только п. 18, 22, 24 Положения о присуждении ученых степеней [27] (далее - постановление № 842), но и профессиональной этике.
Интеллектуальный капитал научного руководителя позиционируется важной составляющей на всех этапах научно-исследовательской деятельности аспиранта: при взаимодействии с сотрудниками кафедры, рецензентами, оппонентами, членами экспертного совета ВАК; при обсуждении и оценке новизны исследования, ее качества. Особенно при оценке междисциплинарных тем исследования, когда требуется непротиворечие культур восприятия текста, не только формальная оценка диссертации по требованиям к ней, но и понимание приоритета новизны над выбором совета для ее защиты.
Экономический подход. В рамках настоящей работы мы исходим из того, что способности руководителя с экономической точки зрения есть ни что иное, как человеческий капитал (ЧК). Эволюционирующая теория ЧК первоначально утверждала, что данное понятие включает самого человека, а не его качества (имеются в виду способности, образование, знания) (Дж. Мак-Куллох, И. Ф. Тюнен, И. Фишер, А. Маршал). Противоположной позиции, на которой основано наше утверждение, придерживались Ф. Лист, Дж. С. Милль. Данный взгляд развили экономисты Р. Дорнбуш, К. Шманлези, которые большое значение отводили личностным особенностям челове-
ка (его способностям брать на себя ответственность, принимать управленческие решения и т. д.).
Важным моментом в этом вопросе стало разделение ЧК на группы: общая, специальная и иные. Общий капитал формируется в результате воспитания в семье и получения образования в школе. Специальный включает опыт и навыки, приобретенные в результате работы в конкретной организации. К другим видам способностей были отнесены умения человека работать с информацией, перерабатывать знания в целях перспективного поиска более высокой должности (карьерный рост).
Таким образом, ЧК включает в себя совокупность человеческих качеств, полезность которых наиболее ценна в профессиональной деятельности [18], запас знаний человека, который в ходе труда создает прирост дохода [4], способность производить предметы и услуги [17]. В нашем случае это образовательная услуга в высшей - научной - форме деятельности.
Двухтысячные годы показали важность наличия у работников высшего образования, а исследования экономистов подтвердили данный факт разницей в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников. Беккер [4] впоследствии сделал вывод о том, что количество лет обучения может выступать индикатором более фундаментального явления, описываемого теорией ЧК [2].
Формами ЧК были признаны образование (количество лет обучения), навыки, квалификация и экспертное знание, опыт работы [14]. При этом расходы на ЧК оценивались как вложения, способные приносить отдачу владельцу ЧК (и здесь имеется в виду и работник, и работодатель) в виде совокупности благ, оцениваемых в монетарном эквиваленте [2].
Итак, экспертное знание НР является формой ЧК. В структуре ЧК научного руководителя целесообразно выделить формы, которые с экономической точки зрения можно выразить качественно и количественно (таблица 1). Они позволяют оценить субъектную конкурентоспособность НР, его статус в научной среде, вклад в деловую репутацию вуза.
№ п/п Формы Средства выражения
1 Образование Количество лет обучения при получении высшего и послевузовского образования
2 Навыки Дипломы и свидетельства о повышении квалификации
3 Квалификация Диплом кандидата, доктора наук, доцента, профессора, патент, свидетельство, лицензия, лауреат премии и т. д.
4 Экспертное мнение Выписки из приказов о членстве в диссертационных советах, экспертных советах ВАК, членство в научных сообществах, выступления на научных конференциях, симпозиумах и т. д.
5 Опыт работы Количество защищенных под его руководством диссертаций, опубликованных научных статей (учитывается статус журнала), монографий и учебников
Таблица 1
Формы идентифицируемого человеческого капитала научного руководителя*1
1 Таблицы 1-2 разработаны Лозиной Ю. А.
Экономико-правовой подход. Человеческий капитал научного руководителя является частью его интеллектуального капитала, включающего в себя не только знания, способности конкретного лица, но и его вклад в капитал организации. Формы идентифицируемого человеческого капитала научного руководителя, влияющие на привлекательность образовательной организации и ее конкурентоспособность, представлены в таблице 2.
Из таблицы 2 следует, что НМА не во всех источниках являются синонимом понятия объект интеллектуальной собственности (ИС). Некоторые активы, к которым относятся 3D-модели, мультимедийные продукты и научные открытия, не охраняются гражданским правом, но могут быть активом организации. Можно сделать вывод, что в будущие экономические выгоды организации (гудвилл) включен ЧК научного руководителя, но не весь такой капитал можно идентифицировать. К творческим возможностям НР, которые являются важной составляющей неидентифицируемого НМА вуза, можно отнести проведение квалифицированной оценки:
• способностей потенциального соискателя к защите диссертации на этапе поступления в аспирантуру (докторантуру). Такая работа включает в себя оценку творческих, умственных и организаторских способностей аспиранта (потенциал), а также такие его качества как аналитические навыки, владение научно-методическим инструментарием, трудолюбие, скорость выполнения задачи (компетенции как реализованная часть потенциала). При этом считаем правильным «выращивать» аспирантов из студентов, выбирая наиболее способных;
• исследуемых проблем и противоречий по выбираемому научному направлению на основе личного мониторинга защищаемых диссертаций, действующего законодательства и практической составляющей, что достигается высокой личной публикационной активностью, постоянным участием в работе научных конференций, диссертационных советов, симпозиумов, семинаров и т. д.;
• текущей работы аспиранта над диссертацией, включающей корректировку исследования по установленным границам, ретроспективе и составу формирования эмпирической базы, потенциальной новизне, соответствию темы ее содержанию;
• подготовленных соискателем статей в части качества их содержания и выступлений на научных мероприятиях в разрезе методического исполнения;
• готовности работы к защите, включающей проверку достижения цели исследования и поставленной научной задачи (проблемы), определение новизны и достоверности полученных результатов;
• организации взаимодействия с ведущими научными школами и известными учеными по выбранному направлению.
Юридический подход. Интеллектуальный капитал научного руководителя проявляется в оценке работы аспиранта (осуществлении экспертного научного сопровождения) по критериям, указанным в постановлении № 842, рекомендациях ВАК РФ, а также на основе методических рекомендаций, разработанных применительно к конкретным наукам.
Диссертация аспиранта с точки зрения ИС относится к разновидностям объектов авторского права - научным произведениям. В настоящее время объектом института ИС является произведение науки, самостоятельно созданное творческим трудом автора, выраженным в объективной форме.
Творческий труд автора раскрывается через такие характеристики, как «индивидуальная деятельность, представленная только живым трудом» [7, с. 280], оригинальность, новизна. Данных определений, равно как и дефиниции понятия «произведение», в кодексе не представлено, что рождает многочисленные споры о критериях охраноспособности в российской и зарубежной судебной практике [16].
Кроме того, в связи с отсутствием единого подхода к пониманию критерия «творческий характер» авторы разделяют объекты авторского права на высококачественные произведения и объекты с незначительным уровнем творчества, например, карты, базы данных, любительские фотографии [11; 13].
Учитывая требование закона о необходимости выражения диссертации в объективной форме, авторское право охраняет форму готовой диссертации, но не ее содержание. Ряд авторов считает, что диссертация на правах рукописи - это идеи, форма выражения которых содержится в положениях, выносимых на защиту. Существует также мнение, что в связи с особыми требованиями к диссертациям и требованиям выполнения критерия «новизна» можно выделить из гражданского «диссертационное право» как отдельный институт [5]. Думается, что процедурные моменты подготовки и защиты диссертации достаточно подробно расписаны законодателем, а охрану и защиту разных видов объектов авторского права целесообразно отразить в Гражданском кодексе РФ.
Представляется необходимым определить, с какого момента считать диссертацию научным произведением, защищаемым гражданским правом? Любой объект, созданный творческим трудом автора, охраняется, если он выражен в объективной форме, в том числе и необнародованный. Более того, до формирования единого текста рукопись диссертации проходит апробацию в виде статей ВАК, выступлений на конференциях и т. д. Следовательно, научный труд автора - объект ИС, но он может не стать диссертацией, поскольку дополнительно постановлением № 842 введено доказывание новизны. И здесь нельзя не отметить существование проблемы гражданско-правовой охраны материалов, входящих в диссертацию, до ее защиты.
1 Гост 58591-2019 Национальный стандарт РФ «Интеллектуальная собственность. Бухгалтерский учет и нематериальные активы // URL://https://www. rstgov.m/portal/gost/search?query=%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82+58591-2019
2 Актив предприятия/организации, представляющий будущие экономические выгоды от активов, которые по отдельности не удовлетворяют критериям для признания в финансовой отчетности.
3 Приказ Минфина России от 30 мая 2022 № 86н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2022 № 69031) (не применяется для бюджетных ЮЛ) // URL: // https://minfin.gov.ru/ru/search/?q_ 4=%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7+%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0%A0%D0%BE% D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8+%D0%BE%D1%82+30.05.2022+%E2%84%96+86%D0%BD+%C2%AB%D0%9E%D0%B1+%D1%83%D1%82%D0%B 2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8+&PUB_DATE_from_4=&PUB_DATE_to_4=&source_id_4=6.
4 Гост 58223-2018 Национальный стандарт РФ «Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции» // URL: //https://www.rst.gov.ru/portal/gost/search?query=%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82+58223-2018+.
Таблица 2
Вклад научного руководителя в формах идентифицируемого человеческого капитала
в образовательную организацию
№п/п Виды идентифицируемых и неидентифицируемых активов Результаты вклада Соотношение сИСвГКРФ
1. Идентифицируемые активы
Источник: ГОСТ Р 58591-20191 А) исключительные (имущественные) права на охраняемые РИД и приравненные к ним средства индивидуализации (СИ) патенты, свидетельства, методики; лицензионные договоры; договоры об отчуждении исключительных прав и иные договоры Нематериаль-ный актив (НМА) не равен объекту интеллек-туальной собственности (ОИС)
1.1 Б) 3D-модели; мультимедийные продукты, научные открытия (не являются объектом ИС согласно ГК РФ) дипломы; свидетельства, договоры. Не является ОИС с таким названием
В) гудвилл2, неидентифицируемый капитал, не является НМА и ОИС репутация научного руководителя, включенная в деловую репутацию организации Не является ОИС
Источник: Приказ Минфина РФ от 30.05.2022 № 86н3 а) результаты интеллектуальной деятельности; б) средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий (далее - средства индивидуализации); защищенные диссертации; заказные НИР, учебники, учебные пособия, монографии, статьи и т.д.; патенты, свидетельства; зарегистрированные товарные знаки, знаки обслуживания, НМА соответствует понятию ОИС
1.2 в) разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности (не являются объектом ИС согласно ГК РФ). разрешение на создание диссертационного совета; лицензия на осуществление образовательной деятельности по программам аспирантуры (адъюнктуры), докторантуры НМА не является ОИС
г) интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификация и способность к труду (неидентифицируемый капитал организации) заказы на подготовку научно-педагогических кадров, заключенные вузом договоры об обучении в аспирантуре и защите диссертации не является НМА и ОИС
1.3 Источник: ГОСТ 58223-20184 А) охраняемые РИД и приравненные к ним средства индивидуализации защищенные диссертации; заказные НИР, учебники, учебные пособия, монографии, статьи и т.д.; патенты, свидетельства; зарегистрированные товарные знаки, знаки обслуживания, НМА равен понятию ОИС
Б) научные открытия дипломы; свидетельства; договоры. Не являются ОИС
2. Неидентифицируемые активы
2 А) Инфраструктурные активы Не являются НМА, методы управления научными кадрами в вузе Не являются ОИС
3 Б) Человеческие активы (интеллектуальный капитал НР) Не являются НМА, квалификация и личные качества НР -(рассмотрен ниже); методы организации работы с аспирантами идентифицируемый капитал научного руководителя (таб.1) Не являются ОИС
Так как в настоящее время отсутствует какой-либо классификатор [20], где можно было бы сравнить результаты диссертации с уже имеющимися и определить, вносят ли они «значительный вклад», имеют ли «существенное значение» для государства, экспертную оценку полученного продукта осуществляет научный руководитель, кафедра, диссертационный
совет и ВАК РФ. Действуют фирмы, платно предоставляющие такую оценку. Но именно ВАКовская экспертиза в настоящее время выступает высшей экспертной инстанцией.
Из предлагаемых сегодня решений в определении качества диссертации по ее новизне выделяют: создание базы данных научных знаний [21], введение от-
ветственности за недостоверную оценку, введение понятия правового статуса ученого - эксперта научных исследований и диссертаций и выдача такому лицу сертификата.
Проблемность этого вопроса заключается в отсутствии понятия «новизна» в авторском праве, четких требований в ее доказывании, особенно в направлении «неизвестности» решения, разработки или задачи в научной среде среди специалистов, занимающихся исследованиями в данной области. Формулирование новизны любого исследования начинается с определения актуальной темы диссертации и ее подтверждения в течение нескольких лет в виде положений, выносимых на защиту. Длящийся рисковый характер оценки новизны исследования в ходе его написания -
Критерии новизны для диссерт
особенность работы НР, которая является значимой, поскольку осуществляется весь период обучения.
Отсутствие четких условий охраноспособности научного произведения в Гражданском кодексе РФ и увеличение требований к подобного рода работам «усложняет» авторское право в области защиты диссертаций до патентного, внося свои критерии к охране. Поэтому оценка включает такие понятия, как новизна, творческий уровень (результаты работы неизвестны специалистам, занимающимся подобными научными исследованиями) и применимость работы в законодательной и иной нормотворческой деятельности, а также в любом виде деятельности, приносящей доход. Новизна раскрывается в критериях, установленных постановлением № 842 (таблица 3).
Таблица 3
щи как научного произведения
для кандидатской диссертации:
для докторской диссертации:
- теоретические положения в виде научного достижения,
- решена научная проблема, имеющая важное значение, - решение научной задачи;
- новые научно обоснованные решения, внедрение которых - новые научно обоснованные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития
вносит значительный вклад в развитие страны.
страны.
Основой критерия «новизна» можно считать то, что объединяет понятия «научное достижение», «решение научной проблемы», «решение научной задачи» и одновременно позволяет разграничить критерий новизны между докторской и кандидатской диссертациями: установление факта, который нельзя объяснить на основе имеющихся концепций и достижений, и формулирование на его основе теоретического и (или) практического решения, не являющегося выводом из известных уже положений.
В ГОСТе 55385-2012 [28] предложена дефиниция новизны научного произведения: «научные знания должны быть неизвестны из сведений, ставшими общедоступными в мире до времени его обнародования». Думается, что данное определение является корректным для нашей страны, но в настоящее время неприменимым для научных произведений, поскольку отсутствует единая база таких объектов, действует принцип территориальности ИС, законодательство разных стран принимает свои условия охраноспособности.
Отсутствие требования к кандидатской диссертации в защите «научного достижения», и «решение научной задачи», а не проблемы, введение термина «разработка» свидетельствуют о разных критериях новизны, предъявляемых к кандидатской и докторской диссертациям. По аналогии для соотношения новизны предложим применить условия патентоспо-
собности изобретений и полезных моделей. Для докторской диссертации такое произведение является новым, если теоретические и (или) практические достижения, проблемы и решения, содержащиеся в нем, не являются общеизвестными, в том числе для специалиста данной области. Для кандидатской же диссертации новизна будет установлена, если теоретические и (или) практические задачи, решения и разработки, содержащиеся в ней, не являются общеизвестными при совокупности предложенных в ней элементов.
Еще одним условием охраноспособности диссертации является ее экспертная оценка на творческий, диссертационный уровень (результаты работы неизвестны специалистам, занимающимся подобными научными исследованиями), который должен соответствовать требованиям, установленным постановлением № 842.
Осуществляя экспертное научное сопровождение диссертации с момента утверждения темы и до выдачи диплома, НР в конечном итоге подтверждает ее новизну, уровень которой определяется видом защищаемой диссертации. Диссертационный уровень достигнут, если работа является новой, если для эксперта она явным образом не следует из известных уже теоретических и практических положений (для докторской диссертации), либо предложения, содержащиеся в ней, не являются общеизвестными при совокупности предложенных в ней элементов. Качество
научного сопровождения диссертации подтверждает факт наличия интеллектуального капитала научного руководителя с точки зрения гражданского права.
Наличие критериев новизны для защиты диссертации, появление государственного стандарта по научным открытиям, в котором раскрывается его понятие, требующее проверки закономерностей, свойств и явлений на «неизвестность», наличие дефиниции «новизна» в ГОСТе о научных произведениях позволяют сделать вывод о существовании объектов авторского права, для которых является обязательным такое условие охраноспособности как «новизна».
На этом основании предлагаем классифицировать объекты авторского права в зависимости от наличия или отсутствия в них новизны как обязательного условия охраноспособности, существующего вместе с творческим трудом ее создателя, выраженного в объективной форме.
Таким образом, междисциплинарный подход к позиционированию статуса научного руководителя позволил выявить формы идентифицируемого человеческого капитала научного руководителя, которые качественно и количественно оценивают субъектную конкурентоспособность НР, его статус в научной среде, вклад в деловую репутацию вуза с экономико-организационной точки зрения. Оценка научным руководителем новизны в диссертационном исследовании позволила сделать вывод о существовании таких объектов авторского права, для которых обязательным условием охраноспособности является «новизна».
Заключение. Таким образом, позиционирование интеллектуального капитала научного руководителя в связи с актуальностью данного вопроса требует всестороннего научного обсуждения и проработки юридических аспектов его авторских прав, которые в рекомендациях ВАК являются неопределенными, а также в его экономической оценке.
Интеллектуальный капитал НР можно считать редким, ценным, слабо заменимым и неповторимым капиталом конкретного лица, имеющим серьезное значение для формирования научно-педагогического потенциала и работы образовательной организации, являющимся ее НМА. Интеллектуальный капитал НР как способность производить образовательную услугу - по экспертному сопровождению работы аспиранта - с результатом в виде защиты диссертации, основан на постоянно дополняемых знаниях и умениях, и организационно направлен на достижение целевых показателей оценки деятельности вуза.
В настоящее время такой интеллектуальный капитал мало исследован с экономической точки зрения. В гражданско-правовом смысле не имеет охраны и защиты, поскольку автором диссертационного исследования является аспирант, а идеи и методики не являются объектом авторского права. В работе предложен
вариант выделения вклада НР в процесс подготовки аспирантом своей диссертации.
Модель наставничества в сцепке научный руководитель - аспирант, на основании которой работают современные российские вузы, показывает, что руководитель является основным субъектом, оценивающим прогресс работы аспиранта над диссертацией, отвечает за благополучный исход этой работы - защиту диссертации. В связи с этим эффективная деятельность НР является важным элементом в подготовке научно-педагогических кадров образовательной организации. Для повышения качества научного руководства требуется не только корректировка имеющихся и введение новых стимулов, используемых в ходе подготовки аспиранта, но и их распространение на период (один год) сопровождения выпускников, предоставивших диссертации к защите. Среди них:
• экономические, связанные с увеличением финансирования научно-педагогических кадров, в том числе из федерального бюджета по десятиразрядной сетке для должности ординарного профессора с целью стимулирования научного труда и т. д. [1];
• юридические (изменение системы нормирования труда путем увеличения часов на работу с каждым аспирантом и возврат к частичной системе бессрочных контрактов);
• управленческие (изменение программ аспирантуры (адъюнктуры) в сторону формирования исследовательских навыков аспирантов);
• организационные (позиционирование НР как субъекта, влияющего на деловую репутацию организации; размещение на официальном сайте вузов в открытом доступе портфолио научного руководителя).
Список источников
1. Алпатов Г. Е. О влиянии эффекта оценщика на человеческий капитал научной организации // Национальная (Всероссийская) конференция по естественным и гуманитарным наукам «Наука СПбГУ-2020». - Санкт-Петербург, Российская Федерация, 2020. С. 752-753.
2. Аникин В. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология. Т. 18. № 4. С. 120-156.
3. Артемьева О. А. Исследование способностей руководителя научного коллектива в истории советской психологии // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 6. С. 66-75.
4. Беккер Г. С. Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ с особым упором на образование. Чикаго : Издательство Чикагского университета. 2009.
5. Гаврилов Э. П. Авторское право и «диссерта-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА
ционное право» // Патенты и лицензии. 2018. № 12. С. 9-15.
6. Дежина И. Г., Егерев С. В. Сколько же ученых в современной России и на что они способны // Независимая газета. 7 апреля. 2020.
7. Дозорцев В. А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: сборник статей. М., 2005.
8. Емельянова Е. Е., Лапочкина В. В. Научные кадры России: тенденции, проблемы, перспективы // ЭКО. 2022. № 4. С. 31-56.
9. Калинина О. В. Проблемы аспирантуры как организации // Организация в фокусе социологических исследований: в 2 т. / под общ. ред. проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород : Изд-во НИСЩЦ, 2005. Т.1. С. 79-82.
10. Капшутарь М. А. Функции научного руководителя аспиранта в новой образовательной модели // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2. № 4. С. 133-138.
11. Кашанин А. В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве // Вестник гражданского права. 2007. № 2. С. 75-119.
12. Кельсина А. С. К вопросу научного руководства аспирантами в ИСЭРТ РАН // Социальное пространство. 2016. № 3 (05). С. 1-11.
13. Луткова О. Проблема охраноспособности произведений с незначительным уровнем творчества и повторных произведений в авторском праве зарубежных государств и РФ // ИС. Авторское право и смежные права. 2016. № 8. С. 5-16; № 9. С. 5-16.
14. Минсер Дж. 1958. Инвестиции в человеческий капитал и распределение личных доходов. Журнал политической экономии. 66 (4): 281-302.
15. Резник С. Д., Макарова С. Н., Джевицкая Е. С. Аспиранты России: отбор, подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности: монограф. / под общ.ред. С.Д. Резника. М. : ИНФРА-М., 2015.
16. Свиридова Е. А. Критерий оригинальности объекта авторского права в российской и зарубежной судебной практике // Образование и право. 2018. № 6. С. 140-144.
17. Туроу Л. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. Новосибирск : Сибирский хронограф, 1999.
18. Теодор У. Шульц Инвестиции в человеческий капитал: роль образования и научных исследований. Нью-Йорк, 1971.
19. Эрштейн Л. Б. Теория управления в научном
руководстве аспирантами // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 3. С. 70-75.
20. Эрштейн Л. Б. Научное руководство: теория, принципы, практика. СПб., 2011.
21. Якушев А. Н. Оценка результатов докторской и кандидатской диссертаций в России: противоположность мнений законодателя и ученых // Право и образование. 2012. № 2. С. 48-53.
22. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 30. Ст. 4884.
23. Индикаторы науки: 2021: статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2021.
24. Официальный сайт Seldon.NEWS // URL://https://news.myseldon.com/ru/news/ index/2842089.
25. Федеральный закон РФ от 23 августа 1996 г. № 127 «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4137.
26. Бавсун М. В., Миронкина О. Н., Сидорова И. В. Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в условиях перехода на федеральные государственные требования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 3 (95). С. 152-160.
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 «Об утверждении Положения о порядке присуждения ученых степеней» // URL://http:// government.ru/docs/6239.
28. ГОСТ Р 55385-2012 Национальный стандарт Российской Федерации «Интеллектуальная собственность. Научные произведения. Приказ Росстандарта от 27 декабря 2012 г. № 2086-ст. Общероссийский классификатор стандартов // URL://https://rags.ru/gosts/gost/59805/
References
1. Alpatov G. E. On the impact of the appraiser's effect on the human capital of a scientific organization // National (All-Russian) Conference on Natural Sciences and Humanities «Science of St. Petersburg State University - 2020». SPb., 2020. P. 752-753.
2. Anikin V. Human capital: the formation of the concept and basic interpretations. // Economic Sociology. Vol. 18. № 4. P. 120-156.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
ECONOMIC SCIENCES
3. Artemyeva O. A. Investigation of the abilities of the head of the research team in the history of Soviet psychology // Psychological Journal. 2022. T. 43. № 6. P. 66-75.
4. Becker G. S. 2009. Human capital: theoretical and empirical analysis with special emphasis on education. Chicago : University of Chicago Press.
5. Gavrilov E. P. Copyright and «dissertation law» // Patents and licenses. 2018. № 12. P. 9-15.
6. Dezhina I. G., Egerev S. V. How many scientists are there in modern Russia and what are they capable of // Independent newspaper. 2020. April 07.
7. Dozortsev V. A. Intellectual rights. The concept. System. Tasks of codification: collection of articles. M., 2005.
8. Emelyanova E. E., Lapochkina V. V. Scientific personnel of Russia: trends, problems, prospects // ECO. 2022. № 4. P. 31-56.
9. Kalinina O. V. Problems of postgraduate studies as an organization // Organization in the focus of sociological research: in 2 vols. / under the general ed. Prof. Z. H. Saralieva. N. Novgorod : Publishing House of the NISSC, 2005. Vol.1. P. 79-82.
10. Kapshutar M. A. Functions of a post-graduate student's supervisor in a new educational model / M. A. Kapshutar // Successes of modern science and education. 2017. Vol. 2. № 4. P. 133-138.
11. Kashanin A. V. Creative character as a condition for the protectability of a work in Russian and foreign copyright // Bulletin of Civil Law. 2007. № 2. P. 75-119.
12. Kelsina A. S. On the issue of scientific guidance of graduate students in ISERT RAS // Social space. 2016. №. 3 (05). P. 1-11.
13. Lutkova O. The problem of the protectability of works with an insignificant level of creativity and repeated works in the copyright of foreign states and the Russian Federation // IS. Copyright and related rights. 2016. № 8. P. 5-16; № 9. P. 5-16.
14. Minser J. 1958. Investments in human capital and the distribution of personal income. Journal of Political Economy. 66 (4): 281-302.
15. Reznik S. D. Postgraduate students of Russia: selection, preparation for independent scientific and pedagogical activity: monograph / S. D. Reznik, S. N. Makarova, E. S. Dzhevitskaya; under the general editorship of S. D. Reznik. 2nd ed., reprint. and additional. M. : INFRA-M., 2015.
16. Sviridova E. A. Criterion of originality of the copyright object in Russian and foreign judicial practice // Education and Law. 2018. № 6. P. 140-144.
17. Turow L. The Future of capitalism. How today's economic forces shape tomorrow's world. Novosibirsk : Siberian Chronograph, 1999.
18. Schultz, Theodore W. Investing in human capital: the role of education and research. New York, 1971.
19. Erstein L. B. Management theory in the scientific leadership of graduate students // Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 12. 2012. Issue 3. P. 70-75.
20. Erstein L. B. Scientific leadership: theory, principles, practice. SPb. , 2011.
21. Yakushev A. N. Evaluation of the results of doctoral and candidate dissertations in Russia: the opposite of the opinions of the legislator and scientists // Law and Education. 2012. № 2. P. 48-53.
Информация об авторах
Ю. А. Лозина - заместитель начальника кафедры гражданского права и гражданского процесса, кандидат юридических наук, доцент, ORCID 0000-0002-6369-2468;
А. Н. Литвиненко - профессор кафедры экономической безопасности, доктор экономических наук, профессор, ORCID 0000-0002-3269-6634.
Information about the authors
Yu. A. Lozina - Deputy Head of the Department of Civil Law and Civil Procedure, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, ORCID 0000-0002-6369-2468;
A. N. Litvinenko - Professor of the Department of Economic Security, Doctor of Economic Sciences, Professor, ORCID 0000-0002-3269-6634.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 07.08.2023; одобрена после рецензирования 12.08.2023; принята к публикации 30.08.2023.
The article was submitted 07.08.2023; approved after reviewing 12.08.2023; accepted for publication 30.08.2023.