Научная статья на тему 'Позиционирование интегрированной отчетности как источника конкурентного преимущества'

Позиционирование интегрированной отчетности как источника конкурентного преимущества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / INTEGRATED / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ / REPORT / ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ / THINKING / ФИНАНСОВЫЙ / FINANCIAL / НЕФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / NON-FINANCIAL INFORMATION / СИСТЕМА / SYSTEM / КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / CORPORATE / ЗАИНТЕРЕСОВАННАЯ СТОРОНА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ДОВЕРИЕ / REPORTING / STAKEHOLDER / RELIANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Е.А.

В статье предпринята попытка критически осмыслить роль интегрированной отчетности как современной модели системы корпоративной отчетности в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Предметом исследования выступает совокупность теоретических, методологических и практических вопросов составления и представления интегрированного отчета как фактор влияния на конкурентоспособность отчитывающейся организации. Цель работы состоит в выявлении конкурентных преимуществ и недостатков интегрированной отчетности и интегрированного отчета. Для достижения поставленной цели решена задача определения границ и потенциала использования интегрированной отчетности как источника конкурентоспособности предприятия. Методы исследования включают в себя критический анализ, синтез и выявление причинно-следственных связей. Теоретической основой послужили исследования работы организаций, занимающихся разработкой стандартов отчетности, и ведущих в области корпоративной и интегрированной отчетности консалтинговых фирм. В статье дан обзор существующих точек зрения о плюсах и минусах интегрированной отчетности, а также рассмотрены источники формирования конкурентоспособности предприятия и применимость анализа «затраты эффективность» на базе интегрированного отчета. Итог исследования авторские предложения по содержанию и структуре интегрированного отчета в интересах обеспечения конкурентных преимуществ предприятия. Представленные в статье результаты могут применяться при рассмотрении целесообразности составления интегрированного отчета и его содержания, а также в учебной, методической и научной работах и предназначены для широкого круга заинтересованных читателей: ученых, студентов, аспирантов, преподавателей. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в обосновании необходимости соблюдения баланса организацией при раскрытии финансовой и нефинансовой информации и в рекомендациях по формированию интегрированного отчета. Исследование позволило углубить понимание особенностей формирования интегрированной отчетности с точки зрения обеспечения конкурентоспособности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Positioning of integrated reporting as a source of competitive advantage

Subject In this article, I make an attempt to interpret critically the role of integrated reporting as a modern model of the consolidated reporting system in providing competitiveness of an enterprise. The subject of the research is a set of theoretical, methodological and practical issues related to preparation and presentation of an integrated report as a factor influencing the competitiveness of a reporting entity. Objectives The aim of the research is to reveal competitive advantages and disadvantages of integrated reporting and an integrated report. To achieve the stated objective I have identified the perimeter and potential of using integrated reporting as a source of competitiveness of an enterprise. Methods The methods of the research include critical analysis, synthesis and identification of cause-and-effect relation. Exploring the work of organizations that develop accounting standards and leading consulting firms in the field of group and integrated reporting served the theoretical basis of the study. Results The article covers the existing viewpoints on pros and cons of integrated reporting, considers the sources of creating a company’s competitiveness and applicability of the cost-effectiveness analysis on the basis of an integrated report. The result of the study is my suggestions on preferable content and structure of an integrated report to ensure competitive advantages of an entity. Practical Application The results of the study can be useful for organizations, which consider the expediency of generating an integrated report and its contents. The results may also serve as materials for educational, methodological and scientific work and are intended for a wide range of interested users, like scholars, students, bachelors, masters, postgraduates, and teachers. Conclusions and Relevance The theoretical and practical significance of the article is to substantiate the need to maintain a balance between financial and non-financial information disclosure by an organization, and to provide recommendations on integrated report generation. The study enabled to have a better understanding of the specifics of integrated report generation in terms of ensuring competitiveness of an enterprise.

Текст научной работы на тему «Позиционирование интегрированной отчетности как источника конкурентного преимущества»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 657.375.1

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ КАК ИСТОЧНИКА КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА

Е.А. ПЕТРОВА,

аспирант кафедры бухгалтерского учета в коммерческих организациях E-mail: petrovaelizabeth@gmail.com Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье предпринята попытка критически осмыслить роль интегрированной отчетности как современной модели системы корпоративной отчетности в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Предметом исследования выступает совокупность теоретических, методологических и практических вопросов составления и представления интегрированного отчета как фактор влияния на конкурентоспособность отчитывающейся организации.

Цель работы состоит в выявлении конкурентных преимуществ и недостатков интегрированной отчетности и интегрированного отчета. Для достижения поставленной цели решена задача определения границ и потенциала использования интегрированной отчетности как источника конкурентоспособности предприятия.

Методы исследования включают в себя критический анализ, синтез и выявление причинно-следственных связей. Теоретической основой послужили исследования работы организаций, занимающихся разработкой стандартов отчетности, и ведущих в области корпоративной и интегрированной отчетности консалтинговых фирм.

В статье дан обзор существующих точек зрения о плюсах и минусах интегрированной отчетности, а также рассмотрены источники формирования кон-

курентоспособности предприятия и применимость анализа «затраты — эффективность» на базе интегрированного отчета. Итог исследования — авторские предложения по содержанию и структуре интегрированного отчета в интересах обеспечения конкурентных преимуществ предприятия.

Представленные в статье результаты могут применяться при рассмотрении целесообразности составления интегрированного отчета и его содержания, а также в учебной, методической и научной работах и предназначены для широкого круга заинтересованных читателей: ученых, студентов, аспирантов, преподавателей.

Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в обосновании необходимости соблюдения баланса организацией при раскрытии финансовой и нефинансовой информации и в рекомендациях по формированию интегрированного отчета. Исследование позволило углубить понимание особенностей формирования интегрированной отчетности с точки зрения обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: интегрированная отчетность, интегрированный отчет, интегрированное мышление, финансовый, нефинансовая информация, система, корпоративная отчетность, заинтересованная сторона, конкурентоспособность, доверие

В последние двадцать лет отчетность эволюционирует в направлении увеличения объемов нефинансовой информации к раскрытию, реструктуризации имеющихся отчетов и создания новых концепций отчетности, причем упор делается на повышение прозрачности и связанности финансовой и нефинансовой информации при условии сокращения общего объема.

Активно обсуждается и развивается интегрированная модель корпоративной отчетности, которая, по мнению автора, стала результатом конвергентной эволюции. На определенном этапе развития системы корпоративной отчетности стало очевидным сходство способов удовлетворения различных информационных запросов пользователей, что привело к инициативе создать единый отчет, в основу которого положено «интегрированное мышление»1.

В данной статье корпоративная отчетность рассматривается как эволюционирующая система или динамичная модель подготовки отчетности и включает в себя другие виды отчетов. Далее приведены основные определения, которые потребуются для последующего анализа.

Консолидированная финансовая отчетность — систематизированная информация, отражающая финансовое положение, результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими отечественными и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) определяется как группа2.

Отчетность в области устойчивого развития — практика измерения, раскрытия информации и подотчетности, предметом которых являются результаты деятельности организации в рамках достижения устойчивого развития. Отчет должен представлять сбалансированную и обоснованную

1 Интегрированное мышление — активное рассмотрение организацией связи между ее различными операционными и функциональными единицами и капиталами, которые она использует и на которые оказывает воздействие. Интегрированное мышление обеспечивает интегрированное принятие решений и действий, сосредоточенных на создании ценности в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах [14].

2 О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ.

картину результативности подготовившей его организации в отношении устойчивого развития, включая как положительный, так и отрицательный вклады [18].

Комментарий руководства к отчетности — комплексная информация, отражающая не только взгляды руководства на события прошлых периодов, но и его мнение относительно причин данных событий и воздействия, которые они могли бы оказать на будущее предприятия — как положительные, так и негативные. В отчете также могут быть раскрыты основные тенденции и факторы, которые могут повлиять на деятельность компании в будущем, ее финансовое положение и развитие [16].

Интегрированная отчетность — процесс, основанный на интегрированном мышлении, в результате которого создается периодический интегрированный отчет организации о создании ею стоимости в течение долгого времени и связанные с ним документы, относящиеся к аспектам создания стоимости [14].

Интегрированный отчет — краткая информация о том, как стратегия, управление, результаты деятельности и перспективы организации в контексте внешней среды ведут к созданию ценности на протяжении краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периодов [14].

Система корпоративной отчетности — комплекс отчетов, обеспечивающих достоверное и полное представление об экономическом потенциале и тенденциях развития корпорации в условиях окружающей рыночной среды [9, 15].

Следует обратить внимание на дифференциацию понятийного аппарата в части интегрированной отчетности и отчета, различие между которыми закреплено на уровне определений. Отчет — это информация как документ, т.е. результат, а отчетность — процесс передачи информации. Объединение этих двух понятий в рамках концепции интегрированного мышления позволяет обеспечить процесс непрерывной обработки, анализа и передачи структурированной информации.

Кроме того, надлежит отметить, что произошла замена некоторых привычных и повсеместно используемых терминов, обусловленная тем, что интегрированное мышление предполагает ориен-

тацию организации на взаимодействие с внешней средой, т.е. приоритет отдается внешним факторам развития, и именно на них делается акцент. Например, вместо «пользователи отчетности» употребляется «заинтересованные стороны»; вместо «повышение достоверности информации» используется «формирование доверия»; налицо тенденция передачи инициативы развития системы отчетности от регулирующих органов организациям и частично пользователям [13].

С учетом сказанного автор полагает, что интегрированное мышление, несмотря на формальное определение, формируется на уровне более высоком, чем конкретная организация; оно присуще всем заинтересованным сторонам в целом в разрезе формируемых им структур капитала — финансового, производственного, интеллектуального, человеческого, социально-репутационного и природного — и является ответом на увеличивающиеся и расширяющиеся требования к информационной насыщенности отчетов [1].

Такие термины, как «прозрачность», «информационная открытость», «интеграция финансовой и нефинансовой информации», в XXI в. стали синонимами успешности, перспективности и конкурентоспособности компании. Среди преимуществ такого подхода выделяют:

—увеличение эффективности и, как следствие, повышение доходности и сокращение затрат [19];

— укрепление деловой репутации и, как результат, углубление доверия и лояльность заинтересованных сторон, в том числе акционеров и потенциальных инвесторов [11, 20];

— улучшение стратегического планирования и прогнозирования компании для снижения долгосрочных рисков и отслеживание текущего положения дел, их соответствия целям [7];

— объединение финансовых и нефинансовых отчетных циклов [9, 20];

— расширение возможностей для получения обратной связи как в направлении «организация — пользователи», так и наоборот [15];

— доступность данных, облегчение их понимания и трактовки пользователями [10, 17].

Для общества плюс от такого подхода — повышение точности при оценке реалий компании и снижение погрешности в прогнозах и ожиданиях

ее перспектив, а значит, и рост результативности, скорости процесса принятия решения конкретными инвесторами, а для организации — возможность отражения своей инвестиционной привлекательности [5].

В рамках данной статьи автор рассматривает одно из ключевых изменений, которое обещает такая модель корпоративной отчетности, — интегрированный отчет как источник формирования конкурентных преимуществ.

С точки зрения автора, конкурентоспособность организации определяется двумя блоками факторов, которые тесно переплетены между собой: конкурентной средой (угрозами, потенциалом, соперничеством) и базированием (условиями производства и спроса, например). В этих группах факторов различают такие источники конкурентоспособности, как операционная эффективность и стратегическое позиционирование.

Под операционной эффективностью понимается степень совершенства использования организацией имеющихся факторов производства в сравнении с конкурентами.

Под стратегическим позиционированием подразумевается «осуществление видов деятельности, которые обеспечивают уникальную природу создаваемой потребительской стоимости» [2]. В основу разделения источников формирования конкурентных преимуществ организации положена концепция цепочки ценностей предприятия, предложенная М. Портером. В соответствии с этой системой деятельность предприятия по созданию ценности может быть разделена на две части:

— основная (производство и оказание услуг, продажа, логистика, поставки, маркетинг, обслуживание);

— вспомогательная (снабжение, развитие технологий, управление персоналом, администрирование, исследование и разработки, инфраструктура, экология)[2].

Из особенностей этого определения следует вывод, что для бизнеса использование такого источника конкурентоспособности, как операционная эффективность, является малорезультативным и малопродуктивным в краткосрочной перспективе (или же данная возможность вовсе исчерпана), поэтому менеджмент компаний ориентирован на стратегическое позиционирование.

Именно к этому источнику конкурентоспособности, по мнению автора, следует отнести развитие интегрированной отчетности по той причине, что интегрированный отчет призван проинформировать заинтересованные стороны о том, как согласованы разные виды деятельности (основная и вспомогательная), насколько эффективно работают связи между ними, каков потенциал создания ценности у системы.

По стандарту3, заинтересованные стороны — это те группы или лица, на которые, как это в разумной степени может ожидаться, оказывается существенное воздействие в результате коммерческой деятельности, продуктов или результатов организации, либо те действия, которые значительно влияют на способность организации достигать целей в течение долгого времени. Заинтересованные стороны могут включать в себя:

• поставщиков финансового капитала;

• сотрудников;

• клиентов;

• бизнес-партнеров;

• местные сообщества;

• некоммерческие организации (НКО);

• природоохранные группы;

• законодательные и регулятивные органы;

• лиц, определяющих политику [14].

Если сравнивать данный термин с определением пользователей финансовой отчетности, то следует отметить, что оно перестало быть простым перечислением групп пользователей и их целей, а указывает на взаимозависимость, возникающую между организацией и пользователями как фактор заинтересованности, что в полной мере соответствует концепции интегрированного мышления.

Особого внимания заслуживает то, что стандартом вводится принцип взаимодействия с заинтересованными сторонами, предполагающий, что процесс сотрудничества с ними должен раскрываться в интегрированном отчете, «тем самым завоевывая их доверие и развивая отношения с ними», что потенциально (при должном раскрытии и процессе взаимодействия с заинтересованными сторонами) делает организацию

3 Имеется в виду Международный стандарт интегрированной отчетности, выпущенный Международным советом по интегрированной отчетности (МСИО) в 2013 г. [14].

привлекательной с коммуникационной точки зрения [12].

Тем не менее данный принцип скорее лежит в плоскости связей с общественностью, лишь косвенно касаясь предмета прозрачности и достоверности отчетности. Также можно отметить, что этот раздел едва ли ориентирован на перспективу, так как предполагается, что информационные запросы будут обработаны заранее и пожелания по возможности найдут свое отражение в отчетности [8].

Следовательно, подчеркивается подотчетность организации заинтересованным сторонам, что остро ставит вопрос индивидуального характера потребностей пользователей, а значит, требует анализа связки «затраты — эффективность» и соблюдения конфиденциальности: чьи информационные запросы должны быть учтены в первую очередь и в каком объеме, поскольку такие плюсы, как «создание благоприятного имиджа и снижение репутационного риска» [6], достигаются путем включения в интегрированный отчет всех существенных результатов деятельности — как положительных, так и отрицательных.

Кроме того, предполагается, что организацией описывается наличие возможностей, текущих или потенциальных, и планов снижения рисков и нивелирования отрицательных результатов. Причем в стандарте делается многократный акцент на этом аспекте, который упоминается в составе ведущего принципа, — достоверность и полнота; фигурирует как элемент фундаментальной концепции процесса создания стоимости — результаты (внутренние и внешние последствия для того или иного капитала); используется при определении существенности, а также является составной частью метода обеспечения сбалансированности [14].

Включение в отчет нефинансовой информации позволяет выйти за рамки анализа затрат и выгод и применить анализ связки «затраты — эффективность», который ориентирован на определение соотношения расходов на проект и его результативности, когда результат проекта может быть оценен не в одной системе измерения (в случае анализа затрат и выгод это стоимостное выражение), а через набор показателей в различных системах измерения (к примеру, патенты как реа-

лизация инновационных решений или текучесть кадров как показатель степени удовлетворенности персонала).

Заинтересованные стороны получают возможность оценить и сопоставить не только количественные, но и качественные величины, например денежные и социальные ценности, что отражает разные стороны одной медали на временной оси [2].

В качестве иллюстрации приведем слова Ханса Хогерворста, председателя Совета по Международным стандартам финансовой отчетности: «Экологическая информация могла бы быть включена в отчетность посредством оценки экологических последствий деятельности компаний для внешних сторон и включения их в цену, взимаемую этими компаниями за различные услуги» [9].

Однако, на взгляд автора, необходимо учитывать наличие существенного минуса: стандарт хотя и перестал быть черновой версией, но по-прежнему не является обязательным для большинства организаций, а значит, и его положения не являются требованиями, что оставляет организациям возможность сделать из добровольного отчета по подготовке вольный по содержанию, т.е. манипулировать информацией.

Например, в свободном доступе можно встретить рекомендации следующего характера: «Раскрывать следует те проекты, которые представят компанию с хорошей стороны и являются приоритетными на данный момент» [3], что, по существу, представляет собой подстрекательство к введению пользователей в заблуждение.

В то же время описание бизнес-модели организации как ключевая категория информации является предметом профессионального суждения и позиционируется как механизм, обеспечивающий «повышение достоверности информации, отражаемой в отчетности», и «повышение конкурентоспособности организации» [3].

Таким образом, предлагается закрепить обязательное требование готовить интегрированный отчет, но обеспечить гибкость нормативно-правовых требований к его наполнению именно в части информативности, не в ущерб качеству и достоверности.

Эту позицию иллюстрируют слова Кристофера Хюттена, старшего вице-президента и главного

бухгалтера компании SAP, о том, что «необходимо найти баланс между тем, что требуют правила, которые обеспечат получение инвесторами информации, необходимой им для сравнения равнозначных компаний, и тем фактом, что с увеличением количества правил мы все дальше отклоняемся от цели раскрывать только важную информацию» [9].

По мнению автора, ажиотаж вокруг интегрированной отчетности провоцирует рост амбиций и создание замкнутого круга, внутри которого возникает вопрос о целесообразности и необходимости представления пользователям целостной картины развития компании через единый отчет.

Ведущие консалтинговые компании обращают внимание, что «организация не должна брать на себя обязательств по раскручиванию интегрированной отчетности», но следует подчеркнуть, что при этом используется лозунг «опережая конкурентов», который не может не мотивировать [4].

Итак, с точки зрения конкурентоспособности организациям предоставлен «выбор без выбора», при котором престижность и соревновательный момент выходят на первый план, отодвигая качество на второй из-за нарушений причинно-следственной связи.

В подкрепление этой позиции процитируем мнение Хеннинга Драгера, менеджера МСИО по связям с внешним миром касательно одного из элементов системы корпоративной отчетности — отчета об устойчивом развитии, выступающего «...в роли элитного дополнения, которое не обязательно говорит нам о том, как это (воздействие на климат — авт.) может повлиять на будущую результативность компании, в том числе финансовую», в то время как предполагается, что современные корпорации должны «не только измерять, но и управлять этими воздействиями [6].

В качестве еще одного аргумента можно привести то, что такие пользователи отчетности, как инвесторы и акционеры, заинтересованы в наиболее полном, детальном и всестороннем раскрытии информации. Их стремление — это получение гарантий и уверенности в том, что организация будет не только функционировать на протяжении долгого времени, но и обеспечит прибыльность инвестиций.

Помимо возможности выполнения этой финансово-экономической задачи общественность может также интересоваться социальными и экологическими аспектами деятельности организации.

С учетом сказанного автор полагает, что дело не в количестве информации в отчете, а в содержательном наполнении. Принимая во внимание, что основной целью интегрированного отчета ставится объяснение организации поставщикам финансового капитала4, какие возможности есть у нее в создании стоимости в долгосрочной перспективе, необходимо расставить приоритеты в иерархии финансовой и нефинансовой информации.

Разумным вариантом представляется вынесение на первый план стандартизированной финансовой и нефинансовой информации как единого целого, сбалансированного на базе показателей эффективности с акцентом на индивидуальных особенностях организации.

Во вторую очередь важно раскрытие нефинансовых данных, относящихся к экологическим и социальным рискам, что не преуменьшает их насущности, но оптимизирует структуру отчета с точки зрения презентации информации, которая имеет значение для оценки инвестиционной привлекательности компании и создания ею стоимости.

Таким образом, необходимость проявления заинтересованными сторонами непосредственно доверия к отчетности как задача системы корпоративной отчетности выглядит не более чем некорректной формулировкой. Недостаточное доверие пользователей как проблема было диагностировано в ходе извлечения уроков из финансового кризиса [9].

По мнению автора, пользователи не обязаны доверять отчетности, они заинтересованы в максимуме конкретной и емкой информации о финансовом и нефинансовом положении организации. По умолчанию подразумевается и подразумевалось, что информация достоверна, но ее полнота ограничена коммерческой тайной,

4 Поставщики финансового капитала — держатели долевого и долгового финансирования и другие лица, предоставляющие финансовый капитал, как существующие, так и потенциальные, включая кредитные учреждения и прочих кредиторов [14].

недальновидное раскрытие которой — прямая угроза конкурентоспособности.

Если допустить, что предполагается введение отраслевых единообразных требований к раскрытию подобных сведений, то организации теоретически имеют шанс оказаться в равных условиях, находясь под патронажем обязательных предписаний регулирующих органов. Акцент делается на отраслевых требованиях в связи с тем, что концепция интегрированного отчета предполагает концентрацию на значимых, и от того в большей мере особенных и специфических, характеристиках бизнес-моделей.

Но нельзя не отметить, что весь процесс развития интегрированной отчетности и интегрированного мышления мотивирует организации к добровольному внедрению этой концепции, потому что именно это обеспечивает согласованность усилий всех заинтересованных и влияющих сторон: самих компаний, инвесторов, аудиторов, организаций по разработке стандартов и регулирующих органов.

Согласно исследованию мировых тенденций в области корпоративной отчетности, около 70% главных исполнительных директоров крупных отраслевых компаний (всего было 1 344 респондента из 68 стран) едины в том, что комплексное представление результатов деятельности компании способствует ее успешному долгосрочному развитию [15].

С одной стороны, у руководства организаций есть понимание того, что пассивность приведет к утере возможности влияния на процесс и его результат, а значит, нивелирует многие потенциальные преимущества интегрированной отчетности, так как обязательная смена стандарта, вероятно, будет проходить сложнее, чем постепенное и вдумчивое внедрение его принципов [4].

С другой стороны, если интересы пользователей находятся в различных сферах, отличаются многообразием и не имеют одинаковой значимости, то, по мнению автора, дивергенция, т.е. целевые тематические отчеты, могут быть более предпочтительным вариантом, чем комплексность, т.е. один отчет. В этом смысле в качестве аргумента в пользу концепции приводится возможность наглядно продемонстрировать взаимосвязь показателей относительно всех составляющих элементов отчета

[10]. Но подобные увязки-сверки скорее ориентированы на обеспечение достоверности отчетности и представляют больший интерес для проверяющего, чем для пользователей. Поэтому целесообразность составления единого отчета для отражения их наличия, в частности как самоцели, вызывает скепсис.

Автор полагает, что использование перекрестных ссылок является достаточным для указанного замысла; не так важно, будут ли это ссылки на другие отчеты или другой раздел одного отчета, так как современные технологии позволяют сделать и тот, и другой процессы простыми и понятными. При этом адресность и тематика отчета способствуют повышению его эффективности, если судить с точки зрения конкретных задач, а не обеспечения общего представления в глобальных масштабах.

Основная цель — предоставить пользователям убедительные, доказательные сведения в подтверждение устойчивости организации и наличия потенциала через описание бизнес-модели и бизнес-процесса, имеющихся и возможных рисков, а также стратегий по управлению ими. Именно эта цель является связующим звеном, точкой пересечения и отсчета для всех составляющих элементов системы корпоративной отчетности.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что, на взгляд автора, компании должны критически осмыслить растущие требования к содержанию и объемам информации для раскрытия и объединить усилия для сохранения независимости и справедливой конкуренции.

Чрезмерная прозрачность и открытость потенциально могут понизить мотивацию к развитию или вовсе ликвидировать стремление к совершенствованию, а также способствовать росту уровня недоверия компаний к регулирующим органам, а значит, провоцировать сокрытие информации и нечестную конкуренцию, т.е. результаты, обратные тем, что задумывались.

Список литературы

1. ВахрушинаМ.А., Малиновская Н.В. Корпоративная отчетность: новые требования и направления развития // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 16. С. 2-9.

2. Воронов Д.С. Проект «Конкурентоспособность предприятия». URL: http://vds1234.ru/?31. html.

3. Выручаева А.Е. Особенности интегрированной финансовой отчетности. URL: http:// aktbuh.ru/msfo/uchet-i-otchetnost/osobennosti-integrirovannoy-finansovoy-otchetnosti.

4. Интегрированная отчетность: варианты развития. URL: http://www.seminar-go.ru/materials/ ar5/13-KPMG.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Интегрированная отчетность: как ликвидировать разрыв между реальным содержанием корпоративной отчетности и ожиданиями инвесторов. URL: http://www.kpmg.com/RU/ru/ IssuesAndlnsights/ArticlesPublications/Documents/ CG_10r.pdf.

6. Интегрированная отчетность — возможность для российских компаний наверстать упущенное в области корпоративной отчетности. URL: http://ir.org.ru/mass-media/intervyu/45-integrirovannaya-otchetnost-vozmozhnost-dlya-rossijskikh-kompanij-naverstat-upushchennoe.

7. Отчет, ориентированный на будущее. URL: http://www.prof-director.ru/node/568.

8. Исследование корпоративной прозрачности российских компаний. URL: http:// transparency2013.downstream.ru/#/ru.

9. Будущее корпоративной отчетности: стремление к единому видению. URL: http://www.kpmg. com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/ Documents/S_CG_6_rus.pdf.

10. Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 10. С. 2-15.

11. Лещинская К.Л. Повышение инвестиционной привлекательности компании за счет создания отчета, объединяющего финансовую и нефинансовую информацию. Пять тезисов для руководителей. URL: http://www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/Integrated-reporting-Rus/$FILE/ Integrated-reporting-Rus.pdf.

12. Лещинская К.Л. Финансовая документация компании: на пути к интегрированной отчетности. URL: http://fingazeta.ru/discuss/50328.

13. Малиновская Н.В. Интегрированная отчетность — инновационная модель корпоративной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 38. С. 12-17.

1 4. Международный стандарт интегрированной отчетности. URL: http://edu.inesnet.

ru/wp-content/uploads/2014/05/13-12-08-THE-IN-

TERNATIONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_

ru-RU.pdf.

15. Мировые тенденции в корпоративной отчетности. URL: http://ir.org.ru/attachments/ artide/105/CSR%20Event_Presentation%20(28.03 .2014).pdf.

16. Петрова Е.А. Комментарий руководства: история, описание и анализ положения по практической деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 12. С. 10-16.

17. Продченко И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс. URL: http://www.e-college.ru/ xbooks/xbook172/book/index/mdex.html?go=part-004*page.htm.

18. Руководство по отчетности в области устойчивого развития: версия G4. URL: http://media. rspp.ru/document/1 /e/6/e6aef2d23 c03d8181b623000 3f977361.pdf.

19. Сорокина К.В. Интегрированная отчетность — новая модель отчетности для бизнеса. URL: http://www.intalev.ru/agregator/auditbuhuchet/ id_91261.

20. Чхутиашвили Л.В. Перспективы подготовки организациями корпоративной интегрированной отчетности. URL: http://www.ipbmr. ru/?page=vestnik_2014_3_chhutiashvili.

International accounting Reform of reporting

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

POSITIONING OF INTEGRATED REPORTING AS A SOURCE OF COMPETITIVE ADVANTAGE

Elizaveta A. PETROVA

Abstract

Subject In this article, I make an attempt to interpret critically the role of integrated reporting as a modern model of the consolidated reporting system in providing competitiveness of an enterprise. The subject of the research is a set of theoretical, methodological and practical issues related to preparation and presentation of an integrated report as a factor influencing the competitiveness of a reporting entity. Objectives The aim of the research is to reveal competitive advantages and disadvantages of integrated reporting and an integrated report. To achieve the stated objective I have identified the perimeter and potential of using integrated reporting as a source of competitiveness of an enterprise. Methods The methods of the research include critical analysis, synthesis and identification of cause-and-ef-fect relation. Exploring the work of organizations that develop accounting standards and leading consulting firms in the field of group and integrated reporting served the theoretical basis of the study.

Results The article covers the existing viewpoints on pros and cons of integrated reporting, considers the sources of creating a company's competitiveness and applicability of the cost-effectiveness analysis on the basis of an integrated report. The result of the study is my suggestions on preferable content and structure of an integrated report to ensure competitive advantages of an entity.

Practical Application The results of the study can be useful for organizations, which consider the expediency of generating an integrated report and its contents. The results may also serve as materials for educational, methodological and scientific work and are intended for a wide range of interested users, like scholars, students, bachelors, masters, postgraduates, and teachers.

Conclusions and Relevance The theoretical and practical significance of the article is to substantiate the need to maintain a balance between financial and non-financial information disclosure by an organization, and to provide recommendations on integrated

report generation. The study enabled to have a better understanding of the specifics of integrated report generation in terms of ensuring competitiveness of an enterprise.

Keywords: integrated, reporting, report, thinking, financial, non-financial information, system, corporate, stakeholder, competitiveness, reliance

References

1. Vakhrushina M.A., Malinovskaya N.V. Korporativnaya otchetnost': novye trebovaniya i napravleniya razvitiya [Consolidated reporting: new requirements and development areas]. Mezhdunarod-nyi bukhgalterskii uchet = International accounting, 2014, no. 16, pp. 2-9.

2. Voronov D.S. Proekt "Konkurentosposob-nost'predpriyatiya" [Project "Competitiveness of an entity"]. Available at: http://vds1234.ru/?31.html. (In Russ.)

3. Vyruchaeva A.E. Osobennosti integrirovan-noi finansovoi otchetnosti [Specifics of integrated financial reporting]. Available at: http://aktbuh.ru/ msfo/uchet-i-otchetnost/osobennosti-integrirovan-noy-finansovoy-otchetnosti. (In Russ.)

4. Integrirovannaya otchetnost': varianty razvitiya [Integrated reporting: development scenarios]. Available at: http://www.seminar-go.ru/materials/ ar5/13-KPMG.pdf. (In Russ.)

5. Integrirovannaya otchetnost': kak likvidirovat' razryv mezhdu real 'nym soderzhaniem korporativnoi otchetnosti i ozhidaniyami investorov [Integrated reporting: how to eliminate a gap between the actual content of group reporting and investors' expectations]. Available at: http://www.kpmg.com/RU/ru/ IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/ CG_10r.pdf. (In Russ.)

6. Integrirovannaya otchetnost' — vozmozhnost' dlya rossiiskikh kompanii naverstat'upushchennoe v oblasti korporativnoi otchetnosti [Integrated reporting as an opportunity for Russian companies to catch up in the sphere of group reporting]. Available at: http://ir.org.ru/mass-media/intervyu/45-integrirovan-naya-otchetnost-vozmozhnost-dlya-rossijskikh-kom-panij-naverstat-upushchennoe. (In Russ.)

7. Otchet, orientirovannyi na budushchee [A report that is focused on future]. Available at: http:// www.prof-director.ru/node/568. (In Russ.)

8. Issledovanie korporativnoi prozrachnosti rossiiskikh kompanii [The research of corporate transparency of Russian companies]. Available at: www. transparency2013.downstream.ru. (In Russ.)

9. Budushchee korporativnoi otchetnosti: strem-lenie k edinomu videniyu [The future of corporate reporting: aiming at common vision]. Available at: http://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ ArticlesPublications/Documents/S_CG_6_rus.pdf. (In Russ.)

10. Kogdenko V.G., Mel'nik M.V. Integrirovannaya otchetnost': voprosy formirovaniya i analiza [Integrated reporting: generation and analysis]. Mezh-dunarodnyi bukhgalterskii uchet = International accounting, 2014, no. 10, pp. 2-15.

11. Leshchinskaya K.L. Povyshenie inves-titsionnoi privlekatel'nosti kompanii za schet sozdaniya otcheta, ob "edinyayushchego finan-sovuyu i nefinansovuyu informatsiyu. Pyat' tezisov dlya rukovoditelei [Improving the investment attractiveness of a company by creating a report which combines financial and non-financial information. Five theses for management]. Available at: http:// www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Integrated-reporting-Rus/$FILE/Integrated-reporting-Rus.pdf. (In Russ.)

12. Leshchinskaya K.L. Finansovaya doku-mentatsiya kompanii: na puti k integrirovannoi otchetnosti [Financial documentation of a company: underway towards integrated reporting]. Available at: http://fingazeta.ru/discuss/50328. (In Russ.)

13. Malinovskaya N.V. Integrirovannaya otchetnost' — innovatsionnaya model' korporativnoi otch-etnosti [Integrated reporting as an innovation model of group reporting].Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International accounting, 2013, no. 38, pp.12-17.

14. Mezhdunarodnyi standart integrirovannoi otchetnosti [The International Integrated Reporting <IR> Framework]. Available at: http://edu.inesnet. ru/wp-content/uploads/2014/05/13-12-08-THE-INTERNATIONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf. (In Russ.)

15. Mirovye tendentsii v korporativnoi otchetnosti [Worldwide trends in corporate reporting]. Available at: http://ir.org.ru/attachments/article/105/ CSR%20Event_Presentation%20(28.03.2014).pdf. (In Russ.)

16. Petrova E.A. Kommentarii rukovodstva: is-toriya, opisanie i analiz polozheniya po prakticheskoi deyatel'nosti [Management's commentary: history, review and analysis of regulation on practical actions] . Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet=International accounting, 2012, no. 12, pp. 10-16.

17. Prodchenko I.A. Finansovyi menedzhment. Uchebnyi kurs [Financial management. A training course]. Available at: http://www.e-college.ru/ xbooks/xbook172/book/index/index.html?go=part-004*page.htm. (In Russ.)

18. Rukovodstvo po otchetnosti v oblasti ustoichivogo razvitiya: versiya G4 [Sustain-ability Reporting Guidelines: G4 version]. Available at: http://media.rspp.ru/document/1/e/6/e6ae-f2d23c03d8181b6230003f977361.pdf. (In Russ.)

19. Sorokina K.V. Integrirovannaya otchet-nost' — novaya model' otchetnosti dlya biznesa

[Integrated reporting: a new model of reporting for business]. Available at: http://www.intalev.ru/agrega-tor/auditbuhuchet/id_91261. (In Russ.)

20. Chkhutiashvili L.V. Perspektivy podgotovki organizatsiyami korporativnoi integrirovannoi otchetnosti [Future trends in preparing corporate integrated reporting by companies]. Available at: http://www.ipbmr.ru/?page=vestnik_2014_3_chhu-tiashvili. (In Russ.)

Elizaveta A. PETROVA

Financial University

under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation petrovaelizabeth@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.