Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
УДК 339.138
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ АГРАРНОГО ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
А. О. Сёмина, Ю. О. Шалаева Научный руководитель - О. И. Антамошкина
Красноярский государственный аграрный университет Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, просп. Мира, 90 Е-mail: [email protected]
В настоящее время на рынке образовательных услуг усиливается конкурентная борьба между вузами за привлечения новых абитуриентов. В целях повышения имиджа для дальнейшего развития вуза успешное позиционирование может стать ключевым фактором в конкурентной борьбе за привлечение абитуриентов.
Ключевые слова: вуз, позиционирование, рынок образовательных услуг, сегментация. POSITIONING OF AGRICULTURAL UNIVERSITY IN THE EDUCATION MARKET
S. A. Semina, Yu. O. Shalaeva Scientific Supervisor - O. I. Antamoshkina
Krasnoyarsk State Agrarian University 90, Mira Av., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: [email protected]
Currently, the educational market intensifies competition between universities to attract new entrants. In order to improve the image of the university for further development of the successful positioning may be a key factor in the competition for attracting students.
Keywords: university, positioning, education market segmentation.
Актуальность темы исследования связана с увеличением конкуренции среди высших образовательных учреждений, в этой ситуации аграрные вузы занимают наименее выгодное положение, так как не пользуются спросом среди абитуриентов. В свою очередь сельскохозяйственные вузы необходимы для развития сельского хозяйства России, так как именно они подготавливают высококвалифицированных работников в данной сфере. Поэтому в целях повышения и развития вуза, необходимо провести новое позиционирование вуза в глазах абитуриентов [3].
Процесс позиционирования образовательных учреждений направлены на повышение привлекательности образовательного учреждения в глазах потенциальных студентов, но в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг аграрные вузы занимают наименее выгодное положение с вузами-конкурентами. Для улучшения позиций аграрного вуза был разработан алгоритм позиционирования, где ключевым и одновременно новым подходом стала сегментация потребителей образовательных услуг методом k-средних.
Метод k-средних - популярный алгоритм кластерного анализа [1]. Для применения метода весь набор данных должен быть представлен в виде множества d-мерных векторов. Суть метода сводится к нахождению k точек (центров) в d-мерном пространстве, таких, что сумма квадратов расстояний от векторов-экземпляров выборки до ближайшего из центров достигает минимума. Результатом данного или любого другого алгоритма, реализующего метод k-средних, является множество точек (центров) в d-мерном нормированном евклидовом пространстве. Каждый из векторов Ai относится к тому кластеру, центр которого находится к нему ближе всего. Данный метод удобен еще и тем, что центр представляют собой усредненные значения каждого из параметров кластера [2].
Результатом сегментирования стало разбиение потребителей на три группы, из которых в последующем был выбран целевой сегмент для вуза. Но так как в процессе определения позиции университета на рынке, показало, что он занимает наименее выгодную позицию по сравнению с конку-
Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
рентами, то было решено перепозиционировать вуз, выбрав стратегию позиционирования, предполагающая инновационный подход в получении высшего образования специальностей аграрного профиля. Основой этой стратегии стало дистанционное образование, которое позволит получить высшее образование такого же качества, но с меньшими затратами.
Такое нововведение положительно скажется на позиционировании вуза и будет способствовать повышению его привлекательности через возможность разнообразия в получении высшего образования.
Библиографические ссылки
1. Antamoshkin A., Kazakovtsev L. Random Search Algorithm for the /»-Median Problem, Informatica (Ljubljana), 2013.
2. MacQueen J. B. Some Methods of Classification and Analysis of Multivariate Observations, Proceedings of the 5th Berkley Symposium on Mathematical Statistics and Probability, 2005. P. 281-297.
3. Левинсон Дж. К. Маркетинг по-партизански. М. : Феникс, 2003.
© Сёмина А. О., Шалаева Ю. О., 2015