Научная статья на тему 'Позиции восприятия музеев в творчестве русских и зарубежных писателей XX - начала XXI вв'

Позиции восприятия музеев в творчестве русских и зарубежных писателей XX - начала XXI вв Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
131
29
Поделиться

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Желтоухова Д. В.

Автором анализируются позиции восприятия музея через призму литературных произведений указанного периода. Проведен сравнительный анализ факторов позитивного и негативного восприятия музея. В результате делаются выводы и даются рекомендации по совершенствованию образа музея на основании полученных результатов.

PERCEPTUAL POSITIONS IN THE WORKS OF RUSSIAN AND FOREIGN AUTHORS OF THE XX-XXI CENTURY

The author analyzes the perception of a museum in the light of literary works of the period. The comparative analysis of factors of positive and negative perceptions of a museum is carried out. As a result, conclusions are made and recommendations about the improvement of the image of museum on the basis of the results obtained are given.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Позиции восприятия музеев в творчестве русских и зарубежных писателей XX - начала XXI вв»

УДК 902

Д.В. Желтоухова*

ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЕЕВ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ XX - НАЧАЛА XXI вв.

Автором анализируются позиции восприятия музея через призму литературных произведений указанного периода. Проведен сравнительный анализ факторов позитивного и негативного восприятия музея. В результате делаются выводы и даются рекомендации по совершенствованию образа музея на основании полученных результатов.

Ключевые слова: образ музея, музей, позиции восприятия, проблема музеев, музейное пространство, музейные экспонаты, архив, душа предмета, негативное и позитивное восприятие.

В настоящее время достаточно актуальной проблемой является создание или изменение имиджа, т. е. образа того или иного учреждения (организации, предприятия). Создание или изменение образа — это всегда долговременный проект. Отметим, что образ музея — это триединое понятие, состоящее из внешнего облика, внутренней наполненности и концептуальной составляющей. Так, в проектировании образа музея основную роль играют архитектурные особенности здания, умение художников донести основную мысль научных сотрудников через художественный проект экспозиции или выставки и разработка коллективом музейной концепции. Надо отметить, что эта тема в историографии не получила отражения. В основном проблемой образа музея занимаются исследователи-культурологи и музееведы.

На наш взгляд, практическая необходимость подобного исследования в истории обусловлена современной тенденцией к пересмотру восприятия государственных учреждений — мест исторической и документальной памяти, таких как архивы, библиотеки и музеи.

В настоящее время большая работа по этому направлению ведется 1СОМ. Наиболее актуальные исследования по пересмотру и расширению понятий представлены в брошюре «Ключевые понятия музеологии» [1].

Прежде чем перейти к анализу образа музея в литературе, определимся с пониманием основных культурных и общественных функций музейного учреждения, для этого обратимся к современному законодательству. В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.) было впервые закреплено определение музея. Музей определяется как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций» [2]. Безусловно, значение музея не ограничивается данным определением. Если понимать его шире, то можно сказать, что музей — это организационный центр, формирующий познание окружающего мира через предметы, которые сохранились и приобрели новые функции. Музей осуществляет трансляцию исторической, социальной и индивидуальной памяти.

* © Желтоухова Д.В., 2013

Желтоухова Дина Васильевна (dina-pomelova@mail.ru), кафедра документоведения Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

С переходом на рыночную экономику стало изменяться отношение к музейным функциям и деятельности. Основной задачей музеев становится предоставление культурной и образовательной услуги потребителям. Функции сохранения, консервирования и представления экспонатов и предметов остаются в статусе «внутренних функций» музея. Цель статьи — изучение позиций восприятия музея в произведениях русских и зарубежных писателей. В частности, мы обратились к трудам писателей XX века: В. Набокова, П. Валери, Ю. Оклянского, Н.Ф. Федорова. Определенный интерес представляют мысли из романа начала XXI века Орхана Памука «Музей невинности».

Русский философ-футуролог и религиозный мыслитель Николай Федорович Федоров еще в начале XX века точно и на настоящее время современно изложил основные противоречия в восприятии музея. В своей статье «Музей, его смысл и назначение» он рассматривает два основных, по его мнению, противоречия в восприятии музеев. Первое противоречие заключается в презрении и почтении музея. Не всегда сдача в архив или музей экспоната воспринимается людьми как некий позитивный момент в «жизни предмета», часто это трактуется как некий конец. Н.Ф. Федоров выводит прямую зависимость: чем «прогрессивней век», тем активней должны происходить пополнения в музейные хранилища. Он осуждает негативное восприятие музея как «хранилища мертвых вещей». Однако не отрицает, что музейные предметы — это «мертвые вещи». Н.Ф. Федоров пишет, что душу «мертвых вещей» способен увидеть только тот, кто «имеет душу». Философ называет музей последним остатком культа предков. Н.Ф. Федоров приближает понятие музейной вещи к «ветошам», т. е. вещам ушедших, также он называет их «остатками жизни». Выше этих «ветошей», по мнению автора, может быть только сам прах, т. е. могилы. Однако не стоит кладбища превращать в музеи. Второе противоречие Н.Ф. Федоров видит в том, что в эпоху всякой «полезности» хранение старинных вещей — дело бесполезное, и задается вопросом: останется ли это стремление к сохранению вещественных памятников прошлого с развитием еще большего прогресса? [3, с. 399]. Как мы видим, и в век, в котором информационные технологии являются культовыми вещами, у музейных учреждений есть потенциал, они сохраняют свои функции, а самое главное, жизнеспособность. Эту мысль отчасти подтверждает и философ, говоря, что музей находится внутри каждого человека и тягу к сохранению памяти искоренить нельзя. Н.Ф. Федоров сопоставляет музей со смертью вещей и пишет о месте, которое отжившее играет в деятельности музея: «Музей есть собрание всего отжившего, мертвого, негодного для употребления; но именно потому-то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченых; потому музей и представляет утешение для всего страждущего, что он есть высшая инстанция для юридико-эконо-мического общества» [3, с. 342]. Здесь мы встречаем отождествление пространства музея с другим параллельным пространством. Эта мысль встречается и у других писателей, обращавшихся к теме пространства музея. Мысли Федорова кажутся нам интересными и по причине особой религиозной направленности философа.

Во второй половине XX века главенствующей системой взглядов становится научный атеизм. Широкое распространение он получает со второй половины XX века, а именно с использования этого термина в постановлениях ЦК КПСС 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» и «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» [4, с. 363], сам термин использовался ранее [5, с. 394]. Таким образом, музеи являлись инструментом не только идеологической пропаганды, но и научно-атеистической. Исторические факты нецелесообразного с материальной точки зрения (неподходящие помещения) размещения музеев в соборах и церквях различных конфессий говорят о жесткой пропаганде научного атеизма. Фактор использования инструментов музей-

ной работы в качестве такой пропаганды сыграл значительную роль во внутреннем и внешнем образе учреждения и его восприятия посетителями. Для нас позиция философа является неким уравновешивающим мнением, стоящим отдельно как от негативного, так и позитивного восприятия музея.

Далее нами будут рассмотрены позиции негативного восприятия образа музея. Писатель Владимир Набоков в романе «Король, дама, валет» воссоздает посещение главным героем (Драйером) криминального музея при здании главного суда. Описываемая экспозиционная коллекция — восковые фигуры преступников. В романе проведена сюжетная линия: жена и ее молодой любовник планируют убить мужа — Драйера. Во время посещения коллекция воспринимается главным героем как искривленное пространство. У Набокова в этом месте романа приводится внутренний монолог Драйера, его отношение к людям, способным на убийство. На наш взгляд, автор через подробное описание экспонатов коллекции и мысли главного героя показывает, насколько отвратительны мысли и действия жены Драйера с ее любовником. Создается впечатление, что главный герой через музейное пространство оценивает возможные действия и внутренний мир убийц. Заключительной фразой внутреннего монолога героя после посещения выставки является: «Коллекция дурацких физиономий и замученных вещей» [6, с. 240—242]. В другом произведении «Посещение музея» автор, зашедший в музей по просьбе знакомого, путается в залах, его пугают и смущают некоторые экспонаты, и в конце своего удивительного путешествия он дает зарок никогда больше не выполнять «чужие безумия» [7, с. 351—360]. То есть герой Набокова опять же в музее попадает в некое искривленное пространство, которое вобрало в себя законы и события, оказывающие мощное воздействие на героя, запутавшегося в музейном мире и реальной действительности. Экспозиция и музейное пространство описываются следующим образом: «Все было, как полагается: серый цвет, сон вещества, обеспредметившаяся предметность; ...» [7, с. 352] Странное впечатление производят на автора и музейные смотрители: говорят заученными фразами, иногда не по делу. А когда герой спрашивает: «Но кто и почему решил, что они (странные черные шарики разной величины) достойны места в музее?», — смотритель (сторож) не отвечает на вопрос, а переходит к следующему предмету и меняет тему разговора [7, с. 353]. Большинство музейного пространства кажется герою Набокова ненужным. В произведении «Другие берега» писатель вспоминает о музеях с ностальгией. Однако, так же как и предыдущие два героя его произведений, не находит «жизни» в музейной экспозиции [8, с. 362].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В художественных фильмах также часто встречается негативное восприятие музея. Так, в фильме «Париж» (2008) звучит фраза «Нельзя воспринимать всерьез то, что говорится в музее» [9]. То есть происходящее в музее воспринимается как некая игра. Музей часто видится как изолированное пространство, в котором действуют какие-то оторванные от реальности законы. Например, Орхан Памук в романе «Музей невинности» пишет, что «Реальное место музеев — это то, где время превращается в пространство» [10, с. 456]. В музее самым тесным образом переплетаются две основные субстанции мира — время и пространство, к тому же нельзя не отметить, что музей является воплощением и третьей субстанции мира — информации. При этом время, если мы говорим об исторических музеях — прошлое, а пространство всегда моделируется в настоящем. В этом мы видим один из проблемных и специфичных аспектов работы музея.

Небольшая статья французского писателя Поля Валери в книге «Об искусстве» под названием «Проблема музеев» сразу начинается со слов «Я не слишком люблю музеи» [11]. Валери пишет, что та имеющаяся точность, консервативность и методы хранения в музеях плохо вяжутся с «очарованием». Писатель сразу обращает внимание на

множество запретов в музеях: «не курить», «руками не трогать», «не шуметь», «не фотографировать» и т. д. Наиболее обобщенным высказыванием нам кажется следующее: «уныние, скука, восторг, прекрасный день, стоящий наружи, упреки совести моей, удручающее ощущение великого количества великих мастеров — сопутствуют мне». Присутствует и такая характеристика экспозиции: «Все это нечеловечно. Все это лишено чистоты» [11]. Интересным является суждение писателя относительно общего восприятия культуры: «Но мы раздавлены наследием. Современный человек изнурен обилием своих технических средств, но и столь же обеднен преизбытком своих богатств» [11]. Все это ведет к пресыщению современного человека, к этому добавляются непрестанные смены моды и вкуса. Все это или утомляет, или превращает человека в «эрудита». Автор задается вопросом «Для чего?». По его мнению, такая ситуация ведет человечество к тому, что оно становится «поверхностным». Безусловно, мнение П. Валери культурологического характера и, прежде всего, обращено к художественным музеям. Однако мысли относительно культуры как таковой и отношение к пространству и информационной наполненности можно отнести к музеям других профилей. Нельзя не отметить и позиции восприятия местных самарских писателей. Так, книга Юрия Оклянского «Шумное захолустье» повествует о жизни людей, которые внесли значительный вклад в развитие культуры г. Самары [12]. Книга представляет собой исследование на основе документальных источников, обнаруженных к началу 60-х годов XX века. Биографические данные жизни А.Л. Бост-ром, матери А.Н. Толстого, раскрывают некоторые неизвестные страницы жизни популярного русского писателя, а также рисуют его общественное и литературное окружение. В книге используются отрывки из писем А.Л. Бостром и Н.А. Толстого. Материалы этой книги показывают процесс формирования семейного архива и создания фондов музея, поиска «хранителей» исторических материалов. К 1961 г. пополнение фонда перевалило за 500. Однако автор отмечает, что архив семьи передавался в музей беспорядочно, некоторые письма оказались «разорванными» [12, с. 105]. Большую роль в формировании семейного архива сыграли сотрудники Куйбышевского музея им. А.М. Горького. Однако не вызывает сомнений, что собраны и разысканы «не все имеющиеся материалы», а главное, что «не все уцелело» [12, с. 106]. Музейные материалы в этом литературном повествовании представлены живыми голосами людей начала XX века и показывают, насколько важными являются документальные памятники прошедшего времени.

Особый интерес для нас представляет книга Орхана Памука «Музей невинности» 2010 года и его позиция в восприятии музеев. История, рассказанная в этой книге, начинается в 1975 г. Отметим выдержки из произведения, которые, на наш взгляд, являются ключевыми: «Вот последние его важные мысли о музеях, которые я записал (здесь мысли главного героя книги Кемаля Басмаджи, основателя "Музея невинности" в Турции):

1. Музеи созданы не для того, чтобы ходить по ним и смотреть на вещи, а для того, чтобы чувствовать и жить. 2. Коллекция создает душу вещей, которая должна ощущаться в музее. 3. Когда нет коллекции, то это не музей, а выставочный зал» [10, с. 597].

Реально существующий в Турции «Музей невинности» можно отнести к специфическому профилю музея, который, естественно, исторический, потому что жизнь человека, создавшего этот музей, является в первую очередь отражением происходивших исторических и социальных изменений в обществе указанной страны. Герой книги называет его «музей моей жизни» или «музей Фюсун» (имя любимой девушки, чьи предметы гардероба и вещи собирал герой, среди которых даже 4213 окурка, оставленных ею) [10, с. 455]. Когда мы говорим о музеях, то подразумеваем именно

музеи в России. Однако те тезисы, которые выводит герой книги, всеобъемлющи и могут относиться к восприятию музея в каждой стране. Герой говорит о том, что коллекция и экспозиция музея обязана иметь «душу», некую только ей присущую атмосферу музейного пространства.

Анализ позиций восприятия показан в таблице.

Таблица

Ассоциации и факторы восприятия классического* музея: негативные и позитивные стороны

Стороны Ассоциации Факторы восприятия

Негативные склеп, затхлость, консервирование, мертвые вещи, уныние, обилие информации большие запутанные залы, обилие излишней информации, адекватность включения вещей в экспозицию, наличие множества запретов, давление величием прошлого, уныние внутри по сравнению с жизнью снаружи

Позитивные место для встреч, память о предках, прямая передача опыта жизни, запечатление жизни душевность музея по сравнению с теоретической историей, сохранение традиций, увековечивание памяти о жизни конкретных («важных») людей

* Под «классическим» здесь мы понимаем музейное государственное учреждение. Без новых форм организации выставок и экспозиций: галерей, выставочных площадок, виртуальных музеев и т. д.

Парадокс музеев был замечен не так давно. Впервые обращения к феномену музея обнаруживаются в концепции Н.Ф. Федорова. До этого положение музея было достаточно прочным, художественные музеи воспринимались как эталоны вкуса, а технические — как показатели научного прогресса [13, с. 14]. На наш взгляд, в образе музея и музейного пространства отражается «специфическое отношение человека к вещественной действительности» (по 3. Странскому). Так, наполнение музея историческими артефактами есть реальная действительность, насыщенная ценными предметами прошлого, которые представляют некую другую реальность — культурную мета-реальность [13, с. 82]. У каждого актуализированного музейного предмета (включенного в экспозиционное или выставочное пространство) возможен свой индивидуальный смысл, который каждый посетитель придает ему сам. По аналогии с элементами концепции Н.Ф. Федорова: «только тот увидит "душу предмета", у кого есть душа»[3]. Подводя итог, можно сказать, что восприятие музея в литературе является популярной темой. В частности, автор может использовать музейную экспозицию и внутреннее пространство музея для изображения состояния главного героя, подвести читателя к определенному мнению или выводу, рассказать о собирании личных вещей, формировании музея и описать на их основе самые важные моменты жизни человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Andre Desvalees, Francois Mairesse. Ключевые понятия музеологии / пер. Уряд-никова A.B. ICOM. Armand Colin, 2012. 104 с.

2. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.04.1996) от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред.

от 23.07.2008). Ст. 3. // Официальный сайт «ЗАО Кодекс». URL: http://docs.kodeks.ru/ document/9020113 (дата обращения: 22.10.2012).

3. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова. Т. II. М., 1913. С. 398—473.

4. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 1997. С. 363.

5. Александров Г. Ф. История западноевропейской философии. М.: Директ-Ме-диа, 2008. 893 с.

6. Набоков В. Король, дама, валет // Собр. соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Изд-во «Правда». 1990. 415 с.

7. Набоков В. Посещение музея // Собр. соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Изд-во «Правда». 1990. 475 с.

8. Набоков В. Другие берега // Собр. соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Изд-во «Правда». 1990. 475 с.

9. Фильм «Париж», Франция, 2008, реж. Седрик Клапиш. URL: www.filmz.ru/ film/4416/ (дата обращения: 03.09.2012).

10. Памук О. Музей невинности. СПб.: Изд-во «Амфора». 2010. 605 с.

11. Поль Валери. Об искусстве. Проблема музея / пер. А. Эфроса. М.: Издательство «Искусство», 1976. URL: http://lib.ru/CULTURE/VALERY/about_art.txt (дата обращения: 20.09.2011).

12. Оклянский Ю. Шумное захолустье. Из жизни двух писателей. Изд. 3-е. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1982. 269 с.

13. Сапанжа О. Теория музея и музейности. Историографический обзор. Историческая типология. СПб.: Ризограф НОУ «Экспресс», 2011. 98 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D.V. Zheltouhova*

PERCEPTUAL POSITIONS IN THE WORKS OF RUSSIAN AND FOREIGN AUTHORS OF THE XX-XXI CENTURY

The author analyzes the perception of a museum in the light of literary works of the period. The comparative analysis of factors of positive and negative perceptions of a museum is carried out. As a result, conclusions are made and recommendations about the improvement of the image of museum on the basis of the results obtained are given.

Key words: image of a museum, museum, perceptual position, problem of museums, museum space, museum exhibits, archives, soul of the object, negative and positive outlook.

* Zheltouhova Dina Vasilievna (dina-pomelova@mail.ru), the Dept. of the Scientific Discipline of Documentation, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.