Научная статья на тему 'Позиции России в условиях современной реформы мировой финансовой инфраструктуры'

Позиции России в условиях современной реформы мировой финансовой инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ АРХИТЕКТУРА / WORLD FINANCIAL ARCHITECTURE / МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / GLOBAL FINANCIAL SYSTEM / РЕФОРМИРОВАНИЕ МФА / REFORM OF THE INTERNATIONAL MONETARY ARCHITECTURE / ГЛОБАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ СЕТЬ / THE GLOBAL FINANCIAL NETWORK / РОССИЯ / RUSSIA / МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / WORLD ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аккузина М.В.

Реформирование мировой валютной системы один из наиболее актуальных и обсуждаемых вопросов в настоящее время. Постоянная адаптация МВС к меняющимся условиям основополагающие факторы развития всего мирового хозяйства, так как от эффективности выполнения всех установленных функций и задач мировой финансовой системой и ее отдельными сегментами зависит динамика, качество и интенсивность развития глобальной финансовой сети. Положение России в мировой финансовой архитектуре достаточно неустойчиво, но имеется достаточно большие возможности к изменению данной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSITION OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF THE MODERN REFORMS OF THE GLOBAL FINANCIAL INFRASTRUCTURE

The reform of the global monetary system is one of the most important and discussed issues currently. Continuous adaptation of GMS to changing conditions are fundamental factors in the development of global economy as efficiency in the execution of all installed functions and tasks of the global financial system and its individual segments depends on the dynamics, quality and intensity of development of the global financial network. The position of Russia in the global financial architecture is unstable, but there are quite large possibilities to change this situation.

Текст научной работы на тему «Позиции России в условиях современной реформы мировой финансовой инфраструктуры»

3. МОДЕЛИ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

УДК: 339.7 (045)

ПОЗИЦИИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕФОРМЫ МИРОВОЙ

ФИНАНСОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аккузина М.В.

Научный руководитель: Невежин В.П., профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: Реформирование мировой валютной системы - один из наиболее актуальных и обсуждаемых вопросов в настоящее время. Постоянная адаптация МВС к меняющимся условиям - основополагающие факторы развития всего мирового хозяйства, так как от эффективности выполнения всех установленных функций и задач мировой финансовой системой и ее отдельными сегментами зависит динамика, качество и интенсивность развития глобальной финансовой сети. Положение России в мировой финансовой архитектуре достаточно неустойчиво, но имеется достаточно большие возможности к изменению данной ситуации.

Ключевые слова: Мировая финансовая архитектура, мировая финансовая система, реформирование МФА, глобальная финансовая сеть, Россия, мировое хозяйство.

THE POSITION OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF THE MODERN REFORMS OF THE GLOBAL FINANCIAL INFRASTRUCTURE

Akkuzina M., student Scientific supervisor: V. P. Nevezhin Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract: The reform of the global monetary system is one of the most important and discussed issues currently. Continuous adaptation of GMS to changing conditions are fundamental factors in the development of global economy as efficiency in the execution of all installed functions and tasks of the global financial system and its individual segments depends on the dynamics, quality and intensity of development of the global financial network. The position of Russia in the global financial architecture is unstable, but there are quite large possibilities to change this situation.

Keywords: World financial architecture, the global financial system, reform of the international monetary architecture, the global financial network, Russia, world economy. История современной мировой валютно-финансовой архитектуры начинается с подписания Ямайских валютных соглашений и создания новой мировой валютной системы (МВС) в 1976 году. С каждым годом можно наблюдать появление большого количества новых проблем глобального, регионального и национального масштабов, с которыми сталкивается мировая финансовая архитектура.

На основании этого, можно судить об актуальности

Эксперты классифицировали системные анализа влияния происходящих реформ на дисбалансы на 3 группы: дисбаланс между финансовый рынок России, а также влияния на него инвестирующими странами и странами, глобальных дисбалансов в целом, кроме выше принимающими данные денежные средства и перечисленного, необходимо изучение позиции нашей сберегающими их; глобальный дисбаланс внешнего страны в МФА, которую она занимает вследствие финансирования; противоречие между системой происходящих реформ.

финансового рынка в целом, его институтами и Мировая финансовая архитектура - это характером регулирования рынка на национальном функциональная и институциональная конструкция уровне. финансовой системы, которая формируется на

Данные блоки дисбалансов в своей тесной глобальном, международном, национальном и взаимосвязи создают для МВС целый комплекс региональных уровнях, которая включает в себя реальных проблем, который требует общемирового институты и всевозможные инструменты финансового мониторинга и контроля, а также реформирования рынка, а также обязательства и нормы, которые системы мировой финансовой архитектуры (МФА). призваны сбалансировать внутреннюю и внешнюю

Состояние мировых финансов в настоящее время системы мировых финансов. можно охарактеризовать как неустойчивое, так как до В последние десятилетия МВС претерпевала сих пор в ряде стран до конца не устранены существенные изменения в результате действия двух последствия мирового финансового кризиса. А одновременно действующих фундаментальных введение санкций в отношении России в 2014 году факторов: глобализации и ускорении инновационного существенно изменило геоэкономическую систему развития экономики. Развиваясь неравномерно, расстановки сил. Все это приводит к необходимости мировое хозяйство создает необходимость реформирования МФА. перераспределения финансовых ресурсов. Если всегда

прежде страны Запада считались лидерами и движущими силами экономического развития, то в настоящее время роль ведущих экономик перемещается на Восток. Создаются все новые финансовые центры. Кроме этого, активно развивается тенденция формирования многополярной глобальной финансовой системы.

Реформирование МВС и ее постоянная адаптация к меняющимся условиям - основополагающие факторы развития всего мирового хозяйства, так как от эффективности выполнения всех установленных функций и задач мировой финансовой системой и ее отдельными сегментами зависит динамика, качество и интенсивность развития глобальной финансовой сети. Термин глобальное финансовое регулирование подразумевает постоянное взаимодействие отдельных стран, международных организаций и институтов, которое призвано обеспечить согласованность позиций в процессе выработки единых регулятивных стандартов и, непосредственно, процесс их внедрения в мировую практику.

Глобализация - процесс, объединяющий все мировое хозяйство, является инструментом, который устраняет барьеры, возникающие при интеграции стран в мировую экономику. Но, одновременно, она выступает причиной появления различных асимметрий в области международного движения капитала. Примером такой асимметрии являются странны-эмитенты резервных валют и остальные государства, то есть, первые, в данном контексте, являются «поставщиками глобальной ликвидности»2, в то время как вторая группа стран вынуждена проводить экспортную политику, при этом постоянно стараясь сокращать издержки производства, чтобы обеспечить своей продукции конкурентоспособность. Подобная ситуация зачастую происходит вследствие сокращения реальных доходов, что является первопричиной падения уровня реального ВВП и одновременного роста внешнего долга тех стран, что не имеют доступа к высоким технологиям и чей экспорт имеет сырьевую направленность.

Но это только один из примеров дисбалансов МФА, которые необходимо устранять посредством реформ и других структурных и системных изменений. Реформы, проводимые в настоящее время, имеют, действительно, глобальный характер, а также, в отличие от всех предыдущих, более комплексный подход к обеспечению финансовой стабильности, более жесткий контроль и мониторинг исполнения обязательств, норм и правил. В ходе реформ разрабатываются новые международные стандарты финансового регулирования.

Структура мировой финансовой архитектуры тоже претерпевает изменения: степень участия стран Азии в мировых процессах постоянно возрастает, несмотря на то, что в этом регионе присутствуют страны с относительно замкнутой экономикой. Происходит также и изменение роли основных мировых валют.

Особенности позиции России в мировой финансовой архитектуре

Впоследствии введения санкций в отношении России на мировом рынке произошло существенное изменение геополитической и геоэкономической обстановки. Данный факт обусловил необходимость переориентировки векторов и смены приоритетов функционирования валютно-финансовой и банковской систем России. Кроме этого необходимо и внесение корректировок в модели трансграничного движения капитала, с целью предотвращения геоэкономических рисков.

В настоящее время Россия является участником большого количества международных торговых и финансово-экономических организаций, например, «Большой двадцатки» (в20), Банка международных расчетов (БМР), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирной торговой организации (ВТО), Азиатско-Тихоокеанского экономического союза и др. Но, несмотря на это позиции страны в МФА довольно противоречивы.

Позиция России на проводимые сейчас реформы МФА исходит из того, что зачастую страну вовлекают в наднациональные структуры для того, чтобы получить доступ к российским национальным ресурсам, которые можно использовать для финансирования многочисленных международных программ развития и помощи. Кроме этого, участие России в подобных проектах финансируется за счет резервов страны, а не эмиссионных источников, как это происходит у развитых стран.

Направления участия России в реформировании МФА

В реформировании МФА Россия выступает в трех основных направлениях: реформе МВФ; работе в20 и Совета по финансовой стабильности (СФС); реформировании структуры наднациональных институтов мировой финансовой архитектуры.

Говоря о первом направлении деятельности, стоит отметить, что уже не один раз представители России и стран БРИКС заявляли, что их не устраивает сложившаяся схема распределения голосов и квот в МВФ. После вступления в силу реформы 2010 года, Россия будет иметь квоту в 2,7%, а долю в общей сумме голосов в 2,6%, тем самым входя в число стран с наибольшими квотами. Однако, несмотря на такое видимое усиление позиций, Россия будет все равно иметь меньшую роль в управлении МВФ, чем она имела до начала проведения реформ 2006-2010 годов.

Реформирование МВФ происходит одновременно и в другом направлении: принятии решения о необходимости увеличения объемов международной ликвидности путем утроения кредитных ресурсов фонда (до 750 млрд. долл.). В ходе этой реформы, со странами БРИКС были достигнуты соглашения о приобретении ценных бумаг МВФ на сумму 80 млрд. долл. (Китай - 50 млрд. долл.; Россия, Бразилия Индия - по 10 млрд. долл.).

2 Реформирование мировой финансовой архитектуры и российский финансовый рынок, Е.А. Звонова, КИ-Биепсе, Москва, 2016, - с 26

Чтобы реально укреплять позиции России и других стран БРИКС в МВФ, им необходимо, в первую очередь, наращивать собственные макрофинансовый и макроэкономический потенциалы с учетом новых подходов к организации финансового рынка стран.

Участие России в работе G20 является примером наиболее активного взаимодействия страны с наднациональными органами монетарного регулирования. Но и участие в данной организации имеет ряд противоречий. Хотя Россия является участником «Большой двадцатки» с самого начала ее функционирования, т.е. с 1999 года, в период 20102015 годов идеи и курсы их развития становились все более ассиметричными. Большинство предложений и инициатив, выдвигаемых Россией в отношении реформирования МФА, не учитываются в итоговых голосованиях и решениях G20, но при этом организация все больше и больше обременяла российскую финансовую систему обязательствами.

Кроме того, растет давление и со стороны СФС, членом которого Россия является на постоянной основе. Так, в 2010 году в Банке России был создан Департамент финансовой стабильности, являющийся специализированным структурным подразделением Совета.

Россия также принимает участие в реформировании основных наднациональных институтов мировой финансовой архитектуры. Реформирование происходит в следующих направлениях: банковской сфере, в работе АТЭС, во взаимодействии с ОЭСР и др.

После того, как Банк международных расчетов (БМР) стал координирующим центром проведения и реализации монетарной политики, сотрудничество России и данной организации существенно расширилось. Сейчас их взаимодействие происходит в рамках Комитета по платежным и расчетным системам и Базельского комитета по банковскому надзору. Однако, стоит отметить, что банковское сообщество нашей страны считает стандарты Базель I и Базель II достаточно противоречивыми. Российские экономисты продолжают изучать возможности введения показателей левериджа3, а также ужесточения требований к показателям ликвидности и капиталу банков.

Регулирование деятельности системно значимых институтов носит ограниченный характер, так как в число 30-ти глобальных системной значимых банков ни один из крупнейших российских банков не входит. Но при этом Базельский комитет продолжает требовать повышения норм достаточности капитала для российских банков с государственным участием, таких как Сбербанк России и ВТБ. Подобные нововведения могут навредить не только банковскому, но и реальности сектору экономики, вследствие кредитного сжатия.

Говоря о участии России в работе АТЭС, нельзя не отметить, что данное сотрудничество носит мало

экономической логики из-за слабой структурированности объединения. Россия входит в данную наднациональную структуру на правах одного из крупнейших формирующих рынков. Присоединение к АТЭС носило целый ряд целей, таких как расширение внешнеэкономических связей со странами данного региона, упрощение доступа товаров российского производства на рынок стран-членов объединения, стимулирование притока иностранных инвестиций и др. Однако, к 2015 году ни одна из поставленных целей не была достигнута. Так, и Банку России не удалось получить достаточные результаты в рамках согласования подходов монетарного регулирования на территории стран-участниц АТЭС.

Начиная с 2011-2012 гг. прорабатывались процедура вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также проект будущих обязательств России перед ней. Данный проект включал в себя не только обязательства в банковской сфере, но и план корректировки российского законодательства в соответствии с требованиями ОЭСР. По плану изменениям подвергались около 50 нормативных актов. Правительством РФ был подготовлен план-график внесения данных корректировок, которые значительно ограничивали возможность применения мер регулирования на национальном финансовом рынке. Но, в связи с наложенными в 2014 году санкциями в отношении России, вступление в ОЭСР было практически сорвано.

Несмотря на то, что в постсоветский период Россия достигла существенных высот в развитии национального финансового рынка, полноценным участником МФА она так и не стала. Это обуславливается отсутствием у страны значимых рычагов влияния на мировые финансы.

Хотя Россия и обладает самыми крупными запасами природных ресурсов, и является шестой экономикой мира по размеру ВВП по паритету покупательной способности, российский рубль до сих пор не имеет статуса международной или резервной валюты, то есть практически не используется в международных финансовых операциях, что лишает страну дохода от эмиссии финансовых инструментов. Кроме этого Россия не способна зарабатывать и на глобальном финансовом посредничестве, так как страна не обладает собственной сетью транснациональных банков, аудиторских компаний и бирж.

Стоит отметить, что финансовый кризис 2014 года, связанный с резким падением цен на нефть и переходом к режиму плавающего курса валют, подорвал и без того неустойчивые позиции России в мировой финансовой архитектуре. Более того, этот кризис нанес серьезный урон долгосрочному экономическому развитию страны.

3 Минимальное отношение собственных средств к сумме показателей: совокупной величины активов и забалансовых позиций без взвешивания по уровню риска

На основании этого, можно судить, что Россия «платит» слишком много за участие в реформировании МФА: увеличенная кредитная нагрузка на экономику, обязательство в выполнении обременительных требований, наложенных наднациональными организациями, в отношении национальных банков и финансового рынка в целом. Поэтому российским властям необходимо провести эффективную корректировку модели интеграции в мировую финансовую архитектуру.

Наиболее удачным примером для России в данной ситуации может стать пример Китая, который придерживается концепции «разумного

государственного эгоизма». Суть данной концепции заключается в принятии решений в большей мере в интересах государства, нежели требований глобальной общественности. Концепция абсолютно не противоречит нормам международного права, так ка решения и требования наднациональных структур, с правовой точки зрения, носят лишь рекомендательный характер.

То есть для успешного развития и закрепления позиций в мировой финансовой архитектуре России необходимо, при выполнении обязательств перед ОЭСР, обращать внимание, в первую очередь, на макроэкономическую ситуацию в стране, чтобы избежать усугубления финансовой нестабильности. Кроме того, необходимо продолжать процесс интернационализации рубля, который в настоящее время используется лишь в расчетах стран СНГ и региональных объединений типа ЕАЭС.

Также необходимо создавать сеть транснациональных банков, так как именно они являются эффективным инструментом насыщения международного оборота валютой.

Таким образом, успех интеграции России в мировую финансовую архитектуру будет зависеть от таких факторов как степень вовлеченности в развитие инфраструктуры финансовых рынков регионального уровня, например, Евразийского экономического

пространств; создание собственной сети транснациональных банков, аудиторских компаний, бирж и др., а также продолжения процесса интеграции российского рубля: увеличения объемов кредитных и внешнеторговых операций в данной валюте.

Список использованных источников

1. Звонова Е.А., Безнощенко В.В. Современные проблемы участия России в процессах трансформации мировой финансовой архитектуры // Экономика. Налоги. Право. 2016. №2. С. 21

2. Хесин Е.С. Глобальное управление: финансовый аспект // Деньги и кредит. 2016. №2. С. 67

3. Реформирование мировой финансовой архитектуры и российский финансовый рынок // под ред. Е.А. Звоновой. Ru-Science. 2016

4. G20 Leaders' Communiqué Brisbane Summit, 1516 November 2014 // G20.org. URL: https://g20. org/wp-content/uploads/2014/12/brisbane_g20_leaders_summit_c ommunique1.pdf. //(Дата обращения: 8.10.2016)

5. Мишина В., Хомякова Л. Интегрированный валютный рынок Евразийского экономического пространства и расчеты в национальных валютах: мифы или реальность? // Вопросы экономики. 2014. № 8. С. 53.

6. «International Financial Statistics Year book, 2014», официальный сайт Международного валютного фонда. - URL:www.imf.org. (Дата обращения: 8.10.2016)

7. Международные валютные, кредитные, финансовые отношения // Под ред. Л.Н. Красавиной, М.: Юрайт, 2015

8. World Investment Report 2015: Reforming International Investment Governance. UNCTAD, 2015.

9. Евразийская экономическая комиссия. Департамент статистики. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makr oec/dep_stat/ finstat/. (Дата обращения: 8.10.2016)

УДК: 338.2

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТОРГОВЛИ КВОТАМИ НА ВЫБРОСЫ В КИТАЕ

Данеева Ю.О.

Научный руководитель: Ильинский А.И., профессор, д.т.н. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Аннотация. В статье анализируются состояние и перспективы единой национальной системы торговли квотами на выбросы (ETS) в современном Китае.

Ключевые слова: углеродный рынок, Китай, система торговли квотами на выбросы

NATIONAL EMISSION TRADING SYSTEM IN CHINA

Daneeva Y.

Research supervisor: Ilinskiy A.I., professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.