Научная статья на тему 'Позиции нарратора и читателя в повести Сигизмунда Кржижановского "Автобиография трупа"'

Позиции нарратора и читателя в повести Сигизмунда Кржижановского "Автобиография трупа" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
367
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕСТЬ / STORY / ТРАНСГРЕССИЯ / TRANSGRESSION / РАССКАЗЧИК / НАРРАТОР / NARRATOR / ГЕРОЙ / HERO / ЧИТАТЕЛЬ / READER / РЕЦЕПЦИЯ / RECEPTION / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ANTHROPOLOGICAL CRISIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лавлинский Сергей Петрович

Повесть «Автобиография трупа» одно из наиболее значимых произведений Сигизмунда Кржижановского. В статье исследуются основные признаки антропологического кризиса на событийном, нарративном и рецептивном уровнях художественной структуры. Инфицирование адресата записок трупным способом видения, введение его в зону трансгрессивной перцепции и изымание из истории является одной из главных задач героя-нарратора. Вселившись в чужое визуально-ментальное пространство, безымянный автор записок наделяет другого субъекта собственным взглядом, зрением трупа. Ситуация ментального эксперимента героя с собой и другими, испытание экзистенциальной позиции Штамма как адресата записок соотносятся с механизмами «умерщвления» сознания читателя всей повести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The narrator and reader position in the story “Autobiography of the Corpse” by Sigizmund Krzhizhanovsky

The story “Autobiography of the Corpse” is one of the most significant works by Sigismund Krzyzanowski. The article examines main features of an anthropological crisis at the event, narrative and receptive levels of the artistic structure. Infection of the recipient notes corpse way of seeing the introduction of it in the area of transgressive perception and recall of history is one of the main tasks of hero-narrator. Instilling in someone else’s visual-mental space, the unnamed notes author, provides another subject with his own eyes, with the sight of corpse. The situation of mental experiment of the hero upon himself and others, test the existential position of Stamm as that of the addressee of the notes are correlated with the mechanisms of “killing” the consciousness of the reader throughout the novel.

Текст научной работы на тему «Позиции нарратора и читателя в повести Сигизмунда Кржижановского "Автобиография трупа"»

УДК 821.161.1-31

Б01: 10.28995/2073-6355-2018-2-221-230

С.П. Лавлинский

Позиции нарратора и читателя в повести Сигизмунда Кржижановского «Автобиография трупа»

Повесть «Автобиография трупа» - одно из наиболее значимых произведений Сигизмунда Кржижановского. В статье исследуются основные признаки антропологического кризиса на событийном, нарративном и рецептивном уровнях художественной структуры. Инфицирование адресата записок трупным способом видения, введение его в зону трансгрессивной перцепции и изымание из истории является одной из главных задач героя-нарратора. Вселившись в чужое визуально-ментальное пространство, безымянный автор записок наделяет другого субъекта собственным взглядом, зрением трупа. Ситуация ментального эксперимента героя с собой и другими, испытание экзистенциальной позиции Штамма как адресата записок соотносятся с механизмами «умерщвления» сознания читателя всей повести.

Ключевые слова: повесть, трансгрессия, нарратор, рассказчик, герой, читатель, рецепция, самоопределение, антропологический кризис.

Одна старая индийская сказка рассказывает о человеке, из ночи в ночь принужденном таскать на плечах труп -до тех пор, пока тот, привалившись к уху мертвыми, но шевелящимися губами, не рассказал до конца историю своей давно отлетевшей жизни. Не пытайтесь сбросить меня наземь. Как и человеку из сказки, Вам придется взвалить груз моих трех бессонниц на плечи и терпеливо слушать, пока труп не доскажет своей автобиографии.

Сигизмунд Кржижановский

Автобиография трупа

В работе «Русская повесть Серебряного века. Проблемы поэтики сюжета и жанра»1 Н.Д. Тамарченко выделяет следующие признаки повести как жанра эпической прозы.

© Лавлинский С.П., 2018

Во-первых, здесь «преобладает циклическая сюжетная схема: изображенный мир состоит из двух сфер, противопоставленных по признакам «своего/чужого»; в основе чужого - ситуация неустойчивого равновесия противоположных мировых сил, а судьба героя связана с его удалением от исходной точки (места действия, а также первоначального положения и/или статуса) и последующим возвратом к ней - как в пространственно-временном, так и ценностном планах». «Центр сюжета повести, - по Тамарченко, - как и всякого циклического сюжета, составляет испытание героя (в более или менее явной форме - прохождение через смерть)». При этом, как подчеркивает исследователь, «испытание всегда связано с необходимостью выбора (судьбы, позиции: подчеркнем, что эта необходимость не всегда реализуется) и следовательно, с неизбежностью этической оценки автором и читателем решения героя (или его отказа от решения)»2.

Во-вторых, в субъектной структуре повести «граница кругозора героя и повествователя (рассказчика) - очень существенный для жанра смысловой рубеж. Переход его героем оказывается вторым (наряду с актом этического выбора), а иногда и первым, т. е. важнейшим (заменяющим или отменяющим этот выбор) сюжетным событием»3.

В-третьих, сюжет повести часто «приурочен к определенному историческому моменту», однако в отличие от романного героя, который сохраняет несовпадение с собой, герой повести «если и выходит из тождества себе, то временно, а затем возвращается к нему в итоге развития событий... либо внутренняя динамика уступает место зафиксированному состоянию разлада. Центральное событие повести - испытание героя. вызывает определенную и этическую оценку его поступка автором и читателем». И еще стоит отметить важнейший аспект повести: структура повести «устанавливает полную смысловую исчерпанность и замкнутость изображенного мира, что, конечно, итоговую оценку делает излишней»4.

«Автобиографию трупа» (далее - АТ), написанную Сигизмун-дом Кржижановским в 1925 г., часто называют рассказом, хотя все перечисленные в работе Тамарченко признаки позволяют отнести это произведение к жанру повести. Здесь позиция читателя определяется и циклическим сюжетом, и серией испытаний героя миром, собственной биографией, в которой значимую роль играет книжная культура, а также кризисным историческим временем (Гражданской войной) и проблемой экзистенциального выбора героя-нарратора. Стоит сказать, что, постепенно осознавая себя трупом, он решает вопрос о целесообразности и возможности собственной

антропоцентристской идентичности - не только в качестве живого человека, но и в качестве человека как такового, так сказать представителя рода человеческого. В АТ имеются переход рубежа, отделяющего автора записок от их читателя, журналиста Штамма (своего рода нарративно-рецептивная трансгрессия), художественно эксплицированная исчерпанность и замкнутость изображенного мира. Можно утверждать, что АТ по своей структуре напоминает ту разновидность повести, которая, по мнению Тамарченко, изображает ситуацию ментального «эксперимента героя с собой и другими, а также испытание (в кругозоре автора) самого экспериментатора - его жизненной позиции и/или его сознания». В данном случае в качестве образцов подобной разновидности повести исследователь называет «Черного монаха» А. Чехова и «Мысль» Л. Андреева5.

Кратко напомню содержание повести. Журналист Штамм во время Гражданской войны приезжает из провинции в Москву и снимает в огромном доме, стоящем в одном из многочисленных переулков, комнату в двадцать аршин на верхнем этаже. На третий день он находит в своей комнате пакет с рукописью, неизвестно кем доставленной ему, со странным заголовком «Автобиография трупа». Рукопись предваряется обращением к приемнику-жильцу. Ее автор, как выясняет Штамм, - бывший безымянный жилец комнаты, повесившийся в ней неделю назад. Далее позиция читателя повести непосредственно соотносится с позицией героя, три ночи подряд читающего с небольшими остановками странную автобиографию. В рукописи рассказывается история человека, выпавшего не только из исторического времени, но и из времени своей собственной биографии. Финальное обрамление дает понять, что в результате прочтения рукописи Штамм обнаруживает в самом себе признаки трупа. Мотивы живого и мертвого, жизни и проживания, я и другого, полноты и пустоты, жизни и смерти становятся в данном произведении доминантными.

Что вслед за читающим героем узнает читатель повести, позиция которого намеренно совмещается автором в нарративном потоке с его позицией?

Автобиография, написанная неизвестным, имеет рамку, нарративную самопрезентацию, представленную в прологе и эпилоге рукописи. Ее цель - навязать своему случайно-неслучайному адресату идентичность трупа. Однако для процесса «расчеловечивания» читателя рукописи требуется, чтобы он изначально был «вполне жив». Именно поэтому в финале пролога повести используется вставной текст - старая индийская сказка, которая «рассказывает о человеке, из ночи в ночь принужденном таскать на плечах труп -

до тех пор, пока тот, привалившись к уху мертвыми, но шевелящимися губами, не рассказал до конца историю своей давно отлетевшей жизни. Не пытайтесь сбросить меня наземь. Как и человеку из сказки, Вам придется взвалить груз моих трех бессонниц на плечи и терпеливо слушать, пока труп не доскажет своей автобиографии» [512-513]6. Уподобляя себя и своего читателя персонажам из индийской сказки - трупу и человеку, таскающему его на себе, автор записок придает дальнейшему рассказу характер притчевой иносказательности. Напомню, что притчевая иносказательность и организующие ее нарративные элементы являются одними из структурообразующих признаков повести. Фабула индийской сказки настраивает читателя повести на протяжении ее чтения постоянно соотносить историю «трупа» с историей ее восприятия журналистом Штаммом. «Груз на плечах» трансформируется в «аудиовизуальный груз» («Вам придется взвалить груз моих трех бессонниц на плечи и терпеливо слушать, пока труп не доскажет своей автобиографии»). Таким образом, с самого начала Штамм оказывается обреченным на финальный переход в другую - «трупную», «расче-ловеченную» ипостась своего существования.

Обратим внимание на то, как осуществляется этот переход. С ранней молодости автор записок, по его собственным словам, был «близок смерти». Замкнутость в себе, уединенность - условие превращения человека в труп, когда он «живет машинально, как автомат, без радостей. вне времени и пространства, путает дни, доходит до анекдотической рассеянности и, в редких случаях, даже теряет память» [516]. Механистичность существования, потеря времени и амнезия, безрадостность и чувство заброшенности, одиночества ведет к утрате идентичности человека как живого субъекта.

Случаем, повлиявшим на осознание героем себя как трупа, стало неудачное свидание героя с возлюбленной:

Губы наши приблизились друг к другу - и в этот-то миг и приключилась нелепица: неловким движением я задел стеклами о стекла; сцепившись машинками, они скользнули вниз и с тонким, острым звоном упали на ковер. Я нагнулся: поднять. В руках у меня было два странных стекольных существа, крепко сцепившихся своими металлическими кривыми ножками в одно отвратительное четырехглазое существо. Дрожащие блики, прыгая со стекла на стекло, сладострастно вибрировали внутри овалов (заметим, что инструмент видения, «оптический костыль» становится в данном случае особым предметом «разгляда» героя. - С. Л.). Я рванул их прочь друг от друга: с тонким звоном спарившиеся стекла расцепились [514].

«Стеклистый придаток» человека окончательно деформирует зрение героя и превращает его носителя в «двояковогнутое» существо, которому - «ни вовне, ни вовнутрь, ни из себя, ни в себя: и то и это запретны. Вне досяганий». Мир сплющивается в трансгрессивный образ предела, последовательно оформляемый в нарративе. Герой оказывается воплощением границы, разделяющей и - одновременно - соединяющей живое и мертвое, реальность и письмо, биографическое и историческое - рубежа, визуально обозначенного, однако не пересекаемого ни в одну из сторон.

Кржижановский в письме своего героя воплощает немиметический образ «слишком близкой» реальности (М. Ямпольский)7 посредством самого механизма языка, используя так называемый «тропеический способ» создания трансгрессивной действительности. Слово, овеществляясь, порождает гротескно-абсурдный мир, обретающий свое право на существование не только в пределах кругозора героя-нарратора, но и в пределах сужающегося кругозора адресата, последовательно фокусирующего собственное внимание на «близком, слишком близком». В результате способности героя-читателя видеть мир панорамно-объектно (т. е. исторически и антропно-осмысленно) постепенно аннулируются.

Антропоцентристская картина мира по мере развития повествования истончается и к финалу почти утрачивается. Расчеловечивание мироустройства и его отдельных элементов, событий частной жизни и истории становятся в поступках и словах героя-нарратора актом личностной деконструкции, направленной на материальные и ментальные составляющие первичной действительности. Как справедливо отмечал В.Н. Топоров, герой оказывается «онтологически дефектен»8, изначально предрасположен к умиранию. Причем дефектен с самого начала своего повествования, о чем и свидетельствует в автобиографическом отчете. Онтологический дефект его «мыслящей мысли» проявляется прежде всего в визуальных свойствах «сверхблизкого» и/или «сверхдалекого»: «Мысль мыслила не дальше «я», или не ближе «космоса»... Видение имело либо микроскопический, либо телескопический радиус» (546). Топоров подчеркивал: «Все, что было между этими крайностями, выпадало из мысли и видения: пространство регенерации и спасения исчезало»9.

Вместе с тем эпизоды повести, в которых герой становится свидетелем исторических событий и почти участником Гражданской войны, подтверждают онтологическую дефектность, трупообраз-ность не только создателя автобиографии, но и человеческого мира в целом. Именно поэтому причины своего умерщвления герой обнаруживает как в собственной биографии (вспомним неудачное

любовное свидание), так и в исторических событиях - отдаленном прошлом России и сиюминутном настоящем Гражданской войны. Трансформация сознания напрямую и здесь и там соотносится с кризисом антропоцентризма - тотальным отклонением от гуманистической нормы сопричастности я сознаниям других, превращением человека исключительно в «посетителя» социальных институтов и «участника» исторических событий, исполнителя социальных ролей, задаваемых оптической и дискурсивной мерой внешнего мира.

...В ямы и свалились одно за другим поколения социальных отор-вышей. Остается зарыть. И забыть.

Теперь мне ясно: никакое «я», не получая питания из «мы», не сра-стясь пуповиной с материнским, обволакивающим его малую жизнь организмом, не может быть хотя бы только собой. И моллюск, прячущий себя в тесно сомкнутые створы, если помочь створам, оковав их тесным металлическим обручем, - умрет [521].

Отчужденность людей друг от друга, их «разбрызг», этимологически обнаруживаемый во «внутренней форме» номинации страны («...иные же из них, - пишет наблюдательный чужестранец, - производят имя своей страны от арамейского слова Ие88а1а или Ке8в88а1а, что означает: "разбрызганная по каплям"»), мотивируют пробы героя, его дискурсивные и оптические эксперименты, направленные на обретение антропологической целостности. Однако все мыслительные, речевые и поведенческие попытки «выхода вовне» приводят героя-нарратора к неутешительным выводам о бессмыслице существования отдельного человека и человечества в целом. В историческом настоящем «разбрызг людей», кумулятивно наращиваясь в предыдущие эпохи, достигает своего апогея -«антропологической катастрофы» (М.К. Мамардашвили): сначала страна, а потом и вся планета заполняются в воображении пишущего «живыми трупами».

Да: революция, как я ее мыслю, это не междоусобие красных с белыми, зеленых с красными, не поход Востока против Запада, класса против класса, а просто борьба за планету Жизни со Смертью. Или - или.

Когда революция начала одолевать, конечно, в нее полезли и трупы: все эти «и я», «полу-я», «еле я», «чуть-чуть я». (И особенно открытая мною трупная разновидность: «мне».) Они предлагали опыты, стажи, знания, пассивность, сочувствие и лояльность. Одного лишь им не из чего было предложить: жизни. А на жизнь-то и был главный

спрос. Понемногу выяснилось, что и вне кладбищ есть достаточно места для трупов. Революция умела «использовать» и их. я утверждаю: люди. с почти трупным окостенением психики уже никак не могут жить сами. Но их жить можно. Отчего же [537].

Как уже отмечалось, автобиография имеет обрамление - телеологически выстроенное исповедальное высказывание, которое стремится трансгрессивно проникнуть на территорию сознания адресата, приближая его к инфернальному пределу: идеальный слушатель/читатель «некрологической» исповеди постепенно наделяется самоощущением и самосознанием трупа. Пишущий намеренно ориентируется на активное восприятие «приемника» - пока всего лишь жильца, занимающего то же коммунальное пространство, что до недавнего времени занимал и он сам. Сверхзадача исповеди - трансформировать «жильца» вначале в «ушельца» из внешнего мира исторической и частной жизни, затем - в труп.

В финале Штамм как читатель «автобиографии» последовательно и настойчиво начинает обнаруживать в себе признаки начавшейся метаморфозы.

Понемногу за окном начинало светлеть. Сизое предзорие, налипая на стекла, медленно вползало в комнату. Штамм продвинулся к окну. Возбуждение в нем постепенно утишалось. Теперь сквозь двойные промерзшие стекла были видимы: и медленно окунавшиеся в рассвет железные кузова запрокинувшихся крыш-кораблей; и ряды черных оконных дыр под ними; и изломы переулочных щелей внизу: в щелях было безлюдие, мертвь и молчь.

«Его час», - прошептал Штамм и почувствовал, будто петлей стиснуло горло.

Теперь Штамм уже снова был - или ему мнилось, что был, - прежним Штаммом. Только сейчас он заметил: синие розаны на стенах были в тонком, в ниточку, белом обводе.

«Что ж, - пробормотал Штамм, впадая в раздумье, - другой комнаты, пожалуй, не сыскать. Придется остаться. И вообще, мало ли что придется» [542].

Инфицирование адресата трупным способом видения и навязчивым способом обживания «минус»-пространства (В.В. Топоров), введение Штамма в зону трансгрессивной перцепции действительности и изымание его из исторического настоящего является одной из главных задач героя-нарратора. Вселившись в чужое визуально-ментальное пространство, безымянный автор АТ

награждает это чужое собственным взглядом, а стало быть, зрением трупа. Штамм начинает воспринимать мир с позиций «двояковогнутого существа», лишающего жизни все, что оказывается в его кругозоре, превращающего новое жилье (комнату) в подобие гроба. Письмо трупа умерщвляет синие пятна на обоях, видимый через двойные стекла «мир извне», буквы алфавита... В финале произведения сознание Штамма уже не в состоянии дифференцировать живой и мертвый миры, живой и мертвый способы рецепции действительности. Последняя фраза всей повести отсылает читателя к заключительной фразе письма: «.О, мне издавна мечталось после всех неудачных опытов со своим "я" попробовать вселиться хотя бы в чужое. Если Вы сколько-нибудь живы, мне это уже удалось. До скорого» [541].

Нахождение за пределами внешнего мира, восприятие мира и людей как своего рода «налипь» постепенно, но окончательно исключает автора записок из жизненного контекста. Попытки понять события Гражданской войны через общение с незнакомыми людьми и осмысление знаков истории и культуры в социальной действительности все дальше и дальше отдаляют от «мира-на-липи». Самоубийство здесь может рассматриваться как способ окончательного аннулирования собственного «я» и одновременно - благодаря письму - как способ реализации «архипрозаич-нейшего закона ассоциации образов», который позволяет «цепко» впутаться в «ассоциативные нити» адресата, реализовать возможности «всочиться к Вам в "я"», подобно тому как в сознание героя когда-то всочился образ книжного получеловека). В результате процесса дискурсивного инфицирования в сознании адресата должен проявится свой «примысл», редуцирующий антропологический потенциал личности читателя. Приведенный ранее финальный фрагмент АТ именно об этом и свидетельствует. Все произошедшее с героем-нарратором Штамм не подвергает сомнению, последний ощущает, как «ассоциативные нити» постепенно окутывают сознание, выключая его из реальных и вероятностных контактов с другими.

Другие для героя-нарратора стали «адом» (почти по Ж.-П. Сартру!), тождественным аду истории и аду человечества в целом, другие интерпретируются мертвым как упрек тех, кто все еще считается живыми, не-трупами. Превратить других в подобие себя -т. е. в трупы - вот интенция исповеди, направленной на «истечение души», проникающей через «стеклистые придатки» читающего Штамма в его постепенно умирающее сознание. Жизнь автора записок, завершаясь в потустороннем, вверяет себя другому, чтобы

лишить адресата привычных и безопасных механизмов самоопределения и восприятия мира, который, с позиций трупа, давно уже находится на грани антропологической гибели. Таким образом, для Штамма герой-нарратор исполняет роль Харона, посредника между исторической/биографической действительностью и реальностью инфернальной, а в конечном счете проводника в мир потусторонний - по ту сторону жизни и по ту сторону письма, которое вступает в своеобразную конкуренцию с миром «ничто» и абсурди-рует сознание героя-читателя.

М. Ямпольский в статье, посвященной анализу образов смерти в фильме Александра Сокурова «Круг второй», вводит, опираясь на концепции тела Ж. Батая и М. Мерло-Понти, понятие вытесненного зрения. По мысли исследователя, зрение «предполагает объемное пространство зрелища», а разрушение зрелища становится «результатом исчезновения контура, отделяющего тело от вещи». В этом случае реципиент сталкивается с «зонами слепоты», репрезентирующими смерть как таковую10.

Если использовать понятие, введенное Ямпольским, по отношению к нарративному модусу письма АТ, можно утверждать, что рецепция «мертвой жизни» приводит Штамма как адресата записок неизвестного к «зонам слепоты». Дискурс и, что особенно значимо, порождаемая им оптика смерти осваивается умирающим сознанием еще живого человека и с ним до известной степени отождествляется, порождая через «примыслы», «ассоциативные нити» тотальные ужасы перед историей и собственной биографией, перед любыми антропологическими репрезентациями, жизнью и смертью. Одним словом, все эти ужасы переживаются Штаммом в состоянии перманентного разлада с другими и с самим собой как катастрофа без катарсиса. Позиция читателя записок, таким образом, удваивает позицию их автора. В определенной мере это происходит и с позицией концепированного читателя повести Сигизмунда Кржижановского.

Примечания

1 См.: Тамарченко Н.Д. Русская повесть Серебряного века: Проблемы поэтики сюжета и жанра. М.: Intrada, 2007.

2 Там же. С. 18-19.

3 Там же. С. 21.

4 Там же. С. 22.

5 Там же. С. 13.

6 Кржижановский С. Клуб убийц букв // Кржижановский С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. СПб.: Симпозиум, 2001. (Далее ссылки на это издание даются в тексте в квадратных скобках с указанием номера страницы.)

7 О модификациях «слишком близкой» реальности в произведениях искусства см.: Ямпольский М. О близком. М.: НЛО, 2001.

8 Топоров В.Н. «Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтиче-ского: Избранное. М.: Прогресс, 1995. С. 545.

9 Там же. С. 546.

10 Ямпольский М. Смерть в кино // Ямпольский М. Язык - тело - случай: Кинематограф и поиски смысла. М.: НЛО, 2004. С. 184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.