Научная статья на тему 'ПОЗИЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: РОЛЬ «ВЕЛИКОГО КОРМЧЕГО»'

ПОЗИЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: РОЛЬ «ВЕЛИКОГО КОРМЧЕГО» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
202
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ДИПЛОМАТИЯ / КНР / СССР / США / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сакаев В.Т., Андреева Е.С.

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений имеет долгую и насыщенную событиями историю, которую сегодня мы можем изучать через призму исторического анализа. Как известно, соотношение сил на международной арене после Второй мировой войны полностью изменилось. Ещё во время проведения Тегеранской конференции в 1943 году становится заметно усиление позиций двух стран - СССР и США. Вместе с тем, появляются и новые акторы на международной арене, в том числе, и Китай. В моем исследовании будет рассмотрена роль Китайской Народной Республики в формировании и существовании системы, в частности, роль Мао Цзэдуна как одного из основателей Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: РОЛЬ «ВЕЛИКОГО КОРМЧЕГО»»

УДК 327

ПОЗИЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: РОЛЬ «ВЕЛИКОГО КОРМЧЕГО»

Кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского федерального университета,

Казань, Россия Сакаев Василь Тимерьянович sakaev2003@mail. ru

Студентка

Института международных отношений, Казанского федерального университета,

Казань, Россия. Андреева Екатерина Сергеевна Andreewakatyas2806@gmail. com

Аннотация. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений имеет долгую и насыщенную событиями историю, которую сегодня мы можем изучать через призму исторического анализа. Как известно, соотношение сил на международной арене после Второй мировой войны полностью изменилось. Ещё во время проведения Тегеранской конференции в 1943 году становится заметно усиление позиций двух стран — СССР и США. Вместе с тем, появляются и новые акторы на международной арене, в том числе, и Китай. В моем исследовании будет рассмотрена роль Китайской Народной Республики в формировании и существовании системы, в частности, роль Мао Цзэдуна как одного из основателей Республики.

Ключевые слова: международные отношения, международная безопасность, внешняя политика, дипломатия, КНР, СССР, США, Вторая мировая война,.

Введение

В 1949 году «новый» Китай во главе с Мао Цзэдуном стоял перед порогом «нового мира», где Китаю необходимо было занять свое место под солнцем.

Пугающая реальность была такова: неразвитая, экономически слабая страна, которая не имела военных возможностей навязать свои предпочтения оппонентам. На Китай первой половины XX-ого века обрушилось множество потрясений: в течение 40 лет в стране сменилось три государственных строя. И естественно, что каждая такая смена вызывала негодование, революции, междоусобные войны.

На конференции Народного политического консультативного совета

Мао Цзэдун обозначил отношение Китая к существовавшей международной

системе - «китайский народ поднялся». В этих словах заключается мысль

о том, что китайцы - это великая нация, которая в период новейшей истории

находилась под гнетом иностранного империализма и внутреннего

77

реакционного правления. Китаю необходимо «очиститься», понять и принять идеи перманентной революции, а также, заняться реконструкцией «институтов внутреннего и международного порядка» [1].

Теперь «новый» Китай, справившись с внешними и внутренними врагами (под внутренними врагами понимается, в том числе, и правительство под руководством Чан Кайши, которое, на тот момент, покинуло материковой Китай и осело в Тайване) - готов заявить о себе в качестве сильного игрока, с которым необходимо считаться. Когда КНР, во главе с коммунистической партией, появилась на мировой арене, США уже были «ядерной державой номер один», а СССР провел первое ядерное испытание. Поэтому, на протяжении второй половины XX века руководство Китайской Народной Республики пыталось умело маневрировать между интересами СССР и США.

Перманентная революция Мао

Когда мы говорим о Маоцзэдуновском Китае как новом значимом акторе Ялтинско-Потсдамской системы, нельзя обойти стороной идеи перманентной революции Мао Цзэдуна.

В краткосрочной перспективе это - поддержание условий постоянных потрясений внутри самого Китая, пройдя которые китайская нация вновь должна была стать могущественной. Данная идея реализовалась в полной мере - Великий китайский голод (1959-1961 гг.) и Культурная революция (1966-1976 гг.). Интересно, что со временем позиции Мао Цзэдуна, касательно проведения подобных радикальных проектов, изменились. Если ещё 1966 году Мао Цзэдун и его окружение активно реализовывали идеи перманентной революции в рамках целой страны, то к концу 1970-х гг. Великий Кормчий заявлял о том, что этот проект принёс больше вреда, чем пользы [4]. Феномен культурной революции выступил средством борьбы за партийной лидерство. Положение Мао Цзэдуна было не устойчивым после провала «Большого скачка вперед» и неудачных попыток поднять экономику. Партийные лидеры стали критиковать путь развития страны. Внутри партии росло недовольство политикой Мао.

В долгосрочной перспективе цель заключалась в мировой революции, однако здесь у Мао, на первоначальном этапе, не было достаточной мощи. Фактически единственным инструментом тогда была идеология. Мао Цзэдун в 1940 году опубликовал труд «О новой демократии». В нем он поддержал и развил взгляды Ленина и Сталина относительно того факта, что мировая пролетарская социалистическая революция стала результатом Первой мировой войны и национально-освободительных движений, последовавших за ней в ряде других стран. Мао Цзэдун смог определить реальность мировой классовой борьбы, развернувшейся в то время во многих странах, в частности, он утверждал, что можно объединить социализм и буржуазную демократию в один исторический период. Он стремился добиться этого в будущем и в Китае.

Великая война идей между Китаем и СССР

Дипломатия «треугольника» - Китай, СССР и США отчетливо прослеживается на всех этапах существования КНР во второй половине

XX века. Советский союз - идеологический и стратегический партнер, «дружить» с которым необходимо, чтобы противостоять США. К тому же, Сталин, чьи позиции являлись непоколебимыми в коммунистическом мире, сдерживал ярый национализм Мао и его претензии на идеологическое первенство [3].

Сотрудничество двух стран не ограничивалось исключительно идеологическим аспектом. В 1957 году Москва и Пекин подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве, по которому Советский Союз предоставил Китаю техническую документацию для создания атомной бомбы.

СССР сделал многое и для победы Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в гражданской войне с правительством Чан Кайши. Приложил огромные усилия для разгрома Японии в Манчжурии. По сути, «подарил» Китаю Манчжурию, которая существовала тогда как отдельное государство.

Однако позитивное сотрудничество не продлилось долго. Охлаждение советско-китайских отношений в самом Китае получило название «Великая война идей между Китаем и СССР». Постепенно Пекин все больше и больше начал заявлять о том, что именно маоистское толкование марксизма является верным и именно оно должно стать неким маятником для коммунистических стран. В апреле 1960 г. в главном печатном издании Китая «Жэньминь жибао» была опубликована статья с обвинениями против «югославских и советских ревизионистов». А в июле китайцы демонстративно проигнорировали приглашение на юбилейные торжества, посвященные 100-летию основания Владивостока. В августе Хрущев отозвал всех советских технических и военных специалистов из Китая и выступил с заявлением ЦК КПСС, осуждающим «догматизм Мао Цзэдуна».

К середине семидесятых годов торгово-экономические связи почти полностью прекратятся. Раскол сильно ударил по китайской экономике, потому что в 1950-е годы около половины внешней торговли Китая приходилось на СССР.

Справедливо будет сказать, что и КНР, и СССР имели свои основания для подобных действий. Курс Н. Хрущева, который был направлен на агрессивное уничтожение сталинского наследия, что воспринимали в некоторых странах социалистического блока как отступление от главных принципов коммунизма. Доклад с критикой культа личности Сталина и идеи «мирного сосуществования», также не остался без внимания и в самом Китае. Примечательно, что вплоть до смерти «великого Кормчего» личность Никиты Хрущева подверглась демонизации, что проявлялось не только в научных публикация и статьях, но и в объектах искусства и пропаганде.

Напрасно полагать, что конфликт имел сугубо идеологическую подоплеку. В течение 1950-х годов Китай постепенно наращивал свою мощь и выдвигал требования о передаче просоветской Монголии в качестве зоны влияния Китаю. В конфликте присутствовали и геополитические разногласия. В конце 1960-х годов серьезно поднялась тема «устранения неравенства» в советско-китайских отношениях и возвращения «утраченных территорий», что в итоге привело к приграничному конфликту между двумя странами из-за острова Даманский на реке Уссури. Так или иначе, «Великая

война идей» вызвала напряженность и, в конце концов, прямой военный конфликт, после которого отношения между двумя странами не развивались еще десять лет.

Соединенные Штаты Америки

Что касается отношений между правительством США и коммунистическим правительством Китая, то Вашингтон отказался признавать КНР в качестве нового суверенного государства. При этом правительству Чан Кайши, США оказывали поддержку, в том числе и военную, ещё начиная с 1930-х годов, в разгар гражданской войны в Китае. Интересен и тот факт, что начиная с 1950 г. США были непреклонны в своём решении голосовать против передачи места в ООН от Китайской Республики к КНР. С 1945 по 1971 год Китайская Республика была полноправным членом ООН и занимала место в Совете Безопасности.

Чрезвычайно важное место в строительстве послевоенного «Pax Americana» было уделено Дальнему Востоку, в том числе и Китаю. Во время Второй мировой войны США стремились сделать свое влияние решающим фактором политической жизни этого региона, вытеснив оттуда своих европейских конкурентов. Немалую роль в этом сыграли распространенные в американском руководстве опасения, что рост могущества СССР, внесшего решающий вклад в разгром государств фашистского блока, может нарушить баланс сил в Азии и Тихом океане [4].

Камнем преткновения в американо-китайских отношениях стал и корейский кризис, где китайские войска фактически сражались против американцев (Советский Союз официально не был прямым участником войны). В ходе Вьетнамской войны (1954-1975 гг.) КНР оказывала поддержку Северному Вьетнаму - противнику США, однако НОАК не участвовала в открытых столкновениях.

Поворотным моментов в отношениях между двумя странами стала речь Ричарда Никона во время инаугурации в 1969 году, где было заявлено о готовности сделать первые шаги для нормализации отношений между странами.

Мао Цзэдун, искавший пути нормализации американо-китайских отношений, на фоне разлада с Советским Союзом, также довольно активно шёл на контакт, об этом говорит и публикация доклада Р. Никона в китайской газете «Женьминь жибао». Важно и то, что вскоре после этого председатель Госсовета КНР Чжоу Эньлай через пакистанского посредника предложил США провести в Пекине переговоры на высоком уровне [1].

Заключение

Осознавая положение страны в новых реалиях, Мао Цзэдун активно прибегал к особой тактике на международной арене: грубая идеологическая пропаганда и физическая сила отходили на второй план. Центральное место в китайской дипломатии занимали идеи китаецентристских воззрений, мировой революции и стратагемы Сунь Цзы. Эта смесь позволяла тщательно продумывать ходы, а также, психологически подавлять оппонента [6].

Сугубо традиционные аспекты китайской дипломатии мешали сверхдержавам понимать истинные мотивы Мао Цзэдуна. Здесь важно

понимать, что западные и азиатские подходы к стратегическому анализу отличаются. Главная задача китайской стратегии - застать врасплох противника. Так произошло и в Тайваньском проливе, и в Гималаях.

Самоощущение Китая в качестве постколониальной страны, которая утратила свое былое имперское величие, в условиях существования Ялтинско-Потсдамской системы и конфронтации Советского Союза и Соединенных Штатов Америки, подталкивало его подчёркивать свою национальную идентичность. Следует отметить, что Китай является государством, которое прошло долгий путь становления от древней цивилизации к классической империи, а уже затем к коммунистическому режиму [1].

Литература

1. Киссинджер Генри. Мировой порядок. - М.: АСТ, 2018. - 544 с.

2. Киссинджер Генри. О Китае. - М.: АСТ, 2017. - 640 с.

3. Меликсетов А.В. История Китая. - М.: Издательство Московского Университета, 2007. - 752 с.

4. Рагозин Д.В. Политика США в отношении правительства Чан Кайши в Китае, 1942-1944. гг.: Миссия генерала Стилуэлла в Китае: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук: Томск, 2000. - 22 с.

5. Стульникова Э.Ф. Эволюция мышления Мао Цзэдуна перед началом Великой пролетарской Культурной революции // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №1-2 (32). - С. 8-10.

6. Сунь-Цзы Стратагемы военного искусства. - М.: Рипол-Классик, 2017. -414 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.