Научная статья на тему 'Позиции и перспективы участников Проекта 5-100-2020 в международных рейтингах университетов'

Позиции и перспективы участников Проекта 5-100-2020 в международных рейтингах университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ / RANKING OF UNIVERSITIES / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЙТИНГА / RATING INDICATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузикова Людмила Александровна, Плотникова Екатерина Васильевна

В статье проведен анализ структуры международных академических рейтингов, проанализированы позиции и динамика в международных рейтингах российских университетов, являющихся участниками Проекта 5-100-2020, Выявлены основные проблемы университетов указанной группы, их сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, связанные с решением поставленных задач, сформулированы предложения, направленные на усиление полезного эффекта от участия в рейтингах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузикова Людмила Александровна, Плотникова Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Positions and Prospects of the 5-100-2020 PROJECT Members in International University Rankings

The article analyzes the structure of international academic rankings, positions and dynamics of Russian universities members of the 5-100-2020 Project in the international rankings. The authors identify the main problems of these universities, their strengths and weaknesses, opportunities and threats; and formulate proposals aimed at strengthening the useful effect of participation in the rankings.

Текст научной работы на тему «Позиции и перспективы участников Проекта 5-100-2020 в международных рейтингах университетов»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.4

Л.А. Гузикова, Е.В.Плотникова

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

ПОЗИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА 5-100-2020 В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ УНИВЕРСИТЕТОВ

В статье проведен анализ структуры международных академических рейтингов, проанализированы позиции и динамика в международных рейтингах российских университетов, являющихся участниками Проекта 5-100-2020, Выявлены основные проблемы университетов указанной группы, их сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, связанные с решением поставленных задач, сформулированы предложения, направленные на усиление полезного эффекта от участия в рейтингах.

Ключевые слова: университет, конкурентоспособность, рейтинг университетов, показатели рейтинга

В условиях стремительно растущего спроса на высшее образование повышается актуальность глобальных рейтингов университетов мира. Независимо от целей, декларируемых составителями рейтингов, результаты рейтингования воспринимаются в академическом сообществе и за его пределами как сравнительная оценка качества учебного заведения. В значительной мере благодаря рейтингам формируется престиж учебных заведений, что привлекает к ним внимание абитуриентов и позволяет выбирать наиболее сильных и одаренных, включать их впоследствии в научно-исследовательскую работу, результаты которой еще больше поднимают престиж учебных заведений и создают возможности привлечения финансовых ресурсов [1].

Необходимо отметить, что к началу XXI века престиж российской системы образования и вузовской науки оказался сильно подорван. В связи с усилением глобализации все сильнее стало проявляться несоответствие российского образования мировым тенденциям развития образовательных систем: повышению академической мобильности обучающихся и образовательных программ; индивидуализации учебного процесса; ориентации на свободу и нужды развития личности; справедливому использование бюджетных средств для обеспечения равных для всех граждан условий доступа к высшему образованию [2].

В настоящее время в России большое внимание уделяется проблемам подготовки инженерных, управленческих и научных кадров высшей квалификации, что нашло отражение в ряде официальных документов, устанавливающих конкретные цели и обозначающих конкретные меры, направленные на повышение престижа российской вышей школы на международном уровне. Внимание государства к проблемам высшей школы

15

обусловлено зависимостью перспектив и динамики социально-экономического развития страны от уровня ее интеллектуального потенциала, а продвижение в рейтингах - это индикатор прогресса, подтверждение статуса российских вузов международным сообществом.

В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» сформулирована задача обеспечить вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов. [3]

Практические меры, направленные на решение поставленной задачи, представлены в Проекте 5-100-2020, цель которого - максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке услуг и исследовательских программ.

Цель настоящей статьи заключается в выявлении проблем, преодоление которых позволит российским университетам, включенным в Проект 5-100-2020, повысить свой авторитет в мировом академическом пространстве.

1. Структура международных рейтингов университетов

К числу наиболее авторитетных и признанных общественностью рейтингов, на которые ориентирована в настоящее время российская система высшего образования, относятся:

QS World University Rankings (рейтинг мировых университетов QS — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг лучших университетов мирового значения по версии британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS). Составители рейтинга QS декларируют в качестве своей цели помощь абитуриентам в осознанном выборе учебного заведения на основе сравнения вариантов [4];

Times Higher Education World University Rankings (рейтинг мировых университетов THE WUR) — ежегодный мировой рейтинг высших учебных заведений, публикуемый британским журналом Times Higher Education. Рейтинг составляется при поддержке компании Thomson Reuters, которая предоставляет информацию о цитируемости и некоторые другие данные. Цель рейтинга состоит в том, чтобы оценить университеты мирового класса с точки зрения их основных миссий - учебной, научно-исследовательской, передачи знаний и интернациональности [5];

Academic Ranking of World Universities (Академический рейтинг университетов мира, ARWU) - составляется в институте высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун. Первоначальной целью этого рейтинга было выяснение разрыва между китайскими университетами и университетами мирового класса, в частности, с точки зрения академической и научно-исследовательской деятельности [6].

Наряду с мировыми рейтингами, во многих странах существуют национальные рейтинги учебных заведений высшего образования.

16

В 2002 году была создана ассоциация IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence, в которую входят группы экспертов из разных стран, вузов и организаций, принимающих участие в развитии национальных систем образования и международных отношений в области высшего образования. IREG Observatory ставит перед собой цель способствовать лучшему пониманию и осведомленности общества вопросах, касающихся ранжирования университетов и качественного высшего образования.

Рейтинговый балл учебного заведения формируется по набору показателей, отражающих разные стороны деятельности. Выбор показателей имеет решающее значение при подготовке рейтинга. Основным требованиями к показателям являются действенность, то есть способность объективно характеризовать определенный аспект деятельности учебного заведения, надежность, то есть свобода показателя от погрешностей измерения, и возможности сравнения, то есть обеспечение пространственно-временной сопоставимости. Относительно последнего свойства следует отметить, что за пределами национальных образовательных систем сопоставимость многих показателей в определенной мере утрачивается, и для ее обеспечения необходимы специальные корректирующие действия.

В таблице 1 приведены показатели, используемые при составлении рейтингов QS, THE и ARWU, и их удельные веса в рейтинговой шкале, а также указаны способы их оценки. Некоторые из показателей представляют собой агрегированные оценки, сконструированные на основе нескольких частных показателей.

Из таблицы 1 видно, что в рейтинге QS самым весомым показателем является «академическая репутация», которая представляет собой результаты опроса ученых о том, в каких учебных заведениях научные исследования по их области знаний проводятся на самом высоком уровне. Информация учитывается за последние три года.

В рейтинге THE самый большой удельный вес приходится на «индекс цитируемости». Для рейтинга ARWU наиболее значимым является показатель «Научные публикации», в который в качестве частного показателя входит количество статей, опубликованных в Nature или Science.

Следует отметить, что в мире издается примерно 200 тысяч научных журналов, но для формирования индексов цитируемости привлекается только 12 тысяч журналов, наиболее популярных в научной среде, причем наукометрические системы, формирующие индексы цитируемости, достаточно многочисленны и разнообразны по сфере охвата. Наиболее известными наукометрическими системами, данные которых учитываются при рейтинговании, являются Web of Science (WOS), Scopus, Science Citation Index-Expanded (SCIE), Social Science Citation Index (SSCI), Arts and Humanities Citation Index (AHCI).

Рейтинг ТНЕ имеет наиболее обширный спектр показателей. Однако показатели, характеризующие научно-исследовательскую деятельность, в нем явно преобладают над показателями, характеризующими

образовательную деятельность. Только в этом рейтинге используются показатели коммерциализации научной деятельности.

Рейтинг ARWU содержит только один показатель, относящийся к образовательной деятельности, - размер университета, все остальные характеризуют научно-исследовательскую деятельность и ее результаты.

Таблица 1.

Показатели для расчета рейтингов QS, THE и ARWU

№ № Показатель Способ оценки*) Удельный вес, %

QS THE ARWU

1 Академическая репутация Э 40 15

2 Отношение численности преподавательского состава к числу студентов И 20 4,5

3 Репутация среди работодателей Э 10

4 Индекс цитируемости И 20 30 20

5 Доля научных публикаций, где есть хотя бы один иностранный соавтор, по отношению к общему количеству научных публикаций вуза И 2,5

6. Доля иностранных студентов И 5 2,5

7. Доля иностранных преподавателей И 5 2,5

8. Исследовательская репутация среди аналогичных вузов Э 18

9. Доход от производственной деятельности -инновации И 2,5

10 Доля защитившихся магистрантов И 2,25

11 Доля PhD в профессорско-преподавательском составе И 6,0

12 Отношение дохода образовательного учреждения от научной деятельности к числу научных сотрудников И 2,25

13 Научные публикации И 40

14 Число преподавателей, обладающих Нобелевскими или Филдсовскими премиями И 20

15 Число выпускников вуза, получивших Нобелевскую или Филдсовскую премию И 10

16 Размер университета И 10

17 Доход от исследовательской деятельности, соотнесенный с количеством сотрудников и нормализованный для паритета покупательской способности И 6

18. Оценка среды для научных разработок Э 6

*) Э - экспертная оценка, И - количественная оценка, получаемая как

результат измерений (Источник: построено автором).

18

Как уже было указано, реализация Проекта 5-100-2020 должна обеспечить вхождение пяти российских университетов в Top-100 международных рейтингов. Из участников Проекта 5-100-2020 в 20014 году в рейтинге QS фигурировали 12 университетов, в рейтинг THE - 1, а в рейтинге ARWU участников проекта не оказалось, поэтому основное внимание в рамках данной статьи будет уделено рейтингу QS.

Рейтинг QS предназначен для классических университетов, в которых преподаются дисциплины минимум двух разных предметных областей. Впервые рейтинг был опубликован в 2004 году. В настоящее время в него включено более 800 университетов по всему миру, однако оценка производится более чем для 3000 учебных заведений. Для первых 400 университетов указываются точные позиции, следующие университеты находятся в группах, начиная с 401-410 до 701+. [7]

Университеты оцениваются по следующим направлениям - уровень преподавания, возможности трудоустройства выпускников, уровень исследовательской работы и интернационализация - которые оцениваются с помощью шести показателей, которым присвоены удельные веса: академическая репутация (40%), репутация среди работодателей (10%), соотношение доли преподавателей к учащимся (20%), индекс цитируемости (20%), доля международных студентов (5%) и международных преподавателей (5%). Два первых показателя определяются на основе крупнейших в своем роде глобальных опросов, а остальные основаны на измеримых данных.

Проанализируем показатели рейтинга QS более подробно.

1. Академическая репутация

Академическая репутация измеряется с помощью глобального исследования, в ходе которого ученых просят определить университеты, являющиеся, по их мнению, в настоящее время лучшими в определенной области знаний. В ходе опроса участники не имеют права голосовать за те университеты, в которых они работают.

При составлении рейтинга 2014/15 в течение трех лет было получено почти 63700 ответов от ученых всего мира. Сопоставимость результатов обеспечивается путем взвешивания по регионам.

Отметим, что подобный способ формирования показателя, несмотря на то, что в его основе лежит экспертная оценка, реализует более однородный подход ко всем областям знаний, по сравнению с показателем цитирования научных публикаций. Например, уровень цитирования в биомедицине гораздо выше, чем в английской литературе, но ответы ученых, представляющих разные области науки, имеют равную степень значимости. Также описанный выше способ позволяет получить представление о наличии консенсуса среди лиц, выступающих в качестве экспертов. Члены академического сообщества не оценивают учебные стандарты других учебных заведений, но выражают мнение о том, где в настоящее время

успешно реализуются наиболее значительные исследования в области их компетентности.

2. Репутация среди работодателей

Оценка репутации среди работодателей также основывается на глобальном опросе. В ходе опроса работодателям предлагается определить университеты, выпускники которых, по их мнению, имеют более высокий уровень подготовки. Показатель репутации среди работодателей является уникальным в международных университетских рейтингах.

Цель опроса работодателей является формирование у студентов представления о том, выпускники каких университетов имеют лучшие шансы на рынке труда. Более высокий вклад в репутацию университетов вносят высокие оценки, данные зарубежными работодателями, что позволяет определить университеты, репутация которых выходит за рамки государственных границ. При составлении рейтинга 2014/15 было получено почти 28800 ответов.

3. Количество преподавателей на одного студента

Этот простой показатель отражает соотношение преподавательского состава университета и количества студентов. При отсутствии международного стандарта, позволяющего оценивать качество преподавания, он позволяет выявить университеты, в которых имеются условия для проведения занятий в малых группах и есть возможность индивидуальной работы со студентами.

4. Индекс цитируемости

Этот показатель предназначен для оценки результатов научно-исследовательской деятельности университетов. «Научная продукция» университета считается тем сильнее, чем выше цитируемость научных работ, опубликованных его сотрудниками.

Для оценки цитируемости используется информация крупнейшей в мире базы данных научных публикаций, отражающих взаимные ссылки, Scopus. Для оценки используются данные за последние пять полных лет. Общее количество цитирований делится на численность профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников университета, Такой подход позволяет исключить несправедливое преимущество более крупных университетов.

5. Доля иностранных преподавателей и 6. Доля иностранных студентов

Последние два показателя предназначены для оценки того, насколько привлекателен университет для преподавателей и студентов из других стран. Доли иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава рассчитываются по отношению к общей численности соответствующей категории. Степень иностранного участия в деятельности университета отражает наличие международных связей, что косвенно влияет на международные возможности трудоустройства

Наряду с основным рейтингом РБ, публикуются рейтинги лучших мировых университетов в пяти широких областях знаний: искусство и гуманитарные науки, техника и технологии, науки о жизни и медицина, естественные науки, социальные науки и управление. Публикуется также отдельный рейтинг по странам ВШСБ. Для составления этих рейтингов базовая методология используется в адаптированных вариантах.

В рамках РБ действует также система автономной оценки университетов РБ Б1ег, результатом которой является квалификация университета с точки зрения его соответствия определенному набору требований.

2. Перспективы российских университетов в рейтинге 08

В Проекте 5-100-2020 участвуют 15 российских вузов, получивших такую возможность по результатам конкурса. Из них 4 университета представляют Москву, 3 - Санкт-Петербург, по 3 - Приволжский и Сибирский Федеральные округа, по 1 - Уральский и Дальневосточный Федеральные округа. В числе вузов - участников Проекта 5-100-2020 только 6 университетов, которые изначально были созданы как классические, 2 политехнических университета, 6 университетов, созданных на базе специализированных инженерных вузов, и 1 - экономический.

На реализацию Проекта 5-100-2020 предполагается направить бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные Министерству образования и науки Российской Федерации, в общем объеме 44 млрд. рублей [8]. Распределение средств по годам представлено на рис. 1.

2013 2014 2015 2016

Рис.1. Ассигнования федерального бюджета на реализацию Проекта 5-100-2020,

млрд. руб.

Источник: построено автором

В настоящее время 12 из 15 участников Проекта 5-100-2020 представлены в основном рейтинге РБ. В рейтинге РБ ВЫСБ номинированы 13 вузов.

В таблице 2 можно увидеть занимаемые вузами позиции в рейтингах и проследить их динамику в основном рейтинге за последние 3 года. Необходимо отметить, что в 2013 году список участников рейтинга существенно расширился, и группа 600+, которая ранее рассматривалась как единая, была разбита на группы 601-650, 651-700 и 700+.

В 2014 году впервые появились в рейтинге QS Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", занявший место в группе 481-490, и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», вошедший в группу 701+.

Не изменили позиции Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (группа 501-550), Нижегородский госуниверситет им. Лобачевского (700+) и Дальневосточный федеральный университет (701+).

Пять участников Проекта 5-100-2020 улучшили свои позиции, в их числе Московский физико-технический институт (государственный университет), Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет и Казанский (Приволжский) федеральный университет.

Таблица 2.

Места российских вузов - участников Проекта 5-100-2020 ___ в рейтингах QS__

№№ Место 2014 Место 2013 Место 2012 Учебное заведение BRICS

1 411420 441450 - Московский физико-технический институт (государственный университет) 52

2 481490 - - Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 57

3 501550 501550 501550 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 58

4 501550 551600 601+ Национальный исследовательский Томский политехнический университет 67

5 328 352 371 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 18

6 551600 501550 451500 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина 80

7 481490 451460 - Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 47

8 491500 551600 551600 Национальный исследовательский Томский государственный университет 47

9 551600 601650 601+ Казанский (Приволжский) федеральный университет 69

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 701+ - - Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» 98

111 - - - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

112 - - - Самарский государственный аэрокосмический университет им. ак. С.П. Королёва (НИУ)

113 - - - Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В. И. Ульянова (Ленина) 121-130

114 701+ 701+ - Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 72

115 701+ 701+ 601+ Дальневосточный федеральный университет 100

Источник: построено автором

Ухудшили свои позиции по сравнению с предыдущим годом Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Наивысшую позицию из участников Проекта 5-100-2020 в 2014 году занял Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (328), который является единственным участником Проекта, квалифицированным индивидуально, а также единственным участником, улучшившим показатели по индексу цитирования.

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет является единственным из участников проекта 5-100-2020, вошедшим в рейтинг THE, в который он впервые попал в 2014 году и занял место в группе 301-350.

Три вуза - участника Проекта 5-100-2020 получили квалификацию ★★★ («Три звезды») - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Казанский (Приволжский) федеральный университет и Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Такая квалификация свидетельствует о наличии права

разрабатывать собственные образовательные программы и выдавать дипломы от своего имени.

Для того чтобы выявить перспективы продвижения российских университетов - участников проекта 5-100-2020 в мировых рейтингах, в частности, в рейтинге QS, необходимо выявить их сильные и слабые стороны, а также имеющиеся возможности и угрозы.

В настоящее время наиболее сильной стороной российских вузов является их образовательная деятельность, что во многом обусловлено традиционным для страны разделением образования и науки. Однако это же обстоятельство делает слабой стороной российских вузов научную деятельность. Если за рубежом университеты являются научными центрами и получают для проведения научных исследований государственное и частное финансирование, в России научными исследованиями традиционно занимались государственные академии и отраслевые научно-исследовательские институты. В этих же организациях велась подготовка научных кадров: в академических институтах действовала аспирантура и работали ученые советы по присуждению ученых степеней.

В долгосрочной Программе фундаментальных научных исследований более 85% общего объема финансирования выделено государственным академиям, тогда как Министерству образования и науки выделено менее 3%, государственным научным фондам - 17,7 %, а на субсидии индивидуальным исследователям и организациям - менее 1%. Общий объем финансирования Программы на период с 2013 по 2020 годы составляет 834783,8 млн. руб. [9]

Для сопоставления можно привести данные об объемах государственного финансирования научно-исследовательской деятельности ведущих американских университетов в 2011 году: Johns Hopkins University - 1.88 млрд. долл., University of Washington, Seattle - 949 млн. долл., University of Michigan - 820 млн. долл., University of Pennsylvania - 707 млн. долл., University of Pittsburgh - 662 млн. долл. [10]

Одним из последствий разделения науки и обучения в России стала концентрация сотрудников университетов на учебной работе. Высокие нормативы учебной нагрузки, в том числе аудиторной, не оставляют преподавателям университетов времени на научно-исследовательскую работу. Не способствуют успешной научной деятельности сотрудников университетов и не позволяют им реализовать свой научный потенциал такие факторы как:

■ необходимость в процессе обучения компенсировать низкий уровень школьной подготовки студентов и отсутствие у значительной части студентов мотивации к учебе и участию в научно-исследовательской работе, что требует от преподавателей дополнительных затрат времени и сил в учебном процессе и затрудняет формирование исследовательских коллективов, обеспечение преемственности поколений в науке, передачу знаний и опыта;

■ частая перестройка учебных программ и планов, требующая, помимо творческой составляющей, больших объемов рутинной работы;

■ отсутствие достаточного для проведения исследований числа аспирантов и ассистентов;

■ разрыв связей с практической сферой, отсутствие современного лабораторного оборудования, слабая востребованность вузовской науки в народном хозяйстве;

■ напряженная психологическая обстановка, создаваемая скандалами в научной сфере, погоней за формальными показателями, умалением заслуг отечественных ученых по сравнению с зарубежными, насаждением в коллективах конкурентных настроений вместо конструктивной научной кооперации.

Тенденция к сокращению числа преподавателей, даже объясняемая стремлением повышения заработной платы при неизменном или незначительно увеличивающемся фонде, не только способна ухудшить качество образования, но и напрямую негативно влияет на рейтинг, причем ухудшение показателя количества преподавателей на одного студента может быть компенсировано только снижением числа студентов, то есть уменьшением размеров вуза.

Сегодня Россия является экспортером образовательных услуг. Тем не менее, в последние годы наметилась тенденция роста количества иностранных студентов, стремящихся получить образование в вузах России. По сравнению с 1990 годом, в 2013 году количество иностранных студентов в России увеличилось на 75,5 тысяч человек (85%) [11]. В качестве ведущего фактора, определяющего выбор учебного заведения, выделяется соотношение цены и качества образовательных услуг.

В настоящее время российские вузы напрямую не конкурируют с зарубежными ни в привлечении абитуриентов, ни в плане трудоустройства выпускников, поэтому повышение рейтинга в краткосрочной перспективе не приведет к существенным изменениям в их образовательной деятельности. Однако в среднесрочной перспективе российским вузам с большой вероятностью придется конкурировать не только за иностранных, но и за российских студентов, так как Восточная и Центральная Европа активно продвигают свои университеты, а в ряде европейских стран, заинтересованных в привлечении хорошо подготовленных абитуриентов, высшее образование не только является бесплатным, но и выплачиваются стипендии студентам. В таких условиях участие в международных рейтингах российских университетов должно играть роль своего рода «поддерживающей рекламы».

В Указе Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» говорится об увеличении к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, до 2,44 процента.

Основная опасность заключается в том, что стремление повысить количество публикаций отрицательно скажется на их качестве и, как следствие, на авторитете российской науки в целом. Публикации есть лишь форма представления научных результатов и, как правило, они являются завершением исследований, занявших продолжительное время. Есть два основных фактора повышения числа публикаций университетских ученых: увеличение объема научных исследований и рост численности исследователей. По нашему мнению, необходимо также стремиться к включению российских научных изданий в основные наукометрические базы данных.

Выводы

Проведенный анализ позволил сделать ряд выводов и предложений относительно усиления полезного эффекта от участия российских университетов - участников Проекта 5-100-2020.

1. Интеграция российской системы в мировое академическое сообщество не должна базироваться на механическом переносе в отечественную академическую среду форм, методов, принятых за рубежом, и формальном применении критериев, используемых в других странах. По нашему мнению, российская система высшего образования, несмотря на значительные потери, обладает ценностями, преимуществами и опытом, которые могут быть восприняты мировым академическим сообществом и способны обогатить спектр направлений влияния высшей школы на мировое развитие.

2. На данном этапе участие российских университетов в рейтингах в условиях отсутствия единого образовательного пространства и единого рынка труда следует рассматривать не как соревнование, в котором необходимо всеми силами бороться за высокие места, а как способ информирования о существовании, возможностях и преимуществах получения образования в России.

3. Учебная и научная деятельность в университете должны находиться в сбалансированном единстве. Баланс ресурсов в этих областях позволит обеспечить баланс результатов. В настоящее время баланс отсутствует, так как российские университеты традиционно в большей мере ориентированы на учебный процесс. Наибольших успехов российские вузы - участники Проекта 5-100-2020 достигли в рейтинге университетов РБ благодаря тому, что в нем с высоким весом учитываются результаты образовательной деятельности.

4. Расширение и повышение результативности научной деятельности должно базироваться на результатах учебного процесса и не вступать в противоречие с принципами научной добросовестности. Для увеличения числа публикаций российских ученых в наукометрических базах данных необходимо не только увеличение числа публикаций в зарубежных журналах, но и продвижение отечественных научных изданий в авторитетные базы данных.

5. Для российских абитуриентов и абитуриентов из стран СНГ может быть полезен внутрироссийский рейтинг вузов, формируемый по прозрачной методике, учитывающей запросы данной категории пользователей. Подобный рейтинг должен также учитывать запросы российских работодателей.

6. Популяризации российского высшего образования за рубежом может способствовать получение университетами независимых автономных, а не сопоставительных оценок. К такого рода оценкам относится квалификация QS Star, характеризующая университеты с точки зрения соответствия определенным критериям без сравнения их между собой и в большей мере учитывающая «пользовательские» характеристики, например, удовлетворенность студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Rodionov Dmitrii G., Rudskaia Irina A., Kushneva Olga A. How Key Russian Universities Advance to Become Leaders of Worldwide Education: Problem Analysis and Solving// World Applied Sciences Journal 31 (6): 1082-1089, 2014.

2. Актуальность комплексной модернизации российского высшего образования // Наука - это жизнь! Сборник научно-познавательных статей, заметок и публикаций. [Электронный ресурс]: nauka.relis.ru/33/0305/33305012.htm. Дата обращения 12.09.2014.

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

4. QS World University Ranking. [Электронный ресурс]: http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2012. Дата обращения 12.09.2014.

5. Times Higher Education, 2012-2013. World University Rankings. [Электронный ресурс]: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2013-14/world-ranking. Дата обращения 02.09.2014.

6. Academic Ranking of World Universities [Электронный ресурс]: http://www.shanghairanking.com/. Дата обращения 12.09.2014.

7. Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт / Под ред. Ф.Э. Шереги и А.Л. Арефьева / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2014. - 504 стр.

8. Сайт Проекта 5-100-2020. [Электронный ресурс]: 5top100-ru.1gb.ru. Дата обращения 12.09.2014.

9. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 гг.) утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2538-р.

10. Universities Getting the Most Government Money [Электронный ресурс] - 24/7 Wall St. http://247wallst.com/special-report/2013/04/25/universities-getting-the-most-government-money/#ixzz3EdfsI1Nq. Дата обращения 02.10.2014.

11. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Вып. 10 [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2013. - 139 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.