Елисеева И.А.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
ПОЗИЦИИ Э. БРОНТЕ В КОНТЕКСТЕ ЖЕНСКОГО РОМАНА О ГУВЕРНАНТКЕ
В статье анализируется первое произведение Э. Бронте «Агнес Грей» в контексте женского романа о гувернантке. Изучаются возникновение и развитие этого жанра в литературе XIX века. Исследуются причины его популярности, рассматривается проблематика, выделяются основные темы с целью понимания специфики произведений Э. Бронте.
Ключевые слова: гувернантка, роман, Викторианская эпоха, воспитание, социальный статус.
Гувернантка викторианской эпохи заняла особую нишу в литературе XIX века, количество посвященных ей произведений было настолько велико, что возник отдельный жанр - роман о гувернантке («governess novel»). Книги о наставницах младшего поколения появились задолго до указанного периода, а примеры известных воспитательниц обнаруживаются уже в XIV веке. Вероятно, одним из первых романов, в котором центральным персонажем выступает гувернантка, был H.S.’s (Anecdotes of Mary; or, the Good Governess) (1795), изображающий главную героиню, как глубоко почитаемую личность. В том же духе несколько позднее было написано и произведение М.Эжворф (M.Edgeworth) «Хорошая французская гувернантка» (The Good French Governess) (1801), имеющее педагогическую направленность и поднимающее вопросы о рациональном образовании. Все эти книги в первую очередь преследовали воспитательные цели и описывали положительные стороны работы наемных воспитательниц.
Однако XIX век вносит свои коррективы. Начиная с 1830-х годов отношение к наставнице младшего поколения, ее работе, положению в обществе начинает меняться, что и находит отражение в романах о гувернантке. Ее все чаще изображают как жертву тех неблагоприятных обстоятельств, невольной пленницей которых, она оказалась, особо подчеркивая недружественное, а порой и жестокое обращение, как со стороны ее работодателей, так и воспитанников. Будучи ни прислугой, ни членом семьи, девушки-воспитательницы испытывали чрезвычайные затруднения, ибо это провоцировало их изолированное состояние. Безусловно, гувернантку нельзя было поставить на одну ступень с обслуживающим персоналом в иерархической
лестнице. Естественно, что она занимала более высокое социальное положение, нежели необразованная прислуга, но в тоже время имела статус ниже, чем хозяева дома. «The socially intermediate position of governesses generated a debate, which was especially active from the 1840s until the end of the century» [4;27] («Промежуточное положение гувернантки в социальном плане порождало полемику, которая достигла своего апогея, начиная с 1840-х годов и длилась вплоть до конца века»). Именно в это время появляется значительное количество статей, заметок, в которых были представлены правила и советы гувернанткам, и, наконец, романов, в том числе и автобиографических, дающих правдивое описание условиям жизни наставницы младшего поколения. В указанный период также многократно возросло количество женщин-романисток на литературном небосклоне Англии, выбирающих гувернантку центральным персонажем своих произведений, что и породило специальный термин «governess novel». Поднимая наболевшие вопросы, касающиеся положения женщины в современном обществе, ее социального статуса, условий работы, романисты привлекали внимание к проблемам надомных воспитательниц, стремясь тем самым улучшить сложившуюся ситуацию. М.М.Шервуд (M. M. Sherwood) Caroline Mordaunt, or, The Governess (1835); Д.Бак-ли (J. Buckley) Emily, the Governess (1836), Miss Ross’s The Governess; or, Politics in Private Life (1836); М. Блессингтон (M. Blessington) The Governess (1839) - все эти произведения соотносятся с зарождающимся жанром «governess novel», ибо преследуют уже не просто воспитательные цели, а делают особый акцент на социальном положении наставницы, ее условий жизни и работы и представляют уже новый тип гувернантки.
Часто гувернантка противопоставляется другим женским образам. Так, в вопросах воспитания и образования детей, ее взгляды расходятся с материнскими. Передовые, для того времени, высказывания о необходимости материальной независимости женщины не совпадают с умозаключениями других героинь. Убежденность в провале брака, заключенного по расчету, брака-сделки, находит непонимание как среди девушек на выданье, так и у зрелых дам. Исповедуя принцип совести, гувернантке часто приходится разочаровываться в поступках окружающих. Тем не менее, это не может сломать веру, устойчивую убежденность главной героини в ее правоте.
Большое количество подобных произведений демонстрирует тот огромный интерес, который наблюдался к «феномену гувернантки». Заняв новую нишу в социальной иерархии викторианского общества, наставница младшего поколения стала объектом сострадания, жалости, а порой и снисходительного отношения.
Первый роман Э.Бронте «Агнес Грей» в подробностях описывает сложившуюся на тот момент ситуацию. Являясь передовой представительницей своей эпохи, писательница с живостью откликается и передает на своих страницах все то, что вызывает интерес, озабоченность, а порой и тревогу. Так вопросы воспитания и образования, которые выходят на первый план, тут же находят отражение в романах Энн.
Рассуждая о проблематике первого произведения Э.Бронте, Ф.Б. Пинион указывает, что «In Agnes Grey her main aim is to expose society through its exploitation of the governess» [3;238] («В «Агнес Грей» ее главная цель - разоблачить общество через его эксплуатацию гувернантки»). Американская исследовательница творчества Э.Бронте, Мария Фроли, отмечает в своей книге «Anne ВгоШ;е»: «For many readers, Agnes Grey seems on first encounter to be an exemplary type ofsocial protest writing popular in the early and mid-Victorian period - the governess novel... The governess was a victim of a range of economic and social hardships, and the stories written about her became part of the «Condition of England» literature associated with the years in Great Britain» [2;82] («Для многих читателей «Агнес Грей» при первом взгляде кажется типичным романом социального протеста, который был так популярен в начале и середине викторианского периода - романом гувернант-
ки... Гувернантка стала жертвой определенных экономических и социальных трудностей, и истории, написанные о ней стали частью литературы «Английского общественного положения», ассоциируемые с этим временем в Великобритании»).
Нельзя не согласиться с тем, что именно гувернантка является центральным персонажем произведения. Ведь через ее восприятие представлены другие главные герои романа, которым она дает оценку. Собственный опыт Энн в чужих семьях в качестве наставницы во многом и определил особый интерес к этой профессии. Н.П. Михальская указывала, что «... она ориентировалась не на литературный контекст, а исходила из своего скромного жизненного опыта, о котором могла поведать легко и непринужденно» [5;34]. При этом, несомненно и то, что Энн ставила перед собой задачу привлечь внимание читателей к проблемам гувернанток, которых было предостаточно.
Со всей правдивостью и прямотой она обнажает все недостатки семейного воспитания и раскрывает такие тайны и проблемы викторианских укладов, о которых многие предпочитали замалчивать. Так на протяжении всего романа «Агнес Грей» писательница прослеживает, каким образом отсутствие нравственных ценностей и высоко моральных убеждений влияет на поступки героинь, их жизнь и, в конечном счете, на всю судьбу.
Агнесс расценивает людей не по их положению в обществе, а основываясь на их нравственной чистоте, духовном развитии. Воспитанная в семье, где главным считалось мораль, великодушие и любовь к ближнему, она имеет прекрасный пример своих родителей, которые пронесли эти идеалы через все трудности, испытания и лишения. Однако и ее работодатели, и их дети отнюдь не разделяют ее взглядов. Вот как сама Агнес характеризует себя по отношению к их семье:
«. I was the only person in the house who steadily professed good principles, habitually spoke the truth, and generally endeavoured to make inclination bow to duty.» [1;50] («...Я была единственным человеком в этом доме, кто неуклонно исповедовал высокие нравственные принципы, привычно говорил только правду и обычно стремился ставить долг превыше желаний.»).
Главная героиня сталкивается с большим количеством трудностей, из которых неизменно
выходит с чувством собственного достоинства и соблюдением всех норм морали, что вызывает большую симпатию читателя. Проходя через всевозможные преграды и препятствия, которые чинят ей как работодатели и их слуги, так и ее подо-
печные, гувернантка становится мудрее, нравственно выше, другими словами, на протяжении всего произведения автор показывает взросление главной героини, развитие ее характера, душевных качеств, веры в высшие ценности.
21.03.2011
Список литературы:
1. Bronte A. Agnes Grey. Hertfordshire: Wordsworth, 1998. - P. 50.
2. Frawley M.H. Anne Вго^е. New York: Macmillan. - 1996. - P. 82.
3. Pinion F.B. A Вго^е companion. London: Macmillan. - 1975. - P.238.
4. Silent Voices: forgotten novels by Victorian Women Writers / Ed. by Brenda Ayres. - NY: Library of Congress Cataloging-in-Publication Data. - 2003. - P. 27.
5. Михальская Н.П. Десять английских романистов. М. 2003. - С.34.
Сведения об авторе:
Елисеева Л.А., аспирант, кафедра литературы, теории, методики обучения литературе Орского гуманитарно-технологического института (филиал) Оренбургского государственного
университета
462403, г. Орск, пр-т Мира, 15а, тел. 8(3537) 236601, е-шаИ: [email protected]
UDC 820 Eliseeva I.A.
Orsk State Technological Institute (a branch office) «Orenburg State University»
E-mail: [email protected]
A.BRONTE'S POSITION IN THE ASPECT OF A WOMAN'S GOVERNESS NOVEL
A. Bronteys first novel «Agnes Grey» is analysed in the aspect of a womanys governess novel. The appearance and the development of the genre in literature in the XIX century are studied. The reasons of its popularity, the problems and the main topics are studied to reveal the characteristic features and peculiarities of A. Bronteys novels.
Key words: a governess, a novel, the Victorian era, upbringing, the social status.
Bibliography:
1. Bronte A. Agnes Grey. Hertfordshire: Wordsworth, 1998. - P. 50.
2. Frawley M.H. Anne Bronte. New York: Macmillan. - 1996. - P. 82.
3. Pinion F.B. A Bronte companion. London: Macmillan. - 1975. - P.238.
4. Silent Voices: forgotten novels by Victorian Women Writers / Ed. by Brenda Ayres. - NY: Library of Congress Cataloging-in-Publication Data. - 2003. - P. 27.
5. Mihalskaya N.P. Ten English Novelists. M. 2003. - P.34.