Научная статья на тему 'ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ И ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА'

ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ И ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постмодернизм / философия постмодерна / позитивное мышление / нью-эйдж / литература постмодернизма / постмодернистская ирония / эстетика постмодернизма / Владимир Сорокин / postmodernism / postmodern philosophy / positive thinking / new age / postmodern literature / postmodern irony / aesthetics of postmodernism / Vladimir Sorokin

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черемина Екатерина Аркадиевна

В статье рассматриваются проявления позитивного мышления и изменения общественного сознания в России в эпоху постмодернизма, когда усиливается пропаганда либерализма, плюрализма и гедонизма. Предметом изучения в статье являются философия и литература постмодернизма. Характеризуя основные черты сознания людей в эпоху постмодерна, автор раскрывает и связывает понятия: эпоха постмодерна, мир как текст, децентрация мышления, ситуативные фобии, нью-эйдж, позитивное мышление, субъективный идеализм, деконструкция, постмодернистская ирония, эпистемологический релятивизм. Основной чертой постмодернизма автор считает отказ от социальных преобразований, который приводит человека к дистанцированию от общества и природы, к полному отказу от позитивно-онтологических взглядов на мир. Такая концепция изживает себя в настоящее время не только в литературе, искусстве, но и в социальных группах, где пропаганда позитивного мышления стала почти обязательной. Ирония над изменением общественного сознания дана исследователем на примере постмодернистского романа Владимира Сорокина «Путь Бро». В романе мир насилия и идеальный мир людей, выдуманный идеологами, оказываются тесно связанными. Цель работы автор видит в том, чтобы выявить изменения в эстетике постмодернизма в результате появления моды на позитивное мышление. Методом исследования выбрано научное описание. Статья актуальна в связи с недостаточным, по мнению автора, количеством исследований элемента постмодернистской эстетики в литературе. Результатом работы над статьей ее автор считает вывод о том, что мода на позитивное мышление изменила сознание современных людей. Этот факт позволяет писателям часто высмеивать сознание своих современников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE THINKING IN THE PHILOSOPHY AND LITERATURE OF POSTMODERNISM

The article examines the occurrence of positive thinking and public consciousness changes in Russia in the era of postmodernism. The article reveals the following concepts: the postmodern era, the world as a text, decentralization of thinking, situational phobias, new age, positive thinking, subjective idealism, deconstruction, postmodern irony, epistemological relativism. The irony over the alteration in public consciousness is shown b y the example of postmodern novel "The Way of Bro" by Vladimir Sorokin. In the novel the world of violence and the ideal world of people, contrived by the ideologists, are closely connected. The subject of the article is the philosophy and literature of postmodernism. The aim of the work is to identify changes in postmodernism aesthetics as a result of positive thinking trend emergence. The research method is a scientific description. The article is relevant due to insufficient research of a postmodern aesthetics element in literature. The result presented in the article shows that positive thinking tendency has changed the consciousness of contemporary people. This fact allows writers to mock constantly the consciousness of their contemporaries.

Текст научной работы на тему «ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ И ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК: 130.2:141.78

DOI: 10.18503/2658-3186-2023-7-3-50-54

Е. А. Черемина (Астрахань, Россия) ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ И ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Аннотация. В статье рассматриваются проявления позитивного мышления и изменения общественного сознания в России в эпоху постмодернизма, когда усиливается пропаганда либерализма, плюрализма и гедонизма. Предметом изучения в статье являются философия и литература постмодернизма. Характеризуя основные черты сознания людей в эпоху постмодерна, автор раскрывает и связывает понятия: эпоха постмодерна, мир как текст, децентрация мышления, ситуативные фобии, нью-эйдж, позитивное мышление, субъективный идеализм, деконструкция, постмодернистская ирония, эпистемологический релятивизм. Основной чертой постмодернизма автор считает отказ от социальных преобразований, который приводит человека к дистанцированию от общества и природы, к полному отказу от позитивно-онтологических взглядов на мир. Такая концепция изживает себя в настоящее время не только в литературе, искусстве, но и в социальных группах, где пропаганда позитивного мышления стала почти обязательной. Ирония над изменением общественного сознания дана исследователем на примере постмодернистского романа Владимира Сорокина «Путь Бро». В романе мир насилия и идеальный мир людей, выдуманный идеологами, оказываются тесно связанными. Цель работы автор видит в том, чтобы выявить изменения в эстетике постмодернизма в результате появления моды на позитивное мышление. Методом исследования выбрано научное описание. Статья актуальна в связи с недостаточным, по мнению автора, количеством исследований элемента постмодернистской эстетики в литературе. Результатом работы над статьей ее автор считает вывод о том, что мода на позитивное мышление изменила сознание современных людей. Этот факт позволяет писателям часто высмеивать сознание своих современников.

Ключевые слова: постмодернизм, философия постмодерна, позитивное мышление, нью-эйдж, литература постмодернизма, постмодернистская ирония, эстетика постмодернизма, Владимир Сорокин.

Современный мир переживает значительные трансформации общественного сознания. Все настойчивее становится пропаганда либерализма, плюрализма и гедонизма, несмотря на серьезные метафизические претензии к этим идеологиям со стороны русской культуры. Эпоха постмодернизма в России стала радикальной и суровой, и этим можно объяснить трансформации человеческого сознания.

Основные черты общественного сознания эпохи постмодерна следующие:

1. Новый способ мышления игнорирует бинарность мира: целое - часть, центр - периферия, добро - зло, реальное - воображаемое.

2. Принципиальный отказ от систематизации явлений окружающего мира.

3. Представление культуры и мира как герменевтической совокупности толкования любых текстов, клиповое восприятие искусства, интертекстуальность [9, а 120-121].

Постмодернизм не пытается создать учение, объясняющее каждый участок отдельно взятого вымышленного мира, он скорее пытается диалектически иметь в виду нечеткую, но полную плюралистических концепций картину мира. Постмодернизм не ставит задачи создания философской универсальной теории. Его интересует частный случай, уникальность, а не понятие всеобщности и не проблема универсалий, характерная для средневековой философии. Это явное проявление новых философских парадигм, что сопрягается с разносторонней критикой рационализма, объективизма, религиозных христианских догм, европоцентризма, то есть всего того, что было ценным и традиционным в западноевропейской традиции. Кредо Нового времени, рационализм декартовского и ньютоновского мышления, постепенно замещается иррационализмом, вмещающим разные стилевые черты - восток и запад [9]. Научное знание относительно, это всего лишь «вид дискурса» [8, а 5].

Самое серьезное качество постмодернизма - отказ от социальных преобразований, от прагматичных свершений в природе. Человек дистанцируется от реального мира общества и природы, что приводит к полному отказу от позитивно-онтологических взглядов на мир как на личную мастерскую человека, который может творить в ней все, что захочет, - эта концепция абсолютно исчерпала себя. Человек больше не хочет быть ни творцом, ни ученым-исследователем, то есть он отказывается от своей активной культурной природы. Такой отказ от познания мира и, следовательно, его преобразования ведет к непризнанию понятия истины, которая теперь считается явлением множественным и субъективным.

Мир становится объектом сознания, результаты которого фиксируются в письменных или уст-

ГУМАНИТАРНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 202 3 . Т. 7. № 3

ных формах. Он рассматривается только «через призму сознания, т. е. исключительно как идеологический феномен культуры» [3, с. 20]. Поэтому мир выступает как текст: «Ничто не существует вне текста» (Ж. Деррида), любую реальность можно описать и определить контекстуальными интерпретациями [4, с. 103].

«Децентрация» мышления приводит к эклектике стилей, форм и направлений, к утрате чувства превосходства норм традиционного общества.

Стирание пространственно-временных границ сопряжено в постмодернизме с потерей апелляции к авторитетам и значимости традиции. Мир нельзя свести к одному объединяющему универсальному принципу.

Современный человек, не имея в сознании традиционного гуманизма, увлекается позитивным мышлением, испытывая различные социальные или ситуативные фобии. Чаще всего это боязнь социальных ситуаций, например, автофобия (страх одиночества), антропофобия (страх перед людьми), атихифобия (страх перед неудачей), страх перед «негативными» ситуациями, например, перед смертью, кладбищами(танатофобии). М. Фуко, исследуя историю безумия в классическую эпоху, не мог представить, что формы безумия не исчезнут у людей XXI века и будут сопряжены с иллюзией управления социальной реальностью [10, с. 25-50]. Фобии - это весьма распространенные расстройства психики в эпоху постмодерна. И лечение от этих расстройств предлагается совершать с помощью так называемых позитивных установок.

Позитивное мышление - концепция, применяемая на семинарах по мотивационному развитию личности, а также в соответствующей литературе. Его синонимы - «новое мышление», «правильное мышление», «мышление силы» или «ментальный позитивизм». Позитивное мышление не связано с позитивной психологией (это важно, так как позитивное мышление имеет природу оккультных восточных практик).

Позитивное мышление возникло во второй половине XIX века (Р. У. Эмерсон [11], метод Куэ [6]). Д. Карнеги были построены с элементами позитивной психологии 1.

Метод позитивного мышления в своей основе исходит из того, что применяющий его путем постоянного позитивного влияния осознанного мышления (например, с помощью аффирмаций или медитативных визуализаций) достигает в мыслях продолжительного конструктивного и оптимистического настроения и тем самым повышает свою удовлетворенность и качество жизни. Наиболее популярные современные авторы методик овладения позитивным мышлением, такие как Луиза Хей2, Вадим Зеланд3, Александр Свияш4.

Мода на позитивное мышление, на наш взгляд, - показатель крайне беспомощного положения современного общества в России. Вместо ориентации на социальную реальность, на свершение действий, человеку предлагается «усыпляющая таблетка» от тревоги за свое будущее. Безусловно, это проявление движения «нью-эйдж», потому как адептами позитивного мышления используются восточные практики, совершенно нехарактерные для здорового мышления западного человека и потому разрушающие его личность и способность критически оценивать действительность. Человек живет словно бы в выдуманной им самим сказке, проявляя тем самым эскапистскую сущность подобных «эзотерических практик». К тому же, в этих методиках активно используется термин «Вселенная», характерный для мировоззрения нью-эйдж, заменяющий собой прежнее понятие Бога, Творца Вселенной и отрицающий творческую сущность человека. В общем, явление человека-творца как высокоразвитого и самостоятельного существа было типично для эпохи Возрождения и положительно характеризовало природу человека. В мировоззрении нью-эйдж человек - это маленький винтик в механизме Вселенной, чье положение полностью определяет некая слышащая и думающая Вселенная. Такой поход унижает человека, искажает представление о его сущности.

В позитивном мышлении есть убежденность, что вещи, которые человек считает правдой, обязательно воплощаются в его жизни, то есть налицо важнейший элемент субъективного идеализма.

С точки зрения субъективного идеализма, метод позитивного мышления - это способ деконструкции ложной или несуществующей негативной действительности и ее воздействий. Ложные представления должны быть устранены, и, как следствие, устранена негативная ситуация в реально-

1 Методика позитивного мышления // Моя психология. URL: https://mypsihologiya.ru/samorazvitie/metodika-pozitivnogo-myshleniya (дата обращения: 24.06.2023).

2 Хей Л. Стань счастливым за 21 день. Самый полный курс любви к себе. Москва : Эксмо. 2016. 240 с.

3 Зеланд В. Апокрифический трансерфинг. Москва : Эксмо. 2022. С. 432.

4 Свияш А. Большая книга позитивной психологии. Москва : Аст. 2018. 640 с.

сти, потому что «Вселенная слышит и исполняет».

В социальных группах пропаганда позитивного мышления стала почти обязательной, аффир-мации используют как метод оздоровления. Литература предлагает его в качестве универсального средства успеха, формулой которого становится «деньги, здоровье и счастье». Многочисленные уловки должны поддерживать мысленный оптимизм (смайлы, яркие картинки, мотивирующие видеофайлы, позитивное изречение, сублиминальные сообщения в картинках, посылаемых по Интернет).

Нередко принципы позитивного мышления используют авторы деловой и обучающей литературы (что иногда оправдано), а также бизнес-коучеры и популяризаторы самого позитивного мышления. Например, бизнес-коучи используют обман и призывают имитировать деятельность: «Имитируй поведение успешного человека! Ты вживешься в образ и станешь таким». Постмодернизм называется «ответом на социальный «заказ» неолиберализма» [1, с. 4].

В Российской Федерации это движение сначала было малопопулярным. Можно вспомнить «Lifesprmg», коммерческую организацию, основанную в 1974 году Джоном Хенли и появившуюся в нашей стране в середине 1990-х годов.

В романе Владимира Сорокина «Путь Бро»5 (приквел «Ледяной трилогии») проявляется идея того, что насилие и идеальный мир тесно связаны. Главный герой книги, мальчик Саша Снегирёв, младший седьмой ребенок в семье богатого сахарозаводчика родился в день падения Тунгусского метеорита. Ему уготована судьба основать Братство Света. С помощью сестры Фер он ищет особых людей со спящими сердцами сначала в России, а затем и по всему миру. В XX веке Братья были чекистами и нацистами (об этом подробнее рассказывается во второй части трилогии «Лёд»), а в современности стали могущественной корпорацией LЁD.

В этом романе автор обыгрывает моду на эзотерические практики и позитивное мышление нью-эйдж. Братство Света ищет истинные знания, верит в возможность постижения «Света Изначального». В романе доведена до абсурда метафора Нерушимой Гармонии в виде Идеального Льда; с иронией в повествовании ведется поиск голубоглазых и светловолосых ариев с Далеких Звезд. Писатель иронизирует над идеей возможности познания мира и обретения некой «гармонии» после образования нового мировоззрения. Бро считает, что жизнь - ошибка, гармония небесных твердых тел есть в той самой «слышащей Вселенной», которая представлена как абсолютный порядок. Лед, упавший с неба, - материя идеального творения, пробуждающая сердца братьев и сестер Света. Когда идеальный лед тает, он превращается в неидеальную воду.

Этот роман - утонченная постмодернистская ирония, в том числе над идеями конечности, греховности плоти и другими модными темами современности: «У людей за всю их историю было три основных занятия: рожать людей, убивать людей и использовать окружающий мир. Люди, предлагающие что-то другое, распинались и уничтожались»6.

Цель братьев и сестер Света - взяться за руки, образовать круг, произнести «программирующие» слова - и мир изменится по желанию. Существующая Вселенная считается неудачной, неправильной, ее энергетику нужно скорректировать с желаниями Братства. В итоге должны исчезнут «мясные машины», т. е. обычные люди, чтобы они не мешали дальнейшему развитию. Человек становится свободным от телесного, но вступает «на путь интенсивной деградации» [2, а 64].

Этот роман можно интерпретировать как освобождение от коммунистической идеологии, и, с другой стороны - как конец идеалов «либеральной демократии, которые как раз и являются эмпирическим воплощением христианских ценностей» [7, ^ 4]. Никакая идеология не может быть подлинной, либерализм окарикатуривает христианские идеи, превращает идею равенства в контроль над человеческой природой.

Критика позитивного мышления указывает на опасность в повседневном образе мысли отказа от отрицательных эмоций, хотя рациональное зерно в позитивном мышлении, разумеется, есть (например, использование его для достижения краткосрочного терапевтического эффекта).

Кроме прочего, позитивное мышление представляет собой еще и манипуляцию сознанием, поведением человека, что мешает естественному процессу духовного развития, не позволяет воспринимать физический и социальный мир объективно. Самовнушение может повредить лабильным людям, а у несклонных к критическому мышлению людей - привести к потере контакта с реальностью. Даже

5 Сорокин В. Путь Бро // Ледяная трилогия. Москва : АСТ; Санкт-Петербург: Астрель, 2009 г., С. 239-482.

6 Сорокин В. Ледяная трилогия. С. 18.

ГУМАНИТАРНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 202 3 . Т. 7. № 3

если поставить критические вопросы к основанию позитивного мышления, то человек попытается уйти от ответов на них.

К сожалению, современное общество не может быть самодостаточным, поскольку позитивное мышление превращается в идеологию для управления массовым сознанием. У общества возникает иллюзия всемогущества, ее воздействие спектрально направлено на психические структуры человека (эзотерика, протестантизм, менеджмент, блогерство). Транслятор идеи позитивного мышления ставит перед собой задачу изменения мнений, побуждения к достижению целей, выгодных определенной группе людей, в которую, конечно, объект манипуляции не входит.

Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны, это общеизвестно. Появление моды на позитивное мышление и активное ее распространение может быть показателем такой информационной войны. После распада закрытых социалистических обществ всеобщей формой жизни людей стали «рынок, выгода, прибыль», по выражению В. А. Кутырева [5, с. 58], а также позитивное мышление, явленное как идея и образ жизни западного протестантизма.

Использование внушения, как один из явных атрибутов позитивного мышления, - это очевидный метод манипуляции человеческим сознанием, и в данном ключе современная мода на визуализацию обязательно будет признана экзистенциально несостоятельной и весьма опасной.

Одна из важных установок философии постмодернизма - эпистемологический (познавательный) релятивизм - отрицание объективной истины (утверждается принципиальная относительность), отрицание реальности мира (делается упор на иллюзорность мира и создание с помощью мысли первичного виртуального, проецируемого в реальный). Внешний мир не дан нам изначально: мы сами конструируем его в той или иной степени. Описаний и конструкций реальности может быть неограниченное количество, и все они равноправны между собой, нет более реальной, более истинной, более объективной конструкции. Следовательно, и человек не познает мир, а всего лишь интерпретирует его.

Интересно отметить, что указанный нигилизм в постмодернизме, а также эти практики визуализации восходят к восточному мистицизму. В чань-буддизме еще за тысячу лет до постмодернистов провозглашался подобный релятивизм и неоднозначность истины. Однако, если Запад оказался «разочарованным», то Восток наоборот - поистине наслаждается идеей многогранности и непостижимости истины в словах.

Постмодерн проявил себя во многих сферах, а не только в философии: в литературе, искусстве, кино, массовой культуре. Сегодня постмодерн представляет собой особое мировоззрение, характеризующееся в общем виде недоверием к традиционным реалистическим концепциям, к вере в научно-технической прогресс. С таким мировоззрением человечество уверенно вступает в эпоху технотронной глобализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бузгалин А. В. Постмодернизм устарел... закат неолиберализма чреват угрозой «протоимперии» // Вопросы философии. № 2. 2004. С. 3-15.

2. Данилова В. С., Кожевников Н. Н. Постнеклассический универсализм и сетевой человек: философские взгляды эволюции человека в современном мире // Наука и образование: научный и общественно-политический журнал. 2006. № 3 (43). С. 62-64.

3. Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. Москва: Интрада, 1998. 255 с.

4. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. Москва: ИНИОН РАН. ШШАЭА. 2001. 425 с.

5. Кутырев В. А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2001. № 8. С. 56-65.

6. Куэ Э. Сознательное самовнушение как путь к господству над собой: методы, техника, практика /пер. с фр. и предисл. Мих. Кадиша. Москва : Амрита-Русь, 2011. 122 с.

7. Лекторский В. А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии. 2001. № 4. С. 3-10.

8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Санкт-Петербург : Алетейя,1998. 65 с.

9. Ратников В. П. Постмодернизм: истоки, становление, сущность // Философия и общество. 2002. № 4 (29). С. 120-132.

10. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Москва : АСТ, 2010. 698 с.

11. Эмерсон Р. У. Нравственная философия. Минск: Харвест; Москва: АСТ. 2001. 384 с.

E. A. Cheremina (Astrakhan City, Russia)

POSITIVE THINKING IN THE PHILOSOPHY AND LITERATURE OF POSTMODERNISM

Abstract. The article examines the occurrence of positive thinking and public consciousness changes in Russia in the era of postmodernism. The article reveals the following concepts: the postmodern era, the world as a text, decentralization of thinking, situational phobias, new age, positive thinking, subjective idealism, deconstruction, postmodern irony, epistemological relativism. The irony over the alteration in public consciousness is shown by the example of postmodern novel "The Way of Bro" by Vladimir Sorokin. In the novel the world of violence and the ideal world of people, contrived by the ideologists, are closely connected. The subject of the article is the philosophy and literature of postmodernism. The aim of the work is to identify changes in postmodernism aesthetics as a result of positive thinking trend emergence. The research method is a scientific description. The article is relevant due to insufficient research of a postmodern aesthetics element in literature. The result presented in the article shows that positive thinking tendency has changed the consciousness of contemporary people. This fact allows writers to mock constantly the consciousness of their contemporaries.

Keywords: postmodernism, postmodern philosophy, positive thinking, new age, postmodern literature, postmodern irony, aesthetics of postmodernism, Vladimir Sorokin.

REFERENCES

1. Buzgalin A. V., Postmodernizm ustarel... zakat neoliberalizma chrevat ugrozoi «protoimperii», Voprosy Filosofii, no. 2, 2004, pp. 3-15.

2. Danilova V. S., Kozhevnikov N.N., Postneklassicheskii universalizm i setevoi chelovek: filosofskie vzglyady evolyutsii cheloveka v sovremennom mire, Nauka i Obrazovanie: Nauchnyi i Obshchestvenno-politicheskii Zhurnal, 2006, no. 3 (43), pp. 62-64.

3. Il'in I., Postmodernizm. Ot istokov do kontsa stoletiya. Evolyutsiya nauchnogo mifa, Moscow, Intrada, 1998,

255 p.

4. Il'in I. P., Postmodernizm. Slovar' terminov, Moscow, INION RAN. INTRADA, 2001, 425 p.

5. Kutyrev V. A., Dukhovnost', ekonomizm i «posle»: drama vzaimodeistviya, Voprosy Filosofii, 2001, no. 8, pp. 56-65.

6. Kue E. Soznatel'noe samovnushenie kak put' k gospodstvu nad soboi : metody, tekhnika, praktika / per. s fr. i predisl. Mikh. Kadisha, Moscow, Amrita-Rus', 2011,122 p.

7. Lektorskii V. A. Khristianskie tsennosti, liberalizm, totalitarizm, postmodernism, Voprosy Filosofii, 2001, no. 4, pp. 3-10.

8. Liotar Zh.-F. Sostoyanie postmoderna, Sankt-Peterburg, Aleteiya,1998, 65 p.

9. Ratnikov V. P. Postmodernizm: istoki, stanovlenie, sushchnost', Filosofiya i Obshchestvo, 2002, no. 4 (29), pp. 120-132.

10. Fuko M. Istoriya bezumiya v klassicheskuyu epokhu. Moscow, AST, 2010, 698 p.

11. Emerson R. U. Nravstvennaya filosofiya, Minsk, Kharvest; Moscow, AST, 2001, 384 p.

Черемина Е. А. Позитивное мышление в философии и литературе постмодернизма // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 3. С. 50-54.

Cheremina E. A., Positive Thinking in the Philosophy and Literature of Postmodernism, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2023, vol. 7, no. 3, pp. 50-54.

Дата поступления статьи - 14.04.2023; 0,55 печ. л.

Сведения об авторе

Черемина Екатерина Аркадиевна - кандидат филологических наук, профессор Российской Академии Естествознания, Почетный доктор Российской Академии Естествознания, доцент кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Астраханского филиала Саратовской государственной юридической академии, г. Астрахань, Россия; monokeros@mail.ru. orcid.org/0000-0001-7318-403X.

Author:

Ekaterina A. Cheremina - Candidate of Philological Sciences, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, Honorary Doctor of the Russian Academy of Natural Sciences, Associate Professor of the Department of General Humanities and Socio-Economic Disciplines of the Astrakhan Branch of the Saratov State Law Academy, Astrakhan, Russia; monokeros@mail.ru. orcid.org/0000-0001-7318-403X.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.