Научная статья на тему 'ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ В ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ В ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1498
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иоселиани Аза Давидовна, Корнеева Анастасия Николаевна

Цель исследования состоит в необходимости определить особенности социальной жизни людей при пандемии, а также получить оценку негативного и позитивного влияния COVID-19 на человека и общество. Основой исследования является эмпирический материал, полученный через социальный опрос представителей разных социальных групп людей. Научная новизна исследования заключается в выявлении, оценке и структурировании специфических негативных и позитивных черт социального бытия в условиях пандемии. В результате доказано, что осмысленной и однозначной реакции на последствия пандемии в обществе пока нет. Определенный социальный шок от пандемии продолжается поныне. Для каждой из исследованных социальных групп выявлены положительные и отрицательные стороны повседневной жизни в сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иоселиани Аза Давидовна, Корнеева Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE AND NEGATIVE SIDES OF THE COVID-19 PANDEMIC

The study aims to determine features of people’s social life during the pandemic, as well as to assess negative and positive impact of COVID-19 on people and the society. The study is based on empirical data obtained through a sociological survey of people representing different social groups. Scientific novelty of the study lies in identifying, assessing and presenting in a structured fashion specific negative and positive features of social life in the context of the pandemic. As a result, it is proved that there is no sensible and unambiguous response to the consequences of the pandemic in the society yet. A certain social shock from the pandemic continues to this day. The researchers have identified positive and negative aspects of everyday life in the current situation for each of the studied social groups.

Текст научной работы на тему «ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ В ПАНДЕМИИ COVID-19»

грот ото Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 5. С. 912-916 | 2021. Volume 14. Issue 5. P. 912-916

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Позитивное и негативное в пандемии COVID-19

Иоселиани А. Д., Корнеева А. Н.

Аннотация. Цель исследования состоит в необходимости определить особенности социальной жизни людей при пандемии, а также получить оценку негативного и позитивного влияния ШУГО-19 на человека и общество. Основой исследования является эмпирический материал, полученный через социальный опрос представителей разных социальных групп людей. Научная новизна исследования заключается в выявлении, оценке и структурировании специфических негативных и позитивных черт социального бытия в условиях пандемии. В результате доказано, что осмысленной и однозначной реакции на последствия пандемии в обществе пока нет. Определенный социальный шок от пандемии продолжается поныне. Для каждой из исследованных социальных групп выявлены положительные и отрицательные стороны повседневной жизни в сложившейся ситуации.

EN

Positive and Negative Sides of the COVID-19 Pandemic

loseLiani A. D., Korneeva A. N.

Abstract. The study aims to determine features of people's social life during the pandemic, as well as to assess negative and positive impact of COVID-19 on people and the society. The study is based on empirical data obtained through a sociological survey of people representing different social groups. Scientific novelty of the study lies in identifying, assessing and presenting in a structured fashion specific negative and positive features of social life in the context of the pandemic. As a result, it is proved that there is no sensible and unambiguous response to the consequences of the pandemic in the society yet. A certain social shock from the pandemic continues to this day. The researchers have identified positive and negative aspects of everyday life in the current situation for each of the studied social groups.

Введение

Актуальность исследования обусловлена современной ситуацией в мире, которая возникла в связи с пандемией ШУГО-19 с марта 2020 года. Быстрое распространение пандемии, увеличение случаев заражения и смертности повлекли за собой рост не только медицинских, но и социальных и психологических проблем. Учитывая высокую смертность, человечество осознало, что это не просто какой-то новый вирус, а новая глава в истории. Актуальность данной проблемы обусловлена также тем, что в обществе требуется определенность в том, какие модели социального поведения должны быть выработаны для того, чтобы не просто выжить, но и обеспечить устойчивое развитие при пандемии.

Задачи исследования. Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи: во-первых, определить отношение к пандемии у разных слоев и групп общества; во-вторых, исследовать влияние пандемии на общество и психику человека и акцентировать внимание на негативные и позитивные аспекты пандемии.

Методы исследования. Для осмысления текущей проблемы с позиции социально-философского анализа использовались социологический, структурно-функциональный и компаративистский методы получения результатов исследования.

Теоретической базой исследования являются труды: М. Ю. Пинтаевой [6], А. Д. Беловой, К. О. Герасименко, В. В. Ермолаевой [1], Н. В. Гречушкиной [3] и многих других, а также проведенный опрос.

Практическая значимость работы выражается в потенциальном применении результатов исследования и логических выводов в качестве базы для дальнейшего анализа глобального явления пандемии.

Пандемия существенно изменила человечество: для одних она стала возможностью поменять свою жизнь к лучшему, для других же эпидемия - это негативный жизненный период, который приносит как социальные, так и экономические и психологические проблемы.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210177

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Основные социальные группы людей, которые были включены в опрос для данного исследования, составляют дети, подростки и молодежь, рабочий класс и пожилые люди. В опросе принимали участие более тридцати человек различного возраста, и обобщение полученных ответов дало возможность объединить и проанализировать социальные и другие последствия эпидемии.

Отношение детей к пандемии

Легче всего принять пандемию оказалось детям, поскольку им проще перейти на новый уклад жизни. Первая и самая главная социально-психологическая проблема в пандемии - это недостаток общения. Детям важно общаться со сверстниками, это одна из главных составляющих социализации. Во время эпидемии дети почти все свободное время находятся дома, и их микросоциум - члены семьи, поэтому основными собеседниками становятся более старшее поколение: родители или бабушки и дедушки. Это, естественно, позитивный момент, однако ребенку важно реализовать потребность в одобрении со стороны ровесников. Также у детей в такой ситуации не будет чувства соперничества, которое порою сильно мотивирует.

Негативным воздействием является гиперопека со стороны родителей. Если ребенок общается со сверстниками «на равных», то в диалоге с родителями будет доминирование в лице последних. И даже если родитель этого не хочет и будет стараться вести себя крайне мягко, то все равно в каких-то моментах общения будет проявляться преобладание «позиции взрослого» и тем самым давление на психику и личность ребенка.

В раннем возрасте ребенку сложно объяснить необходимость постоянного ношения средств индивидуальной защиты, будучи за пределами дома. Хочется также подчеркнуть, что дети очень любознательны, поэтому они любят дотрагиваться до разных вещей, и если раньше это не несло столь серьезных последствий, то сейчас это может сыграть злую шутку с родственниками этого любопытного ребенка.

Если говорить о положительных аспектах создавшейся пандемической ситуации для детей, можно сказать, что из-за отсутствия необходимости в ежедневных походах в детский сад или школу свободного времени становится больше, а исходя из этого, ребенок может тратить освободившиеся часы на игры и отдых. Дети, которые находятся дома практически постоянно, приобщаются к повседневным бытовым делам, становятся более самостоятельными и всегда находятся в безопасности. Также нельзя не сказать о возможности по любому вопросу обратиться к взрослому, который всегда поможет и подскажет.

Таким образом, ребенок больше времени проводит с семьей, что поможет лучше впитывать семейные и традиционные ценности.

Особенности восприятия пандемии подростками и молодежью

Обобщая данные опроса, мы приходим к выводам о том, что для молодежи, студентов и школьников поменять свой уклад жизни оказалось вполне несложно, поскольку для большинства основным отличием стало отсутствие траты времени на дорогу в школу или университет.

В сфере образования можно выделить ряд недостатков, который объединяет дистанционное обучение. Как бы ни старались педагоги, офлайн образование сильно уступает очному и подразумевает дополнительное самостоятельное изучение материала.

Так, например, на очных занятиях в классе или в аудитории вероятность того, что учащийся будет внимательно слушать преподавателя и писать конспекты, намного выше, соответственно эффективность понимания и усвоения учебного материала также выше. Не все обладают нужными качествами и волей, чтобы порою заставлять себя работать, что ранее решалось контролем со стороны преподавателей. Также следует обратить внимание на то, что не во всех регионах России есть необходимое техническое оборудование для проведения занятий на расстоянии, и если в Москве могут предоставить технику нуждающимся, то в иных малонаселённых пунктах это просто невозможно.

Так как в период пандемии необходимо проводить большую часть времени дома, среди недостатков можно отметить желание молодежи проводить время со своими друзьями, так как многие из опрошенных предпочитают общаться со сверстниками, нежели с родственниками. Здесь возможно зарождение конфликтов отцов и детей, которые в будущем могу быть усилены.

Будучи постоянно дома и вследствие появившегося свободного времени, молодежь, особенно школьного возраста, может попробовать себя в чем-то новом, и как результат - появляются новые хобби и увлечения, что несомненно является плюсом. Также появляется возможность принимать участие в онлайн-курсах [Там же] и интенсивах, направленных на интересующую человека область. Из этого вытекает тот факт, что подросток развивается в выбранной сфере, находит мотивацию и новые пути к саморазвитию и самосовершенствованию. В результате, благодаря своим умениям, он может монетизировать свои хобби.

С использованием цифровых возможностей молодежь может расширить круг своего общения, появляется возможность приобрести новых друзей. Также если близкие не будут прибегать к гиперопеке, то в конечном итоге это может послужить поводом к возникновению крепкой семейной связи, которая пройдет через множество испытаний. За счет близости с семьей подростки могут, наоборот, наладить отношения с близкими, что тоже, несомненно, положительно скажется в будущем.

Рабочий класс и сложности жизни в пандемии

Говоря о рабочем классе, а это по совместительству и самая большая группа людей, стоит упомянуть, что сюда могут быть включены люди разного возраста и социального положения, которые работают.

Во время пандемии экономика значительно пошатнулась, поэтому множество людей осталось без работы, и, вместе с этим, большая часть общества осталась с меньшей заработной платой. Уровень безработицы в России повысился [6], и даже приложив все усилия, правительство не может легко избавиться от этой проблемы. В совокупности, это является самым большим и негативным последствием для рабочего класса.

С начала пандемии работники негласно расслоились на тех, кто трудится из дома, и на тех, у кого нет такой возможности - и как следствие они продолжают ходить на работу. Люди, которые перешли на дистанционный формат, столкнулись со множеством проблем: из-за сидячего образа жизни начинаются проблемы со здоровьем, из-за домашних/семейных дел приходится часто отвлекаться от работы, из-за возможности круглосуточного подключения к рабочему компьютеру может возникнуть чрезмерная нагрузка. Тут стоит дополнительно отметить, что некоторые работодатели ввиду отсутствия траты времени на дорогу, дают работникам больше поручений. С другой стороны, при очной работе сотрудники ежедневно подвергают себя опасности быть зараженными опасным вирусом. Они должны понимать масштабы их ответственности не только за себя, но и за детей и пожилых родственников.

Наряду с приведенными недостатками, можно выделить еще один: цены на товары повседневного спроса растут, и появились новые расходы на средства защиты не только себе [8], но и всем своим близким. Также появляются непредвиденные траты, необходимые для создания рабочего места, покупка компьютеров и прочих гаджетов для учебы или работы.

Становится необходимым уделять больше времени домашним делам, таким как готовка и уборка. Это происходит, соответственно, из-за того, что вся семья находится постоянно дома. В пищу будет употребляться только домашняя еда, а для ее приготовления нужны силы и время, следовательно, аналогично и на уборку, даже на мытье посуды - увеличивается объем труда.

Работающим людям, в отличие от всех остальных, сложнее поддерживать контакт с друзьями и знакомыми. После долгого и загруженного дня им хочется только отдохнуть, поэтому времени и сил на встречи с соблюдением всех мер предосторожности не будет хватать. И в результате возможны ухудшения отношений.

В самоизоляции у людей появляются новые хобби, которые доступны в такой ситуации и не требуют большой умственной и физической активности. Также можно усовершенствовать свои навыки в уже знакомых сферах. Появляется возможность проводить больше времени с семьей, устраивать вечера, обсуждать насущные проблемы и просто разговаривать о жизни. Все это может укрепить семью, что однозначно является позитивным социальным последствием пандемии. Например, появилась шутка «во время карантина я познакомилась с семьей».

Пожилые люди - самая большая риск-группа в пандемии

По результатам опроса выявлено, что людям пожилого возраста, для которых основным развлечением было общение с друзьями, самой большой проблемой и психологическим дискомфортом стало практическое отсутствие коммуникации. Ограничение передвижения заставляло их постоянно находиться дома, а вхождение в группу риска способствовало уменьшению очного общения с родственниками.

Следует отметить усиление существенного негативного следствия пандемии. Из-за того, что пожилые люди постоянно остаются дома, увеличилось количество телефонных мошенников [2], которые с легкостью обманывают доверчивых людей и вымогают деньги. Вместе с этим у престарелых людей, в связи с экономической обстановкой, увеличились траты на продукты и лекарства, услуги и прочие обязательные платежи, а возможный обман со стороны мошенников еще больше вводит в положение возможной нищеты.

Стоит упомянуть, что люди преклонного возраста излишне волнуются за детей и внуков, что плохо сказывается на их здоровье. Но, с другой стороны, если у пожилого человека отсутствуют родственники, то он не получает должной поддержки от социальных работников или даже соседей, а во время пандемии ее требуется больше, чем когда-либо.

Во время постоянного пребывания дома появляется большое количество свободного времени, которое можно потратить на домашние дела и освоение нового для себя хобби. Также появился повод войти в цифровую эпоху [5], поскольку гаджеты теперь являются основным средством «выхода в свет» из дома. Это позволяет пожилым людям видеться с помощью видеозвонков, не выходя из дома, вдобавок появилась возможность виртуально посещать музеи, слушать интересные аудио- или видеоматериалы.

Появились учреждения для ухода за престарелыми людьми, начала развиваться система социальной помощи [7], которая предоставляет индивидуальную поддержку пожилым людям и способствует полному включению в общество.

Итоги опросов

Обобщая результаты опроса, выскажем следующие тезисы. В целом опрос среди сознательного возраста детей показал, что им не нравится пандемия в первую очередь из-за отсутствия контакта со сверстниками. Также опрошенные отметили, что постоянное ношение масок больше их раздражает. В конце они заключили, что пандемия повлияла на них скорее отрицательно.

Подростки - это единственная категория, для которых пандемия принесла в жизнь больше позитивного, чем негативного. Они отметили, что на дистанционном обучении проще списывать, однако важные предметы предпочтительнее проводить в очном формате, так как так легче усваивать информацию. Вместе с этим, по их мнению, появилось множество новых хобби и умений. Также они утверждали, что пандемия практически никак не повлияла на их социальную жизнь.

Для рабочего класса было больше негативного, чем позитивного. Было отмечено, что все мысли занимают переживания о старшем поколении, а на работе появилось намного больше поручений и заданий, на выполнение которых затрачивается намного больше времени. Также было подчеркнуто, что из-за введённых ограничительных мер пришлось во многом пересмотреть планы на отдых, в том числе отложить уже запланированные [9].

Для людей пожилого возраста пандемия стала ужасным этапом их жизни. Им очень сложно было найти положительное в пандемии. Теперь для них выход в магазин за продуктами - это нечто вроде праздника, поскольку совсем недавно их ограничивали даже в таком. Некоторые не видели своих детей и внуков на протяжении месяцев, что оказалось для них серьёзным испытанием.

Однако все опрошенные заострили свое внимание на самое пагубное последствие пандемии - это заражение людей [4]. Некоторых лично это не коснулось, но большое число людей столкнулось с этим на собственном опыте. Одно из самых страшных и тяжелых психологических явлений в жизни - это смерть. Потеря близкого крайне негативно сказывается на человеке, меняет его приоритеты, заставляет его задуматься над собственными проблемами и, самое главное, возможно полностью ломает его жизнь. И поскольку все люди от чего-то зависимы, и если эта зависимость проявляется через привязанность к близкому, то после потери человеку потребуется много усилий, чтобы это пережить.

В целом, хотелось бы отметить, что в современном мире, живущем в пандемии ковида, сформировалась некая «пост-ковид реальность», суть которой состоит в следующих особенностях жизни: дистантное, изолированное существование человечества, постоянный масочный режим и повышенные санитарно-гигиенические стандарты самозащиты, цифровизация образования, сокращение доковидных видов деятельности, уменьшение международных контактов и отказ от массовых мероприятий.

Заключение

При выявлении особенностей жизни людей в период пандемии, мы пришли к выводу, что влияние пандемии на человека и общества нельзя оценивать как однозначно негативное, в нем можно найти позитивные аспекты. Проведенное исследование проблемы показало, что осмысленной и однозначной реакции на последствия пандемии, а также полной и адекватной оценки происходящего сегодня в обществе пока нет. Определенное социальное потрясение от пандемии продолжается и до настоящего времени.

Как бы ни был человек устойчив к изменениям, как бы хорошо ни умел адаптироваться к новым реалиям, пандемия сказывается на человечестве негативно. Однако благодаря социальной адаптации и борьбе человека против пандемии стало возможным вычленение некоторых позитивных аспектов, в основном психологического и социального характера, а также в вопросах коммуникации.

В перспективе данная работа может стать методологическим ориентиром для будущих социально-философских исследований по проблемам последствий пандемии.

Источники | References

1. Белова А. Д., Герасименко К. О., Ермолаев В. В. К вопросу преемственности поколений: особенности смысложизненных ориентаций и жизнестойкости // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике: материалы XVI Международной научно-практической конференции (г. Москва, 8-10 июля 2020 г.). М.: Психологический институт Российской академии образования, 2020. С. 133-138.

2. Бочкарева Е. В. Самодетерминация преступности во время пандемии COVID-19 // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XII Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 5 июня 2020 г.): в 3-х ч. Пенза: Наука и просвещение, 2020. Ч. 2. С. 147-149.

3. Гречушкина Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 125-134.

4. Коронавирус. Статистика [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: https://coronavirus-monitor.info (дата обращения: 23.03.2021).

5. Морозова Н. Д., Стебляк В. В. Мотивация к труду представителей разных поколений // Молодежь третьего тысячелетия: сборник статей XL Региональной студенческой научно-практической конференции (г. Омск, 8-30 апреля 2016 г.). Омск: Изд-во Омского ГУ, 2016. С. 420-421.

6. Пинтаева М. Ю. Актуализация прогнозов занятости в 2020 году // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6. С. 39-43.

7. Почти три с половиной миллиона человек получили помощь во время пандемии от волонтеров Всероссийской акции «Мы вместе» [Электронный ресурс] // Первый канал. 27.08.2020. URL: https://www.1tv.ru/ news/2020-08-27/392237-pochti_tri_s_polovinoy_milliona_chelovek_poluchili_pomosch_vo_vremya_pandemii_ ot_volonterov_vserassiyskoy_aktsii_my_vmeste (дата обращения: 23.03.2021).

8. Средний чек показал рекордное значение в декабре [Электронный ресурс] // Ромир. 19.01.2021. URL: https://romir.ru/studies/sredniy-chek-pokazal-rekordnoe-znachenie-v-dekabre (дата обращения: 23.03.2021).

9. Черкашина И. В., Адамюк А. П., Пшеничных Ю. А. Основы антикризисного управления: влияние и пути дальнейшего развития международного туризма в условиях пандемии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-antikrizisnogo-upravleniya-vliyanie-i-puti-dalneyshego-razvitiya-mezhdunarodnogo-turizma-v-usloviyah-pandemii/viewer (дата обращения: 11.05.2021).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Иоселиани Аза Давидовна1, д. филос. н., проф. Корнеева Анастасия Николаевна2

1 2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Ioseliani Aza Davidovna1, Dr Korneeva Anastasia Nikolaevna2

1 2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

1 aza-i@yandex.ru, 2 202604@edu.fa.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 13.04.2021; опубликовано (published): 31.05.2021.

Ключевые слова (keywords): пандемия; позитивные последствия; негативные последствия; социальные группы; социальный опрос; pandemic; positive effects; negative effects; social groups; sociological survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.