Психология человека в образовании, 2022, т. 4, № 2 Psychology in Education, 2022, vol. 4, no. 2 _www.psychinedu. ru
Я Check for updates
Личность в процессах обучения и воспитания
УДК 159.9
EDN SOCZRE
https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-125-132
Научная статья
Позитивно-психологическое содержание обучения предпринимательству в контексте профилактики деструктивного поведения молодежи
E. Н. Махмутова01, А. А. Реан2
1 Московский государственный институт международных отношений МИД России, 119454, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, д. 76 2 Московский педагогический государственный университет, 119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1
Сведения об авторах
Елена Николаевна Махмутова, SPIN-код: 3773-9767, Scopus AuthorlD: 57201718614, ResearcherlD: E-4900-2017, ORCID: 0000-0002-2341-1131, e-mail: [email protected]
Артур Александрович Реан, SPIN-код: 3118-2694, Scopus AuthorlD: 6507072773, ResearcherlD: A-5349-2015, ORCID: 0000-0002-1107-9530, e-mail: [email protected]
Для цитирования: Махмутова, Е. Н., Реан, А. А. (2022) Позитивно-психологическое содержание обучения предпринимательству в контексте профилактики деструктивного поведения молодежи. Психология человека в образовании, т. 4, № 2, с. 125-132. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-125-132 EDN SOCZRE. Получена 3 марта 2022; прошла рецензирование 17 марта 2022; принята 27 марта 2022. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.
Права: © Е. Н. Махмутова, А. А. Реан (2022). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Аннотация
Многомерность понятия и процесса социализации в современных условиях актуализирует научный поиск методологических оснований и практических способов обучения и воспитания молодежи. Во введении представлен социально-психологический ракурс проблемы социализации. Целью статьи является позитивно-психологическое обоснование возможности управления процессом социализации через обучение школьников и студентов предпринимательству.
Материалы и методы составляют методологический потенциал позитивной психологии в аспекте его легитимного использования в программах профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи через обучение предпринимательству.
Результаты исследования заключаются в анализе отечественной и зарубежной литературы на предмет оценки обоснованности использования позитивно-психологического подхода в качестве частной методологии разработки программ обучения предпринимательству как возможной конструктивной альтернативы асоциальному поведению молодежи. Психолого-педагогическая аксиома единства образования и воспитания рассмотрена в интерпретации как М. Селигмана и его последователей, так и отечественных исследователей. Обобщение условий возникновения молодежной делинквентности и девиантности, вовлеченности молодежи в асоциальные группы и криминальные субкультуры в различных странах выявило недостаток цивилизованных альтернатив деструктивному поведению, в том числе практико-ориентированных образовательных проектов и программ для подростков и молодежи. В качестве такой альтернативы предлагается обучение предпринимательству, сочетающее по позитивно-психологическому содержанию обучение молодежи как навыкам благополучия, так и навыкам достижений. Рассмотрен пример конкретного образовательного проекта. В обсуждении результатов обучению предпринимательству отводится роль фактора конструктивного направления социализации молодежи. Если на рубеже «школа — вуз» молодые люди не находят применение своим «сильным сторонам личности», становится возможным развитие процесса их социализации в деструктивном направлении. Позитивное образование, основанное на сильных сторонах личности, может существенно обогащать как индивидуальное, так и общественное развитие.
Проведенное исследование завершается основным выводом о том, что профилактику и преодоление асоциального и деструктивного поведения молодежи возможно осуществлять в ракурсе прикладного воплощения позитивно-психологического подхода через обучение школьников и студентов предпринимательству. Актуальный поиск новых подходов к профилактике и преодолению асоциального и деструктивного поведения молодежи привел к раскрытию конструктивного потенциала позитивной психологии в форме специализированных образовательных программ и проектов по обучению предпринимательству.
Ключевые слова: позитивная психология, социализация молодежи, психология предпринимательства, профилактика деструктивного поведения, обучение предпринимательству
Article
Positive psychological content in entrepreneurship education as a prevention of youth destructive behavior
E. N. Makhmutova01, A. A. Rean2
1 Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation,
76 Vernadsky Ave., Moscow 119454, Russia 2 Moscow State Pedagogical University, 1/1 Malaya Pirogovskaya Str., Moscow 119991, Russia
Authors
Elena N. Makhmutova, SPIN: 3773-9767, Scopus AuthorlD: 57201718614, ResearcherlD: E-4900-2017, ORCID: 0000-0002-2341-1131, e-mail: [email protected]
Arthur A. Rean, SPIN: 3118-2694, Scopus AuthorID: 6507072773, ResearcherID: A-5349-2015, ORCID: 0000-0002-1107-9530, e-mail: [email protected]
For citation: Makhmutova, E. N., Rean, A. A. (2022) Positive psychological content in entrepreneurship education as a prevention of youth destructive behavior. Psychology in Education, vol. 4, no. 2, pp. 125-132. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-125-132 EDN SOCZRE. Received 3 March 2022; reviewed 17 March 2022; accepted 27 March 2022. Funding: The study did not receive any external funding.
Copyright: © E. N. Makhmutova, A. A. Rean (2022). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Abstract
Socialization today is a multidimensional concept and process, which makes it relevant to research the methodology and practice of teaching and educating young people.
The introduction presents a socio-psychological perspective on socialization. The research seeks to provide a positive psychological substantiation of the possibility of managing the process of socialization through teaching entrepreneurship to schoolchildren and university students.
The materials and methods used in the research constitute the methodological potential of positive psychology in the aspect of its legitimate use in programs for the prevention of destructive behavior of adolescents and youth through entrepreneurship training. The article analyzes Russian and foreign literature regarding the validity of the positive psychological approach as a methodology for developing entrepreneurship training programs providing a constructive alternative to destructive behavior of young people. The psychological and pedagogical axiom of the unity of education and upbringing is considered both in the interpretation of M. Seligman and his followers, and in the interpretation of Russian researchers. Entrepreneurship training offered as an alternative to destructive behavior has positive psychological content which combines the teaching of both well-being skills and achievement skills. The article goes on to examine a specific educational project. In the discussion part of the article, entrepreneurship training is viewed as a factor of constructive socialization of young people. Unless young people are able to use their "strengths of personality" during the transition from high school to university, their socialization might develop in a destructive fashion. Positive education which is based on the strengths of an individual can significantly enrich both the individual's development and the society as a whole. The main conclusion of our research is that prevention and overcoming of delinquent and destructive behavior of young people can be carried out through teaching entrepreneurship to schoolchildren and university students from the perspective of the applied use of the positive psychological approach.
Keywords: positive psychology, socialization of youth, psychology of entrepreneurship, prevention of destructive behavior, entrepreneurship training
Е. Н. Махмутова, А. А. Реан
Введение
Современный период развития различных подходов к образованию и воспитанию молодежи тесно связан с трансформацией системы социализации. Принимая во внимание наличие многомерных междисциплинарных исследований понятия и процесса социализации, остановимся на социально-психологическом ракурсе рассмотрения: «Социальная психология рассматривает процесс социализации как вклад социального окружения человека: больших и малых групп, субкультур, межличностного взаимодействия, социального познания» (Сергиенко 2019, 60). «Социализация определяется как процесс интеграции личности в социум. Социализация подвергается анализу как развитие личности в многоплановом процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом» (Донцов, Донцов 2018, 10). Многогранность социализации, всесторонне рассмотренная в работах отечественных психологов (Андреева, Хелкама, Дубовская и др. 1997; Марцинковская 2016; Парыгин 1971 и др.), на практике показывает, что молодежь может приоритетно как усваивать социально приемлемые нормы и ценности общества, так и занять протестную маргинальную позицию деструктивной направленности. Переходя «от базовых уровней развития индивидуальности к уровню агента социальных взаимодействий и, наконец, субъекта социальной жизни» (Сергиенко 2019, 64-65), молодые люди подросткового и юношеского возраста «пишут сценарий» не только собственного индивидуального, но и общественного развития. Микро- и макромасштаб психологической проблемы социализации может иметь как конструктивную, так и деструктивную проекцию. Целью статьи является позитивно-психологическое обоснование возможности управления процессом социализации через обучение молодежи предпринимательству. Рассматривая позитивную психологию в качестве методологической основы формирования конструктивного вектора социализации молодежи, мы сформулировали следующие задачи: во-первых, обозначить актуальность поиска новых подходов к профилактике и преодолению асоциального и деструктивного поведения молодежи; во-вторых, показать, что позитивная психология имеет потенциал практического прикладного воплощения в решении проблем социализации современной молодежи; в-третьих, представить обучение молодежи предпринимательству как возможную конструктивную альтернативу асоциальному поведению.
Материалы и методы
Статья построена на анализе методологического потенциала позитивной психологии в аспекте его легитимного использования в программах профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи через обучение предпринимательству.
Результаты
Крайнюю озабоченность в контексте достижения устойчивого развития современного общества вызывают проявления асоциального поведения и экстремизма в молодежной среде. «Оценка и систематический анализ лучших практик противодействия делинквентности подростков и молодежи является научно-практической задачей, требующей постоянной актуализации в контексте изменений социальной ситуации развития современных подростков и молодежи, связанных, во многом, с высоким уровнем цифровизации повседневной жизни и легкостью доступа к различным видам информации» (Реан, Коновалов, Новикова, Молчанова 2021, 7-8). Если попытаться обобщить программы профилактики вовлеченности подростков и молодежи в асоциальные группы и криминальные субкультуры в различных странах, то можно отметить, что в качестве актуальных условий возникновения молодежной делинквентности и девиантности обычно рассматриваются ценностно-идеологический кризис и ухудшение социально-экономического положения населения в целом, дисбаланс миграционной политики, недостаток цивилизованных альтернатив деструктивному поведению, в том числе практико-ориентированных образовательных программ для подростков и молодежи. Большинство европейских стран предпринимает энергичные меры по улучшению сложившейся ситуации с акцентом на расширение позитивных факторов социализации молодежи. Так, например, в Италии «социальные службы совместно с НКО реализуют локальные инициативы, направленные на предотвращение вовлеченности детей и подростков в преступную деятельность, в частности в молодежные преступные группировки» (Реан, Коновалов, Новикова, Молчанова 2021, 239). На уровне регионов осуществляется планирование и реализация инициатив, связанных с социальной работой; интеграция программ, посвященных здоровью, социальной поддержке, повышению квалификации, трудоустройству и т. д. А в Греции в качестве одной из альтернативных мер
наказания несовершеннолетних преступников является рекомендация посетить специальные социальные и психологические программы (Реан, Коновалов, Новикова, Молчанова 2021, 241). Однако следует признать, что отдельные инициативные нововведения еще не составляют целостную систему профилактики деструктивного поведения молодежи и должны рассматриваться с определенных продуктивных методологических позиций. На наш взгляд, одним из методологических оснований нового подхода к разработке системы такой профилактики могут служить достижения позитивной психологии.
В отечественной психологической литературе достаточно полную «понятийную капитализацию» позитивной психологии на основе работ М. Селигмана и М. Чиксентмихайи провел Д. А. Леонтьев. Отталкиваясь от гуманистического положения о том, что «воспитание — это вовсе не исправление ошибок, недостатков и отклонений... главное — выявить и укрепить... внутренние силы и помочь детям найти такую нишу, в которой они могут в максимальной степени усилить и проявить эти свои позитивные черты» (Леонтьев 2012, 39), автор постулирует: «Психологию нужно переориентировать на позитивные приоритеты. Социальные и поведенческие науки должны помочь понять, прежде всего, какого рода семейное воспитание позволяет детям расцветать, вырастать в здоровую личность.» (Леонтьев 2012, 41). Психолого-педагогическая аксиома единства обучения и воспитания для М. Селигмана означает паритетную ценность обучения детей и подростков как традиционным навыкам, так и умениям быть благополучными. Высокая распространенность депрессии среди молодежи во всем мире, небольшой рост удовлетворенности жизнью и синергия между обучением и положительными эмоциями — все это, утверждает М. Селиг-ман, повышает востребованность позитивно-психологического подхода в образовании (Seligman, Ernst, Gillham et al. 2009, 293). Аналогичного мнения придерживаются современные российские исследователи. Так, А. А. Реан и коллеги, рассматривая вопрос социализации школьников в практическом аспекте, выделяют феномен «дидактической доминанты». «Дидактическая доминанта» — феномен, описывающий дисбаланс в ходе педагогического процесса, связанный с превалированием целевой установки, форм и способов передачи академических знаний, умений и навыков (развития интеллектуального) над стратегией, а также формами и способами преподавания социальных знаний, умений и навыков (развития личностного).
Исследователи обращают особое внимание на необходимость обучения детей и подростков социальным знаниям, умениям и навыкам как важной составляющей развития личности в рамках воспитательных процессов (Реан, Ставцев, Егорова 2021).
Призывая обучать молодежь как навыкам благополучия, так и навыкам достижений, приверженцы позитивной психологии определяют позитивное образование как основанное на сильных сторонах. Сильные стороны характера схожи с личностными чертами в том смысле, что они являются устойчивыми индивидуальными различиями, которые проявляются в мыслях, чувствах и поведении в разной степени у разных людей. Однако считается, что они отличаются друг от друга из-за придаваемой им моральной и культурной ценности. В этом смысле сильные стороны характера отражают те качества, которые более всего присущи людям, и отражают их потенциал для внесения вклада в окружающий мир и достижение благополучия (Рагеек, ИаШоге 2014, 509). Многие сильные стороны моделируются и проявляются в межличностных отношениях. Образовательный вектор социализации молодежи, исходя из установок позитивной психологии, должен не сосредотачиваться в обучении и воспитании на недостатках отдельных людей, а ориентироваться на положительные аспекты внутриличностного развития и межличностных отношений. Подход акцентирования положительного во благо успешной адаптации и трансформации является достаточно универсальным как на этапе обучения, во взаимодействии «педагог — обучаемый», так и во всем многообразии межличностных отношений молодежи в других сферах (Андреева, Гонина 2020; Серебрякова, Гонина 2021). Более того, определенные сильные стороны личности при их достаточной развитости выступают в роли своеобразного профилактического барьера, иммунной системы в ходе дальнейшей жизнедеятельности детей и подростков. Например, в исследованиях А. А. Ре-ана и А. А. Ставцева были выделены сильные стороны личности, связанные с психологическим благополучием педагогов в профессиональной деятельности и редуцированием у них степени негативного влияния профессионального выгорания (Реан, Ставцев 2021). Продуктивность и эмпирическая надежность позитивно-психологического подхода была подтверждена также в изучении общего уровня психологического благополучия и профессионального выгорания педагогов с использованием концепции «24 сильных сторон личности» для описания личности в профессиональной сфере (Реан, Ставцев, Кузьмин 2021).
E. Н. Махмутова, А. А. Реан
В исследовательском поле позитивно-психологического подхода встает вопрос о его прикладном воплощении в конкретных психолого-педагогических исследованиях. В таком ракурсе представляется актуальным дальнейший психолого-педагогический анализ обучения молодежи предпринимательству. Рассмотрим конкретный пример. С 2016 года при содействии Ассоциации женщин-предпринимателей Республики Башкортостан в отношении старшеклассников реализуется проект «В предпринимательство — со школьной скамьи», способствующий позитивной активизации их личностной позиции в процессе профессионального самоопределения с обучением современным основам предпринимательской деятельности, финансовой грамотности, карьерного поиска (Махмутова, Кузьмина 2019). В настоящий момент в проекте приняли участие около 600 старшеклассников из различных школ городов, районов и поселков Республики Башкортостан. Разрабатывая собственные бизнес-проекты, старшеклассники в предложенных им для написания эссе «Мой путь в бизнес» отмечали, что психологическими слагаемыми успеха в бизнесе считают целеустремленность, высокую мотивацию, смелость, уверенность, амбициозность (эмоционально-волевые качества), умение принимать оптимальные решения, навыки различения главного и второстепенного на пути достижения определенного результата, знание основ циф-ровизации, способность к творчеству и порождению новых идей (когнитивно-креативные качества), ответственность, честолюбие, лидерство, умение работать в команде (интегративно-личностные качества). Учителя и наставники старшеклассников, участвовавших в проекте «В предпринимательство — со школьной скамьи», в интервью с организаторами отмечали позитивные перемены в личностном развитии своих воспитанников, конструктивный характер процесса их взросления.
Обсуждение результатов
Предпринятая попытка поиска новых подходов прикладной реализации идей позитивной психологии обнаруживает их общность с психологическим содержанием предпринимательской деятельности с точки зрения личностно-профессионального развития молодежи. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы можно отметить почти хронологическую синхронность исследований в области позитивной психологии и психологии предпринимательской деятельности. Предприимчивость
как профессионально важное свойство личности рассматривается в широком социально-психологическом контексте (Ильин, Ярмолин 2012) и во взаимосвязи с выбором профессиональной подготовки и обучающей организации. М. Эбнер с соавторами подробно анализирует мотивы выбора профессии молодыми людьми на этапе завершения школьного образования и начала профессиональной подготовки (Эбнер, Франк, Корунка, Люгер 2010). Оказалось, что среди определяющих мотивов выбора будущей профессии у вчерашних школьников наряду с желанием работать по профессии, целиком и полностью соответствующей индивидуальным склонностям, а также с возможностью карьерного роста и уверенностью в рабочем месте, выступает мотив избегания школы (ответ школьников — «Надоела школа»). Если в такой период молодые люди не находят применения своим «сильным сторонам личности», становится высоко вероятным развитие процесса их социализации по деструктивному вектору. Учитывая традиционно высокую конкуренцию молодых людей на рынке труда, следует подробнее информировать их о возможностях обучения предпринимательству, дающему больше свободы профессионального выбора. Успешная реализация предпринимательской деятельности молодых людей и конструктивное направление социализации в итоге будут зависеть от их индивидуально-психологических качеств и социально-психологических навыков при включении в разнообразные программы обучения предпринимательству.
Выводы
Научные поиски методологических оснований и эффективных психолого-педагогических практик образования и воспитания современной молодежи приводят к внедрению позитивно-психологического подхода в решение проблемы профилактики асоциального и деструктивного поведения молодежи. К числу факторов, конструктивно влияющих на процесс социализации, может быть отнесено обучение предпринимательству. Молодые люди (школьники и студенты) в программах обучения предпринимательству могут формировать и совершенствовать свои «сильные стороны личности» в виде эмоционально-волевых, когнитивно-креативных, интегративно-личностных качеств. Позитивно-психологический подход позволяет рассматривать обучение предпринимательству как конструктивно управляемый процесс социализации молодежи.
Конфликт интересов
Вклад авторов
Авторы заявляют об отсутствии потенци- В подготовке публикации все авторы при-ального или явного конфликта интересов. няли участие в равной мере.
Conflict of Interest
Author Contributions
The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.
All authors participated equally in the preparation of the publication.
Литература
Андреева, Г. М., Хелкама, К., Дубовская, Е. М. и др. (1997) Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 4, с. 31-41.
Андреева, Е. А., Гонина, О. О. (2020) Влияние неформальных объединений на социализацию подростков. В кн.: О. О. Гонина (ред.). Проблемы теории и практики психологии развития. Материалы
VII региональной научно-практической конференции 06 декабря 2019 г. Тверь: Тверской государственный университет, с. 47-49.
Донцов, А. И., Донцов, Д. А. (2018) Научно-методологические основания понимания контекста социализации
и социально-психологического развития личности. Школьные технологии, № 4, с. 10-17. Ильин, Е. П., Ярмолин, С. А. (2012) Предприимчивость как профессионально важное свойство личности. В кн.: Н. В. Бордовская (ред.). Ананьевские чтения — 2012. Психология образования в современном мире. Материалы научной конференции 16-18 октября 2012 г. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, с. 21-22. Леонтьев, Д. А. (2012) Позитивная психология — повестка дня нового столетия. Психология. Журнал высшей
школы экономики, т. 9, № 4, с. 36-58. Марцинковская, Т. Д. (2016) Социализация в эпоху транзитивности: методологический аспект. Психологический
журнал, т. 37, № 5, с. 14-21. Махмутова, Е. Н., Кузьмина, А. А. (2019) Психологические слагаемые успеха экономической социализации молодежи в цифровую эпоху. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 2, с. 447-450. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-55 Парыгин, Б. Д. (1971) Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 351 с.
Реан, А. А., Коновалов, И. А., Новикова, М. А., Молчанова, Д. В. (2021) Профилактика агрессии
и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта. СПб.: КОСТА, 296 с. Реан, А. А., Ставцев, А. А. (2021) Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, т. 11, № 4, с. 371-388. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.406 Реан, А. А., Ставцев, А. А., Егорова, А. В. (2021). Позитивная психология как инструмент модерации процесса социализации школьников. Сибирский психологический журнал, № 82, с. 191-207. https://doi.org/10.17223/17267080/82/11 Реан, А. А., Ставцев, А. А., Кузьмин, Р. Г. (2021) Позитивно-психологический подход как фактор стимулирования психологического благополучия и редуцирования рисков профессионального выгорания педагога. Психология человека в образовании, т. 3, № 4, с. 461-473. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-461-473
Сергиенко, Е. А. (2019) Социализация: подходы и механизмы. Мир психологии, № 4 (100), с. 59-71. Серебрякова, П. В., Гонина, О. О. (2021) Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании подростков. В кн.: О. О. Гонина (ред.). Проблемы теории и практики психологии развития. Материалы
VIII региональной научно-практической конференции 1 декабря 2020 г. Тверь: Тверской государственный университет, с. 82-84.
Эбнер, М., Франк, Г., Корунка, К., Люгер, М. (2010) Предпринимательская ориентация в организации.
Внутреннее предпринимательство. Харьков: Гуманитарный центр, 284 с. Pareek, S., Rathore, N. S. (2014) Educating positively: Quality enrichment in higher education. Indian Journal
of Positive Psychology, vol. 5, no. 4, pp. 508-512. Seligman, M. E. P., Ernst, R. M., Gillham, J. et al. (2009) Positive education: Positive psychology and classroom interventions. Oxford Review ofEducation, vol. 35, no. 3, pp. 293-311. https://www.doi.org/10.1080/03054980902934563
E. H. MaxMymoBa, A. A. Pean
References
Andreeva, E. A., Gonina, O. O. (2020) Vliyanie neformal'nykh ob'edinenij na sotsializatsiyu podrostkov [The influence of informal associations on the socialization of adolescents]. In: O. O. Gonina (ed.). Problemy teorii ipraktikipsikhologii razvitiya. Materialy VII regional'noj nauchno-prakticheskoj konferentsii 6 dekabrya 2019 g. [Problems of the theory and practice of developmental psychology. Materials of the VII regional scientific and practical conference December 06, 2019]. Tver: Tver State University Publ., pp. 47-49. (In Russian) Andreeva, G. M., Khelkama, K., Dubovskaya, E. M. et al. (1997) Uroven' sotsial'noj stabil'nosti i osobennosti sotsializatsii v starshem shkol'nom vozraste [The level of social stability and features of socialization in high school age]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 4. Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 4, pp. 31-41. (In Russian) Dontsov, A. I., Dontsov, D. A. (2018) Nauchno-metodologicheskie osnovaniya ponimaniya konteksta sotsializatsii i sotsial'no-psikhologicheskogo razvitiya lichnosti [Scientific and methodological basis for understanding the context of socialization and socio-psychological development of a person]. Shkol'nye tekhnologii — Journal of School Technology, no. 4, pp. 10-17. (In Russian) Ebner, M., Frank, H., Korunka, C., Lueger, M. (2010) Predprinimatel'skaya orientatsiya v organizatsii. Vnutrennee predprinimatel'stvo [Entrepreneurial orientation in the organization. Internal entrepreneurship]. Kharkov: Gumanitarnyj tsentr Publ., 284 p. (In Russian) Il'in, E. P., Yarmolin, S. A. (2012) Predpriimchivost' kak professional'no vazhnoe svojstvo lichnosti [Entrepreneurship as a professionally important personality trait]. In: N. V. Bordovskaya (ed.). Anan'evskie chteniya — 2012. Psikhologiya obrazovaniya v sovremennom mire. Materialy nauchnoj konferentsii, Sankt-Peterburg, 16-18 oktyabrya 2012 g. [Ananiev Readings-2012. Psychology of education in the modern world. Proceedings of the scientific conference October 16-18, 2012]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 21-22. (In Russian)
Leont'ev, D. A. (2012) Pozitivnaya psikhologiya — povestka dnya novogo stoletiya [Positive psychology: An agenda for the new century]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Psychology. Journal of Higher School of Economics, vol. 9, no. 4, pp. 36-58. (In Russian) Makhmutova, E. N., Kuzmina, A. A. (2019) Psikhologicheskie slagaemye uspekha ekonomicheskoj sotsializatsii molodezhi v tsifrovuyu epokhu [Psychological aspects of success in the economic socialization of young people of the digital era]. Gertsenovskie chteniya:psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — TheHerzen University Studies: Psychology in Education, no. 2, pp. 447-450. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-55 (In Russian)
Martsinkovskaya, T. D. (2016) Sotsializatsiya v epokhu tranzitivnosti: metodologicheskij aspekt [Socialization
in transitivity era: Methodological aspect]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 37, no. 5, pp. 14-21. (In Russian) Pareek, S., Rathore, N. S. (2014) Educating positively: Quality enrichment in higher education. Indian Journal
of Positive Psychology, vol. 5, no. 4, pp. 508-512. (In English) Parygin, B. D. (1971) Osnovy sotsial'no-psikhologicheskoj teorii [Fundamentals of socio-psychological theory]. Moscow:
Mysl' Publ., 351 p. (In Russian) Rean, A. A., Konovalov, I. A., Novikova, M. A., Molchanova, D. V. (2021) Profilaktika agressii i destruktivnogo povedeniya molodezhi: Analiz mirovogo opyta [Prevention of aggression and destructive behavior of youth: Analysis of world experience]. Saint Petersburg: KOSTA Publ., 296 p. (In Russian) Rean, A. A., Stavtsev, A. A. (2021) Sil'nye storony lichnosti v modeli VIA kak prediktor lichnostnogo blagopoluchiya pedagoga v professional'noj deyatel'nosti [Personal strength in the "VIA" model as a predictor of a teacher's well-being in the professional sphere]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya — Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, vol. 11, no. 4, pp. 371-388. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.406 (In Russian)
Rean, A. A., Stavtsev, A. A., Egorova, A. V. (2021) Pozitivnaya psikhologiya kak instrument moderatsii protsessa sotsializatsii shkol'nikov [Positive psychology as a tool for moderating the socialization process of school-age children]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal — Siberian Journal of Psychology, no. 82, pp. 191-207. https://doi.org/10.17223/17267080/82/11 (In Russian) Rean, A. A., Stavtsev, A. A., Kuzmin, R. G. (2021) Pozitivno-psikhologicheskij podkhod kak faktor stimulirovaniya psikhologicheskogo blagopoluchiya i redutsirovaniya riskov professional'nogo vygoraniya pedagoga [Positive psychology approach as a factor of stimulating psychological well-being and reducing the risks of professional burnout of a teacher]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 3, no. 4, pp. 461-473. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-461-473 (In Russian) Seligman, M. E. P., Ernst, R. M., Gillham, J. et al. (2009) Positive education: Positive psychology and classroom interventions. Oxford Review ofEducation, vol. 35, no. 3, pp. 293-311. https://www.doi.org/10.1080/03054980902934563 (In English)
Serebryakova, P. V., Gonina, O. O. (2021) Obostrenie potrebnosti v obshchenii, samoutverzhdenii i priznanii podrostkov [Exacerbation of the need for communication, self-affirmation and recognition of adolescents]. In: O. O. Gonina (ed.). Problemy teorii i praktiki psikhologii razvitiya. Materialy VIII regional'noj nauchno-prakticheskoj konferentsii 1 dekabrya 2020g. [Problems of the theory and practice of developmental psychology. Proceedings of the VIII regional scientific and practical conference December 1,2020]. Tver: Tver State University Publ., pp. 82-84. (In Russian) Sergienko, E. A. (2019) Sotsializatsiya: Podkhody i mekhanizmy [Socialization: Approaches and mechanisms]. Mir psikhologii, no. 4 (100), pp. 59-71. (In Russian)