— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.23672/SAE.2023.9.9.011 УДК 316
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Ельникова Г.А., Бекетов К.В.
Белгородский университет кооперации, экономики и права
Аннотация. Старение населения в современной социальной реальности стало одной из ведущих глобальных тенденций. Согласно научным прогнозам, в обозримом будущем, практически каждый четвертый человек в мире будет старше 60 лет. Поэтому как никогда актуальным становится исследование социально-демографической группы пожилых людей, специфики ее функционирования и положения в обществе. Ведущее место в проведении исследований призвана занять социологическая наука. Однако на сегодняшний день специальная социологическая теория, объектом изучения которой должны быть пожилые люди, находится еще в стадии становления. Это порождает многочисленные методологические проблемы, начиная с терминологического аппарата и отбора статистических данных и заканчивая ответом на основной вопрос - что такое старение и как этот процесс влияет на конкретного человека и общество в целом. Цель статьи - обозначить основные методологические проблемы, встречающиеся в современной науке при изучении положения пожилых людей в современном социуме.
Ключевые слова: пожилые люди, старение, теория уменьшения обязательств, концепция активного старения, социология старения, социология возраста.
ELDERLY PEOPLE AS THE OBJECT OF RESEARCH: PROBLEMS OF METHODOLOGY
Galina A. Elnikova, Kirill V. Beketov
Belgorod University of Cooperation, Economics and Law
Abstract. Population ageing in the modern social reality has become one of the leading global trends. According to scientific forecasts, in the foreseeable future, almost every fourth person in the world will be over 60 years old. Therefore, the study of the socio-demographic group of elderly people, the specifics of its functioning and position in society becomes more relevant than ever. Sociological science is called to take the leading place in conducting research. However, to date, the special sociological theory, the object of study of which should be the elderly, is still in its infancy. This gives rise to numerous methodological problems, starting from the terminological apparatus and selection of statistical data and ending with the answer to the main question - what is aging and how this process affects a particular person and society as a whole. The aim of the article is to identify the main methodological problems encountered in modern science when studying the situation of older people in modern society.
Keyword: elderly people, aging, theory of the process of Disengagement, concept of active aging, sociology of aging, sociology of age.
Введение. Старение населения в современном мире является глобальной тенденцией. Согласно отчету ООН «Мировые демографические перспективы», к 2050 году 16 % населения или каждый шестой человек в мире будет старше 65 лет (в 2019 году - 9 % населения или каждый одиннадцатый человек). Также, в три раза возрастет число людей в возрасте 80 лет и старше: с 143 миллионов в 2019 году до 426 миллионов в 2050 году [1]. Это явление характерно и для России. Доля российского населения в категории «65 лет и старше» увеличилась вдвое за последние 50 лет; и по прогнозам Росстата в ближайшее десятилетие удельный вес пожилого населения перешагнет 20 % барьер [2].
Исходя из того, что пожилые люди представляют собой достаточно большую социально-демографическую группу, имеющую, с одной стороны, свои специфические проблемы и интересы, а, с другой стороны, богатейший жизненный и трудовой опыт, ее исследования носят актуальный теоретический и практический характер. На это было обращено внимание мировой общественности еще в 1982 году на Первой Всемирной Ассамблее ООН по проблемам старения, принявшей Венский международный план действий по проблемам старения.
Изучение всех сторон жизни пожилых людей, включая медицинские аспекты и положение в
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
обществе, является междисциплинарным предметом исследования практически всех гуманитарных и общественных, а также ряда естественных наук, таких как философия, социология, экономика, психология, медицина и т.д. Кроме того, сформировались специальные научные дисциплины, направленные на рассмотрение проблем пожилых людей и аккумулирующие имеющиеся о них знания: социальная геронтология, социология старения и, частично, социология возраста.
Однако в подходах к исследованию лиц пожилого возраста имеется значительное количество проблем, которые носят методологический характер. Цель статьи - обозначить основные методологические проблемы, встречающиеся в современной науке при изучении положения пожилых людей в современном обществе.
Обсуждение. Первая проблема, с которой сталкиваются исследователи вопросов, связанных с изучением лиц пожилого возраста, - это определение возрастных рамок. Она связана с возрастной периодизацией, попытки создать которую можно проследить с древнейших времен. В основу периодизации возраста закладывались разные критерии от аналогии с временами года (Пифагор) до отношения к трудовой деятельности (советские демографы и статистики) [3].
Одной из наиболее распространенных современных периодизаций возраста является периодизация ВОЗ, разработанная с учетом значительного количества факторов, включая здоровье, работоспособность и психическое состояние. Согласно возрастной периодизации ВОЗ к лицам пожилого возраста относятся 60-74-летние; 75-90-летние - к старческому возрасту: те, кто старше 90 лет считаются долгожителями.
В то же время, ООН ведет статистику пожилых людей, определяя в качестве нижней границы данной категории лиц 65 лет.
В России до пенсионной реформы 2019 года к пожилым людям относились женщины, начиная с 55 лет; мужчины - с 60 лет; после завершения проведения реформы как пожилых можно будет рассматривать женщин с 60 лет, мужчин с 65. То есть, причисление к пожилым людям связано непосредственно с выходом на пенсию. Определение границ старения через выход на пенсию характерно для многих стран, однако, несмотря на логику такого подхода, при выделении социально-демографической группы пожилых людей он порождает сложности для сравнительного анализа.
Кроме определения возрастных границ категории «пожилые люди», методологические трудности несет в себе и имеющийся по изучаемой теме терминологический аппарат. Кроме термина «пожилые люди», в научной литературе как синонимичные употребляются понятия «люди третьего возраста» и «люди пенсионного возраста». В отечественных справочниках определение «третьего возраста» как «стадии жизненного
цикла человека, на которой он оставляет сферу труда или изменяет характер своих профессиональных занятий в силу обстоятельств, связанных с физиологическими особенностями пожилого возраста» [4] представляет собой в большей степени качественную характеристику категории пожилых людей, однако конкретные возрастные рамки при этом не указываются. Но, выделяя пожилых людей в качестве исследуемой группы, важно определить и конкретные возрастные границы данной категории, тем более, что в научной литературе они могут различаться. Так, автор концепции «четырех возрастов» Р. 1аэ!еИ относит к третьему возрасту лиц с 60 до 79 лет [5], а в отечественной психологии принято определять третий возраст как период первых лет после выхода человека на пенсию.
Такая же ситуация складывается и с понятием «люди пенсионного возраста», употребление которого при анализе социально-демографической группы пожилых людей вызывает ряд вопросов.
Во-первых, возраст выхода на пенсию в разных странах различный, что сужает возможность проведения сравнительного анализа положения пожилых людей.
Во-вторых, возраст выхода на пенсию может меняться, как это, например, произошло в России в ходе пенсионной реформы 2019 года.
В-третьих, например, в России есть значительное количество категорий работающих, которые могут выйти на пенсии до достижения общепринятого в стране пенсионного возраста.
В-четвертых, к лицам пенсионного возраста относятся все пенсионеры, включая лиц 90+.
То есть, в определении «люди пенсионного возраста» также размыты возрастные границы, что, в свою очередь, затрудняет научное изучение социально-демографической группы «пожилые люди», рассматриваемой в качестве предмета исследования.
Еще одной методологической проблемой при исследовании положения пожилых людей как социально-демографической группы является недостаточная представленность дифференциации внутри нее. В статистических сборниках можно найти сегментирование по годам, признаку пола, в определенной степени, по отношению к работе (работающий или неработающий пенсионер), однако по многим параметрам (образование, материальное благосостояние, семейное положение, место проживания) данных практически нет. Отсутствие таких данных значительно затрудняет проведение глубокого и многостороннего анализа положения пожилых людей даже в масштабе страны.
В итоге, мы имеем ряд исследований, построенных на гендерном анализе [6; 7; 8], и рассматривающих специфические проблемы работающих или неработающих пенсионеров в возрасте от 60
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
до 75 лет [9; 10], а также незначительное количество статей, посвященных отдельно сельским или городским пожилым людям, носящих, главным образом, экономический характер [11; 12; 13]. Но практически нет специальных работ, в которых бы, с точки зрения социологии, рассматривалось влияние уровня образования и семейного положения на физическое состояние и социальное самочувствие пожилых людей.
Методологической проблемой в изучении пожилых людей является и недостаточность теоретической базы. Первой специальной наукой, объектом исследования которой являлись пожилые люди, стала геронтология, изучающая их физическое и психическое здоровье. Однако ученым-геронтологам быстро стало понятно, что здоровье пожилых людей во многом зависит от организации и состояния общества, в котором они живут. Это понимание привело к возникновению научной дисциплины «Социальная геронтология», широко использующей и методологию социологической науки. Наиболее активно в социальной геронтологии была принята на вооружение теория социального конструктивизма, базирующаяся на идее взаимодействия и взаимовлияния человека и общества. В то же время, быстро растущий процесс старения населения и необходимость более глубокого познания положения пожилых людей в обществе, их места и роли в нем привели к появлению частной социологической теории - социологии старения, и к выделению изучения специфики пожилых людей как социально-демографической группы в социологической дисциплине «Социология возраста». Но в современный период времени и социология старения, и социология возраста находятся практически в стадии становления.
Социология старения и раздел социологии возраста, касающийся лиц после 60 лет, взаимосвязаны. Однако, на наш взгляд, если социология возраста в большей степени ориентируется на имеющийся результат и использует количественные данные, то в задачи социологии старения входит исследование процесса перехода человека в категорию лиц преклонного возраста, сопровождающегося как изменениями внутреннего состояния человека, его самосознания, так и отношения к нему со стороны общества.
Теории старения, первые из которых появились в западной социологии еще в 60-е годы ХХ века, носят противоречивый характер и находятся между двумя противоположными фокусами рассмотрения процесса старения:
- во-первых, как оценки пройденного жизненного пути и подготовки к уходу из жизни;
- во-вторых, как видоизмененное продолжение активного участия в жизни социума и отдельной семьи.
Первая точка зрения была высказана в ставшей уже классической работе Э. Камминга и В. Генри «Старение: процесс разъединения» [14]. В этой
работе заложены основные постулаты теории «уменьшения обязательств», которая предполагает в качестве адаптации стареющих людей к изменившимся для них условиям жизни, трансформацию ценностей пожилых людей и принятие ими новых социальных ролей, ведущих, в конечном итоге, к постепенному прерыванию всех социальных связей [14].
Вторая точка зрения выражена в теории активного старения, в центре которой находятся положения социологической теории деятельности. В данной теории утверждается, что активный образ жизни пожилого человека позитивно влияет как на его общее психофизическое состояние, увеличивая при этом продолжительность жизни, так и на его социальное окружение, и общество в целом. В современных условиях большинство международных организаций (ООН, ВОЗ и другие), национальных государств, а также исследователей склоняются именно к концепции активного старения, дающей перспективы применения опыта, знаний и навыков пожилого населения для развития социума, что в условиях прогрессирующего старения населения является чрезвычайно актуальным. Однако на сегодняшний день активное (успешное) старение больше представлено как социальный, политический и экономический проект.
Теоретическая и методологическая составляющая концепции активного старения еще только начинает разрабатываться в системе научных знаний. В современной отечественной социологии ученые озвучивают значительный ряд теоретико-методологических проблем, решение которых требуется для дальнейшего развития социологии старения.
Так, О.В. Сергеева указывает на возможность использования в разработке социологии старения феминистской теории, стратификационного подхода и концепции жизненного пути [15].
Д.М. Рогозин обращает внимание на целесообразность включать в теоретические обоснования процесса старения такие концепты, как либерализация от старения и либерализация старения и различать их [16].
И. Григорьева и Е. Богданова показывают необходимость критического осмысления широко распространенного неолиберального подхода к старению и его адаптации к российской социальной реальности [17].
Заключение. Таким образом, изучение в социологии пожилых людей как специфической социально-демографической группы даже при опоре на междисциплинарный характер имеющихся знаний сталкивается в социологии с рядом методологических проблем, начиная с терминологического аппарата и отбора статистических данных и заканчивая становлением и дальнейшим развитием специальной теории среднего уровня - социологии старения. При этом в отечественной науке социология старения делает только первые шаги.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. ООН: Мировые демографические перспективы. 2021. URL : https://www.un.org/ru/global-issues/ageing (дата обращения 20.06.2023).
2. Демоскоп. 2023. № 993-994. URL : http://www.demoscope.rU/weekly/2023/0993/rossia01.php#2. (дата обращения 20.06.2023).
3. Козлова О.А. Теоретические основания определения возрастных границ и возрастной структуры населения в контексте демографического старения / О.А. Козлова, О.О. Секицки-Павленко // Alter Economics. 2022. № 19(3). С. 442-463. URL : https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2022.19-3.3
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов. URL : https://ibooks.ru/ bookshelf/351776/reading (дата обращения 13.08.2023).
5. Laslett P. The Third Age, The Fourth Age and The Future. Ageing and Society. 1994. Vol. 14. № 3. P. 436447.
6. Ageing, the Body and the Gender Regime / Ed. by S. Pickard, J. Robinson. London : Routledge, 2019. 193 р.
7. Григорьева И.А. Пожилые женщины: «вниз по лестнице» возраста и гендера // Женщина в российском обществе. 2018. № 1 (86). С. 5-18.
8. Здравомыслова Е.А. Позднесоветская социология о старости и гендере: были открытия // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13. № 3. С. 65-91.
9. Барсуков В.Н. Трудовая активность населения пенсионного возраста как фактор социально-экономического развития территории / В.Н. Барсуков // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 1(43). С. 195-213.
10. Смирнова Т.В. Работа в пенсионном возрасте: мотивы, факторы влияния, результаты / Т.В. Смирнова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 2(56). С. 128-131.
11. Лемиш В.В. Социальное самочувствие сельских пенсионеров / В.В. Лемиш // Омские научные чтения. 2017. С. 96-98.
12. Ниворожкина Л.И. Активное долголетие сельских пенсионеров: насколько достижимо? / Л.И. Ниворож-кина, М.З. Музаев // Учет и статистика. 2022. № 2(66). С. 38-46.
13. Цветкова Г.А. Трансформация жизненного мира пенсионеров России / Г.А. Цветкова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2017. № 3(9). С. 37-49.
14. Cumming E. Growing Old: The Process of Disengagement / E. Cumming, W. Henry. N.Y. : Basic Books, 1961. 293 p.
15. Сергеева О.В. Социология старения и возрастного неравенства (обзор западных концепций) / О.В. Сергеева // Logos et Praxis. 2012. № 2. С. 74-79.
16. Рогозин Д.М. Либерализация старения, или труд, знания и здоровье в старшем возрасте / Д.М. Рогозин // Социологический журнал. 2012. № 4. С. 62-93.
17. Григорьева И. Концепция активного старения в Европе и России перед лицом пандемии COVID-19 / И. Григорьева, Е. Богданова // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2020. № 2. С. 187-211.
References:
1. UN: World Demographic Perspectives. 2021. URL : https://www.un.org/ru/global-issues/ageing (date of the application 06/20/2023).
2. Demoscope. 2023. № 993-994. URL : http://www.demoscope.ru/weekly/2023/0993/rossia01.php#2 (date of the application 06/20/2023).
3. Kozlova O.A. Theoretical foundations for determining age boundaries and age structure of the population in the context of demographic aging / O.A. Kozlova, O.O. Sekicki-Pavlenko // AlterEconomics. 2022. № 19(3). P. 442-463. URL : https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2022.19-3.3
4. Mardakhaev L.V. Social pedagogy: a short dictionary of concepts and terms. URL : https://ibooks.ru/books helf/351776/reading (date of the application 08/13/2023).
5. Laslett P. The Third Age, The Fourth Age and The Future. Ageing and Society. 1994. Vol. 14. № 3. P. 436447.
6. Ageing, the Body and the Gender Regime / Ed. by S. Pickard, J. Robinson. London : Routledge, 2019. 193 р.
7. Grigorieva I.A. Elderly women: «down the ladder» of age and gender // Woman in Russian society. 2018. № 1 (86). P. 5-18.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
8. Zdravomyslova E.A. Late Soviet sociology about old age and gender: there were discoveries / E.A. Zdra-vomyslova // Interaction. Interview. Interpretation. 2021. Vol. 13. № 3. P. 65-91.
9. Barsukov V.N. Labor activity of the population of retirement age as a factor of socio-economic development of the territory // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2016. № 1 (43). P. 195-213.
10. Smirnova T.V. Work in retirement age: motives, factors of influence, results / T.V. Smirnova // Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University. 2015. № 2(56). P. 128-131.
11. Lemish V.V. Social well-being of rural pensioners / V.V. Lemish // Omsk scientific readings. 2017. P. 96-98.
12. Nivorozhkina L.I. Active longevity of rural pensioners: how achievable is it? / L.I. Nivorozhkina, M.Z. Muzaev // Accounting and statistics. 2022. № 2(66). P. 38-46.
13. Tsvetkova G.A. Transformation of the life world of pensioners of Russia / G.A. Tsvetkova // Bulletin of the Russian State University. The series «Philosophy. Sociology. Art criticism». 2017. № 3(9). P. 37-49.
14. Cumming E. Growing Old: The Process of Disengagement / E. Cumming, W. Henry. N.Y. : Basic Books, 1961. 293 p.
15. Sergeeva O.V. Sociology of aging and age inequality (review of Western concepts) / O.V. Sergeeva // Logos et Praxis. 2012. № 2. P. 74-79.
16. Rogozin D.M. Liberalization of aging, or labor, knowledge and health in old age / D.M. Rogozin // Sociological Journal. 2012. № 4. P. 62-93.
17. Grigorieva I. The concept of active aging in Europe and Russia in the face of the COVID-19 pandemic / I. Grigorieva, E. Bogdanova // Laboratory: Journal of Social Research. 2020. № 2. P. 187-211.
Информация об авторах
Ельникова Галина Алексеевна
доктор социологических наук, профессор,
профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, Белгородский университет кооперации экономики и права, Белгород [email protected]
Galina A. Elnikova
Doctor of Sociological Sciences, Professor,
Professor of the Department of Humanities and Social Disciplines, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod [email protected]
Бекетов Кирилл Владимирович
аспирант кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород [email protected]
Kirill V. Beketov
Postgraduate Student of the Department of Humanities and Social Disciplines, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod [email protected]