ПОЖИЛАЯ СЕМЬЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
А. В. Мишунина
В данной статье раскрываются сущность и функции пожилой семьи, особенности социальной защиты данной категории семей в современном обществе, а также рекомендации по ее совершенствованию.
В современной науке проблемы пожилых семей в современном российском обществе недостаточно раскрыты. Исследования, как правило, обходят вниманием пожилые семьи и автоматически переносят на них стандарты и способы жизнедеятельности, которые свойственны молодым семьям. Происходит изоляция своеобразия и автономии существования пожилых семей.
Социальные практики, базирующиеся на таких теоретических посылах, повлекли за собой отрицательные социальные и экономические последствия. Стало очевидным, что цожилые семьи занимают свою особую нишу, без которой не возможна динамика современного общества [1, с. 175].
Сокращается количество пожилых семей, связанное, во-первых, с более высокой смертностью среди мужчин разного возраста; в этой жизненной ситуации вдова редко выходит замуж повторно; во-вторых, с тенденцией к развитию бракоразводной составляющей — лишь ограниченное число супружеских пар проживают поздние годы жизни совместно, находясь в браке. Традиции современной культуры предписывают стареющему человеку, пожилой семье проблемный, девиантный статус, обусловленный представлением об истощении их ресурсов. Не уделяется должного внимания своеобразию пожилых семей. В то же время социальные практики повлекли за собой отрицательные социальные и экономические п<?-следствия. Стало очевидным, что пожилые семьи* занимают свою особую нишу. Она становится уникальным местом удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей, сферой, в которой осуществляется основная деятельность, досуговая со-, ставляющая, реализуются практики взаимной поддержки. Семья занимает одно из первых мест в ценностной структуре представителей старшего1 поколения. Превалирующей ценностью становится само наличие близкого человека, возможность совместно-
го с ним проживания, вовлеченность в общую деятельность [1, с. 177].
Пожилая семья характеризуется определенными особенностями, имеет свои очертания и контуры. Ее главное назначение уже не рождение и воспитание детей, а поиск лично ориентированных смыслов жизни. Происходит изменение структуры и функций семьи. Начиная с фазы «пустого гнезда» происходит постепенное утрачивание некоторых функций: потеря социализирующей функции (с уходом из семьи детей), редуцирование функции передачи культурного опыта и знаний. Складывается ситуация, когда пожилые люди, чувствуя свою неадекватность конъюнктуре времени, самоустраняются от воспитания внуков, тем самым образуется замкнутый круг. Происходит утилизация старости — если семья не выполняет функцию рождения детей и социализации, если снижена функция ретрансляции и передачи культурных ценностей, следовательно, она менее полезна государству, обществу. Приоритетными становятся следующие функции пожилой семьи:
1) поддерживающая, когда супруги оказывают взаимопомощь в хозяйственных делах, обеспечивают психологическую компенсацию всевозможных нагрузок;
2) защитная, поскольку семья выступает барьером для непосредственного вторжения других социальных институтов (например, государства) в частную жизнь ее членов;
3) посредническая, реализующаяся в том, что семья пожилого человека нередко является своего рода мостиком между родственниками, связующим звеном в межличностных отношениях, хранителем истории семьи, традиций, семейных альбомов и воспоминаний о «семейном дворе» [2].
Следует отметить и сокращение спектра семейных социальных ролей, которые сопровождаются их конкретизацией. В пожилых семьях отмечается четкая дифферен-циация ролей, которая связана, главным
€> А. В. Мишунина, 2012
Серия <Социологические пауки»
образом, не с половым признаком, а с физическими возможностями супругов, их склонностями.
У пожилых семей также изменяется идеология — повышается уровень закрытости: от стратегии экспансии, эксплициро-ванности в социальном пространстве к фокусированию на собственных, внутрисемейных проблемах: возрастает потребность в безопасности и стабильности; повышается внимание к экзистенциальным проблемам; преобладает интраверсия (погружение в мир внутренних переживаний); уменьшается потребность в активном освоении внешней среды.
Пожилая семья является более стабильной и не характеризуется большим количеством разводов. В общественном сознании обесценена сама процедура развода в позднем возрасте. Развод считается неприличным, неуместным, что косвенно подтверждает низкий статус пожилого человека, которому отказано в праве выбора в семейно-брачной сфере. Человек в этом возрасте должен вписаться в некоторую заданную канву общественного мнения, которая существенно ограничивает его свободу. Существует единственный социально одобряемый способ социального позиционирования пожилых людей: сохранить свой брачный статус [2].
Следует отметить, что в современном обществе развивается тенденция к росту бракоразводной составляющей семьи, что приводит к уменьшению супружеских пар, проживающих в пожилом возрасте в статусе брака. Семья пожилых людей толерантна к конфликту. Существование устойчивых конвенций между супругами, успешных образцов реализации жизненных практик значительно снижает вероятность возникновения конфликтов или оптимизирует их разрешение.
В пожилом возрасте усиливается зависимость супругов друг от друга, формируются общие фильтры, которые способствуют выбору той или иной интерпретации внешних событий. У семейной пожилой пары наблюдается схожесть не только жизненных стратегий, но и привычек, повседневных практик. Зависимость объясняется своего рода естественным отбором, который прошли супруги в течение длительного времени совместной жизни. Многие социально-психологические феномены не были свойственны супругам с самого начала, они сформировались как результат компенсации соответствующих внутриличностных переживаний опытом личных отношений.
Режим существования пожилых семей зачастую проблематичен (бедность, конфликт между поколениями). По экономическим показателям пожилые семьи могут быть дифференцируемы на две оппозиционные группы. Для одной, относящейся к социально уязвимым группам, основным источником дохода являются: государственная пенсия, социальное страхование, пособия, дотации, субсидии, практики выживания, характеризуемые постоянным режимом экономии. Другая когорта внутри старшей генерации располагает богатством, стью и престижем в гораздо большей степени. В целом же, доход пожилых семей в настоящее время примерно вдвое меньше дохода молодых семей [2].
В пожилой семье значимым становится режим взаимодействия по особому принципу как внутри, так и за ее пределами, в условиях ограниченной социальной динамики, ограниченного выбора альтернативных жизненных стратегий. Пожилая семья функционирует по принципу «сообщающихся сосудов», что делает ее достаточно крепким единством. Происходит формирование новых значимых смыслов: автономии, адаптационного синдрома, усиление статуса интимности [1, с. 180].
В современном обществе ценность семьи, семейной поддержки и защиты приобретает особую значимость и специфику. В том случае, когда уровень функционирования социальной политики государства достаточно высок, считается нормой, когда защиту берут на себя социальные институты. В России же семья, несмотря на развивающиеся возможности социального и пенсионного обеспечения, остаётся для пожилого человека незаменимой системой поддержки. В последнее время значительно расширились неинституциональные формы защиты пожилых семей. К ним относятся: помощь родственников, посещение медсестры, обеспечение продуктами питания, добровольная помощь друзей. Ответственными за все эти услуги являются социальные должностные лица и муниципальные власти, которым помогают производители и поставщики услуг, многие официальные организации и добровольные помощники. Необходимо более детализированное социально-экономическое обеспечение пожилых Семей, разработка и реализация тренинговой экзистенциально-направленной программы, создающей условия для ускорения процесса перехода личности с дефицитарного на бытийный уровень.
Экзистенциальное консультирование
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | JSfe 1
пожилых пар способствует расширению возможностей для самореализации личности в семье, совершенствованию внутрисемейных отношений и является профилактическим средством против возрастного выгорания личности [2]. Трепетное отношение к прошлому, действующий механизм актуализации воспоминаний лежат в основе психотерапевтических методов, призванных помочь сохранить внутренний мир от всевозможных деформаций и разрушений: подбор и прослушивание соответствующей музыки, просмотр кинофильмов, фотографий. К примеру, фототерапия, позволяет установить связь с теми чувствами и воспоминаниями, к которым невозможно добраться, пользуясь только словами.
Таким образом, государственная система социальной защиты и неинституциональ-
ные формы социальной защиты должны быть настроены на создание комфортной жизни пожилой семье. Новая модель старости, принимаемая мировым сообществом, расценивает пожилого человека как значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечен в социально активную жизнь. Совершенно неприемлемым является взгляд на пожилого человека как на балласт общества.
В социальной защите пожилых семей необходимо использовать комплексные методы, например, сочетание социально-экономических методов с социально-психологическими. Субъекты социальной защиты пожилых семей никогда не должны забывать, что их миссия заключается в поддержании социальной активности, преодоления социальной изоляции, эксклюзии и т. д.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
*
1. Елютина М. Э. Стратегии выживания пожилой семьи / М. Э. Елютина // Интегрированная старость : практики социального участия / М. Э. Елютина, П. Тейн, П. П. Великий. — Саратов :
Наука, 2007. - С. 175-185.
2. Елютина М. Э. Пожилая семья : автономия и своеобразие в контексте социальной заботы [Электронный ресурс] / М. Э. Елютина, И. Д. Ивахнова // Психолого-социальная работа в современном обществе : проблемы и решения. — Режим доступа: http://socionom.ru/conferences/ т1£те€к0^егепси/р051з/р51кЬ0^0_50с.Ы:1т. — Загл. с экрана.
Поступила 28.11.11.
МЕСТО ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
А. С. Палибина
В статье проанализировано место православной церкви в системе социальной защиты семьи, материнства и детства. Дана характеристика основных видов и форм защиты семьи, материнства и детства.
Социальная защита представляет собой комплексную систему социально-экономических отношений, которая предназначена для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспе-
чивают общественно необходимого уровня жизни семьи [2, с. 331]. Основным субъектом социальной защиты семьи, материнства и детства является государство, которое реализует свои функции через социальную политику.
Особое место в системе социальной за-
© А. С. Палибина, 2012
Серия 4Социологические науки»