Научная статья на тему 'ПОЖАРНОЕ ВООРУЖЕНИЕ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА И ЕГО РОЛЬ В МОСКОВСКОМ ПОЖАРЕ 1812 ГОДА'

ПОЖАРНОЕ ВООРУЖЕНИЕ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА И ЕГО РОЛЬ В МОСКОВСКОМ ПОЖАРЕ 1812 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ / ПОЖАРНОЕ ВООРУЖЕНИЕ / РУЧНОЙ ПОЖАРНЫЙ ИНВЕНТАРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Авдеева Анастасия Андреевна, Шкунов Сергей Александрович

В статье раскрыты исторические условия, в которых произошёл пожар в Москве в сентябре 1812 года; охарактеризовано состояние пожарного дела в начале XIX века, представлено пожарное вооружение и методика его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE ARRANGEMENT IN THE EARLY XIX CENTURY AND ITS ROLE IN MOSCOW FIRE OF 1812

The article describes the historical conditions in which there was a fire in Moscow in September 1812; the state of fire-fighting at the beginning of the XIX century, fire arrangement and methods of its application

Текст научной работы на тему «ПОЖАРНОЕ ВООРУЖЕНИЕ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА И ЕГО РОЛЬ В МОСКОВСКОМ ПОЖАРЕ 1812 ГОДА»

Авдеева А. А., шкунов С. А.

ПОЖАРНОЕ ВООРУЖЕНиЕ В НАЧААЕ XIX ВЕкА и ЕГО РОАЬ В МОСКОВСКОМ ПОЖАРЕ 1812 ГОДА

В статье раскрыты исторические условия, в которых произошёл пожар в Москве в сентябре 1812 года; охарактеризовано состояние пожарного дела в начале XIX века, представлено пожарное вооружение и методика его применения.

Ключевые слова: история пожарной охраны, пожарное вооружение, ручной пожарный инвентарь.

Avdeeva A., Shkunov S.

FIRE ARRANGEMENT IN THE EARLY XIX CENTURY AND ITS ROLE IN MOSCOW FIRE OF 1812

The article describes the historical conditions in which there was a fire in Moscow in September 1812; the state of fire-fighting at the beginning of the XIX century, fire arrangement and methods of its application.

Keywords: history of fire protection, fire arrangement, fire-fighting hand equipment.

Отечественная война 1812 года ознаменовалась разрушительным действием пожаров. Бедствие, несущее в себе опасность и смерть, явилось патриотическим ответом русского народа на захватнические действия французской армии: уничтожая свои дома, жители противостояли врагу [1]. Сентябрьский пожар в Москве стал одним из факторов, предопределивших поражение Наполеона в русской кампании.

В начале XIX века Москва являлась вторым по значимости (после Санкт-Петербурга) городом Российской Империи. В тот исторический период система пожарной безопасности Москвы была прогрессивной, поскольку повторяла опыт столицы. В 1812 году Москва представляла собой крупный населённый пункт площадью 7 320 гектаров с 16 заставами [2]. Руководителем пожарной службы города

являлся брандмайор - полицейский чиновник, начальник пожарных частей города. Он состоял при обер-полицмейстере; его основными обязанностями являлись: досмотр боевой готовности пожарных частей (команд), исправность пожарного инвентаря и всех принадлежностей к нему, проверка состояния освещения и исправности уличных фонарей, проверка соблюдения правил хранения легковоспламеняющихся жидкостей и горючих веществ и материалов, руководство подчинёнными ему брандмейстерами [3]. Город был разделён на 20 полицейских частей, то есть пожарную безопасность в Москве обеспечивали как минимум 20 профессиональных пожарных команд.

Первая профессиональная пожарная команда в Москве была создана 31 мая 1804 года. До 1803 года жители городов сами тушили пожары; они должны были иметь наготове ручные огнегасительные инструменты. Лишь указом от 24 июня 1803 года они освобождались от обязанности по поставке ночных стражей, содержания пожарных служителей (обыватель мог за свой счёт содержать пожарного служителя, который бы вместо него являлся на пожар), а также от освещения улиц [4]. Таким образом, с момента издания указа не прошло и десяти лет. Маловероятно, что население, до этого активно участвующее в ликвидации возгораний, утратило навыки тушения пожаров.

В связи со строительством новой столицы - города Санкт-Петербурга -Москву наводнили разорённые крестьяне, беглые и нищие, а «пожары и поджоги стали сущим бедствием» [5]. Классовый состав населения постепенно менялся: аристократическим центром стала новая столица. Массовая миграция

«неблагонадёжного» населения, с одной стороны, усилила бдительность правоохранительных органов, а с другой, — научила местных жителей самостоятельно справляться с небольшими возгораниями собственными подручными средствами.

С 1633 года в Кремле существовал водопровод, используемый для тушения пожаров на улицах, примыкающих к древней крепости, а в 1705-1709 годах на Спасской башне Кремля были установлены колокола-набаты, «выбивавшие тревожные повестки на случай пожара». С появлением специальных съезжих домов на их крышах стали возводиться специальные смотровые площадки с круговым обзором, на которых круглосуточно несли постовую службу двое пожарных, сменяя друг друга с определённой периодичностью в зависимости от сезона года [3]. Таким образом, к 1812 году в Москве функционировала целая система предупреждения и ликвидации пожаров.

С 1700 года в Москве было запрещено строительство двухэтажных деревянных жилых домов, однако построенные ранее деревянные сооружения сносились только возле пожароопасных объектов (например, вблизи складов пороха); кроме каменных зданий разрешалось также возводить глинобитные сооружения. В Москве сочетались разные типы застроек, соседствующие друг с другом. Французский публицист Жан-Мари Шопен говорил, что «до французского вторжения большинство домов были деревянными; пустыри, встречающиеся во многих кварталах, делали эту древнюю столицу похожей на скопище разных деревень» [7].

Первым изданием, подробно описывающим пожарное вооружение и правила обращения с ним, можно считать «Практическое наставление брандмейстерам», вышедшее в 1818 году. Данные о составе пожарных команд и технике обращения с огнегасительными инструментами, представленные в этом сочинении, можно считать подходящими и для Москвы рассматриваемого временного периода,

поскольку все нормативные правовые акты, упомянутые в «Наставлении», были утверждены до 1812 года. Например, содержание пожарных лошадей и фурманов - штатным положением от 1792 года, денежное содержание брандмейстер-ских помощников и пожарных служителей - штатным положением от 1803 года, а состав пожарной команды определялся Высочайше конфирмированными штатами от 1803, 1804 и 1811 годов. Целая глава данного сочинения посвящена свойствам пожарных инструментов - «Подробное начертание свойства огнегаси-тельных инструментов вообще и каждой их части особо» [8].

В XIX веке пламя тушилось исключительно водой, которую пожарная команда привозила с собой, либо качала насосами из ближайших источников. Москва обладала достаточными водными ресурсами, позволяющими одновременно решать проблемы водоснабжения города для бытовых, хозяйственных целей, а также для обеспечения пожарной безопасности. В левобережье Москва-реки было множество притоков, самыми крупными из которых являлись Пресня на западе, Неглинная - в центре и Яуза - на востоке города. На месте старого русла Москвы-реки проходил Водоотводный канал, построенный в XVIII веке. Во дворах располагались колодцы, было немало искусственно вырытых прудов.

Пожарное вооружение, при помощи которого тушились возгорания, включало в себя механические и ручные инструменты. Особое внимание уделялось транспортным средствам и содержанию пожарных лошадей. Примерная ведомость обоза в городской команде представлена в таблице [9].

При эвакуации пожарного вооружения в сентябре 181 2 года из города были вывезены пожарные трубы и насосы [2, 7]. Накануне вступления наполеоновских войск два эскадрона драгун сопровождали эвакуационную колонну, направляющуюся в город Владимир; часть насосов,

Обоз городской пожарной команды

Пожарный инвентарь Количество

Холодные трубы (большие) 11

Трубы средние с медным коробом 11

Малые трубы с коробами 22

Бочки (зимой - чаны) 33

Линейки для пожарных служителей 11

Повозки с лестницами, баграми и крючьями 11

Трубы большого размера с печами для работы зимой 5

Насосы для накачивания воды в бочки 4

Вёдра для наливания воды в бочки и короба 110

Роспуски под средние трубы 11

Роспуски под бочки 33

Дровни под средние трубы 11

Дровни под малые трубы 22

Дровни под бочки 33

Большие вилы 22

Крюки (багры) большие и малые 66

Большие крючья (ломовые верёвки с цепями) 22

Войлочные щиты 66

Швабры 66

Факелы 11

Топоры 528

укрытых чехлами, при выезде из города попала в руки французов. Можно предположить, что прочий пожарный инвентарь из города не вывозился из-за экономии времени и использования транспорта для нужд жителей. Следовательно, в городе в избытке оставались наливные бочки, пожарные лестницы, войлочные щиты, иной пожарный ручной немеханизированный инструмент.

В крупном населённом пункте пожарные инструменты находятся не только

в ведомстве, отвечающем за тушение пожаров. Правила пожарной безопасности определяли обязательное наличие простых средств пожаротушения в жилом и казённом городских фондах. На начало 1812 года в Москве насчитывалось 464 мануфактуры, 142 фабрики и 241 завод [2]. На предприятиях формировались пожарные дружины, отвечающие за пожарную безопасность и способные самостоятельно локализовать возгорание при помощи имеющихся средств. Публичные учреждения также были обязаны иметь собственный пожарный инвентарь для обеспечения безопасности посетителей, учащихся.

Если в казённых зданиях наличие пожарных инструментов определялось предписаниями, то в частном секторе оно объяснялось здравым смыслом. Опасность возникновения пожара заставляла жителей держать наготове наполненные водой бочки, вёдра, иметь лестницы, топоры и лопаты.

С помощью пожарного вооружения, оставшегося в городе, при грамотном использовании можно было хотя бы предотвратить распространение пожара. Пожарный лом (рис. 1) служил для разламывания крыш, печей, полов, потолков, дверей. Он был снабжён специальной кольцеобразной ручкой, позволяющей удобно его держать, а также передавать на более высокий этаж, привязав за кольцо верёвку [6].

Пожарный топор (рис. 2) применялся для вскрытия и разборки лёгких деревянных конструкций, а также для облегчения

Рисунок 1. Пожарный лом

Рисунок 2. Пожарные топоры

передвижения по наклонным плоскостям зданий и сооружений [3]. Топорам придавались разнообразные формы: основным условием являлось удобство в работе и возможность поместить инструмент в специальный кожаный чехол, который при помощи петли крепился к поясу пожарного служителя.

Важным пожарным инструментом являлся пожарный багор (рис. 3), представляющий собой деревянный шест (ратовище), на который была насажена железная трубка, оканчивающаяся прямым или дугообразным острым крючком. Крюк багра был незаменим для сдирания дощатой обшивки с горящих бревенчатых зданий, а также для растаскивания балок. Багор с прямым остриём использовался для обрушивания печных труб.

Также использовались ломовые верёвки (рис. 4) с одиночным или двойным железным крюком. Крюки прикреплялись

Рисунок 3. Пожарный багор

к части здания, предназначенной к разрушению, и люди, приставленные к инструменту, натягивали её до тех пор, пока не происходило обрушение.

Распространению возгорания на соседние строения препятствовала техно -логия смачивания или заливания водой. Также стены зданий, соседствующих с пожаром, закрывались специальными войлочными щитами. Это было особенно распространено в тех случаях, когда крыши окружающих строений состояли из огнеопасных материалов. Данные щиты изготавливались из толстого и плотного войлока. При достаточном намачивании они становились невосприимчивыми к отлетающим горящим обломкам и защищали укрываемые строения.

На вооружении пожарных команд начала XIX века также имелись специальные пожарные мётлы (рис. 5). Их отличие от обыкновенных мётел состоит в том, что к верхней части пожарной метлы прикреплялся длинный деревянный шест, а саму метлу покрывали несколькими слоями грубой пеньковой или льняной ткани. Во время тушения метлу обмакивали в воду или навозную жижу и водили ею вдоль охраняемого объекта [6].

В то же время наличия пожарного инструмента, хоть и в должном количестве, недостаточно для ликвидации возгорания. Участие профессиональных

Рисунок 4. Аомовая веревка

Рисунок 5. Пожарная метла

пожарных команд при тушении было невозможно, поскольку весь штат пожарных в количестве 2 100 человек покинул город вместе с полицейским ведомством, в состав которого он входил. Поэтому тушением вначале одиночных, а затем и объединившихся очагов возгораний пришлось заниматься оставшемуся в городе населению.

До вхождения в Москву армии Наполеона в городе проживало примерно 300 тысяч человек, из которых около 290 тысяч покинуло город (большая часть состоятельных москвичей уехала в августе, а представители государственных служб, рабочие и крестьяне ушли вслед за отступающей армией Кутузова). Оставшиеся жители, главным образом, являлись дворовыми и помещичьими крестьянами, оставленными именно для охраны имущества и строений от грабежей и пожаров. Также город не покинули иностранцы. Всего ко 2 сентября 1812 года в городе оставалось чуть больше 10 тысяч человек. В составе французской армии в Москву прибыло примерно 80 тысяч человек; армию сопровождал крупный обоз, включающий в себя разные службы.

Сентябрьский пожар 1812 года меньше, чем за неделю, уничтожил более 70 % зданий Москвы: из 2 567 каменных домов сгорело 2 041, из 6 591 деревянных -4 491 [3]. О причинах пожара спорят до сих пор: был ли это поджог города русскими

патриотами, или же пожар произошёл из-за несоблюдения правил пожарной безопасности французскими войсками, или же в его распространении сыграла роль сухая и ветреная погода.

Осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности в городе мешали следующие факторы: отсутствие дисциплины в армии неприятеля (пьянство, мародерство, бандитизм начались сразу после вступления в город); несвоевременное обнаружение отсутствия механической пожарной техники (авангард был в первую очередь озабочен поиском депутатов от российских властей и «ключей» от города); незнание города, расположения источников воды и пожарных ведомств (солдаты спасались от огня бегством).

Ответственность за первые пожары Наполеон возложил на солдат своей армии, подозревая их в несоблюдении мер пожарной безопасности. Ввиду постоянно увеличивающейся площади пожаров стали предприниматься усилия по их тушению. Самым дисциплинированным подразделением являлась императорская гвардия, которая успешнее других справлялась с ликвидацией возгораний. Гвардия размещалась в непосредственной близости от Наполеона, поэтому именно гвардейцы были задействованы на тушении Арсенала, башен и других строений внутри Кремля. Тушение производилось с использованием метёл, стены заливались водой, которая в необходимом количестве передавалась ведрами по длинной цепочке военных [10].

В донесении А. Д. Бестужева-Рюмина описаны мероприятия по ликвидации возгораний у Троицкой башни. Пять тысяч гвардейцев были задействованы в тушении пожаров вокруг Кремля. Из воспоминаний Ф. Ж. Вильфора, «пожар на Солянке, у ворот Воспитательного дома был потушен через несколько часов», а Яузский пожар был прекращён по приказу маршала Мюрата [11]. Данные факты говорят о том, что при разумном руководстве и дисциплинированных действиях удавалось

потушить возгорания теми средствами, которые были в наличии.

Однако французы, видя нежелание местных жителей спасать свои дома, а затем и столкнувшись с профессиональными поджигателями, уже не столь активно отстаивали горящие здания. Они оставляли их, перемещаясь в неохваченные пламенем районы. Пожар прекратился к 7 сентября, когда его поту-

шил сильный дождь; оставшихся зданий хватило для расквартирования армии на пять недель.

Таким образом, именно представители французской армии, используя имеющееся пожарное вооружение, смогли отстоять у огня здания, многие из которых в настоящее время являются памятниками архитектуры и составляют культурное наследие нашего народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева А. А. Феномен пожаров в Отечественной войне 1812 года как фактор сохранения славянского культурного пространства // Славянское культурное пространство: Мат-лы Междун. науч.-практ. конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры. -М., 2012.

2. Сытин П. В. Пожар Москвы в 1812 году и строительство города в течение 50 лет / Под общ. ред. И. С. Романовского. - М., 1972.

3. Пожарная безопасность. Энциклопедия. -М.: ВНИИПО, 2010.

4. Бородин Д. Н. Санкт-Петербургская пожарная команда. 100-летие Нарвской части. -СПб, 1911.

5. Рогачков Н. Брандмайорские команды. Из истории пожарного дела в Москве // Наука и жизнь. - 1996. - № 6. - С. 36-40.

6. Пресс А. А. Общедоступное руководство для борьбы с огнём. - СПб, 1893.

7. Аскиноф С. Московские французы в 1812 году: От московского пожара до Березины. - М.: Кучково поле, 2012.

8. Практическое наставление брандмейстерам. - СПб: Типография В. Плавильщикова, 1818.

9. Пожарное дело в Санкт-Петербурге. Исторический очерк. - СПб, 1903.

10. Лашук А. Гвардия Наполеона. - М., 2003.

11. Васькин А. А. Москва 1812 года глазами русских и французов. - М.: Спутник плюс, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.