Научная статья на тему 'Пожарная безопасность уголовно-исполнительной системы'

Пожарная безопасность уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1942
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пожарная безопасность уголовно-исполнительной системы»

Р. Ш. ПОНОМАРЕВ

инспектор по особым поручениям ведомственной противопожарной службы управления режима и надзора ФСИН России, подполковник внутренней службы

Пожарная безопасность уголовно-исполнительной системы

Ведомственная пожарная охрана ФСИН России (ВПО) обеспечивает пожарную безопасность объектов учреждений и органов УИС. Это одно из самых крупных ведомственных пожарных формирований в Российской Федерации, которое решает задачи по тушению пожаров не только в учреждениях УИС, но и в населенных пунктах, где отсутствуют или сильно удалены подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России. В настоящее время обеспечение пожарной безопасности объектов учреждений и органов УИС осуществляют 690 подразделений ВПО со штатной численностью 4830 единиц. Перед ними стоят следующие основные задачи:

■ осуществление ведомственного пожарного надзора на подведомственных объектах;

■ спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

■ организация предупреждения пожаров, а также неконтролируемого горения, не причинившего материального ущерба, вреда жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (далее -загорания) на подведомственных объектах;

■ организация и тушение пожаров (загораний) на подведомственных объектах;

■ разработка и осуществление организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности и тушение пожаров (загораний) на подведомственных объектах.

Чтобы успешно бороться с пожарами в современных условиях, необходимо действовать в рамках правового поля и предоставленных полномочий, иметь квалифицированных специалистов, обладать современной техникой. На сегодняшний день для обеспечения комплекса мероприятий противопожарной защиты объектов УИС имеется вся необходимая нормативная база. Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», «Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой».

ВПО осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом ФСИН России от 14.01.2014 № 4. Среди других нормативных документов следует также назвать следующие: Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденные приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214; Наставление по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ВПС учреждений, исполняющих наказания, и СИЗО (приказ Минюста России от 03.09.2007 № 177); приказ ФСИН России от 31.03.2005 № 222, которым утверждены ведомственные нормы, определяющие перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной

49 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2014

потег_6_2014.шдд 49

20.01.2016 11:45:10

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. В соответствии с п. 5 указанных норм не подлежат защите системами пожарной автоматики: помещения со строгими условиями содержания осужденных; камеры следственных изоляторов; помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов; камеры тюрем; штрафные и дисциплинарные изоляторы; помещения камерного типа. Эти положения приказа приняты исходя из режимных требований. Вместе с тем в последнее время при проверке органами прокуратуры соблюдения законодательства и инспекторами Государственного пожарного надзора состояния пожарной безопасности участились случаи предъявления с их стороны требований оборудовать автоматической пожарной сигнализацией перечисленные объекты.

Разумеется, жизнь не стоит на месте и вносит свои коррективы. Так, полностью переработаны Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, Наставление по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ВПС учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. В результате выполненной работы подготовлены проекты приказов ФСИН России «Об утверждении Правил противопожарного режима на объектах учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», «Об утверждении Положения об организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Реализация требований данных проектов при тесном взаимодействии ВПО с другими службами, обеспечивающими режим содержания осужденных, позволит обеспечить должный противопожарный режим на подведомственных объектах.

Учреждения ФСИН России во многом специфичны и даже уникальны. Все это наклады-

вает отпечаток на ситуацию при возникновении на объекте УИС пожара или другого инцидента природного или техногенного характера.

Наибольшую пожарную опасность учреждений составляют промышленные предприятия, на которых применяется значительное количество горючих материалов. Это складирование и переработка древесины на больших площадях, изготовление мебели с применением лакокрасочных веществ, швейное и окрасочное производство и многое другое.

Однако, поскольку ВПО не является государственным контролирующим или надзирающим органом, рычаги влияния на ситуацию в виде административной практики отсутствуют. При этом в ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.12.1994 № ФЗ-69 «О пожарной безопасности» указано, что при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей в подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ. На этом основании ВПО могут самостоятельно, не дожидаясь решений тех или иных лиц, влиять на ситуацию, тем самым предотвращая как пожары, так и гибель людей, причинение вреда здоровью. Это положение закона очень важно для безопасности учреждений, поскольку сотрудники подразделений ВПО имеют возможность контролировать противопожарную ситуацию не от случая к случаю, а постоянно. В свою очередь, такой системный контроль позволяет своевременно выявить те или иные нарушения и добиваться устранения опасной ситуации.

В 2013 году в учреждениях и органах УИС проведена определенная работа, направленная на обеспечение пожарной безопасности подведомственных объектов, на совершенствование деятельности по предупреждению и тушению пожаров и укреплению материально-технической базы подразделений ВПО. Основное внимание было сосредоточено на усилении пожарно-профилактической работы, в результате которой должностными лицами ВПО при-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 50

nomer_6_2014.indd 50

20.01.2016 11:45:11

остановлена полностью или частично эксплуатация около 1,5 тыс. объектов, находившихся в явно пожароугрожающем состоянии, отключено более 33 тыс. пожароопасных участков электросетей, опломбировано около 2 тыс. неисправных теплопроизводящих агрегатов и установок, изъято свыше 78,7 тыс. электронагревательных приборов кустарного изготовления. Руководителям учреждений УИС предписаниями ВПО предложено к исполнению 94 683 мероприятия с целью снижения пожарной опасности на подведомственных объектах. Из них на 01.01.2014 выполнено 81 844, или 86,4 %. За нарушение требований пожарной безопасности к дисциплинарной ответственности привлечено более 75 тыс. человек.

Следует также заметить, что наши пожарные подразделения принимают активное участие в тушении пожаров в жилом секторе населенных пунктов, находящихся в непосредственной близости от места дислокации учреждений, на объектах других ведомств, а также лесных пожаров. В 2013 году подразделения ВПО УИС свыше 1,2 тыс. раз выезжали

на тушение пожаров на объектах, не входящих в УИС, 184 раза - на ликвидацию аварий и стихийных бедствий.

Понятно, что эффективность борьбы с чрезвычайными ситуациями зависит от наличия современной техники, уровня взаимодействия различных структур, готовых в экстренном порядке прийти друг другу на помощь. В рамках государственного оборонного заказа в соответствии с федеральной целевой программой «Государственная программа вооружений на 2011-2020 годы» ежегодно закупается около 20 видов пожарно-технической продукции (пожарные автомобили, напорные пожарные рукава, снаряжение пожарных и др.).

Ну, а главным был и остается человеческий фактор, наличие четкого руководства, готовность специалистов к действиям при чрезвычайных ситуациях, умение не допустить паники среди людей. Только комплексный подход к организации деятельности ВПО, наличие постоянного контроля позволит поддерживать на нужном уровне состояние пожарной безопасности на объектах УИС. ^

51

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2014

потег_6_2014.1паа 51 20.01.2016 11:45:11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.