Научная статья на тему 'ПОЖАР НА КИНОФАБРИКЕ "МЕЖРАБПОМ-РУСЬ"'

ПОЖАР НА КИНОФАБРИКЕ "МЕЖРАБПОМ-РУСЬ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Телекинет
Область наук
Ключевые слова
КИНОФАБРИКА "МЕЖРАБПОМ-РУСЬ" / М. Н. АЛЕЙНИКОВ / КИНОВЕДЕНИЕ / КИНО СССР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Краснова Гарена Викторовна

В статье рассматривается краткая история создания кинофабрики «Межрабпом-Русь», биографии ее создателей М. Трофимова и М. Алейникова, а также первые созданные на ней фильмы. Историко-культурный контекст позволяет более объемно представить публикуемые воспоминания известного советского оператора Анатолия Головни о пожаре на фабрике. Текст находится на хранении в Государственном центральном музее кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRE IN THE STUDIO “MEZHRABPOM-RUS”

The article is scrutining the history of the film factory “Mezhrabpom-Rus”, the biographies of its creators M. Trofimov and M. N. Aleynikov, as well as the first films which was created on the film factory. The historical and cultural context allows us to present more voluminously the published memoirs of the famous Soviet cinematographer Anatoly Golovnia on the fire at the studio. The text is preserved in the State central museum of cinema.

Текст научной работы на тему «ПОЖАР НА КИНОФАБРИКЕ "МЕЖРАБПОМ-РУСЬ"»

ТЕЛЕКИНЕТ 2020 июль. #2(11)

CHARTULARIUS | АРХИВ

УДК 778.5.03.071:5

Пожар на кинофабрике «Межрабпом-Русь»

Краснова Г. В. Анноатция

В статье рассматривается краткая история создания кинофабрики «Межрабпом-Русь», биографии ее создателей М. Трофимова и М. Алейникова, а также первые созданные на ней фильмы. Историко-культурный контекст позволяет более объемно представить публикуемые воспоминания известного советского оператора Анатолия Головни о пожаре на фабрике. Текст находится на хранении в Государственном центральном музее кино.

Ключевые слова

Кинофабрика «Межрабпом-Русь», М. Н. Алейников, киноведение, кино СССР UDC 778.5.03.071:5

The fire in the Studio "Mezhrabpom-Rus"

Krasnova G. V

Abstract

The article is scrutining the history of the film factory "Mezhrabpom-Rus", the biographies of its creators M. Trofimov and M. N. Aleynikov, as well as the first films which was created on the film factory. The historical and cultural context allows us to present more voluminously the published memoirs of the famous Soviet cinematographer Anatoly Golovnia on the fire at the studio. The text is preserved in the State central museum of cinema.

Key words

The film factory

Mezhrabpom-Rus", the film factory "Rus", M. Trofimov and M. N. Aleynikov, film studies, cinema of the USSR

Недавно в рукописном фонде знаменитого советского кинооператора Леонида Васильевича Косматова, переданного в Государственный центральный музей кино (Ф. 68. Оп.1. № 129), было найдено воспоминание его друга и соратника Анатолия Головни о знаменитом пожаре на кинофабрике «Межрабпом-Русь», случившемся в 1926 году. Эта кинофабрика имела длинную историю, став одной из самых успешных в ранней истории русского и советского кино. Себе в помощники он взял Моисея Никифоровича Алейникова, выпускника технического училища, который редактировал журнал «Сине-фото» и разбирался в делах кино. Эмблемой студии стал гусляр в лаптях на фоне Кремля. В 1916 г. на Бутырской улице и Верхней Масловке были построены съемочные павильоны. В 1919 году для постановки фильма «Девьи горы» был приглашен мхатовец А. А. Санин. В том же году он поставил фильм «Поликушка» по рассказу Л. Н. Толстого. Это была первая русская картина, получившая признание за границей. В фильме дебютировал знаменитый в будущем актер Иван Мозжухин. На студии начинали свои карьеры многие ведущие режиссеры советского кино.

В 1918-1920 гг. производство фильмов было перенесено в Одессу и Ялту. После поражения Врангеля Трофимов эмигрировал за границу, поручив руководство своему компаньону Алейникову, который возродил деятельность кинопредприятия уже в Москве в 1924 г. Через несколько лет Трофимов вернулся на родину и возглавил студию, остававшуюся единственным частным предприятием в кинопромышленности.

В 1921 году возникла организация «Международная рабочая помощь», которая стала оказывать помощь голодающим в России. По заказу этой организации «Русь» сняла два фильма «Мать и дети в Советской России» и «Голод в России», которые помогли сбору средств за рубежом в помощь голодающим. С этого момента студия «Русь» была переименована в «Межрабпом-Русь». Отметим, что указанная студия остается одной из последних частных организаций, наследие прежней дореволюционной кинематографии, включенных в новое кинопроизводство. «Все государственные и частные киноорганизации на территорий РСФСР, в том числе и Госкино, сохранялись впредь лишь как организации производственные, продукция которых должна была сдаваться прокатному аппарату Совкино. Такие же мероприятия проводятся и в других союзных республиках. Все чисто спекулятивные кинопредприятия прекращают свое существование. Из частных фирм уцелело только товарищество "Русь", которое, приняв в число своих пайщиков интернациональную общественную организацию "Международная рабочая помощь" (сокращенно Межрабпом"), превратилось в полу общественное, чисто производственное предприятие

TELEKINET ISSN 2618-9313

"Межрабпом-Русь"»,— указывает Н. Лебедев [3, с. 68]. Известный отечественный оператор, режиссер П. Желябужский оставил воспоминания, свидетельствующие о высоком профессиональном уровне кинопроизводства на студии. Так, на съемки «Аэлиты» Я. Протазанова был приглашен немецкий оператор, однако «вскоре выяснилось, что нам, русским операторам, нечему учиться у этого немецкого рутинера, считавшегося у себя на родине высококвалифицированным специалистом. Спустя месяц (съемка «Аэлиты» продолжалась около полугода) Шюнеман (оператор.—Г. К.) уехал в Германию, и второй негатив стал снимать оператор П. В. Ермолов (первый негатив снимал я)» [2, с. 246-274].

После возвращения в Россию Трофимов некоторое время руководил «Русью», а потом исчез. Судьба его осталась неизвестной. Алейников руководил студией вплоть до 1930 года, когда был арестован. Поскольку он находился в Москве, ему быстро нашли дело. На Потылихе шло создание студии «Мосфильм». Днем Алейникова привозили на работу, а вечером опять отвозили в лагерь. Алейников не прекращал своего активного участия в киноиндустрии. В частности, он помогал Сергею Эйзенштейну при постановке «Ивана Грозного». Он умер в 1964 году, а до этого успел написать книги «Пути советского кино и МХАТ»; «Яков Протазанов»; «Записки кинематографиста» (изданы не полностью) увидели свет уже после смерти их автора в 1996 году в журнале «Искусство кино», 1996, № 75. Знаменитый пожар на студии «Межрабпом-Русь» случился в 1926 году при М. Н. Алейникове.

Однако история «Межрабпом-Руси» продолжается и после пожара. Так, на рубеже 1920-1930-х годов при студии действовала сценарная мастерская, где с лекциями выступали такие заметные фигуры кинопроцесса тех лет, как В. Шкловский, И. Аксенов и др. (см. 1, с. 321-357; 4, с. 126-161; 5, с. 254-268). После пожара в 1928 г, в очередной раз сменив название, студия превратилась в «Межрабпомфильм», в 1936 году она стала «Союздетфильмом», в 1963 — Центральной киностудией детских и юношеских фильмов им. М. Горького.

Литература

1. Аксенов И. Основы кинодраматургии. Лекции в Сценарной мастерской «Межрабпомфильма»,1931 г. // Киноведческие записки. № 44. С. 321-357.

2. Желябужский Ю. Мастерство советских операторов. Краткий очерк развития // Киноведческие записки. № 69. С. 246-274.

3. Лебедев Н. А. Очерк истории кино СССР: Немое кино [1918-1934].— 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Искусство, 1965. 583 с.

4. Шкловский В. Лекции в «Межрабпомфильме», 1929 г. / Публикаторы В. Забродин, А. Трошин // Киноведческие записки. № 41. С. 126-161.

5. Шкловский В. Лекции в «Межрабпомфильме» (окончание). / Публикаторы В. Забродин, А. Трошин // Киноведческие записки. № 43. С. 254-268.

References

1. Aksenov I. Osnovy kinodramaturgii. Lekcii v Scenarnoj masterskoj «Mezhrabpomfil'ma», 1931 g. [Fundamentals of film drama. Lectures in the Scenario workshop " Mezhrabpomfilm»] // Kinovedcheskie zapiski. № 44. S. 321-357.

2. Zhelyabuzhskij Y. Masterstvo sovetskih operatorov. Kratkij ocherk razvitiya [The skill of the Soviet operators. Brief outline of the development] // Kinovedcheskie zapiski. № 69. S. 246-274.

3. Lebedev N. A. Ocherk istorii kino SSSR: Nemoe kino [1918-1934] [Essay on the history of cinema in the USSR: Silent films [1918-1934]].— 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Iskusstvo, 1965. 583 s.

4. Shklovskij V. Lekcii v «Mezhrabpomfil'me», 1929 g. [Lectures in Mezhrabpomfilm»] / Publikatory V. Zabrodin, A. Troshin // Kinovedcheskie zapiski. № 41. S. 126-161.

5. Shklovskij V. Lekcii v «Mezhrabpomfil'me» (okonchanie). [Lectures in Mezhrabpomfilm», part 2] / Publikatory V. Zabrodin, A. Troshin // Kinovedcheskie zapiski. № 43. S. 254-268.

5 Подробнее см. Рябчикова Н. Первый продюсер на «Руси» // Менеджер кино. 2008. № 12. С. 56-62; Дединский С. Н. Новые материалы к истории киностудии «Межрабпомфильм» и биографии ее создателя Моисея Алейникова // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2019. № 4. С. 8-23.— Прим. авт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.