нгоогаи
поздравление валерия Николаевича малинина с премиеи правительства САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИМЕНИ М.И. БУДЫКО в ОБЛАСТИ ГЕОГРАФИИ, НАУК ОБ АТМОСФЕРЕ И ГИДРОСФЕРЕ ЗА 2016 г. ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ДОСТИЖЕНИЯ в НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
27 мая на торжественном приеме в Смольном в честь Дня города губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко и вице-президент РАН Ж.И. Алферов наградили доктора географических наук, профессора, главного редактора научно-теоретического журнала «Ученые записки РГГМУ», члена редакционного совета научно-теоретического журнала «Общество. Среда. Развитие» Валерия Николаевича Малинина премией Правительства Санкт-Петербурга имени М.И. Будыко в области географии, наук об атмосфере и гидросфере за 2016 г. за выдающиеся достижения в науке и технике.
о
3
О
Вице-президент РАН, лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алферов, профессор РГГМУ В.Н. Малинин, губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко
В.И. Малинин в 1972 г. окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адм. С.О. Макарова по специальности «океанология». В разные годы работал в Институте биологии внутренних вод АН СССР, в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте, в Государственном гидрологическом институте. В 1994 г. он защитил докторскую диссертацию «Крупномасштабный влагообмен в системе океан - атмосфера - суша». В настоящее время В.Н. Малинин является профессором кафедры промысловой океанологии и охраны природных вод и продолжает разрабатывать
теоретические основы и методы прогноза гидрометеорологических процессов.
Научная активность В.Н. Малинина нашла отражение в его многочисленных монографиях и журнальных публикациях. Среди самых известных можно назвать следующие: «Влагообмен в системе океан-атмосфера», «Морские льды и климат», «Водный баланс атмосферы как гидрологическая задача», «Изменчивость вихревой активности атмосферы над Северной Атлантикой», «Глобальный водный баланс», «Проблема прогноза уровня Каспийского моря», «Физико-статистический метод прогноза океанологических характеристик», «Канарский апвеллинг: крупномасштабная изменчивость и прогноз температуры воды», «Уровень океана: настоящее и будущее», «Изменчивость морского уровня Финского залива» и др.
Качество научных исследований и уровень профессионализма подтверждаются тем фактом, что В.Н. Малинин неоднократно получал гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Министерства образования и науки РФ, Комитета по науке и высшей школе Правительства СПб, а также выполнял проекты ведущих отраслевых институтов на хоздоговорных началах.
Помимо научной деятельности, Валерий Николаевич много внимания уделяет общественной работе. В должности заместителя председателя общественной организации «Профессорское Собрание Санкт-Петербурга» (с 2003 г.), объединяющего около 3 тыс. профессоров города, он внес большой вклад в аналитическую разработку и реализацию программных документов развития отечественной науки. Всесторонняя деятельность В.Н. Малинина получила широкое научно-общественное признание.
Валерий Николаевич - почетный работник высшего профессионального образования РФ (2005 г.), награжден различными медалями и знаками отличий, в частности, медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003 г.); Почетной грамотой Президиума Центрального Комитета профсоюза
работников образования и науки РФ (2004 г.); за заслуги перед ВМФ России - медалью «Адмирал Горшков» (2007 г.); за заслуги в развитии науки представлен в престижной энциклопедии «Золотой фонд профессионалов» (2010 г.) и др.
Коллектив издательства «Астерион» и редакционный совет научно-теоретического журнала «Общество. Среда. Развитие» поздравляют Валерия Николаевича с заслуженной наградой и желают дальнейших творческих успехов на научной ниве!
С.С. Акимов
академический рисунок в россии нового времени
научно-практическая конференция Москва, 23 июня 2016 г.
© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, научный сотрудник, Государственный литературно-мемориальный музей Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород; e-mail: [email protected]
Состоявшаяся в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств при Российской Академии художеств (Москва) конференция, посвященная искусству рисунка в России XVIII-XX вв., несмотря на сравнительно небольшое число участников и, так сказать, камерный характер, должна быть отмечена как значимое научное событие. Изучение русского рисунка имеет давние традиции, и еще в советский период вышли фундаментальные обобщающие труды А.А. Сидорова, Г.Г. Поспелова, Е.И. Гавриловой, научные каталоги выставок и соответствующих разделов музейных собраний, не говоря уже об освещении графического наследия того или иного мастера в рамках монографического исследования о нем. Однако данное направление исследований обещает еще немало открытий различного масштаба, подтверждением чему и стала данная конференция.
Организатором конференции выступил отдел русского искусства Нового времени НИИ теории и истории изобразительных искусств (заведующая отделом доктор искусствоведения О.В. Калугина, старший научный сотрудник кандидат искусствоведения А.Е. Завьялова). Результаты своих изысканий представили преимущественно сотрудники НИИ, а также специалисты из Санкт-Петербурга, Иркутска, Томской области, Нижнего Новгорода. Почти все приняли личное участие в заседании.
Ряд работ был посвящен эпохе классицизма и романтизма: это исследования Е.В. Сидоровой (г. Северск Томской обл.) «Натурный рисунок в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств конца XVIII - начала XX в.», И.М. Марисиной (НИИ при РАХ) «Для положения на бумагу всех предметов новых и любопытных...»: рисовальщик и литограф Л.А. Хорис», В.И. Чайковской (НИИ при РАХ) «Орест Кипрен-
ский. Женщины-ангелы и женщины-вакханки. О трех графических портретах 1829 г.». Об образно-стилистической природе графики романтизма, придавшего, как известно, большое значение черно-белому рисунку как самостоятельному виду творчества, говорилось в выступлении С.И. Орлова (НИИ при РАХ), решившего сопоставить произведения Ф.П. Толстого и рисунки Виктора Гюго. Объединяя графику русского мастера и французского писателя под знаком романтизма, докладчик, думается, доказал не их родство, а прямую противоположность. От-точено-ясная пластика контурной линии в иллюстрациях к «Душеньке» и «картинная» законченность акварелей Толстого резко контрастируют с рисунками Гюго, в которых сочетаются истинно романтическая химеричность образа, значительная доля спонтанности в работе над изображением и точность деталей. Сравнение с Гюго только подчеркнуло особенности творчества Толстого, испытавшего, несомненно, влияние романтизма, но справедливо занимающего в истории место как один из крупнейших представителей поздней поры классицизма.
Два доклада представляли собой аналитические экскурсы в историю развития методов обучения рисунку. О.В. Калугина (НИИ при РАХ) обратилась к педагогической системе П.П. Чистякова, подчеркнув исключительную актуальность разработанных им методических принципов и приемов для современной художественной школы. В противовес академическому преподаванию середины XIX в., основывавшемуся на пассивном отношении к натуре и освоении определенного арсенала навыков рисования, Чистяков предложил методику, базирующуюся на строго аналитическом подходе при сохранении живого чувства рЕ натуры. Единство и неукоснительная после- о довательность системы заданий, учет инди-