Научная статья на тему '«Поздравление» как проявление народной культуры'

«Поздравление» как проявление народной культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1999
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Поздравление» как проявление народной культуры»

Т.П. Сухотерина Барнаул

«ПОЗДРАВЛЕНИЕ» КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Задача данной статьи - рассмотрение «поздравления» как явления народной культуры.

В настоящее время наблюдается особый интерес к рассмотрению языка с точки зрения его функционирования. Язык функционирует в определенном культурном пространстве. Как известно, существует большое количество определений термина «культура». Мы придерживаемся такого подхода, при котором культура осознается как творчество созидательной деятельности, как огромная лаборатория, в которой создаются системные ценности, достижения [1]. «Поздравление» вписано в концептуальную картину мира носителя языка, имеет свое название, существует в языковом сознании человека (в языковой картине мира), а, значит, может быть выделено и исследовано как отдельный лингвистический объект.

Как известно, Н.И.Толстой, занимаясь проблемой соотношения языка и культуры, выстраивает своего рода иерархическую культурологическую лестницу:

1) литературный язык - элитарная культура;

2) просторечие - «третья культура», культура городского населения, городских низов;

3) наречия, говоры - народная культура;

4) арго - традиционно-профессиональная культура.

Объектом нашего наблюдения и изучения является «поздравление» как гипержанр ЕПРР, выработанный народной культурой. Под жанром мы понимаем «вербальное оформление типичных ситуаций социального взаимодействия людей» [2]. Гипержанр «поздравление» мы рассматриваем как объединение, совокупность различных по форме, оформлению жанров ЕПРР, текстов, обладающих единым функциональным признаком. В таких текстах реализуется фатическая цель: поздравить. «Поздравления» играют большую роль как в сфере профессионального общения, так и в области повседневной коммуникации. Как один из видов эпистолярного общения, наряду с письмом, «поздравление» играет большую роль в жизни общества, устанавливает связь между людьми, воздействует на духовный, внутренний мир человека. Как жанр ЕПРР «поздравление» обладает следующими характеристиками: письменная форма, спонтанность, непрофессиональность исполнения, вписанность в конситуацию. Признак спонтанности ослаблен в

поздравительных открытках, альбомах, плакатах. Но в поздравительной записке текст поздравления написан здесь и сейчас, спонтанно.

В нашем исследовании мы рассматриваем «поздравление» как явление народной культуры. Как отмечает Н.Б.Лебедева, жанры народного общения и письменного в том числе являются достижением и достоянием народной культуры и проявлением народной жизни общества [3]. Народная культура выработала различные виды «поздравления»: открытки, записки, плакаты, коллажи, альбомы, надписи на подарочных вещах и пр., выбор которых пишущим свидетельствует о проявлении коммуникативности, учете интересов, близости/отдаленности адресата, о типе отношений между коммуникантами.

В исследовании для рассмотрения и изучения берутся следующие разновидности гипержанра «поздравления»:

открытка - письмо, почтовая карточка. Открытка - 1. почтовая карточка для открытого (без конверта) письма; 2. карточка такого же формата с художественным изображением [4];

плакат-газета (название наше) - настенный лист - крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом [5], вид изобразительного искусства, лаконичные, броские изображения с краткими текстами [6];

поздравительная записка - письменное спонтанное личностно ориентированное коммуникативное взаимодействие в сфере неофициального общения, содержащее текст поздравления и приятные пожелания в адрес получателя;

альбом - 1. красиво переплетенная тетрадь для рисунков, стихов, фотографий, текстов, автографов и др.; 2. книга иллюстраций, чертежей, фоторепродукций [7]. Поздравительный альбом - это красочно оформленная книга или тетрадь, которая заполняется текстами стихами, рисунками, фотографиями, карикатурами, поздравлениями и пожеланиями.

Поздравительная записка, на наш взгляд, это структурный элемент самой ситуации, в отличие от поздравительных открыток, поздравительных альбомов, где актуален текст, написанный не «здесь и сейчас», спонтанно, сиюминутно, а текст сам по себе как факт.

В результате исследования мы пришли к выводу, что одним из самых распространенных видов «поздравлений» в нашей культуре является поздравительная открытка.

Как речевой жанр «поздравление» имеет определенную структуру, композицию:

1. Вводная часть, представляющая собой обращение к адресату (обращение обычно ласковое, настраивающее на положительное общение): Любимая доченька ...; Дорогая сестренка ...; Дорогой сыночек Володенька ...; Уважаемый Роман Петрович ...; Милая Танечка ... и др.

2. Основная часть включает в себя поздравление, наименование события, с которым поздравляют, проявление искренних чувств, иногда сообщение о каком-то факте из жизни:

Поздравляем с наступающим праздником Новым годом! // От души поздравляю тебя с самым счастливым днем в твоей жизни - Днем рождения! // С огромной любовью поздравляю тебя с Днем Святого Валентина!;

3. Пожелания: Желаем тебе любви, счастья, радости, удачи ...;

Желаем много хороших друзей, любви, успеха, доброты ..., Всего тебе самого наилучшего и др.

После поздравления, пожеланий идет подпись автора, которая может отсутствовать.

Конструкцию основной части поздравления можно представить следующим образом:

«Поздравляю с + имя сущ. в Тв.п.»

«Желаю + имя сущ. в Дат.п. (кому) + имя сущ. в Р.п. (чего)»

Кроме языкового кода авторы «поздравлений» используют и другие кодовые системы. «Поздравления» написаны вербально (539), но часть текстов совмещает вербальные и паравербальные средства (277), то есть тексты являются креолизованными. Креолизованность - это совмещение нескольких семиотических систем. Мы, вслед за Н.Б.Лебедевой, считаем, что креолизованность является типичной чертой естественной письменной речи и «поздравления» как одного из ее жанров. «Креолизованные тексты - это тексты, в структурировании которых наряду с вербальными применяются иконические средства, а также средства других семиотических кодов (цвет, шрифт и др.)» [8].

Наиболее яркими примерами креолизованных текстов являются девичьи альбомы, дембельские альбомы, а также исследуемые нами «поздравления». Данные жанры трудно представить только вербальными или только паравербальными, в них всегда наблюдается смешение семиотических систем. Авторы «поздравлений» выделяют какие-либо слова, буквы, что-то рисуют, добавляют в «поздравления» что-то свое, особенное, индивидуальное. Письменная речь, как известно, лишена прямого контакта автора с адресатом, и паралингвистические средства используются авторами для интонационного наполнения, для акцентуации внимания адресата, являются показательными эмоций, чувств, выразителями психологического состояния пишущего.

В исследуемых разновидностях жанра «поздравления» используются следующие паралингвистические средства: шрифты, цвет, расположение на бумаге, пробелы, почерк, цифры, а также средства иконического языка (рисунок, фотография, карикатура), изображения растений, сердечек, цветов.

Паралингвистические средства вносят в «поздравление»

дополнительные семантические экспрессивные оттенки.

Изображение является важным компонентом креолизованного текста, в нашем случае текста поздравительной открытки, записки, плаката, несет на себе дополнительную функциональную нагрузку, привлекает к

«поздравлению» внимание адресата, усиливает визуальное восприятие текста

поздравления. Кроме того, подобные изображения выражают эмоции, чувства адресанта и воздействуют на эмоции, а также эстетические чувства адресата. Изображения, на наш взгляд, имеют символическое значение. Так, цветок -это символ весны, красоты, радости; пчела - это также символ весны, лета, теплоты, солнца (у адресата день рождения летом); карикатура символизирует веселое, беззаботное настроение; наряженная елка - символ Нового года, радости, счастья.

Трудно представить себе, например, открытку, оформленную в черно-белые тона, без рисунков. Исследуемые «поздравления» яркие, красочные. Авторы используют для выделения слов, предложений, значимых частей текста, подчеркивания различные цвета, рисунки также окрашены в яркие цвета. По степени цветовой окраски внешний мир дифференцируется нами, воспринимается как показатель качественности, возраста, но также как носитель или причина определенного эмоционального тонуса. Чередование цветов в поздравлении активизирует восприятие текста. Цвет в тексте поздравления выделяет «важные, значимые в смысловом отношении элементы вербального компонента» [9]. Кроме того, в «поздравлении» цвет воздействует на эмоции адресата, вызывает у него особые душевные состояния. Выбор того или иного цвета зависит от творческой индивидуальности автора «поздравления», его замысла. Выбор и восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется, что человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Поэтому автор старается выбрать яркие, красочные цвета, чтобы положительно воздействовать на адресата. Макс Люшер сделал вывод, что цвет вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния и определенным образом формирует его эмоции [10].

В исследуемом материале мы выявили частотность употребления авторами различных цветов. Авторы для оформления «поздравлений» используют красный, желтый, зеленый, оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый цвета. Каждый цвет обладает определенной семантикой. Так, например, Красный цвет используется авторами в 89 «поздравлениях», помогает сосредоточиться на самом главном, выделяет наиболее важные части текста. Данный цвет используется в большинстве креолизованных «поздравлений». Это связано с тем, что красный - излюбленный цвет в России, испокон веков ассоциировался с богатством и любовью.

Следующим важным паралингвистическим средством является шрифт. По словам Е.Е.Анисимовой, «шрифт является необходимым композиционным элементом креолизованного текста, строительным материалом для оформления его вербальной части и вместе с тем самостоятельной художественной формой» [11].

В исследуемых текстах поздравлений авторы используют буквы разной величины, разного начертания, разное расстояние между ними. Все это помогает привлечь внимание адресата, задает интонацию, определенный ритм прочтения текста поздравления. Авторы рассматриваемых «поздравлений» используют разный шрифт с целью выделить наиболее важные по смыслу

части вербального компонента и акцентировать на них внимание адресата. Применение шрифта также определяется замыслом и творческой манерой автора.

Большое количество креолизованных текстов в исследуемом материале объясняется тем, что «поздравление» - это праздничный жанр, в котором много эмоций, экспрессии. Чтобы все это отразить в тексте, показать интонацию, свои чувства, автор использует паравербальные, иконические средства.

«Поздравление» как элемент «народной» культуры, праздничной, традиционно-бытовой играет важную роль в жизни человека.

Функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей [12]. В народной культуре было и есть все, что нужно для жизни. В народной культуре создается все, что нужно человеку на пути к себе к своей душе, к своему обновлению. «Поздравление» - это особый специфический вид народной культуры, отражающей ее национальные особенности, это народное творчество, способ самовыражения человека. Поздравить кого-нибудь в нашей культуре - это традиция, то, что живет, заложено в каждом человеке с детства. Традиция - элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени [13].

«Поздравление» живет в привычных формах общения между людьми, выработанных культурой. Будучи традицией, элементом социального и культурного наследия, ценностью, общественно-установленной нормой поведения, «поздравление» является универсальным «настройщиком» эмоционального фона. Важной составляющей частью поздравления является модус праздничности. Праздник - это день или дни торжества, установленные в честь или память кого-либо или чего-либо [14]. Праздники являются элементом семиотической картины мира, и появления в последние десятилетия новых праздников свидетельствует о том, что в обществе происходят глубокие изменения. Праздники украшают жизнь людей. Праздники не только дают нам возможность отдохнуть и повеселиться, но и проявить особое внимание к своим близким, родным, знакомым и сослуживцам.

В сознании человека праздник ассоциируется, по словам М.М.Бахтина, с «временным вступлением в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия» [15]. Таким образом, праздник противопоставляется будням, обычной жизни. Еще глубоко в древности праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения. Особое значение в празднике имеет эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность, содержание,

выразительность, экспрессивность. Праздничная атмосфера помогает автору реализовать потребность выразить себя в художественном творчестве. В мире праздника автор не такой, каким он является в реальной жизни, будничной; быть другим требует сам жанр «поздравления», идея праздника.

«Поздравление» - это явление традиционно-бытовой культуры. Тексты создаются спонтанно, реализуются в повседневной обстановке, а также

в официальной сфере, что сказывается на выборе языковых и паралингвистических средств. «Поздравления» выполняют

институциональную функцию, это явление принято, установлено русской культурой, русским обществом. В А.Маслова отмечает, что «... в каждой культуре поведение людей регулируется представлениями о том, как человеку полагается вести себя в типичных ситуациях в соответствии с социальными ролями» [16].

«Поздравление» - проявление вежливости, внимательного отношения к окружающим людям. Поздравительный дискурс - это возможность для автора выразиться, эмоционально раскрепоститься. «Поздравление», таким образом, является этикетной традицией в культуре общества. Этикет -совокупность правил поведения, касающаяся внешнего проявления отношения к людям, обхождения с окружающими, форм обращения и приветствия, поведения в общественных местах [17]. Для нас наибольший интерес представляет речевой этикет в «поздравлениях». Речевой этикет «словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного «нормального» отношения к людям, а это значит отношения доброжелательного» [18]. По мнению Н.И.Формановской, этикет и речь тесно связаны между собой. «Манера речи, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде - все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях» [19]. Речевой этикет воплощается в стереотипы, формулы общения, которые не строятся заново каждый раз, когда возникает необходимость в их употреблении. Когда человек пишет «поздравление», он использует устойчивые готовые выражения, структуру «поздравления», отложившиеся в языковом сознании, подбирает для поздравления красивые добрые слова, несущие положительные эмоции. Но каждый раз автор производит выбор языковых средств, добавляет свое индивидуальное, ориентированное на взаимоотношения с Адресатом.

«Поздравление» - это явление духовной культуры человека, одна из форм существования традиций, языка. Некоторые исследуемые «поздравления» сделаны самим автором (то есть не купленные), красочно оформлены. Это свидетельствует о характере человека, о психологических свойствах, о его отношении к адресату. В таких «поздравлениях» отражается то, что скрыто глубоко внутри автора, то, что предназначено только избранному адресату. В связи с этим отмечается высокая эмоциональность «поздравлений» - ярко выраженный акцент на чувствах и их «свободном изъявлении, высокий эмоциональный накал русской речи, богатство языковых средств для выражения эмоций и эмоциональных оттенков» [20].

«Поздравления» как феномен культуры являются одухотворенной частью вещного мира человека. Согласно В.Н.Топорову, «процесс одухотворения, «очеловечивания» вещного мира связан с приобщением вещи к духовной сфере человека. Вещь обретает дар говорить не только о себе, но и о том, что выше ее и что больше связано с человеческим, нежели с вещным. Следовательно, вещь свидетельствует и о человеке в ряде важных аспектов его

бытия» [21]. «Одухотворенное отношение к предмету проявляется тогда, когда он выступает как своего рода «аккумулятор памяти» [22]. «Поздравления» аккумулируют в памяти человека воспоминания о людях, событиях, имеющих отношение к жизни пишущего. «Поздравления» (открытки, поздравительные записки, плакаты, альбомы) играют особую роль в жизни человека, соотносятся с праздничным временем семьи, отдельного человека, всего общества (Новый год, день рождения, юбилей и др.).

Таким образом, «поздравление» как элемент народной культуры, праздничной, традиционно-бытовой играет важную роль в жизни человека. Авторы поздравлений склонны создавать креолизованные тексты поздравлений, совмещая вербальные и паравербальные знаки, что свидетельствует об эмоциональности автора, стремлении наиболее ярко выразить свои чувства. Коммуникативная установка на тип общения с адресатом влияет на текстовую реализацию жанра «поздравления». «Поздравление» - это сфера чувств, взаимной симпатии, проявления вежливости.

Примечания

1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1999. С. 22.

2. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 58.

3. Лебедева Н.Б. Некоторые аспекты исследования естественной письменной русской речи // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Ч.1. Барнаул, 2002. С. 277.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001. С. 472.

5. Там же. С. 520.

6. Энциклопедический словарь: В 2 т. М., 1964. Т. 2. С. 205.

7. Там же. Т. 1. М., 1964. С. 40.

8. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М., 2003. С. 3.

9. Анисимова Е.Е. Указ. соч. С. 59.

10. Люшер Макс. Психология цвета // Психология рекламы. М., 2000. С. 78.

11. Анисимова Е.Е. Указ. соч. С. 61.

12. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.- 3-е изд. М., 2001. С.

29.

13. Хангельдиева И.Г. Праздник // Культурология. XX век. Словарь./ Гл. ред. Левит С.Я. СПб., 1997. С. 364.

14. Хангельдиева И.Г. Указ. соч. С. 355.

15. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и

ренессанса // Бахтин М.М. Литературно - критические статьи. М., 1986. С. 283.

16. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001. С. 74.

17. Словарь по этике. М., 1976. С. 277.

18. Формановская Н.Н. Речевой этикет и культура общения. М., 1989. С. 44.

19. Формановская Н.Н. Указ. соч. С. 45.

20. Вежбицка А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. С. 41.

21. Топоров В.Н. Апология Плюшкина: вещь в антропоцентрической парадигме // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 29.

22. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. «Вещный мир» человека: коммуникативножанровый аспект // Русский язык сегодня. М., 2000. С. 172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.