Научная статья на тему 'Поздняя взрослость и старость: психологическое и христианское осмысление'

Поздняя взрослость и старость: психологическое и христианское осмысление Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология развития / возрастная психология / христианская психология / взрослость / старость / брак / смысл жизни / кризис / православие / developmental psychology / age psychology / Christian psychology / adulthood / old age / marriage / meaning of life / crisis / Orthodoxy.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гуторов Юрий Александрович, Пешков Алексей Адольфович

Статья анализирует развитие и особенно-сти личности в период поздней взрослости и старости. Рассматриваются ключевые для этого периода возрастные особенности с точки зрения психологического и православного подходов. Цель статьи — практическая; автор предпринимает попытку анализа психологического и православного знания, для того чтобы дать читателю информацию о том, как по возможности корректно достигнуть того, что называется счастливой старостью. Так как тема не может до конца быть рассмотрена без того, чтобы не затронуть отношение к смер-ти, то затрагивается и этот аспект. В целом, автор приходит к выводу, что счастливая старость — результат ряда факторов, главный из которых правильно пройденные более ранние эта-пы жизни. Чем более верно человек прожил юность и зрелость, чем более осознанно прошел через кризис среднего возраста, тем более счастливой будет его старость. Впрочем, и на поздних этапах, есть возможность корректировки и улучшения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Late Adulthood and Older Age: Psychological and Christian Comprehension

The article analyzes the development and characteristics of personality during late adulthood and old age. The key age characteristics for this period are considered from the point of view of psychological and Orthodox approaches. The purpose of the article is practical; the author makes an attempt to analyze psychological and Orthodox knowledge in order to give the reader information on how, as correctly as possible, to achieve what is called a happy old age. Since the topic cannot be fully considered without touching on the attitude towards death, this aspect is also touched upon. In general, the author comes to the conclusion that a happy old age is the result of a number of factors, the main one of which is the correctly completed earlier stages of life. The more faithfully a person lived his youth and maturity, the more consciously he went through the midlife crisis, the happier his old age will be. However, even at later stages, there is the possibility of adjustments and improvements.

Текст научной работы на тему «Поздняя взрослость и старость: психологическое и христианское осмысление»

Православная педагогика и психология УДК: 37.013.77

Юрий Александрович Гуторов, Алексей Адольфович Пешков

Поздняя взрослость и старость:

психологическое и христианское осмысление

Аннотация: статья анализирует развитие и особенности личности в период поздней взрослости и старости. Рассматриваются ключевые для этого периода возрастные особенности с точки зрения психологического и православного подходов. Цель статьи — практическая; автор предпринимает попытку анализа психологического и православного знания, для того чтобы дать читателю информацию о том, как по возможности корректно достигнуть того, что называется счастливой старостью. Так как тема не может до конца быть

рассмотрена без того, чтобы не затронуть отношение к смерти, то затрагивается и этот аспект. В целом, автор приходит к выводу, что счастливая старость — результат ряда факторов, главный из которых правильно пройденные более ранние этапы жизни. Чем более верно человек прожил юность и зрелость, чем более осознанно прошел через кризис среднего возраста, тем более счастливой будет его старость. Впрочем, и на поздних этапах, есть возможность корректировки и улучшения Ключевые слова: психология развития, возрастная психология, христианская психология, взрослость, старость, брак, смысл жизни, кризис, православие.

Сведения об авторах: Юрий Александрович Гуторов — магистр богословия, магистр педагогики, старший преподаватель Нижегородской духовной семинарии (Россия, г. Нижний Новгород). Электронная почта: gutorovnnov@mail.ru; Алексей Адольфович Пешков — кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент Нижегородской духовной семинарии (Россия, г. Нижний Новгород). Электронная почта: alekse-peshkov@yandex.ru.

Yuri Aleksandrovich Gutorov, Alexey Adolfovich Peshkov

Late Adulthood and Older Age: Psychological and Christian Comprehension

Abttract: the article analyzes the development and characteriftics of personality during late adulthood and old age. The key age characteriftics for this period are considered from the point of view of psychological and Orthodox approaches. The purpose of the article is practical; the author makes an attempt to analyze

psychological and Orthodox knowledge in order to give the reader information on how, as correctly as possible, to achieve what is called a happy old age. Since the topic cannot be fully considered without touching on the attitude towards death, this aspect is also touched upon. In general, the author comes to the conclusion that a happy old age is the result of a number of factors, the main one of which is the correctly completed earlier ft ages of life. The more faithfully a person lived his youth and maturity, the more consciously he went through the midlife crisis, the happier his old age will be. However, even at later ftages, there is the possibility of adjuftments and improvements.

Key words: developmental psychology, developmental psychology, Chriftian psychology, adulthood, old age, marriage, meaning of life, crisis, Orthodoxy.

About the authors: Yuri Aleksandrovich Gutorov — Mafter of Theology, Mafter of Pedagogy, senior teacher at the Nizhny Novgorod Theological Seminary (Russia, Nizhny Novgorod). Email: gutorovnnov@mail.ru-,

Alexey Adolfovich Peshkov — Candidate of Philosophical Sciences, Candidate of Theology, associate professor of the Nizhny Novgorod Theological Seminary (Russia, Nizhny Novgorod). Email: alekse-peshkov@yandex.ru.

Период поздней взрослости называют геронтогенезом, или периодом старения. Большинство исследователей считает, что это время в жизни человека начинается с 6о лет. Некоторые полагают, что этот период связан со временем выхода на пенсию. Люди, достигшие этого возраста, подразделяются на три подгруппы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители.

Основной характеристикой этой возрастной группы является старение — генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся возрастными изменениями, выражающимися в ослаблении

жизнедеятельности организма. Большинство сенсорных функций снижается, однако степень снижения зависит от особенностей человека, образования и видов деятельности. Когнитивное снижение может быть вызвано прямыми или косвенными факторами. К прямым относятся заболевания головного мозга — болезнь Альцгеймера, поражения мозга. К косвенным относятся плохое состояние здоровья, низкий уровень образования и т. п.

Для периода поздней взрослости характерны изменения в эмоциональной сфере человека: усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к грусти, слезливости. Проявляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. Пожилые мужчины зачастую становятся более пассивными, а пожилые женщины — агрессивными. Ослабление аффективной сферы в старости лишает яркости новые впечатления, отсюда привязанность пожилых людей к прошлому.

Люди, перешагнувшие первое десятилетие поздней зрелости (60— 70 лет), еще относительно здоровы и энергичны. Некоторые используют свободное время для саморазвития, участвуют в общественной, политической или религиозной деятельности. Продолжают заниматься спортом, некоторые ведут интимную жизнь. Многие молодые пенсионеры все еще чувствуют, что хотят что-то сделать для других, чем-то заняться, чему-то учить. Многие продолжают работать. Таким образом, даже после 60 лет людьми движут желания и потребности, свойственные и более молодым людям. Среди этих желаний — самореализация, творчество, передача наследства (духовного и материального), участие в жизни общества, ощущение своей полезности.

После 70 лет большинство пожилых людей сталкиваются с болезнями и потерями. Смерть близкого человека среди родных и друзей сужает круг общения, а болезнь ограничивает жизнедеятельность. Они реже посещают друзей и родственников, не участвуют в формальных организациях и теряют интерес к социальной роли. На первый план

начинает выходить поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Но эта потребность не является единственной, многие продолжают жить для решения насущных проблем.

Люди в возрасте 70-80 лет концентрируют свои интересы на внутреннем мире. В то же время их интерес к хобби, таким как музыка, живопись и т. д. не ослабевает. Более того, для людей этой возрастной группы характерны устойчивые познавательные интересы. Они готовы учиться и расширять свой кругозор. Они продолжают строить планы на будущее.

Перспективное планирование является особым фактором, который имеет значение с точки зрения противостояния инволюции личности. Оно позволяет человеку ставить новые цели и побуждает к их выполнению. Чем разнообразнее эти цели, тем многообразнее и продуктивнее жизнь, тем больше сохраняется желание человека жить. Диапазон целей зависит от сферы интересов — от желания дождаться появления правнуков, до необходимости завершить начатое творческое дело.

Большинству 80-летних людей становится все труднее приспосабливаться к миру и взаимодействовать с ним. Их потребность в уровне бытовых условий становится значительно менее притязательной. Многим людям в этом возрасте требуется покой и возможность уединения с наличием внешних стимулов, в качестве которых могут выступать навещающие родственники или соседи, помощь со стороны социальных организаций, телевизор или радио, поддерживающие связь с внешним миром.

Забота и внимание со стороны окружающих, будь то родственники или незнакомые люди, особенно важны для людей старше 80 лет. Признание того, что они не обуза и не проблема, а их любят просто за то, что они есть (живы), удовлетворяет потребность в позитивном внимании и позволяет пожилому человеку жить своими переживаниями и ценностями. Они могут продолжать испытывать желание жить, не беспокоясь о том, как окружающие воспринимают физиологические изменения, сопровождающие старение.

Несмотря на то, что с возрастом проблемы со здоровьем усугубляются, люди могут (и должны) находить новые занятия, которые сохраняют

интерес к жизни и позволяют максимально использовать свои возможности и после 90 лет. Удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте является важным показателем психологического здоровья человека, которое проявляется в его интересе к жизни и потребности продолжать жить.

Из всех факторов, определяющих удовлетворенность и успешную адаптацию человека к жизни в пожилом возрасте, наиболее важным является здоровье. Многие пожилые люди бросают работу из-за проблем со здоровьем, независимо от собственного желания. Другим важным фактором, влияющим на степень удовлетворенности пенсионера своей жизнью, является экономическое положение. Под экономическим положением подразумевается удовлетворительное материальное состояние (достаточное количество денег для удовлетворения основных потребностей), наличие социальных и жилищных условий. Человек в преклонном возрасте рассчитывает на внимание и заботу со стороны государства. Возможность льготного пользования транспортными средствами, выплата социальных пособий, помощь в социальном обслуживании и т. д. — эти факторы создают атмосферу в обществе, позволяющую пожилым людям чувствовать себя нужными и продолжать функционировать.

В пожилом возрасте люди осознают, насколько они нуждаются друг в друге, и реже расстаются. Одиночество — страшная вещь, которую пожилые люди редко выбирают добровольно. Обычно оно связано со смертью близкого человека и сопровождается значительным горем, за которым следует длительный период адаптации, поиска нового партнера или одинокой жизни. Основным мотивом поиска нового партнера в поздней взрослой жизни является желание решать социальные и психологические проблемы не в одиночку, а вместе. Вместе легче помогать друг другу преодолевать бытовые трудности, поддерживать социальные контакты, становиться финансово самодостаточными.

В то же время многие люди, особенно женщины, хотят жить в одиночестве. Несмотря на то, что вероятность остаться вдовой после смерти мужа или после развода у женщин выше, чем у мужчин, они примерно в восемь раз реже, чем мужчины, вступают в новый брак. Вероятно, это

объясняется тем, что женщины хотят сосредоточиться на заботе о детях и внуках. Внуки и правнуки обычно являются одной из самых больших радостей этого возрастного периода. У многих бабушек и дедушек возникают с ними близкие и любящие отношения. В результате эти отношения часто начинают играть доминирующую роль в мотивационной системе пожилого человека, вносит разнообразие в их жизнь, придает жизни смысл.

Не все пожилые люди переживают трудную или несчастливую старость. В конце жизни у многих формируется спокойное и терпимое отношение к жизни. Однако, это не пассивная, а активная позиция. Пожилые люди с такой позицией, имеют собственное мнение, не драматизируют события, не сидят на месте, а действуют не спеша, следуя личным устремлениям. Они наслаждаются настоящим, а не делают ставки на будущее. Важно отметить, что счастливая старость возможна даже в неблагоприятных условиях плохого здоровья и материальных лишений. Во многом это зависит от картины мира человека и его представлений о себе.

Старики испытывают особенную потребность проводить много времени в размышлениях о том, как прошла их жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения), и оценках того, что они оставят после себя людям. Это дает им возможность подготовиться к спокойному принятию смерти. Ее неотвратимость не будет страшить, если, оглянувшись назад, человек сможет твердо сказать себе: «Я доволен», поскольку в этом случае он видит продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях.

Элизабет Кюблер-Росс осуществила систематическое исследование смерти и процесса умирания. Проведя много времени у постели умирающих больных, она выделила в их переживаниях пять этапов: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Периодизация Кюблер-Росс является в одной из самых используемых1.

1. Отрицание. Человек отказывается принять возможность своей смерти. Узнав о том, что его болезнь смертельна, человек уверяет себя, что это ошибка и диагноз поставлен неправильно;

2. Гнев. Осознание человеком того, что он действительно умирает, приводит к появлению чувства гнева, обиды и зависти к окружающим. Человек задает вопрос: «Почему именно я?» Фрустрация актуализирует обвинительные реакции, обращенные к врачам, к каким-либо другим людям, к Богу или к судьбе;

3. Торг. Человек ищет способы продления жизни и обещает все что угодно в обмен на продление своей жизни. Одни обещают врачам бросить пить или курить, другие, обращаясь к Богу, обещают начать в случае выздоровления праведную жизнь;

4. Депрессия. Умирающий теряет интерес к жизни, его охватывает чувство безнадежности. Человек горюет о предстоящей смерти и о разлуке с родными и близкими;

5. Принятие. На последней стадии человек смиряется со своей судьбой и с неизбежностью смерти. И хотя человек не становится веселым, у него в душе воцаряется мир и спокойное ожидание конца. Важно обратить внимание и на возможность т. н. символического

бессмертия. П. С. Гулевич в качестве основных способов символического бессмертия называет биологическое, творческое, натуралистическое, трансцендентное и теологическое. Биологическое бессмертие заключается в том, что человеческая жизнь может обрести непрерывность через деторождение. Эта форма свойственна традиционным и восточным культурам. Другой способ бессмертия — это творческое увековечивание. Пожилые люди могут заниматься творчеством, исследованиями, писать книги, картины и т. д. Многие культуры развили натуралистический способ бессмертия. Он связан со стремлением человека порвать с урбанистическим укладом, осуществляя поиск природных ритмов, позволяющих изменить образ жизни.

Одна из возможных форм символического увековечивания — опытная трансценденция, т. е. стремление с помощью определенной системы практик достичь опытного состояния, когда утрачивается чувство времени, ощущение индивидуального существования. Человек как бы растворяется в потоке сознания. В значительной степени это свойственно

восточным практикам и трансцендентальной психологии. Хотя для православного человека в таком подходе далеко не все приемлемо, однако, можно сказать, что в некотором роде христианину это свойственно в опыте молитвы, участия в богослужении, изучении Священного Писания. Человек соприкасается с миром божественного не просто в теории, но и на личном опыте. Однако, данный подход не совсем корректен с православной точки зрения, потому что имеет большой крен в опыт собственных чувств и впечатлений, без должного контроля со стороны здравого смысла и традиции.

Наиболее значимая форма символического бессмертия — теологическая. В данном случае смерть преодолевается путем приобщения к духовным ценностям, религии, веры в Бога. Вера в Бога дает надежду на то, что существование души не прекратится с прекращением существования физического тела, а приобретет новую форму. Для пожилого человека религия, Церковь, община могут дать новый смысл и принести радость и утешение. Церковная община может стать своего рода «группой поддержки», территорией общения, даже если у человека сложные отношения с детьми и близкими. Многие пожилые люди могут пойти учиться на катехизические курсы и православные лектории, что позволяет им чувствовать себя востребованными и ставить перед собой новые задачи. Некоторые пожилые люди, особенно если они одиноки, могут задумываться о принятии монашества. Вера в Бога может помочь стареющим людям пережить свои физические и психологические изменения в более позитивном свете. Они могут видеть свои проблемы и страдания как часть божественного плана и источник духовного роста.

«В православной традиции учение о смерти является одной из важнейших тем христианской антропологии. По библейскому учению жизнь — Божий дар, относится к нему необходимо соответствующе. В новозаветной мысли о смерти прослеживается путь примирения человека с Богом — христиане, хотя и остаются смертными, но умирают во Христе, чтобы во Христе и воскреснуть в жизни будущего века. Главная

особенность феномена смерти в Новом Завете та, что теперь смерть не может отлучить человека от Христа.

Смерть — явление, которое должно исчезнуть: «последний враг истребится — смерть» (i Кор. 15:26). Каждый верующий во Христа обязательно будет жить: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11,25-26)... В христианском осмыслении вверяющие себя Христу переходят от смерти в жизнь (Ин. 5: 24) и не увидят смерти во век (Ин. 8: 51-52). Смерть не может отлучить человека от Христа, ибо Христос победил смерть»2.

Способ символического бессмертия является результатом выбора человека в рамках его культуры и личной картины мира. Возможно, осознанная реализация этого выбора, с учетом и иных областей жизни человека, может определить смысл последних лет жизни. Сопротивление смерти, отрицание ее, является, как писал К. Юнг, нездоровым и ненормальным, потому что делает последнюю часть жизни бесцельной.

Позволим себе привести довольно большую, но значимую, цитату из статьи К. Г. Юнга «Душа и смерть»:

«Меня уже не раз спрашивали, что я думаю о смерти, этом безусловном конце отдельной человеческой жизни. Мы привыкли считать, что смерть — это просто конец. Точка, нередко обрывающая на полуслове еще не оконченную фразу, которая продолжает звучать в памяти живых или воздействовать на них. Но для самого-то человека, которого она постигла, весь песок в часах уже внизу, катившийся камень остановился. Если представлять себе смерть именно так, жизнь видится как некий процесс, подобный ходу заведенных часов, которые, само собой понятно, когда-то останавливаются. Но острее всего мы чувствуем, что жизнь «тротекает», глядя на то, как у кого-то она подходит к концу, и никогда вопрос о смысле и ценности жизни не встает с такой мучительной остротой, как при виде еще живого тела, испускающего последний вздох. Как по-разному предстает перед нами смысл жизни в разных ситуациях: когда юноша напрягает силы для достижения отдаленных

целей, созидая свое будущее, — и когда неизлечимо больной или старик, бессильно сопротивляясь, сходит в могилу!Нам нравится думать, что у юности есть цель, будущее, смысл и ценность. Кончина же в наших глазах — просто прекращение, лишенное всякого смысла. Если молодой человек страшится мира, жизни и будущего, любой скажет, что это достойно сожаления, глупо, что у него невроз; такого назовут трусом и дезертиром. Но когда стареющего человека охватывает тайный страх, даже смертельный ужас при мысли, что жить осталось совсем немного, это мучительно напоминает нам о собственных сходных чувствах; тогда мы отводим взгляд и заговариваем о другом. Оптимизм, с которым мы смотрим на юношу, тут нам изменяет. Правда, у нас в запасе всегда есть несколько подходящих сентенций, которыми мы при случае готовы попотчевать других: «Всякий когда-нибудь да умрет», «Жизнь человеческая не вечна» и тому подобных...

И если множество молодых людей испытывают, по сути, панический ужас перед жизнью, к которой они тем не менее столь жадно стремятся, то, быть может, пожилые люди еще чаще чувствуют такой же страх перед смертью. Более того, я из опыта знаю, что как раз молодые люди, страшащиеся жизни, в старости столь же сильно страдают от страха смерти. Пока они молоды, можно считать, что они инфантильно сопротивляются обычным требованиям жизни. А когда стареют, то происходит, в сущности, то же самое — у них снова появляется страх перед нормальными требованиями жизни. Но люди настолько убеждены, будто смерть — просто конец пути, что почти никому и в голову не приходит увидеть в ней цель и свершение, подобно тому как они признают существование целей и замыслов у восходящей молодой жизни...

Юношеское томление по миру и жизни, надежда на трудноисполнимое, выбор далеких целей — все это говорит о целенаправленности жизни и все тотчас переходит в страх перед ней, в невротическое сопротивление, депрессии и фобии, стоит человеку начать цепляться за прошлое или устрашиться рискованных поступков, без которых поставленные цели недостижимы.

Но с наступлением зрелости и высшей фазы биологического развития, т. е. приблизительно середины жизни, целенаправленность жизни отнюдь не исчезает. С тою же интенсивностью и неуклонностью, с какими жизнь шла в гору к своей середине, теперь она спускается под откос — ведь цель лежит теперь не на вершине, а в долине — там же, где начинался подъем...

И как прежде страх отгораживал его от жизни, так теперь он встает между ним и смертью. Признавая, что из страха перед жизнью он запоздал с подъемом, теперь человек как раз из-за этого опоздания силится удержаться на достигнутой вершине. Правда, ему уже совершенно ясно, что, несмотря на все сопротивление (о котором теперь — как же горько! — он сожалеет), жизнь взяла свое, но вопреки этому пониманию он и теперь пытается ее остановить. Психологически такой человек теряет почву под ногами. Его сознание повисает в воздухе, а соскальзывание по параболе лишь ускоряется.

Питательная почва души — естественная жизнь. Тот, кто ей не следует, отрывается от земли и застывает в неподвижности. Вот почему в старости столь многие как бы коченеют: они глядят назад, цепляясь за прошлое с тайным страхом смерти в душе. Они, по крайней мере психологически, отстраняются от жизни и потому застывают подобно соляным столпам, живо вспоминая свою юность, но уже не в состоянии войти в живое отношение к настоящему.

Перевалив за середину жизни, живым остается лишь тот, кто хочет умереть живым. Ведь в тайный час полудня жизни совершается не что иное, как поворот дуги вниз, рождение смерти. Вторая половина жизни означает не подъем, развитие, приумножение, преизбыток, а смерть, ибо цель ее -окончание. Нежелание двигаться вперед — будь то к вершине своей жизни или к ее концу — по сути, одно и то же. То и другое означает нежелание жить. Нежелание жить равнозначно нежеланию умереть. Становление и исчезновение — две ветви одной дуги...

Старость всех отталкивает. Люди словно бы не замечают, что нежелание стариться так же глупо, как нежелание вырастать из детских штанишек. Тридцатилетний человек, так и оставшийся инфантильным,

правда, достоин сожаления, но разве молодой старик обычно не вызывает восхищения?Нет, то и другое — извращение, безвкусица, психологический абсурд. Юноша, который не боролся и не побеждал, упустил лучшее, что могла дать юность; старик, не умеющий вслушиваться в тайну ручьев, бегущих с вершины, нелеп, он — мумия рассудка, окаменевшее прошлое. Он стоит на обочине собственной жизни, механически воспроизводя самого себя до полной потери смысла. Хороша же культура, которая нуждается в таких призраках!»3

Протоиерей Владимир Архипов также, как и Юнг подмечает, что «Старение — это не сожаление о прошлом, не страх перед будущим, а доверие к настоящему. Это тот аккорд, который придает истинную ценность бывшим поражениям и победам. В этом смысле жизнь не закрывается, а открывается. От детства до зрелости взглянуть на себя и понять, каков ты на самом деле, и некогда, и не очень хочется, и не можется»4.

Сама по себе старость естественно не делает человека мудрым, добрым, или духовным (к сожалению), однако: «В каждом переходном возрасте открывается новый человек и человеку — новая жизнь, хотя и жизнь прежняя, и человек тот же. Общее в них одно — в центре мироздания помещается наше слепоглухонемое Я. И все видится и измеряется через эту оптику. Как правило, видится искаженно, что в детстве, что в старости, если не родиться «свыше» во Христе. Но если в младенчестве это забавно, в отрочестве простительно, в юности и молодости досадно и тревожно, в зрелости нелепо и горько, то в старости жалко и трагично... Если удастся воспринять собственную старость как духовное взросление, то это позволит преобразить одиночество старости в полноту уединения, скудность внешних впечатлений — в радость сосредоточенности, озабоченность будущим — в мир доверия, леность — в тишину и молчание созерцания, недовольство — в покаяние и благодарность»5.

В целом, важно понимать, что счастливая старость — результат правильно прожитой жизни. Чем более честно, смело и открыто человек прожил юность и зрелость, чем более осознанно прошел через кризис среднего возраста, тем более счастливой будет его старость. Однако, даже

если он пришел к этому рубежу недостаточно подготовленным, то и здесь человеку все же дается возможность найти себя и Бога, жить, а не «доживать», но условием этого будет храбрость принять жизнь (и себя) во всей простоте и сложности.

Завершая небольшой разбор данного возрастного периода, приведу стихи замечательного христианского поэта — Зинаиды Миркиной: «Как долго длится старость... Сколько лет Как я сама зову себя старухой. Но всё ещё не привыкает ухо К тому, что так зовёт меня сосед. Как долго длится старость... Но она Прекрасна, точно древняя сосна. И, может, тем прекрасней, чем древнее. И вечность, перешёптываясь с нею, Поит её таинственным вином, Настоянным на запахе лесном. Как долго длится старость... Но любовь Ни старости, ни юности не знает. Она вот так, как благодать лесная, С мгновеньем каждым возрождаясь вновь, Неисчерпаема. И только в этом Разгадка нескончаемого света, Сквозящего из старости моей, Как луч из тёмной гущины ветвей»6.

Использованная литература

1. Архипов В., прот. Старость — наш очередной переходный возраст. URL: https://bogoslov.ru/article/6192317

2. Гуторов, Ю. А. Феномен смерти в православной традиции / Ю. А. Гуторов, С. В. Другов // Труды Нижегородской Духовной семинарии. — 2023. — № 21. — С. 37-50.

3. Кюблер-РоссЭлизабет. О смерти и умирании. — Москва: Издательство АСТ, 2022. -480 с.

4. Миркина Зинаида. Блаженная нищета. URL: https://ftihi.ru/2012/06/14/6916

5. Юнг К. Г. Душа и смерть. URL: https://ftrana-0z.rU/2006/1/dusha-i-smert

Примечания и библиографические ссылки

1. Кюблер-Росс Элизабет. О смерти и умирании. — Москва: Издательство АСТ, 2022. — 480 с.

2. Гуторов, Ю. А. Феномен смерти в православной традиции / Ю. А. Гуторов, С. В. Другов // Труды Нижегородской Духовной семинарии. — 2023. — № 21. — С. 37-50.

3. Юнг К. Г. Душа и смерть. URL: https://ftrana-0z.rU/2006/1/dusha-i-smert

4. Архипов В., прот. Старость — наш очередной переходный возраст. URL: https://b0g0sl0v.ru/article/6192317

5. Там же.

6. Миркина Зинаида. Блаженная нищета. URL: https://ftihi.ru/2012/06/14/6916

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.