Научная статья на тему 'Поздняя поэтическая публицистика Булата Окуджавы в контексте русского языка конца ХХ столетия'

Поздняя поэтическая публицистика Булата Окуджавы в контексте русского языка конца ХХ столетия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
433
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б. ОКУДЖАВА / BULAT OKUDZHAVA / ПУБЛИЦИСТИКА / ПЕЙОРАТИВНОСТЬ / НЕОЛОГИЗМ / NEOLOGISM / SOCIAL AND POLITICAL JOURNALISM / PEJORATIVENESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бойко Светлана Сергеевна

Анализируются языковые средства выразительности поздних стихотворений Б. Окуджавы в контексте новейших особенностей языка, отмеченных лингвистикой. Материалом служат стихотворения Б. Окуджавы публицистического содержания, созданные в конце 1980-1990-х годов. Наблюдаемые особенности, обусловленные общественной позицией, проясняют вопрос о пути развития индивидуально-авторской поэтики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bulat Okudzhavas Late Poetic Publicist Works in the Context of the late 20th-Century Russian Language

The author analyzes the linguistic means of expressiveness in Bulat Okudzhavas late poems in the context of the most recent language trends observed by language scientists. The field of study is Okudzhavas poems of publicist nature written in the late 1980s and the 1990s. The observed peculiarities which are determined by the poets public conduct throw light on the issue of the development of individual authors poetics.

Текст научной работы на тему «Поздняя поэтическая публицистика Булата Окуджавы в контексте русского языка конца ХХ столетия»

С.С. Бойко

ПОЗДНЯЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА БУЛАТА ОКУДЖАВЫ В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КОНЦА ХХ СТОЛЕТИЯ

Анализируются языковые средства выразительности поздних стихотворений Б. Окуджавы в контексте новейших особенностей языка, отмеченных лингвистикой. Материалом служат стихотворения Б. Окуджавы публицистического содержания, созданные в конце 1980-1990-х годов. Наблюдаемые особенности, обусловленные общественной позицией, проясняют вопрос о пути развития индивидуально-авторской поэтики.

Ключевые слова: Б. Окуджава, публицистика, пейоративность, неологизм.

Известно, что описанные современной лингвистикой процессы, происходившие в русском языке последних десятилетий ХХ в., по-разному проявляются в разных стилистических подсистемах. В частности, поэтическая речь, особенно в творчестве давно сложившегося художника, проявляет консервативность. Но отдельные тенденции из числа тех, которые хорошо просматриваются, например, в современной публицистике, могут обнаружиться и в поэтическом языке. Фактором влияния на процесс такого рода может оказаться публицистическая же тема в поэзии, способная спровоцировать, как минимум, словоупотребление, схожее со словарем средств массовой информации.

Материалом для настоящего исследования послужили стихотворения Б. Окуджавы, которые в различных известных ныне публикациях датируются как относящиеся к девяностым годам, а также ряд произведений 1980-х, которые с уверенностью можно отнести ко второй половине этого десятилетия1.

Булат Окуджава в своем позднем поэтическом творчестве настойчиво обращается к актуальным проблемам общественной жиз-

© Бойко С.С., 2011

ни второй половины 1980-1990-х годов. В гражданской позиции поэта выделяются две важные стороны. Первая - это историческая рефлексия мудреца, который прекрасно осознавал инерционность социальной психологии и общественных институтов, что обусловило крайне сдержанный оптимизм в отношении ко всевозможным переменам и, так сказать, высокую тревожность, относящуюся к бесчисленным рецидивам прошлого в сегодняшнем дне. Вторая составляющая - сознание гражданского долга, необходимости служить обществу, такому, какое оно сейчас есть, что ярко проявила работа поэта в Комиссии по помилованию.

Эти факторы влияют на несколько стилистических тенденций.

1) Многие стихотворения Булата Окуджавы, посвященные актуальным проблемам общественной жизни, написаны в стилистике высокой поэтической речи и не содержат сколько-нибудь специфических примет публицистичности на уровне языка, например:

Да не сотрутся в лукавом забвении гении нашей кровавой вины!2

2) Приметы публицистической речи, однако, наблюдаются в ряде других произведений, например: «Гитлеровские обноски / примеряет хам московский, / а толпа орет ему "ура!"» (588).

3) Для усиления эффекта поэт нередко прибегает к контрастному сочетанию высокой поэтической лексики с лексикой сниженного регистра, вплоть до просторечной: «<...> и хотя над ним трепещут еще прежние крыла, / но в башке уже колотятся нью-йоркские дела» (594).

4) В отдельных стихотворениях наблюдаются разнообразные проявления новейших речевых тенденций, которые, взятые в совокупности, приводят к выводу о некотором отражении современной языковой стихии в поэтическом творчестве сложившегося художника. Остановимся на примерах, иллюстрирующих последнюю тенденцию.

Процесс «освобождения некоторых слов от идеологических смысловых приращений», связанных с «восприятием денотата сквозь призму коммунистической идеологии»3, в поэзии связан с пародийным использованием слов, которым в идеологизированных текстах была присуща пейоративная (неодобрительная либо уничижительная) окраска:

<...> и люблю не народ, а отдельных его представителей. (597)

В условиях смягчения цензуры возможно появление слова, значение которого ранее в печати было обязательно пейоративным, а для поэта никогда не имело такого характера:

Поздняя поэтическая публицистика Булата Окуджавы...

Так за что ж его тогда не любили наши власти? <...>

Может, чудились им в песнях диссидентов голоса? (504)

По свойству поэтической речи отдельные слова могут окказионально приобретать в ней уничижительную окраску:

Власть - администрация, а не божество.

Мы же все воспитывались в поклоненье власти. (489)

«Декорреляция привычных синонимических и антонимических связей в лексике, относящейся к сфере политики»4, происходящая в языке, стала предметом рефлексии поэта. В стихотворении «Пока он писал о России.» (505) Окуджава противопоставляет истинный и ложный патриотизм, используя новые смысловые корреляции слова патриот: «Когда же он стал "патриотом"/ и вдруг загордился собой, / он думал, что слился с народом, / а вышло: смешался с толпой». Специфическая окраска слова «патриот» выделена с помощью кавычек, употребленных «для выражения иронии, отрицательного отношения к понятию/реалии, условности, неточности номинации»5.

Антономасия употреблялась Окуджавой в ранней поэзии и была связана с эпигонским подражанием Маяковскому на поприще «революционной» поэмы: «Калуга вышвыривала / афончиковых» (98). Публицистическая тематика возвращает стилю Окуджавы этот прием (широко применяемый в современных СМИ для «оценки личности как общественного явления»6). В стихотворении «Вы говорите про Ливан.» (501) общественное явление оценивается сначала через «обобщенную» личность: «Не дай бы Бог, чтобы Иван / на танке проложил дорогу», - а затем через одиозную фигуру: «пусть за деньгой - уж лучше так, / а не с буденными и кровью».

«Каскады неузуальных слов», наблюдаемые как распространенное средство выразительности современной речи7, во многом подобны разнообразным приемам параллелизма, традиционным в поэзии. Окуджава создает «каскад» по одному словообразовательному типу: «базарной болтовни обсевки и огрызки» - в стихотворении «Мнение пана Ольбрыхского» (497).

«Каскад» слов, относящихся к одному словообразовательному типу, может по аналогии спровоцировать появление неузуального слова: «Между жизнию и смертью покачаешься, <...> пообщаешься с друзьями, поотчаешься <...>» (490). Здесь глагол совершенного вида отчаяться вовлечен в префиксацию на по- глаголов несовершенного вида. Неузуальное причастие будущего времени (каковых не бывает) от глагола совершенного вида также включено в ряд однородных членов: «Немало нам песен пропевший / споющий еще

не одну <...>» (593), - оно порождено сюжетной соотнесенностью между прошлым и будущим (герой пропел и еще споет). На примере «каскадов» видно, что отдельные приемы, применяемые в стихах как средство выразительности (повтор типа обсевки и огрызки), могут совпадать с некоторыми проявлениями новых общеречевых тенденций (игра в «каскады», отмеченная Е.А. Земской).

Аналогично эвфемизация, в частности связанная с отражением репрессивных действий власти8, не является языковым новшеством последних лет и должна расцениваться как продолжающаяся тенденция. Окуджава пишет: «Преследовал Север угрозою / надежду на свет перемен <...>» (505), - здесь Север знаменует отечественную карательную систему, всегда имевшую много иносказательных обозначений.

Заимствование слова вместе с понятием, приходящим из иностранного языка, также характерно для последних десятилетий, но наблюдалось и ранее. Актуальные политические проблемы требуют своей лексики, но типологически нижеследующее заимствование, употребленное Окуджавой, конечно, не ново: «Смуглая сабра с оружием, с тонкою шейкою <...>» (504).

Использование распространенных языковых ошибок традиционно служит для речевой характеристики персонажа: «Зря я обольщался в смысле масс» (588). Окуджава как бы приписывает «ошибку» себе в силу принципа: «Осудите сначала себя самого.», «Срисовываю их с себя.» Как и предыдущие примеры, этот прием не связан со спецификой актуальных языковых процессов, наблюдаемых в данном случае в грамматике9, совпадая с ними только нарушением нормы.

Даже такой острый стимул модернизации речи, как актуальная публицистическая тема, приводит, как видим, лишь к отдельным «прорывам» современной языковой стихии в сформированную поэтическую стилистику, причем новации такого рода типологически мало отличаются от традиционных «свобод», которыми наделено художественное слово, порой опережающее узус в преодолении норм.

Примечания

1 Датировка стихотворений Булата Окуджавы, не имевшего обыкновения обозначать ее для печати, представляет многочисленные трудности.

2 Окуджава Б.Ш. Стихотворения. СПб., 2001. С. 487. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием номера страницы. Курсив в цитатах здесь и далее мой.

Поздняя поэтическая публицистика Булата Окуджавы.

3 Ермакова О. Семантические процессы в лексике // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 2000. С. 36.

4 Там же. С. 60.

5 Шварцкопф Б. «Я поставил кавычки потому, что.» // Облик слова. М., 1997. С. 377.

6 Ермакова О. Указ. соч. С. 43-45.

7 Земская Е. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия. С. 129.

8 Крысин Л. Эвфемизмы в современной русской речи // Там же. С. 398.

9 Ср.: Гловинская М. Активные процессы в грамматике // Там же. С. 239-273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.