Научная статья на тему 'Позднеримские и ранневизантийские пломбы из Херсона и его окрестностей'

Позднеримские и ранневизантийские пломбы из Херсона и его окрестностей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВИНЦОВЫЕ ПЛОМБЫ / LEAD SEALS / ПОЗДНЕАНТИЧНЫЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД / THE LATE ROMAN AND EARLE BYZANTINE PERIOD / ХЕРСОН / CHERSON / ПАМЯТНИКИ СФРАГИСТИКИ / SIGILLOGRAPHY / IMPRESSIONS / ANALOGIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеенко Н.А., Нессель В.А.

В научный оборот вводятся новые находки свинцовых пломб позднеримского и ранневизантийского времени, обнаруженные в Херсонесе и его окрестностях. По иконографии изображений, по форме и манере изготовления эти находки можно разделить на четыре группы. Аналогии сюжетам на пломбах имеются среди монет, жетонов и тессер, а также среди изображений на резных камнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Late Roman and Early Byzantine seals from Cherson and its Environs

The monuments of sigillography discovered in Cherson include traditional double-sided lead seals from the Early Byzantine period (6th and 7th centuries AD) and their predecessors from the 4th and 5th centuries, i.e. seals of typical appearance (cone or hemisphere) bearing an image on one side only. Some of them have already been introduces into the scholarship, but the most part is published here for the first time. All these finds were discovered in different years both in the territory of Chersonesos and its environs. The new finds include seals bearing varied, however traditional for this cluster of monuments, images, particularly of one ore two emperors, portraits of private individuals, figures of pagan deities, allegorical scenes, monograms, and various species of beasts and plants. By the moment we have discovered thirteen one-sided and two double-sided seals capable of division into four groups according to the type of impression and appearance.

Текст научной работы на тему «Позднеримские и ранневизантийские пломбы из Херсона и его окрестностей»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Том 2 (68), № 1. 2016 г. С. 59-69.

УДК 737

ПОЗДНЕРИМСКИЕ И РАННЕВИЗАНТИЙСКИЕ ПЛОМБЫ ИЗ ХЕРСОНА И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ1

Алексеенко Н. А., Нессель В. А.

Федеральное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник "Херсонес Таврический"», Севастополь, Российская Федерация E-mail: chembalo@yandex.ru; v_nessel@mail.ru

В научный оборот вводятся новые находки свинцовых пломб позднеримского и ранневизантийского времени, обнаруженные в Херсонесе и его окрестностях. По иконографии изображений, по форме и манере изготовления эти находки можно разделить на четыре группы. Аналогии сюжетам на пломбах имеются среди монет, жетонов и тессер, а также среди изображений на резных камнях.

Ключевые слова: свинцовые пломбы, позднеантичный и ранневизантийский период, Херсон, памятники сфрагистики.

Среди сфрагистических памятников Херсона известны как традиционные двусторонние свинцовые печати ранневизантийского времени (VI-VII вв.), так и их предшественники IV-V вв. - пломбы характерного внешнего вида (конус или полусфера), несущие изображения только на одной стороне.

Некоторые из них ранее уже были опубликованы [1, с. 366-367, № 1; 2, с. 24, рис. 5; 3, с. 58-59, рис. 18.6; 4, с. 206, № 12], но большинство впервые вводятся в научный оборот.

Однако прежде чем перейти непосредственно к описанию и анализу новых хер-сонесских памятников, следует отметить, что исследование свинцовых позднеантич-ных и ранневизантийских конусовидных пломб до сих пор не занимает отдельного направления в сфрагистике. По образному выражению Г. Дембски, им отводится роль «дамы, которую никто не приглашает на танец на балу» [5, р. 82], другими словами - из-за не слишком хорошей сохранности, характерной для значительной части этих находок, а также в силу их немногочисленности они в лучшем случае публикуются среди «прочих изделий из свинца» в каталогах различных коллекций и собраний [6, р. 91-109]. Нет ни единого исследовательского подхода, ни методики для их изучения и систематизации и, самое главное, для датировки этой группы сфра-гистического материала. В идеале, конечно, когда дата того или иного памятника устанавливается по комплексному анализу всего сопутствующего археологического материала; однако большинство конусовидных пломб - это случайные или разрозненные находки, что значительно усложняет определение их возраста и периода использования. Только на основании технологических особенностей, а также изучения

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 15-31-10106 «Византийский Херсон VI-XIII столетий в памятниках сфрагистики».

изображения можно определить время их бытования, при этом особенное внимание уделяется собственно иконографии изображения.

Как правило, аналогии сюжетам на пломбах имеются среди монет, жетонов и тес-сер, а также среди изображений на резных камнях [6, p. 107, nos. L 219, L 220, pl. 27; 7, р. 189-191, nos. 187-205, pl. VII, nr. 23].

Вводимые в научный оборот пломбы происходят из двух государственных собраний - Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» (Севастополь) и Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), а также из нескольких частных коллекций (Севастополь, Москва)1. Все эти находки в разное время были обнаружены как на территории самого Херсонеса, так и в его округе. Среди новых находок имеются пломбы с самыми разнообразными, хотя и традиционными для этой группы памятников изображениями. Это, прежде всего, одиночные или парные изображения императоров, портреты частных лиц, фигуры античных божеств, аллегорические сюжеты, монограммы, а также различные изображения представителей флоры и фауны.

В настоящее время нам удалось выделить тринадцать пломб с односторонним изображением, из которых одиннадцать имеют конусовидную форму, и две двусторонние печати. По манере оттиска и внешнему виду этим памятники можно разделить на четыре группы.

Первая группа - изделия с четкими оттисками правильной круглой формы. Как правило, изображение на них заключено в линейный или жемчужный ободок; хорошо оттиснуто, с отчетливо видными мелкими деталями. В эту группу, прежде всего, входят пломбы с портретами официальных лиц (императоров?), надо полагать, имевшие значение официального документа. В качестве примера укажем на хорошо известные пломбы с парными изображениями императоров Марка Аврелия и Луция Вера, Марка Аврелия и Коммода из собрания музея Лиона [8, p. 2, 8, nos. 5, 7, 8, 33; pl. I].

Как правило, на пломбе представлен один портрет.

1. Частная коллекция (рис. 1: 1)

Размер - 15 х 17 мм.

Случайная находка в округе Херсонеса.

Не издана.

Аверс. Мужской бюст влево в жемчужном ободке. Легенды нет.

Реверс. Конус.

Дата: IV-V вв.

Но иногда на пломбе можно наблюдать два портрета или даже более [3, с. 58-59, рис. 18. 6; 9, с. 37-38, № 1-2].

2. музей-заповедник «Херсонес Таврический» (инв. 37377/41) (рис. 1: 2).

Размер - 15 х 17 мм.

Из раскопок южного квартала Херсонеса (раскопки Е. Ю. Клениной, А. Б. Бернац-ки) [3, с. 58-59, рис. 18.6].

1 Авторы выражают глубокую благодарность сотрудникам фондов ФГБУК ГИАМЗ «Херсонес Таврический», а также Е. В. Степановой (Государственный Эрмитаж) и частным коллекционерам И. Горшкову (Москва) и Ю. Цепкову (Севастополь) за предоставленную возможность ознакомления с материалом и его публикации.

Аверс. Два мужских бюста, обращенных друг к другу в жемчужном ободке. Сверху между головами шестиконечная звезда. Легенды нет.

Реверс. Конус.

Дата: IV-V вв.

Сюда же, по-видимому, можно отнести и пломбу с мастерски выполненным портретом, вероятно, кого-то из высокопоставленных особ, снабженную также и именем владельца.

3. Частная коллекция (рис. 1: 3).

Размер - 13 х 16 мм ф матрицы - 14 мм).

Случайная находка в Херсонесе.

Не издана.

Аверс. Мужской бюст в тунике, вправо в линейном ободке; голова обнажена. По кругу греческая надпись, начинающаяся внизу слева: УЕ08ЕБЮХ- Феосебий.

Реверс. Конус.

Дата: V-VI вв.

Следует отметить, что данное портретное изображение имеет близкие аналогии с портретами императоров как на мелких общеимперских денежных эмиссиях Анастасия I, Юстина I и Юстиниана I [10, р1. 3.37-40, 7.25-33, 11.76-78, 29.252-253], так и на городских херсонских выпусках того же периода [11, табл. XXII, 310-314; 12, табл. Щ; 13, с. 40-43].

На наш взгляд, к этой же группе также принадлежат и две пломбы с монограммой и надписью вокруг нее.

4-5. государственный Эрмитаж (м-8725, м-12217) (рис. 1: 4, 5).

Обе пломбы имеют одинаковые размеры - 13 х 18 мм ф матрицы - 14 мм).

Одна происходит из коллекции Н. П. Лихачева, приобретена в Севастополе.

Другая - из раскопок на Северном берегу Херсонеса (раскопки Ю. П. Калашника).

Аверс. Христограмма в ободке из слившихся в линию жемчужин. По кругу греческая надпись - имя или анаграмма, которая пока не поддается расшифровке: 4) -5) - +88008ББ.

Реверс. Конус.

Дата: V-VI вв.

Первая пломба хорошо известна среди давно изданных памятников сфрагистики VI - первой половины IX в., происходящих с территории городища Херсонеса [4, с. 206, № 12]. Опубликовавшая находку И. В. Соколова не дает даты для этого памятника. Надпись предлагается в варианте: без какой-либо расшифровки. Отметим также, что на карточке Н. П. Лихачева в фондах Государственного Эрмитажа рукой ученого сделана пропись надписи в иной последовательности литер: 8ББа 88.

Вполне вероятно, что Н. П. Лихачев предполагал начало надписи с традиционного слова 8РКаОК- «печать», за которым должно было следовать имя владельца. Однако наличие крестика сверху христограммы, который не сохранился на экземпляре Н. П. Лихачева, дает возможность представить начало и направление формирования легенды, в то же время преобладание согласных букв не позволяет расшифровать

надпись как имя владельца. Вероятнее всего, на пломбе представлена некая анаграмма одного из библейских изречений, которые фигурируют на отдельных ранневизан-тийских моливдовулах [14, с. 111-114, № 3-4] или предметах мелкой пластики [15, с. 80-83], в нашем случае, очевидно, связанных с именем Христа.

Другая группа памятников - пломбы с оттисками круглых или овальных очертаний. Изображения на них в абсолютном большинстве довольно расплывчатые, что в известной мере затрудняет их идентификацию. По сравнению с первой группой оттиск здесь достаточно сильно вдавлен, ободка не имеет и зачастую децентрирован. Сюжеты, как правило, носят аллегорический характер. Здесь зачастую присутствуют изображения представителей флоры или фауны.

На одной из пломб изображена пальма, на другой - изображение, напоминающее цветок граната.

6. Частная коллекция (рис. 1: 6).

Размер - 14 х 18 мм.

Случайная находка в округе Херсонеса.

Аверс. Изображение пальмового дерева, по сторонам - возможно, две литеры.

Реверс. Конус.

Не издана.

Дата: IV-V вв.

7. музей-заповедник «Херсонес Таврический» (инв. № 5335) (рис. 1: 7).

Размер - 13 х 18 мм (D матрицы - ок. 11 мм).

Из раскопок Херсонеса (раскопки К. К. Косцюшко-Валюжинича).

Аверс. Неясное изображение (цветок граната или розетта?). Легенды нет.

Реверс. Усеченный конус.

Не издана.

Дата: IV-V вв.

Следует отметить, что близкие изображения пальмового дерева хорошо известны по находкам римских тессер и жетонов [7, p. 189-191, 272, nos. 187-205, 783, pl. VII, nr. 23], а разнообразные варианты изображения цветов, в том числе розетт, встречаются на жетонах позднеэллинистического и римского времени [6, p. 107, nos. L 219, L 220, pl. 27].

Зооморфный стиль представлен пломбой, на которой изображена фигура льва.

8. Частная коллекция (рис. 1: 8).

Размер - 14 х 15 мм (D матрицы - 12 мм).

Случайная находка в Херсонесе.

Аверс. Изображение фигуры зверя с высоко поднятым хвостом и откинутой назад головой вправо в линейном ободке. Легенды нет.

Реверс. Конус, близкий к полушарию.

Не издана.

Дата: IV-V вв.

Также среди изображений присутствуют и мифологические сюжеты.

На одной из пломб, вероятнее всего, представлено изображение Леды и лебедя.

9. Частная коллекция (рис. 1: 9).

Размер - 13 х 17 мм.

Случайная находка в окрестностях Херсонеса.

Аверс. Слева - женская фигура (Леда ?); справа - птица с длинной шеей (лебедь, цапля?) Легенды нет.

Реверс. Конус.

Не издана.

Г^^ вв.

На другой пломбе - бюст одного из женских божеств с неясным изображением справа, отождествить которое не представляется возможным из-за плохой сохранности памятника.

10. Частная коллекция (рис. 1: 10).

Размер - 14 х 17 мм.

Случайная находка в окрестностях Херсонеса.

Аверс. Женский (?) бюст вправо в жемчужном ободке. Справа от него - неясное изображение. Легенды нет.

Реверс. Конус.

Не издана. вв.

На последней пломбе этой серии изображен фантастический зверь со змеевидным хвостом, слева от которого, очевидно, находится женская фигура, в которой, надо полагать, в соответствии с мифологией, следует видеть красавицу Андромеду, приготовленную в жертву дракону.

11. Частная коллекция (рис. 1: 11).

Размер - 12 х 14 мм.

Случайная находка в окрестностях Херсонеса.

Аверс. Изображение фигуры фантастического зверя со змеевидным хвостом (дракона ?) влево. Слева подобие человеческой фигуры. Легенды нет.

Реверс. Конус, близкий к полушарию.

Не издана.

Дата: IV-V вв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существует мнение, что прототипами или даже матрицами для таких оттисков служили геммы или же металлические кольца с вырезанными на их щитках изображениями [5, р. 94-95]. Практика использования резных камней в качестве личных печатей была хорошо известна в античном мире. На дошедших до наших дней образцах печатей исторических лиц классической древности преобладают именно изображения мифологиче -ских сцен и персонажей [16, с. 7-13]. Судя по сюжетам на пломбах, объединяемых нами во вторую группу, можно предположить, что все они использовались частными лицами.

Различия имеются и в способе оформления обратной стороны пломб. У большинства экземпляров тыльная сторона имеет вид усеченного конуса с проходящим насквозь каналом для шнура, который, как правило, подходил вертикально относительно изображения на лицевой стороне. Однако имеются примеры, когда шнурок проходит и горизонтально.

Что касается самих изображений на позднеантичных и ранневизантийских свинцовых пломбах из Херсонеса, то определенные аналогии мы зачастую находим среди изображений на геммах, тессерах и жетонах этого времени, а в отдельных случаях (как изображение цветка) - и на более ранних памятниках [7, р. 135-1, р1. VII, по 36; 6, р. 107, р1. 27, по8. Ь 219, Ь 220].

Третья группа пломб представляет следующий этап развития сфрагистических памятников. Это также односторонние памятники, но они уже не конусовидной формы. Скорее всего, они имеют торговый характер, так как на оборотной стороне отпечатана структура ткани. Надо полагать, эти пломбы опечатывали некие тюки с товарами, подобно хорошо известным моливдовулам коммеркиариев с отпечатками мешковины [ 17, р. 19-24, по8. 2-7].

Первая пломба этой группы, как и некоторые предыдущие, имеет парное изображение.

12. музей-заповедник «Херсонес Таврический» (инв. 37560/7) (рис. 2: 1).

Размер - 17 х 28 мм.

Из раскопок подводной экспедиции в акватории Херсонеса (раскопки Р. Н. Рейды).

Не издана.

Аверс. Два бюста святых, одетых в хламиды, анфас. Вокруг голов нимбы. Сверху между головами крест с расширяющими концами. Легенды нет.

Реверс. Без изображения (оттиск ткани).

Дата: V в.

Отсутствие эпиграфики на пломбе в известной мере затрудняет персонификацию изображенных на ней святых. В то же время сохранность памятника позволяет увидеть, что правый персонаж имеет курчавую прическу и короткую бороду, а левый - солидную лобовую залысину и узкую удлиненную бороду, что полностью соответствует иконографии парного изображения апостолов Петра и Павла (на нашей пломбе, соответственно, Павла - слева, а Петра - справа).

Возможно, этот памятник имеет какое-то отношение к упаковке церковных товаров.

Вторая пломба также несет на себе священные изображения.

13. музей-заповедник «Херсонес Таврический» (инв. 37560/8) (рис. 2: 2).

Размер - 16 х 19 мм.

Из раскопок подводной экспедиции в акватории Херсонеса (раскопки Р. Н. Рейды).

На оборотной стороне - разрыв металла по всей длине канала.

Не издана.

Аверс. Трехфигурная композиция, анфас. В центре человеческая фигура по-коленно, по сторонам две фигуры в нимбах, в рост, обращенные и протягивающие руки в сторону центральной. Сверху стилизованное изображение святого Духа. Легенды нет.

Реверс. Без изображения (оттиск ткани).

Дата: V в.

Представленное на пломбе изображение полностью соответствует библейской сцене Рождества Христова - Богоявлению в его ранних версиях, где в сцене участвуют лишь Христос, Иоанн Предтеча и Ангелы. В нашем случае присутствует лишь один. К сожалению, сохранность памятника (изображения покрыты толстым слоем окислов)

удовлетворительная, и трудно определить, где находится Иоанн Предтеча, а где Ангел. Тем не менее построение композиции и наличие схематического изображения Святого Духа, близкого по типу изображениям на некоторых византийских иконах, не оставляет сомнения, что перед нами аллюзия на библейскую сцену Крещения Господня.

Возможно, что данный памятник, как и предыдущая пломба, относится к торговым операциям, каким-то образом связанным с церковью.

Особый интерес для истории Херсонеса имеют находки, включенные нами в четвертую группу, - самые ранние печати с уже двусторонними изображениями. В нашем случае - это два экземпляра, оттиснутые одной парой матриц, с портретными изображениями двух императоров V в.

14-15. Частная коллекция. (м-040, м-282) (рис. 2: 3, 4).

Размер - 14) 22 х 23 мм (D матрицы - 18 мм); 15) 16 х 18 мм (D матрицы - 17 мм).

Обе печати происходят с территории Херсонеса.

Аверс. В ободке из слившихся в одну линию точек погрудные изображения двух безбородых императоров, одетых в мантии и плащи, закрепленные на плечах фибулами, на головах скорее диадемы, чем повязки (подвески практически не просматриваются!). Слева портрет старшего. Вверху между фигурами крест. Легенды нет.

Реверс. Изображение фигуры стоящей анфас крылатой Ники, держащей в обеих руках венки. Легенды нет.

Первая булла (№ 14, рис. 2: 3) уже была издана ранее [1, с. 366-367, № 1].

Дата: первая половинаУ в.

По мнению исследователей, в представленных на этих моливдовулах портретных изображениях можно видеть или сыновей императора Феодосия I - Аркадия и Гонория [18, с. 19, N° 1], или со-императоров Феодосия II и Валентиниана III [19, p. 51-52, nr. 1]. Примечателен и сюжет оборота печатей. Подобное изображение Ники-Виктории с венками в руках хорошо известно по византийским именным буллам императоров Зинона (474-491), Анастасия I (491-518), Юстиниана I (527-565) и Юстина II (565-578) [18, с. 21-25, № 5-15]. Но его истоки, очевидно, пришли в византийскую сфрагистику из нумизматики позднеримской эпохи. Изображение Виктории, держащей венок и сферу, хорошо известно и на западе, и на востоке империи по эмиссиям золотых тремисов, начиная с Аркадия и Гонория вплоть до Зинона [20, pl. 4, 13, 19, 21, 23-25, 28-29, 3233, nos. 82-83, 319-327, 487-489, 538-547, 613-615, 625-626, 646-654, 715, 751-754, 820-821, 839-840].

Херсонские буллы, видимо, являют пример самого раннего появления этого сфраги-стического типа на позднеримских печатях в первой половине V столетия и его широкого использования на византийских моливдовулах до начала последней четверти VI в., когда ему на смену пришло изображение Богоматери.

Таким образом, представленные ныне ранние свинцовые пломбы и печати из Херсо-неса-Херсона и его ближайшей округи показывают, что практика использования здесь для обеспечения имперских политико-административных и торгово-экономических коммуникаций хорошо известных византийских моливдовулов имеет более глубокие корни и восходит еще к IV-V вв., неся в себе характерные элементы классической позд-неримской традиции с использованием типичных для той эпохи мотивов и сюжетов.

Список использованных источников и литературы

1. Алексеенко Н. А. Несколько новых находок ранневизантийских моливдовулов на территории Украины и в Крыму / Н. А. Алексеенко // Сугдейский сборник. Вып. IV / под ред. Н. М. Куковальской. -Киев ; Судак : Горобец, 2010. - С. 365-375.

Alekseenko N. A. Neskol'ko novykh nakhodok rannevizantiyskikh molivdovulov na territorii Ukrainy i v Krymu / N. A. Alekseenko // Sugdeyskiy sbornik. Vyp. IV / рod red. N. M. Kukoval'skoy. - Kiev ; Sudak : Gorobets, 2010. - S. 365-375.

2. Aleksejenko N. A. Sfragistyka bizantynska. Molibdoboule Chersonu. - Poznan : Instytut Historii UAM; Poznan : Zaklad Graficzny UAM, 2015. - 116 s.

3. Бернацки А. Б. Квартал 55 с пятиапсидным храмом в Херсонесе Таврическом (IV/III в. до н. э. -XIV в. н. э.). Т. 3. Повседневная жизнь / А. Б. Бернацки, Е. Ю. Кленина. - Poznan : Instytut Historii UAM; Poznan : Zaklad Graficzny UAM, 2016. - 496 c.

Bernatski A. B. Kvartal 55 s pyatiapsidnym khramom v Chersonese Tavricheskom (IV/III v. do n. e. -XIV v. n. e.). T. 3. Povsednevnaya zhizn' / A. B. Bernatski, E. Yu. Klenina. - Poznan : Instytut Historii UAM; Poznan : Zaklad Graficzny UAM, 2016. - 496 c.

4. Соколова И. В. Византийские печати VI - первой половины IX в. из Херсонеса / И. В. Соколова // Византийский временник - 52 / отв. ред. Г. Г. Литаврин. - М. : Наука, 1991. - С. 201-213.

Sokolova I. V. Vizantiyskie pechati VI - pervoy poloviny IX v. iz Chersonesа / I. V. Sokolova // Vizantiyskiy vremennik - 52 / о^. red. G. G. Litavrin. - M. : Nauka, 1991. - S. 201-213.

5. Dembski G. Die Römischen Bleiplomben Aus Österreich / G. Dembski // Studies in Byzantine Sigillograhy 4 / Ed. by N. Oikonomides. - Washihgton, D.C., 1995. - P. 81-96.

Lang M. Weights, Measures and Tokens / M. Lang, M. Crosby // The Athenian Agora. Vol. X. - American School of Classical Studies of Atnens; Princeton, New Jersy, 1964. - 146 р.

7. Rostovtsew M. Catalogue des plumbs de l'antiquité, du moyen âge, des temps modernes, conserves au department des médailles et antiques de la Bibliothèque Nationale / M. Rostovtsew, M. Prou. - Paris, 1900. -416 p.

8. Dissard P. Collection Récamier. Catalogue des plombs Antiques (sceaux, tessères, monnnaies et objets divers) / P. Dissard. - Paris ; Londres, 1905. - 328 p.

9. Бутырский М. Новые находки византийских моливдовулов в округе Адрианополя / М. Бутырский // Материалы Международного коллоквиума по русско-византийской сфрагистике «Сфрагистический меридиан КШВ - КОРСУНЬ/XEPCON - КОЫСТАШШОУПОЛ1С» (Киев, 13-16.09.2013). - Киев ; Севастополь : СПД Арефьев, 2013.- С. 37-38.

Butyrskiy M. Novye nakhodki vizantiyskikh molivdovulov v okruge Adrianopolya / M. Butyrskiy // Materialy Mezhdunarodnogo kollokviuma po russko-vizantiyskoy sfragistike «Sfragisticheskiy meridian KIÏV -KORSUN'/XEPCON - KfiNCTANTINOYPOMC» (Kiev, 13-16.09.2013). - Kiev ; Sevastopol': SPDArefev, 2013.- S. 37-38.

10. Hahn W. Money of the Incipient Byzantine Empire (Anastasius I - Justinianus I, 491 - 565) / W. Hahn // Veröffentlichungen des Institut für Numismatik und Geldgeschichte der Universität Wien. Band 6. - Wien : City Press Wien, 2000. -172 S.

11. Анохин В. А. Монетное дело Херсонеса (IV в. до н. э. - XII в. н. э.) / В. А. Анохин. - Киев : На-укова думка, 1977. - 175 с.

Anokhin V. A. Monetnoe delo Chersonesa (IV v. do n. e. - XII v. n. e.) / V. A. Anokhin. - Kiev : Naukova dumka, 1977. - 175 s.

12. Соколова И. В. Монеты и печати византийского Херсона / И. В. Соколова. - Л. : Искусство, 1983. - 176 с.

Cokolova I. V. Monety i pechati vizantiyskogo Chersona / I. V. Sokolova. - L. : Iskusstvo, 1983. - 176 s.

13. Студитский Я. В. Поштемпельный анализ и изобразительная стилистика монет Херсона при Юстиниане I / Я. В. Студитский, М. Н. Бутырский // II Международный нумизматический симпозиум «ПриВОКТийский меняла : деньги местного рынка» (Севастополь, 14-19.09.2012). Тез. докл. и сообщений. - Севастополь : НВЦ «ЭКОСИ-Гидрофизика», 2012. - С. 40-43.

Studitskiy Ya. V. Poshtempel'nyy analiz i izobrazitel'naya stilistika monet Chersona pri Yustiniane I / Ya. V. Studitskiy, M. N. Butyrskiy // II Mezhdunarodny y numizmaticheskiy simpozium «PriPONTiyskiy menyala : den'gi mestnogo rynka» (Sevastopol', 14-19.09.2012). Tez. dokl. i soobshcheniy. -Sevastopol' : NVTs «EKOSI-Gidrofizika», 2012. - S. 40-43.

14. Алексеенко Н. А. Редкие типы изображений на византийских моливдовулах церковных иерархов (местночтимые святые и библейские цитаты) / Н. А. Алексеенко // NOMOS 71/72. Sakralne fenomeny : wczoraj i dzis / под ред. N. A. Alesejenko, Ju. A. Babinow, H. Hoffmann, A. Ksiqzek. - Krakow : Instytut Religioznawstwa UJ, 2010. - C. 101-116.

Alekseenko N. A. Redkie tipy izobrazheniy na vizantiyskikh molivdovulakh tserkovnykh ierarkhov (mestnochtimye svyatye i bibleyskie tsitaty) / N. A. Alekseenko // NOMOS 71/72. Sakralne fenomeny : wczoraj i dzis / рod red. N. A. Alesejenko, Ju. A. Babinow, H. Hoffmann, A. Ksiqzek. - Krakow : Instytut Religioznawstwa UJ, 2010. - C. 101-116.

15. Алексеенко Н. А. Бронзовая иконка с сюжетом «Этимасии» из горного Крыма / Н. А. Алексеенко, Т. Ю. Яшаева // Восток-Запад : межконфессиональный диалог. Сб. науч. трудов / под ред. Ю. А. Бабинова, Х. Хоффманна - Севастополь : Стрижак-пресс, 2003. - С. 80-83.

Alekseenko N. A. Bronzovaya ikonka s syuzhetom «Etimasii» iz gornogo Kryma / N. A. Alekseenko, T. Yu. Yashaeva // Vostok-Zapad : mezhkonfessional'nyy dialog. Sb. nauch. trudov / pod red. Yu. A. Babinova, Kh. Khoffmanna - Sevastopol' : Strizhak-press, 2003. - S. 80-83.

16. Неверов О. Я. Личные печати исторических лиц классической древности / О. Я. Неверов // Сфрагистика и история культуры : сборник науч. трудов / под ред. Е. В. Степановой. - СПб. : Государственный Эрмитаж, 2004. - С. 7-12.

Neverov O. Ya. Lichnye pechati istoricheskikh lits klassicheskoy drevnosti / O. Ya. Neverov // Sfragistika i istoriya kul'tury : sbornik nauch. trudov / рod red. E. V. Stepanovoy. - SPb. : Gosudarstvennyy Ermitazh, 2004. - S. 7-12.

17. Oikonomides N. A Collection of Dated Byzantine Lead Seals / N. A. Oikonomides. - Washington : Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1986. - 176 p.

18. Соколова И. В. Печати византийских императоров : каталог коллекции / И. В. Соколова. - СПб. : Государственный Эрмитаж, 2007. - 120 с.

Sokolova I. V. Pechati vizantiyskikh imperatorov : ratalog kollektsii / I. V. Sokolova. - SPb. : Gosudarstvennyy Ermitazh, 2007. - 120 s.

19. Seibt W. Die Byzantinischen Bleisiegelin Österreich. T. I / W. Seibt. - Wien : Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1978. - 350 s.

20. Grierson Ph. Catalogue of Late Roman Coins in the Dumbarton Oaks Collection and in the Whittemore Collection : from Arcadius and Honorius to the Accession of Anastasius / Ph. Grierson, M. Mays. - Washington : Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1992. - 500 p.

Alekseienko N. A. Late Roman and Early Byzantine seals from Cherson and its Environs / N. A. Alekseenko, V. A. Nessel' // Scientific Notes of Crimean Federal V. I. Vernadsky University. - Series : Historical Science. - 2016. - Vol. 2 (68), No. 1. - P. 59-69.

The monuments of sigillography discovered in Cherson include traditional double-sided lead seals from the Early Byzantine period (6th and 7th centuries AD) and their predecessors from the 4th and 5th centuries, i.e. seals of typical appearance (cone or hemisphere) bearing an image on one side only. Some of them have already been introduces into the scholarship, but the most part is published here for the first time. All these finds were discovered in different years both in the territory of Chersonesos and its environs. The new finds include seals bearing varied, however traditional for this cluster of monuments, images, particularly of one ore two emperors, portraits of private individuals, figures of pagan deities, allegorical scenes, monograms, and various species of beasts and plants. By the moment we have discovered thirteen one-sided and two double-sided seals capable of division into four groups according to the type of impression and appearance.

Keywords: lead seals, sigillography, the Late Roman and Earle Byzantine period, Cherson, impressions, analogies.

Рис. 1. Позднеримские и ранневизантийские свинцовые пломбы из Херсонеса и его округи.

Рис. 2. Ранневизантийские свинцовые пломбы из Херсонесе и его округи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.