Научная статья на тему 'Позднеантичное погребение с монетами из некрополя Фанагории'

Позднеантичное погребение с монетами из некрополя Фанагории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКИЙ БОСПОР / ФАНАГОРИЯ / НЕКРОПОЛЬ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / ЭПОХА ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ / ASIAN BOSPORUS / PHANAGORIA / NECROPOLIS / BURIAL RITUAL / GREAT MIGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ворошилова Ольга Михайловна

В статье впервые публикуется одно из наиболее ярких погребений позднеантичного времени некрополя Фанагории, исследованное в 2010 г. В работе приводится краткая характеристика погребального сооружения и положения погребенного в могиле. Автор анализирует погребальный инвентарь и выдвигает предположение о возможной принадлежности данного круга древностей новым этносам, населявшим территорию столицы Азиатского Боспора в эпоху Великого переселения народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LATE ANCIENT TIME BURIAL WITH COINS FROM PHANAGORIA NECROPOLIS

The article introduces a most striking late ancient period burial of Phanagoria necropolis found in 2010. It gives an outline of the burial construction and describes the position of the body. The author also describes and analyzes the grave goods and concluded about its possible belonging to the new ethnos that inhabited the territory of Asian Bosporus capital in Great Migration period.

Текст научной работы на тему «Позднеантичное погребение с монетами из некрополя Фанагории»



ПОЗДНЕАНТИЧНОЕ ПОГРЕБЕНИЕ С МОНЕТАМИ ИЗ НЕКРОПОЛЯ

ФАНАГОРИИ

В статье впервые публикуется одно из наиболее ярких погребений позднеантично-го времени некрополя Фанагории, исследованное в 2010 г. В работе приводится краткая характеристика погребального сооружения и положения погребенного в могиле. Автор анализирует погребальный инвентарь и выдвигает предположение о возможной принадлежности данного круга древностей новым этносам, населявшим территорию столицы Азиатского Боспора в эпоху Великого переселения народов.

Ключевые слова: Азиатский Боспор, Фанагория, некрополь, погребальный обряд, эпоха Великого переселения народов.

Среди значительного числа исследованных погребений фанагорийского некрополя особый интерес вызывают относительно немногочисленные комплексы позднеантичной эпохи, которые представлены как погребениями в грунтовых ямах (простых или с подбоями), так и земляными склепами. Как правило, эти захоронения сопровождаются довольно представительным набором погребального инвентаря, что дает возможность не только детально разработать их хронологию, но и попытаться определить их место среди древностей Восточной Европы эпохи Великого переселения народов. Для реализации обозначенных задач необходимо оперировать всей серией фанагорийских погребений этого времени. Незначительная их часть стала известна исследователям уже довольно давно1, многие комплексы опубликованы совсем недавно2. Однако большая часть позднеантичных захоронений Фанагории до сих пор неизвестна широкому кругу исследователей, что придает особую значимость публикациям новых комплексов из некрополя столицы Азиатского Боспора.

Данная работа призвана ввести в научный оборот яркое погребение, обнаруженное при исследованиях Восточного некрополя Фанагории в ние 142 представляло собой грунтовое захоронение в могильной яме подпрямо-угольной формы ориентированной длинными сторонами по линии запад-восток (рис. 1, 1). Ее длина составляла 2,10 м, ширина 0,43-0,56 м (расширяется к вос-

Ворошилова Ольга Михайловна — аспирантка отдела классической археологии Института Археологии РАН. Е-шаД: helga-mir@yandex.ru

1 Блаватский 1941, 44-48; Кобылина 1956, 85-87; Марченко 1956, 122-127; Коровина 1967, 132.

2 Медведев 2007, 224-229; 2009а, 180-185; 2009б, 167-182; 2009в, 237-248; 2009г, 146-170.

3 Кузнецов 2011.

© 2011

О. М. Ворошилова

току), дно зафиксировано на глубине около 2,67 м от современной поверхности. Вдоль длинных сторон могилы сохранились фрагменты древесного тлена длиной 1,62-1,68 м. Отпечатки древесины обнаружены также в западной части могильной ямы. Над скелетом прослежены и остатки органического тлена в виде ворса темно-коричневого цвета. Погребенная в возрасте ок. 30 лет женщина4, лежала на спине, вытянуто, головой на восток, руки расположены вдоль тела, ноги параллельны. Под скелетом плохой сохранности зафиксированы следы того же органического тлена, что и над ним. У восточной стенки могилы, за головой погребенной, располагались: краснолаковое блюдо (рис. 2, 1), на котором стояла краснолаковая тарелка (рис. 2, 2) и небольшой сероглинянный лощеный горшок (рис. 2, 3), к северу от блюда был поставлен сероглинянный кувшин с зооморфной ручкой (рис.

2, 4). В области шеи найдено 5 рубчатых пронизей из золотой фольги, каждая состоит из трех трубочек (рис. 2, 5), здесь же находились 4 цилиндрические пронизи глухого светлого стекла (рис. 2, 6). У правого и левого плеча лежало по одной двухпластинчатой фибуле (рис. 2, 7, 8). У правого предплечья чуть выше тазовой кости компактно располагалось скопление мелких вещей из бронзы (рис. 3, фото): две монеты, обе с отверстием (рис. 1, 3, 4); фибула (рис.3, 1); головка еще от одной фибулы (рис. 3, 2); подвеска в виде диска с 13 сквозными отверстиями (рис. 3, 3); колокольчик (рис. 3, 4); колечко (рис. 3, 5); подвеска-амулетница (рис. 3, 6); пронизи (рис. 3, 7). Здесь же найдено три маленькие раковины морских моллюсков — 2 каури (Cypraea), 1 ропан (Rapana venosa) с отверстиями для подвешивания (рис.

3, 9); железный предмет, сплетенный из круглых в сечении колечек (рис. 3, 8); 56 бусин, среди которых подвеска из глухого черного стекла в виде кувшинчика с зигзагообразным орнаментом, которая относится к бусинам из многоцветного стекла, тип 327 по Е. М. Алексеевой5 (рис. 3, 10), две глазчатые бусины, янтарная бочковидная бусина, сердоликовая четырнадцатигранная бусина, костяная амфо-ровидная подвеска и другие стеклянные бусы (рис. 3, 11).

Исследованное захоронение принадлежит к относительно немногочисленной группе позднеантичных погребений некрополя Фанагории. Основным датирующим материалом являются находки бронзовых монет Феодосия I (379-395 гг.) 6. В позднеантичных захоронениях монеты встречаются не часто. Так, из 68 погребений IV-V вв. открытых в Фанагории, только 8 содержали монеты и лишь в одном публикуемом нами, монеты имели отверстия. По-мнению М.Г. Абрамзона римские монеты с отверстием для подвешивания были широко распространены в некрополях Северного Причерноморья, что свидетельствует о демонетизации части римской меди. Автор отмечает, что монеты с отверстиями обнаружены за редким исключением только в детских и женских погребениях, при этом они являлись либо обычным элементом погребального обряда («оболом Харона»), либо использовались только в качестве украшений7. Вероятно, в данном конкретном случае мы имеем дело с использованием монет именно в качестве украшений, о чем свидетельствует их расположение в скоплении бус.

4 Антропологические определения д.и.н. М. В. Добровольской.

5 Алексеева 1978, 52, табл. 31, 68

6 Нумизматические определения д.и.н. М. Г. Абрамзона.

7 Абрамзон 2011, в печати.

При датировке погребального комплекса одним из самых надежных (после монет) ориентиров являются фибулы (рис. 2, 7, 8; 3, 1). В погребении найдено два типа фибул. У правого и левого плеча обнаружены двупластинчатые бронзовые фибулы, которые относятся к варианту I ББ по А.К. Амброзу8 (рис. 2, 7, 8). Дву-пластинчатые фибулы с полукруглой головкой и вытянутой ромбической ножкой являются признаком фазы D1 системы хронологии Центральной Европы9. Такие фибулы характерны для IV — начала V в.10 В области правой лучевой кости находилась бронзовая двучленная прогнутая подвязная фибула, которая принадлежит 3 варианту по классификации А.К. Амброза11 (рис. 3, 7). Здесь же найдена головка, очевидно, от подобной фибулы (рис. 3, 2).

Относительно такой категории инвентаря как посуда, хотелось бы отметить определенную особенность сочетания ее разных видов в данном захоронении. Наряду с понтийской краснолаковой керамикой, характерной больше для греческого погребального обряда, в погребении присутствует сероглиняная лощеная (рис. 2, 3, 4). Особый интерес представляет кувшин с зооморфной ручкой (рис. 2, 4). Подобные кувшины ранее встречались в позднеантичных погребениях некрополя Фанагории12. Зооморфный декор ручек сосудов характерен для керамических традиций Боспора I — начала V в. н.э. Такие ручки целиком выполнены в виде фигурки животного или имеют отдельные элементы декора, указывающие на то, что ручке придавался облик тела животного13. В данном случае перед нами изображение птицы. Похожие формы известны на территории Нижнего Дона, в частности в некрополе Кобякова городища, но в основном это более ранние сосуды II—III вв. н.э.14 Ближайшая аналогия кувшину происходит из погребения 11/2 некрополя, расположенного в урочище Сююрташ в Крымском Приазовье15. Такого рода керамические изделия характерны для конца IV — начала V вв. и часто встречаются в позднесарматских погребениях16.

В погребении помимо керамики, монет, фибул и бус были обнаружены украшения, которые, возможно, использовались в качестве оберегов. К ним относятся бронзовый колокольчик, амулетница, пронизи и др. металлические предметы, найденные в могиле (рис. 3, 3-9). Некоторые исследователи отмечают, что колокольчики присутствуют в позднеантичных памятниках в основном в детских и женских, очень редко в мужских захоронениях.17

Представленное погребение является одним из наиболее показательных примеров сочетания античных и варварских погребальных традиций. Если для греческих захоронений свойственно присутствие краснолаковой импортной керамики и монет в качестве «обола Харона», то для варварских племен обычным является наличие в могиле сероглиняной лощеной керамики и использование монет, веро-

8 Амброз 1966, табл.11.

9 Щукин 2005, табл. 4.

10 Амброз 1966, табл. 13, 10.

11 Амброз 1966, 64.

12 Марченко 1956, рис. 5, 8; Медведев 2009г, рис.6, 8; 10, 10.

13 Капустина 2011, 39

14 Косяненко 2008, рис.61, 10.

15 Масленников 1997, рис. 24, 1.

16 Безуглов 1989, с.174, рис. 3, 4.

17 Косяненко 2008, 130.

ятно, в качестве украшений-оберегов. Таким образом, в позднеантичное время в некрополе Фанагории наряду с сохранение греческих обычаев появляются традиции, свойственные разноэтничному варварскому миру Причерноморья эпохи Великого переселения народов.

Рис. 1. 1

— План и разрезы погребения 142; 2-3

— бронзовые монеты.

Рис. 2. Погребальный инвентарь 1 — блюдо краснолаковое; 2 — тарелка краснолаковая; 3 — горшок сероглиняный; 4 — кувшин сероглиняный с зооморфной ручкой; 5 — рубчатая пронизь из золотой фольги; 6 — пронизи стеклянные; 7-8 — фибулы бронзовые.

Рис. 3. Погребальный инвентарь 1 — фибула бронзовая; 2 — головка от фибулы бронзовой; 3 — подвеска дисковидная бронзовая; 4 — колокольчик бронзовый; 5 — кольцо бронзовое; 6 — амулетница бронзовая; 7 — пронизи бронзовые; 8 — предмет железный; 9 — раковины моллюска; 10 — подвеска — кувшинчик стеклянная; 11 — бусы.

Рис. 4.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамзон М. Г. 2011: Античные иноземные монеты из раскопок Фанагории // Исследования Фанагории. Т. I. (в печати.)

Алексеева Е. М. 1978: Античные бусы Северного Причерноморья // САИ Г1-12.

Амброз А.К. 1966: Фибулы юга европейской части СССР II в. до н.э. — IV в. н.э. // САИ Д1-30.

Безуглов С. И., Копылов В. П. 1989: Катакомбные погребения III — IV вв. на Нижнем Дону // СА. 3, 171-183.

Блаватский В. Д. 1941: Отчет о раскопках Фанагории в 1936-1937 г. // Труды государственного исторического музея. Вып. XVI, 5-74.

Капустина Е. П. 2011: Основные проблемы типологии зооморфных ручек керамических сосудов Боспора // Новые материалы и методы археологического исследования: Научная конференция молодых ученых. Тезисы докладов / В. Е. Родинкова (отв. ред). М., 39-40.

Кобылина М. М. 1956: Фанагория // МИА. 57, 5-101.

Коровина А.К. 1967: Раскопки некрополя Фанагории в 1964 г. // КСИА. Вып. 109, 130-135.

Косяненко В. М. 2008: Некрополь Кобякова городища (по материалам раскопок 19561962 гг.) //Донские древности / Е. Н. Самарич (отв. ред). Вып. 9. Азов.

Кузнецов В. Д. 2011: Отчет Фанагорийской экспедиции за 2010 г. // ОПИ ИА РАН. М.

Марченко И. Д. 1956: Раскопки Восточного некрополя Фанагории в 1950-1951 гг. // МИА. 57, 102-127.

Масленников А. А. 1997: Семейные склепы сельского населения позднеантичного Бо-спора. М.

МедведевА. П. 2007: Позднеантичный некрополь Фанагории (раскопки 2005 г.) // БФ Ч. 1 / В. Ю. Зуев (отв. ред.). СПб., 124-129.

Медведев А. П. 2009а: Воинское погребение из Восточного некрополя Фанагории // 08й^о1Ыса. Археология Центральной и Восточной Европы позднеримского времени и Эпохи Великого переселения народов / К. Мызгин (отв. ред.) Харьков, 180-185.

Медведев А. П. 2009б: Два позднеантичных склепа Восточного некрополя Фана-гории // Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем / А. Г. Фурасьева (ред.). СПб., 167-182.

Медведев А . П. 2009в: О греко-сарматах позднеантичной Фанагории // НАВ / А. С. Скрипкин (отв. ред.). Вып. 10. Волгоград, 237-248.

Медведев А. П. 2009г: Новые материалы по истории и культуре античной Фанагории (из раскопок Восточного некрополя в (2005-2007 гг.) // Норция VI / А. П. Медведев (отв. ред.). Воронеж, 146-170.

Медведев А. П. 2010: Новые открытия в Восточном некрополе Фанагории (20052007 гг.) // Античный мир и археология / В. Н. Парфенов (отв. ред.). Вып. 14. Саратов, 350-363.

Щукин М. Б. 2005: Готский путь (готы, Рим и черняховская культура). СПб.

LATE ANCIENT TIME BURIAL WITH COINS FROM PHANAGORIA

NECROPOLIS

O. M. Voroshilova (Moscow)

The article introduces a most striking late ancient period burial of Phanagoria necropolis found in 2010. It gives an outline of the burial construction and describes the position of the body. The author also describes and analyzes the grave goods and concluded about its possible belonging to the new ethnos that inhabited the territory of Asian Bosporus capital in Great Migration period.

Key words: Asian Bosporus, Phanagoria, necropolis, burial ritual, Great Migration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.