Научная статья на тему 'ПОЗАБЫТЫЕ ИМЕНА: ПРОФЕССОРА ГЕРГАРД ШЕНБЕРГ И ПЕТР БОРДАКОВ'

ПОЗАБЫТЫЕ ИМЕНА: ПРОФЕССОРА ГЕРГАРД ШЕНБЕРГ И ПЕТР БОРДАКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Могилев / Бордаков / Сихотэ-Алинь / Индия / Гималаи / Цейлон / Сибирь / Шенберг / исследователь / путешественник / географ / Mogilev / Bordakov / Sikhote-Alin / India / Himalayas / Ceylon / Siberia / Schoenberg / researcher / traveler / geographer

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Шарухо И. Н.

В статье даются восстановленные краткие биографии профессоров географического факультета Могилевского педагогического института путешественника по Южной Азии и Дальнему Востоку Петра Петровича Бордакова, крупного советского физико-географа, автора понятия «полупустыня» Гергарда Густавовича Шенберга, анализируется их вклад в науку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Шарухо И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORGOTTEN NAMES: PROFESSORS GERHARD SCHOENBERG AND PYOTR BORDAKOV

The restored short biographies of the professors of the Geographical Faculty of the Mogilev Pedagogical Institute, the traveler to South Asia and the Far East Pyotr Bordakov, a major Soviet physical geographer, the author of the concept of «semi-desert» Gerhard Schoenberg, are presented, and their contribution to science is analyzed.

Текст научной работы на тему «ПОЗАБЫТЫЕ ИМЕНА: ПРОФЕССОРА ГЕРГАРД ШЕНБЕРГ И ПЕТР БОРДАКОВ»

УДК 911

DOI: 10.24412/cl-37276-2024-1-166-182

ПОЗАБЫТЫЕ ИМЕНА: ПРОФЕССОРА ГЕРГАРД ШЕНБЕРГ И ПЕТР БОРДАКОВ

FORGOTTEN NAMES: PROFESSORS GERHARD SCHOENBERG AND PYOTR BORDAKOV

Шарухо И.Н.

Sharukho I.N.

Могилевский областной отдел Белорусского географического общества, Могилев, Беларусь Mogilev regional department of the Belarus Geographical Society, Mogilev, Belarus

[email protected]

Аннотация. В статье даются восстановленные краткие биографии профессоров географического факультета Могилевского педагогического института путешественника по Южной Азии и Дальнему Востоку Петра Петровича Бордакова, крупного советского физико-географа, автора понятия «полупустыня» Гергарда Густавовича Шенберга, анализируется их вклад в науку.

Ключевые слова: Могилев, Бордаков, Сихотэ-Алинь, Индия, Гималаи, Цейлон, Сибирь, Шенберг, исследователь, путешественник, географ.

Abstract. The restored short biographies of the professors of the Geographical Faculty of the Mogilev Pedagogical Institute, the traveler to South Asia and the Far East Pyotr Bordakov, a major Soviet physical geographer, the author of the concept of «semi-desert» Gerhard Schoenberg, are presented, and their contribution to science is analyzed.

Key words: Mogilev, Bordakov, Sikhote-Alin, India, Himalayas, Ceylon, Siberia, Schoenberg, researcher, traveler, geographer.

Могилевский государственный университет (в 1913-1918 гг. - учительский институт, в 1930-1997 гг. педагогический институт) им. А.А. Кулешова (с 1977 г.; в 1940-1941 - им. И.Д. Папанина) являлся обладателем уникального географического (историко-географического, 1956-1966) факультета (на его базе создан факультет естествознания, с 2015 г. - факультет математики и естествознания): в разное время, а главным образом, в 1930-1960-е гг. на нем работало порядка двух десятков профессоров, среди которых известные в СССР и за его пределами почвовед А.Г. Медведев, геоботаники А.Д. Гожев, Н.Н. Николаев, геолог Б.П. Баженов, метеоролог и климатолог М.М. Самбикин, физико-географы М.С. Боднарский, И.П. Силинич, Ю.А. Щербаков, экономико-географы М.Р. Плоткин, Н.В. Клюкин.

На фоне перечисленных профессоров, по некоторым причинам до 1990-х гг., малоизвестной оставалась личность профессора Г.Г. Шенберга (Шарухо, 1995), а вплоть до 2020-х гг. - профессора П.П. Бордакова (Шарухо, 2021).

Итак, Петр Петрович Бордаков. В конце 2020 г. увидела свет книга «Естественно-географическое образование в Могилёвском государственном университете имени А.А. Кулешова: вековая история, современное состояние» (Хомяков, Шарухо, 2020), в которой содержатся биографические статьи большей части преподавателей довоенного географического факультета Могилевского пединститута.

Некоторые преподаватели в историческом обзоре лишь перечислены, поскольку на момент написания книги были неизвестны их частичные или полные биографии. Среди лишь перечисленных значится и фамилия Бардаков (через А).

Но работа по восстановлению биографий продолжилась и после издания книги. Представляем результаты поисков, впервые опубликованные в 2021 г. (Шарухо, 2021, 2024).

Впервые о профессоре Бардакове (с А в первом слоге) автор статьи услышал от известного белорусского и советского географа Петра Алексеевича Лярского (1918-2013) весной 1994 г. во время записи его воспоминаний о географическом факультете в кабинете методики преподавания природоведения (который с ним делили). У автора с П.А. Лярским была договоренность, что каждый раз, как только он приходит на лекцию (1-2 раза в неделю), то выдает порцию новой информации под запись (такие беседы продолжались не один месяц и не один год). Инициалы профессора Лярский не помнил, но с теплотой и благодарностью вспоминал интересные лекции Бардакова по физической географии частей света, с уверенностью сказал, что тот является путешественником по Индии 1906 г., что в Минске в 1930-е гг. была даже издана книга, посвященная природе, населению этой экзотической южноазиатской страны. И эту книгу профессор демонстрировал студентам, но приобрести ее с профессорским автографом студенту Лярскому (выпуск 1939 г.) не удалось.

Поиск информации о профессоре Бардакове в 1995-2019 гг. зашел в тупик. Заведующий кафедрой географии и охраны природы (1995-2002) Могилевского университета профессор Б.Н. Нешатаев - знаток истории географии, даже предположил, что коль нет о Бардакове информации в книгах по истории исследований Индии, в энциклопедических словарях, в 5 -томном исследовании Магидовичей (Магидович, 1982-1986), то и путешествия, вероятно, никакого не было... Неужели мистификация? Но пятитомник Магидовичей никогда не претендовал на всеобъемлемость материала, он во многом лапидарен, в нем достаточно много лакун, например, никак не отражена экспедиция К.А. Арсеньева, к которой вернемся ниже.

Стали искать от обратного: от книги по Индии, изданной в Минске. Выявили, что в 1937 г. в Госиздате БССР была издана объемная в 337 страниц книга некоего А. Петрова «Под небом Индии» (Петров, 1937). Оказалось, что писатели А. Петров, А.Г. Петров, П. Петров -это все литературные псевдонимы Петра Петровича Бордакова (с О в первом слоге фамилии). До этого, в 1935 году была издана книга о путешествии на украинском языке (рисунок 1).

д г п1тго •

г/ ПО 1НД11

Рисунок 1. Книга о путешествии по Индии на украинском языке. Фото из открытых источников.

Петр Петрович Бордаков родился в 1882 г. в г. Киеве. Слушал лекции на медицинском и физико-математическом факультетах Императорского университета Святого Владимира в Киеве, с удовольствием посещал анатомический и хирургический кабинеты, музеи древностей, минералогический, зоологический.

Он постоянно менял однокурсников, а диплом получил ближе к 30 годам, поскольку постоянно пребывал в путешествиях.

Бордаков стал довольно известным в 1910-1940-е гг. детским писателем (под псевдонимом Петров), природоведом, палеонтологом, селекционером (работы по культуре сои, Бордаков, 1929, 1930), специалистом по географии растений, физической географии частей света.

Любовь к науке Петр Петрович привил и своему родному брату Леониду (1885-1938).

Леонид Петрович Бордаков - член Русского ботанического общества (с момента учреждения в 1915 г.), профессор, директор Украинской станции Всесоюзного института прикладной ботаники, старший научный сотрудник и заведующий отделом прядильных культур Всесоюзного института растениеводства, исследователь люцерны (автор исследования «Люцерна синяя посевная», 1936), друг Н.И. Вавилова. К сожалению, был репрессирован в 1937 и расстрелян в 1938 г. (обвинен во вредительстве на селекционной станции хлопководства в Туркменистане; Н.И. Вавилов на допросе «признался», что втянул Л.П. Бордакова в «антигосударственную» деятельность еще в 1931 г.).

Кроме естествознания, географии, Петра Петровича Бордакова интересовали вопросы конфессиональной географии, особенности верований разных народов в силы природы. Например, известно, что он в 1903 г. состоял в переписке с графом Л.Н. Толстым по поводу буддизма (переписка впервые была опубликована в «Русском богатстве» 1910. № 12, стр. 168170).

В 1906-1910-х гг. Петр Петрович Бордаков много путешествует, собирает материалы о природе, населении, хозяйстве, много фотографирует, зарабатывает на участии в казенных экспедициях, написанием газетных и журнальных статей, рассказов, очерков о путешествиях.

В 1906 г. П.П. Бордаков на собственные сбережения, средства меценатов, авансы редакций газет, заручившись многочисленными рекомендательными письмами к работникам десятков посольств, дипломатических, военных, торговых миссий, к колониальным властям, к ученым, отправляется в Индию.

В Индии (1906-1907) исследует особенности природы, описывает растительность, животный мир, ландшафты, быт населения, экономические особенности регионов, собирает данные через представителей посольств, ученых, местных жителей и представителей колониальной администрации, плантаторов, торговцев.

После посещения Индостана отправляется в Гималаи, на Цейлон (ныне о. Шри-Ланка).

Отчеты о путешествии высылает в различные русскоязычные и англоязычные издания, которые затем опубликует в виде отдельных книг (Бордаков, 1909; Петров, 1909, 1912, 1914, 1935, 1937). Некоторые его работы будут переиздаваться и после смерти ученого (Петров, 1947, 1948, 1949, Бордаков, 1952).

После возвращения в Россию студент Бордаков ликвидирует накопившиеся «хвосты», сдает очередную сессию, разбирает, компонует накопленные материалы в статьи и рассылает их по издательствам газет и уезжает в путешествие по Сибири и Дальнему Востоку, вплоть до Хабаровска (Петров, Поездка..., 1912).

В Хабаровске П.П. Бордаков успевает зачислиться в состав экспедиции штабс-капитана В.К. Арсеньева по исследованию Уссурийского края (июнь 1907 - январь 1908 гг.) -комплексную исследовательскую экспедицию, предпринятую по инициативе Приамурского генерал-губернатора П. Унтербергера на средства Приамурского отдела Императорского Русского Географического Общества с целью исследования горной области Сихотэ-Алиня (продолжение экспедиции 1906 г.).

В путевых дневниках (Сведения, 1912) и в ставшей широко известной повести «Дерсу-Узала» (Арсеньев, 1923) В.К. Арсеньев упоминает о киевском студенте-биологе (в других

случаях палеонтологе) и дает ему такую характеристику: «Это был человек очень воспитанный, образованный, ровный и тактичный и в высшей степени добросовестный. Среди всех участников экспедиции П.П. Бордаков оставил о себе самые лучшие воспоминания».

Бордаков также всегда тепло отзывался об Арсеньеве и на страницах детского журнала «Юная Россия» (Бордаков, 1914) писал следующее: «Благороднейший по натуре человек, Арсеньев обладал дарами истинного путешественника: железной настойчивостью, неутомимостью и той острой наблюдательностью, от которой не ускользнет ни одна мелочь. К тому же он горячо любил свое дело». После окончания экспедиции грабителями был убит проводник Дерсу-Узала, которому П. Бордаков посвятил свой рассказ «Дерсу-Узала» (Петров, 1909). Кстати, Арсеньев свою повесть «Дерсу Узала» завершил лишь в 1917 г. и впервые опубликовал в 1923 г.

О наблюдательности, принципиальности Бордакова свидетельствует сопоставление характеристик его и начальника экспедиции относительно Дерсу-Узала: у Бордакова он хитроват, себе на уме, не очень-то горит желанием работать наравне со всеми, склонен к пьянству и употреблению опиума, при этом не всегда чтит заветы предков. Арсеньев, напротив, идеализирует Дерсу. Он у него трудолюбив, простодушен, совестлив.

После завершения экспедиции, П.П. Бордаков закончил Киевский университет, работал в научных учреждениях и учебных заведениях Киева, Харькова, Полтавы, Москвы и Ленинграда.

На преподавательскую работу в Могилев, вероятно, был приглашен по ходатайству профессора М.М. Самбикина, в 1936 г. Работал профессором кафедры физической географии, предполагаем, вплоть до войны (П.А. Лярский точно не указал период работы профессора).

О последних годах жизни профессора П.П. Бордакова ничего точно не известно. Известно только, что он умер в 1945 г., оставив о себе память и как детский писатель-анималист А. Петров (Бордаков, 1909, 1948).

П.А. Лярский, когда приводил описания пуночек на лекциях по методике преподавания природоведения и не догадывался, что А. Петров и П.П. Бордаков - один и тот же человек (Бордаков, 1940).

Имя легендарного в Могилеве профессора Шенберга автор статьи также услышал впервые в 1993 г. от его ученика доцента П.А. Лярского.

Имя Гергарда (Герхарда Курда Карла) Густавовича Шенберга (Шёнберг, БскоепЪе рисунок 2) тесно связано с развитием русской, советской, белорусской географии, методикой преподавания географических дисциплин, с историей географических факультетов ряда вузов России и Беларуси. Один из зачинателей изучения суховеев («сухие туманы») в условиях русских полупустынь, автор термина «полупустыня», крупнейший методист, автор и редактор карт и атласов, многочисленных учебников по географии, разработчик методики географических экскурсий, создатель наглядности по географии.

«Долгая жизнь Г.Г. Шенберга была весьма разнообразной и глубоко содержательной. Свыше полувека он отдал плодотворной педагогической, научной, методической и организационной работе. Его роль в географической науке и, особенно в распространении географических знаний, была весьма велика» (Дзенс-Литовский, Лярский, 1958).

Родился Г.Г. Шенберг 16 (29) июня 1875 г. в Варшаве в семье доктора философии, преподавателя гимназии и Варшавского университета Густава Иоханнеса Херманна Шенберга (1842-1919).

Шенберги - старая польско-немецкая династия педагогов и ученых - природоведов, философов, экономистов, политэкономов. Известно, что предок - Николай Шенберг был одним из немногих меценатов и покровителей ученого монаха Николая Коперника (Хомяков, Шарухо, 2020; Мунич, Шарухо, 2020; Шаруха, 2000).

Густав Шенберг преподавал в гимназиях Дерпта (нынешний Тарту, Эстония; 1868), Митау (нынешняя Елгава, Латвия) и Варшавы (1868-1869, 2-я гимназия, награжден орденом Св. Станислава 3 ст.), Таганрога (1869-1872). В гимназии самого крупного международного российского морского портового (специализация на торговле зерном) города Таганрога

преподавал латинский, греческий языки (в т.ч. и А.П. Чехову, который учился в гимназии в 1868-1879 гг.), работал вместе с преподавателем математики Э. Дзержинским (отцом «железного Феликса»). После переезда в Варшаву (где родились шестеро из его семерых детей), Густав в 1872-1905 гг. преподавал древние языки (признанный специалист по санскриту) в Варшавском университете (1889-1904; вместе с профессором А.Л. Блоком -отцом поэта А.А. Блока), во II гимназии в Варшаве, по совместительству работал преподавателем и профессором в ряде университетов и гимназий городов Германии. Летом 1905 г. вышел на пенсию и уехал в Дерпт.

Рисунок 2. Г.Г. Шенберг. Портретная галерея Могилевского отдела БелГО. Худ. Д. Пуховский, 2013 г. Фото из архива автора.

Господствовавшая в доме Густава и Кристины Шенберг возвышенная культурная (родители и дети музицировали, были заняты в домашних театральных постановках, обсуждениях прочитанных литературных произведений) и ученая атмосфера, не могла не повлиять благотворно на детей, на их жизненный выбор. Гертруда (1873-1939) стала преподавателем, Герхардт (1875-1954) - ученым-географом, Вальтер (1877-1915) - ученым-лесоводом (работал в Петергофе), Эрих (1882-1965) - астрономом с мировым именем, Кунц (Конрад, 1879-1914) - русским офицером, Вольфганг (1880-1944), Эрна (188?-19?), медиками (Адольфи, 2020, рисунок 3).

Участие в экскурсиях в природу, в охоте, рыбалке, изучение астрономии, географии, языков сформировали устойчивое желание у Гергарда стать географом и путешественником. После окончания Варшавской гимназии, в 1894-1900 гг. Г.Г. Шенберг изучал естественно-географические курсы на физико-математическом факультете Петербургского (1894-1898, окончил с дипломом первой степени по специальности география), в Берлинском и Цюрихском университетах. По возвращении из Цюриха в 1900 г. Г.Г. Шенберг стал ассистентом профессора П.И. Броунова. Специализируясь на изучении географии, его наиболее волновали проблемы климатологии и метеорологии. Гергард Шенберг активно принимал участие в научной и экспедиционной работе: 1904 - Арарат, 1905 - Закаспийский край, 1906 - Новоузенский край, Аральское море, Крым, Кольский полуостров, Средняя Азия, а также исследования на территории Финляндии. В 1916 г. в Петербургском университете им защищена магистерская диссертация по теме «Сухие туманы и помоха, как один из видов их. Ч.1. Обзор и классификация сухих туманов» (впервые ввел понятие полупустыня), написанная

по результатам многолетних экспедиций в полупустынные и пустынные регионы. По теме диссертации им издана в Петрограде в 1915 г. одноименная монография (Дзенс-Литовский, Лярский, 1958; Хомяков, Шарухо, 2020; Мунич, Шарухо, 2020; Сетевой..., 2012; Список..., 1960).

Рисунок 3. Семейная фотография Шенбергов. Из архива правнучатого племянника Г.Г. Шенберга Klaus Adolphi. Молодой Гергард под №15 с собакой на руках (Адольфи, 2020).

На фотографии: 1, 2, 3, 6 - родственники по линии отца; 4 - отец Герхарда Густав (18421919), 5 - мать Кристин (1845-1933, урожденная Раабе), 7 - кузина; 8 - д-р медицины Й. Мюллер, муж Анны (1866-1945) - сводной сестры; 10 - Гертруда (1873-1939), старшая сестра, учитель естествознания; 11 -Вальтер (1877-1915), брат; 12 - Вольфганг (1880-1944), брат; отоларинголог; 13 - Эрих (1882-1965), брат, астроном с мировым именем; 14 - Эрна (1882?-19??), сестра; 16 - Маргарет, племянница. 17, 18, 19 - другие родственники Герхарда.

Педагогический стаж Гергарда Густавовича насчитывает 54 года. Шенберг работал преподавателем географии и естествознание в 1-й Петербургской мужской и Екатерининской женской гимназиях (1900-1918 гг.) и одновременно (до 1916 г.) ассистентом доцента столичного университета, хранителем кабинета геологии кафедры географии и этнографии (1907-1915), приват-доцентом (1916-1925), доцентом (1925-1929) кафедры страноведения. Жил в Петербурге (позднее Петрограде и Ленинграде на ул. Нижегородская, д. 2А; дом был разбомблен во время блокады Ленинграда в 1942 г.). Много времени отдавал и общественной работе: секретарь Общества Землеведения при Петербургском университете (с 1908), член Русского (затем - Всесоюзного) географического общества, председатель естественно-географической секции Ленинградского общества изучения местного края (1925-1935).

При нахождении в г. Могилеве-на-Днепре ставки главного командования, Г. Шенберг приезжал читать лекции в местный учительский институт (открыт в 1913 г.),

затем - пединститут, в котором он занимал, как свидетельствуют архивные документы (телеграмма 1918 г., подписанная «профессор Г. Шенберг») должность профессора. С 1918 г. и до самой смерти он занимал доцентские и профессорские должности в 10 высших учебных учреждениях СССР. В 1920-е гг. Шенберг работал в Ленинградских педагогических институтах имени Некрасова, имени Покровского (1918-1923), имени Герцена (1925-1929, профессор), в Географическом институте (1918-1922), Географо-Экономическом НИИ, в Промакадемии, в Военно-политической школе им. Энгельса (1919-1924), на курсах при Варшавской железной дороге (1918-1925), в Государственном институте опытной педагогики (1923-1932, заведующий Отделом географии), в 1929-1935 гг. - профессором Ленинградского государственного университета, совместителем в ряде педагогических институтов европейской части СССР, в 1930-е - профессором Карело-Финского и Коми пединститутов. В 1920-1930-е гг. Г. Шенберг продолжал заниматься проблемами возникновения и эволюции полупустынь и пустынь, вопросами возникновения суховеев, внутреннего строения Земли (Шарухо, Мунич, 2012).

Профессор Шенберг, кроме русского, немецкого, польского, свободно владел еще тремя языками, что давала ему возможность следить за развитием европейской географической и педагогической наук, участвовать в педагогических путешествиях по Польше, России, в научных командировках по Германии, Австрии и Финляндии (1925 и 1927 гг.) с целью изучения передового педагогического опыта.

Где бы не работал профессор Шенберг, везде коллеги и его воспитанники единодушно отмечали, что он резко отличался от большинства местных преподавателей своими манерами, характером, внешним видом, уровнем интеллекта и педагогического мастерства. Много лестных слов содержится в его адрес и в характеристиках руководства вузов до 1935 г. и после 1944 г. А коллегами и близкими друзьями Шенберга были многие известные русские и советские географы, природоведы - А. Крубер, С. Григорьев, А. Барков, С. Чефранов, А. Борзов, Л. Берг, В. Шокальский, Д. Кайгородова, Б. Райков и др.

Репрессии 1930-х гг. не обошли стороной и Г. Шенберга. Приказ № 983-а от 11.04.1937 г. по Коми пединституту им. А. Бубнова гласит: «За изложение программного материала по курсу физической географии в классово-враждебном, антимарксистском освещении профессора Г.Г. Шенберга на 3-ем курсе географического факультета с 9-го апреля отстранить» (Демидов, 2006; Мунич, Шарухо, 2020; Силин, 2007).

Вслед за увольнением, в 1938 г. последовал арест и осуждение Особой комиссией НКВД на 3 года по обвинению «в шпионаже и терроризме» с отбыванием наказания в Казахстане. С 1938 по 1941 гг. отбывал ссылку в п. Краснокутск Павлодарской области: был сторожем на бахче, статистиком, табельщиком при промкомбинате, затем там же еще 2 года (до 1943 г.) преподавал в Павлодарской школе для взрослых географию и другие предметы (1938-1943).

В 1943 г., по совету коллег-географов, Гергард Густавович посылает просьбу наркому просвещения РСФСР о предоставлении педагогической работы и получает приглашение в Орловский пединститут. Но пока он добирался (несколько недель, через Тулу и Алексин) до места назначения, вакансия профессора уже была заполнена. Непродолжительное время он проработал преподавателем в Елецком педучилище Липецкой области (1943/1944), профессором и заведующим кафедрой географии Коми пединститута (Сыктывкар, 1944-1946), местного института усовершенствования, совместителем в других вузах Сыктывкара. Интересны выдержки из его характеристики, данные дирекцией Коми пединститута: «Читает курсы физической географии, географии зарубежных стран и методики географии. Принимает участие в методической работе института усовершенствования учителей. Лекции профессора Шенберга отличаются глубокой научностью и слушаются студентами с большим интересом. Несмотря на преклонный возраст, профессор Шенберг не ослабляет внимания к научной работе. Им подготовлены к печати работы: «История географии как наука», «Классификация рек земного шара». Сдана в печать статья: «Два новых наглядных пособия для преподавания географии». Профессор Шенберг выступает с научно-популярными лекциями» (Шарухо, Мунич, 2012).

Рисунок 4. Г.Г. Шенберг на фотографии с выпускниками 1955 г. Из архива автора.

Г. Шенберг с 15 марта 1946 г. по 25 августа 1954 г. работал профессором, заведующим кафедрами физической географии, кафедры общей географии (рисунок 4). Могилевские коллеги Г. Шенберга доценты Н. Ратобыльский (1914-1985, декан факультета в 1952-1954 гг.), П. Лярский (1918-2013) характеризовали Гергарда Густавовича как весьма талантливого, яркого педагога, организатора учебно-воспитательного процесса в разрушенном войной вузе. Это ему принадлежала идея создания учебной географической базы («Виличицы» открыта в нач. 1950-х, вторая, «Любуж», уже после смерти профессора - в 1958 г., работает до сих пор (Шаруха, 1997, Шарухо, 2021) при географическом факультете, написания учебных пособий по географии области, проведения краеведческих наблюдений; выявления уникальных природных объектов, парково-усадебных ансамблей и взятия их под охрану, исследований ландшафтов региона, процессов суффозии, изменений климата, влияния мелиорации на климат, обеспечения учебного процесса самодельными наглядными пособиями, проведения географических лекториев (в т.ч. на свежем воздухе) для студентов и горожан (Мунич, Шарухо, 2020; Шаруха, 1999; Шаруха, 1996; Шаруха, 1995; Шаруха, 2018; Шарухо, Мунич, 2012).

Гергарда Густавовича любили и уважали студенты, преподаватели, все те, кому довелось работать с ним. Сухой, подтянутый, небольшого роста, с профессорской бородкой, всегда в строгом костюме - таким его запомнили могилевчане той поры. Горожане быстро привыкли и к ежевечернему променаду колоритной пожилой пары - профессора-немца и его жены-шведки. «Весьма популярный среди студентов», - такую лаконичную характеристику Шенбергу в 1950 г. дал директор Могилевского пединститута М. Назаренко.

Студенты были частыми гостями в профессорской квартире (в здании дворца купца Оношко, где в 1780 г. проходили переговоры Екатерины II с австро-венгерским императором Иосифом II; ныне здание художественного музея имени В.К. Бялыницкого-Бирули рядом с главным корпусом института, рисунок 5): брали читать книги из богатой частной библиотеки (самая большая по численности и разнообразию библиотека географической литературы в послевоенном Могилеве), слушали за чаем, организованным домработницей, рассказы об экспедициях, участвовали в организованных ученым вечерних и воскресных дискуссиях. Своих коллег по географическому факультету Гергард Густавович вместе с супругой угощал у себя в «зале» традиционным «кофе». Не отказывал, при возможности, исполнить какое-либо классическое произведение на фортепиано.

Рисунок 5. «Профессорский» дом (Дворец купца Оношко). Квартира Г.Г. Шенберга была на 2-м этаже с балкончиком. Фото из открытых источников.

Шенберг практически еженедельно в теплый период года с балкона второго этажа профессорского домика читал общественные лекции по естествознанию и географии, о путешествиях, проводил лектории по истории музыкального искусства (традицию заложил декан Б.А. Крубич-Лебедев), используя собственную фонотеку (коллекцию патефонных пластинок).

До последнего дня Шенберг нес громадную учебную нагрузку (рисунок 6). При этом он часто выступал с публичными лекциями в Обществе по распространению политических и научных знаний (ныне - общество «Знание»), активным членом которого он был с момента его учреждения в 1947 г., с методическими лекциями перед школьными учителями. «Лекции его отличались глубиной, большой культурой речи и в то же время простотой и доходчивостью, занимательностью и красочностью. Шенберг умел мастерски передавать в лекциях богатство своих знаний и своего огромного опыта» (Дзенс-Литовский, Лярский, 1958).

В июле 1954 г. Г. Шенберг убыл в отпуск погостить у сына Вадима (1913, Петербург -1959, Алексин), проведать двух внучек и внука в живописных местах на правом берегу Оки, в

самой древней части г. Алексин (известен с 1348 г., в настоящее время 60 тыс. жит.) Тульской области, недалеко от Успенского храма (рисунок 7).

Рисунок 6. В этом здании (ул. Ленинская, 33 в г. Могилеве) на географическом факультете работал Г.Г. Шенберг. Фото из открытых источников.

Рисунок 7. Пристань-2 на Оке в Алексине около дома В.Г. Шенберга. Фото из открытых источников.

Вадим Гергардович - блокадник (1941-1942), офицер, участник Великой Отечественной войны, профессиональный географ, Действительный член ГО СССР, учитель географии, немецкого языка в местной школе, руководитель кружков по пешему, лыжному и водному туризму, драматического кружка. В школе организовал и кружок по вокалу, учил вне уроков игре на фортепиано, которой сам владел виртуозно. В июне-июле 1950 г. школьники под его руководством совершили шлюпочный поход по рекам от Алексина до Ленинграда через Москву, преодолев 1750 км за 45 суток (рисунок 8). По результатам похода была подготовлена обширная рукопись для последующей публикации в ВГО, но опубликована по неизвестным причинам не была.

ПЕТРОВСКОЕ О

Рисунок 8. Маршрут шлюпочного похода В.Г. Шенберга.

25 августа 1954 г. Гергард Густавович, по устоявшейся привычке, искупался в Оке. Стал подниматься вверх по крутому берегу и почувствовал себя неважно. Отлежался, пришел в себя. Полив деревья в саду, решил подкрепиться. Потянулся за предложенным невесткой Татьяной блюдом, обсел... и - скоропостижно умер. Похоронен Гергард Густавович на старом (с XVIII в.) Троицком городском кладбище г. Алексин (рисунок 9).

В некрологе в «Известия ВГО» (Дзенс-Литовский, Лярский, 1958) указано, что Шенберг умер в Могилеве; это объясняется тем, что в г. Алексине находился секретный химический завод.

Старшая внучка Гергарда Густавовича Лидия (1939-201?) закончила геофак Могилевского пединститута в 1961 г., вторая Наталья (р. 1942) закончила геофак МГУ им. М.Ломоносова по специальности «Гидрология» и с 1965 г. работает в родном университете. Внук Юрий всю жизнь проработал на Алексинском химзаводе. Правнучки легендарного

профессора Екатерина (дочь Натальи, р. 1968), Ольга Юрьевна (р. 1964) - также профессиональные географы.

Родственники профессора проживают также в США и в Германии.

К ученикам Г.Г. Шенберга себя относили (к ним причисляют) А.И. Дзенс-Литовский, Л.П. Шубаев, П.А. Лярский, Н.С. Ратобыльский (Ратобыльский, 1975), С.С. Моисеев (Дзенс-Литовский, Лярский, 1958; Шубаев, 1960).

Рисунок 9. Могила Г. Г. Шенберга на Троицком кладбище в г. Алексин.

Вклад Шенберга в географическую науку и методику преподавания. Г.Г. Шенберг является автором и соавтором более 150 научных (форма и, внутреннее строение Земли, пустыни, полупустыни, вопросы климата, история географических открытий) и научно-методических работ (школьные экскурсии, экспедиции, обеспечение школ климатическими картами, методика преподавания), включая переводы монографий зарубежных ученых с мировыми именами, например, «Общее землеведение» Ю. Ганна и Э. Брюкнера (1902). В соавторстве осуществил перевод первой полной географической монографии о Японии (1907), немецкий перевод работы И. Вальтера «Законы образования пустынь в настоящее и прошлое время» (1911) дополнил данными о пустынях России, оперативно познакомил российских географов с теорией Грина о форме Земли и современных к ней дополнениях, перевел и отредактировал работу А. Геттнера «Страноведение. Европа» (1925).

Изучая Новоузенский край, описывая его природу, Г.Г. Шенберг впервые ввел в научный оборот понятие «полупустыня», а сам Новоузенский край - как образец полупустынь.

Его перу принадлежат работы: «Сухие туманы и помоха как один из видов их» (1916), «История географических открытий» (редактор, 1928), «Методы физической географии» (1930), «История землеведения» (1930). В 1920-1950 гг. его многочисленные статьи были размещены в первых изданиях Большой и Малой Советских Энциклопедий, Энциклопедическом словаре братьев Гранат, «Ученых записках...» ряда пединститутов и университетов.

Как известно, первый советский атлас был издан в 1923 г. под редакцией В. Шокальского, но с правками Г. Шенберга (о чем свидетельствуют выходные данные). С открытием в 1934 г. в Новобелице (теперь район г. Гомель) картографической фабрики (в 1936 г. переведена в Минск) Г. Шенберг являлся консультантом по ряду карт географического содержания.

С 1914 г. вместе с Б. Райковым участвовал в написании, редактировании, рецензировании методических статей для журнала «География в школе» (современный журнал с таким же названием издается с 1934 г.). Был активным автором периодических изданий «Вопросы педагогики», «Естествознание в школе», «Педагогическая мысль». Г. Шенберг известен и тем, что вместе с уроженцем Беларуси, основоположником фенологии, автором понятия «природоведение», изобретателем дневников наблюдений профессором Д. Кайгородовым (1846, Полоцк-1924), является зачинателем учебных лекций на ленинградском радио. Он разрабатывал и читал лекции по вопросам климата, проблемам физической географии, преподавания географии.

Значительную роль он отводил организации полевых стационаров и исследованиям на них (рисунок 10).

Рисунок 10. Агробиостанция «Любуж» Могилевского университета. До 1977 г. -географическая база «Любуж». Открыта по предложению Г.Г. Шенберга, на месте, которое он определил, но уже после его смерти, в 1958 г. Фото из открытых источников.

Гергард Густавович является признанным специалистом в области организации географических экскурсий школьников (работы: «Цель и характер географических экскурсий», 1912; «Самостоятельные экскурсии по географии», 1924; «Географические экскурсии, их сущность, содержание и методы ведения», 1926 (рисунок 11); «Географические экспедиции. Их цель, методика и характеристики», 1929; «Физико-географические экскурсии в средней школе: методическое пособие для учителей», 1935), географического краеведения («Краеведение и география», 1926).

Заметное место в его научном творчестве занимают школьные учебники по географии СССР и капиталистических стран, написанные самостоятельно и составленные вместе с другими авторами («География СССР», 1930; «География капиталистических стран», 1929-

1930; «Рабочая книга по географии капиталистического мира», 1930), полностью переработанный им курс физической географии Э.Ф. Лесгафта, учебник по методике преподавания физической географии для студентов географических специальностей педагогических институтов («Методика преподавания физической географии», 1939; совместно с проф. Будановым). Г.Г. Шенберг - автор многих статей по вопросам борьбы с трудностями преподавания географии в школе. Он - разработчик методики дальних комплексных географических практик студентов, учебных экспедиций, методики поиска площадок для организации студенческих стационаров - учебных географических баз. Им разработан комплекс маршрутов познавательных экскурсий в окрестностях Ленинграда, Могилева.

Рисунок 1 1 . Одна из работ Г.Г. Шенберга. Фото из открытых источников.

Среди методических работ Г.Г. Шенберга, А.И. Дзенс-Литовский и П.А. Лярский (1958) особо выделяют статью «Основные трудности в преподавании и меры борьбы с ними» (1935). К числу трудностей и усвоения географии Шенберг относил обилие фактов, цифр и названий. Данная работа и через 85 лет остается актуальной, т.к. до настоящего времени не удалось преодолеть перегрузки в номенклатуре. «Для устранения трудностей, Г.Г. Шенберг предлагал усвоение учащимися так называемых «опорных величин», добытых ими путем личных наблюдений и исследований в окружающей их среде. Такими величинами могут быть ширина улицы, на которой живет учащийся, расстояние от дома до школы, ширина и глубина ближайшей реки и озера, средние температуры самого теплого и самого холодного месяца района местожительства, измеренные учащимися, и пр.» (Дзенс-Литовский, Лярский, 1958).

Многие «опорные величины» могут быть получены путем краеведческой работы, которую Шенберг «считал обязательной для географов и которой он посвятил несколько трудов. При этом он подчеркивал, что географ в вопросах школьного краеведения должен играть ведущую роль, так ему больше, чем кому-либо другому, близки эти вопросы» (там же).

Много внимания уделял географическим экскурсиям. Он сам провел немало экскурсий, в т.ч. методических, со студентами педагогических институтов и, особенно с учителями-географами организованного им в Ленинграде (совместно с В.П. Будановым и А.В. Королевым) методического объединения, и посвятил этому вопросу ряд работ, среди которых видное место принадлежит специальному методическому пособию «Географические экскурсии» (1935). В этом пособии рассмотрена методика проведения ближних и дальних экскурсий, экскурсий пешеходных, на поезде, на пароходе и пр. Книга эта еще в 1940-е гг. стала библиографической редкостью. Между тем она сохраняет известное значение и теперь, и не только как памятник географическим пособиям. Сам Шенберг последние годы своей жизни (1950-1954) посвятил ее переработке, планируя ее переиздать. К сожалению, недописанная рукопись пособия, в рабочем кабинете в Могилеве, среди личных вещей после смерти ученого не была обнаружена. Вероятно, профессор ее отдал кому-то из знакомых для рецензирования и она пропала из поля зрения и до сих пор, по истечению более 70 лет, нигде не «всплыла».

Шенберг много работал над обеспечением учебного процесса по географии наглядными пособиями. Он в течение ряда лет заведовал отделом наглядных пособий Географо-экономического научно-исследовательского института при Ленинградском университете (ГЭНИИ). Он составил, подобрал и редактировал атлас облаков, школьные географические картины и схемы, ряд учебных кинофильмов: «Вода на Земле», «Карелия» и др. В 1920-1930-х гг. разработал несколько настенных карт (в т.ч. трех климатических), был редактором ряда настенных карт, в т.ч. карт полушарий, физической карты Азии, климатов земного шара по Кеппену и Вознесенскому и др., консультантом при создании некоторых из карт для школьных атласов Г. Захарова (6 кл., 1933), начальных атласов Солодкова и Г. Башлавиной (1934). Работая в Могилеве, Г. Г. Шенберг перерабатывал и дополнял свою работу о зонах освещения на земном шаре (1937), разрабатывал новую, ландшафтную классификацию рек, модернизировал свои карты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шенберг изобрел несколько приборов и моделей для наглядного преподавания географии. Две модели, характеризующие движение Солнца по небосклону в разных широтах в разные часы дня и времени года и отклонение движения всех тел на земном шаре в результате его вращения, он усовершенствовал уже в последний год своей жизни. Собранные его руками модели широко использовались не только на географическом факультете Могилевского педагогического института, но и в ряде школ Беларуси.

Своими изобретениями профессор Шенберг, что называется, «заразил» преподавателя кафедры физической географии Стефана Сергеевича Моисеева (1909-1988). В 1954 г. С.С. Моисеев вместе с Г.Г. Шенбергом к началу летних практик открыл во дворе корпуса института географическую площадку, на которой значительная доля оборудования и приборов были сделаны их руками, либо студентами по их чертежам. С.С. Моисеев доработал модель Г.Г. Шенберга, характеризующую движение Солнца по небосклону в разных широтах, разработал разборный теллурий «Фрагмент планетария». Профессор Шенберг вместе с деканом Н.С. Ратобыльским посоветовали Моисееву работать над кандидатской диссертацией по теме «Изучение раздела «Форма и движение Земли» в 5 классе». В 1960 г. работа была завершена, но Моисеев посчитал ее недиссертабельной и отказался представлять ее к защите. Защитился Моисеев лишь в 1967 г., представив в качестве диссертации монографию «Новые наглядные пособия по математической географии и астрономии» (1963), ряд авторских свидетельств (Шарухо, Мунич, 2012).

Список литературы

1. Адольфи Клаус, Шарухо Игорь. Семейная фотография Шёнбергов: к 145-летию со дня рождения Г.Г. Шенберга / /Магшёусю мерыдыян. Т.2 0, вып.1-2 (49-50)/ 2020. С. 15-16.

2. Арсеньев В.К. Дерсу Узала. Из воспоминаний о путешествии по Уссурийскому краю в 1907 г. Владивосток, 1923. 255 с.

3. Бордаков П.П. Приключения Пуночки : Рассказы о животных и птицах / А. Петров; рис. В. Тихановича. Минск : ГИЗБел, 1940. 116 с.

4. Бордаков П.П. На побережье Японского моря // Юная Россия. 1914. № 1-12.

5. Бордаков П.П. I. Эскиз; II. Лисьи норы: Рассказ археолога. Хабаровск, 1909. 45 с.

6. Бордаков П.П. Соя на Украине. М., 1929; Speisen aus Soja. М., 1930.

7. Бордаков П.П. Маленькие труженики: Рассказ о птицах и животных. Алма-Ата, 1948. 72 с.

8. Бордаков П.П. Ганси : Рассказ из жизни индусского мальчика. Алма-Ата, 1952. 44 с.

9. Демидов В. Восхождение к Красивой Горе (Шенберг Г.Г.; Шенберг - «Красивая гора») // Красное Знамя (Сыктывкар). 2006, 03.11.

10. Дзенс-Литовский А.И., Лярский П.А. Жизненный путь и научно-педагогическая деятельность Г.Г. Шенберга // Изв. Всес. Геогр. О-ва. 1958. Т.90. Вып.1. С. 77-79.

11. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: В 5 т. - Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982-1986.

12. Мунич Н.В., Шарухо И.Н. Вклад Г.Г. Шенберга в географическую науку и методику преподавания // Магшёусю мерыдыян. Т.20, вып.1-2 (49-50)/ 2020. С. 67-70.

13. Петров А. В стране сингалезов: Очерки путешествия по Цейлону. Алма-Ата, 1948.

14. Петров А. (Бордаков П.П.) Дерсу Узала: Рождественский рассказ. Хабаровск, 1909.

33 с.

15. Петров А. (Бордаков П.П.) На Гималаях. Алма-Ата, 1947.

16. Петров А. Г. (проф. Бордаков П. П.). В тайге. Алма-Ата, 1949. 50 с.

17. Петров А. На побережье Японского моря: Отрывки из дневника. Полтава, 1912. 56 с.

18. Петров А. Под небом Индии: Минск: Госиздат БССР, 1937. 337 с.

19. Петров А. Поездка в Сибирь: Отрывки из дневника. Полтава, 1912. 60 с.

20. Петров А.Г. По 1ндп. Харьюв-Одеса, 1935. 332 с.

21. Ратобыльский, Н.С. География в Могилёвском педагогическаом институте // География в школах и вузах Белоруссии. Минск, 1975. С. 78.

22. Сведения об экспедициях капитана Арсеньева (В.К.) (Путешествия по Уссурийскому краю). 1900-1910 гг. // Записки Приамурского Отдела ИРГО. Хабаровск, 1912. Т. VIII, вып. 2. С. 1-36.

23. Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819-1917). СПб., 2012.

24. Силин В.И. Профессор Г.Г. Шенберг (1875-1954) и его вклад в развитие географии // Вестник КГПИ (Коми). 2007. Вып. 4. С. 59-64.

25. Список научных и методических работ Г.Г. Шенберга // Уч. Зап. Ленингр. Пед. Инта им. А.И. Герцена. 1960. Т. 205. С. 289-291.

26. Хомяков В.Г., Шарухо И.Н. Естественно-географическое образование в Могилёвском государственном университете имени А.А. Кулешова: вековая история, современное состояние / Под ред. И.Н. Шарухо. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2020. 360 с.

27. Шаруха I. 65 гадоу геафаку МаДУ // Геаграфiя: праблемы выкладання. 1999. № 3. С. 111-115.

28. Шаруха I. Г.Г. Шэнберг // Прафесары i выкладчыю геаграфiчнага факультэта МДП1 (1934-1975): Бiябiблiяграф. даведшк: аут.-склад. I. Шаруха. Магшёу: МДУ iмя А. Куляшова, 2000.

29. Шаруха I. Зорка правшцыальнай навую // Геаграфiя: праблемы выкладання. 1996. Вып 5. С. 89-94.

30. Шаруха 1.М. Шэнберг Г.Г. // Географы Беларуси: Биографический справочник: в 2 ч. Ч.1. / А.Е. Яротов [и др.; И.Н. Шарухо, В.С. Хомич]. Минск: А.Н. Вараксин 2024. С. 404405.

31. Шаруха, I. Геаграфiчная база «Любуж» // Геаграфiя: праблемы выкладання. 1997. Вып. 6. С. 98-101.

32. Шаруха, I. Прафесар Шэнберг Г.Г. // Весшк Магшева. 1995. 22 чэрв. С. 5.

33. Шаруха, I.M. Прафесар Герхард Шэнберг - легенда магшёускага геафака // Ушверстцю весшк. 2018. 20.06.2018. С. 4.

34. Шарухо И.Н. Бордаков П.П. // Географы Беларуси: Биографический справочник: в 2 ч. Ч.1. / А.Е. Яротов [и др.; И.Н. Шарухо, В.С. Хомич]. Минск: А.Н. Вараксин 2024. С. 47-48.

35. Шарухо И.Н. Профессор могилевского геофака П.П. Бордаков - путешественник по Индии, участник экспедиции В.К. Арсеньева // Геаграфiя. 2021. № 5. С. 53-55.

36. Шарухо И.Н. Путешественник по Индии и участник экспедиции В.К. Арсеньева [П.П. Бордаков] // Ушверсггэцю весшк. 2021. № 3 (281), 31 сакавша. С. 4.

37. Шарухо И.Н., Мунич Н.В. Профессор Г.Г. Шенберг - человек-легенда Могилевского геофака // География в школе. 2012. № 8. С. 56-58.

38. Шарухо И.Н., Яротов А.Е. Профессор Г.Г. Шенберг (1875-1954): географ, путешественник, исследователь Центральной Азии, человек // Центральноазиатский журнал географических исследований. 2021. № 3-4. С. 4-19.

39. Шарухо, И.Н. 100-летний опыт учебно-полевых исследований (Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова) // Геаграфiя. 2021. № 5. С. 57-61.

40. Шарухо, И.Н. Портретная галерея географов как отражение вековой истории географического образования в Могилевском университете имени А.А. Кулешова // Геаграфiя. 2021. № 2. С. 21-29.

41. Шубаев Л.П. Памяти профессора Шенберга Г.Г. // Уч. Зап. Ленингр. Пед. Ин-та им. А.И. Герцена. 1960. Т. 205. С. 285-289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.