ПОЯВЛЕНИЕ ОХРИДСКОГО МИНЕРА НА КАШТАНЕ КОНСКОМ В МОСКВЕ
М.А. ГОЛОСОВА, Ю.И. ГНИНЕНКО
Охридский минер, или минирующая моль листьев конского каштана (Aesculus hip-pocastanum) Cameraria ohridella Deschka et Dimic, 1986 (Lepidoptera, Gracellaridae) описана в качестве нового вида в 1986 г. по сборам 1984-1985 гг., проведенным в районе Охридского озера (Македония) [6].
В последующие годы минер стал стремительно распространяться по странам Европы и отмечен как опасный вредитель каштана в озеленительных посадках городов и в искусственных лесах: в Австрии - 1989 г., Словакии и Чехии - в 1993 г., Германии - в 1994 г., Нидерландах - в 1998 г., Бельгии - в 1999 г.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2006
43
В настоящее время этот вредитель зарегистрирован, кроме вышеназванных, в большинстве стран Центральной, Восточной и Западной Европы [7], в том числе в Венгрии, Хорватии, Франции, Греции, Болгарии, Румынии, Италии, Швеции, во всех странах бывшей Югославии, в Польше, на западе Англии, в Дании. В 2002 г. вредитель появился на Украине во Львове, в 2003 г. - в Киеве [1].
В 2003 г. нами было отмечено проникновение фитофага из Польши на территорию Калининградской области [1].
В прежних публикациях [2-4] мы привлекали внимание к тому, что этот вредитель может появиться и в Центральной России, особенно в городах, где интенсивно используется посадочный материал из европейских питомников, в частности, каштан конский.
В 2003 - 2004 гг. мы проводили фе-ромонный мониторинг на территории Москвы. Феромон был получен из Праги от чешских коллег, которым мы выражаем искреннюю благодарность. Однако, несмотря на применение феромонных ловушек, до 2005 г. выявить охридского минера на территории Москвы не удалось.
Но в июле 2005 г. каштановый минер был обнаружен нами в Москве в Главном ботаническом саду РАН на отдельных деревьях каштана конского и клена остролистного в посадках, примыкающих к Алтуфьевскому шоссе.
В сентябре 2005 г. нами проведено обследование посадок каштана конского в некоторых районах г. Москвы. На территории Всероссийского выставочного Центра из 115 осмотренных деревьев мины выявлены лишь на 1 дереве. В уличных посадках каштана единичные мины обнаружены в сквере у станции метро «Красные ворота», на Тимирязевской улице. При обследовании посадок каштана в ГБС РАН отмечены единичные мины на деревьях вблизи административного корпуса, а в экспозиции коллекционных культур 60 % листьев нижней и средней частей кроны были поражены молью. При этом на одном листе насчитывалось от
1 до 10 мин. Появление этого вредителя в Москве, тем более в экспозиции каштанов в дендрарии ГБС РАН, создает серьезную угрозу этим насаждениям.
Считалось, что основным фактором экспансии вредителя являются воздушные потоки, переносящие бабочек из очагов массового размножения. Однако появление вредителя в местах, значительно удаленных друг от друга, дает основание утверждать, что минирующая моль проникает с помощью автомобильного транспорта, трейлеров, поездов, с воздушным транспортом и с растительным посадочным материалом, как в свое время распространялся колорадский жук или американская белая бабочка.
В Москве часто можно наблюдать перевозку посадочного материала, в том числе крупномерного, в открытых грузовых машинах. Растения для объектов озеленения Москвы и частновладельческих территорий частично закупаются в питомниках тех стран, где наблюдается массовое размножение каштановой минирующей моли - в Польше и Германии. Причем бабочки моли могут распространяться не только на каштане, но и на других растениях, на листьях и стволах которых они могут случайно оказаться в период их массового лета. Маленькие легкие бабочки легко разносятся ветром и, попав в новые места на растущие каштаны, благополучно приживаются.
Сейчас трудно проследить пути проникновения вредителя в Москву. Единичные небольшие мины в виде буроватых пятен на листовых пластинах вряд ли привлекали внимание озеленителей. Без специального обследования с привлечением энтомологов специалистам карантинной службы не удастся приостановить распространение вредителя в объектах озеленения и особенно на территориях частных владений. Практически неконтролируемый ввоз крупномерного посадочного материала из-за рубежа стал, к сожалению, нормой, а не исключением.
Катастрофическое состояние каштана конского в странах, где минер прочно обосновался, говорит о том, что это серьезный вредитель, требующий пристального внима-
ния. В 2005 г. в Праге была проведена первая международная конференция, посвященная этому виду.
Охридский минер наносит ущерб не только декоративному облику насаждений, но и нарушает нормальные процессы жизнедеятельности повреждаемых деревьев. Листья, поврежденные минером, уже к середине лета буреют, засыхают и опадают. Деревья, лишенные ассимиляционного аппарата, не успевают запасти пластические вещества, необходимые для перезимовки. Такие деревья весной плохо распускаются, отдельные ветви усыхают. На ослабленных деревьях, как правило, развиваются и другие вредители, и грибная инфекция, вызывающая некроз листовых пластинок. Наиболее опасными возбудителями болезни являются грибы Phyllostica castanea и Guignardia aesculi [5, 8].
Состояние деревьев еще более ухудшится в связи с тем, что в Москве выявлено также появление мучнистой росы конского каштана, возбудителем которой является Erysiphe (syn. Uncinula) flexuosa.
Гусеницы минера повреждают не только листья конского каштана Aesculus hippocastanum и родственных видов. В частности, В. Скугравы [8] указывает на то, что они повреждали в ряде районов Чехии листву кленов Acer pseudoplatanus и A. pla-tanoides, однако питание гусениц этими кормовыми породами приводит к повышенной их смертности.
Охридский минер развивается в 3-5 поколениях в течение года в равнинных условиях Центральной и Южной Европы. В Тироле на высотах от 800 до 1100 м над уровнем моря развивается только два поколения в год [9]. Лёт бабочек начинается ранней весной. Так, в Чехии [10] первые бабочки отмечены в апреле, а в Италии - в марте [11, 12]. Самки откладывают яйца по одному около жилок на листья каштана. Эмбриональное развитие в яйце продолжается 2-3 недели, гусеницы питаются около 4 недель и окукливаются в минах, причем куколочная фаза длится около 2 недель. Куколки последней генерации зимуют в подстилке в опавших листьях [13]. В Венгрии отмечено, что кукол-
ки не вымерзают при понижении температуры в зимний период до -19.. .-23° С [7].
Нашими исследованиями в 2005 г. установлено, что в Москве охридский минер может развиваться в двух поколениях. Однако особенности его биологии в новых условиях обитания еще предстоит изучить.
Таким образом, практика слабо контролируемого завоза посадочного материала декоративных деревьев и кустарников из ряда стран Европы привела к тому, что этот вредитель появился в Москве. Его завоз в Москву создает новый, продвинутый далеко на восток центр распространения вредителя.
Появление в озеленительных посадках Москвы нового вредителя каштана еще более ухудшит состояние этого растения. Опыт западных стран, где в течение многих лет проводят защитные обработки против, показывает, что вселение этого фитофага в новые места обитания приводит к необходимости усиления мер защиты. У нас же до настоящего времени еще не начаты исследования по разработке как мер надзора за появлением и распространением этого вредителя, так и по мерам биологической защиты от него.
Первоначально при освоении новых территорий в формирующихся популяциях охридского минера исследователи отмечают крайне низкий уровень паразитизма [14]. Впоследствии уровень паразитизма возрастает более, чем в 10 раз [15]. Это говорит о том, что, ожидая широкого распространения минера и на территорию России, следует в упреждающем порядке изучить фауну пара-зитоидов этого фитофага и сразу же за его появлением в Москве и других российских городах туда следует вселять максимальное число видов, паразитирующих на охридском минере. Однако на первом месте среди защитных мероприятий следует считать внешний и теперь уже и внутренний карантин.
Данной публикацией мы надеемся еще раз привлечь внимание к проблеме вредоносной деятельности охридского минера энтомологов, биологов, ландшафтных архитекторов и работников всех государственных и частных служб, связанных с озеленением в Москве и в других регионах страны.
Для этого необходимо разработать и внедрить программы экологического мониторинга этого опасного вредителя на всех объектах озеленения и в парках Москвы, где произрастает каштан. Особенно это касается объектов исключительно высокой санитарно-гигиенической и рекреационной ценности, где использован или может быть использован в будущем крупномерный посадочный материал каштана конского, привозимого из стран, где этот вредитель относится к массовым.
Библиографический список
1. Гниненко, Ю.И. Новые фитофаги древесно-кустарниковых пород на территории Украины / Ю.И. Гниненко // Л1с1вницгво i агротсомелюрацш. -Харюв: «С.А.М.». - Вып. 105. - 2004. - С. 242-244.
2. Гниненко, Ю.И. Охридский минер - угроза для конского каштана / Ю.И. Гниненко, А. Д. Орлинский, М.А. Голосова // Защита и карантин растений. - 2002. - № 9. - С. 32.
3. Гниненко, Ю.И. Угроза появления новых опасных дендрофильных фитофагов в России / Ю.И. Гниненко, М.А. Голосова, А. Д. Орлинский // Международная науч. конф. Мониторинг состояния лесных и урбосистем: тезисы докл. - М., 2002. - С. 106-107.
4. Гниненко, Ю. И. Возможность появления охрид-ского минера в России / Ю.И. Гниненко, М.А. Голосова // Экология, мониторинг и рациональное природопользование: науч. тр. МГУЛ. -М., 2002. - С. 146-147.
5. Гниненко, Ю. И. Состояние конского каштана обыкновенного в некоторых странах Европы / Ю.И. Гниненко, М.А. Голосова, А.М. Жуков // Лесохозяйственная информация. Мин. природных ресурсов. - 2003. - № 7. - С. 61-63.
6. Deschka, G. Cameraria ohridella sp. n. (Lep., Lithocolletidae) aus Mazedonien, Jugoslawien /
G. Deschka, N. Dimic // Acta Entomol. Jugosl. -1986, 22, № 1-2. - S. 11-23.
7. Kovacs, Z. Megfigyelesek a vadgesztenyelevel-aknazomoly (Cameraria ohridella Deschka & Dimic 1986, Lep., Lithocolletidae) attelelesevel es egyedfe-jlodesevel Kapcsolatban / Z. Kovacs, F. Lakatos // Novenyvedeiem. - 1999, 35. - № 2. - S. 57-59.
8. Skuhravy, V. Zusammenfassende Betrachtung der Kenntnisse uber die Rosskastanienminiermotte, Cameraria ohridella Desch.& Dem. (Lep., Gracel-laridae) / V. Skuhravy // Anzeiger fur Schadling-skunde. - 1999, 72. - № 4. - P. 95-99.
9. Hellrigl, K. Die Verbreitung der Rosskastanien-Mniermotte Cameraria ohridella Deschka & Dimic (Lepid., Gracellaridae) in der Region Sudtirol-Trentino / K. Hellrigl, P. Ambrosi // Anzeiger fur Schadlingskunde. - 2000. 73. - № 2. - P. 25-32.
10. Skuhravy, V. Klinenka kastanova - skudce kastanu / V. Skuhravy // Lesnicka prace. - 1998, 77. - № 9. -S. 334-335.
11. Clabassi, I. Cameraria ohridella Deschka & Dimic (Lep., Gracellaridae), Microlepidoptero dannoso all'ippocastano biologia, distribuzione e monitorag-gio nella provincia di Trieste / I. Clabassi // No-tiziario-ERSA. - 2000, 13. - № 3. - P. 21-24.
12. Santi, F. Cameraria ohridella, minatore fogliare delFippocastano: catture con trappole sessueli e note di biologia / F. Santi, G. Accinelli, S. Maini // Infor-matore Fitopatologico. - 2000, 50. - № 11. - P. 7-11.
13. Pscorn-Walcher, H. Zur Biologie und Populationsentwicklung der einge-schleppten Rosskastanien-Miniermotte, Cameraria ohridella / H. Pscorn-Walcher // Forstschutz Aktuell. - 1997. - № 21. - P. 7-10.
14. Lethmayer, C. Naturliche Parasitoide der Kastaien-Kastaienminiermotte (Cameraria ohridella) / C. Lethmayer, G. Grabenweger // Forstschutz Aktuell. - 1997. - № 21. - P. 30.
15. Stolz M. Untersuchungen zur Befallsregulierung der Kastanien minier-motte durch naturliche Gegenspiler / M. Stolz // Forderungsdienst. - 2000, 48. - № 6. -P. 193-195.