gas-plunges (доступ 16 февраля 2015)
11. Miller, Rich et al. Americans Gaining Independence with U.S. as Top Producer // Bloomberg Business. February 7, 2012. URL: http://www.bloomberg.com/news/arti-cles/2012-02-07/americans-gaining-energy-independence-with-u-s-as-top-producer (доступ 13 февраля 2015).
12. Golden Rules of a Golden Age of Gas. World Energy Outlook, Special Report on Unconventional Gas // International Energy Agency. November 2012. URL: http:// www.worldenergyoutlook.org/media/weowebsite/2012/ goldenrules/WE02012_GoldenRulesReport.pdf (доступ 24 декабря 2014)
13. Remarks by the President in State of the Union
Address. January 24, 2012 // The White House. URL: http:// www.whitehouse.gov/the-press-office/2012/01/24/remarks-president-state-union-address (доступ 24 декабря 2014)
14. Shale gas and EU energy Security // European Parliament. Briefing. December 2014. URL: http://www. europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2014/542167/ EPRS_BRI(2014)542167_REV1_EN.pdf (доступ 20 декабря 2014)
15. Shale Gas Europe. URL: http://shalegas-europe.eu/ (доступ 13 декабря 2014)
16. Миняева Д.Д. Энвайронментализм и классические парадигмы международных отношений // Наука Красноярья. 2014. № 3 (14). С. 57-69.
THE ADVENT OF THE SHALE GAS FACTOR AND THE U.S. ENERGY POLICY
© 2015
G.O. Yarygin, candidate of political sciences, Associate Professor, Department of American Studies D.S. Mukhortova, undergraduate student, Department of American Studies
St.Petersburg State University, St.Petersburg (Russia)
Abstract. The article delves into the effects of the shale gas development in the US, which can lead to structural changes within U.S. energy system, as well as adjustments in national and possibly external energy policy of the US. Following this, the emphasis is made on probable conflict of two priorities of current energy policy - the alternative energy development and the shale gas extraction.
Keywords: shale gas, the shale gas factor, shale revolution, U.S. energy policy, coal, alternative energy.
УДК: 327; 330,15; 332,1; 339,9;
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ США В АРКТИКЕ
© 2015
Н.А. Ченских, кафедра Американских исследований
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург (Россия)
Аннотация: В статье изучается подход Соединенных Штатов к реализации энергетической политики в арктическом регионе. Производится анализ законодательной базы и стратегии США в отношении региона; рассматривается состояние энергетической отрасли арктической части США - Аляски. Вместе с тем, анализу подвергаются аспекты, тесно связанные с добычей энергоносителей - проблематика транспортных путей и американский подход к проблемам транспорта в Арктике, а также аспекты сохранения окружающей среды.
Ключевые слова: США, Арктика, энергетика, Аляска, энергетическая стратегия, транспорт.
Арктика в энергетике США. В настоящее время в условиях изменяющихся мировых цен на нефть и природный газ, постоянно снижающихся мировых и национальных запасов энергетических ресурсов и все большего вовлечения вопросов энергетики в повестку международных отношений, энергетика стала неотъемлемой переменной мировой политики. США являются одним из крупнейших акторов на международном энергетическом рынке, входя в число лидирующих стран как по добыче, так и по импорту энергоносителей и оказывают значительное влияние на энергетическую ситуацию во всем мире. Штат Аляска, являющийся Американской Арктикой, большая часть которого находится за Северным полярным кругом, играет важную роль в обеспечении энергетической безопасности Соединенных Штатов. На Аляске добыча энергоносителей ведется еще с 70-х гг. XX века. Сейчас уровень добычи нефти составляет около 300 тыс. барр. в день, что является четвертым показателем среди американских штатов. Опыт изучения Аляски крайне полезен для России, т.к. последняя обладает богатейшим запасом энергетических ресурсов, которые находятся в арктической зоне в схожих с Аляской условиях и начинают разрабатываться только в последние годы.
Законодательная база и стратегия США в отношении Арктики.
Соединенные Штаты можно называть арктическим государством с 1867 года - с момента покупки Аляски у России. В то время, национальная безопасность и экономическое развитие были важнейшими интересами политики США. В настоящее время эти интересы остаются одними из ключевых, однако, на международной арене произошли значительные политические изменения, зна-
чительно продвинулось научное и технологическое развитие, возросло взаимодействие между государствами и вырос уровень взаимозависимости. Все эти факторы создали новые приоритеты и возможности, но при этом, и ряд вопросов для США и других арктических государств.
Начало проведению конкретной политики в отношении арктического региона было положено в начале 70-х годов XX века. В конце 1971 года президент Никсон подписал Меморандум Национальной Безопасности 144 (National Security Decision Memorandum 144), который был секретным документом до 1977 года. Содержание документа предполагало сосредоточить внимание США на трех ключевых аспектах арктической деятельности: снижение рисков для окружающей среды, развитие международного сотрудничества в Арктике и обеспечение интересов национальной безопасности в регионе [1]. При администрации Рейгана арктическая политика США получила дальнейшее развитие. Конгресс в 1984 принял закон об исследованиях Арктики и арктической политике (Arctic Research and Policy Act of 1984). В этом законе речь вновь шла о вопросах обеспечения национальной безопасности в регионе, в связи с тем, что «Арктика является единственной точкой соприкосновения с СССР». Уже тогда признавалось что как континентальные, так и шельфовые месторождения являются значительными ресурсами энергии для «снижения зависимости нации от иностранной нефти и улучшения национального платежного баланса [2]». В основном, законы 1971 и 1984 годов касались внутренней политики США в отношении Арктики, ограничиваясь лишь общими фразами о международном взаимодействии в регионе. О международном сотрудничестве можно говорить более подробно
начиная с 1991 года, когда США, совместно с другими приарктическими государствами (СССР, Канада, Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция и Исландия) приняли Стратегию защиты окружающей среды Арктики (Arctic Environmental Protection Strategy). Ключевыми задачами Стратегии можно назвать координацию усилий по защите Арктики путем смягчения рисков деятельности человека в различных сферах (в том числе в энергетике) для природы и экологии Арктики [3]. В 1997 году Стратегия была принята как часть законодательства Арктического Совета.
В 2005 г. был принят новый Закон об энергетической политике (Energy Policy Act of 2005). В Законе представлены разделы, касающиеся Аляски и исследований в Арктике. Предполагалось создание научного центра для проведения исследований в области инженерии в Арктике (Arctic Engineering Research Center). Основная цель исследований - совершенствование инфраструктуры в арктической части США - дорог, мостов, промышленных объектов и домов. Ежегодно для финансирования планировалось выделять по 3 млн. долларов. Кроме того, в небольшом городе на севере Аляски, Барроу, планировалось создание исследовательского центра «Центр геофизических исследований Барроу» (Geophysicai Research Facility) с целью ведения наблюдения за процессами, происходящими в Арктике. На создание центра министерства торговли, энергетики и внутренних дел планировали выделить 61 млн. долларов [4]. В январе 2009 г. Дж. Бушем-мл. была издана директива по национальной безопасности (National Security Presidential Directive (NSPD-66). Впервые в контексте национальной безопасности шла речь о предотвращении террористической угрозы в Арктике. Отдельный параграф Директивы посвящен энергетике. «Развитие энергетики в Арктике будет играть значительную роль в удовлетворении растущего спроса на энергию, т.к. в регионе сосредоточена значительная часть неразведанных запасов углеводородов. США выступают за то, чтобы развитие добычи энергоресурсов в Арктике происходило в безопасной для окружающей среды манере, к тому же необходимо учитывать интересы коренных народов и прочих жителей региона. Также важно соблюдать принципы открытого и конкурентного рынка. США стремятся держать баланс между доступом к энергоресурсам и состоянием окружающей среды в Арктике и продолжать сотрудничество с другими арктическими государствами [5]». Таким образом, США на государственном уровне разрабатывают поэтапное использование углеводородного потенциала Арктики и разумное, экологически чистое освоение этого потенциала, осознавая важность этих запасов для будущего.
В последние 5-7 лет, важными вопросами, которые США обсуждает с международными партнерами по Арктике являются ратификация самими США Конвенции ООН по морскому праву, координация действий Арктического Совета по различным вопросам, взаимодействие между государствами в многостороннем формате и в рамках ООН. Штаты считают, что в отношении Арктики нет необходимости в договоре подобном тому, который был заключен в отношении Антарктики в 1959 г. и вступил в силу в 1961 г. Вероятно, это связано с желанием продвигать свои экономические, политические и военные интересы в Арктике, не будучи связанными никакими серьезными ограничениями в экономической деятельности и в военной сфере [6].
В мае 2013 была принята новая Национальная стратегия развития арктического региона (National Strategy for the Arctic Region). В Стратегии можно выделить три основных направления: первое из них - продвижение интересов национальной безопасности США, что, по мнению создателей документа, включает в себя возможность американских судов и самолетов свободно действовать в Арктике в рамках международного законодательства, поддержку законной торговли, лучшую
осведомленность о деятельности других государств в Арктике, развитие инфраструктуры и возможностей в регионе. Таким образом, американская национальная безопасность в регионе включает в себя широкий спектр различных действий от безопасной коммерческой деятельности до национальной обороны. Вторым направлением является рациональное управление арктическим регионом - защита окружающей среды и сохранение ресурсов Арктики, расширение научных исследований для лучшего понимания процессов, происходящих в регионе. Третье направление - укрепление международного сотрудничества в Арктике. Двусторонние переговоры и многосторонние отношения, работа в рамках международных организаций, включая Арктический Совет - путем международного взаимодействия США рассчитывают реализовать коллективные интересы, добиться процветания арктических государств, укрепить региональную безопасность. Важно отметить, конкретно поставленной целью в Стратегии 2013 г. является ратификация Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. [7]
Свой подход к Арктике, описанный в Стратегии, США основывают на следующих ключевых принципах. Первый принцип - сохранение мира и стабильности -подразумевает собой верховенство международного законодательства, мирное решение споров между всеми нациями, законная регламентируемая торговля. Другой важный принцип - принятие решений, основанное на лучшей и наиболее надежной доступной информации. Третий принцип - использование инновационных механизмов - как в развитии штата Аляска, в привлечении частного сектора к работе в Арктике, так и в улучшении взаимодействия с арктическими государствами и прочими международными партнерами [8]. Наконец, консультации и координация с коренным населением Аляски по различным вопросам, в том числе признание необходимости улучшения взаимодействия местного правительства коренных жителей с федеральным правительством и улучшение осведомленности о жизни и потребностях коренного населения Аляски также в нынешней Стратегии являются важными принципами.
Непосредственно энергетической политике в Арктике посвящен параграф в рамках интересов национальной безопасности. США считают энергоресурсы Арктики ключевой компонентой в обеспечении энергетической безопасности США, а энергобезопасность в свою очередь является важной составляющей национальной безопасности США. Регион обладает богатыми доказанными и потенциальными запасами нефти и природного газа, которые продолжат обеспечивать необходимость США в энергоресурсах. В контексте более широкого понятия энергетической безопасности, которое включает в себя экономические, природные и климатические аспекты согласно действующей Стратегии, государство призвано взаимодействовать с частным бизнесом, энергетическими компаниями и иностранными приарктическими государствами чтобы развивать энергетическую ресурсную базу, внедрять лучшие технологии и обмениваться опытом по «дружелюбной» для окружающей среды добыче нефти и газа, также как и по добыче энергии из возобновляемых источников.
Еще одна часть Стратегии, которую напрямую можно отнести к энергетической политике - параграф, касающийся подписания Конвенции ООН по Морскому праву. В этой части документа говорится о том, что подписание Конвенции помогло бы «защитить американские права, свободы и использование морского и воздушного пространства в арктическом регионе и усилить американские аргументы в споре за свободу навигации в Северно-западном проходе и Северном морском пути» Присоединяясь к Конвенции, США могут легитимизировать права на ряд территорий в Арктике, которые могут обладать значительными запасами нефти, газа и прочих минеральных ресурсов. Расширение континентального шельфа в случае успешного подтверждения
американских территориальных притязаний, согласно Стратегии, может составить 600 морских миль от северного побережья Аляски. Но действовать США намерены исключительно в рамках международного законодательства и Конвенция по морскому праву играет ключевую роль в принципах взаимодействия между государствами в Арктике.
Состояние энергетической отрасли в американском арктическом регионе - Аляске.
Арктическим регионом США является территория штата Аляска. Значительная часть штата находится в пределах территории Северного полярного круга и на севере штат омывается Северным Ледовитым океаном. Нефте- и газодобывающая индустрия доминирует в экономике Аляски. По мнению Агентства по Энергетической информации, энергоресурсы Аляски «более чем оправдали покупку Аляски у России в 1867 г.». С этим утверждением можно согласиться, ведь на так называемом Северном склоне (North Slope) находится более десяти из ста крупнейших американских месторождений нефти и несколько крупнейших месторождений газа. Месторождение Прадхо-бэй было одним из крупнейших нефтяных месторождений в США, в 1988 г. добыча составляла 1.6 млн. баррелей нефти в день, хотя в настоящее время уровень добычи снизился до 300 тыс. баррелей в день [9]. В последние годы, Аляска переживает некоторое потепление среднегодовой температуры. С одной стороны, это потепление приводит к сокращению того времени, в течение которого нефтедобывающие компании могут заниматься добычей нефти в континентальной части Аляски. Дороги и площадки для буровых установок могут быть использованы только в наиболее холодное время года, когда замерзшая земля меньше подвергается повреждениям от техники или оборудования. С другой стороны, потепление приводит к таянию льда, что облегчает работу по разведке и добыче нефти и газа на шельфе.
Помимо углеводородов, Аляска также обладает богатыми запасами прочих энергетических ресурсов - возобновляемых. Большое количество рек в Аляске дает штату значительный потенциал по развитию производства гидроэлектроэнергии. Особенности рельефа побережья Аляски позволяют говорить о развитии использования энергии приливов, геотермальной энергии и энергии ветра. В целом, потребление энергии в Аляске находится на уровне ниже среднего по стране. Однако, в пересчете на душу населения, штат занимает третье место в США после Вайоминга и Луизианы [10]. Это можно объяснить двумя факторами: низким уровнем населения штата и суровым климатом.
Хотя производство нефти на Аляске значительно сократилось с 1988, когда оно достигло рекордной цифры в 738 млн. баррелей в год, что составляло 25% всего производства нефти в стране, штат все еще является одним из крупнейших поставщиков нефти на американский рынок. В 2013 г. в Аляске было добыто около 190 млн. баррелей нефти, что составило 7% от общего производства нефти [11]. Разведка и добыча нефти в настоящее время запрещена на территории Арктического Национального заповедника и еще некоторых подверженных риску природных зонах. И хотя попытки снять этот запрет наблюдаются практически при каждой новой администрации президента, даже несмотря на партийную принадлежность (традиционно, демократы считаются сторонниками экологического подхода к энергетике, при этом, в 2010 г. Обама выступил с заявлением о готовности снять запрет на добычу нефти на шельфе, однако «наиболее экологически хрупкие зоны» должны были остаться неприкосновенными [12]), в настоящее время наиболее уязвимые зоны шельфа Аляски не разрабатываются. Для транспортировки нефти, добытой на территории Аляски, в основном используется Трансаляскинский нефтепровод (Trans-Alaska Pipeline System). Нефтепровод транспортирует сырую нефть добытую на 142
дениях Северного склона в более теплый район порта Вальдес, который находится на южном побережье Аляски. Пропуская способность трубопровода составляет свыше 2 млн. баррелей в день, однако, начиная с 2003 года, используется менее 1 млн. Далее, нефть добытую на Аляске транспортируют танкерами в Калифорнию, Гавайи и Вашингтон. В марте 1989 г. танкер компании Эксон Мобил «Эксон Валдез» потерпел крушение на рифе Блай (Bligh Reef), что привело к разливу 257 тысяч баррелей нефти в пролив Принца Уильяма. Авария имела значительные последствия, как для экологической ситуации, так и повлияла на различные аспекты безопасности, включая модернизацию конструкции танкеров, большее внимание тренировке и подбору персонала, а также технологии навигации.
Так как общий спрос на переработанные нефтепродукты в самой Аляске ниже среднеамериканского, то большая часть нефтепродуктов для внутреннего потребления производится непосредственно на территории штата. Например, почти весь необходимый бензин производится на перерабатывающих предприятиях рядом с городами Кенай и Фэйрбэнкс. Аляска является лидером в США по потреблению реактивного топлива. Это связано с тем, что на территории штата находятся базы ВВС США, и реактивные самолеты нередко совершают дозаправку. Также дозаправку совершают самолеты, отправляющиеся из других штатов США в азиатские страны. Особенностью Аляски является то, что штат потребляет значительную часть добываемого бензина для получения электричества. В других штатах в этой роли выступают, в первую очередь, природный газ и уголь. Часть переработанных нефтепродуктов идет в Канаду на экспорт.
Аляска является вторым крупнейшим производителем природного газа в США, но большая часть добытого газа не идет даже на внутренний рынок США. Производство природного газа значительно превышает спрос на него. К тому же, в штате нет мощных систем газопроводов для дальнейшей транспортировки газа на внутренний рынок и на экспорт. Большая часть добываемого на Аляске газа - так называемый попутный газ, который выходит на поверхность в процессе добычи нефти. Этот газ закачивается обратно в месторождения для того, чтобы поддерживать давление в скважине и увеличивать рентабельность этой скважины. Таким образом, расходуется приблизительно % всего добываемого на Аляске газа. На сегодняшний день нерентабельно строить газопроводы на Аляске и в связи с понижением цен на природный газ и ростом его добычи в результате, так называемой, «сланцевой революции». На Аляске до 2012 г. действовал только один терминал по сжижению природного газа (Kenai LNG Terminal). Он был построен в 1969 г. и был единственным терминалом, который имел право поставлять американский СПГ на экспорт. Направлением экспорта является Япония. В настоящее время четыре крупнейших нефтяных компании США заинтересованы в совместном проекте нового терминала СПГ, который планируется построить в Вальдесе и который будет способен поставлять на экспорт 2.4 млрд. кубических футов газа в день. Власти Аляски положительно оценили инициативу компаний и в случае реализации проект имеет шансы стать одним из крупнейших в мире.
Помимо углеводородов на Аляске имеются некоторые запасы угля. Добыча угля в штате происходит уже с 1855 года. Территориально запасы расположены на севере, юге и в центральных района штата. Несмотря на то, что запасы угля весьма велики, добыча ведется только на одном месторождении Усибелли (Usibelli Coal Mine). Ежегодно на месторождении добывают около 2 млн. тонн угля, основная часть добытого угля отправляется на экспорт в Латинскую Америку и Азию [13].
В отличие от большинства американских штатов, электричеством Аляска обеспечивается не от взаимосвязанной энергосистемы США и Канады, а с помощью
собственных энергоресурсов. Существует сеть, связывающая наиболее заселенные районы от Фэирбэнкса до Анкориджа, но даже она автономна и не связана с 48 континентальными штатами и Канадой. В сельских районах для получения электроэнергии используют дизельные генераторы, что и приводит к тому, что в Аляске нефтепродукты занимают большую по сравнению с остальными штатами долю в производстве электроэнергии. Кроме того, примерно половину электроэнергии получают из природного газа. Оба этих фактора приводят к тому, что производство электроэнергии в американской Арктике является достаточно дорогим.
Примечательно, что Аляска, обладая богатейшими запасами углеводородов, занимается развитием возобновляемых источников энергии. На Аляске используется гидроэлектроэнергия. К 2012 году Аляска была одним из 8 штатов США, в котором энергию получали из геотермальных источников. Станция мощностью 400 кВт была построена в 2006 году на горячих источниках Чена (Chena Hot Springs). С тех пор, мощность станции была увеличена до 730 кВт. Несколько проектов геотермальных станций находятся на стадии разработки. Небольшие ветряные электростанции общей мощностью около 5 мегаватт обеспечивают сельские районы энергией. Производство биомассы - еще один источник энергии для Аляски. Производство биомассы в Аляске включает в себя переработку древесины и ее отходов, бытовых отходов а также отходов рыбного производства. Первая крупная станция по переработке биомассы в штате была открыта в 2010 году и может производить 250 тысяч галлонов биодизельного топлива ежегодно. Около 8 миллионов галлонов рыбного жира являются побочным продуктом рыбной промышленности Аляски. Часть этой продукции используется как топливо для отопления.
Вопросы транспортировки углеводородов и судоходства в Арктике: позиция США.
В контексте энергетической политики в США можно говорить о роли и статусе коренных жителей Аляски в проведении этой политики. На территории штата проживает свыше 220 племенных групп и согласно закону 1971 года по разрешению земельных требований коренных народов Аляски (Alaska Native Claims Settlement Act) штат был поделен на 12 географических регионов по исторической общности и общим интересам населяющих его племен. Согласно этому закону, земли коренных жителей Аляски не имеют статуса резервации, как земли коренных жителей в других штатах США. При этом, земля находится во владении коренных жителей и закон позволяет им пользоваться ресурсами и полезными ископаемыми. В каждом из географических регионов организованы компании с целью управления этими природными ресурсами. Эти компании являются крупнейшими частными землевладельцами на Аляске. В плане возобновляемых источников энергии на землях, принадлежащих коренному населению, выделяется биомасса, т.к. около четверти от всех лесов Аляски находятся на этих землях. Доходы, полученные от лесных и подземных ресурсов, разделяются между 12 географическими регионами в соответствии с пропорцией населения. Значительная часть доходов в дальнейшем распределяется между меньшими местными компаниями в каждом регионе. А небольшие компании, в свою очередь, обеспечивают работой большую часть коренного населения Аляски [14].
Вопрос разграничения континентального шельфа вносит противоречия даже в отношения, казалось бы, ближайших союзников. США и Канада имеют ряд претензий друг к другу по этому вопросу. Основным из них является принадлежность шельфа в районе моря Бофорта. Канадская позиция в этом вопросе отсылается к Договору 1825 г. о разграничении владений в Северной Америке между Российской империей и Великобританией. Согласно канадской позиции, как су-
хопутная, так и морская граница между государствами проходит по 141 градусу западной долготы. США же считают, что сухопутная граница действительно проведена по этому меридиану, но морская граница никак не определена Конвенцией 1825 г. и должна быть проведена на равном расстоянии от берегов США и Канады. Важным этот участок может оказаться не только с политической точки зрения, по предварительным данным, запасы углеводородов в море Бофорта сравнимы с запасами крупнейшего месторождения Аляски Прадхо-Бэй [15]. Вряд ли стоит ожидать решения этого спора в ближайшей перспективе, однако, стоит сказать о том, что победителю достанутся богатые запасы углеводородов и, кроме того, в случае успешного разрешения спора для Канады, будет необходимо ставить вопрос о новом разграничении российско-канадской границы в 1000 км к северу от Аляски. Нельзя исключать и вариант, при котором союзники смогут найти компромисс и в разделении территории и в вопросе принадлежности углеводородов.
Вопросы добычи энергоресурсов в Арктике, как и в других регионах мира, тесно связаны с транспортировкой энергоресурсов до мест дальнейшей их переработки и потребителей. Для устойчивого развития экономической и энергетической инфраструктуры арктических государств необходимо развитие арктической транспортной системы.
Позиция США в отношении транспортных путей в Арктике схожа с американской позицией по судоходству в других регионах мира. В начале 1968 г. на северном склоне Аляски было открыто гигантское месторождение нефти и газа Прадхо-Бэй, что резко повысило интерес США к Арктике и к ее транспортным путям. В 1969-1970 гг. США организовали через СевероЗападный проход два рейса супертанкера «Манхэттен», который был специально модифицирован для плавания во льдах, с целью изучить возможность доставки нефти на восточное побережье США. Во время второго рейса «Манхэттена» МИД Канады принимает ряд законов с целью расширения территориальных вод, чтобы «дотянуть» их до Северо-Западного прохода и признать его внутренними водами Канады. Законы, принятые Канадой вызвали негативную реакцию в США. Госдепартамент отправил в Оттаву ноту, в которой заявлялось, что международное право не даёт оснований для предложенного расширения юрисдикции на открытое море, и Соединённые Штаты никогда не признают такой суверенитет [16]. США считают Северный Морской Путь (СМП) и Северо-Западный проход (СЗП) международными проливами. Высшим национальным приоритетом для США в Арктике названа «свобода трансарктических перелетов и свобода мореплавания применительно ко всей Арктике, включая Северный морской путь, который проходит вдоль территории России»[17]. В упоминавшейся ранее директиве Дж. Буша-мл. №РБ-66 (Директива по национальной безопасности) по поводу свободы передвижения в Арктике сказано следующее: «Свобода морей является одним из главных национальных приоритетов. Северо-Западный проход является проливом, который используется для международного судоходства, а Северный морской путь включает в себя проливы, которые используются для международного судоходства; режим транзитного прохода применяется к проходу через эти проливы. Защита прав и обязанностей, касающихся судоходства и полетов в арктическом регионе, поддерживает нашу способность осуществлять эти права во всем мире, в том числе и в проливах, имеющих стратегическое значение». Поэтому США достаточно негативно относятся к идее разработки в рамках Международной морской организации так называемого «Полярного кодекса». Кодекс должен стать унифицированным сводом международных правил и стандартов по судоходству в арктическом и антарктическом регионах с целью дальнейшей унификации националь-
ных законодательств и правил судоходства. Правила кодекса довольно долго согласовывали и в конце 2014 г. правила были приняты Международной морской организацией ООН [18]. Однако, в силу правила должны вступить только в 2016-2017 гг. США опасаются, что принятие кодекса укрепит суверенитет Канады и России над Северо-Западным проходом и СМП соответственно. Ключевые опасения связаны с тем, что изменение позиций арктических путей станет правовым прецедентом, который существенно повлияет на ситуацию в других международных проливах - Ормузском, Гибралтарском, Малаккском и других. В первую очередь, США волнует проблема Ормузского пролива. Если какое-либо государство (например, Иран) сможет контролировать или ограничивать проход судов по проливу то это негативно скажется на стратегических интересах Вашингтона в регионе. В случае нестабильной обстановки в стратегически важном Ормузском проливе, через который осуществляется транспортировка около 40% всех морских нефтяных перевозок (20% всей мировой торговли нефтью), объем торговли нефтью может резко сократиться и основным пострадавшим, наряду с экспортерами нефти, окажутся США, которые почти 80% нефти, импортируемой с Ближнего Востока, перевозят через пролив.
Несколько с другой стороны США смотрят на аспекты безопасности, связанные с угрозой терроризма в мире. В 2000-е годы был введен новый термин «maritime-related terrorism» (морской терроризм). К этому виду терроризма можно отнести транспортировку оружия массового поражения, различных взрывчатых веществ и оружия путем морских перевозок. Если Арктика постепенно освобождается от льда, то подобных проблем на арктических транспортных путях исключать нельзя.
Проблематика экологической безопасности прочно интегрировалась в современный международный дискурс и в настоящее время оказывает значительное влияние на формирование политик Арктических государств
[19].
Кроме того, загрязнение морской среды и развитие транснациональной преступности также являются проблемами крупных морских транспортных путей. В этой связи канадское правительство нередко заявляет о том, что окончательное признание США суверенитета Канады над Северо-Западным проходом было бы взаимовыгодно обоим государствам, так как канадцы смогли бы более строго отслеживать перемещение грузов и людей в регионе, это позволило бы канадским ВМС и береговой охране контролировать непосредственно обстановку на борту судов. В отношении СМП ситуация идентична. Интернационализация российского арктического морского пути также приведет к росту угроз безопасности и рисков. Это невыгодно ни США, ни России [20]. Из этого исходит тот факт, что, несмотря на зафиксированные законодательно заявления о поддержке международного режима северных проходов, США занимают несколько более сдержанную позицию, поддерживая скорее региональный режим координации в отношении СМП и Северо-Западного прохода.
Энергетические перспективы американской Арктики.
В краткосрочной перспективе, ожидать усиление роли Аляски как важного нефтедобывающего региона не приходится. Еще в 2007 году приток инвестиций в углеводородную промышленность штата сократился из-за увеличения местных налогов. Если сравнивать успехи Аляски за последние годы с результатами штатов, в которых происходит «сланцевый бум», то сравнение по важным показателям будет явно в сторону последних. В 2013 г. Аляска была единственным штатом в США, где наблюдался экономический спад (-2.5%), когда в Северной Дакоте наблюдался рост практически на 10 % [21]. Уровень безработицы поднялся выше среднего по стране - 6.4 %. Важно, что цена добытой нефти на Аляске в 2014 г. составляла 104 доллара против 90 144
в Северной Дакоте, которая является лидером по сланцевым запасам. Кроме того, с 2004 года экспорт нефти с Аляски не ведется, что связано с запретом на экспорт американской нефти.
В 2014 г. ведутся активные дискуссии по поводу снятия экспортных нефтяных ограничений. Эксперты призывают Обаму разрешить поставлять американскую нефть на экспорт. Это связано со значительным ростом производства нефти в самих США. В 2014 г. в Штатах производилось 8.6 млн. баррелей нефти в день, прогноз на 2015 г. - 9.31 млн. баррелей в день [22]. Для сравнения, в России в 2014 г. добывалось 10.5 млн. баррелей, при этом Россия является одним из крупнейших экспортеров нефти в мире [23]. Разрешение на экспорт нефти помогло бы Аляске получить некоторый дополнительный доход за счет продажи нефти в страны АТР, как это происходило с 1996 по 2004 г. Крупнейшими импортерами нефти с Аляски стали Южная Корея, Япония, Китай и Тайвань. Цифры были сравнительно небольшими (на экспорт шло около 2.7% всей добытой на Аляске нефти), однако, потенциально эти показатели можно значительно увеличить, так как и на Аляске имеются мощности для транспортировки нефти танкерами через Тихий океан, так и страны АТР имеют продолжительный опыт импорта углеводородов (нефти и СПГ) путем танкерных поставок.
Таким образом, дальнейшее развитие ситуации вокруг нефти на Аляске будет зависеть от ряда факторов. Важным будет дальнейшее развитие ситуации вокруг сланцевой нефти. Если уровень добычи сланцевой нефти останется на нынешнем уровне или будет расти, тогда сложно говорить о росте добычи нефти на Аляске, так как объективной необходимости в этой нефти не будет. Основной недостаток углеводородной промышленности штата - себестоимость добычи нефти на Аляске высока.. Закон о разрешении экспорта углеводородов из США, возможно, способствовал бы увеличению добычи нефти на Аляске для экспорта в АТР, как это уже было с 1996 по 2004 г. Однако, на азиатском направлении, нефть из Аляски может столкнуться с серьезной конкуренцией с ближневосточной нефтью, нефтью из России и Средней Азии. А вследствие высокой себестоимости добычи арктической нефти говорить о ее конкурентоспособности сложно. Экологические риски, связанные с разработкой новых месторождений в Арктике также серьезно беспокоят США. Снятие запрета на бурение в ряде экологических зон Аляски является дискуссионным вопросом, как в обществе, так и в политической среде уже несколько десятилетий. И изменений в этом вопросе вряд ли стоит ожидать в ближайшее время. На основе анализа этих факторов можно сделать вывод о том, что роль Аляски как крупнейшего производителя углеводородов США по сравнению с концом XX века снизилась. В 1988 году Аляска была лидером по добыче нефти в США, на нее приходилось около 25% всей добываемой в США нефти. В настоящее время эта цифра снизилась до 7%. Аляска все еще занимает 4 место по добыче среди всех штатов [24]. Таким образом, несмотря на то, что роль Аляски в углеводородной промышленности США несколько снизилась, в будущем возможно увеличение производства нефти и газа в штате, стратегический потенциал для этого есть. В настоящее время американская Арктика видится определенным резервом для обеспечения энергетической безопасности в будущем. По наиболее реалистичному сценарию, с точки зрения Администрации Энергетической Информации США, только в континентальной части Аляски находятся запасы нефти в размере 3.3 млрд. баррелей нефти и 250 млн. кубометров природного газа . Континентальный шельф Аляски является одним из крупнейших мировых нефтяных резервов с запасами нефти около 27 млрд. баррелей и свыше 200 млрд. кубометров газа [25]. Таким образом, Аляска на определенном этапе развития мировой энергетики, уже в обозримой перспективе, вероятно уже к середине XXI
столетия, неизбежно станет крупным производителем энергоресурсов. С большой долей уверенности можно говорить о том, такими энергоресурсами в первую очередь станут углеводородные ресурсы. При необходимости США будут способны повысить уровень производства энергоносителей на своей арктической территории, как для внутреннего потребления, так и для экспортных целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. National Security Council. National Security Decision Memorandum 144.URL:http://fas.org/irp/offdocs/ nsdm-nixon/nsdm-144.pdf (доступ 12.01.2015)
2. Arctic Research and Policy Act of 1984. Section 101. URL: http://www.nsf.gov/geo/plr/arctic/iarpc/arc_res_pol_ act.jsp (доступ 12.01.2015)
3. Ярыгин Г.О. Ключевые аспекты экологической конфигурации концепции безопасности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1. с. 21-26.
4. Energy Policy Act of 2005. Sec 997. URL: www.gpo. gov/fdsys/pkg/PLAW-109publ58/pdf/PLAW-109publ58. pdf (доступ 20.12.2014)
5. National Security Presidential Directive and Homeland Security Presidential DirectiveNSPD-66 / HSPD-25. URL: fas.org/irp/offdocs/nspd/nspd-66.htm (доступ 20.12.2014)
6. Ланко Д.А. Представления о региональной структуре мира как геополитика периода конца XX - начала XXI века // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2011. № 2. С. 33-41.
7. National Strategy for the Arctic Region. May 2013 p.2-3
8. Ланко Д.А. Региональное измерение внешнеполитических стратегий России и США: сравнительный анализ // Научные труды Северо-Западного института управления. 2011. Т. 2. № 2. С. 66-73.
9. Alaska State Profile and Energy Estimates. URL: http://www.eia.gov/state/analysis.cfm?sid=AK (доступ 20.12.2014)
10. Мухортова Д.С. Альтернативная энергетика США: анализ через призму предвыборных кампаний // Наука Красноярья. 2014. № 3 (14). С. 120-136.
11. How much oil is produced in Alaska and where does it go? URL: http://www.eia.gov/tools/faqs/faq. cfm?id=35&t=6 (доступ 20.12.2014)
12. Барак Обама снимает запрет на добычу нефти. 31 марта 2010 г. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/
international/2010/03/100331_obama_oil_drilling.shtml (доступ 20.12.2014)
13. Usibelli Coal Mine. About Us. URL:http://www. usibelli.com/Company.php (доступ 20.12.2014)
14. National Congress of American Indians. Economic Development. URL: http://www.ncai.org/policy-issues/ economic-development-commerce/economic-development (доступ 20.12.2014)
15. Ярыгин Г.О. Прогнозы развития углеводородного сектора энергетики Канады и его воздействия на окружающую среду // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2011. № 4. С. 57-63.
16. Володин Д.А. Канада: проблемы суверенитета в Арктике // США - Канада. Экономика, политика, культура, № 12, Декабрь 2006, C. 44-58
17. Конышев В., Сергунин А. Арктика на перекрестье геополитических интересов // Мировая экономика и международные отношения, № 9, Сентябрь 2010, C. 43-53
18. ООН утвердила Полярный кодекс. Вести. ру. 24 ноября 2014 г. URL: http://www.vesti.ru/doc. html?id=2148053 (доступ 20.12.2014)
19. Миняева Д.Д. Энвайронментализм и классические парадигмы международных отношений // Наука Красноярья. 2014. № 3 (14). С. 57-69.
20. Маркушина Н.Ю. Северная безопасность и концепция «Нового севера» // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2011. № 4 (255). С. 92-100.
21. Кравченко Е. Бум добычи сланцевой нефти в США стал причиной кризиса на Аляске. Ведомости. 12.08.2014 г. URL: http://www.vedomosti.ru/companies/ news/32013491/dorogaya-neft-ne-nuzhna#sel (доступ 12.01.2015)
22. Short-Term Energy Outlook. U.S. Petroleum and Other Liquidshttp://www.eia.gov/forecasts/steo/report/us_ oil.cfm (доступ 20.12.2014)
23. Старинская Г. Добыча нефти в России в 2014 году выросла на 0,7%. 12.01.2015 г. URL: http://www. vedomosti.ru/companies/news/38131261/rossiya-ostavila-rekord-v-proshlom (доступ 20.12.2014)
24. How much oil is produced in Alaska and where does it go?http://www.eia.gov/tools/faqs/faq (доступ 20.12.2014)
25. Seneca A. Alaska Energy Future. Now it's time to move forward // Alaska Business Monthly // November 13, 2014. URL: http://www.akbizmag.com/Alaska-Business-Monthly/November-2014/Alaskas-Energy-Future/ (доступ 20.12.2014)
THE US ENERGY STRATEGY IN THE ARCTIC REGION
© 2015
N.A. Chenskih, Department of American Studies
St.Petersburg State University, St.Petersburg (Russia)
Abstract. The article explores the US approaches to implementation of energy strategy in Arctic region. Current legislation and strategies towards Arctic development are examined. Arctic energy sector of the US economy - Alaska energy industry - is considered. Frameworks of analysis cover related such aspects as energy transportation in the region, disputable northern maritime routes, environmental concerns etc.
Key words: USA, Arctic, energy, Alaska, energy strategy, transportation, environment.