Научная статья на тему 'Пояса у жителей г. Тары в XVII-XVIII вв. (по материалам археологических исследований 2007-2015 гг. )'

Пояса у жителей г. Тары в XVII-XVIII вв. (по материалам археологических исследований 2007-2015 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / XVII / XVIII ВВ. / АРХЕОЛОГИЯ / КОСТЮМНЫЙ КОМПЛЕКС / ПОЯС / АКСЕССУАРЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК / WESTERN SIBERIA / XVII / XVIII CENTURIES / ARCHAEOLOGY / COSTUME / BELT / ACCESSORIES / SOCIO-CULTURAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Татауров Сергей Филиппович, Татауров Филипп Сергеевич

Данная работа посвящена анализу и интерпретации археологических находок поясов и аксессуаров к ним в культурном слое Тарской крепости, относимому к XVII-XVIII векам. Рассматриваются вопросы, связанные с функциональной значимостью пояса не только как элемента одежды, но и как способа ношения оружия и предметов первой необходимости. Большое внимание уделяется материалу и технологии изготовления поясов. Представлены результаты сопоставительного анализа материалов из раскопок других сибирских городов, в частности Мангазеи. Поднимается вопрос о социальной нагрузке этого предмета одежды. Доказывается, что в обществе он воспринимался в качестве признака определённого социального статуса его носителя. Особое внимание уделяется дифференциации общества по отношению к государственной службе. Сообщается, что служилое население, казачество, ремесленники и крестьяне носили положенные им по статусу плетеные, кожаные пояса или опояски. Подчеркивается, что немалое значение имел внешний вид пояса, его эстетическая составляющая от элементов орнамента до декора при помощи вставок из других материалов. Новизна исследования видится в том, что в научный оборот введены новые материалы, и уже на этой стадии они объединены с материалами других городов Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Belts of Tara Residents in XVII-XVIII Centuries (on Materials of Archaeological Research of 2007-2015)

This work is devoted to the analysis and interpretation of archaeological finds of belts and accessories in the cultural layer of Tara fortress, attributable to the XVII-XVIII centuries. Problems are covered related to the functional significance of belt not only as an element of clothing, but also as a means of carrying weapons and essentials. Much attention is paid to the material and manufacturing zones. The results of a comparative analysis of the materials from the excavations of other Siberian cities, in particular of Mangazeya, are presented. The question is raised about social burden of this garment. It is proved that in the society it was perceived as a sign of a certain social status of its bearer. Special attention is paid to the differentiation of society in relation to public service. It is reported that the working people, Cossacks, artisans and peasants wore braided, leather belt or bowls laid them on the status. It is emphasized that the appearance of the belt, its aesthetics from the elements of ornament to decoration with inlays of other materials was of considerable importance. The novelty of the research is seen in the fact that new materials are introduced in the scientific usage, and already at this stage they are combined with materials from other cities of Western Siberia.

Текст научной работы на тему «Пояса у жителей г. Тары в XVII-XVIII вв. (по материалам археологических исследований 2007-2015 гг. )»

Татауров С. Ф. Пояса у жителей г. Тары в XVII—XVIII вв. (по материалам археологических исследований 2007—2015 гг.) / С. Ф. Татауров, Ф. С. Татауров // Научный диалог. — 2016. — № 12 (60). — С. 336—346.

Tataurov, S. Ph., Tataurov, Ph. S. (2016). Belts of Tara Residents in XVII—XVIII Centuries (on Materials of Archaeological Research of 2007—2015). Nauchnyy dialog, 12(60): 336-346. (In Russ.).

ERIHJMk

и L R I С H ' S PlBIÎHHtAlS : • : ( ГОКЧ

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 904+908(571.1)"16/17":391.4:[685.22+687.386]

Пояса у жителей г. Тары в XVII—XVIII вв.

(по материалам археологических исследований

2007—2015 гг.)1

© Татауров Сергей Филиппович (2016), кандидат исторических наук, заведующий сектором археологии, Омский филиал института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия), tatsf2008@rambler.ru.

© Татауров Филипп Сергеевич (2016), младший научный сотрудник Центра материальной культуры и дизайна, Омский государственный технический университет (Омск, Россия), fil_opossum@mail.ru.

Данная работа посвящена анализу и интерпретации археологических находок поясов и аксессуаров к ним в культурном слое Тарской крепости, относимому к XVII—XVIII векам. Рассматриваются вопросы, связанные с функциональной значимостью пояса — не только как элемента одежды, но и как способа ношения оружия и предметов первой необходимости. Большое внимание уделяется материалу и технологии изготовления поясов. Представлены результаты сопоставительного анализа материалов из раскопок других сибирских городов, в частности Мангазеи. Поднимается вопрос о социальной нагрузке этого предмета одежды. Доказывается, что в обществе он воспринимался в качестве признака определённого социального статуса его носителя. Особое внимание уделяется дифференциации общества по отношению к государственной службе. Сообщается, что служилое население, казачество, ремесленники и крестьяне носили положенные им по статусу плетеные, кожаные пояса или опояски. Подчеркивается, что немалое значение имел внешний вид пояса, его эстетическая составляющая — от элементов орнамента до декора при помощи вставок из других материалов. Новизна исследования видится в том, что в научный оборот введены новые материалы, и уже на этой стадии они объединены с материалами других городов Западной Сибири.

1 Статья выполнена при поддержке Программы повышения международной конкурентоспособности ТГУ, проект № 8.1.19. 2016.

Ключевые слова: Западная Сибирь; XVII—XVIII вв.; археология; костюмный

комплекс; пояс; аксессуары; социально-культурный облик.

1. Введение

В ходе раскопок исторического центра г. Тара, которые проводятся с 2007 года учёными Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) и Том -ского государственного университета, были собраны представительные коллекции, характеризующие социально-культурный облик русского населения сибирского города XVII—XVIII веков. Хорошая сохранность органических материалов (кожаной обуви, тканей, предметов быта) позволила детально воссоздать костюмный комплекс тарского обывателя в указанный период.

Методика работы построена на сравнительно-историческом методе и комплексном анализе имеющихся материалов. Для расширения источни-ковой базы привлечены материалы раскопок других сибирских городов, в частности Мангазеи. Для определения предназначения пояса и статуса его владельца используются письменные и этнографические источники.

2. Характеристика памятника

В начале работы необходимо дать краткую характеристику города Тары. Следует учесть, что в конце XVI—XVII веков город Тара представлял собой военно-административный центр, основным назначением которого была оборона южных рубежей русского государства от набегов кочевников со стороны казахстанских степей. В связи с этим население города в основном состояло из служилых людей и членов их семей [Гончаров и др., 2006, с. 35—36]. Военные самостоятельно занимались ремеслом и земледелием, лишь к 30—40-м годам XVII века в связи с переселением посадских из городов Европейской России и массовыми приписками к посадскому сословию крестьян [Разгон, 1999, с. 69—73] доля служилых людей в общей численности городского населения упала. Эта особенность стала главной в формировании костюмного комплекса жителей города.

Кроме этого необходимо отметить ещё несколько важных факторов. Во-первых, в условиях сурового климата русский человек старался подобрать для себя одежду, которая отличалась бы высокими функциональными показателями, то есть была тёплой, пригодной и для боевых действий, и для повседневной носки. Во-вторых, и это важно как раз для служилых людей, государство не предписывало сибирским военным носить форменную одежду, разрешив ходить «кто во что горазд» [Тара ... , 2014, с. 89].

Большое количество военных определяло характер формирования социально-культурного облика русского населения города Тара. Каждый служилый человек в меру своих возможностей старался продемонстрировать своё благосостояние и социальный статус, при этом определённые предметы (особым образом украшенная одежда, обувь с золотым тиснением, наборные пояса и пр.) имели особую значимость. Под социально-культурным обликом мы понимаем совокупность мировоззренческих установок, сформировавшуюся в определённом обществе и транслируемую через образ жизни и комплекс предметов материальной культуры.

3. Пояс в культуре жителей города Тара в XVII—XVIII веках

В нашей работе мы решили остановиться на таком важном элементе костюмного комплекса населения города, как пояс. Он выполнял сразу несколько функций — социальную, эстетическую и утилитарную. Примерно с VIII—X вв. на Руси пояс являлся хранителем кошелька — «калиты». Помимо этого, к поясу привешивалось кресало, нож, позднее — трубка и мешочек с табаком. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, в связи с чем такой карман называли «лакомка». Служилые люди носили на поясе и за поясом предметы вооружения [Лебедева, 1989, с. 229—230].

Как писал И. Е. Забелин — пояс служил талисманом, охраняющим от нечистой силы, особенно от лесных и домашних духов; он увеличивал силу мужчины [Забелин, 1869, с. 475]. Согласно традиции, «распоясаться» — значило вести себя неприлично, а «распоясать» человека означало обесчестить его. В Сибири, как и в Европейской России, считалось, что ходить без пояса так же грешно, как и без креста [Фурсова и др., 2011, с. 32]. Способ навязывания поясов обозначал их длину, которая варьировалась от 1,5 до 4 м, отдельные образцы достигали длины 5—6 м, ширина поясов также была различна [Лебедева, 1989, с. 234].

Широкий наборный пояс, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями, на Руси выступал в качестве символа власти и знака высокого социального статуса. Это отражено, в частности, на картине русского художника Павла Чистякова «Княгиня Софья срывает с князя Василия пояс Дмитрия Донского». Вероятнее всего, подобный пояс являлся одним из атрибутов власти первого тарского воеводы Андрея Елецкого. Служилая и городская знать Тары также могла носить кожаные наборные пояса представительского вида с большим количеством накладных украшений, вшитыми кошельками и т. п.

В результате археологического изучения Тарской крепости в слое XVII— первой половины XVIII века было обнаружено около десятка фраг-

ментов тканых, плетёных, кожаных поясов и верёвочных опоясок. С помощью подробного анализа данной коллекции появилась возможность воссоздать эту деталь одежды и определить набор предметов, которые носились на поясе — ножны и чехлы для ножей и топоров, кошели, пороховницы и т. п.

Если провести аналогию с поясами Мангазеи [Визгалов и др., 2008, с. 228], становится очевидным, что наибольшее распространение имели

Рис. 1. Фрагменты поясов и опоясок из культурного слоя г. Тара 1—3 — тканевые пояса; 4—5 — кожаные пояса; 6 — пояс, плетенный из растительного волокна; 7 — верёвочная опояска; 8 — кожаная поясная обойма

тканые льняные однослойные пояса — из-за своей прочности и долговечности (рис. 1:1).

К началу XVIII века население окружающих Тару деревень стало в достаточном количестве выращивать и ткать лен, а в самом городе значительное место стали занимать мастерские по пошиву одежды. В то же время на протяжении всего рассматриваемого нами периода в Тару поступали в значительном количестве ткани из европейской России. Из привозных суконных тканей изготавливались двуслойные и трёхслойные пояса-кушаки (рис. 1:2,3). Обращаясь к гравюрам XVII века, на которых изображены служилые люди, мы можем заметить, что чаще всего в качестве пояса на них изображены как раз подобные предметы (рис. 2).

То же отражает и реконструкция Л. А. Боброва и Е. А. Багрина [Багрин и др., 2014, с. 194—199]. Воинские командиры и представители царской администрации, вероятно, могли носить дорогие пояса из привозных европейских и среднеазиатских тканей.

Служилое население так же активно использовало и кожаные ремни. Об этом говорят многочисленные находки как фрагментов самих ремней (рис. 1:4,5), так и металлических пряжек. Широкое распространение подобные ремни получили под влиянием большого количества факторов. Отдельно следует отметить, что в связи с активными военными походами против кочевников и с развитием торговых отношений с государствами Средней Азии русское служилое население воспринимало отдельные элементы одежды и снаряжения тюркских народов. В этом плане очень показателен пояс со следами сердечковидного наконечника (весьма распространённого в этот период у тюркоязычного населения) (рис. 1:5).

Кожаные пояса имели разную ширину — от 3 до 7—8 см. Некоторые из них имеют следы шва по краю, что свидетельствует о его многослойно-сти или прошитости прочными нитями для придания большей прочности.

В археологических материалах города представлено значительное ко -личество тонких кожаных ремешков, которые, вероятно, служили для подвешивания определённых предметов к поясу. В первую очередь к поясам крепились кожаные ножны для ножей (рис. 3:1—5) — это самая распространённая по количеству находок категория поясных предметов.

Следует отметить, что ножны крепились к ремню двумя способами — либо с помощью ремешка или двух ремешков, в которые продевался ремень, либо с помощью специального клапана-отверстия на ремне, в который вставлялся короткий ремешок от ножен с утолщением на конце и закреплялся. Оба способа крепления ножен на ремне имели свои плюсы и минусы. Подвешивание ножен не давало четкой фиксации их на ремне,

Рис. 2. Изображения поясов на гравюрах XVII века 1, 2 — Стрельцы на рисунках шведского дипломата Эрика Пальмквиста (по: Летин, 2002); 3 — Крестьяне. Гравюра из записок немецкого дипломата Адама Олеария «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию, 1647 год»

[по: Олеарий, 2003]

и их необходимо было время от времени поправлять. Но, с другой стороны, в случае необходимости их было легко передвинуть на нужное место. Во втором случае ножны фиксировались более жестко, по имеющимся экземплярам видно, что ремешок часто обрывался, да и при необходимости использования ремня в других целях это отверстие существенно ослабляло его прочность.

Рис. 3. Аксессуары для подвешивания к поясу из культурного слоя города Тара 1—5 — ножны для ножей; 6 — чехол для боевого топора

Навешивались на ремень или затыкались за него и более крупные предметы вооружения: сабли, топоры, саадаки, что хорошо прослеживается по гравюрам XVII века (рис. 2). Очень интересен берестяной футляр для боевого топора (рис. 3:6) — это пока единственная подобная находка в Западной Сибири на русских памятниках. При помощи берестяных ремешков его крепили, насколько можно судить исходя из их длины и чётких сгибов, к кожаному поясу.

Также к поясу часто подвешивали кожаный кошелёк (рис. 4:1,2).

Кошельки или кошели (калиты) подобного устройства были широко распространены в XVI—XVII веках. Они были достаточно больших размеров и представляли собой мешочек, который стягивался кожаными ре-

1РЩ111

Рис. 4. Кошелёк и предметы, которые могли носить в нём, из культурного слоя города Тара 1—2 — кожаный кошелёк; 3 — медная монета; 4 — точильный камень; 5 — ключ;

6 — кремень и кресало; 7 — гребешок для расчёсывания бороды.

мешками и подвязывался к поясу. С нательной стороны стенка мешочка была значительно длиннее, играя роль крышки и препятствуя проникновению влаги. Судя по размерам, в кошельке, помимо монет, могли носить гребешок, курительную трубку, небольшой оселок для правки ножа, деньги (рис. 4:3—7) и другие предметы.

Также в тарской коллекции представлены плетёные пояса и опояски (рис. 1:6,7). Их плели из конского волоса и растительных волокон. Верёвки на опояски представлены несколькими видами — витые из двух и плетёные из трёх или четырёх шнуров. Пояса плели похожим образом, единственное, что в качестве основы также могли выступать тонкие кожаные ремешки. Скорее всего подобные предметы использовали для подпоясыва-ния верхней или рабочей одежды.

К сожалению, в ходе археологического исследования не было обнаружено поясов, плетёных на берди (бердечке) или на кроснах (ткацком

станке). Такие предметы были атрибутом праздничного костюма, использовались в повседневной жизни достаточно редко, что, вероятно, обусловливало их долговечность и, соответственно, небольшое количество.

4. Выводы

Подводя итог, можно сказать, что пояс занимал важное место в костюме русского сибиряка XVII — первой половины XVIII века. В первую очередь это был функциональный предмет, не только обеспечивающий удобство носки одежды, но и дававший возможность иметь под рукой предметы первой необходимости. В коллекции, полученной в результате археологического изучения Тары, присутствует большое количество ножен для ножей, которые привешивали к поясу, кожаный кошелёк, берестяной чехол для топора. Судя по размерам ножен, носимые в них ножи были не боевыми, а скорее служившими для исполнения повседневных нужд. Пояс был принадлежностью каждого жителя сибирского города, при этом обладатели часто использовали его не только по прямому назначению, но и в качестве средства демонстрации своего благосостояния и социального статуса. Комплекс предметов, привешиваемых к поясу, был достаточно обширен, но пока мы не можем выделить какого-либо стандартного набора, характерного для определённой социальной группы. Тарские пояса в XVII веке были в основном изготовлены из местного материала, небольшое количество добывалось в военных походах. Кроме всего прочего, пояс нёс и эстетическую функцию, являясь украшением костюма. Пояса с искусной вышивкой надевались только на праздники, и, хотя выткать самый простой пояс должна была уметь каждая девушка, предмет со сложным орнаментом, вытканными текстами-пожеланиями могла создать только настоящая мастерица. Красочный яркий пояс выгодно выделял человека и на рыночной площади, и на церковной службе. Как и многие другие предметы, распространённые в русском сибирском обществе указанного периода, пояс, с точки зрения его социального значения, соединил в себе традиционные русские элементы с местными, став одной из характерных черт социально-культурного облика русского сибиряка.

Источники

1. Багрин Е. А. К вопросу о реконструкции костюма служилой элиты Сибири конца XVI—XVII вв. по материалам письменных источников / Е. А. Багрин, Л. А. Бобров // Культура русских в археологических исследованиях : сб. науч. ст. / ред. Л. В. Татаурова. — Омск ; Тюмень ; Екатеринбург : Магеллан, 2014. — С. 194—199.

2. Визгалов Г. П. Мангазея : новые археологические исследования (материалы 2001—2004 гг.) : монография / Г. П. Визгалов, С. Г. Пархимович. — Екатеринбург ; Нефтеюганск : Магеллан, 2008. — 296 с.

Литература

1. Гончаров Ю. М. Очерки истории города Тары конца XVI — начала XX вв. : монография / Ю. М. Гончаров, А. Р. Ивонин. — Барнаул : Аз Бука, 2006. — 188 с.

2. Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI—XVII вв. : монография / И. Е. Забелин — Москва, 1869. — Т. 2. — 857 с.

3. Лебедева А. А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX—XX веков / А. А. Лебедева // Русские. Семейный и общественный быт : сб. науч. ст. / ред. М. М. Громыко, Т. А. Листовая. — Москва : Наука, 1989. — С. 229—248.

4. Летин С. А. XVII столетие. Стрелец / С. А. Летин // Империя истории. — 2002. — № 2 (2). — С. 12—18.

5. Олеарий А. Описание путешествия в Московию / А. Олеарий ; пер. с нем. А. М. Ловягина. — Смоленск : Русич, 2003. — 480 с.

6. Разгон В. Н. Сибирское купечество в XVIII — первой половине XIX века : монография / В. Н. Разгон. — Барнаул : АлтГУ, 1999. — 658 с.

7. Тара в XVI—XIX веках — российская крепость на берегу Иртыша : монография / [Д. А. Алисов [и др.]]. — Омск : Амфора, 2014. — 332 с.

8. Фурсова Е. Ф. Пояса русских крестьян Сибири конца XIX — начала XX в. : типология и этнокультурная характеристика / Е. Ф. Фурсова, Ю. Ю. Афанасьева // Гуманитарные науки в Сибири. — 2011. — № 3 — С 31—35.

Belts of Tara Residents in XVII—XVIII Centuries

(on Materials of Archaeological Research of 2007—2015)

© Tataurov Sergey Philippovich (2016), PhD in History, Head of Archaeology Sector, Omsk Branch of Archaeology and Ethnography Institute of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences (Omsk, Russia), tatsf2008@rambler.ru.

© Tataurov Philipp Sergeyevich (2016), junior research scientist, Centre of Material Culture and Design, Omsk State Technical University (Omsk, Russia), fil_opossum@mail.ru.

This work is devoted to the analysis and interpretation of archaeological finds of belts and accessories in the cultural layer of Tara fortress, attributable to the XVII—XVIII centuries. Problems are covered related to the functional significance of belt — not only as an element of clothing, but also as a means of carrying weapons and essentials. Much attention is paid to the material and manufacturing zones. The results of a comparative analysis of the materials from the excavations of other Siberian cities, in particular of Mangazeya, are presented. The question is raised about social burden of this garment. It is proved that in the society it was perceived as a sign of a certain social status of its bearer. Special

attention is paid to the differentiation of society in relation to public service. It is reported that the working people, Cossacks, artisans and peasants wore braided, leather belt or bowls laid them on the status. It is emphasized that the appearance of the belt, its aesthetics — from the elements of ornament to decoration with inlays of other materials — was of considerable importance. The novelty of the research is seen in the fact that new materials are introduced in the scientific usage, and already at this stage they are combined with materials from other cities of Western Siberia.

Key words: Western Siberia; XVII—XVIII centuries; archaeology; costume; belt; accessories; socio-cultural character.

Material resources

Bagrin, E. A., Bobrov, L. A. 2014. K voprosu o rekonstruktsii kostyuma sluzhiloy el-ity Sibiri kontsa XVI—XVII vv. po materialam pismennykh istochnikov. In: Tataurova, L. V. (ed.). Kultura russkikh v arkheologicheskikh issledo-vaniyakh: sb. nauch. st. Omsk; Tyumen; Ekaterinburg: Magellan. (In Russ.).

Vizgalov, G. P., Parkhimovich, S. G. 2008. Mangazeya: novyye arkheologicheskiye issle-dovaniya (materialy 2001—2004 gg.). Yekaterinburg — Nefteyugansk: Magellan. (In Russ.).

References

Alisov, D. A. (i dr.). 2014. Tara v XVI—XIX vekakh — rossiyskaya krepost' na beregu Irtysha. Omsk: Amfora. (In Russ.).

Fursova, E. F., Afanasyeva, Yu. Yu. 2011. Poyasa russkikh krestyyan Sibiri kontsa XIX — nachala XX v.: tipologiya i etnokulturnaya kharakteristika. Gumani-tarnyye nauki v Sibiri, 3: 31—35. (In Russ.).

Goncharov, Yu. M., Ivonin, A. R. 2006. Ocherki istorii goroda Tary kontsaXVI — nachala XXvv. Barnaul: Az Buka. (In Russ.).

Lebedeva, A. A. 1989. Znacheniye poyasa i polotentsa v russkikh semeyno-bytovykh obychayakh i obryadakh XIX—XX vekov. In: Gromyko, M. M., T. A. Lis-tovaya (eds.). Russkiye. Semeynyy i obshchestvennyy byyt. Moskva: Nauka. (In Russ.).

Letin, S. A. 2002. XVII stoletiye. Strelets. Imperiya istorii, 2 (2): 12—18. (In Russ.).

Oleariy, A. 2003. Opisaniyeputeshestviya v Moskoviyu. Smolensk: Rusich. (In Russ.).

Razgon, V. N. 1999. Sibirskoye kupechestvo v XVIII—pervoypolovineXIX veka. Barnaul: AltGU. (In Russ.).

Zabelin, I. E. 1869. Domashniy byt russkogo naroda v XVI—XVII vv., 2. Moskva. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.