Научная статья на тему 'Повысить фитосанитарную безопасность Российской Федерации'

Повысить фитосанитарную безопасность Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
529
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повысить фитосанитарную безопасность Российской Федерации»

Повысить

фитосанитарную безопасность Российской Федерации

В.И. ДОЛЖЕНКО,

академик-секретарь

Отделения защиты растений РАСХН

Вредители и болезни растений, сорные растения наносят огромный экономический ущерб деятельности человека в сельском и лесном хозяйствах. По данным ФАО, потери урожая сельскохозяйственной продукции, несмотря на предпринимаемые человечеством меры по ее защите, достигают 30 %.

Ежегодные потенциальные потери урожая сельскохозяйственной продукции от вредных организмов в Российской Федерации составляют около 100 млн т условных зерновых единиц, в денежном выражении -сотни миллиардов рублей. Ущерб лесам, наносимый вредителями и болезнями, исчисляется десятками миллиардов рублей и реально в нашей стране не учтен.

Для защиты растений в России ежегодно применяются пестициды на площади более 60 млн га и при этом фитосанитарную ситуацию стабилизировать не удается. Одна из причин этого заключается в том, что в ходе проводимой аграрной административной реформы в стране практически прекратила свое существование служба защиты растений, отсутствует необходимая для цивилизованного общества нормативно-правовая база в области фитосани-тарной безопасности.

В США, Канаде, странах Евросоюза, СНГ и Балтии функции государственной службы защиты и карантина растений регулируются законами «О защите растений» и «О карантине растений». Мы имеем закон «О карантине растений», который не соответствует современным требованиям и реалиям жизни и нуждается в серьезных изменениях и переработке.

Россия до настоящего времени не имеет своего закона «О защите растений». В Положении о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации не прописана государственная служба защиты растений и ее функции. Это порождает на государственном уровне трудности, связанные с управлением и контролем фи-тосанитарного состояния агроэкоси-стем и рисками возникновения чрезвычайных ситуаций. Что делать с массовым размножением мышевидных грызунов, когда на миллионах гектаров их численность доходит до 10000 жилых нор на гектар, и они не только уничтожают урожай, но и являются переносчиками страшных, смертельных заболеваний человека (чума, туляремия)? Вспышки массового размножения и заселения миллионов гектаров земель вредными саранчовыми приводят к уничтожению урожая земледельцев, и там, где побывала саранча, остается «выжженная» земля. Нормативно-правовой механизм, позволяющий контролировать и ликвидировать такие чрезвычайные фитосанитарные ситуации, в стране отсутствует.

Изменения климата приводят к более частому возникновению эпи-фитотий болезней растений и появлению новых, более агрессивных и вирулентных штаммов и рас известных патогенов. Они не являются карантинными организмами и не попадают под действие закона «О карантине растений». Так, новая высокопатогенная раса(ид 99)стеблевой ржавчины пшеницы, которая возникла в Африке и уже добралась до Ирана, через год-два будет и в России. А она поражает все возделываемые в стране сорта пшеницы. Мы реально можем потерять не менее половины урожая зерна!

Отсутствие официально утверж-

денного Списка особо опасных вредных организмов, вызывающих чрезвычайные фитосанитарные ситуации (саранчовые, луговой мотылек, клоп-черепашка, мышевидные грызуны, ржавчины и пятнистости зерновых культур и др.) делает невозможным принятие соответствующих решений на федеральном уровне, что приводит к миллиардным убыткам в агробизнесе.

Практика применения ФЗ «О техническом регулировании» показала довольно низкую результативность заложенных в нем правовых институтов: за семилетний период реформы техрегулирования было принято всего лишь 11 технических регламентов. А механизм их утверждения оказался крайне неэффективным - согласование документов на межведомственном уровне затягивается на годы. Подготовленные научными учреждениями Россельхозакадемии, Роспотребнадзора, Россельхознад-зора, МСХ РФ технические регламенты по обеспечению безопасности и регламентированию применения пестицидов в агробиоценозах, использованию технических средств по внесению пестицидов, по обеспечению фитосанитарной безопасности и благополучию прошли общественные слушания, но далее застряли в недрах федеральных ведомств.

Отсутствуют технические регламенты на применение авиации в сельском хозяйстве (кроме устаревшего Ан-2). В условиях отсутствия государственного регулирования по рациональному применению химических пестицидов, биологических средств и техники для их внесения возникает угроза использования ксенобиотиков и биологических агентов в целях биотерроризма.

Отсутствие закона «О защите растений» сдерживает организацию равноправных отношений в области фи-тосанитарии России с другими странами и международными организациями в условиях глобализации экономики и вступления России в ВТО.

Отсутствие законодательных актов, регулирующих уровень профессионального образования и допуска

к работе с опасными веществами -пестицидами, приводит к неквалифицированному использованию последних, загрязнению полей и продуктов питания, превышению МДУ в продукции сельского хозяйства.

Ежегодно сокращается подготовка специалистов по фитосанитарии. В РГАУ-МСХА, Санкт-Петербургском, Кубанском, Новосибирском государственных аграрных университетах ликвидированы факультеты защиты растений или сокращены профильные кафедры.

Перманентная административная реформа уже затронула одно из основных направлений защиты растений - карантин растений.

Выдающийся ученый, академик Николай Иванович Вавилов в 30-х годах прошлого века писал: «Развертывание широкой интродукции новых растений и сортов должно идти одновременно с созданием карантина растений. Организация карантинной инспекции составляет непременную составную часть интродукции растений. Ввоз растений из-за границы должен быть строго контролируем»(Биогеографические основы селекции).

В настоящее время в Россию ежегодно ввозится 15-20, а в отдельные годы до 28 млн т подкарантинной растительной продукции, до 600 млн штук посадочного материала из 140 стран мира. Во многих странах - торговых партнерах Российской Федерации - широко распространены вредные организмы, имеющие карантинное значение для России, например, в США и Канаде -возбудители карантинных болезней кукурузы (диплодиоз, бактериальный вилт) и картофельные блошки; в странах Южной Америки - андийские вирусы и жуки-листоеды картофеля; в странах Юго-Восточной Азии -вредители запасов (капровый жук, зерновки), индийская головня пшеницы; в странах ЕС - возбудители бактериального ожога плодовых, картофельная моль, кукурузный жук диабротика, бледная картофельная и колумбийская нематоды, западный цветочный трипс и многие другие.

Недооценка потенциальных угроз заноса и распространения карантинных организмов при международной торговле не раз приводила к плачевным результатам. Достаточно вспомнить филлоксеру винограда, колорадского жука, американскую белую бабочку, золотистую картофельную нематоду. Этих вредителей мы уже завезли и теперь вынуждены применять тысячи тонн пестицидов, несем серьезные экономические обременения.

Сокращение карантинной службы и снижение роли государства в обеспечении карантинного фитоса-нитарного контроля неизбежно приведут к необратимым негативным изменениям в фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации (к проникновению, акклиматизации и широкому распространению 40-50 инвазийных, чрезвычайно вредоносных видов вредных организмов), ухудшению экологической обстановки, снижению продовольственной безопасности страны и значительному ущербу экономике и бизнесу.

В США ежегодно на борьбу с карантинными вредными организмами растений тратится от 20 до 30 млрд долларов.

Анализ фитосанитарных рисков, проведенный сотрудниками российских научных учреждений на основе международных методик, показал, что несколько десятков видов вредных организмов, отсутствующих на территории Российской Федерации, при ослаблении квалифицированного контроля на границах, хлынут в нашу страну, где кормовая база и климатические условия для них весьма благоприятны. И это неизбежно приведет к массовым размножениям, потерям урожая в количественном и качественном выражении, сокращению или исключению экспорта многих видов сельскохозяйственной продукции.

Следует привести некоторые характерные примеры по реальной фитосанитарной угрозе для нашей страны.

Так, ежегодный суммарный эконо-

мический ущерб от возбудителей болезней кукурузы (диплодиозы и бактериальное увядание), широко распространенных в США и карантинных для России, может достигать 8,5 млрд руб. в год. А если учесть, что все сорта и гибриды кукурузы, возделываемые в России,неустойчивы к этим патогенам, то в случае их проникновения наши сельхозтоваропроизводители будут вынуждены закупать семена этой культуры только в США и Канаде, где ведется селекция на устойчивость к ним.

Кукурузный жук диабротика - основной вредитель кукурузы в США -наносит ежегодный ущерб, оцениваемый в 1 млрд долларов (потери урожая и меры по их предотвращению). Зоной потенциального вреда кукурузного жука в нашей стране могут стать практически все районы возделывания кукурузы на зерно. В случае заноса и последующего распространения этого вредителя на территории нашей страны прямой ущерб от него может составить более 5 млрд руб. в год.

Существенную угрозу для фитоса-нитарной безопасности России представляет капровый жук - один из наиболее опасных вредителей запасов зерна и продуктов его переработки. Он включен в перечни карантинных организмов многих стран мира, а также в списки региональных международных организаций по защите растений. Капровый жук повреждает любое зерно во время хранения (колосовых, риса, кукурузы, масличных, бобовых), а также семена овощных, лесных, декоративных и других культур. Вредитель способен уничтожить до 70 % хранящейся продукции, достигая при этом численности 6 и более тысяч экземпляров на 1 кг зерна. Все страны мира при первом же случае обнаружения очагов капрового жука принимают экстренные меры по их ликвидации.

Для Российской Федерации капровый жук представляет угрозу на всей территории страны (в центральной и северной зонах - в отапливаемых помещениях). В первую очередь это относится к продукции, хранящейся

на элеваторах, пивоваренных заводах, мелькомбинатах, крупяных цехах, маслоэкстракционных заводах. В нашей стране опасная ситуация возникла в конце 80-х годов в Ставропольском крае, где было обнаружено 2 очага капрового жука. Благодаря мерам, принятым Государственной службой карантина растений по наложению карантина и проведению истребительных мероприятий, очаги этого вредителя были ликвидированы в течение 3 лет, на что было затрачено около 6 млн неденоминированных рублей. В Казахстане лишь к 2008 г удалось ликвидировать очаги капрового жука, которые были выявлены в 1987 г.

При возможном распространении капрового жука в России ущерб может доходить до 6 млрд руб. в год. При этом следует также учитывать, что в случае выявления капрового жука на территории Российской Федерации страны-импортеры российского зерна могут ограничить или даже прекратить его импорт.

Помимо капрового жука серьезный ущерб экономике России может нанести проникновение на ее территорию и распространение в складах карантинных вредителей зернобобовых культур - зерновок рода кало-собрухус. По оценкам фитосанитар-ного риска, ущерб от этих видов может составлять до 4 млрд руб. в год. Кроме того, косвенный ущерб, в связи с возможным распространением этих зерновок на территории России, будет выражаться в возможной потере внешнего рынка сбыта зерна бобовых культур в странах, для которых этот вредитель является карантинным.

Опасным для России карантинным заболеванием является индийская головня пшеницы, распространенная в 78 странах мира. В настоящее время в европейских странах, в том числе и в России, болезнь не обнаружена, хотя споры индийской головни выявлялись Государственной службой карантина растений в пшенице из Бирмы, Ливии, Турции, Сирии. В Индии урожай пшеницы в отдельные годы снижа-

ется на 20 %, а всхожесть семян -на 20-50 %. Кроме того, ухудшаются товарные,хлебопекарные и биохимические качества пораженного грибом зерна, и оно становится непригодным для выпечки хлеба не только из-за снижения качества и количества клейковины, но и из-за приобретения им запаха «тухлой селедки». Значительные косвенные потери будут также связаны с карантинными ограничениями на импорт пшеницы из России.

При выявлении в 1996 г. очагов индийской головни пшеницы в штатах Аризона и Нью-Мексико в США на площади всего 10 тыс. га две трети стран-импортеров выразили намерение отказаться от закупок пшеницы в этой стране, хотя ее очаги находились в зоне не основного производства пшеницы и отделялись от основных регионов ее возделывания естественной буферной зоной пустынь. Для предотвращения потери рынков сбыта правительством США были предприняты исключительные меры по ликвидации очагов индийской головни пшеницы.

Проведенный анализ фитосани-тарного риска для территории России показал, что потенциальный ареал возбудителя индийской головни пшеницы совпадает с основными зонами возделывания этой культуры в нашей стране. Если предположить, что ущерб от болезни в России будет соизмерим с издержками, отмечаемыми в Индии (0,51 %), потери урожая пшеницы составят 146-293 тыс. т зерна ежегодно, или от 700 млн до 1,5 млрд руб., а в засушливые годы - вдвое больше. Принимая во внимание, что возбудитель индийской головни пшеницы является карантинным объектом для большинства стран мира, его акклиматизация в нашей стране приведет к резкому сокращению возможности присутствия российской пшеницы на мировом рынке.

Ущерб от проникновения и акклиматизации на территории Российской Федерации только восьми отсутствующих в настоящее время вредителей и болезней растений

(индийская головня пшеницы, кап-ровый жук, бактериальное увядание кукурузы, два вида стеблевых гнилей кукурузы, американский кукурузный жук, зерновки вида калособ-рухус) оценивается в 35-40 млрд руб. ежегодно.

Только благодаря правильно организованной работе службы карантина растений мы до сих пор не имеем на своей территории перечисленных вредных организмов.

Большое значение для фитосани-тарной безопасности России имеет государственный контроль при внут-рироссийских перевозках подкаран-тинной продукции из карантинных фитосанитарных зон. Наглядный пример - фитосанитарный контроль при перевозках зерна и семян овощных культур из южных регионов страны, где имеются очаги трех карантинных видов амброзии - сорняков американского происхождения. Амброзия наносит большой вред посевам культурных растений, потребляя в три раза больше воды, чем, например, просо и кукуруза. Развивая мощную надземную массу и корневую систему, амброзии подавляют и вытесняют культурные растения.

Амброзии являются одними из опаснейших аллергенных растений. Еще в 1980-е годы в Краснодарском крае в аллергологическом центре на учете состояло около 100 тыс. человек, страдавших от аллергии на пыльцу амброзии полыннолистной. В США 4 % населения страдает от поллинозов, вызванных амброзия-ми. В этой стране имеется 23 вида амброзии.

Распространяются амброзии с семенами, которые могут сохранять жизнеспособность от 40 и более лет, что делает чрезвычайно трудной ликвидацию образовавшихся очагов.

При карантином фитосанитарном досмотре регулярно выявляется большое количество семян и плодов карантинных сорняков как в импортном, так и в отечественном зерне и семенах. Засоренность в отдельных случаях достигает 500 и более семян сорняков на 1 кг продукции. В 2009 г только в московском регионе было

предотвращено бесконтрольное использование продукции, в которой содержалось 90 миллионов семян карантинных сорных растений.

Все это говорит о недопустимости ослабления деятельности карантинной службы. При этом очевидно, что ненадлежащее обеспечение карантина растений даже одним из субъектов Российской Федерации может привести к непоправимым последствиям - распространению вредных организмов карантинного значения на территории всей Российской Федерации.

Решение проблем безопасности, защиты и сохранения сельскохозяйственной продукции от вредных организмов во многом сдерживается отсутствием надлежащей законодательной базы. Административная ответственность за нарушения в области карантина растений сегодня незначительна, а в области защиты растений отсутствует вовсе.

Уголовная ответственность за не-

выполнение мероприятий как в области карантина растений, так и в области защиты растений законодательством Российской Федерации, несмотря на мировую практику, не установлена.

При демократизации производственных отношений должна быть повышена ответственность как государственных органов, так и хозяйствующих субъектов и просто граждан за невыполнение как карантинных фитосанитарных мероприятий, так и мероприятий по борьбе с особо опасными вредителями и болезнями растений некарантинного значения. О необходимости этого свидетельствует и практика других стран, в том числе экономически развитых. Так, соответственно закону Канады «О защите растений», например, в большинстве случаев за нарушение правил и норм обеспечения карантина растений установлен штраф до 250 тыс. долларов, в отдельных случаях - до шести месяцев

лишения свободы, а за наиболее грубые, сознательно совершенные нарушения - до двух лет лишения свободы.

Очевидно,чтобы выработать концепцию фитосанитарной безопасности Российской Федерации как значимую составляющую часть продовольственной, экономической, экологической и национальной безопасности страны, необходимо использовать коллективный разум. Считаем необходимым к совершенствованию законодательства в области карантина и защиты растений привлечь специальную комиссию, состоящую из ведущих ученых, представителей общественных организаций, бизнеса, образования, федеральных органов исполнительной власти, практиков. Эту комиссию можно было бы создать при Комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Общественной палаты Российской Федерации.

Заседание коллегии Минсельхоза России

13 января под председательством министра сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник прошло расширенное заседание коллегии министерства, рассмотревшее ход подготовки к весенне-полевым сельскохозяйственным работам, состояние готовности к финансированию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

На заседании были подведены итоги прошедшего года, проанализирована готовность регионов к весенне-полевым работам (структура посевных площадей, наличие и потребность семян для проведения ярового сева, потребность в специальной технике, минеральных удобрениях и т.д.).

Стратегической задачей является проведение ярового сева по стране на 49,8 млн га, в том числе зерновых - не менее 30 млн га (площади под озимыми зерновыми сократились по сравнению с 2010 г. на 3 млн га и составили около 15,5 млн га). В целом по России планируется собрать не менее 85 млн т зерна, что позволит восстановить экспортный уровень (в 2010 г. валовой сбор зерна составил 60,9 млн т, из-за засухи недобрали 36,3 млн т).

Финансирование весенне-полевых работ предусмотрено в размере 220 млрд. руб., из них 140-150 млрд руб. кредитных ресурсов.

В рамках Госпрограммы на 2011 г. на поддержку отрасли растениеводства выделено 8,3 млрд руб., в частности субсидирование затрат на приобретение элитных семян увеличено в 3 раза по сравнению с 2010 г. и составило 1,5 млрд

руб. Также предусмотрены средства на закладку и уход за многолетними насаждениями - 400 млн руб., развитие производства рапса - 253 млн руб., льна - 240 млн, на поддержку производителей в районах Крайнего Севера - 400 млн. руб. На 2011 г. заложены субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации, в частности на минеральные удобрения под зерновые, кормовые культуры, сахарную свеклу, сою - более 4,7 млрд руб., на приобретение пестицидов под сахарную свеклу - 769,5 млн руб. (при затратах на приобретение пестицидов не менее 3300 руб. на 1 га без учета НДС). В 2011 г. Госпрограммой предусмотрено внести 2,4 млн т (по д.в.) минеральных удобрений (нормы внесения удобрений на 1 га по д.в. по стране отличаются в разы, например, от 2 кг в Омской области до 137 кг в Калиниградской области). В России минеральных удобрений вносят в 3 раза меньше, чем в Белоруссии и в 2 раза меньше, чем на Украине.

Важную роль в подготовке к весенне-полевым работам играют меры государственной поддержки территорий, пострадавших от засухи. Выделенные из федерального бюджета средства в объеме 35 млрд руб. направлены, в том числе, на закупку семян, ГСМ и минеральных удобрений. Прорабатывается вопрос о сохранении в 2011 г. действующего механизма предоставления скидки на горюче-смазочные материалы в размере 10 %. Пролонгировано действие льготного железнодорожного тарифа, что обеспечит возможность переброски семян для проведения ярового сева в пострадавшие от засухи регионы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.