Научная статья на тему 'Повысить эффективность контроля за оборотом пестицидов и агрохимикатов'

Повысить эффективность контроля за оборотом пестицидов и агрохимикатов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
442
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повысить эффективность контроля за оборотом пестицидов и агрохимикатов»

Повысить эффективность контроля за оборотом пестицидов и агрохимикатов

В.В. ПОПОВИЧ, начальник Управления фитосанитарного контроля, безопасности и качества зерна Россельхознадзора

На протяжении последних лет относительная стабилизация в сельскохозяйственном производстве способствует росту российского рынка химических средств защиты растений и агрохимикатов. В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. сельхозтоваропроизводителям предусмотрены субсидии из федерального бюджета на приобретение минеральных удобрений. В отдельных регионах из региональных бюджетов компенсируется часть затрат как по внесению минеральных удобрений, так и по применению средств защиты растений. В связи с этим в стране растут площади, обрабатываемые пестицидами. В 20082009 гг. они достигли 60-61 млн га. Это самые высокие показатели за последние 15 лет.

Известно, что в силу своих особенностей химические средства защиты растений представляют большую опасность для человека и живой природы. Высокая стойкость многих из них, неспецифичность действия, способность накапливаться в организме человека, животных и в природной среде неизбежно приводят к глубоким изменениям в экосистемах и оказывают разрушительное действие на здоровье людей. Это негативное действие усиливается из-за возможности контакта населения с пестицидами в связи с остаточными количествами в продуктах питания.

Всего в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации внесено около 900 наименований средств защиты растений (более половины из них - дженерики, изготовленные в азиатских странах или на основе действующих веществ, изготовленных в азиатских странах).

Печальную известность еще в прошлом веке получили присутствующие в некоторых гербицидах - производных трихлорфенолов - диоксины и диоксиноподобные соединения. Их еще называют «гормонами деградации» и относят к разряду особо опасных стойких органических загрязнителей, так как они обладают высокой устойчивостью к фо-толитическому, химическому и биологическому разложению. Диоксин даже в ничтожных количествах подавляет жизнеспособность, нарушает процессы формирования и развития нового организма, иными словами, оказывает эмбриотоксическое и тератогенное действие. Кроме того, вызывает генетические изменения в клетках пораженных особей, обладает мутагенным и канцерогенным действием. Диоксин прочно связывается с органическими веществами почвы, сохраняется в остатках погибших почвенных микроорганизмов и омертвевших частях растений. Период его полураспада в природе превышает 10 лет.

Далеко не безобидны и современные химические средства защиты растений. И не случайно, по сообщениям печати, Европейский парламент одобрил запрет на 22 пестицида, которые были признаны опасными, в том числе для репродуктивного здоровья человека. Среди них и препараты на основе глюфосината. Европейское агентство по безопас-

ности питания выявило, что глюфо-синат представляет большую опасность для млекопитающих. Это вещество вызывало у подопытных животных (крыс) преждевременные роды, внутриутробную смерть и самопроизвольные аборты. Японские исследователи обнаружили, что оно является причиной задержки в развитии и деятельности головного мозга человека.

Это говорит о том, что деятельность в области обращения с пестицидами должна быть строго регламентирована. Ежегодный рост рынка химических средств защиты растений делает его чрезвычайно привлекательным для недобросовестных производителей и продавцов пестицидов. Поле деятельности бизнеса, связанного с оборотом пестицидов, криминализируется. И одна из основных задач Россельхознадзора - выявление партий контрафактных и (или) фальсифицированных, а также не имеющих государственной регистрации на территории Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов и пресечение их оборота.

Вред, наносимый контрафактной и фальсифицированной продукцией, многообразен. Он выражается: в ущербе экономике государства, поскольку не поступают налоговые и иные платежи в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды;

ущербе престижу страны, подрыве инвестиционного климата;

прямом экономическом ущербе фермеру, который под проценты взял кредит, купил технику, горючее, семена, пестициды, вспахал поле, засеял его. Пестициды оказались фальсифицированными - урожай или погиб, или не может быть использован;

ущербе владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки;

ущербе здоровью потребителей пищевой продукции растительного происхождения, обработанной контрафактными и фальсифицированными пестицидами.

Президент Российской Федерации Указом от 30 января 2010 г. № 120 утвердил Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации.Работа по пресечению производства и распространения контрафактных и фальсифицированных пестицидов - одно из важнейших условий выполнения этой доктрины. Проводится она по нескольким направлениям.

Информация территориальных управлений Россельхознадзора о выявленных случаях хранения, реализации, применения контрафактных и (или) фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов направляется в центральный аппарат Россельхознадзора, который ее обрабатывает (в необходимых случаях направляет на заключение регист-рантам) и дает поручения территориальным управлениям и организациям, находящимся в его ведении, провести проверки и привлечь к ответственности лиц, виновных в незаконном обороте. В этих целях используется также оперативная информация, поступающая от участников рынка средств защиты растений и поддержания плодородия почв, регистрантов и производителей пестицидов и агрохимикатов. На основе этой информации территориальные управления Россельхознадзора совместно с правоохранительными (МВД России, ФСБ России) и надзорными органами (Роспотребнад-зор, Ростехнадзор) проводят мероприятия по выявлению и пресечению оборота партий контрафактной и фальсифицированной продукции.

Россельхознадзор регулярно осуществляет проверки складов производителей пестицидов, оптовых баз их поставщиков, складов сельхозтоваропроизводителей, в лесхозах и у других пользователей средств защиты растений. Проверяются рынки и предприятия розничной торговли, осуществляющие реализацию пестицидов и агрохимикатов. При этих проверках, в том числе проведенных совместно с ОВД, выявляются многочисленные факты нарушений. Например, только в Ярославс-

кой области в 2009 г снято с реализации более 37 наименований препаратов в различной фасовке(пакетов и ампул) - 8608 единиц. В целом по России была пресечена реализация контрафактных препаратов -апачи, банкола, конфидора, гран-стара, дециса, профита, харнеса, карибу, регента, топаза; фальсифицированных - каратэ, карбофоса, раундапа.

В большинстве случаев выявленные контрафактные пестициды оказывались и фальсифицированными, с заниженным содержанием действующего вещества (у конфидора и нокдауна, например, в 2-5 раз). Иногда действующее вещество не содержалось вообще либо выявлялось другое действующее вещество. Фунгицид фундазол по результатам регистрационных испытаний отнесен ко второму классу опасности и является пестицидом ограниченного использования. Его применение поэтому не разрешено в личных подсобных хозяйствах. Но недобросовестные коммерсанты фасовали его в пакетики по 10 г и продавали дачникам, садоводам-любителям. Продукция с неконтролируемыми остаточными количествами опасного фунгицида попадала на стол или съедалась ребятишками прямо с грядки. Такие факты были обнаружены и пресечены территориальными управлениями Россельхознадзора в регионах Приволжского, СевероЗападного, Южного, Центрального, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. В ряде случаев выявленный фунгицид относился к партиям, произведенным и расфасованным в Белоруссии.

К сожалению, размер штрафа, взимаемого в соответствии со ст. 8.3. КоАП с реализаторов незаконно распространяемых пестицидов, не сопоставим с возможным ущербом для урожая, здоровья людей и животных.

Одним из путей проникновения на российский рынок контрафактных и фальсифицированных пестицидов является их несанкционированный ввоз из-за рубежа. С целью пере-

крытия этого канала Россельхознад-зором совместно с Федеральной таможенной службой был усилен контроль ввоза на территорию Российской Федерации готовых препаративных форм пестицидов по кодам торговой номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) 3808-3812. Готовые фор-муляции теперь могут пересекать границы только при наличии лицензии на их ввоз, выдаваемой Минп-ромторгом России на основании согласованной с Россельхознадзором заявки. Должностные лица Россельхознадзора, находящиеся в пунктах пропуска и в терминалах, где осуществляется таможенное оформление грузов, обеспечены информацией об отличительных признаках оригинальных препаратов, которые наиболее часто подделываются, и совместно с должностными лицами ФТС России осуществляют контроль подлинности ввозимых средств защиты растений.

Предпринимаемые Россельхознадзором меры позволили, по мнению независимых экспертов и производителей пестицидов, значительно снизить объемы ввозимых на территорию Российской Федерации контрафактных и (или) фальсифицированных пестицидов. В целях усиления контроля Россельхознадзор разработал проект порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза пестицидов и агрохимикатов, а Мин-сельхоз России в октябре 2009 г. направил на согласование в ФТС проект совместного приказа ФТС и Минсельхоза «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов». Надеемся, что в ближайшее время ФТС рассмотрит этот порядок.

Территориальными управлениями Россельхознадзора Центрального, Приволжского, Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов пресечено использование около 4т контрабанд-но ввезенных и не имеющих в Российской Федерации государственной регистрации средств защиты

растений и агрохимикатов из Китая, Украины, Белоруссии, Казахстана и Японии. В Амурской, Иркутской, Омской, Самарской областях, Хабаровском, Забайкальском и Приморском краях, выявлены незаконно ввезенные препараты из Китая. По результатам исследований, в некоторых образцах обнаружено присутствие запрещенных к применению пестицидов, относящихся к стойким органическим загрязнителям - ДДТ и гексахлорциклогекса-на (Самарская область).

Комиссией таможенного союза ЕврАзЭС принято решение от 27 ноября 2009 г. № 132 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российский Федерации». Наша задача, чтобы это решение не отразилось на безопасности обращения с пестицидами.

Второй источник проникновения на российский рынок контрафактных пестицидов - их производство непосредственно на территории Российской Федерации. В марте 2009 г. Управлением Россельхознад-зора по Оренбургской области в результате внеплановой проверки деятельности ООО «Торговый Дом Юг Урала» была выявлена крупная контрафактная партия эфирана. В арендуемом указанной фирмой складском помещении на хранении с правом реализации находилось 32 т этого гербицида (2-й класс опасности, высоко опасное соединение)на сумму 6,4 млн руб. Материалы проверки 27 марта 2009 г. были направлены в УВД по Оренбургской области. Однако в возбуждении уголовного дела было отказано, якобы за отсутствием состава преступления. В результате партия контрафактного пестицида была возвращена поставщику - генеральному директору ООО «Агроком», Москва.

Россельхознадзором и территориальным Управлением Россель-хознадзора по Оренбургской области были направлены обращения в Генеральную прокуратуру РФ и Прокуратуру Оренбургской области. В результате постановление органа

дознания об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено, и теперь правоохранительными органами устанавливается местонахождение контрафактного гербицида. Исходя из практики, с сожалением можно констатировать, что такие расследования проводятся исключительно медленно.

При внеплановой проверке ООО «СкиФ АГРО» (Москва) в специализированном складском помещении, принадлежащем «Химаг-ротрансу», обнаружено 13 тыс. л гербицида алаз, вр с признаками контрафактной продукции. Исследования одного из образцов показали, что было занижено до 74,7 % содержание действующего вещества.

Управлением Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике в марте 2009 г. совместно с МВД по КБР пресечена деятельность подпольного производства контрафактных пестицидов под маркой известных в мире фирм «Сингента», «Байер», БАСФ, «Мон-санто» и др. Согласно протоколам испытаний аналитической лаборатории ФГУ «Центр оценки качества зерна», действующее вещество в отдельных партиях пестицидов отсутствовало. в других его содержание занижено в несколько раз. Общий объем изъятых пестицидов (альбит, пульсар, рекс дуо, раундап, реглон супер, дуал голд) составил 3,9 т. Изъяты также объекты правонарушения: фальсифицированные этикетки и тара для расфасовки контрафактной продукции.

ОВД по г. Баксан МВД КБР возбуждено уголовное дело по факту незаконного использования товарных знаков. Ведется расследование. Оборот изъятых пестицидов ограничен хранением, их владелец находится в бегах.

Практика показывает, что уголовные дела, возбужденные по признакам преступлений, предусмотренным статьей 180 УК РФ по фактам незаконного использования чужого товарного знака при выявлении контрафактных пестицидов, как прави-

ло, не бывают доведены до завершения и обычно прекращаются в связи с «отсутствием» виновных лиц. Тем не менее, в 2009 г. в соответствии с приговором суда от 18.05 был признан виновным в совершении преступления. предусмотренного ч.1 ст. 180 УК РФ, генеральный директор ООО «Зерно-Трейд», организовавший подпольное производство контрафактных пестицидов под маркой известных фирм. Его деятельность была пресечена в 2008 г, когда в период с апреля по сентябрь УВД по Курской области было возбуждено 6 уголовных дел, впоследствии объединенных в одно. Пестициды под видом стеклоотмывающей жидкости для автомобилей поступали из КНР через прибалтийские страны в города Железногорск и Курск. В Железногорске было налажено конвейерное фасовочное производство с наклеиванием тарных этикеток 34 (!) наименований пестицидов. В ходе расследования установлено, что ООО «Зерно-Трейд» маркировало их товарными знаками «Байер», БАСФ, «Дюпон», «Монсан-то», «Сингента» и реализовывало в значительных объемах. УБЭП по Курской области возбуждено уголовное дело, партии контрафактных пестицидов арестованы. После длительных судебных разбирательств генеральному директору ООО «Зер-но-Трейд» назначено наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. руб.

Этот пример, когда виновный в производстве контрафактных пестицидов получил наказание (в значительной степени благодаря усилиям юристов фирм-производителей, обладателей прав на товарные знаки), - единственный за 2008 и 2009 гг.!

Тем не менее, результатом активной работы Россельхознадзора в течение пяти лет является ежегодное снижение количества выявленных нарушений, связанных с обращением на территории России контрафактных и фальсифицированных пестицидов: 928 - в 2006 г., 729 - в 2007 г., 605 - в 2008 г. и 600 - в 2009 г.

Аналитическими лабораториями и

испытательными центрами федеральных государственных учреждений, подведомственных Россель-хознадзору, в 2009 г. было проведено около 10 тыс. исследований, проанализировано 25 тыс. т препаратов. Выявлены не соответствующие требованиям 151 т пестицидов и 2687 т агрохимикатов.

Большая работа проводится Рос-сельхознадзором по выявлению мест складирования и утилизации непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. Всего на территории России в различных условиях хранения скопилось около 25 тыс. т таких пестицидов. Активная работа территориальных управлений Россельхознад-зора в 2005-2009 гг. способствовала принятию в большинстве субъектов Российской Федерации местных законодательных актов и программ по уничтожению этих «запасов», в соответствии с которыми проводятся инвентаризация, перезатаривание и - частично - вывоз на полигоны для захоронения.

В 2009 г. утилизировано 2 тыс. т непригодных и запрещенных к применению пестицидов, и работа эта продолжается, причем выявляются и новые места их складирования, так что общее их количество не убывает. При этом установлены случаи грубого нарушения законодательства при проведении отдельными организациями утилизации запрещенных к применению или пришедших в негодность химических средств защиты растений. Так, ООО «Росконтракт» и ООО «ВторИндуст-рия» вывезли из г. Богородицка Тульской области 64 т непригодных пестицидов и на территории бывшей УТПК в п. Куровской Дзержинского района Калужской области ссыпали их в несколько больших ям.

Некоторыми организациями пестициды из Саратовской, Новосибирской, Челябинской областей вывозились в Московскую область с целью обезвреживания и утилизации. Однако при проверке Управлением Россельхознадзора по Московской области ни места утилизации, ни

сами пестициды не обнаружены. Подобные примеры говорят о том, что контроль за утилизацией запрещенных и непригодных к применению пестицидов должен быть ужесточен, и снимать его можно только после получения документов о том, что здоровью людей и экологии больше ничего не угрожает.

Необходимо отметить, что в странах ЕС рынок химических средств защиты растений также сталкивается с проблемой контрафактных пестицидов. И есть опасность, что их недоброкачественная продукция попадет и к российскому потребителю. Причиной этого могут стать не только недостаточная информированность сельхозтоваропроизводителей, но и согласие многих из них приобретать недоброкачественную продукцию по более низким ценам.

Несовершенна и нормативно-правовая база Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Она явно отстает от законодательства, принятого в ведущих странах мира, не соответствует изменившейся экономической обстановке в России. Малоэффективна действующая система штрафов, которые назначаются за оборот контрафактных и фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов. Предельный штраф во много раз меньше получаемой от этой незаконной деятельности прибыли, и мошенники сознательно идут на нарушения, зная, что останутся безнаказанными.

В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ и утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации Программой разработки технических регламентов от 6 ноября 2004 г. № 1421-р разрабатывается Технический регламент «О безопасности химической продукции». При этом учитываются требования законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации, директив Совета Европейского сообщества, в том числе Регламента

№ 1907/2006 Европейского парламента и Совета от 18 декабря 2006 г., касающегося правил регистрации, оценки, санкционирования и ограничения химической продукции (REACH). Будем надеяться, что принятие этого регламента станет заслоном на пути контрафактной химической продукции.

Россельхознадзор считает необходимым принять и ряд других мер - установить ответственность регистрантов за соблюдение технических условий и обеспечение авторского контроля при производстве пестицида или агрохимиката; определить, что регистрантом пестицида или агрохимиката может быть только заявитель, обладающий правом на использование технической и нормативной документации, а также регистрационных материалов на представляемый к государственной регистрации препарат.

Необходимо ввести институт регистрации зарубежных производителей по результатам их аудиторской проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области регистрации пестицидов и агрохимикатов. Перечень их должен быть внесен в государственный реестр с цель разрешения ввоза в Российскую Федерацию пестицидов, производимых только зарегистрированными предприятиями. Аналогичная норма предусмотрена законодательством США и ряда других стран.

В Уголовный кодекс следует внести изменения, устанавливающие ответственность не только за незаконное использование товарного знака, но и за сам факт производства фальсифицированных и контрафактных пестицидов и агрохи-микатов.

Россельхознадзор готов к обсуждению новых технологий выявления подделок и к рассмотрению предложений по созданию постоянно действующей информационной системы, облегчающей сельхозтоваропроизводителям выявление контрафактной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.