тронных систем, электронные учебных курсов и деятельности преподавателей, но и от эффективности интерфейса и функциональных возможностей информационных электронных систем и систем электронного обучения. Кроме того, использование в учебном процессе компьютера сопряжено с рядом сложностей, возникающих у студентов, которые зачастую не обладают необходимым уровнем компьютерной грамотности и навыками работы в системе электронного обучения. Такие сложности во многом связаны с восприятием студентами этой системы. Еще одним фактором, влияющим напрямую на качество процесса электронного обучения, является надежность программного и аппаратного обеспечения, которую обеспечивает университетская служба технической поддержки от внимательности и расторопности которых зависит информационно значимое наполнение информационного ресурса (профессиональных программ, информационных справочных систем и т.п.).
Список литературы:
1. Гринченко С.Н. Метаэволюция (систем неживой, живой и социально-технологической природы) - М.: ИПИРАН, 2007. - 456 с.
2. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. - Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. - 58 с.
3. Богачев С. От образовательной системы к когнитивной индустрии / С. Богачев // Качество образования. - 2009. - С. 54-56.
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ
© Копелиович Д.И.*, Азарченков А.А.*
Брянский государственный технический университет, г. Брянск
Рассмотрены основные элементы применения балльно-рейтинговой оценки знаний. Представлена модель базы данных информационной системы. Приведены примеры использования.
Адекватное оценивание результатов обучения конкретного студента является одной из актуальных проблем дидактики. Именно с ней связано
* Доцент кафедры «Информатика и программное обеспечение», кандидат технических наук, доцент.
* Доцент кафедры «Информатика и программное обеспечение», кандидат технических наук, доцент.
решение задачи повышения качества подготовки выпускников и целесообразность рекомендуемых мероприятий по модернизации учебного процесса и повышению качества подготовки специалистов.
То есть, оценка результатов обучения в отечественной педагогике традиционно рассматривается и используется как определенное средство воспитания, организации, развития и обучения. В средне--специальных и высших учебных заведениях оценка приобретает квалификационное значение, она является показателем готовности обучающегося к профессиональной деятельности и показателем качества подготовки специалиста. А в условиях дистанционного обучения оценивание качества обучения и уровня приобретенных знаний становится еще более серьезным моментом.
В работе [1] была описана автоматизированная система мониторинга успеваемости студентов. В этой системе учитываются оценки студентов полученных на экзаменах, а так же также оценки, полученные во время проведения аттестации. Промежуточная аттестация проводится в БГТУ для студентов первого и второго курсов два раза в семестр.
В системе использовались такие показатели, как динамика сдачи сессии, баллы, полученные в результате сдачи ЕГЭ и др. Эти данные необходимы для формирования различных отчетов, проведения анализа и т.п. Но для принятия мер по улучшению успеваемости этих данных недостаточно. Одной из проблем для студентов обучающихся в ВУЗе (особенно на младших курсах), является низкий уровень контроля успеваемости в течение семестра. Это приводит к тому, что некоторые студенты не выполняют учебный план и к началу сессии имеют большое количество задолженностей. Одним из элементов увеличения качества образования является внедрение балльно-рейтинговой оценки знаний студентов.
В представленной работе рассматривается система учета оценок, получаемых студентом в течение семестра по изучаемой дисциплине.
Система показателей для оценки качества обучения и оптимального управления деятельностью вуза приведена в [2].
Согласно [2], рейтингом называется обобщенный количественный показатель состояния или результатов по заданному направлению деятельности объекта, позволяющий оценивать степень превосходства данного объекта по сравнению с другими объектами системы.
Наиболее простой математической моделью, применяемой во многих вузах в настоящее время, является балльная модель [2], Сущность этой модели заключается в следующем.
Пусть Ху, Ху, ..., Хц - совокупность количественных показателей, характеризующих состояние (потенциальные возможности) объекта с номером] = 1, 2, ..., N на данный момент времени и результаты его деятельности за предшествующий контрольный период.
Тогда генеральный рейтинг Щ объекта с номером <</'» на момент времени t рассчитывается по формуле:
где п - число всех показателей;
N - число всех объектов, входящих в систему; а{ -весовые множители, назначаемые на основе опыта экспертов, исходя из доли важности тех или иных показателей в генеральном (интегральном) рейтинге.
Применяя балльную модель к результатам учебного процесса, как правило, вычисляют следующие показатели:
1. выборочные средние значения оценок в группе.
2. выборочные групповые средние статистические оценки дисперсии.
Существующие статистические методы анализа вторичных (агрегированных) данных позволяют найти взаимосвязи между отдельными показателями, построить, так называемые, описательные статистики. Подробно эти методы описаны в [2].
Рис. 1. Схема базы данных
Для учета текущих показателей успеваемости была создана база данных, схема которой представлена на рис. 1. Эта база заполняется в течение семестра преподавателями, использующими балльно-рейтинговую систему. В конце семестра данные передаются в хранилище, описанное в [1].
1=1
Для этого разработан специальный БТЬ-процесс. После заполнения хранилища данных, заинтересованные лица (куратор группы, заведующий кафедрой, заместитель декана по учебной работе) могут проанализировать текущую успеваемость группы или конкретного студента, сопоставить эти данные с результатами сессии и принять необходимые меры.
Балльно-рейтинговая система позволяет студентам:
- понимать систему формирования оценок по дисциплинам и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок;
- осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по каждой дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоения материала;
- своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;
- в течение семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.
Балльно-рейтинговая система дает возможность преподавателям:
- планировать (подробно) учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу студентов за систематическую работу;
- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;
- объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы;
- обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.
Балльно-рейтинговая система дает возможность определить ранг студентов (т.е. их номера в списке в порядке убывания рейтинга) в пределах академической группы, курса, факультета, специальности, вуза и др.
Балльно-рейтинговая система позволяет обеспечить непрерывность контроля и оценки качества знаний, как по отдельной дисциплине, так и на протяжении семестра, на текущий этап обучения (все прошедшие семестры) и период обучения на данной ступени профессионального образования.
Переход на рейтинговую систему обучения является актуальным, так как делает возможными реализацию в образовательном процессе корректности индивидуального подхода, повышение мотивации, познавательной активности студентов, внедрение гибкости в оценку знаний студентов по различным дисциплинам. Именно установление занимаемого места студентом в общем рейтинге по его успешности в обучении, способствует мобилизации его самостоятельности и активности при выполнении учебной программы и, в конечном счете, улучшению его профессиональной подготовки. Рейтинговая система контроля позволяет реализовать: непрерывность кон-
троля самостоятельной работы студентов, дифференцированность оценки усвоения студентами каждого вида учебных занятий по уровню получаемого рейтинга, открытость и гласность контроля.
Внедрение автоматизированной системы учета баллов и рейтинга студентов и интегрирование этой системы с автоматизированной системой мониторинга студентов, которая построена на основе OLAP, позволяет своевременно реагировать на проблемы, возникающие в процессе обучения студентов.
Список литературы:
1. Копелиович Д.И., Автоматизированная система мониторинга успеваемости студентов университета с применением технологии OLAP // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. - С. 152-156.
2. Васильев В.Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 2000. - 164 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
© Мининзон Е.Е.*
Основная общеобразовательная школа № 12, г. Архангельск
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Но при удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.
XXI век - век информационных технологий. Нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Образование не осталось в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы лично-стно-ориентированного образования. Это важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету, в том числе и литературе. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока,
* Учитель русского языка и литературы.