Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ'

ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
118
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУБОФИЛЬТР / ДРЕНАЖНАЯ СИСТЕМА / НЕТКАНЫЙ ГЕОТЕКСТИЛЬ / ДРЕНАЖНАЯ ТРУБА / ФИЛЬТРАЦИЯ / ВОДОПРОНИЦАЕМОСТЬ / ПОВЕРХНОСТНАЯ ПЛОТНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СООРУЖЕНИЕ / КОЛЬЦЕВАЯ ЖЁСТКОСТЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Жолоб Д.В., Жолоб Е.В.

Наиболее эффективным способом увеличения прочности и устойчивости свойств грунтов является применение армирующих материалов при устройстве земляного полотна, который представляет собой комбинацию грунта и армирующих элементов. В качестве армирующих элементов применяются различного рода материалы, но в последнее время наиболее востребованы стали синтетические материалы (геосинтетики). В настоящее время геосинтетики - быстроразвивающееся семейство материалов, используемых в геотехническом строительстве. Известно, что при выполнении работ по перехвату фильтрационных потоков со стороны притока влаги и с целью понижения уровня грунтовых вод, необходимо устраивать дренажи различного типа, как горизонтальные, так и вертикальные, отличающиеся по конструкции и применяемым материалам. Дренажи позволяют повысить несущие свойства грунтов в основании дорожно-транспортных сооружений. В статье приведены и проанализированы принципы работы систем водоотвода, что позволило сделать вывод о том, что существующие фильтры дренажей имеют различного рода недостатки и нуждаются в совершенствовании. В процессе теоретических и экспериментальных исследований предложены рекомендации для повышения эффективности работы системы водоотвода, а также её конструкция и способ устройства. В настоящее время различные геосинтетические материалы эффективно применяются в качестве дрен и фильтров при выполнении строительных работ в дополнение или взамен традиционных материалов. Кроме того, их значительно проще укладывать в полевых условиях и зачастую они более экономичны в ситуациях, когда доступные зернистые материалы не удовлетворяют проектным требованиям. Экспериментально подтверждена эффективность предложенной конструкции из перфорированной дренажной трубы и щебня в обойме между слоями геоматериала, позволяющая достичь максимальной фильтрующей способности работающих совместно дискретного материала и геотекстиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE STABILITY OF THE ROADBED

During the construction, overhaul and reconstruction of highways, various transport and technical and hydraulic structures, timely and effective drainage of ground water through the use of high-quality drainage systems is of paramount importance. It is well known that the main cause of deformation and destruction of the roadbed is both surface and ground water. It is necessary to ensure good filtration capacity, high water permeability, strength characteristics and reliability of the drainage system, thereby increasing the bearing capacity of the roadbed throughout the life cycle of the structure used. The authors of this article decided to set up an experimental section of the drainage system in the summer, during the period when the UGV is the lowest. A trench with the lowest permissible slope of water intake pipes is arranged primarily, depending on their diameter, they should be in the range from 0.001 (at d = 500 mm) to 0.007 (at d = 150 mm) and a depth of 40 cm below the UPG. The width of the trench is 45-50 cm larger than the diameter of the pipe. The bottom of the trench is leveled and compacted. After the trench is installed, a leveling layer of sand with a filtering capacity of at least 5 m / day is laid into it. and a thickness depending on the type of soil (loamy 15 cm, clay at least 20 cm), which is covered with a geotextile cloth so that the edges come out of the ditch with a sufficient margin for subsequent closure of the structure. The horizontal tubular drainage system should include inspection, drop-in and receiving wells. At the bottom of the trench, already with the geotextile laid, crushed stone of a fraction of 10-20 mm is filled in, with a layer thickness of 30 - 40 cm. Then the laying of drainage pipes begins, from the drainage well, in compliance with the slope. The next step in the installation of drainage pipes will be filling them with a layer of crushed stone, about 20 cm thick, and its subsequent sealing. After that, the structure is wrapped with geotextile cloths located on the surface with minimal overlap on each other, securing the joints with a rope or thin wire to prevent disclosure. The remaining part of the trench is filled with local soil with its layer-by-layer compaction.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»

Повышение устойчивости земляного полотна автомобильных дорог

Д.В. Жолоб1, Е.В. Жолоб2

1 Воронежский государственный технический университет 2Сочинский государственный университет

Аннотация: Наиболее эффективным способом увеличения прочности и устойчивости свойств грунтов является применение армирующих материалов при устройстве земляного полотна, который представляет собой комбинацию грунта и армирующих элементов. В качестве армирующих элементов применяются различного рода материалы, но в последнее время наиболее востребованы стали синтетические материалы (геосинтетики). В настоящее время геосинтетики - быстроразвивающееся семейство материалов, используемых в геотехническом строительстве. Известно, что при выполнении работ по перехвату фильтрационных потоков со стороны притока влаги и с целью понижения уровня грунтовых вод, необходимо устраивать дренажи различного типа, как горизонтальные, так и вертикальные, отличающиеся по конструкции и применяемым материалам. Дренажи позволяют повысить несущие свойства грунтов в основании дорожно-транспортных сооружений. В статье приведены и проанализированы принципы работы систем водоотвода, что позволило сделать вывод о том, что существующие фильтры дренажей имеют различного рода недостатки и нуждаются в совершенствовании. В процессе теоретических и экспериментальных исследований предложены рекомендации для повышения эффективности работы системы водоотвода, а также её конструкция и способ устройства. В настоящее время различные геосинтетические материалы эффективно применяются в качестве дрен и фильтров при выполнении строительных работ в дополнение или взамен традиционных материалов. Кроме того, их значительно проще укладывать в полевых условиях и зачастую они более экономичны в ситуациях, когда доступные зернистые материалы не удовлетворяют проектным требованиям. Экспериментально подтверждена эффективность предложенной конструкции из перфорированной дренажной трубы и щебня в обойме между слоями геоматериала, позволяющая достичь максимальной фильтрующей способности работающих совместно дискретного материала и геотекстиля.

Ключевые слова: трубофильтр, дренажная система, нетканый геотекстиль, дренажная труба, фильтрация, водопроницаемость, поверхностная плотность, жизненный цикл сооружение, кольцевая жёсткость.

Введение

При строительстве, капитальном ремонте и реконструкции автомобильных дорог, различных транспортно-технических и гидротехнических сооружений, первостепенное значение имеет своевременный и эффективный отвод грунтовой воды, путем применения дренажных систем высокого качества [1, 2]. Общеизвестно, что основной причиной деформаций и разрушений земляного полотна является как

поверхностная, так и грунтовая вода. Необходимо обеспечить хорошую фильтрующую способность, высокую водопроницаемость, прочностные характеристики и надежность системы водоотвода, тем самым повысить несущую способность земляного полотна на всем периоде жизненного цикла используемого сооружения [3, 4]. Анализ данных, полученных в результате теоретических и экспериментальных исследований, свидетельствует о высокой эффективности применения геотекстильного материала в качестве главного компонента при строительстве дренажных систем [5].

В системах водоотвода, геоткань играет важную роль - предотвращает проседанию грунтового слоя в дренажной системе, а также уменьшает процесс диффузии мелких частиц щебня в воду. Геотекстиль используется в качестве фильтра, который сохраняет дренажную систему в рабочем состоянии и предотвращает её заиливание грунтовыми частицами [6].

В СССР массовое производство и использование геоматериалов стимулировало открытие крупных нефтяных месторождений в Западной Сибири. Известно, что в этих регионах ярко выражен дефицит качественных грунтов для устройства земляного полотна подъездных дорог к добывающим месторождениям. На рис. 1 представлена конструктивная схема повышения несущей способности грунтов, предложенная учёными СоюзДорНИИ, путем укладки полотнищ геоматериала на поверхность земли, а также размещение в межлежащих слоёв земполотна в обойме из этих материалов.

Рис. 1. - Конструктивная схема повышения несущей способности грунта 1 - основной грунт насыпи; 2 - армирующее полотно из геотекстиля; 3 - дренажный грунт в обойме геотекстиля; 4 - слабое основание

77Т

ИТ

Требования к геотекстильным материалам

В настоящее время геотекстильный материал подразделяется на три основные группы и состоит из: органических, минеральных и искусственных волокон. Широкое применение практически во всех областях сферы строительства получил геотекстиль из органических волокон. Полотно из синтетических волокон, (полиэтилена, полипропилена, полиэстера, нейлона и др.) изготавливается с помощью механического или термического закрепления элементов между собой. За счет изменения толщины нитей и их плотности скрепления, получаются различные по физическим свойствам материалы [7]. Для получения геоматериалов применяется также иглопробивная технология. Нетканый геотекстиль применяется в качестве разделительной прослойки между слоями грунта и дренажной трубой, предотвращая перемещение грунтовых частиц и мельчайших фракций внутрь конструкции [8]. Нити геотекстиля скреплены не вплотную и имеют маленькие просветы, которые позволяют легко проводить грунтовую воду, в то же время препятствуют вымыванию грунта и заиливанию дна трубы. Этот параметр называется показателем поверхностной плотности. Чем выше этот показатель геотекстиля, тем выше его эксплуатационные возможности. К ним относятся прочность на разрыв и повышенная сопротивляемость к повреждениям.

Следует иметь ввиду, что высокий показатель поверхностной плотности негативно влияет на фильтрующие способности материала. Чем выше поверхностная плотность, тем выше сопротивление при прохождении грунтовой воды [9, 10]. По этой причине, создается избыточное давление на дренажную конструкцию, которого можно избежать при правильном подборе геотекстильного материала. Рекомендуемый специалистами ООО «ГеоЭталон» показатель поверхностной плотности геотекстиля при строительстве дренажных систем находится в пределах от 150 г/м2 до 350

г/м2. Геотекстиль является необходимым материалом, который благодаря своим качествам обладает хорошей химической и физической стойкостью, может неограниченно долго находиться во влажной среде, процессы гниения его не затрагивают, он не повреждается насекомыми и грызунами. Материалы, из которых производится геотекстиль обеспечивает выполнение им возложенных функций в большом диапазоне температур, от -60 до +110 градусов Цельсия без утраты заданных параметров качества. Значительным преимуществом является то, что он без утраты эксплуатационных свойств переносит циклы замораживания-оттаивания благодаря прочностным характеристикам при продольном и поперечном удлинении. Основные физико-механические показатели геотекстиля представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Физико-механические показатели нетканого геотекстиля

№ п/п Наименование показателей Значения показателей

1 Поверхностная плотность, г/м2. 150 200 250 300 350

2 Толщина при давлении 2 кПа, мм не менее 2,3 2,5 2,8 3,2 3,4

3 Относительное удлинение при 25% / 50% нагружении от разрушающего, % 58/93 55/90 53/88 47/85 45/80

4 Показатель удлинения при максимальной нагрузке в продольном/поперечном направлении, % 80/70 80/70 80/70 80/70 80/70

5 Показатель разрывной нагрузки в продольном/поперечном направлении, кН/м 3,0/3,4 5,6/6,0 6,0/6,5 6,7/7,6 7,2/8,6

6 Коэффициент фильтрации при нагрузке 2 кПа, м/сут 600 600 550 500 450

Дренажи с фильтрующими элементами на основе геотекстиля должны удовлетворять критерию, гарантирующему удерживание окружающего грунта с внешней стороны фильтра при свободном проходе грунтовой воды через тело фильтра [11]. В соответствии с удерживающим критерием FOS < n•Ds, где FOS - фильтрационный размер геотекстиля, который ассоциируется с размерами пор и структуры, п - число, зависящее от используемого критерия, Ds - характерный размер частиц окружающего грунта. Также фильтр должен быть в значительной мере более водопроницаем, чем окружающий грунт на протяжении всего транспортного сооружения [12, 13]. Таким образом, критерий водопроницаемости для геотекстилей: kG > N•ks, где kG - коэффициент фильтрации геотекстиля, N - число, зависящее от проектных характеристик (обычно варьируется от 10 до 100) и ks - коэффициент фильтрации окружающего грунта [14].

Критерии засорения, гарантирующие работоспособность геотекстиля, основываются на соотношении между размерами фильтрационных пор геотекстиля и частиц грунта, которые допускаются в составе потока жидкости, пропускаемого через тело фильтрующего элемента. Для оценки совместимости предполагаемого к использованию геотекстильного фильтра и грунта, необходимо выполнять эксплуатационные фильтрационные лабораторные испытания.

Обоснование конструктивного решения дренажа

Для исправной работы дренажной системы необходимо использовать качественные материалы. Основными критериями эффективности дренажа является правильно подобранный диаметр трубы и гранулометрический состав фильтрующего материала. Эти показатели играют важную роль. Во-первых, трубы для дрен подбираются с учетом их глубины залегания. Этим критерием является кольцевая жесткость. Она обозначается латинскими буквами SN и следующими за ними цифрами (сопротивляемость нагрузкам).

При укладке труб на глубину до четырех метров, жесткость должна быть SN4, до шести метров - SN6. На стадии проекта необходимо правильно рассчитать диаметр дренажной трубы, ведь требующий отвода объема воды будет составлять не только грунтовая вода, но и поверхностная вода (дождевая) с прилегающей площади водосбора [15]. Во-вторых, они должны быть гофрированными и перфорированными с размером круглых отверстия от 1,5 до 5 мм или прямоугольных пропилов от 3 до 7 мм, расположенных в шахматном порядке с шагом 100 - 200 мм. В основном производят трубы из полимеров - ПВД и ПНД (полиэтилен высокого и низкого давления) [16]. Для недопущения заиливания дна трубы и засоров перфорации, ее оборачивают геотекстильным материалом. С его помощью создается разделительно-фильтрационный слой, способствующий повышению срока эксплуатации объекта. Срок службы работы геотекстиля в качестве фильтрующего элемента колеблется от 10 - 15 лет, что позволяет сократить, межремонтные работы. Чем толще слой фильтрующего элемента, тем длиннее путь фильтрации, и тем эффективнее он задерживает в себе фильтрующие частицы. Этот процесс называется кольматацией [17, 18]. В процессе эксплуатации происходит засорение геотекстиля частицами грунта, и он перестает пропускать через себя воду. Основная задача геотекстиля -сформировать «обратный фильтр» у своей поверхности. При оценке фильтрационных возможностей геотекстиля можно пользоваться следующими критериями: О90W < d90 или О90W < 1; где О90W - это эффективный размер пор геотекстиля, соответствующий диаметру зерен грунта, 90% которого удерживается геотекстилем, мм; d90 - это диаметр зерен грунта засыпки, соответствующего 90 - процентному их содержанию, мм. Максимального эффекта можно достичь с применением двух слоев фильтрующих геосинтетических материалов, разделенных между собой прослойкой дренажного составляющего. На эту роль, с точки зрения

М Инженерный вестник Дона, №5 (2022) ¡\с1оп. ru/ru/magazine/arcЫve/n5y2022/7610

специалистов по дренированию [19], отлично подходит щебень фракции 20 -40 мм., который беспрепятственно пропускает грунтовую воду и в то же время является дополнительным барьером от грунтовых частиц мелкой фракции, защищая дно дренажной трубы, обернутой вторым слоем геотекстильного полотна, от заиливания [20, 21]. Геотекстиль, напрямую контактирующий с грунтом, должен иметь поверхностную плотность ниже, чем геотекстиль контактирующий с телом дренажной трубы. В таком случае, крайний материал будет меньше засорен мелкими частичками грунта в процентном соотношении с более плотным материалом, что позволит уже практически чистой грунтовой воде проходить через прослойку щебня. Второй слой геотекстиля, оборачивающий тело дренажной трубы, будет последним этапом фильтрации и очистки грунтовой воды. Этим способом получается достичь лучшей фильтрующей способности от геотекстильного материала и щебня, работающих совместно, следовательно, обезопасить дно трубы от заиливания и закупорки перфорированных отверстий. Данная конструкция не снижает стоимость водоотводящего сооружения по сравнению с технологией предыдущего поколения (обсыпка щебнем и песком), но существенно сокращает затраты при его дальнейшей эксплуатации. На рис. 2 представлена данная конструктивная схема.

о о о <=> о о о о р а о <э <=> «=>, о о о -о с/ о/о/о /О /О о 0 р су ск о/о/о Дз /С> р ,

^ ^ р/м Тй Я '.я

6 & <✓ • ъ/а, А

JW.il

> ^ АО ЫРа/о/Ьу

М^ХУ'А-Ж]'А

А А ^ «

'о/оуЬ л Л г! /Ь /6 & & <?

о /г ,6 /Ь ¡И ф ф о/о/о /о ,6 /£} <£ ф ф •

,<=>;<* /э £> -ч о, о <=,,<=>,<=>*> & <? Ч -о.

Рис. 2. - Конструктивная схема дренажа 1 - геотекстильное полотно; 2 - перфорированная дренажная труба; 3 - щебень; 4 - грунт обратной засыпки

Технология укладки геотекстиля для дренажа

Перед началом строительства дренажной системы необходимо определить тип почвы и гранулометрический состав грунта для правильного выбора поверхностной плотности геотекстиля. Важно установить местоположение самой высокой и самой низкой точки участка водопонижения, определить уровень грунтовых вод (УГВ) и глубину промерзания грунта (УПГ), для последующего определения и подбора дренажной трубы необходимой кольцевой жесткости и достаточной водопропускной способности [19].

Авторами данной статьи было принято решение о устройстве экспериментального участка дренажной системы летом, в период, когда УГВ самый низкий. Первостепенно устраивается траншея с наименьшим допустимым уклоном водоприемных труб, в зависимости от их диаметра должны находиться в пределах от 0,001 (при d = 500 мм) до 0,007 (при d = 150 мм) и глубиной ниже УПГ на 40 см. Ширина траншеи на 45 - 50 см больше диаметра трубы. Дно траншеи выравнивается и уплотняется. После устройства траншеи в нее укладывают выравнивающий слой из песка с фильтрующей способностью не менее 5 м/сут. и толщиной зависящей от типа почвы (суглинистых 15 см, глинистых не менее 20 см), который накрывается геотекстильным полотном так, чтобы края выходили наружу канавы с достаточным запасом для последующего закрытия конструкции. Система горизонтального трубчатого дренажа должна включать в себя смотровые, перепадные и приёмные колодцы. На дно траншеи, уже с уложенным геотекстилем, засыпается щебень фракции 10 - 20 мм., толщиной слоя 30 -40 см. Затем начинается укладка дренажных труб, от дренажного колодца, с соблюдением уклона. Трубы необходимо тщательно обмотать геотекстилем, закрепив места стыков веревкой или тонкой проволокой для предотвращения раскрытия. Помимо пропускной способности, в функции геотекстиля входит

защита перфорационных отверстий трубы от засорения. Для соединения элементов конструкции используются двусторонние муфты и разнообразные по форме фитинги. Прокладку осуществляют аккуратно, без коррекции размещения трубы, чтобы не повредить обмотку. Следующим шагом монтажа дренажных труб будет их засыпка слоем щебня, толщиной около 20 см. и его последующим уплотнением, после чего конструкция оборачивается находящимися на поверхности полотнами геотекстиля с минимальным нахлёстом друг на друга, и закрепление места стыков веревкой или тонкой проволокой для предотвращения раскрытия. Оставшуюся часть траншеи заполняют местным грунтом с его послойным уплотнением, рис. 3.

Рис. 3. - Технология укладки дренажной трубы: а) дренажная труба; б) обратная засыпка местным грунтом; в) дренажный колодец; г) отвод воды в ливневую канализацию

Выводы

В ходе анализа систем водоотвода авторами данной статьи выявлено, что строительство дренажа является сложным и трудоёмким технологическим процессом, который требует индивидуального подхода к

каждому конкретному случаю на основе результатов инженерно-геологических изысканий с учётом различных факторов, влияющих на правильный выбор конструкции водоотвода.

Как показывают результаты теоретических и практических исследований, разработанная конструкция дренажа с использованием фильтра из двух слоёв нетканого геотекстильного материала с применением дискретной щебёночной прослойки между ними, повышают эффективность функционирования всей системы по сравнению с традиционной технологией устройства водоотводных сооружений. Также существенными положительными достоинствами являются: повышение надежности, долговечности, устойчивости и стабильной работы предложенной конструкции дренажа с применением трубофильтра из нетканого геотекстиля. Проделанные работы и их результаты могут быть использованы на всей территории Российской Федерации как на стадии проекта, так и при строительстве, реконструкции и ремонте водоотводных сооружений.

Литература

1. Ананьев В.П. Инженерная геология, издание второе. Москва: Высшая школа, 2002. С. 266-271.

2. Masrouri F. Laboratory hydraulic testing in unsaturated soils / F. Masrouri, K.V. Bicalho, K. Kawai // Geotechnical and Geological Engineering. 2008. Vol. 26. № 6. pp. 691-704.

3. Окост М.В. Повышение нагрузок и скоростей движения требует усиления железнодорожного земляного полотна // Инженерный вестник Дона, 2008, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2008/71.

4. Жолоб Д.В. Влияние влажности склонов и давления грунта на транспортные сооружения Черноморского побережья Кавказа // Всероссийский форум молодых исследователей (10 мая 2020). Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. 49 с.

М Инженерный вестник Дона, №5 (2022) ivdon. ru/ru/magazine/archive/n5y2022/7610

5. Эггельсманн, Р. Руководство по дренажу, издание второе. Москва: Колос, 1984. С. 90-96.

6. Андреев О.В. Проектирование автомобильных дорог, I Том, издание второе. Москва: Транспорт, 1987. 137 с.

7. Васильев А.П. Строительство и реконструкция автомобильных дорог: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД), Том I. Москва: Информавтодор, 2005. 646 с.

8. Болдырев Г.Г. Механика грунтов. Основания и фундаменты (в вопросах и ответах). Пенза: ПГУАС, 2009. 412 с.

9. Далматов Б.И. Механика грунтов, основания и фундаменты, издание второе. Санкт-Петербург: Ленинград Стройиздат, 1988. 82 с.

10. Подольский Вл.П. Технология и организация строительства автомобильных дорог, I Том «Земляное полотно». Издательство Воронежского государственного университета, 2005. 528 с.

11. Tuller M. Water Retention and Characteristic Curve / M Tuller, D Or. - Elsevier Ltd., 2015. pp. 278-285.

12. Королев В.А. Водопроницаемость грунтов. Санкт-Петербург: ВСЕГЕИ, 2010. 211 c.

13. Рыльцева Ю.А. Лысов В.А. Совершенствование методов расчета процессов обезвоживания осадков природных вод на площадках подсушивания // Инженерный вестник Дона, 2012, №3. URL: ivdon. ru/ru/magazine/archive/n3y2012/1011.

14. Ухов С.Б. Механика грунтов, основания и фундаменты, издание четвертое. Москва: Высшая школа, 2007. С. 96-97.

15. Федотов Г.А. Инженерная геодезия. Москва: Высшая школа, 2002. 39 с.

16. Подольский Вл.П. Технология и организация строительства автомобильных дорог. Дорожные покрытия. Москва: Академия, 2012. 304 с.

17. Жолоб Д.В. Особенности формирования поровой структуры обратных фильтров горизонтальных дренажей в связных грунтах // Международная научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (23-25 мая 2018) «Молодежь и научно-технический прогресс в дорожной отрасли юга России». Волгоград: ВолгГТУ, 2018. 132 с.

18. Nield D.A. Convection in Porous Media / D.A. Nield, A. Bejan. -New Yоrk: Springer, 1999. 545 p.

19. Криулин К.Н. Дренажные системы. Санкт-Петербург: Студия НТ-Принт, 2014. 13 с.

20. Кириллов В.С. Основания и фундаменты, издание второе. Москва: Транспорт, 1980. 17 с.

21. Маскет М. Течение однородных жидкостей в пористой среде. Ижевск: НИЦ, 2004. 628 с.

References

1. Anan'yev V.P. Inzhenernaya geologiya, izdaniye vtoroye [Engineering geology, second edition]. Moskva: Vysshaya shkola, 2002. pp. 266-271.

2. Masrouri F. Laboratory hydraulic testing in unsaturated soils. F. Masrouri, K.V. Bicalho, K. Kawai. Geotechnical and Geological Engineering. 2008. Vol. 26. № 6. pp. 691-704.

3. Okost M.V. Inzhenernyj vestnik Dona. 2008. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2008/71.

4. Zholob D.V. Vserossiyskiy forum molodykh issledovateley (10 maya 2020) [All-Russian Forum of Young Researchers (May 10, 2020)]. Petrozavodsk: MTSNP «Novaya nauka», 2020. 49 p.

5. Eggel'smann, R. Rukovodstvo po drenazhu, izdaniye vtoroye [Drainage Guide, second edition]. Moskva: Kolos, 1984. pp. 90-96.

6. Andreyev O.V. Proyektirovaniye avtomobil'nykh dorog, I Tom, izdaniye vtoroye [Design of highways, Volume I, second edition]. Moskva: Transport, 1987. 137 p.

7. Vasil'yev A.P. Stroitel'stvo i rekonstruktsiya avtomobil'nykh dorog: Spravochnaya entsiklopediya dorozhnika (SED), Tom I [Construction and reconstruction of highways: The Reference Encyclopedia of the Road Worker (SED), Volume I]. Moskva: Informavtodor, 2005. 646 p.

8. Boldyrev G.G. Mekhanika gruntov. Osnovaniya i fundamenty (v voprosakh i otvetakh) [Soil mechanics. Foundations and foundations (in questions and answers)]. Penza: PGUAS, 2009. 412 p.

9. Dalmatov B.I. Mekhanika gruntov, osnovaniya i fundamenty, izdaniye vtoroye [Soil Mechanics, foundations and foundations, second edition]. Sankt-Peterburg: Leningrad Stroyizdat, 1988. 82 p.

10. Podol'skiy Vl.P. Tekhnologiya i organizatsiya stroitel'stva avtomobil'nykh dorog, I Tom «Zemlyanoye polotno» [Technology and organization of road construction, Volume I "Roadbed"]. Izdatel'stvo Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, 2005. 528 p.

11. Tuller M. Water Retention and Characteristic Curve. M Tuller, D Or. Elsevier Ltd., 2015. pp. 278-285.

12. Korolev V.A. Vodopronitsayemost' gruntov [Water permeability of soils]. Sankt-Peterburg: VSEGEI, 2010. 211 p.

13. Ryl'tseva YU.A. Lysov V.A. Inzhenernyj vestnik Dona. 2012. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2012/1011.

14. Ukhov S.B. Mekhanika gruntov, osnovaniya i fundamenty, izdaniye chetvertoye [Soil Mechanics, Foundations and Foundations, fourth edition]. Moskva: Vysshaya shkola, 2007. pp. 96-97.

15. Fedotov G.A. Inzhenernaya geodeziya [Engineering geodesy]. Moskva: Vysshaya shkola, 2002. 39 p.

16. Podol'skiy Vl.P. Tekhnologiya i organizatsiya stroitel'stva avtomobil'nykh dorog. Dorozhnyye pokrytiya [Technology and organization of road construction. Road surfaces]. Moskva: Akademiya, 2012. 304 p.

17. Zholob D.V. Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferentsiya studentov, aspirantov i molodykh uchenykh (23-25 maya 2018) «Molodezh' i nauchno-tekhnicheskiy progress v dorozhnoy otrasli yuga Rossii» [International Scientific and Technical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists (May 23-25, 2018) "Youth and scientific and technological progress in the road industry of the South of Russia"]. Volgograd: VolgGTU, 2018. 132 p.

18. Nield D.A. Convection in Porous Media. D.A. Nield, A. Bejan. New York: Springer, 1999. 545 p.

19. Kirillov V.S. Osnovaniya i fundamenty, izdaniye vtoroye [Foundations and Foundations, second edition]. Moskva: Transport, 1980. 17 p.

20. Masket M. Techeniye odnorodnykh zhidkostey v poristoy srede [Flow of homogeneous liquids in a porous medium]. Izhevsk: NITS, 2004. 628 p.

21. Kriulin K.N. Drenazhnyye sistemy [Drainage systems]. Sankt-Peterburg: Studiya NT-Print, 2014. 13 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.