Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСЧС НА ОСНОВЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЁРСТВА'

ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСЧС НА ОСНОВЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЁРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зельский Алексей Георгиевич, Копнышев Сергей Львович

В статье рассматриваются вопросы привлечения материальных ресурсов частного сектора экономики для обеспечения мероприятий РСЧС. Обосновывается принципиальная возможность и необходимость взаимодействия государства и бизнеса при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зельский Алексей Георгиевич, Копнышев Сергей Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING SUSTAINABLE FUNCTIONING OF LOGISTICS SUPPORT FOR EMERGENCY PREVENTION AND RESPONSE SYSTEM ON THE BASIS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

PURPOSE. This article considers interaction between state and business in responding to emergency situations, examines conceptual issues of attracting material resources of private economy sector for logistics support activities in the field of emergency prevention and elimination, substantiates fundamental possibility and necessity of interaction between state and business in this field. METHODS. Economic mechanism of involving private sector to solve the problems of prevention and elimination of emergencies is analyzed. FINDINGS. Schematic diagram of interaction between government and business as mutually beneficial partners for activities in the field of emergency management, providing more active participation of business organizations in solving issues of material support of the activities is proposed. RESEARCH APPLICATION FIELD. The research results can serve as a basis for advanced research on implementing the principle of public-private partnership and the tools to use it in the field of emergency prevention and elimination. CONCLUSIONS. Material business resources will improve the efficiency of solving live-support problems in an emergency situation and will optimize the costs of budgets of different levels in creating state reserves of material resources.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСЧС НА ОСНОВЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЁРСТВА»

УДК 614.8.084

Зельский А. Г., Копнышев С. Л.

ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСЧС НА ОСНОВЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЁРСТВА

В статье рассматриваются вопросы привлечения материальных ресурсов частного сектора экономики для обеспечения мероприятий РСЧС. Обосновывается принципиальная возможность и необходимость взаимодействия государства и бизнеса при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: материальные ресурсы, материальное обеспечение, чрезвычайная ситуация, РСЧС, частно-государственное партнерство.

В соответствии с базовым документом «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [1], обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях (ЧС) достигается путём совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) [2]. Успешное функционирование РСЧС подразумевает осуществление мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения материальными средствами и услугами, минимально необходимыми для удовлетворения его жизненно важных потребностей. Перечень таких материальных средств и услуг достаточно большой, начинается он с предметов гигиены, продуктов питания, медикаментов, постельных принадлежностей и заканчивается обеспечением жилых помещений теплом и электричеством. Комплексность поставленной выше задачи предопределяет необходимость её централизованного государственного решения. Именно на органах государственной власти лежит ответственность за создание институциональной среды, подготовку и осуществление инфраструктурных проектов, обеспечивающих возможность функционирования экономики в сложных условиях ЧС, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации их последствий [3]. В частности, выработка и реализация задач государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС возложена на МЧС России и предусматривает методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, разработку и контроль за реализацией федеральных целевых программ [4].

Функционирование экономики государства в условиях ЧС федерального уровня и военного

положения имеет сходство, характеризующееся наличием и главенством социальных приоритетов по мобилизации ресурсов для наиболее эффективного реагирования на возникшие опасности. Несомненно, что способность страны к оперативной аккумуляции всех имеющихся ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС является значимым показателем её безопасности, непосредственно влияющим на безопасность жизни и здоровья населения, состояние окружающей среды, возможность снижения материального ущерба в случае возникновения ЧС. Поэтому вопросы материально-технического обеспечения, как непосредственно связанные с обеспечением устойчивого функционирования экономики, должны учитываться при формировании экономической политики страны и рассматриваться в качестве основных экономических индикаторов.

Ещё в начале XX века экономистом Д. М. Кейн-сом [5] было высказано утверждение о том, что рыночное хозяйство не может быть саморегулируемым при серьёзном нарушении макроэкономического равновесия, а для эффективного функционирования экономики и предотвращения экономических кризисов необходимо активно включать механизмы государственного регулирования. Сегодня так же, как и в прошлом веке, подобные идеи активно применяются в экономической практике и теории при формировании государственной экономической политики в разных странах мира.

При возникновении крупномасштабной ЧС имеется ряд общих с обычным экономическим кризисом параметров экономической среды: спад производства, закрытие предприятий и т. д. В то же время для функционирования производственной системы в условиях ЧС существует ряд особенностей: нарушение логистических цепочек при производстве товаров из-за разрушения инфраструктуры,

повышение значимости реального сектора экономики, парализация банковской сферы и т. д. [6].

Предприятия в своей экономической деятельности не закладывают запас прочности на возникновение форс-мажорных обстоятельств (затопление участков дорог, нарушение графика движения грузового железнодорожного транспорта, природные катаклизмы). Юридические лица заинтересованы в максимизации прибыли, поэтому повышать доходность предприятий будут с помощью логистических методов, уменьшая простои оборудования, запасы оборотных и основных средств и не учитывая возможности возникновения ЧС. Справедливо, что защиту своих интересов в этой области бизнес ждёт от государства, которое собирает налоги, в том числе и для обеспечения безопасной среды его функционирования.

На настоящий момент в государственной программе [7] в качестве одной из целей прописана минимизация экономического ущерба. Однако перечень целевых индикаторов и показателей, которые отражают количество населения, попавшего под воздействие опасных факторов ЧС, свидетельствует об отсутствии разработанного аппарата экономических показателей реальной производственной деятельности, что не позволит эффективно достигнуть целей программы по минимизации экономического ущерба.

Неотъемлемой частью современной экономической деятельности является страхование, но даже подобный механизм, хорошо проявляющий себя при ликвидации последствий ЧС, как правило, не сможет функционировать непосредственно в условиях ЧС.

Таким образом, разнообразие типов возможных ЧС и широкий спектр требующихся для их ликвидации материальных ресурсов, с одной стороны, и необходимость минимизации экономического ущерба - с другой, требуют не только создавать резервы материальных средств, но и уметь аккумулировать все имеющиеся у общества ресурсы, необходимые для ликвидации ЧС.

При значительных по размерам и последствиям ЧС возникает институциональный дисбаланс, который проявляется в том, что институциональная база, действующая до момента возникновения ЧС, перестаёт быть адекватной юридической надстройкой в новых условиях, особенно в зоне ЧС. При этом существенно изменяется равновесие между централизованным плановым управлением и свободными рыночными отношениями, подобные изменения касаются и распределения полномочий между собственниками, трансакционных издержек, уровня цен, соотношения между легальной и нелегальной экономиками и др. В таких условиях возникает объективная потребность значительного изме-

нения основной институциональной базы и адаптации её к новым условиям. Кроме того, потребностью становится регламентация отношений между предприятиями, расположенными в зоне ЧС, и рыночными агентами, не пострадавшими от воздействия поражающих факторов [8].

Частный сектор экономики владеет значительными запасами материальных ресурсов, которые могут стать жизненно необходимы при ликвидации последствий конкретной ЧС. В то же время законодательство ограничивает использование материальных ресурсов, находящихся в собственности частных юридических лиц, для проведения мероприятий по ликвидации ЧС из-за нерешённости вопросов стоимостной оценки и отсутствия нормативно-правовой базы возмещения понесённых затрат частному собственнику.

Принципиально новой схемой взаимодействия государства и бизнеса в рамках РСЧС может стать модель их действий, при которой в процесс ликвидации ЧС на законодательном уровне в качестве подрядчиков активно вовлекаются бизнес-структуры и обеспечивается оперативная оплата за выполненные работы из денежных резервов на ликвидацию ЧС, причём подобное взаимодействие планируется заблаговременно, исходя из типов и видов возможных ЧС на данной территории.

Практическая деятельность органов управления РСЧС по осуществлению закупок определённых товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных ЧС природного или техногенного характера, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера, когда применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно, сталкивается с необходимостью развития и совершенствования положений ст. 80 и п. 9 ч. 1 ст. 3 закона [9] для повышения оперативности и эффективности функционирования РСЧС. Это подразумевает под собой не только отсутствие предварительной оплаты и отсрочку платежа, закупку у единственного поставщика, расширение перечня товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера, но и создание новых подходов к определению экономической целесообразности заключения договоров с организациями частного сектора экономики в указанных условиях.

Ресурсы частного сектора экономики по видам работ и конечному результату могут привлекаться при использовании:

- строительной и автотранспортной техники;

- запасов материальных ресурсов (в виде готовой продукции или запасов сырья);

- производственных мощностей;

- зданий и сооружений и др.

Важной особенностью рыночной экономической системы является её склонность к товарному перепроизводству, что с высокой вероятностью способно гарантировать наличие товаров (по значительному количеству пунктов товарной номенклатуры), которые могут быть задействованы при реагировании на возникшую ЧС или при ликвидации её последствий.

Президентом РФ поставлена задача [10] по сокращению в 2015-2017 гг. расходов федерального бюджета за счёт снижения неэффективных затрат. Общий вектор государственной политики направлен в сторону сокращения расходов, оптимизации имеющихся сил и средств. Авторами статьи выдвигается предположение, что при достаточном исследовании ресурсных возможностей рынка и выработке алгоритма взаимодействия между государством и частным сектором экономики подобное взаимодействие может стать эффективным государственным инструментом, который позволит сократить объём запасов материальных ресурсов, снизив финансовую нагрузку на бюджеты разных уровней, а также эффективно использовать имеющиеся у общества ресурсы для ликвидации ЧС.

В настоящее время принципиально разработаны и законодательно закреплены юридические

основы по использованию имеющихся финансовых резервов, предусмотренных для выделения из резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях предупреждения и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий [11]. Использование указанного механизма может оказаться достаточно эффективным инструментом привлечения организаций частного сектора к решению задач ликвидации ЧС.

Логика выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и снижению социально-экономического ущерба для повышения эффективности и устойчивости функционирования системы материально-технического обеспечения заставляет искать возможности использования ресурсов частного сектора экономики. В перспективе механизм такого частно-государственного партнёрства потребует разработки и своего законодательного закрепления, так как его реализация способна повысить оперативность доставки материальных ресурсов к месту чрезвычайных ситуаций, минимизировать затраты бюджетов разных уровней при создании государственных резервов материальных ресурсов, а также оптимизировать оборот средств и ресурсов, важных для экономического развития страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [Электронный ресурс] // Собрание законодательства Российской Федерации . - 2004. - № 28 (12 июля). - ст. 2882. Режим доступа: http://www.szrf.ru/doc.phtml?nb=edition00&issid=2004028000 &docid=96 (дата обращения 18.02.2017 г.)

5. Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное / Джон Мейнард Кейнс; [пер. с англ. Е. В. Виноградова и др.] - М.: Эксмо, 2007. - 957 с.

6. Karim A. J. Business Disaster Preparedness: An Empirical Study for measuring the Factors of Business Continuity to face Business Disaster // International Journal of Business and Social Science, 2011, vol. 2, no. 18, pp. 183-192.

7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 300 «О государственной программе Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"».

8. Вакарёв А. А, Ушамирский, А. Э. Комплексное влияние чрезвычайных ситуаций на региональную экономику // Матер1али I М1жнародно1 науково-практично1 конференцп «Передов1 науко в1розробки - 2006». - Том 4. Економ1чш науки. -Дншропетровськ: Наука 1 освгга, 2006. - С. 45-55.

9. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. // Российская газета. -2014. - № 278.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» [Электронный ресурс] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. -№ 8 (24 февраля). - ст. 809. Режим доступа: http://www.szrf.ru/ doc.phtml?nb=edition00&issid=2014008000&docid=73 (дата обращения 18.02.2017 г.)

Материал поступил в редакцию 10 мая 2016 года.

Zelsky A., Kopnyshev S.

INCREASING SUSTAINABLE FUNCTIONING OF LOGISTICS SUPPORT FOR EMERGENCY PREVENTION AND RESPONSE SYSTEM ON THE BASIS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

ABSTRACT

Purpose. This article considers interaction between state and business in responding to emergency situations, examines conceptual issues of attracting material resources of private economy sector for logistics support activities in the field of emergency prevention and elimination, substantiates fundamental possibility and necessity of interaction between state and business in this field.

Methods. Economic mechanism of involving private sector to solve the problems of prevention and elimination of emergencies is analyzed.

Findings. Schematic diagram of interaction between government and business as mutually beneficial partners for activities in the field of emergency management, providing more active

participation of business organizations in solving issues of material support of the activities is proposed.

Research application field. The research results can serve as a basis for advanced research on implementing the principle of public-private partnership and the tools to use it in the field of emergency prevention and elimination.

Conclusions. Material business resources will improve the efficiency of solving live-support problems in an emergency situation and will optimize the costs of budgets of different levels in creating state reserves of material resources.

Key words: material resources, material supply, emergency, private-public partnership.

REFERENCES

1. Decree of the President of the Russian Federation on 12 May, 2009, no. 537, "On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020". (in Russ.).

2. Decree of the Government of the Russian Federation on 30 December, 2003, no. 794, "On the Unified State System for Preventing and Eliminating Emergency Situations". (in Russ.).

3. Federal law of Russia on December 21, 1994, no. 68, "On protection of the population and territories from emergency situations of natural and technogenic character". (in Russ.).

4. Decree of the President of the Russian Federation on 11 July, 2004, no. 868, "On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020". Available at.: http://www.szrf.ru/ doc.phtml?nb=edition00&issid=2004028000&docid=96 (accessed 18 February, 2017). (in Russ.).

5. Keynes J.M. Obshchaia teoriia zaniatosti, protsenta i deneg [The General Theory of Employment, Interest and Money]. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 957 p.

6. Karim A.J. Business Disaster Preparedness: An Empirical Study for measuring the Factors of Business Continuity to face Business Disaster. International Journal of Business and Social Science, 2011, vol. 2, no. 18, pp. 183-192.

7. Decree of the Government of the Russian Federation on 15 April, 2014, no. 300, "About the state program of the

Russian Federation «Protection of population and territories from emergencies, ensuring fire safety and safety of people on water objects»". (in Russ.).

8. Vakarev A.A., Ushamirsky A.E. Combined impact of emergency situations on the regional economy. Mat. 1-i Mizhdunar. nauch.-prakt. konf. "Peredovinaukovirozrobki - 2006" [Proc. of the 1st Int. Sci.- Prakt. Conf. "Peredovinaukovirozrobky - 2006"]. Dnepropetrovsk, Science and Education Publ., 2006, pp. 45-55. (in Ukraine).

9. Federal law of Russia on 5 April, 2013, no. 44, "On the contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs". (in Russ.).

10. The message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on December 4, 2014. Rossiiskaia gazeta, 2014, no. 278.

11. Decree of the Government of the Russian Federation on 15 February, 2014, no. 110, "On the allocation of budgetary appropriations from reserve Fund of the Government of the Russian Federation for prevention and liquidation of emergency situations and consequences of natural disasters". Available at.: http://www.szrf.ru/doc.phtml?nb=edition00&issid=2014008000&docid=73 (accessed 18 February, 2017). (in Russ.).

. 7 I State Fire Academy of EMERCOM of Russia, ALEKSEi Zelsky .. n • Moscow, Russia

SERGEi KOPNYSHEV

Candidate of Technical Sciences

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.