Научная статья на тему 'Повышение устойчивости бюджетов субъектов Федерации как стратегическая задача повышения эффективности публичных финансов'

Повышение устойчивости бюджетов субъектов Федерации как стратегическая задача повышения эффективности публичных финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2818
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ И БЮДЖЕТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / ВЫРАВНИВАНИЕ / FINANCIAL AND FISCAL STABILITY / FINANCIAL FLOWS / ALIGNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шимширт Наталья Дмитриевна

Статья посвящена проблемам обеспечения финансовой самостоятельности и устойчивости региональных и муниципальных бюджетов. Выделяются параметры формирования финансовой устойчивости, ставится проблема самофинансирования на региональном уровне, делается вывод о необходимости комплексной работы по перераспределению налоговых доходов и совершенствованию межбюджетных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шимширт Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of stability the budgets of the regions as a strategic objective of improving the efficiency of public finance

Article is devoted to ensuring the financial independence and sustainability of regional and municipal budgets. Stand parameters for the financial stability, raise the problem of self-financing at the regional level, the conclusion about the necessity of comprehensive work on the redistribution of tax revenues and improving intergovernmental relations.

Текст научной работы на тему «Повышение устойчивости бюджетов субъектов Федерации как стратегическая задача повышения эффективности публичных финансов»

2013 Экономика №2(22)

УДК 336.1; 336.13-14

Н.Д. Шимширт

ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ

Статья посвящена проблемам обеспечения финансовой самостоятельности и устойчивости региональных и муниципальных бюджетов. Выделяются параметры формирования финансовой устойчивости, ставится проблема самофинансирования на региональном уровне, делается вывод о необходимости комплексной работы по перераспределению налоговых доходов и совершенствованию межбюджетных отношений.

Ключевые слова: финансовая и бюджетная устойчивость, финансовые потоки, выравнивание.

Устойчивость экономической системы в целом - это ее способность противостоять неблагоприятным внутренним и внешним силам, сохраняя при этом параметры развития, стабильные показатели и оптимальные пропорции, динамизм развития и эффективное использование ресурсов, сохраняемых и воспроизводимых для нужд страны и будущих поколений. Совокупная устойчивость экономической системы может складываться за счет устойчивости ее элементов и уровней, за счет ее разновидностей (финансовая, экологическая, инвестиционная и пр.). Главным показателем и условием обеспечения устойчивости экономической системы является устойчивый экономический рост. В контексте нашего предмета исследования выделяем устойчивость бюджетной системы и региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ на 2013-2015 гг. поставлена задача сформировать эффективную систему управления рисками, позволяющую обеспечивать прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций и быстрое реагирование на них, организовать работу по постоянному мониторингу системных рисков.

Эти риски можно разделить на внешние и внутренние. К внешним рискам относятся риски снижения цен на нефть, нестабильность мировой экономики, доля России в мировой торговле, кризисные явления на мировом рынке заимствований, волатильность курсов мировых валют. К внутренним рискам относятся риски повышения уровня инфляции, уровень конкурентоспособности российской продукции, высокий уровень изношенности основных средств, низкий уровень инвестиций в развитие экономики.

Устойчивость - одно из основных свойств финансовой системы, сохранение которого является главной задачей финансового менеджмента.

Понятие «устойчивость» рассматривается в различных областях научного знания и не находит единого толкования в работах отечественных и зарубежных исследователей. Устойчивость - это способность системы возвращаться

в состояние равновесия при возмущающих воздействиях внешней среды. Л.И. Абалкин видит устойчивость национальной народно-хозяйственной системы (а следовательно, и каждой из региональных экономик) в безопасности, стабильности, способности к постоянному обновлению и совершенствованию [1]. Основными характеристиками устойчивого развития региональной системы являются надежность ее экономической конструкции, адаптивность и эластичность регионального воспроизводственного процесса, когда наличествуют естественные колебания спроса и когда нет резких колебаний социально-экономических процессов. В.Н. Лексин и А.Н. Швецов признаками устойчивости региона называют длительность сохранения условий для воспроизводства потенциала территории (ее социальной, природно-ресурсной, экологической, хозяйственной и других составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации [2].

Приступая к анализу категории «финансовая устойчивость региона», необходимо отметить, что общепринятой трактовки этого понятия не существует, нет и единого понятия «устойчивость». Как известно, понятие «устойчивость» достаточно широко применяется в научной и практической деятельности. В философской литературе под устойчивостью понимается постоянство, пребывание в неизменном состоянии. В естественных науках устойчивость рассматривается как способность противостоять усилиям, стремящимся вывести исследуемый объект из исходного состояния. Таким образом, устойчивой системой будет считаться та, которая находится в некоем оптимальном и неизменном состоянии, в котором, как правило, отсутствуют тенденции к изменению.

В научной литературе имеется целый ряд публикаций, посвященных анализу категорий «финансовое состояние», «финансовая устойчивость». Обзор различных точек зрения позволил раскрыть сущностное содержание финансовой устойчивости, под которой понимается важная составная часть характеристики финансового состояния объекта, определяемая его финансовой стабильностью и независимостью в случае изменения внешних и внутренних условий воспроизводства, способностью поддержания платежеспособности и перспектив средне- и долгосрочного развития.

Под финансовой устойчивостью региона понимают сбалансированность денежных доходов и расходов региона и их пропорциональное изменение под воздействием внешних и внутренних факторов в целях обеспечения полномочий органов власти региона, его социально-экономического и политического развития в текущей и долгосрочной перспективе. Очевидно, что рост ВРП является определяющим детерминантом развития региона. Без роста экономики невозможно развитие региона за счет собственных ресурсов.

Большинство исследователей при оценке финансовой устойчивости региона оценивают лишь устойчивость бюджета как главного источника ресурсной базы региона, не рассматривая при этом иные источники средств.

Мы обращаемся к финансовой устойчивости, следовательно, определяется и сфера анализа - это финансы. Финансы - важнейший институт государственной власти, но его модернизация должна охватывать всю сферу финансовых отношений: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, внебюджетные фонды, систему страхования, а также корпоративные финан-

сы. Механическая модернизация элементов финансовой сферы, или внесение изменений в финансовую систему, не создает долговременных импульсов развития. Государство должно сформировать общий план модернизации, разработать ее философию, логику, этапы процесса и на этой основе сформулировать стратегию и долгосрочный план модернизации экономики на 1015 лет [3].

Характеризуя финансовую устойчивость, можно отметить, что это, прежде всего, способность территории рассчитываться по своим обязательствам, а также это состояние экономики, при котором обеспечиваются условия для ведения расширенного воспроизводства за счет собственных источников. Следовательно, необходимо отметить особенность - не просто неизменное состояние объекта, а развитие, расширение. С другой стороны, финансовая устойчивость - составная часть общей устойчивости региона, которую определяют сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих региону поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени.

Финансовая устойчивость территории - это такое движение бюджетных потоков, их структуры и динамики, которое обеспечивает территориальным органам власти возможность полного, своевременного выполнения своих обязательств, способствует сбалансированному развитию экономики и социальной сферы.

На основе использования методов системного анализа можно выявить основные внутренние (структура доходов бюджета, ритмичность поступления доходов и осуществления платежей) и внешние (относящиеся к характеристикам среды, в которой протекает территориальный бюджетный процесс) факторы, определяющие финансовую устойчивость.

Если основываться на тезисе о том, что устойчивость есть характеристика эволюции системы, то ее оценка должна быть непосредственно связана с экономической динамикой параметров как самой системы, так и окружающей ее среды, а также прогнозом ее вероятных изменений.

К числу важнейших параметров внешней среды, влияющих на устойчивость, относятся:

• факторы, определяющие финансовый потенциал региона (отраслевая структура экономики региона и ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, финансово-экономическое положение предприятий и состояние их деловой активности, инвестиционная активность предприятий и технический уровень производственного аппарата, уровень развития рыночной инфраструктуры и т.д.);

• социально-демографическая среда, определяемая параметрами уровня и качества жизни населения, состоянием рынка труда, динамикой доходов;

• условия и факторы, обеспечивающие стабильность бюджетной системы в целом.

Бюджетные отношения, являясь разновидностью экономических отношений, реализуются в условиях существования сложной и многоуровневой территориальной организации общества, а эта организация, базирующаяся на принципах федерализма и местного самоуправления, сама требует для своего

поддержания и функционирования особых экономических условий и механизмов.

Основой формирования бюджетных ресурсов является региональный процесс производства товаров и услуг, а главным их источником - созданный в регионе валовой региональный продукт. Доходная база регионального бюджета является прямым следствием мобилизации имеющегося в регионе финансового потенциала (т. е. размера средств, которые объективно могут быть использованы в создании валового регионального продукта и обеспечения населения всеми социально-экономическими благами). Другим источником поступления финансовых ресурсов на территорию являются средства федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Выделяются два пути повышения устойчивости доходной базы бюджетов субъектов Федерации:

• модернизация модели бюджетного федерализма в направлении, обеспечивающем рост собственных доходов региональных бюджетов на основе активизации налоговых и неналоговых источников;

• укрепление и развитие финансового потенциала, основанного на устойчивом росте созданного в регионе валового регионального продукта.

В обеспечении финансовой устойчивости территории в условиях кризиса следует сформировать определенные принципы и выделить возможности сформировать встроенные стабилизаторы в модели обеспечения финансовой устойчивости. Принципами обеспечения финансовой устойчивости могут быть:

1) адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов;

2) повышение эффективности расходов бюджета;

3) резервирование части доходов для компенсаций в неблагоприятные периоды.

В качестве встроенных стабилизаторов необходимо использовать заимствования, приведение расходов к планируемым доходам, межбюджетные трансферты.

Фискальная независимость в части бюджетных расходов предполагает, что субъекты Федерации и муниципалитеты могут с определенной степенью свободы определять набор услуг, предоставляемых населению, а также их объем и качество. В части формирования доходов фискальная независимость включает в себя права муниципалитетов по введению налогов, изменению налоговых ставок, администрированию налогов. Права по введению новых налогов и изменению налоговых ставок, как правило, тем или иным образом ограничиваются государственным законодательством. В России Налоговый кодекс определяет исчерпывающий перечень налогов, которые могут взиматься на региональном и местном уровнях. Степень достижения фискальной независимости по доходам зависит от доли доходов, получаемой местными бюджетами в зависимости от решений по «расщеплению» налогов и выделению трансфертов, принимаемых органами государственной власти.

Децентрализация бюджетной системы и значительная степень фискальной независимости должны предоставить органам государственной власти на региональном уровне и органам местного самоуправления возможность принимать как более самостоятельные решения по формированию налоговой

базы, так и по набору предоставляемых услуг. В этом случае результатом будет рост благосостояния населения.

Тем не менее процессы децентрализации и увеличения уровня фискальной независимости для муниципалитетов в России развиваются медленно. В первую десятку Россия впервые вошла в 2011 г. по номинальному ВВП [4].

В ситуации бюджетной централизации федеральное правительство имеет больше возможностей решать макроэкономические проблемы, в том числе проблемы финансовой стабилизации.

Второй аргумент в пользу централизации бюджетной системы - в стране с низким уровнем развития и резко различающимися доходами богатых и бедных слоев населения, а также территорий государство должно иметь больше возможностей по выравниванию доходов.

На наш взгляд, устойчивость региональной финансовой системы трактуется как ее способность функционировать в рамках заданных ресурсных ограничений региона в условиях постоянных внешних и внутренних возмущающих воздействий.

Представляя региональную финансовую систему с применением инструментария системного подхода, возможно использовать понятие системной устойчивости. В качестве целевой функции (выход системы) можно принять совокупность показателей устойчивости региональной финансовой системы, а в качестве ресурсов (вход в систему) - совокупность информационных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Региональная финансовая система будет устойчивой, если для любого достаточно большого изменения влияющих на нее параметров существует такое управление, которое обеспечит соблюдение динамического равновесия системы, стабильность структуры ее ключевых ресурсов.

Если входящие ресурсные потоки в региональной финансовой системе не будут сбалансированы по видам ресурсов и времени ожидания выгод, то такая система не может быть потенциально устойчива.

Можно выделить две основные группы факторов финансовой устойчивости: количественные и качественные. Действие количественных факторов заключается в том, что количественный результат функционирования системы заранее превосходит некоторое целевое значение показателя, и поэтому есть некоторый «запас прочности», такой, что даже если под воздействием внешней среды значение целевого показателя окажется меньше запланированного, то считается, что система функционирует устойчиво. Действие качественных факторов проявляется в возможности быстрой адаптации системы к изменившимся условиям внешней среды. В этой связи задача анализа устойчивости функционирования системы относительно поставленной цели состоит в определении меры возможности достижения ею поставленной цели в условиях неопределенности параметров внешней среды.

При всем разнообразии методологических подходов к оценке финансовой устойчивости экономической системы на современном этапе можно выделить два основных направления:

1) построение системы частных индикаторов, каждый из которых измеряет отдельные аспекты финансовой устойчивости региональной экономической системы;

2) конструирование агрегированного интегрального показателя устойчивости региональной экономической системы.

В настоящее время механизм оценки финансовых позиций региона основан исключительно на анализе качества управления бюджетными ресурсами, что не отражает реальную ресурсообеспеченность территории и искажает рейтинг ее социально-экономической динамики. Определение уровня устойчивости в развитии территории на основе анализа ее способности к формированию финансовой самообеспеченности требует разработки методологического аппарата оценки финансового потенциала субъекта Федерации и муниципального и эффективности его распределения с учетом факторов риска.

Как показали мировые финансовые кризисы 1998 и 2008 гг., достаточно изменения одного-двух параметров глобальных финансов, как российская финансовая система переходит в нестабильное состояние. Причины в том, что финансовая сфера в России имеет в своей основе слабый производственноэкономический фундамент, где доминирует небольшое число отраслей и видов деятельности (ТЭК, торговля, имущество, посреднические услуги). Низок потенциал разделения и кооперации труда, поэтому не сформировалась система конкурентных товарных рынков, слаба доходная база бюджета и корпоративного сектора. Без развитого товарного производства, увеличения его масштаба, обеспечения согласованности основных показателей экономики нельзя создать сбалансированную систему финансовых индикаторов [3. С. 57].

Устойчивое экономическое развитие территории в настоящее время в большей мере определяется эффективностью финансово-кредитных отношений и во многом обусловлено финансовой стабильностью и обеспеченностью субъектов регионального воспроизводства. Поэтому главное место в системе исследования устойчивого экономического развития региона занимает формирование и оценка его финансового потенциала. В последние годы термин «финансовый потенциал» прочно вошел в деловой оборот ученых и практиков России. Однако его содержание пока весьма неопределенно. Зачастую в экономической литературе данный термин используется в качестве синонима термина «налоговый потенциал». Но эти понятия означают принципиально различные экономические явления. Если финансовый потенциал включает совокупность всех финансовых ресурсов того или иного региона, то налоговый потенциал является лишь частью этих ресурсов. В состав финансового потенциала могут входить финансовые ресурсы, которые либо вообще не составляют объекта налогообложения в рамках принятой налоговой системы, либо попадают под налогообложение частично. Понятия налогового и финансового потенциалов различаются и с точки зрения влияния каждого из них на формирование доходной части бюджета соответствующего уровня.

Экономическая сущность финансового потенциала региона определяется совокупностью четырех аспектов:

1. Финансовый потенциал как способность региона воспроизводить ресурсную базу для обеспечения производственно-экономической деятельности, выполнения социальных задач и обеспечения устойчивости регионального развития.

2. Финансовый потенциал как совокупность имеющихся на территории финансовых и денежных ресурсов, необходимых для поддержания устойчивости экономической деятельности муниципального образования.

3. Финансовый потенциал как результат финансово-экономических отношений территории.

4. Финансовый потенциал как резерв, возможный к использованию для защиты развития территории от воздействия факторов риска и неопределенности.

В результате реализации принципов бюджетного федерализма происходит функциональное обособление каждого звена бюджетной системы и формирование особенностей бюджета той или иной территории. Анализ ситуации позволяет оценить степень устойчивости бюджета и выявить причины, вызвавшие нарушение устойчивости.

В настоящее время государственная статистика не позволяет достоверно оценить меру устойчивости и устойчивого развития регионов и страны в целом. Ориентировка на среднероссийские, среднерегиональные и другие данные становится все менее полезной: используя эти данные, можно утратить ориентиры и принять ошибочные решения.

Региональный финансовый потенциала включает три элемента - бюджетный, инвестиционный и кредитный потенциалы. Расчеты выявили, что уровень экономического развития региона от 30 до 80% определяется его финансовыми возможностями [5]. Центральное место в системе финансового обеспечения территории занимает бюджетный потенциал. Под бюджетным потенциалом понимается совокупность потенциалов всех возможных в данном регионе доходов бюджета, что раскрывает свойство его аддитивности. Условиями финансовой устойчивости бюджетов являются:

- сбалансированность доходов и расходов для развития;

- бюджетная самостоятельность и платежеспособность.

Выполнение данных условий характеризуется способностью органов власти субъектов РФ мобилизовать финансовые ресурсы для выполнения целей социально-экономического развития территорий и удовлетворения потребностей общества. Но в то же время следует отметить, что бюджет является не только финансовым планом доходов и расходов, предназначенных для реализации задач и функций, возлагаемых на органы власти субъектов РФ по развитию экономики, обеспечению социально-культурных и просветительских мероприятий, но и важнейшим инструментом политического процесса, а значит, и управления финансами субъектов РФ. Как бы ни складывалась система органов субъектов РФ, условием ее эффективного функционирования является наличие достаточных ресурсов, формирующих стабильную экономическую базу деятельности этих органов управления и необходимый объем бюджетных доходов.

В контексте оценки доходов субъекта Федерации и муниципальных образований необходимо учитывать двухсторонние финансовые потоки: из федерального бюджета в регион и налоги с территории в федеральный бюджет, из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований и налоги с муниципальных образований в областной бюджет. Расчет обеспеченности региона доходами целесообразно производить без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета, что позволит выявить наличие реальных ресурсов

для самофинансирования. В настоящее время в развитии бюджетных отношений обостряется проблема недостатка собственных доходов, что приводит к исчезновению критерия самостоятельности бюджетов, а также повышает уровень зависимости от вышестоящих бюджетов и не способствует решению задачи сокращения дотационности регионов, формирующейся в результате неэффективного перераспределения региональных и федеральных ресурсов.

Способность к самофинансированию региона определяет уровень бюджетной обеспеченности, а именно его способность производить максимальный объем собственных доходов для полноценного финансирования собственных расходов.

Для оценки финансовой устойчивости региона - субъекта Российской Федерации - предлагается и более широкий состав укрупненных региональных индикаторов финансовой устойчивости [6], таких как:

У степень дефицитности (профицитности) регионального бюджета;

У доля федеральных трансфертов и налоговых поступлений в региональном бюджете; внешний долг региона иностранным государствам, Федерации, другим регионам (абсолютный и в процентах к ВРП);

У внутренний долг региона (в процентах к ВРП);

У уровень инфляции в сравнении со средним по стране;

У наличие стабилизационных фондов, финансовых резервов, задолженности со стороны других государств, Федерации, других регионов;

У банковский капитал региональных банков в доле от общего банковского капитала страны;

У доля расходов на обслуживание внешних и внутренних долгов региона в процентах к региональному бюджету;

У доля трансфертов в муниципальные бюджеты в региональном бюджете;

У соотношение экспорта из региона в другие страны и импорта в регион из других стран, соотношение ввоза и вывоза товаров в другие регионы страны;

У утечка капиталов из региона за рубеж и в другие регионы;

У доля региональных инвестиций в ВРП;

У доля денежных расчетов в общем объеме оборота товаров и услуг;

У уровень гарантированности банковских вкладов в регионе;

У степень невыполнения финансовых обязательств в регионе;

У средние значения показателей финансовой устойчивости производственных предприятий, организаций региона в сравнении с нормативными значениями.

Установление критериев, пороговых значений, пределов изменения индикаторов финансовой устойчивости экономики региона - субъекта Российской Федерации - применительно ко всему кругу индикаторов представляет исключительно трудную в методическом и практическом отношении задачу.

По данным субъектов Российской Федерации, в общем количестве муниципальных образований, утвердивших местные бюджеты в 2011 г., 49,5% исполнены с профицитом, 45,5% - с дефицитом, у 5,0% муниципальных образований - с равенством доходов и расходов. Данное соотношение в разрезе федеральных округов представлено на рис. 1.

□ Профицитные □ Дефицитные ■('балансированные

Рис. 1. Общая характеристика состояния самодостаточности бюджетов муниципальных образований

в Российской Федерации в 2011 г. [7]

66,1%

28.0%

5,9%

2006 год

67,6%

64,1%

27,6%

8,3%

2007 год

24,8%

7,6%

2008 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59,4%

31,2%

9,4%

2009 год

□ Федеральный бюджет

66,1%

64,1%

67,6%

59,4%

□ Областной бюджет

28,0%

27,6%

24,8%

31,2%

□ Местный бюджет

5,9%

8,3%

7,6%

9,4%

Данные Департамента финансов Томской области

Рис. 2. Распределение налоговых доходов, собираемых на территории Томской области, по уровням бюджетной системы РФ

Анализ диаграммы (рис. 1) показывает, что доля сбалансированных бюджетов невысокая. По-прежнему дефицитных бюджетов много (от 30% в Северо-Кавказском федеральном округе до 57% в Южном федеральном

Н.Д. Шимширт

156 -----------------------------------------------------------------------------

округе). В целом по Российской Федерации эта доля составляет 45,5%. Понятно, что этому способствует в том числе и особый порядок распределения налоговых доходов, которые идут в бюджеты разных уровней. Для примера посмотрим, какая сумма налогов, собираемых в Томской области, идет в разные бюджеты (рис. 2).

Распределение по типам муниципальных образований в зависимости от финансовой самостоятельности в 2011 г. представлено в таблице.

Распределение муниципальных образований по доле межбюджетных трансфертов в доходах

муниципальных бюджетов

Доля МБТ (без суб- Доля соответствующих муниципальных образований в общем их коли-

венций) и доходов, ___________________________________честве, %

переданных по доп. нормативам, в собственных доходах местных бюджетов Всего Муницип. районы Городские округа Городские поселения Сельские поселения

Меньше 10% 6,7 25 24,3 18,6 5,4

10-30% 7,9 4,9 18,7 20,0 6,7

30-70% 32,0 41,8 40,4 39,1 30,1

Свыше 70% 53,4 50,8 16,6 22,3 57,8

Рис. 3. Соотношение числа субъектов Российской Федерации: самодостаточных и получателей дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2001-2013 гг. [7]

Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 2013 г. составит 73 и увеличится по сравнению с 2012 г. на один субъект Российской Федерации (Самарская область). В 2014-2015 гг. общее количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, составит 70 и 43 соответственно. Однако объем нераспределенных дотаций предусмотрен в 2014 г. на уровне 15% и в 2015 г. - на уровне 20% общей их суммы, что предполагает их дополнительное распределение и возможность

увеличения количества регионов - получателей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Данные рис. 3 иллюстрируют серьезность проблемы межбюджетного регулирования. Таким образом, решения проблемы обеспечения устойчивости бюджетов на региональном уровне нет. Однако уже в 2013 г. проводится работа по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения большей стабильности. В плане мероприятий по повышению эффективности системы межбюджетных отношений поставлена задача создания условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации, рассматривается вопрос формирования единого методологического подхода к определению общего объема финансовой помощи в виде единой «субвенции» [8]. Проработка вопросов улучшения финансового состояния с целью повышения степени бюджетной устойчивости и на уровне субъектов Федерации, и на уровне муниципальных образований невозможна без внешней поддержки финансовыми ресурсами.

Необходимость сокращения зависимости бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от межбюджетного регулирования, реализуемого на федеральном и региональном уровнях, требует формирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления собственных механизмов обеспечения сбалансированности бюджетов в долгосрочной перспективе, включая активное внедрение долгосрочного бюджетного планирования, резервирования дополнительных доходов, ограничения предельных бюджетных расходов. В будущем предполагается перераспределение налоговых доходов между федеральным центром и региональным уровнем, что потребует внесения изменений в Бюджетный кодекс. Часть рентных доходов, в частности НДПИ, можно прямо направлять в региональный бюджет. Называют цифру до 30%. Это, несомненно, улучшит финансовую обеспеченность бюджетной системы регионального уровня. По расчетам ИНП РАН, доля федерального бюджета снизится с 60 до 53-54% до 2020 г., а доля региональных бюджетов, естественно, увеличится [9]. Но необходимо отметить, что при этом улучшится положение тех субъектов Федерации, в которых есть добыча полезных ископаемых, остальные же не смогут улучшить свою бюджетную обеспеченность и возможности реализации всех задач определенного уровня власти. Требуется комплексная работа по перераспределению налоговых доходов и совершенствованию межбюджетных отношений.

Литература

1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 2004. № 12. С. 4-13.

2. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдиториал УРСС, 2012. 368 с.

3. Сенчагов В. Модернизация финансовой сферы // Вопросы экономики. 2011. Март. № 3. С. 53-64.

4. http://ubiznes.ru/top/top-10

5. Зенченко С.В. Финансовый потенциал региона: методы и модели оценки. Ставрополь: СевКавГту, 2008. 185 с.

6. Гаскаров А.Р. Финансовая устойчивость экономики региона - субъекта Российской Федерации в рыночных условиях хозяйствования. М.: ИЭ РАН, 2005. 53 с.

7. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 5 октября 2012 г. № 41К (874). иЯЬ: http://www.ach.gov.

8. Проект государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами». Февраль 2013 г. ИКЬ: http://www.minfin.ru.

9. Панфилов В.С., Говтванъ О.Дж. Финансовая политика России в перспективном периоде // Проблемы прогнозирования. 2012. № 6. С. 35-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.