Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
воспитатель / компетентность / дошкольная образовательная организация / ФГОС ДО / повышение профессиональной компетентности педагогических кадров / teacher competence / PEО / FSES PE / increase of level of pedagogical personnel

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосова А. В.

Рассматривается процесс повышения уровня компетентности воспитателей дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО. Под развитием методической компетентности воспитателей понимается процесс развития личности воспитателя в методическом плане в условиях реализации ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колосова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE LEVEL OF COMPETENCE OF TEACHERS OF PEO IN THE FSES PE

The process of raising the level of competence of teachers of PEО in the FSES PE. Under the development of methodical competence of teachers refers to the process of development of the personality of the teacher in the methodical plan to FSES PE.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

УДК 001.201

Колосова А.В. студент магистратуры 2 курса направление подготовки: Педагогическое образование программа подготовки: «Управление дошкольным и дополнительным образованием детей» Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет»

Россия, г. Барнаул ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС ДО

Аннотация. Рассматривается процесс повышения уровня компетентности воспитателей дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО. Под развитием методической компетентности воспитателей понимается процесс развития личности воспитателя в методическом плане в условиях реализации ФГОС ДО.

Ключевые слова: воспитатель, компетентность, дошкольная образовательная организация, ФГОС ДО, повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.

Kolosova A. V. graduate student 2nd year, field of study: Pedagogical education The educational program: "Management of preschool and

additional education for children " Federal State Budget Educational Institution of Higher Education

"Altai State Pedagogical University"

Russia, Barnaul

INCREASING THE LEVEL OF COMPETENCE OF TEACHERS OF

PEO IN THE FSES PE

Abstract. The process of raising the level of competence of teachers of PEО in the FSES PE. Under the development of methodical competence of teachers refers to the process of development of the personality of the teacher in the methodical plan to FSES PE.

Keywords: teacher competence, PEО, FSES PE, increase of level of pedagogical personnel.

Центральным положением, определенным в национальной доктрине образования в Российской Федерации [2], является создание условий для развития и самореализации каждой личности как гражданина, формирование поколения, способного учиться на протяжении жизни. Формирование

педагога XXI века, способного осуществлять профессиональную деятельность, реализовывать образовательную политику как приоритетную функцию государства, обеспечивать развитие и самореализацию личности, удовлетворения ее образовательных потребностей, обеспечение профессионально-личностного развития является целью федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [4].

В этих документах определяются основные составляющие образования: переподготовка (получение другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта), специализация (приобретение личностью способности выполнять основные задания и обязанности в пределах специальности), расширение профиля (повышение квалификации -приобретение лицом способности выполнять дополнительные задания и обязанности в пределах специальности), стажировка (приобретение личностью опыта выполнения задач и обязанностей определенной специальности).

Сегодня социуму необходимы воспитатели, готовые меняться и приспосабливаться к новым потребностям жизни, оперировать и управлять информацией, активно действовать, быстро принимать решения, учиться на протяжении жизни. А это значительно зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых используются понятия компетенция и компетентность, которые наиболее полно отвечают современному пониманию цели образования.

Возможности активизации обучения в условиях внедрения ФГОС ДО заключаются не только в изучении новейших методов обучения, а в их применении в соответствующей деятельности педагога.

Организация повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) в условиях ФГОС ДО позволяет учесть специфику работы воспитателя во время разработки и проведения стационарного и заочного курса для педагогических работников; широко использовать разнообразные формы стационарного обучения, которые учитывают специфику профессиональной деятельности воспитателей системы дошкольного образования; побуждать воспитателей к активной самостоятельной работе с целью овладения новыми знаниями и методиками обучения; моделировать и решать педагогические ситуации, что способствуют совершенствованию эмоциональной и волевой сфер личности воспитателя, его педагогической техники, педагогических умений и личностных качеств [2, с. 159].

Современная система дошкольного образования направлена на решение сложных задач переподготовки квалифицированных педагогов в соответствии с потребностями образования государства и соответствующей системы дошкольного образования с учетом склонностей, предпочтений, выбранного уровня квалификации, мировоззрения. Это побуждает

педагогическое сообщество к поиску новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, усовершенствования содержания и структуры, форм и методов организации учебно-познавательной деятельности будущих педагогических кадров, внедрение современных педагогических технологий обучения.

В современном образовании результат профессиональной переподготовки рассматривается в категориях «компетенция» и «компетентность». Под «компетенцией» понимается заданное требование к образовательной подготовке (стандарт), описание полномочий, определение сферы деятельности, потенциальную возможность личности. В психолого -педагогической литературе «компетентность» определяется как подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности [3, с. 114]. В ее структуре традиционно выделяют знания, умения, ценности, отношение и опыт поведения.

Профессиональная компетентность - вид компетентности, которая характеризует личность в контексте выполнения ею профессиональных обязанностей. Специфика структуры профессиональной компетентности воспитателя заключается в учете профессионально значимых качеств личности. Профессиональная компетентность воспитателя ДОО характеризует его способность выполнять профессиональные задачи деятельности на основе профессиональных знаний и умений, которые интегрируются с развитием личностных профессионально значимых качеств, среди которых ведущими являются любовь к детям, сочетаемая с требовательностью, эмпатией и коммуникативностью.

Профессиональные компетенции воспитателя ДОО определены в ФГОС ДО. К числу таких компетенций относятся: оздоровительно -профилактическая, диагностико-прогностическая, планирующая, учебно-развивающая, воспитательная, коммуникативная, просветительская, организационно-педагогическая, контролирующая, а также

самосовершенствования. Уровни компетентности характеризуются степенью положительного воздействия личности на окружающую действительность. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагога, тем он глубже оказывает влияние на окружающую среду (через своих воспитанников, их родителей, других людей). Это связано как с увеличением объема знаний, опыта, функций профессиональной деятельности, так и с расширением полномочий личности.

Учитывая современность, одна из ведущих задач административного аппарата ДОО в вопросах повышения уровня подготовки специалистов дошкольного образования - создать условия, которые обеспечивают особый подход к решению образовательных задач, учитывают вышеуказанные факторы, стимулирующие развитие мастерства педагога, способствуют повышению его методической компетентности [1, с.411].

Среди направлений повышения уровня профессиональной

компетентности современного воспитателя ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО можно выделить следующие: активизация личностно-профессионального развития; мотивация и стимулирование инициативы; развитие инновационных ресурсов учреждения; создание условий для качественного совершенствования корпоративной культуры; обогащение образовательного пространства актуальной информацией.

Сущность личностного развития заключаются в том, что субъекты образования приобретают способность осознавать познавательные мотивы, превращать обучение во внутреннюю потребность, а творческое переосмысление действительности становится ведущим. Именно компетентностный подход позволяет соединить задачи личностного и профессионального развития.

На основании анализа вышесказанного, можно сделать вывод о том, что повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных организаций обеспечивает их способность к распознаванию и решению проблем, возникающих в ходе педагогической деятельности.

Использованные источники:

1. Башинова С.Н. Достижения дошкольных образовательных организаций республики Татарстан в ходе реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С.Н. Башинова, Р.И. Латыпова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. -С. 411-412.

2. О национальной доктрине образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751. - URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html/ (дата обращения: 24.04.17).

3. Симоненко А.В. Модель развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений / А.В. Симоненко // В сборнике: Развитие гуманитарной науки в современном социокультурном пространстве сборник статей. - 2015. - С. 158-161.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. - URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 24.04.17).

5. Чупаха И.В. Формирование методической компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения при внедрении и реализации ФГОС ДО / И.В. Чупаха // Сборник научных трудов по материалам V ежегодной Международной заочной научно-практической конференции. -2015. - С. 113-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.